I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ГЛАВА 1. КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА 8
1.1. Праздник «Садех» 8
1.2. «Чахаршанбе- Сури» - праздник костров перед зимним
солнцестоянием 17
1.3. «Ялда» - празднование зимнего
солнцестояния 20
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ТАДЖИКСКОГО
НАРОДА 24
2.1. Праздник Навруз 24
2.2. Ритуальные обряды 32
2.3. Особенности празднование народных праздников в советское и
постсоветское врем 38
1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
3. ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Праздник - отражает всю систему эстетических, нравственных, этических, религиозных критериев общества, накопленных в историческом беге времени. В своей книге Л.Н. Лазерев «Теория и история праздников» подчеркивал: «Каждая эпоха создает свою систему мировоззрения, которая реализуется в конкретных формах праздничной деятельности».
В русском гуманитарном знании И. Снегирёв определял понятие «праздник» так: «слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».
В работе российского культуролога и медиевиста М.М. Бахтина о творчестве Франсуа Рабле дается такое определение праздника: «Праздник - первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе - для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничные пожелания всех благ (но почти с полной утратой амбивалентности), праздничные тосты, праздничные игры и ряжение, праздничный весёлый смех, шутки, танцы и т.д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.).
Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; временный выход в утопический мир» .
В жизни и культуре таджикского народа праздники занимали важное место. С древнейших времен таджики были земледельцами.
Современные таджики являются потомками древних восточноиранских жителей Средней Азии, в частности «согдийцев» и «бактрийцев» и, возможно, других групп, с примесью западно-иранских персов и неиранских народов, согласно концепции известного и авторитетного специалиста по истории Ирана и Центральной Азии Ричарда Нельсона Фрая, персидская миграция в Среднюю Азию стала началом современной таджикской нации, а этнические персы, наряду с некоторыми элементами восточно-иранских бактрий и согдийцев, в качестве основного предков современных таджиков. В более поздних работах Р. Фрай расширяет сложность исторического происхождения таджиков. В публикации 1996 года Р. Фрай объясняет, что при объяснении эволюции народов, остатки которых являются таджиками в Центральной Азии, необходимо учитывать многие «факторы» и что «народы Центральной Азии, будь то иранские или тюркские, имеют одну культуру, одна религия, один набор социальных ценностей и традиций с единственным языком, разделяющим их.
Степень изученности темы. Проблема праздничной культуры давно привлекает внимание историков культуры и медиевистов, специалистов по изучению культуры повседневности. В теоретических исследованиях рассматривается тема «праздника» как такового, тема «праздника в городе. В теоретических исследованиях рассматривается тема древнего праздника «навруза». Среди теоретических исследований большого внимания заслуживают труды Омар Хайяам. В частности его книге «Наврузнаме» («Книге о Наврузе») и как указано в «Наврузнаме» Омара Хайяма, история происхождения Навруза уходит во времена одного из древнейших в мире персидского царства — Пешдодиен. Традиция связывает Навруз с именем легендарного Джамшида, которому посвящено немало строк и в эпической поэме 6Фирдоуси «Шахнаме». В «Шахнаме» говорится, что золотым веком было для людей семисотлетнее царствование Джамшида.
Это он научил людей носить одежду из ткани вместо звериных шкур, разделил их по профессиям и сословиям, упорядочил законы и правила, по которым должны жить люди. В «Авесте» говорится, что он возжёг в Хорезме первый по святости огонь зороастризма, огонь жречества — Атур-Фарыбаг.
Абу Райхан Бируни объясняет, почему Навруз почитаем мусульманами: «это день, который почитают ангелы (ибо в этот день они сотворены из огня) и пророки (ибо в этот день было создано солнце) и почитают его цари (ибо это первый день времени)». «В день равноденствия люди выходят на улицу, веселятся, едят некое кушанье, изготовленное из просяной муки, масла и сахара, — пишет Бируни. — Никто в этот день не работает».
Вторая группа источников исследования, касающиеся традиционной культуры жителей таджикского региона и соседних народов, имеющих общие этногенетические и культурные корни, сохранившие сходные обряды, обычаи и элементы материальной культуры. Среди данных работ важной базой для исследования послужили аналитические работы по проблеме типологии и классификации элементов традиционного народного костюма.
Объектом исследования. Является изучение роли праздников в прошлой и современной культурной жизни таджикского народа.
Предметом исследования являются формы и содержание особенности празднование древних и современных праздников.
Цель исследования доказать особое место и значение древних праздничных практик в культуре таджикского народа.
Данная цель достигается изучением следующих задач.
-Изучить роль праздников древних истории таджикского народа.
-Выявить календарные и природные праздники.
- Исследовать особенности природных праздников таджикского народа.
Методология исследования включает совокупность общенаучных и политологических методов. Основным методом исследования послужил историко-генетический подход к анализу праздников таджикского народа.
Позволяющего исследовать истоки и развития народных традиции праздничной культуры.
Методологическую основу данной научной работы составляют исследования российских, туркменских и других зарубежных ученых, в которых отражены общетеоретические положения о международных экономических отношениях. Знание методологических основ празднования, закономерностей развития праздничной культуры, лучшего исторического опыта создания «праздничного мира» поможет будущим специалистам овладеть «механиз-мом» праздничной индустрии.
При анализе фактического материала был использован ряд традиционных подходов и методов: проблемно -хронологический аналитический, историко-генетический, сравнительно-исторический, что дало возможность выявить основные этапы становления праздников как составной части культура таджикского народа.
Характеристика использованных источников и литературы: Источниками для данной работы послужили полевые материалы этнографов, собранные в Таджикистане 2006-2008 гг., и описания календарных праздников, обрядов и обычаев годового цикла у таджиков, составленные русскими и европейскими путешественниками по Восточному
Для реконструкции 14 праздничного обряда особое значение имеют гуманитарные источники: фотографии, картины, в том числе миниатюры... в манере персидской живописи. Особую значимость имеет материалы устной истории - воспоминание, родственников, в которых воспроизводиться празднование народных праздников в советское время.
Источники материальные культуры, собранные в музейных коллекциях национального музея Таджикистана (Душанбе) в коллекции представлен костюм, утварь, посуда, украшения, музыкальные инструменты, описание праздничных угощении. Все эти источники существенно дополняют друг друга, и помогают воссоздать более полную картину проведение культуры таджикского народа.
Обоснование структуры работы. Поставленные цели и задачи позволяют нам следующим образом выделить структуру работы. Мы поделим данную работу на 2 главы. Это позволит нам наиболее полно раскрыть замысел работы. Первая глава называется: Календарные праздники таджикского народа. Она в свою очередь состоит из трёх параграфов: 1. Праздник Садех; 2. Чахаршанбе- Сури - праздник костров перед зимним солнцестоянием. 3 Ялда празднование зимнего солнцестояния. Вторая глава получила название. Природные праздники таджикского народа, Она также состоит из трёх параграфов: 1.Праздник Навруз. и 2.Ритуальные обряды. 3 Особенности празднование народных праздников в советское и постсоветское время.
На основании проеденного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Праздник занимал важное место в жизни и культуре восточноиранских народов. Как известно, народный праздник является стимулом для развития, поднятия национального самосознания, объединения людей и любви к родному народу и культуре, осуществляют трансляцию традиций через поколения.
2. В течении года у таджиков было много праздников. С древнейших времен на праздник собирались все ближние и дальние родственники, что способствовало укреплению родственных связей, пониманию внутри семьи, воспитанию подрастающего поколения в духе народных традиций.
3. Праздник - это сакральное время, он давал передышку в тяжелом труде простых людей, отвлекал от будничных дел, от жизненных трудностей, выполнял свое рода психотерапевтические функции, поскольку давал людям возможность расслабиться от забот, давал радость и веселье. Исторически таджики были земледельцами и их народные праздники обусловлены именно этими занятиями.
4. Удалось выяснить, что у таджиков с древности существовали календарные праздники, связанные со сменой годового цикла (зимы, весны, лета, осени). Таджики поклонялись Солнцу, и его положение на небе определяло цикл многих праздников. Появление солнца на небе и погода определяла урожай, благополучие народа. Желтый цвет - цвет солнца окрашивал многие праздники. Цвет Солнца был в еде, одежде, украшениях, росписи хной на теле и т.д. С поклонением Солнцу связан праздник «Садех» - один из древнейших зароастрийских праздников, представляющий сложный культурный феномен, в котором переплетены древние религиозные представления и народные обряды.
5. Одним из самых важных природных праздников таджиков был праздник природный - «Навруз», к нему примыкали праздники «Подснежников», «Тюльпанов» и др.
6. В праздничном обряде огромное место занимала музыкальное оформление. Практически всегда во время праздника звучали мелодии, исполняемые на таджикском музыкальном инструменте «Кошнае»- это духовой инструмент, состоящий из дудочек. Кошнай входил в состав оркестра. Вершиной классической музыки таджиков (признанная ЮНЕСКО как мировое нематериальное культурное наследие) - является Шашмаком (Шесть макомов). Современным исследователям музыкальной культуры таджикского народа удалось установить, что предки таджиков имели около 5 000 музыкальных инструментов. В течение столетий именно на праздниках, обрядах, народных и семейных гуляньях. народных формировались жанры традиционной инструментальной музыки и её структура. Большое развитие в у таджиков получили традиции ансамблевого исполнительства.
7. Важное место в праздничной церемонии занимал национальный костюм. Праздничные костюмы - шедевры народного декоративного искусства, в которых нашли отражения эстетические представлении о красоте таджикского народа. На праздник одевали все самое красивое и дорогое. Национальная одежда народов Таджикистана имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин обязательным элементом одежды был распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, и кожаные сапоги на мягкой подошве, в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин - в сельских районах преобладали платья из гладких тканей, в горных южных районах — вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Традиционные украшения: ожерелья, подвески, серьги, кольца.
8. Праздничная еда - «кабобы» колбаски из маринованного, рубленного мяса, пловы из баранины и подобие голубцов - «шехлет», жаркое-каурдак, плов «Угро». лепешки, угро (лапша), лагман, самбуса, хворост и др. Зелень и овощи, овощей и фруктов. Все это красиво украшалось и подавалось на красивой посуде в определенной последовательности.
9. В советское время народные праздники в городах Таджикистана практически не отмечали, только в сельской местности и гонных селениях. Об этом свидетельствуют, приведенные в нашей работе, воспоминания моих родственников старшего поколения. Народные праздники были заменены на советские (Новый год, Первое мая и т.д.).
10. После обретения самостоятельности таджикский народ празднует все народные (древние) и религиозные праздники в полном объеме. Очень важно отметить, что праздничная культура сохранилась. В настоящее время праздник «Науруз» признан ЮНЕСКо в качестве объекта нематериального культурного наследия, имеющим мировое значение.
11. На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: Первое - характерными чертами календарных праздников таджикского народа, можно считать: Семь зороастрийских праздников которое были известны как «гагамбарцы» и посвящались Ахура Мазде, властелину мудрости и шести святых бессмертных, то есть Амеше Спентасу, защитникам семи творений (небо, воды, земля, огонь, растения, животные и людей). Другие важные праздники были посвящены главным изадам, таким как Михр. В процессе работы мы выяснили, что праздник «Садех» является одной из древнейших зороастрийских праздников. Изучив историю происхождения праздника «Садех», мы пришли к выводу, что праздник - это некий сложный культурный феномен. Он объединял в себе и культуру и принципы народа с одной стороны, а с другой стороны Зороастрийский праздник испытал влияние на современную жизнь таджикского народа. Мы выяснили что, до наших дней в разных регионах Таджикистана при проведении праздников сжигают костры и прыгают по огню по - старым зороастрийским традиция. Исследовав одежду, посуду, музыкальные инструменты таджикского народа, мы выявили их функции: практическую и художественную.
12. В ходе исследования мы пришли к выводу, о том, что в посудах заложено множество символики, аллегорий, производство различных видов керамики было, пожалуй, самым высокоразвитым из всех ремёсел в Центральной Азии. Гончары делали различную посуду (блюда, чаши, сосуды для хранения воды, кувшинчики для умывания) игрушки для детей и т.д. которая использовали, при проведении праздников. Мужские халаты таджиков, которые называются «джома», «яктаг», существовали нескольких видов: легкие, на подкладке, теплые, стеганные; в основном их шили из яркой и пестрой ткани, покрой халата не зависел от возраста и был одинаков для всех. «Кошнай»- Это Таджикский духовой музыкальный инструмент. Состоял из двух тростниковых дудочек (длиной около 30 см), каждая с язычком и 7 пальцевыми отверстиями. Звукоряд — диатонический, в пределах октавы. Используется как сольный музыкальный инструмент и входит в состав оркестра народных инструментов. Нет никаких сомнений в том, что праздник занимал особое место в жизни древних таджиков. Ведь он выполнял очень важную социологическую функцию: в период праздника каждый член общества имел превосходную возможность раскрыть и выразить свои творческие способности. Праздник был одним из необходимых и живительных источников для городского большинства. В празднестве отражались интересы разных социальных групп населения, которые олицетворяли представления о «Добре» и «Зле». В ходе проведения данного исследования мы установили, что «Садех» является неотъемлемым, составным элементом. В ходе написания данной работы нами было рассмотрено творчество И. В. Рака в свешенной книге «Авесто»
1. Положение о Министерстве культуры Республики Таджикистан (2006)
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.vfarhang.tj/index.php/tj/u-at-o/nizomnomai-vazorati-far-angi- um-urii-to-ikiston (Дата обращения: 24.02.2018)
2. Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан Текст. / Вступительное слово Министра культуры Республики Таджикистан М.Асрори на Церемонии открытия Дней культуры Российской Федерации в Республике Таджикистан. 2010г.
3. Конституция Республики Таджикистан Текст: Основной закон
Республики Таджикистан от 6 ноября 1994г. (с измен., и допол., принятыми на всеобщих референдумах в 1999 и 2003 гг.).
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.prokuratura.tj/ru/legislation/the-constitution-of-the-republic-of- tajikistan.html (Дата обращения: 24.02.2018)
4. Концепция развития культуры Республики Таджикистан, 2005г. - Душанбе: Шарки Озод, 2005.
5. Программа развития культуры Республики Таджикистан на 2008-2015гг. Текст: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2007 года, №529.
6. Документы из архива Министерства иностранных дел Республики Таджикистан: Отдел Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО
7. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 1954 год) 1992 год.
Литература
1. Белоусов А.Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования / А.Я. Белоусов. - Алма-Ата: Казахстан, 1974. - с.19-31.
2. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - Москва: Просвещение, 1975. -с.14-23.
3. Гусева, С.В. «Дурацкая литература» и карнавальный «праздник дураков»:особенности интерпретации традиций, мотивов и образов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. с. 106 - 112.
4. Гусева. С.В. Городская культура: Средневековье и начало нового времени / под ред. В.И.Рутенбург. — Москва.: Наука, 1986. —С. 278287.
5. Даркевич, В. П. Светская праздничная жизнь Средневековья IX—XVI вв. Москва, изд-во. 2006. с. 80-92.
6. Дьяконов М. М. Фердоуси: Жизнь и творчество / Отв. ред. акад. И. А. Орбели. — Москва.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. — С.45-48
7. Жигульский, К. Праздник и культура. Пер. с польск. - Москва.: Прогресс, 1985. - с. 102-110.
8. Жуковская, Н.Л. Монголы / Н.Л. Жуковская // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. Москва.: Наука, 1985. - С.5-9.
9. Исаков.М.М.Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. Москва: Наука, 1985. -с.26-40
10. Каверина, Е.А. Праздник как эстетический и социальный феномен //«Культурология».Москва: - 2009. № 234. - С. 119 - 122
11. Калонтароь, Я.И. Пережитки культа ивы у среднеазиатских евреев Самарканда / Я.И. Калонтаров // Этнография в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1989. -С.38-41.
12. Камалов, А.К. Уйгуроведение в Казахстане: традиции и инновации UyghurstudiesinKazakhstan: traditionandinnovation. Алматы, 30 сентября 2005 г. / А.К. Камалов. Алматы: Наш мир, 2006. - 203-222 с.
13. Каплан, А.Б. М.Ю. Реутин несколько соображений по поводу карнавального «хронотопа» // Культурология. 2006. № 4. С. 117 - 120.
14. Кармышева, Б.Х. К вопросу о культовом значении конных игр в Средней Азии / Б.Х. Кармышева // Прошлое Средней Азии (археология, нумизматика и эпиграфика, этнография). Душанбе: Дониш, 1987. С. 231-235..
15. Кармышева, Б.Х. Очерки этнической истории населения южных районов Таджикистана и Узбекистана /Б.Х. Кармышева. Москва. Наука, 1976. -301-310 с.
16. Климович, Л.И. Праздники и посты ислама. Мусульманский календарь, ураза, ураза-байрам, курбан-байрам /Л.И. Климович, под ред. А. Рановича. М.: ГАИЗ, 1941. - 102-118с.
17. Кузьмина, Е.Е. Древнейшие этнические культурные связи Ирана и Турана / Е.Е. Кузнецова // Transoxiana: История и культура. Ташкент, 2004. - 442 с.
18. Логашова, Б.-Р. Персы / Б. -Р. Логашова // Календарные обычаи и обряды Передней Азии. Годовой цикл. Москва.: Наука, 1998. - С. 39-54.
19. Львова, Э.Л. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, A.M. Сагалаев, М.С. Усманова. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-е, 1989. - 241 с.
20. Малов, С.Е. Характеристика жителей Восточного Туркестана / С.Е.
21. Негмати, А.Н. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков / А.Н. Негмати. Душанбе: Дониш, 1989. - 7-15 с
22. Негмати, А.Н. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков / А.Н. Негмати. Душанбе: Дониш, 1989-С.19-32
23.Омар.Х. Рубаи. Перевод С. Северцева — Великое Древо. Поэты востока. Москва, изд-во 1984, С. 282—284.
24. Османов М.-Н. Омар Хайям // Большая советская энциклопедия. — Москва, изд-во1969—С. 23-32.
25. Певцов, М.В. Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889 и 1890 гг. / М.В. Певцов. СПб.: Русс.геог.о-во, 1895. с.- 423-459.
26. Писарчик, A.K. Таблицы годов двенадцатилетнего животного цикла с приведением соответствующих им годов современного летоисчисления / А.К. Писарчик // Материалы ЮТАКЭ (1946). Вып.1. Ашхабад, 1949. - С. 236-242.
27. Писарчик, А.К. Ива в новогодних и других весенних обрядах таджиков / А.К. Писарчик // Этнография в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1989. - С. 18-38.
28. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. СПб.: Наука, Санкт-Петерб. изд. фирма, 1994. -с.235-240
29. Пясецкий, П.Я. Путешествие по Китаю в 1874-1875 гг. / П.Я. Пясецкий. Санкт Петербург. Типография М.М.Стасюлевича. 1880. - с.59-64
30. Рахимов, P.P. Мужские объединения у узбеков и таджиков Ферганской долины / P.P. Рахимов // Социальная история народов Азии. Москва.: Наука, 1975. - С. 33-39.
31. Рахтеримов, М.Р. Земледелие таджиков бассейна р. Хингоу в дореволюционный период. Историко-зтнографический очерк / М.Р. Рахимов. Сталинабад: Изд-во АН Тадж. ССР, 1957. - 221-230 с.
32. Реутин, М.Ю. Карнавал и комическая культура средневековой Германии: Механизм возникновения и заката // Г ород в Средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3.: Человек внутри городских стен: формы общественных связей. Москва.: Наука, 2000. с. 337 - 347.
33. Реутин, М.Ю. Несколько слов по поводу карнавального «хронотопа» // Одиссей: Человек в истории. 2005, с. 23 - 37.
34. Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Омар Хайям. — Москва: Наука, 1965. — С. 19-28.
35. Сазонова, М.В. Традиционное хозяйство узбеков Южного Хорезма / М.В. Сазонова. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние. 1978. -с.97-99
36. Самойлович, А. К вопросу о двенадцатилетнем животном цикле у турецких народов / А.К. Самойлович // Восточные записки. Т. 1. JL: Ин-т живых восточных языков, 1927. - С. 147-162.
37. Снесарев, Г.П. О реликтах мужских союзов в истории народов Средней Азии / Г.П. Снесарев // VII Междунар. конгресс антроп. и этногр. наук. М.: Наука, 1964 - С.45-51.
38. Толшин, А.В. Значения и свойства маски в карнавале и маскараде // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 41. С. 62 - 69
39. Хомурова, Е.Н. Европейское стихотворное и песенное творчество периода Средневековья // Проблемы исторической культурологи: Сб. науч. Тр. НВТ, 1998. С. 204 - 212.