Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения индивидуалистических и коллективистических установок личности 7
1.1 Понятие коллективизма и индивидуализма в психологии 7
1.2 Ответственность как психологический феномен 17
1.3 Особенности ответственности у коллективистов и
индивидуалистов 28
Глава 2. Взаимосвязь ответственности личности с её установками 33
2.1. Методики и выборка исследования 33
2.2. Выраженность измерявшихся параметров 36
2.3. Взаимосвязь измерявшихся параметров 44
Заключение 61
Литература 62
Приложение
Актуальность. Антропологами, историками и психологами было установлено, что чувство долга и вины сформировались у людей еще в древние времена. Их формирование тесно связано с возникновением понимания того, что между поступками человека и их последствиями существует причинно-следственная связь. Известно, что в современном мире каждое необдуманное действие человека может привести к тяжелымпоследствиям.
Нужно понимать, что развитие ответственности - это одна из главных задач воспитания человека. Если с детства не привить ребёнку чувство ответственности, то это может привести к инфантильности. Но при этом не стоит забывать, что чрезмерное развитие ответственности также может привести к серьезным психическим нарушениям.
В научной литературе имеется множество идей о том, как появились и развивались представления об ответственности, и о том, почему они неодинаковы. Различия в представлениях порождают собой различия в поведение человека. Поэтому так важно изучить не только сами представления об ответственности, но и факторы, которые влияют на их формирование.
Одними из таких факторов является выраженность индивидуалистических и коллективистических установок, которые в разной степени выражены у разных народов. В любом случае и та, и другая установка присутствуют в любой культуре, отличие лишь в их различном соотношении. Благодаря некоторым наблюдениям замечено, что в обществе происходит усиление индивидуалистических тенденций с ослабеванием коллективистических.
В связи с этим возникает вопрос: существует ли корреляционная связь между индивидуалистическими или коллективистическими установками личности с её представлениями об ответственности? Если взаимосвязь существует, то каков характер этой связи?
Указанные обстоятельства служат причиной отдельного изучения проблемы ответственности с учётом особенностей индивидуалистических и коллективистических установок у студентов.
Объект исследования: ответственность личности как психологическое явление.
Предмет исследования: влияние индивидуалистических и коллективистических установок на проявления ответственности личности.
Цель исследования: выявить взаимосвязи между индивидуалистическими и коллективистическими установками личности и ее ответственностью.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что особенности и проявления ответственности личности как один из факторов ее полноценности зависят от выраженности у нее индивидуалистических и коллективистских установок.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть ответственность как психологический феномен, изучив психологическую литературу;
2. Провести эмпирическое исследование;
3. Определить взаимосвязи индивидуалистических и коллективистических установок с проявлениями ответственности у студентов;
4. Сформулировать выводы на основе полученных результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: изучен и систематизирован теоретический и эмпирический материал, а именно: раскрыто содержание понятий «коллективизм» и «индивидуализм» в психологии, рассмотрена ответственность как психологический феномен, описаны особенности ответственности у людей с коллективистическими и индивидуалистическими установками.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования могут использоваться в процессе индивидуального консультирования, а также в социально-воспитательной работе со студентами и школьниками.
Теоретической базой исследования явились научные труды зарубежных и отечественных авторов: типология организационных культур (Г. Хофстед), исследования связанные с индивидуализмом-коллективизмом (Г. Триандис), исследования индивидуализма-коллективизма (У. Ким), исследования конструкта индивидуализм-коллективизм (К. Каджицибаси), концепция схемы аккультурации (последствий межкультурного контакта для группы) (Дж. Берри), концепция вызова и ответа (А.И. Тойнби), исследования феномена ответственности (В.П.Прядин), концепция совладения с жизненными трудностями (К. Муздыбаев), интерперсональная теория психиатрии (Г. Салливан), социокультурная теория личности (К. Хорни), теория моральной ответственности (Дж. Пиаже), теория нравственного развития (Л. Колберт), теория психологии адаптации личности (А.А. Реан), концепция личности (С.Л. Рубинштейн) и других.
Эмпирической базой исследования явились 50 испытуемых. В качестве испытуемых данного исследования выступили учащиеся вузов г. Казани. Возрастной диапазон респондентов представлен в границах 18-24 лет. В половом отношении в выборке преобладали девушки над юношами в соотношении 2 : 1.
Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных в исследовании задач был использован теоретический анализ научных подходов различных авторов к проблеме ответственности; методы сбора эмпирического материала (тестирование), методы обработки и анализа результатов исследования (методы описательной статистики, корреляционный анализ).
Методики исследования:
1. Опросник Уровня Субъективного Контроля (УСК);
2. Методика «Показатели индивидуализма - коллективизма» (Л. Г. Почебут);
3. Тест диагностики коллективистических и
индивидуалистических ориентаций личности (Б.С.Алишев и Г.И.Кашапова);
4. Методика «Способность к самоуправлению» (Н.М.Пейсахов);
5. Методика «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман). Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
В ходе теоретического анализа была раскрыта актуальность данной работы, мы осуществили анализ феномена ответственности. Были изучены различные концепции понимания ответственности (А.И. Тойнби, В.П.Прядин, К. Муздыбаев, Г. Салливан, К. Хорни, Дж. Пиаже, Л. Колберт, А.А. Реан,С.Л. Рубинштейн и других).
Также были рассмотрены основные подходы, которые наглядно демонстрируют многомерность и двусмысленность проявления индивидуализма-коллективизма как социально-психологического феномена личности. Однако понимание этой конструкции и ее взаимоотношений с другими личностями чрезвычайно важно и востребовано в нынешних тенденциях глобализации, с ростом международного сотрудничества в производственной и культурной сферах, с ростом интенсивности межкультурных контактов, в разработке и реализации научно-технических инноваций и создания единой мировой информационной среды.
В результате эмпирического исследования были сделаны несколько выводов:
Анализ выраженности измеряемых параметров показал, что у студентов преобладают средние значения по шкалам с индивидуалистическими и коллективистическими установками. Это означает, что индивидуалистический или коллективистический индекс выражается в зависимости от ситуации и может изменяться.
Особенности и проявления ответственности личности как один из факторов ее полноценности зависят от выраженности у нее индивидуалистических и коллективистских установок.
На представление об ответственности влияют не только индивидуалистические, и коллективистические установки, но и такие показатели, как принятие решения, самоконтроль, справедливость и степень контроля за происходящими событиями.
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994 - Т. 15 - №4. -С.39 - 56.
2. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Особенности формирования организационной культуры в современной России // Вестник Российской коммуникативной ассоциации Вып. 1. — Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - С. 57.
3. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 512 с.
4. Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессах производства: взгляд изнутри // Социологические исследования. 1995.- N 2 — С. - 218.
5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.- 384 с.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания М.: Аспект,2000. -303 с.
7. Ансофф И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 1989.-89 с.
8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. -№ 1.-С. 131-142.
9. Базарова Т.Ю., Бремена Б.Л. Управление персоналом. М.: «Центр кадровых технологий — XXI век», 1999. - 176 с.
10. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. — М.: Дом интеллектуальной книги , 2003 448 с.
11. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. — Харьков: Высшая школа, 1988. 149 с.
12. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности
13. Социальная идентификация личности. Отв. ред. В.А.Ядов. М.: ИС РАН, 1993.-С. 35-46.
14. Барков С.А. Социология организаций // lib.socio.msu.ru
15. Н.Бауман 3. Индивидуализированное общество / Под ред. Иноземцева B.JI. -М.: Изд-во «Логос», 2002. 390 с.
16. Барсукова С.Ю., Герчиков В.И. Приватизация и трудовые отношения: От единого и общего к частному и разному. - Новосибирск: Изд-во Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, 1997. -216 с.
17. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999956 с.
18. Бердяев Н. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. — 470 с.
19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. - 323 с.- 19.Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990. -221 с.
20. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом. М.: ГЕЛАН, 2001.-411 с.
21. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука // Соч. В 2 т-М.: Экономика, 1989. Т. 1.-304 с.
22. Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. — М.: МПСИ, 2000— 480 с.
23. Бокуш Л. Тендерная культура или типология взаимоотношений полов в организациях. — СПб.: Наука, 2000. 320 с.
24. Бубер М. Я и Ты. // http.vpn.int.ru
25. Бурышкин П. А. Москва купеческая. -М.: Высш. Шк., 1991. 210 с.
26. Вебер М. Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994. 704 с.
27. Вебер М. Избранные произведения // Основные социологические понятия. М.: Прогресс, 1990,- 500 с.
28. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. -М.: Гардарики, 2001. 550 с.
29. Вишневский А.Г. Модернизация и контрмодернизация: чья
возьмет? / Куда пришла Россия?. Итоги социальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2003. - 347 с.
30. Влияние западной культуры на россиян // www.fom.ru
31. Вофонин В. Организационная культура и личность: социально-психологические аспекты // Развитие личности. — 1999. — № 1. С.63-72.
32. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы
развития // Социально-политический журнал. 1996 - №1. - С. 86-99.
33. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2004 - 224 с.
34. Гильдебранд Д. фон. Новая вавилонская башня. Изб. филос. тр. Спб.: Алетейа, 1998.-314 с.
35. Гордон JI. Права человека, условия труда и уровень жизни в переходной России //Мир России. 1996.-№4.-С. 154-156.
36. Грачев М. Менеджмент в «международной системе координат» //• Экономические стратегии. 1999.- № 2 — С. 30.
37. Гриценко В.В. Стремление к самоактуализации как важнейший фактор успешности адаптации вынужденных переселенцев. М.: Изд-во, 2002. -215 с.
38. Грошев И.В. Организационная культура. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. -288 с.
39. Данилова Е.Н., Тарарухина М.И. Российская производственная культура на фоне культур других стран мира // Становление трудовых отношений в постсоветской России. — М.: Академический проект, 2004 150 с.
40. Данилова Е.Н., Тарарухина М.И. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003 — № 3. — С. 58,59.
41. Дешпанд П., Вебстер Ф. Организационная культура и маркетинг // Маркетинг. 1990. - № 53. - С. 3 -15.
42. Диев B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция.- Новосибирск: НГУ, 2001 356 с.
43. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.Б. Беляева.- М., Эдиториал УРСС, 1996. 123 с.
44. Добреньков В.И., Кравченко А.И.
Методы социологического исследования.- М.: ИНФРА-М, 2008. 768 с.
45. Докторова 3. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал 1994.-№ 3.— С. 10.
46. Захаров Н.Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // СОЦИС. № 6.- 2001.- С. 29.
47. Захаров Н.Л. Система регуляторов социального действия российских государственных служащих (теоретико-социологический анализ): Автореф. дис. . д-ра социол. наук М., 2002 - 39 с.
48. Захарова Л.Н. Организационная культура университета в
контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Университетское управление: практика и анализ. 2006 - № 2 — С. 31.
49. Иванова С.Ю., Аракелян Э.А. Становление гражданской
идентичности в полиэтническом социуме // Вектор идентичности на постсоветском пространстве: Материалы международного «круглого
стола». Ростов-на-Дону, 2007. - С.76-77.
50. Инглерхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и
изменяющиеся общества // Полис.- 1997.- № 4 С. 23-25.
51. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. -М.: Логос, 2000.-303 с.
52. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.-431 с.
53. Ирхина Ю.В. К вопросу о кросскультурных исследованиях: Восток-Запад // СОЦИС.-2005.-№2.-С. 13-24.
54. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
55. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и ПР. М.: ИКЦ, «МарТ», 2003.-416 с.
56. Капустина Б.Г. Посткоммунизм как постсовременность (Российский вариант) Полис. 2001. - № 5.
57. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования 1994. - № 1. - С. 69.
58. Карпов А.В., Скитяева И.М., Волкова Н.В., Ямщиков И.А. Организационная культура: понятие и реальность. — М.: Институт психологии РАН, 2002. 350 с.
59. Касьянова К. Русский национальный характер. М.: Институт национальной модели экономики, 1995. - 267 с.
60. Качество населения Санкт-Петербурга. СПб.: Европейский Дом, 1996. -57 с.
61. Клямкин И., Кутковец Т. Самоидентификация россиян в начале XXI // http: www.opec.demo.metric.ru
62. Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса // Управление персоналом. 2000. - № 1 (53). - С. 35-38.
63. Козлов А.А., Лисовский В.Т., Сикевич З.В. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) — М.: НИИВО, 1992. 40 с.
64. Комаров С.В., Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению // Социологические исследования. 2000. -№ 1. - С. 139 - 141.
65. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М.: «Бизнес-книга», 1995.- 670 с.
66. Кравченко А.И. Три капитализма в России // Социологические исследования. 1999-N 7 - С. 25.
67. Кравченко А.И. Культурология. -М.: Академический проект, 2001.-312 с.
68. Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В. Организационный инжиниринг. М.: ПРИОР, 1999. - 210 с.
69. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1998. 289 с.
70. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // СОЦИС.- 2003.- № 6. С.82.
71. Лапшин B.C., Козлов А.А., Шаборкина Л.В. Теория организации. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1996. - 114 с.
72. Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы —М.: Наука, 1996 — 112 с.
73. Латов Ю.В., Латова Н.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001 - №4. - С. 31-41.
74. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских и на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000 - Т.21- №3- С. 73 - 87.
75. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском
пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла //
Психологический журнал-1999.- Т.20 №3. - С. 48 - 58.