Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работа №46798

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 . Особенности психического развития старшеклассников 7
1.2 . Категория переживания 21
Вывод по главе 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты и их обсуждение 45
Вывод по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 63


Актуальность исследования. В настоящее время научный интерес привлекает проблема эффективности роли учебной деятельности в самоопределении старшеклассников. В связи с расширением мировоззрения и человеческих взглядов, глобальных изменений в образе жизни и социальных условий более востребованными становятся глубокие знания о человеке. Исследования внутреннего, субъективного фактора могут способствовать преобразованию жизненного процесса в правильное направление. На данный момент существенно открытой остается проблема самоопределения. В данном исследовании особенно затронут вопрос самоопределения молодежи. Подростковый возраст наделен своеобразием и необычайностью протекания. Данный жизненный период характеризуется устремленностью в будущее, поиском последующей перспективы. Выбор дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов и планов юношества. Главная задача, которая встает перед подростком - это выбор профессии. Адаптация к условиям актуального социального окружения требует от молодежи прогнозирования своего профессионального развития, в условиях постоянно меняющейся реальности. Правильный выбор профессии является значимым фактором в жизни человека. Однако, для многих подростков вопрос профессиональной ориентации в столь юном возрасте не до конца понятен. Учебная деятельность оказывает активное влияние на профессиональное самоопределение жизненного пути, так как сам процесс самоопределения формируется в учебной деятельности. Таким образом, проблема самоопределения является актуальной.
Так же в науке назревает необходимость исследования переживания как субъективного фактора, а так же влияния на него социально-психологических феноменов. Так, феномен самоопределения подростков, можно изучить в полной мере путем исследования переживания учебной деятельности. Учебная деятельность у старшеклассников является ведущей, и становится средством реализации жизненных планов, связанных с дальнейшим профессиональным
самоопределением. Существенно необходимым является рассмотрение субъективного фактора влияния учебной деятельности на самоопределение подростков.
В отечественной психологии понятие переживания рассматривалось известными психологами Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, которые считали, что категория переживания имеет ключевой, основополагающий, первичный характер. Многие ученые поддерживали данное определение. Однако, после критики А.Н. Леонтьевым трудов Л.С. Выготского, определение категории переживания стало рассматриваться в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, 1998).
Проблема исследования. Исследовать взаимосвязь между характеристиками переживания учебной деятельности и самоопределения старшеклассников.
Объект исследования - переживание учебной деятельности.
Предмет исследования - взаимосвязи между характеристиками переживания учебной деятельности и показателями самоопределения старшеклассников.
Цель исследования - изучить взаимосвязи между самоопределением и переживаниями учебной деятельности у выпускников среднеобразовательных учреждений
Задачи исследования.
1) Провести теоретический анализ по проблеме исследования
2) Подобрать методики и опросники, адекватные целям и задачам исследования
3) Провести сравнительный анализ характеристик самоопределения старшеклассников в сельских и городских средних образовательных учреждения
4) Провести сравнительный анализ характеристик самоопределения
старшеклассников в средних образовательных учреждениях разного статуса: средних образовательных школах и гимназиях
5) Провести исследование характеристик переживания учебной деятельности старшеклассников в течение учебной недели
6) Исследовать взаимосвязи между показателями характеристик самоопределения и показателями характеристик переживания учебной деятельности.
Гипотеза исследования - характеристики, взаимосвязи переживания учебной деятельности и показатель самоопределения имеют взаимосвязь в связи с географической локализацией и образовательным статусом.
Методологический подход: субъектный, субъектно-деятельностный и субъектно-системный подходы, представленные в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, В.В. Знакова, Е.А. Сергеенко и др.; теория переживания Л.Р. Фахрутдиновой.
Методики исследования. Для проведения исследования использовались следующие методики: Для проведения исследования использовались следующие психодиагностические методики: «Градусник переживания» Фахрутдиновой Л.Р., «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова, «Опросник терминальных ценностей» И.Г.Сенина, опросник Л.Р. Фахрутдиновой «Психологическое измерение осознанности профессионального выбора».
Научная новизна исследования. Впервые проведен сравнительный анализ характеристик переживания учебной деятельности и самоопределения старшеклассников сельских и городских школ и гимназий.
Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в возрастную психологию ранней юности, исследованы психологические механизмы формирования самоопределения старшеклассников в учебной деятельности. Также наши исследования внесли вклад в развитие базовой категории переживания (общая психология), в развитие теории учебной деятельности (педагогическая психология).
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения полученных результатов в психологическом консультировании, при оказании психологической помощи в самоопределении старшеклассников, а также в педагогической деятельности учителей, родителей и воспитателей при подготовке старшеклассников к выпускным экзаменам.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Содержание работы изложено на 68 листах машинописного текста, включая 13 рисунков, список литературы содержит 46 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы провели исследование, цели которого достигнуты, задачи решены. Гипотеза частично подтверждена для сельской СОШ. Для остальных школ гипотеза, которая опирается на теоретические знания в области возрастной психологии, не подтверждена.
На основе теоретических и эмпирических исследований, можно сделать следующие выводы:
Период ранняя юность является сложным и переломным моментом в жизни каждого человека. Учебная деятельность в этом возрасте является ведущей. Именно процесс обучения оказывает влияние на формирование самоопределение.
В нашем исследовании раскрывается субъективный план учебной деятельности, который операционализируется через характеристики переживания. Исследование переживания учебной деятельности позволило нам исследовать внутренний план социальной ситуации старшеклассников, центральным новообразованием которого является самоопределение.
Переживание - это психологическая категория, определяющая явление самосознания, интегрирующее бытийность и субстанциональность субъективного мира человека, проявляющееся в виде когнитивных, эмоциональных процессов и телесных самоощущений субъекта, выступающее для субъекта как психическая деятельность по «переработке» получаемых впечатлений и встраивания их в образы внутреннего и внешнего мира.
В ходе исследования были выявлены сравнительные характеристики самоопределения и характеристик переживания между одиннадцатиклассниками сельских и городских образовательных учреждений, а так же между среднеобразовательными школами и гимназиями.
Было организовано исследование и подобраны методики, адекватные целям исследования.
Проведен сравнительный анализ характеристик самоопределения старшеклассников в сельских и городских средних образовательных учреждениях. Выявлено, что существуют различия по ценностной шкале «Духовная направленность» (p=0,038) и по сфере «Семейная жизнь» (p=0,05).
Проведен сравнительный анализ характеристик самоопределения старшеклассников в средних образовательных учреждениях разного статуса: средних образовательных школах и гимназиях. Выявлено, что между школами и гимназиями нет достоверных различий.
Проведено исследование характеристик переживания учебной деятельности старшеклассников в течение учебной недели. Выявлены парадоксальные результаты: уровень характеристик переживания учебной деятельности сельской СОШ оказался выше, чем остальные образовательные учреждения. Сельская и городская гимназия находятся на одинаковом уровне, подтверждая статус «гимназии».
Исследованы взаимосвязи между показателями характеристик самоопределения и показателями характеристик переживания учебной деятельности. Выявлено, что связь существует лишь в одной школе - сельской СОШ. Все остальные данные не имеют связи.
Полученные в данной работе результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях общей психологии, педагогической психологии. А так же применяться практическом ключе в психологическом консультировании, при оказании психологической помощи в самоопределении старшеклассников, а также в педагогической деятельности учителей, родителей и воспитателей при подготовке старшеклассников к выпускным экзаменам.
Данное исследование имеет большие перспективы и востребованную значимость для науки и практики.



1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с
3. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности. - Вопросы психологии, 1972, №3, с. 105124.
4. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 45 с.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
6. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. - М.: Смысл, 2005. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М. :МГУ, 1984
7. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-пресс, 2000. 1008 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
10. Гумбольдт В. [W. von Humboldt] Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 448 с.
11. Дильтей В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. 1995. №10. С. 129-143.
12. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. - Ростов на Дону: Изд-во Ростовского Университета, 1972. - 33с.
13. Идентичность и социализация в современном мире. Сборник методик / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.:МПГУ, 2015. 215 с.
14. Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков. М.:МПГУ, 2014. 202 с.
15. Изотова Е.И. Социальные переживания и идентичность современных юношей и девушек [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5(7). URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2009n57/222-izotova7.html (дата обращения: 03.06.2016).
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
17. Карягина Т.Д. Эмпатия как метод: философский взгляд // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5. - С. 205-234. 118
18. Категория переживания в психологии и философии. Коллективная монография / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Прометей, 2004. 456 с.
19. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся старших классов средней школы. -2-е изд. - М. Просвещение, 1990. -159 с.
20. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 284 с.
21. Концепция профессионального самоопределения молодежи: Проект (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др.) // Педагогика, 1993. - №5. - 49 с.
22. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 108-124.
23. Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном / Р.
Д. Лэйнг. Львов: Инициатива, 2005. 352 с.
24. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / А. Лэнгле. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 332 с.
25. Марцинковская Т. Д. Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современном меняющемся мире [Электронный ресурс] / Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 3(5). URL: http://psystudy.ru.
26. Марцинковская Т.Д. История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы // Культурно-историческая психология. 2015b. № 4. С. 69—78.
27. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015a. 248 с.
28. Марцинковская Т.Д. Феноменология и механизмы развития: историкогенетический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. № 5(24). С. 12. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2012v5n24/700-martsinkovskaya24.html (дата обращения: 28.05.2016).
29. Михль В. Педагогика переживания. Пер. с нем. - М., 2014.
30. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Автореф. дис. ...канд. псих. Наук. - М.: Рос. ак. гос. службы при Президенте РФ, 1997. 56 - 61 с.
31. Пергаменщик Л. А., Л. С. Выготский: завещание Мастера // Вестник Московского государственного областного университета [Электронный журнал]. 2012. №1. с. 36-42. URL: www.evestnik-mgou.ru/vi/Authors/View/235.
32. Погодин И. Переживание в этиологии психической травмы / И. Погодин // Психическая травма и переживание: гештальт-терапия кризиса (Специальный авторский выпуск «Вестника гештальт-терапии»): сб. статей. Вып. 7. 2008а. C. 616.
33. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
34. Пряжников Н.С. Соотношение понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение» // Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. - Вып.1. - Екатеринбург, 1995. - 159 с.
35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999.
38 с.
38. Симоненко В. Д. Учебник для учащихся 9 класса «Технология основных сфер профессиональной деятельности». Москва. Издательство Вентана-Граф. 2006.9с.
39. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
40. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Москва; Воронеж: МОДЕК, 1998. 544 с.
41. Трубицына Л. В. Переживание травмирующего события как проблема психологии личности. Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 /
Л. В. Трубицына. М.: 2005. 201 с.
42. Фахрутдинова, Л.Р. Теория переживания. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. - 416 с.
43. Фахрутдинова Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.01 / Л. Р. Фахрутдинова. Казань, 2012. 41 с.
44. Флоренская Т. А. Катарсис как осознание / Т. А. Флоренская // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 2. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 198-212.
45. Шавиров П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с
46. Шлет Г.Г. Философия и психология культуры. М.: Наука, 2007. 478 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ