ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Место и роль кинематографа в грузинской культуре 12
1.1. История становления грузинского кинематографа 12
1.2. Предпосылки зарождения феномена авторского кино в грузинском
кинематографе 1950-80-х годов 24
ГЛАВА 2. Отображение традиционной духовной и материальной культуры в грузинском кинематографе 1950-80-х годов 34
2.1. Презентация традиций духовной культуры в грузинском кинематографе
1950-80-х годов 34
2.2. Презентация традиций материальной культуры в грузинском
кинематографе 1950-80-х годов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования обуславливается тем, что в эпоху мировой глобализации, обращение исследователей к изучению национальных традиционных культур является одним из условий сохранения памятников духовной и материальной культуры, а также способствует их дальнейшему развитию. Культура каждого народа - самобытна и разнообразна, каждая имеет неповторимый духовный опыт, выработанный в течение веков. Уникальность характерна и для грузинской культуры, неотъемлемой частью которой является кинематограф. Вместе с тем, грузинский кинематограф является тем примером, который, несмотря на причастность к процессам глобализации, способствует сохранению духовной и материальной культуры.
Грузия - страна с древней и уникальной культурой, которая формировалась народом в течение столетий. Музыкальный фольклор и грузинские танцы очень богаты и колоритны, они связаны с древними традициями различных регионов страны. Богата литературная традиция, представленная разными жанрами, основанная на грузинском языке и алфавите.
По признаниям мастеров европейского и грузинского кинематографа, время расцвета грузинского кино приходится на 1950-80-е годы, которые характеризуются как время становления и развития в Грузии авторского кино. «Это была золотая пора. У каждого из великих режиссеров был свой язык, каждый открыл свой собственный кинематограф. За каждой картиной стоит личная биография и судьба автора. На этих фильмах - Иоселиани, Абуладзе, Сергея Параджанова - мы учились, росли» отмечает исследователь грузинского кино И.И. Ратиани. Родоначальник авторского кино Федерико Феллини никогда не бывавший в Г рузии, дает высокую оценку грузинскому кино. Режиссер отмечал: «Грузинский фильм - абсолютно уникальное явление, яркое, очень мудрое, искреннее. Есть все, что может заставить меня плакать, а я должен сказать, что это нелегкая вещь».
«Авторское кино», пишет В. Фомин, «нацелено, прежде всего, на неповторимо индивидуальное, исповедальное, личностное выражение» . Авторское кино говорит об общечеловеческих проблемах. Режиссеры затрагивают вопросы бытия, касаются моральных норм, исследуют судьбы героев, раскрывают духовный мир человека. Именно в этот период, в 195080-ые годы, грузинские режиссеры, опираясь на культуру своего народа, наиболее ярко отразили в своих фильмах эпоху, народное творчество, быт и характер народа.
Одним из родоначальников авторского кино в Грузии является Тенгиз Абуладзе. Он пишет: «Мне интересно было, как соединились бы в одно произведение народное творчество, философия, народный характер, эксцентрика (художественный прием комедийного и пародийного изображения действительности) и реализм. Какими будут люди на экране со своими характерами» .
Степень изученности темы. Корпус работ, посвященных интерпретации национальной культуры в грузинском кинематографе не велик. Об экранизации национальной культуры отмечается в кандидатской диссертации И. Ратиани «Взаимосвязь искусств в Грузии» (2004 г.). Также в своей работе «Синтез искусств в культуре Грузии 1920-1980-х годов: взаимосвязь и взаимовлияние» (2012 г.) автор начинает свое исследование со ссылки на традиции культуры Грузии, где главное внимание уделяется народному творчеству, литературе, сыгравшие решающую роль в становлении и развитии национального кинематографа. Писатель и киновед Ф. Раззаков в своем исследовании «Гибель Советского кино. Тайна закулисной войны. 1973 - 1991» посвящает одну главу истории грузинского кинематографа 1950-80-х годов. Грузинский кинорежиссер С. Тугуши в статье «Авторское кино с национальным колоритом. Тенгиз Абуладзе» анализирует творчество грузинского режиссера, родоначальника авторского кино. Автор отмечает, что Абуладзе обращается к зрителю, чтобы поведать о духовной реальности, привлечь не только эмоционально, но и обратиться к разуму, пробудить в людях высшие духовные порывы (сострадание, любовь, доброта, милосердие, саморазвитие и т.д.). Для этого он обращается к жанру притчи. В фильмах Абуладзе в роли притчи выступают и другие жанры: народные сказки, пословицы, легенды, афоризмы.
Характеристика источников и литературы. Необходимо отметить, что специальных культурологических исследований, изучающих вопросы отображения традиционной культуры в грузинском кинематографе, нами не обнаружено. Вместе с тем, весь корпус используемой в нашем исследовании литературы мы условно делим на пять групп. К первой относятся труды, изучающие различные аспекты, характеризующие искусство кино (В. С. Головский , Ю. А. Богомолов , Ф. И. Раззаков , М. Г. Кваснецкая ). Вторая группа - это научные исследования, посвященные грузинскому кинематографу. Авторы изучают историю становления грузинского кинематографа, анализируются проблемы авторского кино в грузинской культуре (И. И. Ратиани , Л. Х. Маматова ). К следующей группе относятся воспоминания деятелей культуры о ведущих режиссерах и актерах грузинского кино (К. Д. Церетели , Р. Тиканадзе , С. А. Тугуши ). Этот корпус работ также позволяет выстроить картину становления и развития грузинского кинематографа. Непреходящее значение, в нашем исследовании имеют специальные этнографические исследования, в которых изучается бытовая, обрядовая культура грузин (Н. П. Браилашвили , Н.Г. Волкова, Г.Н. Джавахишвили ), а также фундаментальный труд американского исследователя Д. Рейфилда . К пятой группе относятся труды искусствоведов, изучающих основы грузинской архитектуры и декоративно - прикладного искусства (Г.Н. Чубинашвили ), а также литературы . В связи с тем, что большой корпус исследований, посвященных анализу грузинской литературы и других видов искусства, написаны авторами на родном - грузинском языке, мы пришли к необходимости активного использования Интернет сайтов , отражающих специфику развития грузинского искусства (в обзоре литературы и источников мы относим их к группе Источников).
Источниковая база исследования. В работе был использован обширный корпус источников, которые можно разделить на несколько групп по видовому признаку:
1) в процессе работы мы опирались на анализ произведений полнометражных и короткометражных фильмов, созданных грузинскими кинематографистами на киностудии Грузия фильм в 1950-80-е годы;
2) произведения грузинской литературы: агиографическое произведение V века «Мученичество Святой Шушаник» , грузинские народные сказки , произведения грузинского поэта Важа Пшавела ;
3) фотографии, с изображением памятников грузинского зодчества (Сурамская крепость , храм Святого Георгия в монастыре Алаверди ), а также грузинской керамики ;
4) аудио записи грузинской полифонической музыки в исполнении Государственного ансамбля грузинского фольклорного пения «Басиани». Ансамбль «Басиани» гастролировал в Казани в апреле 2018 года, кроме того, запись песен имеется на Интернет сайте ансамбля.
Объектом исследования выступает традиционная духовная и материальная культура Грузии, включающая религиозные верования, устный народный фольклор, традиции и обычаи, полифоническую музыку, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, а также отражение традиционной культуры в грузинском кинематографе 1950-80-х годов. Исследование базируется на анализе источников (произведения грузинских режиссеров, грузинский фольклор, агиографическое произведение V века «Мученичество Святой Шушаник», стихи грузинского поэта Важа Пшавела, полифоническая музыка, памятники зодчества и декоративно-прикладного искусства).
Предметом исследования являются полнометражные и короткометражные грузинские фильмы, созданные на киностудии «Грузия- фильм» в период 1950-80-х годов.
Целью исследования является выявление основ традиционной культуры в грузинском кинематографе.
Для достижения цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи:
1. исследовать и систематизировать источники по теме исследования;
2. изучить историю развития грузинского кинематографа, сделав акцент на 1950-80-х годах, как особом периоде развития авторского кино в Грузии;
3. дать анализ грузинским полнометражным и короткометражным фильмам 1950-80-х годов, как памятникам культуры;
4. выявить отображение духовной и материальной культуры в грузинском кинематографе 1950-80-х годов.
Хронологические рамки исследования. Выбор фильмов, созданных в 1950-1980-е годы, определяется тем, что развитие грузинского кинематографа указанного периода ставит перед собой новые задачи, а также изменяется вектор его развития. История грузинского кинематографа начинается с 1912 года, когда режиссером В. Амашукели был создан первый грузинский полнометражным фильм «Путешествие Акакия Церетели в Рача- Лечхуми».
Дальнейшее развитие грузинского кино приходится на советский период (с 1920 года), характеризующийся созданием героикоприключенческих фильмов, отражающих героизм народа в годы становления советской власти и первых послевоенных лет в Грузии. С 1950-х годов развитие грузинского кинематографа продолжается, но это - время зарождения авторского кино в Грузии. Именно с этого времени и до 1980-х годов режиссеры ставят перед собой задачи сохранения традиционной грузинской культуры посредством кинематографа. Необходимость, создания фильмов, отражающих традиционную культуру, связано с тем, что это было время активной миграции сельских жителей в города, что неизбежно привело к процессу забвения основ традиционной культуры. Кроме того, начало XX века характеризуется небывалым ростом технического прогресса, что подчас приводило к уничтожению памятников традиционной культуры: разрушались храмы, были забыты методы гончарного производства, а также исчезали многие другие виды традиционной культуры.
Научная новизна исследования. Впервые грузинские фильмы 195080-х годов рассматриваются как источник, отражающий основы традиционной культуры народа. Представленная к защите выпускная квалификационная работа является исследованием, посвященным культурологическому анализу грузинских фильмов указанного периода. При этом было проведено комплексное изучение материала и применены следующие аналитические методы:
- при рассмотрении развития грузинского кинематографа 1950-80-х годов применен системно-комплексный анализ;
- культурно-исторический метод, позволивший исследовать этапы становления и развития грузинского кинематографа;
- дескриптивный и описательный методы способствовали анализу и описанию сюжета фильма, персонажей, выявлению ряда проблем, которые ставили режиссеры-создатели фильмов;
- аксиологический (ценностный) подход позволил определить, как духовная и материальная культура, показанная в сюжетах фильмов, соотносится с человеком, его потребностями и интересами;
- биографический метод позволил нам изучить творчество деятелей грузинской культуры.
Исследование, проведенное в выпускной квалификационной работе, дополняет представление о традиционной духовной и материальной культуре Грузии, расширяет знание о повседневности и быте, является, кроме прочего, дополняет знание о грузинском искусстве и литературе, а также грузинском кинематографе.
Структура работы. Выпускная квалифицированная работа включает в себя Введение, две главы, каждая из которых разделена на параграфы, Заключение, Списка использованных источников и литературы.
Первая глава нашего исследования «Место и роль кинематографа в грузинской культуре» посвящена изучению истории развития грузинского кино. В первом параграфе первой главы исследуется история становления кинематографа Грузии. Во втором параграфе анализируется кинематограф 1950-80-х годов, как особый период развития авторского кино в Грузии.
В двух параграфах второй главы «Отображение традиционной духовной и материальной культуры в грузинском кинематографе 1950-80-х годов» на конкретных примерах анализируется отображение традиционной духовной и материальной культуры в грузинском кино. Для анализа выбраны полнометражные («Чудаки» (реж. Г. Шенгелая); «Лурджа Магданы» (реж. Т. Абуладзе); «Отец солдата» (реж. Р. Чхеидзе); трилогия «Мольба», «Древо желания», «Покаяние» (реж. Т. Абуладзе) и короткометражные («Кувшин» (реж. И. Квирикадзе); «Алавердоба» (реж. Г. Шенгелая); фильмы ведущих грузинских режиссеров, снятые на киностудии «Грузия-фильм» исследуемого периода.
В Заключении даны основополагающие выводы, соответствующие поставленным задачам.
В заключении мы делаем основополагающие выводы, которые соответствуют поставленным задачам:
1. В процессе работы над исследованием нами было проведено исследование корпуса источников, которые мы условно можем разделить на группы. Соответственно к первой группе мы отнесем произведения грузинских кинематографистов 1950-80-х годов. Полнометражные и короткометражные фильмы этого периода определяются как «авторское кино». Вторая группа источников представлена произведениями грузинской литературы. Третья группа - фотографии, с изображением памятников грузинского зодчества, а также грузинской керамики. Четвертая группа включает в себя образцы грузинской полифонической музыки в исполнении Государственного ансамбля грузинского фольклорного пения «Басиани».
2. Грузинский кинематограф берет свое начало с 1912 года, когда режиссером В. Амашукели был создан первый грузинский полнометражным фильм «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми». Дальнейшее развитие грузинского кино приходится на советский период (с 1920 года), характеризующийся созданием героико-приключенческих фильмов, отражающих героизм народа в годы становления советской власти и первых послевоенных лет в Грузии. С 1950-х по 1980-е годы развитие грузинского кинематографа продолжается, это - время зарождения авторского кино в Грузии.
3. В исследуемый период грузинскими режиссерами создавались как полнометражные, так и короткометражные фильмы. Кроме того, оно развивается как авторское кино, для которого характерно обращение к общечеловеческим проблемам, они затрагивают вопросы бытия, касаются моральных норм, исследуют судьбы героев, раскрывают духовный мир человека. В фильмах этого периода нашли отражение особенности
грузинской духовной и материальной культуры.
4. Грузинские режиссеры затрагивают в своих фильмах вопросы, связанные с духовностью народа: отражаются религиозные верования («Алавердоба», реж. Г. Шенгелая; «Лурджа Магданы», реж. Т. Абуладзе), поднимаются проблемы нравственности (трилогия «Мольба», «Древо желания», «Покаяние», реж. Т. Абуладзе), показывается отношение к семейным ценностям («Лурджа Магданы», реж. Т. Абуладзе; «Отец солдата», реж. Р. Чхеидзе). В фильмах, указанного периода, присутствуют эпизоды, отражающие традиции и обычаи грузинского народа: культура застолья («Чудаки», реж. Г. Шенгелая; «Кувшин», реж. И. Квирикадзе), праздники и обычаи («Алавердоба»). Неотъемлемой частью грузинских фильмов является отображение музыкальной и танцевальной культуры. Необходимо отметить обращение к полифоническому пению, которое звучит во всех исследованных фильмах. В «Чудаках» режиссер Г. Шенгелая в одном из эпизодов показал фрагмент исполнения главным героем грузинского традиционного танца «Ачарули», являющийся аналогом лезгинки.
Большое место в фильмах занимают сюжеты, показывающие особенности грузинской фортификационной и культовой архитектуры: Сурамская крепость в одноименном фильме (реж. Г. Шенгелая), Особенностью грузинских фильмов является то, что авторы акцентируют внимание на том, что культура разных регионов Грузии отличается. Например, своеобразие жилой архитектуры исторического региона Картли (Алазанская долина) и Рача (Колхида) показаны в «Чудаках» (Г. Шенгелая), «Лурджа Магданы» (Т. Абуладзе). В фильме «Кувшин» (И. Квирикадзе) отображается не только культура виноделия, но и его неотъемлемый атрибут - керамические кувшины «квеври».
1. Алавердоба // Реж. Г. Шенгелая - Тбилиси: Грузия-фильм, 1962.
2. Грузия для всех. Сурамская крепость. Фотографии Грузии [Электронный ресурс]: URL: http://travelgeorgia.ru/22/18/2/401 (дата обращения 12. 03. 2008)
3. Грузинские народные предания и легенды. / Отв. ред. Е.Б. Вирсаладзе. - М.: Наука, 1973. - 367 с.
4. Достопримечательности Грузии. Сурамская крепость [Электронный ресурс]: URL: http://www.tamartour.ru/georgian-interesting-places/types-of- georgian-interesting-places/castles/surami (дата обращения 21.01. 2013).
5. Древо желания // Реж. Т. Абуладзе - Тбилиси: Грузия-фильм, 1975.
6. Казбеги А.М. Избранные произведения. - Тбилиси: Заря Востока, 1955. 483 с.
7. Кувшин // Реж. И. Квирикадзе - Тбилиси: Грузия-фильм, 1970.
8. Легенда Сурамской крепости // Реж. С. Параджанов - Тбилиси: Грузия- фильм, 1977.
9. Лурджа Магданы // Реж. Т.Абуладзе - Тбилиси: Грузия-фильм, 1955.
10. Мольба // Реж. Т.Абуладзе - Тбилиси: Грузия-фильм, 1967.
11. Народные праздники и игры Грузии [Электронный ресурс]: URL: https://tbilisi.media/cultures/62079-narodnye-prazdniki-i-igry-v-gruzii (дата обращения 25.04. 2008)
12. Народный юмор: Притчи, сказки. Отв. ред. Д. Шенгелая, М. Чиковани. - Тбилиси: Литература де Хеловнеба, 1964. - 236 с.
13. Не горюй! // Реж. Г. Данелия - Тбилиси: Грузия-фильм, 1969.
14. Нико Пиросмани // Реж. Г. Шенгелая - Тбилиси: Грузия-фильм, 1969.
15. Ожерелье для моей любимой // Реж. Т.Абуладзе - Тбилиси: Грузия- фильм, 1971.
16. Отец солдата // Реж. Р. Чхеидзе - Тбилиси: Грузия-фильм, 1964.
17. Покаяние // Реж. Т. Абуладзе - Тбилиси: Грузия-фильм, 1980.
18. Пшавела В. Поэмы. Пер. с гр. - М. - 1947. 145 с.
19. Тени забытых предков // Реж. С. Параджанов. - Тбилиси: Грузия-фильм, 1964.
20. Чонкадзе. Д. Сурамская крепость: Повесть / Цискари. - Тбилиси, 1858. - 96 с.
21. Чудаки // Реж. Э. Шенгелая - Тбилиси: Грузия-фильм, 1973.
22. Чужие дети // Реж. Т. Абуладзе - Тбилиси: Грузия-фильм, 1960.
23. Шедевры устного и нематериального наследия человечества [Электронный ресурс]: URL: www.unesco.ru/media/docs/2014/Shedevry.pdf (дата обращения 19. 01. 2015)
24. Я, бабушка, Илико и Илларион // Реж. Т. Абуладзе - Тбилиси: Грузия- фильм, 1963.
25. Яков Цуртавели. Мученичество Святой Шушаник [Электронный ресурс]:
URL: http://www.rulit.me/books/muchenichestvo-shushanik-read-96709-1 .html
(дата обращения 23.06. 2011)
26. Basiani - The State Ensemble of Georgian Folk Singing [Электронный ресурс]: URL: http://basiani.ge/ (дата обращения 30.05. 2012)
Список использованной литературы:
1. Амирэджби Н.И. На заре грузинского кино. - Тбилиси: Хеловнеба, 1978. - 149 с.
2. Бек-Назаров А. И. Записки актера и режиссера. - М., 1965. - 272 с.
3. Браилашвили Н.П. Грузия. Какой я ее помню: Этнографические
зарисовки. - Тбилиси, 1990. 388 с.
4. Вачнадзе Н.Г. Встречи и впечатления. - М.: Госкиноиздат, 1953. - 148 с.
5. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX-XX веков: традиции и инновации. М.: Наука, 1982. - 238 с.
6. Г огодзе К.И. У истоков грузинского документального фильма. - Тбилиси, 1967. - 95 с.
7. Гугушвили Э.Н. Путь режиссера. - Тбилиси: Хеловнеба, 1972. - 123 с.
8. Гугушвили Э.Н. Котэ Марджанишвили. - М.: Искусство, 1979. - 102 с.
9. Зайцева Л. Притча Тенгиза Абуладзе. Поэтическая традиция в современном советском кино. - М.: ВГИК, 1989. - 35 с.
10. Казурова Н.В. Традиция и обычай в грузинском кинематографе (О. Иоселиани, Т. Абуладзе, Г. Баблуани). - СПб.: МАЭ РАН, 2011. - 454 с.
11. Кваснецкая М.Г. Тенгиз Абуладзе. Путь к «Покаянию». - М.: Культурная революция, 2009. - 200 с.
12. Кикнадзе Г.К. Творчество Важа-Пшавела. - Тбилиси: Сахелгами, 1957. - 321 с.
13. Красильникова Т.А. Молитвы. М., 2011. 65 с.
14. Кремлев Г. Михаил Калатозов. - М.: Искусство, 1984. - 244 с.
15. Маматова Л. Грузинское кино и проблема традиций // Искусство кино. - 1976. - №12. - С. 31-33.
16. Маневич И.М. Народный артист СССР Михаил Чиаурели. - М.: Госкиноиздат, 1950. - 180 с.
17. Поюровский Б.М. С верой в человека // Советская культура. - 1983. - 15 июля. С. 15-23.
18. Раззаков Ф. И. Гибель Советского кино. Тайна закулисной войны. 1973 - 1991. - М.: Эксмо, 2008. - 529 с.
19. Ратиани И.И. У истоков грузинского кино. Традиции художественной культуры и экран. - М.: Наука, 2003. - 111 с.
20. Ратиани И.И. Взаимосвязь искусств в культуре Грузии. - М., 2004. - 191 с.
21. Ратиани И.И. Синтез искусств в культуре Грузии 1920-1980-х годов: взаимосвязь и взаимовлияние. - М.: Совпадение, 2012. - 125 с.
22. Рейфилд Д. Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет. - США, 2017. - 405 с.
23. Ржешевский А.Г. Кинематографическое наследие. - М.: Искусство, 1982. - 382 с.
24. Слуцкий Б. А. Избранное. М., 1980. 81 с.
25. Снежницкий Д.Н. На репетициях у мастеров режиссуры. - М.: Искусство, 1972. - 253 с.
26. Соболева Н.П. Грузины. - М.: Наука, 1982. - 40 с.
27. Тиканадзе Р. Грузинское кино: Проблемы, искания. - Тбилиси:
Хеловнеба, 1978. - 351 с.
28. Тугуши С.А. Авторское кино с национальным колоритом. Тенгиз Абуладзе. - М., 2014. - 13 с.
29. Церетели К.Д. Николай Шенгелая. - М.: Искусство, 1968, - 88 с.
30. Церетели К.Д. Киноискусство Советской Грузии. - М., 1969. - 95 с.
31. Чубинашвили Г.Н. Из истории средневекового искусства Грузии. - М.: Советский художник, 1990, - 170 с.
32. Шенгелая Н.Э. Работать дружно // Литературная газета. - 1933. - 13 янв. - С. 8-12.
33. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с.