ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 . Особенности психического развития старшеклассников 7
1.2 . Категория переживания 21
Вывод по главе 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты и их обсуждение 45
Вывод по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 63
Актуальность исследования. В настоящее время научный интерес привлекает проблема эффективности роли учебной деятельности в самоопределении старшеклассников. В связи с расширением мировоззрения и человеческих взглядов, глобальных изменений в образе жизни и социальных условий более востребованными становятся глубокие знания о человеке. Исследования внутреннего, субъективного фактора могут способствовать преобразованию жизненного процесса в правильное направление. На данный момент существенно открытой остается проблема самоопределения. В данном исследовании особенно затронут вопрос самоопределения молодежи. Подростковый возраст наделен своеобразием и необычайностью протекания. Данный жизненный период характеризуется устремленностью в будущее, поиском последующей перспективы. Выбор дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов и планов юношества. Главная задача, которая встает перед подростком - это выбор профессии. Адаптация к условиям актуального социального окружения требует от молодежи прогнозирования своего профессионального развития, в условиях постоянно меняющейся реальности. Правильный выбор профессии является значимым фактором в жизни человека. Однако, для многих подростков вопрос профессиональной ориентации в столь юном возрасте не до конца понятен. Учебная деятельность оказывает активное влияние на профессиональное самоопределение жизненного пути, так как сам процесс самоопределения формируется в учебной деятельности. Таким образом, проблема самоопределения является актуальной.
Так же в науке назревает необходимость исследования переживания как субъективного фактора, а так же влияния на него социально-психологических феноменов. Так, феномен самоопределения подростков, можно изучить в полной мере путем исследования переживания учебной деятельности. Учебная деятельность у старшеклассников является ведущей, и становится средством реализации жизненных планов, связанных с дальнейшим профессиональным
самоопределением. Существенно необходимым является рассмотрение субъективного фактора влияния учебной деятельности на самоопределение подростков.
В отечественной психологии понятие переживания рассматривалось известными психологами Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, которые считали, что категория переживания имеет ключевой, основополагающий, первичный характер. Многие ученые поддерживали данное определение. Однако, после критики А.Н. Леонтьевым трудов Л.С. Выготского, определение категории переживания стало рассматриваться в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, 1998).
Проблема исследования. Исследовать взаимосвязь между характеристиками переживания учебной деятельности и самоопределения старшеклассников.
Объект исследования - переживание учебной деятельности.
Предмет исследования - взаимосвязи между характеристиками переживания учебной деятельности и показателями самоопределения старшеклассников.
Цель исследования - изучить взаимосвязи между самоопределением и переживаниями учебной деятельности у выпускников среднеобразовательных учреждений
Задачи исследования.
1) Провести теоретический анализ по проблеме исследования
2) Подобрать методики и опросники, адекватные целям и задачам исследования
3) Провести сравнительный анализ характеристик самоопределения старшеклассников в сельских и городских средних образовательных учреждения
4) Провести сравнительный анализ характеристик самоопределения
старшеклассников в средних образовательных учреждениях разного статуса: средних образовательных школах и гимназиях
5) Провести исследование характеристик переживания учебной деятельности старшеклассников в течение учебной недели
6) Исследовать взаимосвязи между показателями характеристик самоопределения и показателями характеристик переживания учебной деятельности.
Гипотеза исследования - характеристики, взаимосвязи переживания учебной деятельности и показатель самоопределения имеют взаимосвязь в связи с географической локализацией и образовательным статусом.
Методологический подход: субъектный, субъектно-деятельностный и субъектно-системный подходы, представленные в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, В.В. Знакова, Е.А. Сергеенко и др.; теория переживания Л.Р. Фахрутдиновой.
Методики исследования. Для проведения исследования использовались следующие методики: Для проведения исследования использовались следующие психодиагностические методики: «Градусник переживания» Фахрутдиновой Л.Р., «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова, «Опросник терминальных ценностей» И.Г.Сенина, опросник Л.Р. Фахрутдиновой «Психологическое измерение осознанности профессионального выбора».
Научная новизна исследования. Впервые проведен сравнительный анализ характеристик переживания учебной деятельности и самоопределения старшеклассников сельских и городских школ и гимназий.
Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в возрастную психологию ранней юности, исследованы психологические механизмы формирования самоопределения старшеклассников в учебной деятельности. Также наши исследования внесли вклад в развитие базовой категории переживания (общая психология), в развитие теории учебной деятельности (педагогическая психология).
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения полученных результатов в психологическом консультировании, при оказании психологической помощи в самоопределении старшеклассников, а также в педагогической деятельности учителей, родителей и воспитателей при подготовке старшеклассников к выпускным экзаменам.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Содержание работы изложено на 68 листах машинописного текста, включая 13 рисунков, список литературы содержит 46 наименований.
Мы провели исследование, цели которого достигнуты, задачи решены. Гипотеза частично подтверждена для сельской СОШ. Для остальных школ гипотеза, которая опирается на теоретические знания в области возрастной психологии, не подтверждена.
На основе теоретических и эмпирических исследований, можно сделать следующие выводы:
Период ранняя юность является сложным и переломным моментом в жизни каждого человека. Учебная деятельность в этом возрасте является ведущей. Именно процесс обучения оказывает влияние на формирование самоопределение.
В нашем исследовании раскрывается субъективный план учебной деятельности, который операционализируется через характеристики переживания. Исследование переживания учебной деятельности позволило нам исследовать внутренний план социальной ситуации старшеклассников, центральным новообразованием которого является самоопределение.
Переживание - это психологическая категория, определяющая явление самосознания, интегрирующее бытийность и субстанциональность субъективного мира человека, проявляющееся в виде когнитивных, эмоциональных процессов и телесных самоощущений субъекта, выступающее для субъекта как психическая деятельность по «переработке» получаемых впечатлений и встраивания их в образы внутреннего и внешнего мира.
В ходе исследования были выявлены сравнительные характеристики самоопределения и характеристик переживания между одиннадцатиклассниками сельских и городских образовательных учреждений, а так же между среднеобразовательными школами и гимназиями.
Было организовано исследование и подобраны методики, адекватные целям исследования.
Проведен сравнительный анализ характеристик самоопределения старшеклассников в сельских и городских средних образовательных учреждениях. Выявлено, что существуют различия по ценностной шкале «Духовная направленность» (p=0,038) и по сфере «Семейная жизнь» (p=0,05).
Проведен сравнительный анализ характеристик самоопределения старшеклассников в средних образовательных учреждениях разного статуса: средних образовательных школах и гимназиях. Выявлено, что между школами и гимназиями нет достоверных различий.
Проведено исследование характеристик переживания учебной деятельности старшеклассников в течение учебной недели. Выявлены парадоксальные результаты: уровень характеристик переживания учебной деятельности сельской СОШ оказался выше, чем остальные образовательные учреждения. Сельская и городская гимназия находятся на одинаковом уровне, подтверждая статус «гимназии».
Исследованы взаимосвязи между показателями характеристик самоопределения и показателями характеристик переживания учебной деятельности. Выявлено, что связь существует лишь в одной школе - сельской СОШ. Все остальные данные не имеют связи.
Полученные в данной работе результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях общей психологии, педагогической психологии. А так же применяться практическом ключе в психологическом консультировании, при оказании психологической помощи в самоопределении старшеклассников, а также в педагогической деятельности учителей, родителей и воспитателей при подготовке старшеклассников к выпускным экзаменам.
Данное исследование имеет большие перспективы и востребованную значимость для науки и практики.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с
3. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности. - Вопросы психологии, 1972, №3, с. 105124.
4. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 45 с.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
6. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. - М.: Смысл, 2005. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М. :МГУ, 1984
7. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-пресс, 2000. 1008 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
10. Гумбольдт В. [W. von Humboldt] Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 448 с.
11. Дильтей В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. 1995. №10. С. 129-143.
12. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. - Ростов на Дону: Изд-во Ростовского Университета, 1972. - 33с.
13. Идентичность и социализация в современном мире. Сборник методик / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.:МПГУ, 2015. 215 с.
14. Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков. М.:МПГУ, 2014. 202 с.
15. Изотова Е.И. Социальные переживания и идентичность современных юношей и девушек [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5(7). URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2009n57/222-izotova7.html (дата обращения: 03.06.2016).
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
17. Карягина Т.Д. Эмпатия как метод: философский взгляд // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5. - С. 205-234. 118
18. Категория переживания в психологии и философии. Коллективная монография / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Прометей, 2004. 456 с.
19. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся старших классов средней школы. -2-е изд. - М. Просвещение, 1990. -159 с.
20. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 284 с.
21. Концепция профессионального самоопределения молодежи: Проект (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др.) // Педагогика, 1993. - №5. - 49 с.
22. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 108-124.
23. Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном / Р.
Д. Лэйнг. Львов: Инициатива, 2005. 352 с.
24. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / А. Лэнгле. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 332 с.
25. Марцинковская Т. Д. Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современном меняющемся мире [Электронный ресурс] / Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 3(5). URL: http://psystudy.ru.
26. Марцинковская Т.Д. История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы // Культурно-историческая психология. 2015b. № 4. С. 69—78.
27. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015a. 248 с.
28. Марцинковская Т.Д. Феноменология и механизмы развития: историкогенетический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. № 5(24). С. 12. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2012v5n24/700-martsinkovskaya24.html (дата обращения: 28.05.2016).
29. Михль В. Педагогика переживания. Пер. с нем. - М., 2014.
30. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Автореф. дис. ...канд. псих. Наук. - М.: Рос. ак. гос. службы при Президенте РФ, 1997. 56 - 61 с.
31. Пергаменщик Л. А., Л. С. Выготский: завещание Мастера // Вестник Московского государственного областного университета [Электронный журнал]. 2012. №1. с. 36-42. URL: www.evestnik-mgou.ru/vi/Authors/View/235.
32. Погодин И. Переживание в этиологии психической травмы / И. Погодин // Психическая травма и переживание: гештальт-терапия кризиса (Специальный авторский выпуск «Вестника гештальт-терапии»): сб. статей. Вып. 7. 2008а. C. 616.
33. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
34. Пряжников Н.С. Соотношение понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение» // Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. - Вып.1. - Екатеринбург, 1995. - 159 с.
35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999.
38 с.
38. Симоненко В. Д. Учебник для учащихся 9 класса «Технология основных сфер профессиональной деятельности». Москва. Издательство Вентана-Граф. 2006.9с.
39. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
40. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Москва; Воронеж: МОДЕК, 1998. 544 с.
41. Трубицына Л. В. Переживание травмирующего события как проблема психологии личности. Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 /
Л. В. Трубицына. М.: 2005. 201 с.
42. Фахрутдинова, Л.Р. Теория переживания. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. - 416 с.
43. Фахрутдинова Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.01 / Л. Р. Фахрутдинова. Казань, 2012. 41 с.
44. Флоренская Т. А. Катарсис как осознание / Т. А. Флоренская // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 2. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 198-212.
45. Шавиров П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с
46. Шлет Г.Г. Философия и психология культуры. М.: Наука, 2007. 478 с