Введение 3
1. Теоретические основы организации делового туризма 7
1.1. Сущность делового туризма и его классификация 7
1.2. История становления делового туризма 14
1.3. Формирование российского рынка делового туризма 19
2. Анализ изучаемой проблемы в конкретной организации 28
2.1. Краткая характеристика ГТРК «Корстон-Казань» 28
2.2. Структура управления в ГТРК «Корстон-Казань» 31
2.3. Анализ управления качества услуг, предоставляемых ГТРК «Корстон-
Казань» 36
3. Реализация мероприятий по совершенствованию деятельности ГТРК
«Корстон-Казань» в mice направлении 45
3.1. Анализ процесса организации и проведения мероприятий на примере
ГТРК «Корстон-Казань» 45
3.2. Разработка рекомендаций по улучшению процесса организации и
проведения мероприятий 51
Заключение 57
Список использованных источников 64
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Туризм является одним из источников повышения благосостояния государства. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и приносящую доход государству, не говоря уже о том, что эта система обогащает очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.
Для современного туризма характерно разнообразие форм, видов и разновидностей. Одна из форм туризма связана с пересечением туристами государственной границы своей страны. По этому признаку выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (путешествия по другим странам).
С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более тесными. Этому способствует развивающийся деловой туризм. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок так же немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это достигается с помощью делового туризма. А еще, деловой туризм - это один из ресурсов интеграции и развития компаний, через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование.
Так же деловой туризм является одной из ведущих динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За свои невиданно быстрые темпы роста деловой туризм признан экономическим феноменом ХХХ столетия.
Современный бизнес невозможен без активного обмена информацией, без использования новых технологий, без повышения квалификаций на всех уровнях делового образования, участие в международных конгрессах, семинарах, выставках и т.п. Все это входит в сферу делового туризма.
С помощью этой отрасли туризма происходит приток новых идей в экономику, завоевываются новые рынки, т.е. развивается экономика и благосостояние страны.
Актуальность темы исследования обусловлена низкой степенью изученности теории делового туризма как специфической отрасли мирового туризма. В последние три десятилетия эта отрасль наиболее интенсивно развивается в мировом туристском пространстве, причем доходы от нее составляют высокий процент в структуре доходов от международного туризма; в некоторых странах они играют заметную или даже в отдельных случаях ведущую роль в государственном бюджете.
Поэтому в зарубежной экономико-географической науке в последние десятилетия проводятся исследования, посвященные зарождению и развитию делового туризма; появились статистические данные. Всемирной туристической организации по его основным показателям - прибылям, доходности и др. Актуальность выбранной темы определяется ускоренными темпами развития рынка конгрессного туризма и его важной ролью, как источника доходов в туризме.
Как ранее отмечалось, в последние годы деловой туризм развивался ускоренными темпами. Так, в 1990 г. из 425 млн. путешествий, совершенных в мире, 63 млн. проводились с деловыми целями. Этот вид туризма является одним из наиболее прибыльным, и имеет огромное значение для принимающей стороны.
Деловой туризм возник еще в древние времена, когда люди путешествовали с целью торговли. В наше время путешествия с деловыми целями включают: встречи и конференции, торговые выставки и ярмарки, а также интенсив-путешествия, которые признаны наиболее эффективными средствами для ведения бизнеса, выхода на новые рынки, а также для обмена мнениями и новыми идеями между коллегами и клиентами.
В 90-е годы XX столетия произошли существенные изменения в мировой политической и экономической жизни, на транспорте и в технологиях, а также в моделях потребления, которые оказали ощутимое влияние на мировой рынок деловых путешествий и были поставлены новые задачи перед этим сектором туризма.
Подчиняясь целям индустрии делового туризма, встречи представляют собой организованные мероприятия, объединяющие людей для обсуждения различных вопросов. Они могут принимать разнообразные формы, иметь разные названия.
Встречи отличаются большим разнообразием. Однако, для того чтобы считать встречу частью рынка делового туризма, необходимо чтобы она проводилась вне помещений организации осуществляющей встречу и использовала услуги индустрии туризма.
Встречи, как часть рынка делового туризма, отличаются объемом используемых ими услуг индустрии туризма. Если встречи носят продолжительный характер, то делегатам предлагаются услуги других секторов индустрии туризма, например, транспорт для осмотра достопримечательностей и прогулок, услуги розничной торговли для покупки туристического снаряжения, путеводителей и др.
Встречи задействуют различные услуги туристских предприятий. На рынке могут использоваться различные средства проведения встреч и конференций. Это может быть от крупных конгресс-центров, специально построенных для этого, до концертных залов, театров, учебных заведений, церквей, музеев, теплоходов, тематических парков. Но все-таки наибольшая часть различного масштаба встреч проводится в отелях, способных комфортно разместить делегатов.
Многие гостиничные компании предполагают, что рынок деловых путешествий увеличит загруженность отелей, увеличит прибыль и приведет их к экономическому благополучию.
Примером этого служит то, что некоторые гостиничные компании более половины своего бизнеса привязывают к работе именно на этом рынке.
Так, одна из крупнейших британских гостиничных групп "Куинз Моат Хаузес", специализирующаяся на работе с бизнес-путешественниками, посвятила этому рынку 80% своего бизнеса.
В последние годы рынок делового туризма стремительно развивается как за рубежом, так и в России. Деловой туризм стал одной из самых стремительно развивающихся отраслей мировой экономики, играя немаловажную роль в развитии многих стран. Для организации успешной деловой поездки требуются соответствующие условия. Деловые туристы так же, как и сама отрасль делового туризма, являются специфичными. В связи со специфичностью клиентов и их запросов, одной из тенденций в MICE индустрии является формирование специализированных предприятий и профессий. К таким предприятиям относятся mice-агентства, которые занимаются исключительно бизнес поездками и проведением выставок, семинаров и конференций за рубежом, event-агентства, занимающиеся организацией мероприятий, а также бизнес отели с полным перечнем бизнес-услуг или гостиницы, готовые предоставить соответствующие конференц-услуги.
В данном исследовании фокус был направлен на анализ сферы mice делового туризма. В первой главе мы раскрыли сущность основных понятий, относящихся к теме, уделив особое внимание истории делового туризма. Анализ исторического развития выставочной индустрии и конкретно отрасли международных промышленных выставок позволил перейти к исследованию ее текущего состояния.
В результате, были выделены ключевые тенденции - глобализация и рост новых рынков - помимо прочего, оказывающих воздействие и на процесс создания брендов международных промышленных выставок.
В ходе исследования были последовательно решены обозначенные во введении задачи исследования. Так же первой главе работы были определены понятие и отличительные свойства делового туризма, было рассмотрено состояние рынка делового туризма в России. Были также определены проблемы и перспективы развития делового туризма. Сфера туризма является наиболее активно развивающимся направлением сферы услуг.
На основании проведенного во второй главе теоретического анализа, а также анализа статистических материалов выявлено, что MICE- туризм, являясь относительно новой отраслью для российского рынка, уже завоевывает ведущие позиции по темпам роста. При этом в перспективе объемы рынка делового туризма составят не менее 15-30% всего объема оказываемых услуг. Требования к MICE на сегодняшний день возрастают пропорционально росту объемов. Если на первых этапах развития данного сектора от агентств требовалось лишь продумывание логистики маршрута, оформление соответствующих документов, заказ билетов и бронирование гостиниц, то сегодня требования рынка и потребителей значительно растут, и возникает необходимость обеспечения глубокой культурной и развлекательной программы. Спектр возможных программ действительно очень широк. Именно в этом ключевое преимущество России, так как в пределах одного регион! возможно сразу несколько вариантов мероприятий. Это объясняется природными, климатическими и географическими особенностями, а также многонациональностью Российской Федерации.
Во второй главе произведен общий анализ ГТРК «Корстон Казань», выявлены сильные и слабые стороны гостиничной деятельности. С помощью анализа организационной структуры управления и качества услуг отеля, были разработаны рекомендации по улучшению обслуживания.
Проведя SWOT-анализ можно сказать, что деятельность, осуществляемая ГТРК «Корстон - Казань» может быть в целом оценена очень даже позитивно. Гостиница имеет как сильные, так и слабые стороны. Руководству необходимо совершенствовать управление маркетингом, нарабатывать опыт, постоянно анализировать собственную деятельность и деятельность конкурентов.
Третья глава посвящена mice направлению в широком спектре услуг, предоставляемых «Корстон - Казань». Выбор этого направления обусловлен активным его развитием на международном рынке в целом, и на российском рынке в частности. В последние годы в России появляются новые игроки, стремящиеся к конкуренции в данном сегменте на мировом уровне.
Индустрия MICE обеспечивает ежегодно 610 млн. деловых поездок и почти $430 млрд. финансового оборота. По прогнозам специалистов, к 2020 году доходность индустрии MICE возрастет в 5 раз - до $2 трлн в год, сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в пресс-службе оргкомитета, выставки Отдых.
В главе поэтапно описан процесс организации мероприятия. Подготовка событий предполагает серьезную предварительную работу менеджеров - организаторов. В процесс входит определение круга участников и их ролей, состава приглашенных, разработка детальной программы и сценария, расписанного по минутам.
Все возможные варианты отклонения от сценария необходимо рассчитать заранее. Рассмотрен и проанализирован процесс реализации ежегодного мероприятия «Поволжская ветеринарная терапевтическая конференция» проходившего с 5 по 6 апреля 2018 г. в «Корстон - Казань».
По результатам мероприятия были выявлены сильные стороны - это наличие хорошо технически оснащенных MICE-площадок, квалифицированный персонал с многолетним опытом проведения разного рода мероприятий, а также слабые стороны, по устранению которых предложены мероприятия.
Отечественной выставочной индустрии, на сегодняшний момент, уделяется особое внимание правительства, подчеркивается необходимость введения норм ее правового регулирования, что подтверждает актуальность данной темы исследования и формирует особый интерес в сопоставлении развития зарубежного и российского рынков международных промышленных выставок.
Необходимо сформулировать такие главные направления совершенствования туризма в России до 2020 года:
1. Признание важности, понимание туризма как приоритетной отрасли экономики.
2. Разработка, реализация программ стимулирования данной отрасли.
3. Профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
4. Дальнейшее совершенствование деловой туристической инфраструктуры.
5. Активное продвижение отечественного делового туризма.
6. Разработка общего календаря отраслевых отечественных мероприятий.
7. Создание нормативно-юридической базы совершенствования делового туризма РФ.
8. Развитие сбора, анализа данных.
Развитие въездного туризма является экономическим приоритетом. Для многих регионов РФ въездной туризм может стать серьезным шагом в развитии экономики. В связи с этим была разработана программа обслуживания иностранных деловых туристов.
В последние несколько лет можно наблюдать активное развитие делового туризма в региональных центрах, к примеру, в Казани.
На протяжении последнего десятилетия город захлестнуло интенсивное развитие сфер деятельности, сопряженных с коммуникативными и обслуживающими функциями, а также индустрии досуга, отдыха и развлечений.
Все вышеперечисленное позволяет сделать прогноз на дальнейшее развитие и расширение индустрии международных промышленных выставок, появление новых игроков, и, таким образом, продолжение повышения уровня конкуренции.
В данных условиях следование общемировым тенденциям и учет опыта крупнейших игроков позволит добиться эффективных результатов и обеспечит возможность дальнейшего успешного развития.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: [текст] - М.:КНОРУС, 2010. - С. 35-37.
2. Александрова Е.Н., Стадник Т.А. Международный туризм в глобальной среде: показатели и направления развития [Текст] / Е.Н. Александрова, Т.А. Стадник // Экономика устойчивого развития. - 2014. - № 4 (20). - С. 17-24.
3. Александрова Е.Н., Шевченко И.В. Развитие инновационной системы России в процессе интеграции в глобальную экономику: национальный и региональный контекст [Текст] / Е.Н. Александрова, И.В. Шевченко, П.А. Солахов, О.А. Салмина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 16. - С. 20-28.
4. Александрова Е.Н., Шевченко К.И. Инновационный фактор конкурентного позиционирования национальной экономики в системе мирохозяйственных связей: выводы международных сопоставлений [Текст] / Е.Н. Александрова, К.И. Шевченко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 2. - С. 14-20.
5. Бабкин А. В. «Специальные виды туризма» учебное пособие - Ростов- на-Дону: Феникс, 2008. - С. 252.
6. Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме. - М.: Академия, 2010. - С. 114
7. Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. - М.: «Махаон», 2005. - С.488.
8. Вампилова Л.Б. Туристские ресурсы и туристско-рекреационное районирование Ленинградской области. - СПб.: ЛГУ, 2011. - С. 65-68.
9. Васильева Е.В. MICE-индустрия: современные подходы к организации деятельности / Е.В. Васильева, М.Г. Хаткевич // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11 (76). - С. 134-136.
10. Власова Т.И. Анимационный менеджмент в туризме. - М.: Академия, 2010. - С. 79.
11. Гальперина Т. И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации. - М.: РИБ «Турист», 2004. - С. 11.
12. Гальперина Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе
менеджера туристской анимации: [учебно-практическое пособие]. - М.:
Советский спорт, 2008. - С. 292.
13. Гальперина Т. И. Режисура курортно-досуговых программ в работе
менеджера туристской анимации: [учебно-практическое пособие]. - М.:
Советский спорт, 2006. - С. 168.
14. Гаранин Н. И., Булыгина И. Менеджмент гостиничной и туристской анимации: [учебно-практическое пособие]. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 33-36.
15. Гончарова И. В. Маркетинг туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - С. 224.
16. Донских С. В. Событийный туризм: [учебно-методическое пособие]. - Минск: РИПО, 2014. - С. 112.
17. Дурович А.П. Реклама в туризме. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С 51. 23. Елисеева Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - С. 93.
18. Жуков А.А. Технология и организация операторских и агентских услуг. - М.: Академия, 2011. - С. 118.
19. Иванов Ю.М., Алейников А. В. Организация и управление деловым (MICE): [учебно-методическое пособие]. - СПб.: СПбГПУ, 2011. - С. 191.
20. Козырева Т.В. Учет издержек в туризме. М.: Финансы и статистика, 2001 г. - С. 222.
21. Комарова М.Е. Методологические подходы к оценке туристско- рекреационного потенциала. - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011. - С. 15-17.
22. Крутик А.Б. Экономика и предпринимательство в социально¬культурном сервисе и туризме. - М.: Академия, 2010. - С. 35. 29. Кузнецова О.И. Аспекты MICE - туризма и его организации // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (49). - C. 40-52.
23. Курило Л.В. Теория и практика анимации: Теоретические основы туристской анимации: [учебное пособие]. - М.: Советский спорт, 2006. - С. 296.
24. Лойко О.Т. «Туризм и гостиничное хозяйство»: [учебно¬
методическое пособие]. - Томск: ТПУ, 2005 г. - С. 152.
25. Митракова А.И. MICE как приоритетное направление в сфере туризма // Науч. альм. - 2016. - № 11. - С. 237-239.
26. Рудская Е.Н. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 639-646.
27. Самостроенко Г. М. Анализ факторов, влияющих на реализацию потенциала индустрии встреч / Г.М. Самостроенко, О.Г. Чимитдоржиева //
Экон. и гуманитар. науки. - 2013. - № 12 (263). - С. 101-108. 43. Самостроенко Г. М. Деловой туризм в России: состояние, проблемы, перспективы: [монография] - Орёл: ОРАГС, 2009. - С 119.
28. Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма: [учебное пособие]. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. - С. 446.
29. Фролова Т. А. Экономика и управление в сфере социально¬культурного сервиса и туризма: [конспект лекций]. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. - С.27-29.
Электронные ресурсы
30. Folklorne festivaly na Slovensku - kroje a tradicie [электронный ресурс]
URL: http://www.mycentrope.com/sk/home/2357/folklorne-festivaly-naslovensku-
kroje-a-tradicie(Дата обращения: 10.06.18).
31. MICE-туризм. Что это такое и с чем его «едят»... [Электронный ресурс] // Уральский Туристический Альянс : [сайт]. - Екатеринбург, 2012. - URL:http://tour.alianscom.ru/MICE/article/434(Дата обращения: 05.06.18).
32. В России создана Национальная ассоциация событийного туризма [электронный ресурс] URL:http://www.ratanews.ru/news/news 18032015 2.stm(Дата обращения: 10.06.2018).
33. Выездной поток из России [электронный ресурс] URL:http://www.ratanews.ru/news/news 4092015 2.stm(Дата обращения: 10.06.2018).
34. Деятельность российских отраслевых объединений и компаний в
индустрии MICE [электронный ресурс] URL:
http://allhotels.ru/publications.ru.html?aid=21820(Дата обращения: 10.06.2018).
35. Москалюк Е. Событийный туризм. Организация фестивалей [электронный ресурс] URL:http://www.tourism-school.ru/archive/A39.php(Дата обращения: 09.05.18).
36. Октоберфест в цифрах [электронный ресурс] URL:http://www.oktoberfest.net/oktoberfest-statistics/(Дата обращения: 25.04.2018).
37. Организация поездок детских групп, по данные официального сайта
МВД Республики Беларусь [электронный ресурс] URL:
http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=37633(Дата обращения: 25.04.2018).
38. Официальный сайт International Congress and Convention Association [электронный ресурс] URL:http: //www.iccaworld. org/(Дата обращения: 25.04.2018).
39. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области [электронный ресурс] URL:http://tmsk.gks.ru/(Дата обращения: 25.04.2018).
40. Официальный сайт фестиваля Cassovia folkfest [электронный ресурс] URL:http://www.folkfest.sk/html/poduj.html(Дата обращения: 25.04.2018)
41. Пархоменко С.В. PR-активность российского туристического рынка: реальность и потенциал // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 7. - С. 190-201; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/pr-aktivnost-rossiyskogo-turisticheskogo-rynkarealnost-i-potentsial(Дата обращения: 05.05.18).
42. Режим труда и отдыха водителей [электронный ресурс] URL:http://avtocargo.by/rezhim truda(Дата обращения: 25.04.18).
43. Самые яркие фестивали лета [электронный ресурс] URL:http://www.tio.by/articles(Дата обращения: 05.06.18).
44. Сарапкин Ю. Пришло время MICE [Электронный ресурс] URL:http://www.conference.ru/articles/7/(Дата обращения: 05.06.18).
45. Сирченко А.А. О перспективах развития событийного туризма в Российской Федерации / Сирченко А.А. // Туризм: право и экономика. - 2012. - № 2. [электронный ресурс] URL:http://www.center-bereg.ru/f408.html(Дата
обращения: 12.04.18).
46. Словаки. Энциклопедия народов мира [электронный ресурс] URL:http://www.etnolog.ru/people.php?id=SLOV(Дата обращения: 25.04.18).
47. Словацкий фольклор [электронный ресурс] URL:
http://slovake.eu/ru/intro/slovakia/culture(Дата обращения: 25.04.18).
48. Событийные туры [электронный ресурс] URL:
http: //www.svoiludi .ru/netherlands/veter-stranstvii. html (Дата обращения:
25.04.2018).
49. Событийный туризм, публикация на официальном сайте Федерального агентства по туризму [электронный ресурс] URL:http://www.russiatourism.ru/(Дата обращения: 07.05.18).
50. Татры. Национальный парк по данным электронной энциклопедии
[электронный ресурс] URL:
http: //ru.wikipedia.org/wiki/Т атры Национальный парк (Дата обращения:
07.05.18).
51. Фестивали мира в календаре событий 2016 [электронный ресурс] URL:http://www.calend.ru(Дата обращения: 05.05.18).
52. Чимитдоржиева О.Г. Модель маркетинга - микс делового туризма // Вестн. ОрелГИЭТ. - 2010. - № 4 (14). - С. 80-85 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http: //orel giet.ru/docs/chimitdordj ieva 14 .pdf(Дата обращения: 05.05.18).
53. Деловой туризм, публикации на официальном сайте Комитета по
туризму РТ 2017 [электронный ресурс] URL:
http: //touri sm.tatarstan.ru/rus/do cuments. htm(Дата обращения: 12.05.2018)