Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЫНОК ТРУДА МОНОГОРОДОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №46869

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
466
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОДОВ 6
1.1. Понятие и сущность моногородов 6
1.2. Особенности рынка труда монопрофильных городов 18
1.3. Показатели и методы исследования рынка труда 22
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 33
2.1. Тенденции социально-экономического развития моногородов в
Республике Татарстан 33
2.2. Оценка современного состояния рынка труда моногородов в
Республике Татарстан 52
2.3. Проблемы регулирования рынка труда моногородов в РТ и оценка
эффективности государственного управления моногородами в регионе 63
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОДОВ В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 69
3.1. Меры по совершенствованию регулирования рынка труда
моногородов в Республике Татарстан 69
3.2. Перспективы развития рынка труда моногородов в Республике Татарстан 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93

Данная работа посвящена изучению рынка труда моногородов: состояние и перспективы.
В настоящее время вопросам современного управления и развития моногородов не уделяется должное внимание, не в полном объеме исследована методология и методика управления средой моногорода. Современная российская экономика характеризуется повышенной неоднородности регионального экономического пространства. Регионы России имеют различия в стратегиях развития, экономических потенциалах, результатах и эффективности в экономической деятельности. Также существует проблема внутренней несбалансированности развития регионов различного типа. Особенно сильно эта проблема проявляется в регионах с большой концентрацией моногородов. По экспертным оценкам монопрофильные города являются ключевым звеном городской сети и составляют примерно 45% от общей городской численности. Исходя из этого, проблема эффективного управления моногородами принимает общегосударственный характер. В настоящий момент в моногородах России проживает около 16 миллионов человек и производится значительная часть валового внутреннего продукта России.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что рост безработицы способен стать фактором социальной напряженности и нивелировать позитивные социально-экономические изменения, достигнутые в период докризисного экономического роста. Кризисные явления в экономике оказывают негативное влияние на деятельность многих градообразующих предприятий, в прямой зависимости от которых находится социальное развитие территорий и благосостояние населения. Падение спроса на продукцию предприятий в условиях кризиса повлекло за собой снижение рентабельности производства, вынужденное сокращение производственных мощностей и персонала, сворачивание инвестиционных и социальных программ.
Исследование современных тенденций поддержки и развития моногородов РТ представлено под углом зрения изучения социально-экономических факторов, оказывающих определяющее влияние на трансформацию занятости населения, создание новых рабочих мест, необходимость разработки новых подходов к комплексному решению проблем моногородов. Актуальность исследования рынка труда и совершенствования структуры занятости населения в моногородах обусловлена повышением уровня безработицы, который способен стать мощным фактором усиления социальной напряженности, и необходимостью эффективного использования трудового потенциала в регионах.
Рост безработицы в монопрофильных городах является одним из объектов беспокойства региональной власти и общества в целом. В связи с этим особенно актуальными в настоящее время являются исследования, направленные на обоснование государственной политики поддержки, разработку стратегий экономического развития, определение способов решения социальных проблем моногородов.
Цель работы заключается: в решении проблем рынка труда моногородов.
Поставленная цель определила задачи работы:
- рассмотреть понятие и сущность моногородов;
- изучить особенности рынка труда монопрофильных городов;
- описать показатели и методы исследования рынка труда;
- охарактеризовать тенденции социально-экономического развития моногородов в Республике Татарстан;
- дать оценку современного состояния рынка труда моногородов в Республике Татарстан;
- исследовать проблемы регулирования рынка труда моногородов в РТ и оценка эффективность государственного управления моногородами в регионе;
- описать проблемы регулирования рынка труда моногородов в Республике Татарстан;
- проанализировать перспективы развития рынка труда моногородов в Республике Татарстан.
Объект исследования - рынок труда монопрофильных городов Республики Татарстан.
Предмет исследования - проблемы рынка труда моногородов.
В процессе написания работы были использованы следующие научные методы: анализ, синтез, обобщение, группировки, планирование.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоритическим основам исследования рынка труда моногородов. Во второй главе работы дается анализ состояния рынка труда моногородов в РТ. В третьей главе представлены основные направления развития рынка труда моногородов в РТ.
Источниковую базу исследования составили научные исследования, посвященные рынку труда моногородов, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, материалы периодической печати и ресурсы Internet по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования и проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
Появление в российской экономической структуре моногородов и градообразующих предприятий обусловлено исторической закономерностью. Невозможно дать однозначную оценку о положительном или отрицательном влиянии моногородов на экономическую ситуацию и на деятельность государства в целом. Так же как и дать определение понятию моногород.
Монопрофильный город (моногород) - промышленный город с монопрофильным производством. Греческая приставка «моно» (от греч. monos - один) - первая часть сложных слов со значением «состоящий из одного, единого, относящийся к одному; одиночный».
При определении моногорода необходимо остановиться на понятии градообразующего предприятия. Этот термин впервые появился в советское время. Моногород создавался по плану развития градообразующих и градообслуживающих предприятий. Градообразующее предприятие - производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть трудоспособных жителей города, поселка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения.
Градообслуживающие предприятия работают на внутренние нужды города - коммунально-бытовое и социально-культурное обслуживание (пассажирский транспорт, электро-, тепло- и водоснабжение, канализация, вывоз мусора, строительство, торговля, пищевая промышленность и др.).
Моногород подразумевает под собой муниципальное образование, в деятельности и развитии которого определяющую роль играет градообразующий комплекс. Под градообразующим комплексом понимается одно или несколько предприятий одной либо смежных отраслей, которые связаны одной технологической цепочкой и производят не менее 50% валового городского продукта, или же на которых работают не менее 25% экономически активного населения города. Условия жизнедеятельности населения моногорода зависит от эффективности градообразующего комплекса, так как оно обеспечивает занятость, уровень дохода большей части населения, участвует в ремонте, строительстве, содержании социальной и инженерной инфраструктуры, транспорта и энергетики, осуществляет социальную помощь нуждающимся.
Одним из важнейших звеньев экономики градообразующего предприятия является сфера жизнеобеспечения населения. Сфера социальной ответственности прямым образом сказывается на конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием, увеличивая издержки производства. Россию вполне можно назвать не только «страной городов», но и «страной моногородов». В таких населенных пунктах - городах и ПГТ (поселках городского типа) - проживает каждый четвертый-пятый россиянин.
Основными факторами - потенциалами жизнеспособности страны, на которые оказывает влияние ситуация в моногородах, являются, экономическая освоенность территории, эффективность экономики, развитие науки, социально-политическая устойчивость и внешняя политика. Влияние на данные факторы - потенциалы жизнеспособности региона оказывают следующие факторы развития моногородов: прирост числа моногородов, степень монопрофильности экономики и особый статус территорий данного типа.
Одной из главных проблем моногородов является фактор жизнеспособности населения. Это целый комплекс проблем социально-экономического характера, которые необходимо срочно решать, стимулируя занятость населения, повышая доступность образования и диверсифицируя городскую экономику. Так же необходимо создавать благоприятные условия для привлечения инвесторов, увеличения взаимодействия органов власти с органами власти градообразующих предприятий
Несмотря на довольно широко распространенное мнение о том, что моногорода - наследие советского прошлого, этот тип городских поселений - явление совсем не новое, они не являются спецификой исключительно российской экономики. Процесс создания монопрофильных городов, возникших вокруг одного крупного производства или группы однотипных производств характерен для экономического развития на стадии индустриализации, поэтому проблема моногородов возникала и решалась во многих экономиках мира в соответствующие периоды развития. Прежде всего, это касается стран, обладающих большой территорией, богатой различными природными ресурсами.
Существенная роль моногородов в структуре экономики, обусловлена в значительной мере спецификой развития экономики, поскольку политика индустриализации носила ярко выраженный отраслевой характер. Большое число градообразующих предприятий - это крупнейшие предприятия металлургии, машиностроения, оборонной промышленности, лесной и деревообрабатывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, пищевой промышленности.
На сегодняшний день в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 № 668-р в перечень моногородов от Республики Татарстан входят 7 моногородов:
Категория 1. Моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением. От Республики Татарстан по данной категории в перечень вошли моногорода Зеленодольск и Набережные Челны.
Категория 2. Моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. От Республики Татарстан по данной категории в перечень вошли моногорода Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны и Чистополь.
Категория 3. Моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией. От Республики Татарстан по данной категории в перечень вошел моногород Нижнекамск.
Основные проблемы функционирования и развития моногородов Республики Татарстан связаны, во-первых, с моноотраслевым характером экономики. К таковым можно отнести:
1) отсутствие альтернативной возможности трудоустройства, отсутствие интереса населения в участии в создании малого и среднего бизнеса;
2) отток трудоспособного населения из монопрофильных городов;
3) высокую зависимость муниципальных бюджетов и, как следствие, предоставление муниципальных услуг населению от налоговых платежей градообразующих предприятий.
Вторая группа проблем связана с процессами, протекающими на самом градообразующем предприятии:
1) неконкурентоспособность продукции промышленных предприятий моногородов как на внешних, так и на внутренних рынках. Ситуацию усугубляет то, что производственный процесс (соответственно и качество продукции) на промышленных предприятиях не соответствует современным техническим требованиям;
2) низкая производительность труда и проблема кадров в связи с устаревшими технологиями;
3) частая смена собственников предприятий, что негативно сказывается на актуализации вопросов модернизации производства и сбыта;
4) низкий уровень инвестиционной и инновационной привлекательности моногорода
Особое внимание в Республике Татарстан уделяется формированию команд, управляющих проектами развития моногородов, и информационно-консультационному сопровождению проектов развития моногородов. При этом поддержка проектов на принципах софинансирования должна осуществляться при условии соблюдения следующих критериев:
- наличие экономического и социального эффекта в комплексе;
- учет приоритетных направлений развития;
- развитие инновационных технологий;
- максимальное вовлечение населения моногорода.
Кроме того, при формировании программ комплексного развития моногородов необходимо учитывать следующие особенности российских моногородов: достаточно низкое качество управления на местном уровне; характер взаимодействия муниципалитета и градообразующего предприятия; менталитет и характеристики населения. Учет критериев государственной поддержки и специфики монопрофильных городских округов будет способствовать повышению эффективности государственных программ комплексного развития моногородов.
Для того чтобы решить проблемы моногородов необходимо четкое взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных уровней при формировании федеральных и региональных программ.
Необходимо использование модернизированных принципов федеральной целевой программы. Модернизация должна касаться основных принципов программы: предложено проводить анализ возможностей привлечения корпоративных инвестиций. Опыт экспертизы и отбора инвестиционных проектов показал себя крайне неэффективным без учета конкретных инвесторов. Эта неэффективность связана с тем, что спрос на инвестиционный объем очень велик, а объем предложения инвестиций имеет значительно ограниченные границы. Да и инвестиционный проект не в должности не представляет никакого интереса для инвестора. Поэтому целесообразно изучение возможности, которые позволят привлечь корпоративные инвестиции и определят исключительную концепцию проектов, которые могут заинтересовать потенциальных кредиторов и инвесторов.
В настоящее время существующие технологии управления экономикой моногорода имеют эффективность. И вместе с тем, существующих мероприятий в данной области недостаточно для высокоэффективного и продуктивного развития. Существует недостаток в разработках механизмом вовлечения предприятий и населения в процесс социально-экономического развития. Моногорода Российской Федерации нуждаются в инновационных технологиях и разработках, которые позволят им постоянно прогрессировать и высокоэффективно развиваться. Совершенствование методов управления призвано изменить ситуацию в моногородах, обеспечить возможность для их развития, а также поможет адекватно реагировать на постоянные изменения внешней среды.



1. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: 42
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28126/
2. Постановление Правительства Российской Федерации от
29.07.2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориям монопрофильных муниципальных образований (моногородов) в зависимости от риска ухудшения их социально-экономического положения»
[Электронный ресурс] // URL:
http://govemment.ru/media/files/41 d4f68f6a0c7889b0a7.pdf.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р (ред. от
13.05.2016) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» // «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28126/
4. Распоряжение Правительства РФ от 16.04.2015 N 668-р «О
внесении изменений в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», утв. распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р. // «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178479/
5. Приказ Минэкономразвития от 26.12.2014 г. № 854 «Об
организации в Минэкономразвития России ведения комплексного мониторинга социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) // Минэкономразвития России: офиц. сайт. URL:
http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2015011302.
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009 [Электронный ресурс]. URL:http://kremlin. ru/events/president/transcripts/5979
7. Gapsalamov A.R. Conditions of Soviet Economy Development in the Middle of XX Century and Factors of its Crisis / A.R. Gapsalamov // International Business Management. 2015. № 9(5). Pp. 862-867.
8. Абушахманова Ю.В. Экономический кризис: эволюция, действительность, прогнозы // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 441-446.
9. Александрова И. В. Воспроизводство населения как объект социального управления (на примере монопромышленного города). Казань: РИЦ «Школа», 2014. - 228 с.
10. Аминица Е. Г. Памятка по разработке основных (приоритетных) направлений реструктуризации экономики моногородов. URL: http://www. rosdeputat. ru/publications/view/19.
11. Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации//Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. — 2016. -№ 19-2. -С. 239-242.
12. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов//Правовое государство: теория и практика. 2016. Т. 1. № 43. С. 57-60.
13. Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное
самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия//Вестник
Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25-29.
14. Антонов Г.Д., Иванова О.П. Стратегическое управление
развитием социально-производственного комплекса моногорода //
Междунар. журн. приклад. и фундамент. исслед. 2015. № 3-1. С. 45-49.
15. Ахметова Э. Ш. Социальная оценка качества окружающей среды в условиях монопромышленного города // Социально-экономические и технические системы: Конф. Камского политического института. 2016. Вып. 14. - С. 44-49.
16. Безденежных Т. И., Иванова В. Н. Муниципалитеты управляют
занятостью. URL: http://institutiones.com/general/1335 -municipalitety-
upravlyayut-zanyatostyu.html
17. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. с англ. / Г.С. Беккер; ред. Р.И. Капелюшников. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 672 с.
18. Бойко И. В. Стратегия технологически ориентированного развития экономики региона: монография. СПб, 2015. - 284 с.
19. Воронин И. Как будут спасать моногорода? // Бюллетень недвижимости. 21.10.2015.
20. Выступление премьер-министра Российской Федерации В. В. Путина на заседании Правительства Российской Федерации от 07.12.2010. [Электронный ресурс] URL: http://premier. gov. ru/events/news/13268.
21. Грабовый П.Г., Старовойтов А.С. Проблема неперспективных и
монопрофильных населенных пунктов в России и пути ее решения // Стратегические проблемы развития недвижимости. 2012. № 2.
Недвижимость: Экономика и управление. И-во: Национальный
исследовательский Московский государственный строительный университет. С. 88-93.
22. Гуреева М.А. Экономические проблемы моногородов в условиях мирового финансового кризиса // Вестн. рос. нового ун-та. 2012. № 2. С. 37¬44.
23. Завалишин А. В. Историческая периодизация
монопромышленных территорий // Инвестиции в России. 2010. № 4. С. 54.
24. Заключение соглашений // Фонд Развития Моногородов. URL:http://www.frmrus.ru/?cat=4&paged=2
25. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. - 160 с.
26. Иванова И.П. Создание аутсорсингового центра как инструмент формирования условий для диверсификации экономики моногородов // Сибирская финансовая школа № 1 (108). Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела. 2015. С. 9-12.
27. Идеи жителей Нижнекамска // Официальный сайт
Нижнекамского муниципального района. URL: http://www.e-
nkama.ru/news/262/50542/
28. Кобзева Е. В. Социальная защита женщин в сфере занятости при переходе к рынку (на примере монопромышленного города Набережные Челны, Татарстан). М.: ИСЭПН, 2013. С. 2-18.
29. Колесникова О.А., Здоровцова Л.В. Особенности рынка труда монопрофильных городов // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 2 (25). Воронеж: ИПЦ «Научная Книга». С. 123-126.
30. Комплексное развитие моногородов // Официальный сайт правительства РФ. URL: http://government.ru/news/25595/
31. Лапушинская Г.К., Баженова Т.Ю. Анализ мер государственной поддержки моногородов, направленных на содействие занятости населения // Вестник Тверского государственного университета Серия: «Экономика и управление». 2015, № 2. С. 161-176.
32. Либет А.А. Выступление на заседании общественной палаты российской федерации на слушание «модернизация как способ решения проблем моногородов» 06 августа 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://geum.ru/next/art-332008.php
33. Маслова А. Н. Современные социально-экономические проблемы монопромышленных городов России // Научный эксперт. 2013. № 7-8. С. 41-44.
34. Маслова А.Н. История социально-экономического развития моногородов России [Электронный ресурс]. URL: http://www.allrus.info/main. php?ID=645725
35. Медведев определил порядок создания ТОР в моногородах [Электронный ресурс]. URL: http://www.tpp-inform.ru/news/21464.html
36. Микрюкова Н. В. Услуги высшего профессионального образования в монопромышленном городе (на примере г. Набережные Челны). М., 2004.С. 10-17.
37. Милославский В.Г., Милославская Е.С., Герасимов В.С., Ларгин Я.В. Проблемы и перспективы моногородов Российской Федерации: преимущества, слабости и стратегии развития // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 446-451.
38. Министерство Труда РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rosmintrud.ru/
39. Моногорода. Перезагрузка [Электронный ресурс]: отчет об исследовании. Промышленная группа «Базовый Элемент»// «Базовый элемент»: офиц. сайт. URL: http://www.basel.ru/monogoroda
40. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994. -736 с.
41. Павленко А.С. Моногорода: проблемы и перспективы
[Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2012/277/1811
42. Причины появления моногородов. // Поиск RU. URL:http://poiskru.ru/s30629t3.html
43. Проект развития Менделеевска // Менделеевские новости. URL:http://mendeleevskyi.ru/the-news/item/10669-proekt-razvitiya-mendeleevska- predstaviliv-skolkovo.html (дата обращения: 26.02.2017).
44. Пять шагов благоустройства // Моногорода РФ. URL: http://xn-- 80afd4affbbat.xn--p 1 ai/#section-1
45. Резюме проекта г. Набережные Челны (Республика Татарстан) - промышленный парк «Развитие» // Фонд Развития Моногородов. URL:http://www.frmrus.ru/?cat=5
46. Рувинский В. В. Проблемы моногородов не решить без структурных изменений экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rb. ru/ topstory/politics/2010/08/06/213326.html.
47. Рыбка Т.А. Безработица в России: проблемы и перспективы
[Электронный ресурс]. -http://www.investmentrussia.ru/teoriya-
investirovaniya/bezrabotitsa-v-rossii .html
48. Социально-экономическая статистика. Практикум / Н.М. Гореева, Л.Н. Демидова, Л.М. Клизогуб, С.А. Орехов; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.А. Орехова. - М.: Эксмо, 2015. - 384 с.
49. Столяров А. М. Модернизация экономики монопромышленных городов: подходы и механизмы. Ростов н/Д, 2012. - С. 7.
50. Титов Б.М., Яшина С.Б. Развитие моногородов России // Вестн. Ниже-город. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экон. науки. 2011. № 5 (2). С. 207-210.
51. Тургель И. Д., Крючкина Л. И. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России // Информационно¬аналитический Вестник Уральской Академии государственной службы. 2014. № 4. С. 28-29.
52. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/
53. Хайтун А.Д. Вахтовые моногорода // OPEC.ru. Экспертный сайт Высшей школы экономики [Электронный ресурс] // URL: http://opec.ru/ 1249856.html.
54. Шалимов С.М. Синергический эффект факторов экономики развития муниципального хозяйства крупного города // Вестник Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2016. - С. 44-49.
55. Экономика труда. / Под ред. Винокурова М.А., Горелова Н.А. - СПб.: Питер, 2014. - 656 с.
56. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 800 с.
57. Якимов А. В. Современные проблемы развития территорий // Вестник УрГу. 2009. № 3. С. 15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ