Введение
1. Теоретико-методологические основы изучения делового туризма
1.1. Понятие "деловой туризм" 7
1.2. История развития делового туризма 11
1.3. Структура делового туризма 14
1.4. Рынок делового туризма 18
2. Факторы развития делового туризма в Республике Татарстан 23
2.1. Общая характеристика Республики Татарстан 23
2.2. Внутренние факторы развития делового туризма в Республике Татарстан 28
2.3. Внешние факторы развития делового туризма в Республике Татарстан 41
3. Концепция развития делового туризма в Республике Татарстан 49
3.1. Показатели развития делового туризма в Республике Татарстан 49
3.2. Проблемы и перспективы развития делового туризма в Республике Татарстан 54
Заключение 61
Список использованной литературы
Современный туризм представляет собой сложный межотраслевой комплекс, в котором наряду с количественным ростом происходят существенные качественные изменения. Постоянно меняющиеся образ и стиль жизни людей, расширение их туристского опыта, приводят к созданию новых туристских реалий в туристских продуктах, технологиях обслуживания, подходах в туристском маркетинге и менеджменте. Расширяются границы туристского бизнеса, происходит позиционирование и дистрибуция туристских продуктов, а также дифференциация туристской отрасли.
Туризм становится все более заметным в мировом хозяйстве и общемировых процессах. Целью прибыльного ведения туристского бизнеса становится разработка конкурентоспособных моделей его развития. Активно осуществляется проектирование, планирование, продвижение и сбыт новых туристских предложений.
Одним из динамичных сегментов мирового туризма стал деловой туризм. Он превратился в один из экономических выгодных секторов отрасли. Бизнес-туристы оказались все более интересны туристским предприятиям, так как суммарный доход от таких туристов в два-три раза выше, чем от туристов, отправляющихся по рекреационным целям.
Деловой туризм имеет многовековую историю. Официальное признание его наступило к середине XIX века. А дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры только повышает популярность делового туризма. Претерпевая структурные изменения, деловой туризм в современном понимании начал развиваться с середины XX века.
Современный деловой туризм включает широкий спектр различных видов деятельности и бизнес-туры востребованы в течение всего года. Но разные регионы характеризуются неравномерностью организации системы бизнес-туризма. Поэтому для формирования положительных тенденций в развитии и продвижении делового необходимо его изучение, как в глобальном, так и в региональном разрезе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение делового туризма в Республике Татарстан.
Объектом изучения является деловой туризм.
Предметом изучения выступают проблемы и перспективы развития делового туризма в Республике Татарстан.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы делового туризма;
2. Проанализировать факторы развития делового туризма в Республике Татарстан;
3. Раскрыть концепцию развития делового туризма в Республике Татарстан;
4. Выявить проблемы и перспективы развития делового туризма в Республике Татарстан.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы фондовые материалы Научной библиотеки им. Н.Н.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, Национальной библиотеки Республики Татарстан, материалы кафедры всемирного культурного наследия КФУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы изучения делового туризма. Рассмотрено понятие делового туризма. Изучена история развития делового туризма. Приведена структура делового туризма. Изучен рынок делового туризма.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы было исследовано развитие делового туризма в Республике Татарстан.
Поставленные задачи выпускной квалификационной работы были выполнены, а именно:
1. Изучены теоретико-методологические основы изучения делового туризма.
2. Проанализированы факторы развития делового туризма в Республике Татарстан.
3. Исследованы проблемы и перспективы развития делового туризма в Республике Татарстан.
В настоящее время индустрия услуг делового туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики в мире, важнейшим инструментом стимулирования деловой активности, роста промышленного производства и расширения сферы услуг, развития кооперационных связей между субъектами хозяйственной деятельности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, создания и поддержки благоприятного имиджа страны, демонстрации ее ресурсного потенциала и инвестиционной привлекательности на внешних рынках.
Можно назвать несколько причин, которые делают деловой туризм одной из наиболее динамично развивающихся областей экономики:
1) деловые поездки планируются задолго - как минимум, за полгода, что делает их динамику прогнозируемой и стабильной;
2) отличительной чертой бизнес-программ является их независимость от сезона;
3) доходность: бизнес-туры ориентированы на потребителя услуг со средним и высоким уровнем доходов, основной пакет оплачивается корпорантом - организацией, выступающей заказчиком мероприятия. По данным WorldTourismOrganization, расход на среднестатистического участника конгресса составляет 1540 евро в день.
Нами выделены преимущества Республики Татарстан в плане делового туризма.
Транспорт. Казань связана железной дорогой с более чем 25 крупными населенными пунктами России. Кроме того, через город проходит протянувшаяся от Великобритании до Тюменской области международная автомагистраль Е22, частью которой является федеральная трасса М7 Москва - Уфа. Казанский аэропорт имеет статус международного и уже дважды признавался лучшим региональным аэропортом России и стран СНГ. Он связывает Татарстан с 70 городами России и других стран.
Гостиницы и пункты питания. В городе насчитывается более 150 гостиниц, от гигантов международных сетей до уютных домашних отельчиков на несколько номеров, для любителей привычного комфорта и поклонников национального колорита, словом, на любой вкус и кошелек.
Благодаря многочисленным кафе и ресторанам в Казани невозможно остаться голодным - есть кафе и рестораны для любителей самых разных видов кухонь.
Инфраструктура. Спортивные мероприятия оставили хорошее наследие. Объекты инфраструктуры сразу проектировались таким образом, чтобы их можно было использовать для проведения конференций и форумов. Так, в международном информационном центре Универсиады работает конференц-зал на 3 тысячи мест. Стадион «Казань Арена» не ограничивается футбольными матчами - его уникальная инфраструктура позволяет проводить мероприятия различного формата, включая массовые праздники.
Культурная программа. Здесь найдется все: достопримечательности, отмеченные ЮНЕСКО, музеи, круизы по Волге и прогулки по бережно отреставрированным улочкам, мастер-классы по татарской кухне.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
2. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)"
3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы
4. Государственная программа "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
5. Алгафри М.А. Деловой туризм в России / Алгафри М.А., Мохаммад М.А. // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 588-591.
6. Амельченко А.Ю. Деловой туризм: проблемы привлечения бизнес-туристов / Устойчивое развитие туристского рынка - Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2015. С. 710.
7. Антропова В.Е. Развитие делового туризма в России / Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: опыт и инновации сборник материалов II Международной студенческой научно-практической интернетконференции. Ответственный редактор В. В. Лиханова. 2016. С. 71-73.
8. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. Р-н-Д: Феникс, 2008.
9. Белова Е.О. Развитие MICE-индустрии как приоритетного направления в туризме / Устойчивое развитие курортных территорий: туризм, рекреационный комплекс, инфраструктурное обеспечение научно - практический сборник по по итогам II Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. 2016. С. 74-76.
10. Борисова А.В. Деловой туризм как перспективное направление развития туризма в России / Туризм и сервис в России: проблемы и перспективы развития Студенческая научно-практическая конференция. 2015. С. 13-15.
11. Борисова О.В. Перспективы развития инсентив-туризма / Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 1. С. 145-151.
12. Гулиев У.Х.О. Деловой туризм-особенности развития
отраслевого рынка / Научный форум: Экономика и менеджмент Сборник статей по материалам VII международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 148-152.
13. Докашенко Л.В. Предпосылки развития делового туризма в России / Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 1 (176). С. 78-86.
14. Докашенко Л.В. Развитие делового туризма в России / Докашенко Л.В., Табакова И.А. // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2013. № 3. С. 143-146.
15. Елизаров А.Н. Деловой туризм и устойчивое развитие туристической отрасли России / Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. № 4 (58). С. 18-28.
16. Кабиров И.С. Тенденции и особенности развития сферы туризма в Республике Татарстан / Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 239-243.
17. Карабаева А.З., Лукьянченко А.Д. История развития делового туризма в России // Географические науки и образование. Астрахань: Астраханский ун-т, 2014. 214 с.
18. Карабаева А.З., Лукьянченко А.Д. Перспективы развития делового туризма в Астраханской области // Географические науки и образование / сост.: В.В. Занозин, А.З. Карабаева, М.М. Иолин, А.Н. Бармин. Астрахань: Астраханский ун-т, 2015. С. 93-94.
19. Клименко И.А. Анализ современного состояния индустрии делового туризма в России / Сибирский научный сборник: экономические науки сборник научных трудов. Новосибирск, 2018. С. 131-140.
20. Клименко Т.И. Деловой туризм в Казани: реалии и перспективы / Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 2. С. 65-69.
21. Коптева Н.В. Бизнес-туризм в структуре российского туристического рынка / Коптева Н.В., Побирченко В.В. // Актуальные проблемы социально-экономических исследований - сборник материалов XIV-й международной научно-практической конференции. НИЦ «АПРОБАЦИЯ». 2017. С. 79-80.
22. Кузнецова О.И. Аспекты MICE-туризма и его организации / Кузнецова О.И., Сильчева Л.В., Масленникова Е.Г., Макеева Д.Р. // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 2 (49). С. 40-52.
23. Ленкова М.И. Конгрессно-выставочный туризм - динамично развивающийся сектор делового туризма / Ленкова М.И., Марченко Е.Г. // Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 3-4 (24-25). С. 63-69.
24. Логвина Е.В. Современное состояние внутреннего туризма Республики Татарстан / Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы - материалы международной научно-практической конференции: в 2х частях. Научный центр «Диспут». 2016. С. 92-94.
25. Мизина В.В. Региональные особенности развития бизнес-туризма в России / Мизина В.В., Побирченко В.В. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5-1. С. 147-150.
26. Милинчук Е.С. Деловой туризм в России: современные тенденции развития / Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2017. Т. 10. № 1. С. 271-278.
27. Миндарова Л.И. Перспективы развития делового туризма в городе Казань / Университетский спорт: здоровье и процветание нации Материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 2 томах. 2015. С. 249-252.
28. Митракова А.И. MICE - как приоритетное направление в сфере туризма / Научный альманах. 2016. № 11-1 (25). С. 237-239.
29. Нелаева О.В. Проблемы и преимущества развития делового туризма в России / Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность - Сборник научных статей (Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием). 2016. С. 96-101.
30. Очирова Т.Б. Формирование и развитие делового туризма (MICE) В России / Журнал правовых и экономических исследований. 2010. № 1. С. 83-85.
31. Панкрухин А. Состояние, проблемы и перспективы российского рынка туристических услуг // Практический маркетинг.2012. №9. С. 4-11.
32. Романова Д.Д. Положительное влияние делового туризма на экономику страны: проблемы и возможности развития в России / Развитие Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. 2017. С. 49-54.
33. Рубцов В.А. Туристско-рекреационный потенциал городов Республики Татарстан / Рубцов В.А., Шабалина С.А., Булатова Г.Н. // Экологический консалтинг. 2013. № 4. С. 6-12.
34. Рудская Е.Н. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы / Рудская Е.Н., Скабарова А.А. // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 639-646.
35. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. М.: КНОРУС, 2010. C. 245
36. Суворова М.В. Деловой туризм: особенности сегмента MICE /
Суворова М.В., Харитонова Н.В. // География и туризм - Сборник научных трудов. Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Пермский государственный университет". Пермь, 2010. С. 65-69.
37. Цацулина И.А. Развитие делового туризма в России / Общество: политика, экономика, право. 2011. № 1. С. 71-74.
38. Цыбуля Д.Н. Деловой туризм, как перспективное направление развития туризма в России / Актуальные проблемы развития туризма и гостеприимства материалы всерос. науч. практ. конф.. Ответственный редактор Е. Г. Радыгина. 2017. С. 234-239.
39. Чхиквадзе Н.А. Деловой туризм и его значение для территориального развития: маркетинговый аспект / Сервис в России и за рубежом. 2014. № 7 (54). С. 69-78.
40. Шарафанова Е.Е. Деловой туризм в регионах Российской Федерации / Шарафанова Е.Е., Дроздова И.В., Дыбаль М.А. // монография - Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. Санкт-Петербург, 2011.
41. MICE для ВУЗов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //mymice.ru/MICE%20for%20higher%20educational. pdf
42. Вокзал г.Казань [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //kazansky.dzvr. ru/
43. Государственный комитет Республики Татарстан по туризма [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tourism.tatarstan.ru/
44. Деловой туризм как специфический вид туристской деятельности
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://umc.gu-
unpk.ru/umc/arhiv/2010/1 /chemitdorj ieva.pdf
45. Деловой туризм: мир и Россия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://solbylab.ru/rynok-mice/delovoj-turizm-mir-i-rossiya
46. Казанский аэропорт [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.kazan.aero/
47. Лидер MICE [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://lider- mice.ru/
48. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/
49. Центр развития туризма Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tdc-tatar.ru/