ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА 5
1.1. Сущность, основные понятия ассортимента товаров 5
1.2. Анализ ассортимента товаров 17
1.3. Совершенствование ассортимента товаров 26
2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА МОЮЩИХ (СМС) СРЕДСТВ ИП ТИМОФЕЕВА Е.С. «АЛЬПАРИ»
2.1. Краткая характеристика предприятия ИП Тимофеева Е.С. «Альпари» 34
2.2. Оценка ассортимента моющих средств 41
2.3. Маркетинговое исследование ассортимента товаров 48
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА МОЮЩИХ СРЕДСТВ В ИП ТИМОФЕЕВА Е.С. «АЛЬПАРИ»
3.1. Использование инновационного подхода в формировании оптимального ассортимента моющих средств
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по формированию оптимального ассортимента магазина ИП Тимофеева Е.С.«Альпари»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую товарную совокупность для предприятия торговли. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что формирование ассортимента реализуемых товаров, его широты, глубины и структуры является одной из основных задач любого торгового предприятия. На данном этапе развития экономики существует важнейшее направление - улучшение качества предоставляемых услуг предприятия. Это связано с тем, что сейчас выживаемость фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
Конкурентоспособность фирмы обусловлена пониманием того, что качество формирования ассортимента продукции является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей, а так же фактором, отражающим проявление того, как хозяйственная единица (фирма, предприятие) умеет организовывать и управлять процессом производства, насколько эффективно она это делает.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что работа актуальна на сегодняшний день.
Объект данного исследования - магазин ИП Тимофеева Е.С «Альпари».
Предмет данного исследования - ассортимент моющих средств магазина ИП Тимофеева Е.С «Альпари».
Целью данной выпускной квалификационной работы является сформировать оптимальный ассортимент товаров, на основе проведенного анализа.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты;
б) дать краткую характеристику предприятия.
в) проанализировать ассортимент магазина;
г) разработать регламент по ассортименту.
Информационной базой исследования явились научно - практические публикации, методическая литература следующих авторов: И.А. Бланк, Л.А. Данченок, Н.И. Гавриленко, А.И. Климин, О.Н Романенкова и др.
В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, формализация, обобщение, табличный метод и др., а так же методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, коэффициентный и др.
Работа состоит из введения, 3х глав, заключения и списка литературы.
В введении определена актуальность темы, цель, задачи, объект и предмет исследования.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы, в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии управления товарным ассортиментом предприятия; на основе анализа предметно-объектного материала были разработаны предложения магазина «Альпари» по повышению эффективности управления торговым ассортиментом предприятия.
Актуальность темы заключается в том, что достижение главной цели торгового предприятия зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации закупочно-сбытовой деятельности, эффективности формирования товарного ассортимента предприятия.
Объектом исследования дипломной работы являлся магазин «Альпари».
Планирование ассортимента ведется посредством многофункционального менеджмента, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица и заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Основная цель, которая ставится при управлении ассортиментом - это достижение плановых показателей маржинального дохода.
В рамках данной дипломной работы были решены поставленные в начале исследования задачи.
На основе проведенного анализа результатов коммерческой деятельности сделаны следующие выводы:
Ассортимент синтетических моющих средств в магазине «Альпари» полный и устойчивый. Также в магазине достаточно низкая обновляемость товаров, т.к. магазин старается сотрудничать со старыми, хорошо зарекомендовавшими себя поставщиками, которые поставляют в основном стандартный стабильный ассортимент. Завоз новых товаров производится крайне редко.
Для повышения рациональности данного ассортимента, для оптимизации продаж прибыли следует:
а) добавить, хотя бы в небольших количествах виды мыла;
б) расширить ассортимент синтетических моющих средств (особенно средства для мытья посуды);
в) пополнить ассортимент синтетических моющих средств (особенно средства для стекол);
г) чаще и в больших количествах обновлять все виды синтетических моющих средств.
Для обеспечения устойчивого ассортимента синтетических моющих средств и, следовательно, более полного удовлетворения спроса покупателей в магазине должна проводиться работа по управлению товарными запасами.
При определении оптимальных размеров товарных запасов в магазине «Альпари» должны исходить из объёма дневной реализации товаров, частоты завоза и величины разовой поставки товаров. Под оптимальными товарными запасами понимают такое количество товаров, которое обеспечивает бесперебойную реализацию их покупателям при минимуме затрат. Поэтому в случае снижения необходимого количества товаров работники магазина должны принимать меры по ускорению их завоза. Если же образуются излишние товарные запасы, то выявляются причины их образования (неправильное определение потребности в товарах, низкое качество, высокие цены и т.п.), а затем принимаются меры по стимулированию продажи этих товаров или возвращение их поставщику.
Стимулирование продажи товаров представляет собой комплекс мероприятий, направленных на привлечение большего числа покупателей с целью увеличения сбыта товаров.
Проведенный анализ товарооборачиваемости показал, что влияние товарооборота имело отрицательное значение практически по всем видам товаров. Товарные запасы имели напротив положительное влияние на товарооборачиваемость. Общее увеличение товарооборачиваемости составило 32,93 дня, в том числе изменение объема товарооборота оказало отрицательное влияние в размере 50,31 дней, увеличение товарных запасов сказалось на росте товарооборачиваемости в размере 17,38 дней.
На основе проведенного анализа были предложены мероприятия по совершенствованию управлению товарными запасами на предприятия.
С целью оптимизации товарных запасов и получения дополнительной прибыли было предложено реализовать залежалые товарные запасы со скидкой. При этом полученный экономический эффект составит 1161,52 тыс. руб. является вполне значительным, учитывая отсутствие дополнительных затрат, связанных с его использованием.
Очевидно, что при более детальном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности, предприятие может получить и более значительный экономический эффект в будущем. Данное решение может принять его руководитель по истечении текущего года, сравнив результаты деятельности предприятия при традиционном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности.
1. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М., Прогресс, 2013. - 254с.
2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием - М.: Ассоциация авторов и издателей. Тандем, 2011. - 416 с.
3. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта¬М.: Финансы и статистика, 2012. - 271 с.
4. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация - М, ИНФРА - М, 2013. - 256 с.
5. Брагина С.С., Данько К.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. - СПб: Питер, 2014. - 301 с.
6. Брагина Л.А., Данько Т.П. Организация и управление торговым предприятием: Учебник - М.: Инфра-М, 2014. - 303 с.
7. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли: учебник - М: Юрайт-Изд, 2012. - 479с.
8. Данченок Л.А. Маркетинг: учебник для бакалавров - Изд.: Юрайт, 2015. - 314 с.
9. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2011. - 614 с.
10. Гавриленко Н.И. Маркетинг - Изд.: Академия, 2014. - 591 с.
11. Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования - Изд.: Юрайт, 2016. - 384 с.
12. Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс - Изд.: Юрайт, 2016. - 718 с.
13. Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник - Изд.: Юрайт, 2015. - 430 с.
14. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗОВ - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
15. Егоршин А.П. Маркетинг организации - Изд.: Питер, 2016. - 381 с.
16. Зайцев Н.Л. Экономика предприятия: учебное пособие - М. : ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
17. Земляк С.В. Маркетинг торговли: учебник - Изд.: Дашков и К, 2013. - 435 с.
18. Зубкова И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие. - М.:Дашков и Ко, 2012. - 217 с.
19. Карпова С.В. Инновационный маркетинг: учебник - Изд.: Юрайт, 2016. - 485 с.
20. Климин А.И. Стимулирование продаж. - М.: Вершина, 2014. - 272 с.
21. Козлов Н.В. Анализ динамики товарных запасов // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 3. - С. 62-73.
22. Колюжнова Н.Я. Маркетинг. Общий курс: учебное пособие для студентов вузов - М.: Омега-Л, 2013. - 476 с.
23. Коновалова Т.Ю. Ассортимент и качество - М.: Инфра-М, 2015. - 176с.
24. Коротков А.В., Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров - Изд.: Юрайт, 2016. - 479 с.
25. Костина Г.П. Управление ассортиментом // Менеджмент в России и за рубежом, 2011. - № 6. - С. 39-50.
26. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга - М.: Вильямс, 2013. - 226 с.
27. Кравченко И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия - М.: Дашков и К, 2012 - 312 с.
28. Лукашевич В.В.Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров - Изд.: Дашков и К, 2013. - 283 с.
29. Молчанов Н.Н. Маркетинг инноваций : учебник и практикум для академического бакалавриата - М. : Изд. Юрайт, 2016. - 379 с.
30. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие - М.: Вузовский учебник, 2008. - 272 с.
31. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта - М.: Финансы и статистика, 2013. - 175 с.
32. Наумов В.Н. Стратегический маркетинг - Изд.: Инфра- Наумов В.Н., 2016. - 419 с.
33. Овечкина О. М. Основы маркетинга: учебное пособие - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2014. - 288 с.
34. Никишкин В. В. Маркетинг розничной торговли - М.: Экономика, 2013. 209 с.
35. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы - Изд.: Норма, 2015. - 379 с.
36. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность - М.: Информационно-вычислительный центр «Маркетинг», 2011. - 250 с.
37. Плеханов Г.В. Торговое дело - М.: Норма, 2012. - 452с.
38. Покровский А.И. Экономика торговли. - М.: ИНФРА - М, 2013. - 354 с.
39. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 257 с.
40. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации - М.: Изд. Экзамен, 2015. - 320 с.
41. Романенкова О.Н. Маркетинг: теория и практика для бакалавров - Изд.: Юрайт, 2013. - 401 с.
42. Секерин В. Д. Инновационный маркетинг - Изд.: Инфра-М, 2016. -371 с.
43. Симонян Т.В. Маркетинг - Изд.: Феникс, 2011. - 395 с.
44. Соловьев Б.А. Маркетинг - Изд.: Инфра-М, 2016. - 297 с.
45. Ходяченко В.Б. Маркетинг: Учеб.пособие - СПб.: ОЦЭИМ, 2012. - 416 с.
46. Цахаев Р.К. Основы маркетинга: учебник - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 448 с.