Введение 3
1. Теоретические основы экономической добавленной стоимости, как инструмента управления коммерческой организацией 7
1.1. Сущность экономической добавленной стоимости как инструмента
управления коммерческой организацией 7
1.2. Методические подходы к оценке экономической добавленной стоимости
1.3. Организационно-правовые аспекты управления на основе экономической
добавленной стоимости 19
2. Действующая практика управления на основе показателя экономической
добавленной стоимости 25
2.1. Характеристика организации и экспресс диагностика ее финансового
состояния 25
2.2. Анализ экономической добавленной стоимости в организации 36
2.3. Факторы экономической добавленной стоимости и их анализ 47
3. Совершенствование управления организацией на основе показателя
экономической добавленной стоимости 55
3.1. Проблемы практики управления на основе экономической добавленной
стоимости 55
3.2. Направления повышения эффективности управления на основе
экономической добавленной стоимости 59
Заключение 68
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном мире, в условиях жесткой конкуренции, стремление компаний повышать свою конкурентоспособность является одной из основополагающих аспектов эффективного управления. Именно поэтому жизненно важным для компаний является своевременная и информативная оценка своей деятельности в целях анализа эффективности выбранной модели развития компании. В этой связи можно говорить о том, что появление концепции экономической добавленной стоимости было достаточно релевантным для складывающихся тенденций рыночной экономики, учитывая тот факт, что показатель позволяет руководству компаний не только использовать данный показатель как меру оценки внутрифирменной эффективности, но и также использовать его как меру оценки стоимости, создаваемой компанией. Таким образом, актуальность выбранной темы исследования заключается в объединении интересов менеджеров и собственников на пути реализации стратегии развития компании.
Стоит отметить, что с помощью расчета данного показателя в совокупности с оценкой его динамики, руководители организаций могут оценить положительные и негативные результаты принимаемых решений. Кроме того, учитывая тот факт, что одной из главных задач менеджмента компании является повышение ее стоимости, то динамика данного показателя принимает особое значение. Важно упомянуть, что показатель экономической добавленной стоимости может быть использован и в качестве критерия оценки эффективности деятельности со стороны потенциальных инвесторов компании. В этой связи стоит сказать, что изучение методик расчета показателя в совокупности с оценкой возможности внедрения непосредственно самой концепции в деятельность компании приобретает особое значение для руководства компаний в свете повышения эффективности деятельности компании и, как следствие, увеличения инвестиционной привлекательности.
С теоретической стороны изучение данного вопроса раскрывает особенности анализа данного показателя, учитывая, что существуют различные точки зрения относительно методики его расчета со стороны различных авторов. Уместно добавить, что итоговый показатель экономической добавленной стоимости зависит от ряда факторов, и именно поэтому тщательное изучение влияния этих факторов на экономическую добавленную стоимость также имеет важное значение.
Практическая значимость данной темы исследования заключается в том, что управление, основанное на показателе экономической добавленной стоимости, предполагает ряд управленческих воздействий, которые могут быть непосредственно применимы в деятельности компании. В этой связи исследование возможных решений относительно изменения показателя, а также оценка их эффективности является важным аспектом в принятии управленческих решений.
Основными направлениями исследования являются поиск информации и анализ различных подходов к оценке изучаемой темы исследования, изучение теоретических основ методологии расчета показателя, систематизация теоретических аспектов изучаемой темы и исследование возможности применения их в практической деятельности компаний.
В связи с этим основной целью исследования является применение концепции экономической добавленной стоимости в практической деятельности компании. Достижению сформулированной цели способствует решение следующих задач:
- определить сущность понятия экономической добавленной стоимости;
- изучить методические подходы к оценке экономической добавленной стоимости;
- проанализировать организационно-правовые аспекты управления на основе показателя экономической добавленной стоимости;
- провести диагностику финансового состояния ПАО «Ростелеком»;
- оценить показатель экономической добавленной стоимости на примере ПАО «Ростелеком»;
- проанализировать факторы, влияющие на показатель экономической добавленной стоимости на примере ПАО «Ростелеком»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления ПАО «Ростелеком» на основе экономической добавленной стоимости.
Предметом исследования является применение показателя экономической добавленной стоимости в качестве критерия повышения эффективности деятельности компании.
Объектом исследования является ПАО «Ростелеком».
Информационной базой исследования являются учебные пособия, статьи в периодической печати, электронные ресурсы, отчетность и другие внутрикорпоративные документы ПАО «Ростелеком», нормативные акты.
Методами исследования являются теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий, электронных ресурсов, а также кабинетное исследование.
Первая глава работы носит название: «Теоретические основы экономической добавленной стоимости, как инструмента управления коммерческой организацией». В этой части исследования мы рассмотрим сущность концепции экономической добавленной стоимости. Проанализируем методику расчета показателя, а также обратим внимание на организационно - правовые аспекты управления на основе экономической добавленной стоимости.
Вторая глава носит название: «Действующая практика управления на основе показателя экономической добавленной стоимости». В этой части работы мы проведем анализ деятельности компании ПАО «Ростелеком». Далее рассчитаем показатель экономической добавленной стоимости и проанализируем результаты расчетов. В заключении уделим внимание факторам, формирующих показатель экономической добавленной стоимости.
Третья глава носит название: «Совершенствование управления организацией на основе показателя экономической добавленной стоимости». В этой части работы мы рассмотрим проблемы практики управления на основе экономической добавленной стоимости, а также проанализируем возможные направления повышения эффективности управления на основе экономической добавленной стоимости.
Теоретические аспекты изучения проблемы экономической добавленной стоимости, как инструмента управления коммерческой организацией, позволили сделать вывод о том, что показатель EVA обладает рядом сущностных характеристик, позволяющих оценить преимущества показателя над другими критериями эффективности деятельности компании. В частности, ключевым отличием экономической добавленной стоимости от других показателей оценки инвестиционной привлекательности является учет EVA как итогового финансового результата, так и ценой привлечения капитала для его достижения.
Стоит отметить, что показатель EVA может быть использован руководством компании для внутреннего пользования в целях оценки эффективности деятельности компании в целом или его отдельных подразделений, так и может быть использован потенциальными инвесторами компании или ее собственниками в целях выбора наиболее привлекательного объекта для вложения средств. В этой связи важно отметить, что по мнению самой консалтинговой компании «Stern Stewart &Co» существует зависимость между показателями EVA и рыночной стоимостью компании, что в свою очередь значит, что компании могут быть уверены относительно роста внимания к ней со стороны потенциальных инвесторов в связи с увеличением показателя экономической добавленной стоимости.
Говоря о непосредственном расчете показателя экономической добавленной стоимости, важно отметить, что расчет носит достаточно объемный и трудоемкий характер. В частности, существуют два основных метода расчета показателя, предложенных зарубежными авторами концепции. Не стоит забывать и о так называемом спреде эффективности, который характеризует разность между рентабельностью инвестированного капитала и средневзвешенной стоимости капитала. Таким образом, количественный показатель спреда, также как и экономическая добавленная стоимость, характеризует качество и эффективность использования капитала компании ее руководством. Соответственно положительное значение данного показателя характеризует относительную величину превышения доходности капитала над затратами к его привлечению.
Говоря об организационно-правовом аспекте управления на основе показателя экономической добавленной стоимости, стоит отметить, что он имеет ряд особенностей. Учитывая специфику и методологию расчета показателя EVA, руководству компаний следует обратить тщательное внимание к вопросу организации управленческого учета, так как принципы его составления в соответствии с концепцией экономической добавленной стоимости требуют ряда изменений в отчетности компании. Соответственно, правильность преобразований позволит, во-первых, построить систему управления, ориентированную на стоимость, и, во-вторых, позволит презентовать релевантную и достоверную информацию относительно экономической добавленной стоимости для инвесторов компании.
Следующий аспект анализа исследуемой проблемы носит практический характер. В связи с этим вопрос экономической добавленной стоимости был рассмотрен на примере ПАО «Ростелеком». Стоит отметить, что компания является крупнейшим в России провайдером цифровых услуг и решений, присутствующих во всех сегментах рынка. В частности, ПАО «Ростелеком» реализует проекты в сферах электронного правительства, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услугах.
Проведя экономический анализ ПАО «Ростелеком», мы выяснили, что компания в целом имеет стабильное финансовое состояние. Несмотря на трудности, которые постигли экономику России, компания не испытывала затруднения в области финансирования своей деятельности, однако важно заметить, что падение чистой прибыли компании существенно повлияло на рентабельность ее деятельности. Стоит отметить, что ПАО «Ростелеком» на протяжении всего исследуемого периода демонстрировала стабильное значение собственного капитала компании, что положительно сказалось на финансовой устойчивости. Большую роль в показателях экономической эффективности компании в кризисный период сыграла динамика инвестиционных и финансовых доходов, в частности, в виде дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и поступлений от долевого участия в других организациях.
Анализ экономической добавленной стоимости складывался из ряда последовательных этапов, которые включали в себя расчет средневзвешенной стоимости капитала компании, определение объема инвестированного капитала, расчет чистой операционной прибыли. Стоит отметить, что при определении показателя мы использовали два основных метода расчета экономической добавленной стоимости, предложенных зарубежными авторами концепции. Проанализировав показатель EVA ПАО «Ростелеком», которое имело положительное значение на протяжении всего исследуемого периода, мы пришли к выводу о приросте рыночной стоимости компании относительно балансовой стоимости чистых активов.
Положительное значение EVA также свидетельствует об эффективности принимаемых управленческих решений, однако в последнем году анализируемого периода наблюдается снижение показателя. Динамика значения средневзвешенной стоимости капитала приняла нисходящий характер, также как и значение чистой операционной прибыли. Учитывая рост инвестированного капитала, показатель спреда эффективности отметился падением. Сложившиеся ситуация требует определенных действий со стороны руководства, которые в первую очередь должны быть направлены на повышение рентабельности инвестированного капитала компании. Дальнейшее снижение экономической добавленной стоимости может привести к оттоку капитала из компании.
Следующим аспектом анализа экономической добавленной стоимости на примере ПАО «Ростелеком» являлось изучение влияния факторов на показатель. Мы пришли к выводу, что экономическая добавленная стоимость и факторы, формирующие ее, тесно взаимосвязаны. Динамика показателя в последнем году исследуемого периода прежде всего обуславливалась изменением себестоимости продаж, выручки и суммы скорректированных налогов. Также мы выяснили, что показатель наиболее чувствителен к фактору средневзвешенной стоимости капитала, обладающий наибольшей эластичностью. В связи с этим решения руководства компании, направленные на оптимизацию структуры и стоимости капитала в совокупности с повышением доходности операционной деятельности и оптимизации налоговых выплат, приведет к росту экономической добавленной стоимости, и как следствие, увеличению рыночной стоимости компании.
Проведя анализ экономической добавленной стоимости компании, а также исследовав факторы, формирующие показатель, мы выявили аспекты деятельности компании, над которыми стоит провести преобразования. Критерием проведенных рекомендаций являлось увеличение экономической добавленной стоимости компании. В связи с этим, стоит отметить, что одной из ключевых аспектов является создание системы управления добавленной стоимости компании. Она, в свою очередь, реализуется через мероприятия организационного, мотивационного и экономического характера.
С целью создания системы управления экономической добавленной стоимостью ПАО «Ростелеком» мы рекомендовали компании создать центры ответственности по генерации добавленной стоимости. В качестве центров избрали непосредственно Правление, включая Президента компании; Совет директоров; и также региональные филиалы компании. Каждый элемент такой системы несет в себе функции создания добавленной стоимости компании, и соответственно, несет ответственность за итоговый результат.
Также мы разработали программу мотивации, базой которой служит показатель экономической добавленной стоимости. Она будет предусматривать запуск опционов на покупку обыкновенных акций компании, которые приобретаются участниками программы мотивации по фиксированной цене за счет бонусного вознаграждения, причитающегося за достижение планового показателя EVA. Стоит отметить, что резервация обыкновенных акций уставного капитала компании будет происходить в размере 2% от общего объема акций. В случае значительного перевыполнения планового показателя, опционный план будет ограничен 150% от запланированного резерва. Соответственно, при значительном невыполнении целевых показателей участники программы лишаются права на опцион. Бонусная часть вознаграждения, причитающееся руководителям за достижение целевых показателей, рассчитывалась исходя из средней заработной платы участников программы и бонусного коэффициента. В результате проведенных мероприятий, у менеджеров компании появляется мотивация создавать стоимость для её инвесторов, так как больший показатель экономической добавленной стоимости послужит увеличению бонусной части их оплаты труда.
Рассчитав опционный план и бонусное вознаграждение руководителей высшего и среднего звена, мы определили совокупные затраты компании на мотивационную программу, базирующееся на экономической добавленной стоимости, и сравнили их с фактическими затратами 2017 года. В результате, новая система мотивации труда позволила сократить себестоимость продаж компании, что положительно отразилось на операционной прибыли компании.
Разработав мотивационную политику компании, базирующуюся на показателе экономической добавленной стоимости, мы приступили к рекомендации экономического характера, которая позволила повысить показатель EVA, в частности рекомендации были направлены на уменьшение налогооблагаемой базы. Механизм преобразований состоял в выкупе собственных акций компании. Операция отразилась в статье прочих расходов и привнесла уменьшение налогооблагаемой базы. Однако с целью сохранения существующей структуры капитала, снижение собственного капитала компании нивелировалась увеличением нераспределенной прибыли в совокупности с небольшим ростом долгосрочных заемных средств. Увеличение нераспределенной прибыли обеспечилось за счет снижения дивидендных выплат.
В результате проведенных мер по оптимизации показателя экономической добавленной стоимости удалось добиться увеличения показателя на 144 процента в случае действия мотивационной политики, основанной на экономической добавленной стоимости, в 2017 году, и на 67 процентов в случае преобразования экономического характера. Стоит также отметить, что рекомендация в области организационных изменений позволит четко идентифицировать организационные звенья, которые в свою очередь будут ответственны за итоговое значение показателя экономической добавленной стоимости, что привнесет за собой общую стратегическую направленность их управленческих решений.
В целом, важно отметить, что вся организационная система, построенная на целевом показателе EVA, консолидирует стремление инвесторов увеличить отдачу вложенных средств с желанием менеджеров достичь целевой показатель в соответствии с мотивационной составляющей своей деятельности. Все проводимые изменения, ориентированные на рост добавленной стоимости, позволят компании более эффективно выстраивать свою деятельность, и как вследствие, повышать свою инвестиционную привлекательность в глазах потенциальных инвесторов.