Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

Работа №46746

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы139
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования психологической
готовности к школе средствами игры 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «психологическая
готовность к школьному обучению» 9
1.2. Особенности психологической готовности к школе у детей
дошкольного возраста 20
1.3. Педагогический потенциал игры как средства психологической
подготовки к школьному обучению 28
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса формирования психологической готовности к школьному обучению средствами игры
2.1. Организация и методика исследования 43
2.2. Исследование уровня психологической готовности старших
дошкольников к школьному обучению (констатирующий эксперимент) 49
2.3. Реализация программы формирования психологической готовности к
школе у детей старшего дошкольного возраста средствами игры (формирующий этап эксперимента) 58
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 63
Выводы по 2 главе 79
Заключение 84
Список литературы 87
Приложения


Актуальность исследования. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более раннего возраста. Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все усваиваемое дошкольниками содержание, как правило, согласовано с их возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не является стержневой для проблемы психологической готовности.
Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович [5], Л.А. Венгер [11,12], Л.С. Выготский [13], Н.И. Вьюнова [15], Н.И. Гуткина Н.И. [18,19], И.В. Дубровина [17], С.П. Ефимова [23], А.В. Запорожец [24], Е.Е. Кравцов [26], В.С. Мухина [36] и др.
Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учиться в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическая готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент- залог надежности и качества будущей постройки.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения.
Таким образом, необходимо готовить детей к школьному обучению психологически, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей. Но, к сожалению, единого решения этой проблемы в науке не замечено, так же как и единого инструментария. Однако некоторые исследования ученых склонны отдать предпочтение игре - ведущей деятельности дошкольного возраста как средству формирования психологической готовности к школе.
Актуальность темы исследования позволила сформулировать противоречие между потребностями общества в полноценной подготовке ребенка к школе с целью успешного функционирования и развития в образовательной среде, с одной стороны, и недостаточно изученными развивающими возможностями игры как средства формирования психологической готовности старших дошкольников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каково содержание игр как средства формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследовании: «Формирование психологической готовности к школьному обучению средствами игры».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно экспериментальным путем проверить эффективность содержания комплекса игр, направленного на формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности к школьному обучению.
Предмет исследования: игра как средство формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников повысится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «психологическая готовность к школьному обучению»;
- учитывать особенности психологической готовности к школе детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса игр (дидактические, игры с правилами, ролевые и др.), направленного на формирование психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятия «психологическая готовность к школьному обучению».
2. Выявить общую характеристику и специфику готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал игры как средства формирования психологической готовности старших дошкольников к школе.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанного комплекса игр по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической базой исследования выступают идеи и концепции отечественных и зарубежных учёных, касающихся вопросов проблемы готовности детей к школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Я. Йерасик, А. Керн, Д.Б. Эльконин и др.) [7,10,19,17,24,26,53], особенностей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков , Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Яковлева и др.) [12,14,22,27,29,36,42,52, 54].
Для реализации намеченной цели и выполнения исследовательских задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
2) эмпирические методы - педагогический эксперимент, диагностические методы, беседа, наблюдение;
3) методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Алтынчеч» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан». В эксперименте приняли участие дети двух подготовительных групп, 6-7 лет в составе 18 и 20 человек, а также 2 воспитателя этих групп и педагог-психолог.
Исследование проводилось с 1 октября 2017 по 1 мая 2018 г. в три основных этапа.
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась методика проведения комплекса игр с целью формирования психологической готовности к школе у старших дошкольников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы. На этом этапе исследования использованы методы теоретического анализа; выполнена статистическая обработка полученных экспериментальных данных, их осмысление и обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные экспериментальные результаты могут быть учтены в период подготовки и адаптации детей к школьному обучению, в обращении внимания учителя на те или иные пробелы в психологической готовности учащихся.
Материалы квалификационной работы можно использовать в работе практических психологов, воспитателей детских садов, родителям и представителям образовательных учреждений при работе с детьми, а также при чтении специальных курсов: по возрастной психологии, педагогике и др.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. К основным компонентам школьной зрелости относят: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. К числу основных компонентов психологической готовности к школьному обучению относят, прежде всего, личностную и интеллектуальную готовность.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития
делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
В нашем исследовании была предпринята попытка провести развивающую работу с детьми не готовых к школьному обучению «психологически». На формирующем этапе мы использовали пакет игр, способствующий формированию компонентов психологической готовности к школе. В комплекс игр входили:
• игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
• игры, развивающие ориентацию в пространстве;
• игры, развивающие внимание и память;
• игры с правилами;
• игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка;
• логические игры;
• игры, развивающие фонетический слух.
С этой целью на констатирующем этапе эксперимента была определена общая картина сформированности психологической готовности к школе у выбранных испытуемых.
Подтверждено, что дошкольники обеих групп проявляют, в основном, игровую мотивацию. Выраженность внутренней позиции выявлено примерно у половины от общего числа респондентов. В экспериментальной и контрольной группах выявлен доминирующий средний уровень развития произвольной сферы.
К преобладающим уровням развития образного мышления ребенка, умения действовать по образцу и анализировать пространство в экспериментальной группе у 55% относится низкий уровень, а контрольной группе - средний уровень у 44,4 %.
В отношении распределений уровней по сформированное™ образных и пространственных представлений у ребенка и уровня развития его тонкой моторики обнаружено, что в ЭГ доминирует низкий уровень (65%), а в КГ у 55,6% преобладают средний уровни развития представлений и тонкой моторики.
На низком уровне сформированность у ребенка причинноследственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательны рассказ) проявился в экспериментальной группе у 11 человек (55% от общего числа испытуемых ЭГ), в контрольной группе- у 6 человек (33,3%).
С помощью методики "Звуковые прятки" выявлено, что фонематический слух у старших дошкольников у большинства испытуемых развит на низком уровне (45% и 44,4% в ЭГ и КГ соответственно),
В целом психологическая готовность к школьному обучению оказалась в обеих группах на низком уровне.
После внедрения комплекса игр на занятиях ЭГ, было обнаружено, что в КГ существенных и статистически достоверных изменений не произошло.
В ЭГ выявлены статистически достоверные различия по всем показателям и по итоговому показателю - психологическая готовность к школе в сравнении с результатами констатирующего эксперимента.
Наибольшие сдвиги выявлены по таким показателям как образные и пространственные представления и тонкая моторика (на 55% сократился низкий уровень), развитие речи (улучшение на 45%), формирования познавательных мотивов на 40% и в целом, улучшение по итоговому показателю на 55% (снижение низкого уровня).
Гипотеза исследования подтвердилась полностью, что было подтверждено математической и статистической обработкой данных (t - критерий Стьюдента и G - критерий знаков).



1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе.- М.: Просвещение, 1972 .- 48 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации//Начальная школа.- 1999.- № 1.-С. 61-63.
3. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982, 450 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-205с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983. - 164с.
7. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М.:Просвещение, 1994. - 189 с.
8. Буря Р.С. Готовим детей к школе.- М.: Просвещение, 1987. - 93с.
9. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. - М: «Генезис»,1998.- 48с.
10. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?- М.: Высшая школа, 1994. - 189 с.
11. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. - М.: Высша школа, 1999. - 253 с.
12. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе//Дошкольное воспитание.- 1970. - №11.- С 12-19.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 160 с.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. - 1966. - №3.-С.3-11.
15. Вьюнова Н.И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагог. основы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. спец. - Москва: Константа, 2005. - 253с.
16. Гаспарова Е.М. Дошкольное воспитание. - М.:
Просвещение,1984.-177с.
17. Готовность к школе / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Высшая школа, 1995. - 289 с.
18. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению - М: Психологическое образование, 1997. - 235 с.
19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2006. - 208с.
20. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Просвещение, 1978.-634с.
21. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией И.В. Дубровиной .- М. :Просвещение,1987. - 235 с.
22. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает.- М.: Просвещение, 1994. - 189 с.
23. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе.-М.: Просвещение, 1992. - 16с.
24. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой- М.: Высша школа,1980. - 267с.
25. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
26. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе.- М.: Просвещение, 1991. - 145 с.
27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология.- М.: Высшая школа, 2014. - 335 с.
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология.-Ростов-на- Дону, 2002. - 146с.
29. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка// Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1981. - С.509-537.
30. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1988. - 254с.
31. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977. - 278 с.
32. Максакова А.И., Тумакова Г. А. Учите играя. - М.: Просвещение, 1983.-44с.
33. Малютина С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф.- Пермь: Меркурий, 2012. - С. 63-65.
34. Мануйленко З.В. Роль игры в воспитании дошкольника. - Москва : Учпедгиз, 1951. - 40 с.
35. Марлова Г. А. Подготовка детей к школе в семье. - М.: Просвещение, 1976. - 190 с.
36. Мухина В. С. Детская психология.- М.: Владос, 2013. - 315 с.
37. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 2013: Владос. - С.231-260.
38. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: Гендарики, 1999. - 261 с.
39. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1978.385с.
40. Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста/ под ред. Д. П. Эльконина, А.Л. Венгера.- М.: Высша школа, 1988. - 189с.
41. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе .- М.: Просвещение, 1978. - 291 с.
42. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -Ч. II. - М.: Высша школа, 1999. - 253 с.
43. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ под редакцией И. В. Дубровиной.- М. :Высша школа,1998. - 225 с.
44. Рогов Н.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Просвещение, 1999. - кн. 1.- 214 с.
45. Рубинштейн Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Просвещение, 1989. Т.1. - 360 с.
46. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006. - 210 с.
47. Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Омега, 1993. - 215 с.
48. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. Введение в школьную жизнь// Школьный психолог. - 1999. - № 23. - С. 51 - 63.
49. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Изд.центр «Академия», 2002. - 336 с.
50. Тихонова О.А. Психологическая готовность ребенка к школе//Электронный научный журнал Педагог XXI века. - №3. - 2017. - С. 157-159.
51. Шванцар Й. Диагностика психического развития. - М.: Авиценнум, 1978. - 830 с.
52. Эльконин Д.Б. Детская психология. - Москва: Издательский центр "Академия", 2007. - 194 с.
53. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2008.-184с.
54. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Т.Ц. Сфера, 2002. - 99с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ