Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИРТУАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И КЛИМАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ЗАДАЧАХ СИМУЛЯЦИИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Работа №46762

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Обозначения и сокращения 5
Введение 7
Глава 1. Исследование актуальных проектов и сравнение инструментов моделирования 10
1.1 Актуальные проекты в области роботизированных ТС 10
1.2. Исследование и сравнение инструментов реализации виртуальных моделей
робототехники 12
1.3. Исследование и сравнение инструментов реализации виртуальных моделей ТС 14
1.4. Выводы 18
Глава 2. Математические модели и методы. Алгоритмы решения 19
2.1. Математическая модель ТС и воздействующие физические силы 19
2.1.1. Распределение колёсной нагрузки 23
2.1.2. Статическая колёсная нагрузка 24
2.1.3. Уравнение покоя 27
2.2. Типы соединений элементарных сочленений механических деталей ТС .... 27
2.2.1. Вращательное соединение (Revolute) 28
2.2.2 Шестереночная передача (Gearbox) 28
2.2.3 Вращательное соединение по двум осям (Revolute2) 29
2.2.4 Поступательное соединение (Prismatic) 29
2.2.5 Сферическое соединение (Ball) 30
2.2.6 Винтовое соединение (Screw) 30
2.2.7 Фиксированное соединение (Fixed) 31
2.3 Моделирование работы датчиков 31
2.3.1 Оптическая камера 31
2.3.2. Автомобильный сонар 33
2.3.3. Лидарный тип датчиков 34
2.3.4. Инерциальный датчик 35
2.3.5. Радар 35
2.4. Моделирование воздействия ветра 37
2.4.1. Размещение unit-линка в геометрическом центре каждого линка каждой
модели 40
2.4.2. Получение габаритов ограничивающего параллелепипеда 44
2.4.3. Вычисление координат вершин ограничивающего параллелепипеда в
локальной системе координат unit-линка 45
2.4.4. Сохранение или обновление позиции unit-линка в глобальной системе
координат 46
2.4.5. Вычисление координат вершин ограничивающего параллелепипеда в
глобальной системе координат 47
2.4.6. Вычисление координат вектора внешней нормали к каждой грани
ограничивающего параллелепипеда 49
2.4.7. Определение граней для последующего воздействия внешней силы 51
2.4.8. Определение точек воздействия внешней силы для каждой грани 53
2.4.9. Поворот объектов виртуального мира для достижения определённого
направления направляющего вектора ветра 57
2.4.10. Определение точек воздействия, не перекрываемых ни одной гранью
ограничивающего параллелепипеда объекта виртуального мира 60
2.4.11 Приложение внешней силы в точках воздействия 64
2.5 Выводы 64
Глава 3. Вычислительная реализация 65
3.1. Выбранные средства реализации 65
3.1.1. Графическое моделирование - Ogre 3D 65
3.1.2. Моделирование физики - DART 66
3.1.3. Робототехнический симулятор - Gazebo 67
3.1.4. Моделирование погодных эффектов - Pro-SiVIC 68
3.1.5. Программирование модулей ПО - Qt 69
3.2. Создание модели ТС 70
3.3. Моделирование и установка датчиков на модель ТС 73
3.3.1. Сонары 74
3.3.2. Лидары 75
3.3.3. Камеры 76
3.3.4. Радар 77
3.3.5. Инерциальная сборка 78
3.4. Создание моделей динамических объектов 78
3.5. Создание плагинов для Gazebo 80
3.5.1. Плагин радара 80
3.5.2 Плагин для управления ТС 80
3.5.3 Плагин для управления динамическими объектами 81
3.6 Программное обеспечение оператора 82
3.6.1 ПО управления ТС 82
3.6.2 ПО управления динамическими объектами 83
3.7 Симуляция погодных эффектов 83
3.7.1 Система эмуляции ветра в Gazebo 83
3.7.2. Установка небесного свода и времени суток 84
3.7.3. Симуляция погоды в Pro-Sivic 86
3.8. Виртуальные модели полигонов 89
3.9 Система виртуального моделирования 90
3.10 Выводы 91
4. Результаты использования и внедрения. Достоверность полученных результатов 93
4.1. Испытания базовых алгоритмов управления ТС 93
4.2. Движение на площадке с неформализованной окружающей обстановкой -
случайными препятствиями и случайной траекторией 95
4.3. Движение по дороге с разметкой с использованием сведений распознаваемой
разметки и знаков дорожного движения 98
4.4. Испытания работы системы технического зрения 100
4.5. Испытания подсистемы регулировки курса ТС с помощью подсистемы
воздействия сил ветра 101
4.6. Выводы 103
Заключение 104
Список использованных источников 106

Последние десятилетия можно охарактеризовать значительным ростом числа разработок робототехнических систем и, в частности, беспилотных транспортных средств с сопровождающимся развитием дорожной инфраструктуры. Одним из важных этапов разработки подобных систем может являться комплексное моделирование как самих роботов различного назначения, так и взаимодействующих с ними объектов, окружающей обстановки и погодных условий. Проведение испытаний на виртуальных моделях роботов, схожих по физическим свойствам их реальным аналогам, поможет выявлять алгоритмические ошибки и ошибки конструирования на этапе тестирования виртуальной модели, что в свою очередь будет способствовать существенному сокращению финансовых и временных затрат на ремонт и замену дорогостоящих деталей при проведении испытаний в различных средах. Основные тенденции современной робототехники направленны на развитие искусственного интеллекта, важным для которого является система технического зрения и важную роль для ее корректной работы при моделировании самого робота играет моделирование системы сенсорики.
Цель работы — разработка системы достоверно управляемых физикокинематических моделей целевых платформ и основных факторов окружающей среды с обеспечением воспроизведения динамических и распределенных процессов и моделированием физических взаимодействий объектов на виртуальных полигонах в задаче разработки беспилотного грузового транспортного средства.
Объект исследования — система виртуального физического моделирования технических средств и климатических явлений в задачах симуляции сложных технических систем.
Предмет исследования — подсистемы моделирования беспилотного ТС, обеспечения управления ТС, моделирования окружающей обстановки и воздействия ее элементов на целевую платформу на виртуальном полигоне, погодных условий, информационного обмена системами ADAS и системой машинного зрения.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1) Исследовать актуальные задачи разработки робототехнических и беспилотных транспортных систем, определить проблематики разработки системы;
2) Исследовать и провести сравнительный анализ существующих средств моделирования сложных технических систем и систем моделирования транспортной инфраструктуры;
3) Разработать и программно реализовать модели грузового транспортного средства (сложной технической системы), исследовать и определить воздействующие на него физические силы, типы соединений механических элементов ТС;
4) Разработать и программно реализовать модели элементов подсистемы сенсорики для ТС: сонар, лидар, акселерометр, радар, камеру оптического диапазона;
5) Обеспечить симуляцию погодных эффектов в виртуальной системе, разработать и реализовать алгоритма воздействия ветра на модели системы;
6) Разработать и программно реализовать системы виртуального физического моделирования технических средств и ее информационных процессов, включающую подсистемы моделирования ТС, обеспечения управления ТС, моделирования окружающей обстановки и воздействия ее элементов на целевую платформу на виртуальном полигоне, погодных условий, информационного обмена системами ADAS и системой машинного зрения.
Научная новизна — комплексное воспроизведение динамических и распределенных процессов и управление факторами окружающей среды для создания систем достоверной симуляции робототехнических мета-систем - виртуальных полигонов.
Методы исследования — методы математического моделирования, методы виртуального моделирования, численные методы, методы построения информационных систем.
Практическая ценность:
1) Проведение испытаний в виртуальной системе моделей беспилотных транспортных средств, полностью соответствующих по физическим свойствам их реальным аналогам, поможет выявлять алгоритмические ошибки и недочеты конструирования на этапе тестирования виртуальной модели, что в свою очередь будет способствовать существенному сокращению финансовых и временных затрат на ремонт и замену дорогостоящих деталей при проведении испытаний в различных средах;
2) Формирование виртуальной окружающей обстановки снимает ограничения в местности проведения испытаний, возникает возможность испытывать роботов на больших по площади территориях и их быстрому переформированию.
Теоретическая значимость исследования — разработка системы виртуального физического моделирования технических средств и климатических явлений в задачах симуляции сложных технических систем может служить базой для проведения дальнейших исследований не только в области моделирования беспилотных транспортных средств, но и других областях науки, где используются сложные технические системы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель работы достигнута. Разработана система достоверно управляемых физико-кинематических моделей целевых платформ и основных факторов окружающей среды с обеспечением воспроизведения динамических и распределенных процессов и моделированием физических взаимодействий объектов на виртуальных полигонах в задаче разработки беспилотного грузового транспортного средства.
Задачи, поставленные для достижения цели выполнены:
1) Исследованы актуальные задачи разработки робототехнических и беспилотных транспортных систем, определить проблематики разработки системы;
2) Исследованы и проведен сравнительный анализ существующих средств моделирования сложных технических систем и систем моделирования транспортной инфраструктуры;
3) Разработана и программно реализована модель грузового
транспортного средства (сложной технической системы), исследованы и определены воздействующие на него физические силы, типы соединений механических элементов ТС;
4) Разработана и программно реализована модель элементов
подсистемы сенсорики для ТС: сонар, лидар, акселерометр, радар, камеру оптического диапазона;
5) Обеспечена симуляция погодных эффектов в виртуальной системе, разработан и реализован алгоритм воздействия ветра на модели системы;
6) Разработана и программно реализована система виртуального физического моделирования технических средств и ее информационных процессов, включающую подсистемы моделирования ТС, обеспечения управления ТС, моделирования окружающей обстановки и воздействия ее элементов на целевую платформу на виртуальном полигоне, погодных условий, информационного обмена системами ADAS и системой машинного зрения;
Проведены испытания разработанной системы. Результаты испытаний показали высокий уровень достоверности разработанной системы (максимальное отклонение от маршрута не более 1м, СКО - не более 0,3 м - без учета времени проезда).
Разработанная система виртуального физического моделирования показала высокий уровень эффективности, позволила отладить отдельные элементы системы, без нанесения вреда целевой платформе и окружающим объектам. Виртуальная система позволила отладить взаимодействие информационных процессов между различными подсистемами ТС. В результате все прошедшие испытания подсистемы системы беспилотного грузового транспортного средства были перенесены на реальное ТС с минимальными затратами.
Результаты работы внедрены в профильные НИОКР, проводимых ПАО «КАМАЗ» и внесены в научно-технический задел по предприятию для создания перспективных ADAS-систем, а также для создания беспилотных транспортных средств.
Результаты исследования, опубликованные в изданиях ВАК:
Чикрин Д.Е., Егорчев А.А., Свалова И.Е., Державин Д.В. «Виртуальной физическое и визуальное моделирование работы механических элементов технических систем» // Перспективы науки, №3(102), 2018, стр. 25-32.



1. Ласло М. Вычислительная геометрия и компьютерная графика на C++. М.: Бином, 1997. - 301 с.
2. Balaguer B., Balakirsky S., Carpin S., Lewis M., Scrapper C. USARSim: a validated simulator for research in robotics and automation. IEEE International Conference on Robotics and Automation 2007, Рим, 2007.
3. Balakirsky S., Scrapper C., Carpin S., Lewis M. USARSim: Providing a Framework for Multi-robot Performance Evaluation. Performance Metrics for Intelligent Systems (PerMIS) Workshop 2006, Гейтерсберг, 2006.
4. Bozuld Y. Energy Based 3D Autopilot for VTOL UAV Under Guidance & Navigation Constraints / Bozuld Y., Siguerdidjane H., Bestaoui Y., Zareb M. // Journal of Intelligent & Robotic Systems - 2017. - № 2. с. 341-362.
5. Brugali D. Component-Based Robotic Engineering (Part I) / Brugali D., Scandurra P. // IEEE Robotics & Automation Magazine. - Декабрь 2009. - с. 84 - 96.
6. Brugali D. Component-Based Robotic Engineering Part II: Systems and Models / Brugali D., Shakhimardanov A. // IEEE Robotics & Automation Magazine. - Март 2009. - vol. XX, no. 1, с. 1 - 12.
7. Canas J.M. Jde+: an open-source schema-based framework for robotic applications / Canas J.M., Lobato D., Barrera P. // Robotics Group, Universidad Rey Juan Carlos. - 2007.
8. Carpin S., Lewis M., Wang J., Balakirsky S., Scrapper C. USARSim: a robot simulator for research and education. IEEE International Conference on Robotics and Automation 2007, Рим, 2007.
9. Chitta S. Motion Planning for Industrial Robots using MoveIt! - SRI International, 2013, Менло-Парк, Калифорния. - 31 с.
10. Chitta S. MoveIt! Survey Results. - SRI International, 2013, Менло- Парк, Калифорния. - 16 с.
11. Cote C. Robotic Software Integration Using MARIE / Cote C.,
Brosseau Y., Letourneau D., Raievsky C., Michaud F. // International Journal of
106
Advanced Robotic Systems. - 2006. - Vol.3, №1. с. 55-60.
12. Dannheim C. The Vehicle as Mobile Sensor in a Collaborative Network. Докторская диссертация. FernUniversitat in Hagen, Хаген, 2015.
13. DCAITI. VSimRTI: Vehicle-2-X Simulation Runtime Infrastructure. / DCAITI - Берлин: DCAITI, 2016. - 130 c.
14. Dunand G. Specification of a virtual test lab for DESERVE development platform v1.1 / Dunand G. - Европа: DESERVE, 2014. - 35 с.
15. Diankov R. Automated Construction of Robotic Manipulation Programs. - The Robotics Institute, Carnegie Mellon University. - Питтсбург, 2010, 263 с.
16. Diankov R. OpenRAVE Documentation. - 2013.
17. Diankov R. OpenRAVE Custom XML Format. - 2011.
18. Elkady A. Robotics Middleware: A Comprehensive Literature Survey and Attribute-Based Bibliography / Elkady A., Sobh T. // Journal of Robotics. - vol. 2012, article ID 959013, 15 с.
19. Erez T., Tassa Y., Todorov E. Simulation Tools for Model-Based Robotics: Comparison of Bullet, Havok, MuJoCo, ODE and PhysX. IEEE International Conference on Robotics and Automation 2015, Сиэтл, 2015.
20. Erwin Coumans. Bullet 2.83 Physics SDK Manual. - 2015.
21. Garage W. Robot Operating System. - Stanford Artificial Intelligence Laboratory, Станфорд.
22. Gerkey B., Vaughan, R., Howard A. The Player/Stage Project: Tools
for Multi-Robot and distributed Sensor Systems.
International Conference on Advanced Robotics 2003, Коимбра, 2003, Июнь - Июль.
23. GPC: Mixed Real/Virtual Articulated Robot Simulator (MSim) // College of Computer and Information Science. Northeastern University. - Бостон, 2015.
24. Hiblot N., Gruyer D., Barreiro J., Monnier B. Pro-SiVIC and Roads, a software suite for sensors simulation and virtual prototyping of adas. Proceedings of the Driving Simulation - Conference, Париж, 2010, Сентябрь.
25. Holzman H. The CarMaker Product Family in Simulation-based Development and Application of Chassis Control Systems. IPG CarMaker User Conference, Karlsruhe, 2006, Июнь.
26. Inigo-Blasco P. Robotics software frameworks for multi-agent robotic systems development. / Inigo-Blasco P., Diaz-del-Rio F., Romero-Ternero C.M., Cagigas-Muniz D., Vincente-Diaz S. // Robotics and Autonomous Systems Journal.
- 2012. - vol. 60.
27. Ivaldi S., Padois V., Nori F. Tools for dynamics simulation of robots: a survey based on user feedback. IEEE-RAS International Conference on Humanoid Robots 2014, Мадрид, 2014.
28. Jesse J. A kinematic model for the iCub. - Department of computer science, Biologically inspired robotics group, 2009. - 40 c.
29. Karteek Reddy K. PATH PLANNING USING VREP / Karteek Reddy K., Praveen K. // International Journal of Research in Engineering and Technology.
- 2013. - Volume: 02 Issue: 09. с. 94 - 97.
30. Khronos Group. COLLADA / Khronos Group, Sony Computer Entertainment.
31. Koenig N., Howard A. Design and Use Paradigms for Gazebo, An Open-Source Multi-Robot Simulator. IEEE/RSJ Internayional Conference on Intelligent Robots and Systems 2004, Сендай, 2004, Сентябрь - Октябрь.
32. Kramer J. Development Environments for Autonomous Mobile Robots: A Survey / Kramer J., Scheutz M. // Autonomous Robots Journal. - 2007. - vol. 22, issue 2, с. 101 - 132.
33. Lages U. Automatic Scenario Generation by Advanced Offline Processing for Ground truth Evaluation. CEO Ibeo Automotive, Токио, 2013, October.
34. Makarenko A. Orca: Components for Robotics / Makarenko A., Brooks A., Kaupp T. // ARC Centre of Excellence in Autonomous Systems (CAS), The University of Sydney, Australia.
35. Metta G. YARP: Yet Another Robot Platform / Metta G., Fitzpatrick P., Natale L. // International Journal of Advanced Robotic Systems. - 2006. - Volume 3, Issue 1. с. 43-48.
36. Montemerlo M., Roy N., Thrun S., Haehnel D., Stachniss C., Glover J. Carmen Robot Navigation Toolkit Documentation / CARMEN-Team.
37. Nesnas I. A. D. CLARAty: A Collaborative Software for Advancing Robotic Technologies. NASA Science and Technology Conference 2007, Адельфи, 2017, Июнь.
38. Nesnas I. A. D. CLARAty Software Framework review. CLARAty,
2012.
39. Nihon ESI K.K. ADAS camera sumulator Pro-SiVIC / Nihon ESI K.K. - Токио: ESI Group, 2015. - 53 c.
40. Peters S., Hsu J. Comparison of Rigid Body Dynamic Simulators for Robotic Simulation in Gazebo. ROS Developer Conference 2014, Чикаго, 2014, Сентябрь.
41. Petters S. RoboFrame - A Modular Software Framework for Lightweight Autonomous Robots // Petters S., Thomas D., Stryk O. // 2010, 8 с.
42. Pro-SiVICTM 2017.5 User’s guide. - ESI Group, 2017, Декабрь.
43. Steven Peters, John Hsu. Comparison of Rigid Body Dynamic Simulators for Robotic Simulation in Gazebo. - Open Source Robotics Foundation,
2013.
44. Tatar M. Test and Validation of Advanced Driver Assistance Systems // ATZelectronik worldwide - 2016. - №1. с.54-57.
45. The Mapir group. Mobile Robot Programming Toolkit. - 2008.
46. Yang J., Liu Y., Zhang W. The method of Constructing a virtual scene with 3D Models in CarMaker. International Industrial Informatics and Computer Conference 2015, Сиань, 2015, Январь.
47. Vehicle Dynamics. Modeling and Simulation./Dieter Schramm, Manfred Hiller, Roberto Bardini - Springer, 2014. - 417с.
48. Vires. OpenDRIVE Manager / Vires - Бад-Айблинг: 2013. - 2 с.
49. Vires. OpenDRIVE Manager. User Manual / Vires - Бад-Айблинг: Vires, 2015. - 35 с.
50. Vires. v-IG - Image Generator - Product Data Sheet / Vires - Бад- Айблинг: Vires, 2013. - 2 с.
51. Vires. VIRES Virtual Test Drive. Details / Vires - Бад-Айблинг: Vires,
2012. - 2 с.
52. Vires. VIRES Virtual Test Drive. Overview / Vires - Бад-Айблинг: Vires, 2014. - 2 с.
53. Vires. v-SCENARIO, v-TRAFFIC. Traffic and Scenario Simulation / Vires - Бад-Айблинг: Vires, 2014. - 2 с.
54. Volpe R. CLARAty: Coupled Layer Architecture for Robotic Autonomy / Volpe R., Nesnas I. A. D., Estlin T., Mutz D., Petras R., Das H. - NASA Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology, Pasadena, 2000. - 116 с.
55. Xiang W. Road Scene Modeling for Driving Simulator Based on Title Library Concept / Xiang W., Xuedong Y., Jiangfeng W., Dan L. // Information Technology Journal - 2012. - №2. с.466-470.
56. Xiang W. T echniques of large scale geo-specific road scene creation for driving simulator: a case study - Beijing road network modeling / Xiang W., Yan X., Guo D., Liu Y. // Advances in transportation Studies an international - 2015. №XXXV. с. 115-128.
57. Zhang C., Liu Y., Zhao D., Su Y. RoadView: A Traffic Scene Simulator for Autonomus Vehicle Simulation Testing. IEEE 17th International Conference on Intelligent Transportation Systems (ITSC), Qingdao, 2014, Октябрь
58. Сайт Audi [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.audi.com/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
59. Сайт Audi Technology Portal [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.audi-technology-portal.de/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
60. Сайт BMW Connected Drive [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.bmw-connecteddrive.ru/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
61. Сайт Cadillac [электронный ресурс]. Режим доступа
https://www.cadillac.com/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
62. Сайт COPPELIA ROBOTICS. V-REP. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.coppeliarobotics.com свободный. Дата обращения 09.06.2018.
63. Сайт Cyberbotics Ltd. Webots. [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.cyberbotics.com свободный. Дата обращения 09.06.2018.
64. Сайт Dynamic Animation and Robotics Toolkit [электронный ресурс]. Режим доступа http://dartsim.github.io/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
65. Сайт Introducing Cadillac Super Cruise [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.cadillaccanada.ca/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
66. Сайт Gazebo Simulator [электронный ресурс]. Режим доступа http://gazebosim.org/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
67. Сайт Robotics Library. С++ library for robotics [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.roboticslibrary.org/ свободный. Дата обращения 02.06.2015.
68. Сайт Robwork Kinematic robotics framework [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.findbestopensource.com/product/robwork свободный. Дата обращения 02.06.2015.
69. Сайт RobWork Overview [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.robwork.dk/jrobwork/ свободный. Дата обращения 02.06.2015.
70. Сайт компании The Qt Company [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.qt.io/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
71. Сайт Road Traffic Technology [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.roadtraffic-technology.com/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
72. Сайт SDFormat [электронный ресурс]. Режим доступа http://sdformat.org/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
73. Сайт VOLKSWAGEN [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.volkswagenag.com/ свободный. Дата обращения 09.06.2018.
74. Сайт Willow Garage Projects [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.willowgarage.com свободный. Дата обращения 09.06.2018.
75. Сайт ZMP based Cycloid walking algorithm for DarwinOP
[электронный ресурс]. Режим доступа
http://www.daslhub.org/unlv/wiki/doku.php?id=drexel_darwin_zmp свободный. Дата обращения 09.06.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ