Введение 3
1. Общая характеристика системы и особенностей социального страхования граждан в современной России 5
1.1. Социальное обеспечение как функция государства 5
1.2. Государственное социальное страхование как форма социального обеспечения населения 11
2. Аналитика данных социологических опросов по предмету исследования 15
2.1. Социологические опросы, проведенные Фондом социального страхования Российской Федерации 15
2.2. Анализ результатов социологических опросов, проведенных Фондом социального страхования Российской Федерации 21
Заключение 24
Список использованных источников 26
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в соответствии с Конституцией нашего государства , Российская Федерация выступает социальным государством, т.е. государством, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости.
Право на социальную защиту и социальное обеспечение выступает одним из основных социально-экономических прав человека.
Это право закреплено в важнейших международно-правовых документах, в частности, в статье 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года , в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года , иных международных актах.
Реализация социального характера государства осуществляется посредством ряда государственно-правовых институтов, важнейшим из которых представляется именно государственно социальное страхование, в том числе пенсионное, на случай временной нетрудоспособности и т.д.
При этом система социального страхования не должна выступать «вещью в себе» - очевидно, что для уяснения эффективности системы социального страхования, ее «удобности» для населения и востребованности им необходимо проанализировать вторичные данные социологических опросов, проводимых Фондом социального страхования Российской Федерации на своем Интернет-портале и в своих региональных представительствах.
Целью настоящей работы выступает комплексный анализ особенностей системы социального страхования в Российской Федерации и отношения населения России к основным категориям данной системы.
Задачи исследования:
Исследовать социальное обеспечение как функцию государства;
Охарактеризовать государственное социальное страхование как форму социального обеспечения населения;
Проанализировать социологические опросы, проведенные Фондом социального страхования Российской Федерации;
Провести анализ результатов социологических опросов, проведенных Фондом социального страхования Российской Федерации.
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере реализации государственной социальной политики.
Предмет настоящего исследования – особенности развития системы социального страхования в России..
Методологию работы составляют как специальные методы (метод анкетирования, моделирования и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области права социального обеспечения и социологии.
Нормативная база исследования – законодательство Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан.
Эмпирическая база исследования – практика изучения общественного мнения, проводимого Фондом социального страхования Российской Федерации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два и параграфа каждая, и заключения.
В конце приведен список использованных источников.
Проведенное исследование особенностей развития системы социального страхования в Российской Федерации, в том числе посредством социологических опросов граждан на Интернет-портале Фонда социального страхования, а так же непосредственного анкетирования в территориальных отделениях Фонда социального страхования в субъектах Российской Федерации позволило сделать определенные выводы:
1) Посредством реализации функции социального обеспечения государство определенным образом исполняет свои обязательства перед гражданами, рассчитывая, что в ответ граждане так же будут осуществлять действия, приносящие пользу всему обществу и государству.
Например, оказывая социальную поддержку беременной женщине, государство рассчитывает на рождение и воспитание нового, активного члена общества, который будет трудиться, создавать материальные или иные блага, платить налоги и т.д.
Соответственно, функцию социального обеспечения ни в коем случае нельзя рассматривать как некую «обузу» для государства, обусловленную абстрактными требованиями гуманизма.
Грамотно и эффективно осуществляемое социальное обеспечение в конечном итоге приносит государству и обществу неоспоримые выгоды.
2) Социальное страхование как правовой институт выступает сферой общественных отношений, по поводу обеспечения граждан пенсиями, пособиями, компенсациями, прямой нематериальной помощи, а также оказанием услуг процедурного и правозащитного характера.
Правоотношения в сфере социального обеспечения характеризуются крайне большим разнообразием, что говорит о множестве форм и способов социальной поддержки граждан.
3) Несмотря на стремление Фонда социального страхования Российской Федерации объективно анализировать общественное мнение относительно системы социального страхования в Российской Федерации, в целом граждане крайне неохотно отвечают на вопросы Фонда – при более чем ста тысяч уникальных посетителей Интернет-портала ФСС России в месяц участие в проводимых Фондом опросах принимают не более чем 200-300 человек в течение календарного месяца.
Иными словами, граждане не демонстрируют особого стремления к оценке деятельности государства
4) Именно граждане (работники), т.е. лица, в отношении которых осуществляется социально страхование, должны выступать наиболее активными участниками системы оценки качества и сущности системы социального страхования. Именно граждане, будучи прямо заинтересованными лицами, должны высказывать свое мнение относительно основных проблем, присущих системе социального страхования в России.
Вместе с тем, низкая активность граждан в области участия в социологических опросах, проводимых Фондом социального страхования Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии у граждан России понимания себя как важного «инструмента» воздействия на государственную политику в социальной сфере.