Введение 2
Раздел 1. История развития отечественной и зарубежной когнитивной психологии 6
1.1 История развития зарубежной когнитивной психологии 7
1.2 Когнитивные исследования в российской психологии 9
Раздел 2. Изучение когнитивных состояний в зарубежной психологии 14
2.1 Сосредоточенность 14
2.2 Заинтересованность 17
2.3 Озадаченность 22
2.4 Размышление 26
2.5 Вдохновение 37
Раздел 3. Анализ исследовательской активности в изучении когнитивных состояний в зарубежной психологии 43
3.1 Статистика изучения когнитивных состояний 43
3.2 Сравнительный анализ исследований когнитивных состояний 44
Заключение 53
Список Литературы 56
Изучению человеческого познания и памяти более 125 лет. В течение этого времени психологи провели тысячи экспериментов, корреляционных анализов и полевых исследований в дополнение к другим исследованиям, проведенным в соседних областях. На протяжении десятилетий тщательно создавалась огромная база знаний. Учитывая эту информацию, мы можем спросить себя: какие изменения в образовании стали результатом этой огромной исследовательской базы? Изучение процессов обучения с когнитивной точки зрения позволяет исследователям понять индивидуальные различия в интеллекте, когнитивном развитии, влиянии, мотивации, саморегуляции и самооценке, а также их роли в обучении. Обучение требует познания, и познание лежит в основе обучения. Всякий раз, когда мы видим или слышим что-то новое, мы проходим через комплекс когнитивных процессов, приводящих к обучению.
Актуальность и практический аспект данных исследований связаны с тем, что изучение когнитивных процессов, таких как интерес, сосредоточенность, вдохновение, рефлексия и т. д., помогает выявить лучшие пути в педагогической психологии. Знание о том, как они появляются, и понимание способов их улучшения, могут помочь в разработке специальных учебных планов для студентов. Недостаточно иметь представление об этих когнитивных состояниях по отношению к другим явлениям, а нужно, прежде всего, изучить их индивидуально. К сожалению, большая часть исследований когнитивных состояний связана с аффективными процессами. Несмотря на то, что существуют многочисленные публикации по интересам, вдохновению, любопытству и т. д., они не изучаются индивидуально, соответственно основа для изучения этих когнитивных состояний недостаточна. В этом исследовании основное внимание уделяется изучению именно этих состояний.
Популярность исследования психических и когнитивных состояний в России постоянно растет, однако тема психических состояний по-прежнему не является общепринятой в зарубежной психологии. Данное исследование стремится расширить диапазоны знаний и популяризировать теории и методы изучения психических состояний, успешно используемых Казанской школой психических и когнитивных состояний.
Это исследование посвящено созданию терминологической основы для изучения познавательных состояний в Казанской школе психических состояний.
Идея этого исследования связана с ускорением процессов глобализации мировой психологической науки, увеличением числа научных обменов между исследовательскими и образовательными центрами, в связи с чем возникает проблема сопоставления результатов научной деятельности в отечественной и зарубежной психологии. Идея также возникла из исследования «Сравнительный анализ понятия «состояние» в отечественной и зарубежной психологии» (Прохоров А.О., Уразметова Э.И., Чернов А.В., Юсупов М.Г).
В зарубежной психологии в большинстве случаев «состояние» понимается как «state» (примерно в 67% случаев). Таким образом, подчеркивается некая стабильная характеристика состояния, обусловленная индивидуальными характеристиками самого субъекта. Также данное понятие широко используется в случае обозначения какого-то конкретного психического состояния (состояние усталости, состояние стресса, состояние тревоги и др.). (Прохоров А.О., Уразметова Э.И., Чернов А.В., Юсупов М.Г).
В отечественной психологии понятие «состояние» интегрирует свойства и особенности технической и биологической системы, а также свойства качественно новой, неизмеримо сложной системы — психической.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: существуют ли исследования в области когнитивных состояний в зарубежной психологии? Как они изучаются и каким образом эти исследования отличаются от российских исследований состояний?
Объектом исследования является история изучения когнитивных состояний в отечественной и зарубежной психологии.
Предметом исследования являются работы зарубежных авторов по изучению когнитивных состояний в области интереса, сосредоточенности, вдохновения, размышления и озадаченности.
Цель исследования - рассмотреть современные зарубежные исследования познавательных состояний, оценить их объем и содержание.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития отечественной и зарубежной когнитивной психологии
2. Изучить выбранные когнитивные состояния в зарубежной психологии
3. Проанализировать исследовательскую активность в изучении когнитивных состояний в зарубежной психологии
4. Провести сравнительный анализ исследований когнитивных состояний в отечественной и зарубежной психологии.
Гипотезы - Существуют различия в подходах к изучению когнитивных состояний в отечественной и зарубежной психологии.
Методы исследования
> Анализ литературы,
> Изучение продуктов деятельности,
> Сравнительный анализ,
> Процентный анализ.
Структура дипломной работы
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются история развития отечественной и зарубежной когнитивной психологии.
Вторая глава посвящена изучение когнитивных состояний в зарубежной психологии.
В третьей главе анализируются исследовательская активность когнитивных состояний в зарубежной психологии
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Эта работа посвящена анализу исследований отечественных и зарубежных когнитивных состояний.
Первая часть посвящена истории изучения когнитивных состояний. В этом пункте мы рассмотрели различия в теориях и подходах. В процессе исследования, мы обратили внимание на 5 основных когнитивных состояний, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения - сосредоточенность, заинтересованность, озадаченность, размышление, и вдохновение.
В ходе нашего исследования, были изучены вышеперечисленные когнитивные состояния. Мы сосредоточились на их определениях, теориях и методах их изучения или исследования.
На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. На наш взгляд, наиболее удачными словосочетаниями, отражающими суть выбранных состояний и являющимися их наиболее релевантными аналогами, являются:
> Сосредоточенность - Concentration, Sustained attention
> Заинтересованность - Interest, Interestedness
> Озадаченность - Perplexity
> Размышление - Rumination, reflective thinking
> Вдохновение - Inspiration
Они наиболее полно раскрывает понятия как когнитивные феномены, когнитивные процессы и когнитивные состояния.
2. В зарубежной психологии уделяется мало внимания изучению познавательных академических состояний. Результаты этого исследования показали, что существует чрезвычайно небольшое стремление к изучению когнитивных состояний ученика.
Было найдено 3 статьи и 1 книга на тему вдохновения как когнитивного состояния; 5 книг и 5 статей (также 1 книга и 1 статья о недоумении) по озадаченности, 6 статей и 4 книги - по интересу; 9 статей и 4 книги - по сосредоточенности и 26 статей и 7 книг по размышлению.
3. Существует огромная разница в изучении когнитивных состояний в зарубежной и отечественной психологии. Во-первых, в изучении самих когнитивных состояний.
В зарубежной психологии, когнитивное или познавательное состояние понимается как мыслительный процесс и состояние ума. В отечественной психологии познавательные состояния являются одним из видов психических состояний личности, интегрирующих те психические процессы и свойства, которые необходимы человеку в его жизнедеятельности для эффективного выполнения познавательных задач.
Во-вторых, помимо интереса, другие исследуемые когнитивные состояния имеют различные подходы к ним; существуют терминологические различия в переводе, а также различия в методах изучения этих когнитивных состояний.
4. Основные когнитивные процессы, состояния и области, наиболее сильно привлекающие внимание исследователей зарубежной психологии, — это искусственный интеллект, репрезентативное знание, когнитивная нейробиология, язык, память, восприятие, мышление, однако эти понятия широко изучаются как когнитивные процессы, а не когнитивные состояния.
5. Основными познавательными процессами и состояниями, более всего привлекавшими внимание исследователей отечественной психологии, являются ощущения, восприятие, память, мышление, и познавательные состояния, связанные с процессом обучения.
Несмотря на наличие нескольких статей по изучению познавательных академических состояний, существует множество методов, используемых для изучения выбранных состояний.
Мы смогли установить, что зарубежная психология не фокусируется на темах когнитивных академических состояний, эти же «состояния» изучаются не как состояния, а скорее, как процессы и коррелируют с другими явлениями.
По результатам этой работы, российские исследователи смогут информативно освещать проблемы познавательных состояний, а последующие исследования в этой области будут и дальше развивать казанскую школу состояния. В результате проведенного сравнительного анализа были получены результаты, подтверждающие различия в подходах к изучению когнитивных состояний в отечественной и зарубежной психологии.
1. Асмолов А.Г., Ягодина Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности. 1992.
2. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности
3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. -1998. М.
4. Дружинин В.И. Интеллект и продуктивность деятельности: модель "интеллектуального диапазона". Психологический журнал. 1998.Т.
5. Дружинин В.И. Метафорические модели интеллекта. Психологический журнал. 1999.Т.
6. Прохоров А. О. Психология состояния
7. Прохоров А.О., Юсупов М. Г., Функциональные структуры познавательных состояний
8. Прохоров А.О., Уразметова Э.И., Чернов А.В., Юсупов М.Г, Сравнительный анализ понятия «состояние» в отечественной и зарубежной психологии.
9. Рубинштейн Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
10. Рубинштейн Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Акад. наук СССР.
11. Современная психология: справочное руководство. - М.: РШФРА-М, 1999.
12. Abercrombie, J. (1857). Consciousness and reflection. (pp. 66-69). New York, NY, US: Harper & Brothers.
13. Atkinson, W. W. (1903). Attention and concentration. (pp. 12-16). New York, NY, US: Psychic Research Company.
14. Attention in the work. (pp. 15-59). Чичестер, Великобритания: Wiley.
15. Baker, C.H. (1959). Внимание к визуальным дисплеям во время бдительной задачи: 50, 30-36
16. Вайнер, Б. (1985). Атрибутивная теория мотивации достижения и эмоций
17. Baldwin, J. M. (1893). Interest, reality, and belief, (pp. 243-265). New York, NY, US: Henry Holt and Co.
18. Bennett, A. (1911). Habit-forming by concentration (pp. 36-43). New York, NY, US: G H Doran Company.
19. Bialek, M., & Sawicki, P. (2018). Cognitive reflection effects on time discounting. Journal of Individual Differences, (pp99-106).
20. Binet, A., & Simon, T. (1916). Attention from the Point of View of its Concentration (pp. 28-33). Baltimore, MD, US: Williams & Wilkins Co.
21. Buehner, M., Krumm, S., Ziegler, M., & Pluecken, T. (2006). Cognitive abilities and their interplay: Reasoning, crystallized intelligence, working memory components, and sustained attention. Journal of Individual Differences, (pp 5772).
22. Clark J, Huckman RS, Staats BR. 2013. Специфика и обучение клиентов: индивидуальные и организационные эффекты в аутсорсинговых радиологических службах. Организация науки, 24 (5): 1539-1557.
23. Craig А. (1985). Бдительность: теории и лабораторные исследования. В: С. Фолкард и Т.Х. Монах (Ред.), Часы работы. (стр. 107-121). Чичестер, Великобритания: Wiley
24. Craig А. (1978). Является ли декретом бдительности просто ответом на соответствие вероятности?
25. Dewey J. 1933. Как мы думаем. Boston, MA: D. C. Heath and Co.
26. Engle, J. S. (1904) Analytic interest psychology and synthetic philosophy (pp. 44-67). Baltimore, MD, US: King Brothers.
27. Engle, J. S. (1904). Interest is the mental dynamic, or the law or principle of "psychic progressions" Engle, Analytic interest psychology and synthetic philosophy (pp. 1-7). Baltimore, MD, US: King Brothers.
28. Engle, J. S. (1904). The principle of interest is the nexus of the mind. Engle, Analytic interest psychology and synthetic philosophy (pp. 24-28). Baltimore, MD, US: King Brothers
29. Карл Р. Клиентоориентированная терапия» (1951) и «Становление личности» (1961)
30. Kahneman, D. (1973). Внимание и усилие. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
31. Kirtley, J. S. (1902). Concentration. (pp. 111-114).
32. Kitson, H. D. (1916). Concentration of attention (pp. 102-117). Philadelphia, PA, US: J B Lippincott Company.
33. Knowlson, T. S. (1922). Психология вдохновения. Психоаналитический обзор, 9, 440-443.
34. Крис, Э. (1939). По вдохновению. Международный журнал психоанализа, 20, 377-389.
35. Ландис С., Шерман М. Ф., Пьемонт Р., Киркхарт М., Байк Д., Рапп Е. (2009). Возвышение и его возрастающая достоверность выше и выше пятифакторной модели личности. Журнал положительной психологии,
36. М. Van Дульмен (ред.), Оксфордский справочник по методам позитивной
психологии (стр. 515529). Нью-Йорк: издательство Оксфордского
университета
37. Murphy & Alexander, 2000; Renninger & Hidi, 2011. Вопросники рейтинговой шкалы
38. Маккуорт, Н.Х. (1948). Нарушение бдительности при длительном визуальном поиске. Ежеквартальный Журнал экспериментальной психологии, 1, 6-21
39. McKinney, Fred. (1949). Psychology of personal adjustment: Students' introduction to mental hygiene, 2nd ed., , (pp. 65-104). Hoboken, NJ, US: John Wiley & Sons Inc, xi, pp.
40. McClure, M. T. (1923). Concentration (pp. 134-144). New York, NY, US: McGraw-Hill Book Company.
41. Pillsbury, W. B. (1920). Reasoning. In W. B. Pillsbury, The essentials of psychology (pp. 241-266). New York, NY, US: MacMillan Co.
42. Powell, J. W. (1898). Reflection. In J. W. Powell, Truth and error, or the science of intellection (pp. 251-263). Chicago, IL, US: Open Court Publishing Co.
43. Rime, B. (1995). Mental rumination, social sharing, and the recovery from emotional exposure. In J. W. Pennebaker (Ed.), Emotion, disclosure, & health (pp. 271-291). Washington, DC, US: American Psychological Association.
44.Shepherd D.A. 2003. Учиться от неудачи бизнеса: предложения о скором выздоровлении для самозанятых. Академия управления обзором, 28: 318328.
45.Simmerman B. Y. 2000. Самоэффективность: существенный мотив для изучения. Современная педагогическая психология, 25: 82-91.
46.Sanna, L. J., Stocker, S. L., & Clarke, J. A. (2003). Rumination, imagination, and personality: Specters of the past and future in the present (pp. 105-124). Washington, DC, US: American Psychological Association
47.Sanna, L. J., Stocker, S. L., & Clarke, J. A. Rumination, imagination, and personality: conceptualize ruminations as both virtue and vice.
48. Salisbury, A. (1905). The law of interest (pp. 264-270). New York, NY, US: Row, Peterson and Company.
49. Thrash, T. M. (2007). Дифференциация распределения вдохновения и
положительного воздействия в разные дни недели: применение
логистического многоуровневого моделирования. В A. D. Ong & M. H.
50. Thrash, T. M. & Elliot, A. J. (2003). Вдохновение как психологическая конструкция. Journal of Personality and Social Psychology, (pp 84, 871-889).
51. Thrash, T. M. & Elliot, A. J. (2004). Вдохновение: основные характеристики, компонентные процессы, антецеденты и функции. Journal of Personality and Social Psychology, (pp 87, 957-973).
52. Thrash, Т. M., Elliot, A. J., Maruskin, L. A., & Cassidy, S. E. (2010a).
Вдохновение и поощрение благополучия: тесты причинности и
посредничества. Journal of Personality and Social Psychology, (pp8, 488-506).
53. Thrash, Т. M., Maruskin, L. A., Cassidy, S. E., Fryer, J. W., & Ryan, R. M. (2010b). Посредничество между музой и массами: вдохновение и актуализация творческих идей. Journal of Personality and Social Psychology, (pp 98, 469-487).
54. Taylor S. E. 1991. Асимметричные эффекты положительных и
отрицательных событий: гипотеза минимизации мобилизации.
Psychological bulletin, 110: 67-85.
55. Taylor, A. R. (1898). The intellect and its functions (continued). Conception, judgment, reasoning (pp. 137-150). New York, NY, US: D Appleton & Company
56. Warm, J.S., & Jerison, H.J. (1984). Психофизика бдительности. В: J.S. Теплый (ред.), Устойчивый
57. White R. 1959. Мотивация пересмотрена: концепция компетентности. Психологический обзор, 66: 297-333.
58. Watson, D., Clark, L. A., & Tellegen, A. (1988). Разработка и утверждение кратких показателей положительного и отрицательного воздействия: шкала PANAS. Journal of Personality and Social Psychology, (pp 54, 10631070).
59. Watson, D., Wiese, D., Vaidya, J., & Tellegen, A. (1999). Две общие системы активации аффекта: Структурные выводы, эволюционные соображения и психобиологические доказательства. Журнал Личности и социальной психологии, (pp76, 820-838).
60. Yerkes, R.M., & Dodson, J.D. (1908). Отношение силы стимула к быстроте привыкания. Журнал сравнительной неврологии и психологии, 18, 459-482
61. Zollo M, Winter SG. 2002. Преднамеренное обучение и эволюция динамических возможностей. Организация Науки, 13 (3): 339-351.