ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования психологической
готовности к школе средствами игры 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «психологическая
готовность к школьному обучению» 9
1.2. Особенности психологической готовности к школе у детей
дошкольного возраста 20
1.3. Педагогический потенциал игры как средства психологической
подготовки к школьному обучению 28
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса формирования психологической готовности к школьному обучению средствами игры
2.1. Организация и методика исследования 43
2.2. Исследование уровня психологической готовности старших
дошкольников к школьному обучению (констатирующий эксперимент) 49
2.3. Реализация программы формирования психологической готовности к
школе у детей старшего дошкольного возраста средствами игры (формирующий этап эксперимента) 58
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 63
Выводы по 2 главе 79
Заключение 84
Список литературы 87
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования психологической
готовности к школе средствами игры 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «психологическая
готовность к школьному обучению» 9
1.2. Особенности психологической готовности к школе у детей
дошкольного возраста 20
1.3. Педагогический потенциал игры как средства психологической
подготовки к школьному обучению 28
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса формирования психологической готовности к школьному обучению средствами игры
2.1. Организация и методика исследования 43
2.2. Исследование уровня психологической готовности старших
дошкольников к школьному обучению (констатирующий эксперимент) 49
2.3. Реализация программы формирования психологической готовности к
школе у детей старшего дошкольного возраста средствами игры (формирующий этап эксперимента) 58
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 63
Выводы по 2 главе 79
Заключение 84
Список литературы 87
Приложения
Актуальность исследования. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более раннего возраста. Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все усваиваемое дошкольниками содержание, как правило, согласовано с их возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не является стержневой для проблемы психологической готовности.
Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович [5], Л.А. Венгер [11,12], Л.С. Выготский [13], Н.И. Вьюнова [15], Н.И. Гуткина Н.И. [18,19], И.В. Дубровина [17], С.П. Ефимова [23], А.В. Запорожец [24], Е.Е. Кравцов [26], В.С. Мухина [36] и др.
Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учиться в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическая готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент- залог надежности и качества будущей постройки.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения.
Таким образом, необходимо готовить детей к школьному обучению психологически, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей. Но, к сожалению, единого решения этой проблемы в науке не замечено, так же как и единого инструментария. Однако некоторые исследования ученых склонны отдать предпочтение игре - ведущей деятельности дошкольного возраста как средству формирования психологической готовности к школе.
Актуальность темы исследования позволила сформулировать противоречие между потребностями общества в полноценной подготовке ребенка к школе с целью успешного функционирования и развития в образовательной среде, с одной стороны, и недостаточно изученными развивающими возможностями игры как средства формирования психологической готовности старших дошкольников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каково содержание игр как средства формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследовании: «Формирование психологической готовности к школьному обучению средствами игры».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно экспериментальным путем проверить эффективность содержания комплекса игр, направленного на формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности к школьному обучению.
Предмет исследования: игра как средство формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников повысится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «психологическая готовность к школьному обучению»;
- учитывать особенности психологической готовности к школе детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса игр (дидактические, игры с правилами, ролевые и др.), направленного на формирование психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятия «психологическая готовность к школьному обучению».
2. Выявить общую характеристику и специфику готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал игры как средства формирования психологической готовности старших дошкольников к школе.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанного комплекса игр по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической базой исследования выступают идеи и концепции отечественных и зарубежных учёных, касающихся вопросов проблемы готовности детей к школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Я. Йерасик, А. Керн, Д.Б. Эльконин и др.) [7,10,19,17,24,26,53], особенностей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков , Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Яковлева и др.) [12,14,22,27,29,36,42,52, 54].
Для реализации намеченной цели и выполнения исследовательских задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
2) эмпирические методы - педагогический эксперимент, диагностические методы, беседа, наблюдение;
3) методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Алтынчеч» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан». В эксперименте приняли участие дети двух подготовительных групп, 6-7 лет в составе 18 и 20 человек, а также 2 воспитателя этих групп и педагог-психолог.
Исследование проводилось с 1 октября 2017 по 1 мая 2018 г. в три основных этапа.
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась методика проведения комплекса игр с целью формирования психологической готовности к школе у старших дошкольников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы. На этом этапе исследования использованы методы теоретического анализа; выполнена статистическая обработка полученных экспериментальных данных, их осмысление и обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные экспериментальные результаты могут быть учтены в период подготовки и адаптации детей к школьному обучению, в обращении внимания учителя на те или иные пробелы в психологической готовности учащихся.
Материалы квалификационной работы можно использовать в работе практических психологов, воспитателей детских садов, родителям и представителям образовательных учреждений при работе с детьми, а также при чтении специальных курсов: по возрастной психологии, педагогике и др.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более раннего возраста. Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все усваиваемое дошкольниками содержание, как правило, согласовано с их возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не является стержневой для проблемы психологической готовности.
Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович [5], Л.А. Венгер [11,12], Л.С. Выготский [13], Н.И. Вьюнова [15], Н.И. Гуткина Н.И. [18,19], И.В. Дубровина [17], С.П. Ефимова [23], А.В. Запорожец [24], Е.Е. Кравцов [26], В.С. Мухина [36] и др.
Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учиться в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическая готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент- залог надежности и качества будущей постройки.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения.
Таким образом, необходимо готовить детей к школьному обучению психологически, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей. Но, к сожалению, единого решения этой проблемы в науке не замечено, так же как и единого инструментария. Однако некоторые исследования ученых склонны отдать предпочтение игре - ведущей деятельности дошкольного возраста как средству формирования психологической готовности к школе.
Актуальность темы исследования позволила сформулировать противоречие между потребностями общества в полноценной подготовке ребенка к школе с целью успешного функционирования и развития в образовательной среде, с одной стороны, и недостаточно изученными развивающими возможностями игры как средства формирования психологической готовности старших дошкольников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каково содержание игр как средства формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследовании: «Формирование психологической готовности к школьному обучению средствами игры».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно экспериментальным путем проверить эффективность содержания комплекса игр, направленного на формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности к школьному обучению.
Предмет исследования: игра как средство формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников повысится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «психологическая готовность к школьному обучению»;
- учитывать особенности психологической готовности к школе детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса игр (дидактические, игры с правилами, ролевые и др.), направленного на формирование психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятия «психологическая готовность к школьному обучению».
2. Выявить общую характеристику и специфику готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал игры как средства формирования психологической готовности старших дошкольников к школе.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанного комплекса игр по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической базой исследования выступают идеи и концепции отечественных и зарубежных учёных, касающихся вопросов проблемы готовности детей к школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Я. Йерасик, А. Керн, Д.Б. Эльконин и др.) [7,10,19,17,24,26,53], особенностей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков , Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Яковлева и др.) [12,14,22,27,29,36,42,52, 54].
Для реализации намеченной цели и выполнения исследовательских задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
2) эмпирические методы - педагогический эксперимент, диагностические методы, беседа, наблюдение;
3) методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Алтынчеч» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан». В эксперименте приняли участие дети двух подготовительных групп, 6-7 лет в составе 18 и 20 человек, а также 2 воспитателя этих групп и педагог-психолог.
Исследование проводилось с 1 октября 2017 по 1 мая 2018 г. в три основных этапа.
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась методика проведения комплекса игр с целью формирования психологической готовности к школе у старших дошкольников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы. На этом этапе исследования использованы методы теоретического анализа; выполнена статистическая обработка полученных экспериментальных данных, их осмысление и обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные экспериментальные результаты могут быть учтены в период подготовки и адаптации детей к школьному обучению, в обращении внимания учителя на те или иные пробелы в психологической готовности учащихся.
Материалы квалификационной работы можно использовать в работе практических психологов, воспитателей детских садов, родителям и представителям образовательных учреждений при работе с детьми, а также при чтении специальных курсов: по возрастной психологии, педагогике и др.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. К основным компонентам школьной зрелости относят: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. К числу основных компонентов психологической готовности к школьному обучению относят, прежде всего, личностную и интеллектуальную готовность.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития
делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
В нашем исследовании была предпринята попытка провести развивающую работу с детьми не готовых к школьному обучению «психологически». На формирующем этапе мы использовали пакет игр, способствующий формированию компонентов психологической готовности к школе. В комплекс игр входили:
• игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
• игры, развивающие ориентацию в пространстве;
• игры, развивающие внимание и память;
• игры с правилами;
• игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка;
• логические игры;
• игры, развивающие фонетический слух.
С этой целью на констатирующем этапе эксперимента была определена общая картина сформированности психологической готовности к школе у выбранных испытуемых.
Подтверждено, что дошкольники обеих групп проявляют, в основном, игровую мотивацию. Выраженность внутренней позиции выявлено примерно у половины от общего числа респондентов. В экспериментальной и контрольной группах выявлен доминирующий средний уровень развития произвольной сферы.
К преобладающим уровням развития образного мышления ребенка, умения действовать по образцу и анализировать пространство в экспериментальной группе у 55% относится низкий уровень, а контрольной группе - средний уровень у 44,4 %.
В отношении распределений уровней по сформированное™ образных и пространственных представлений у ребенка и уровня развития его тонкой моторики обнаружено, что в ЭГ доминирует низкий уровень (65%), а в КГ у 55,6% преобладают средний уровни развития представлений и тонкой моторики.
На низком уровне сформированность у ребенка причинноследственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательны рассказ) проявился в экспериментальной группе у 11 человек (55% от общего числа испытуемых ЭГ), в контрольной группе- у 6 человек (33,3%).
С помощью методики "Звуковые прятки" выявлено, что фонематический слух у старших дошкольников у большинства испытуемых развит на низком уровне (45% и 44,4% в ЭГ и КГ соответственно),
В целом психологическая готовность к школьному обучению оказалась в обеих группах на низком уровне.
После внедрения комплекса игр на занятиях ЭГ, было обнаружено, что в КГ существенных и статистически достоверных изменений не произошло.
В ЭГ выявлены статистически достоверные различия по всем показателям и по итоговому показателю - психологическая готовность к школе в сравнении с результатами констатирующего эксперимента.
Наибольшие сдвиги выявлены по таким показателям как образные и пространственные представления и тонкая моторика (на 55% сократился низкий уровень), развитие речи (улучшение на 45%), формирования познавательных мотивов на 40% и в целом, улучшение по итоговому показателю на 55% (снижение низкого уровня).
Гипотеза исследования подтвердилась полностью, что было подтверждено математической и статистической обработкой данных (t - критерий Стьюдента и G - критерий знаков).
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. К числу основных компонентов психологической готовности к школьному обучению относят, прежде всего, личностную и интеллектуальную готовность.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития
делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
В нашем исследовании была предпринята попытка провести развивающую работу с детьми не готовых к школьному обучению «психологически». На формирующем этапе мы использовали пакет игр, способствующий формированию компонентов психологической готовности к школе. В комплекс игр входили:
• игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
• игры, развивающие ориентацию в пространстве;
• игры, развивающие внимание и память;
• игры с правилами;
• игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка;
• логические игры;
• игры, развивающие фонетический слух.
С этой целью на констатирующем этапе эксперимента была определена общая картина сформированности психологической готовности к школе у выбранных испытуемых.
Подтверждено, что дошкольники обеих групп проявляют, в основном, игровую мотивацию. Выраженность внутренней позиции выявлено примерно у половины от общего числа респондентов. В экспериментальной и контрольной группах выявлен доминирующий средний уровень развития произвольной сферы.
К преобладающим уровням развития образного мышления ребенка, умения действовать по образцу и анализировать пространство в экспериментальной группе у 55% относится низкий уровень, а контрольной группе - средний уровень у 44,4 %.
В отношении распределений уровней по сформированное™ образных и пространственных представлений у ребенка и уровня развития его тонкой моторики обнаружено, что в ЭГ доминирует низкий уровень (65%), а в КГ у 55,6% преобладают средний уровни развития представлений и тонкой моторики.
На низком уровне сформированность у ребенка причинноследственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательны рассказ) проявился в экспериментальной группе у 11 человек (55% от общего числа испытуемых ЭГ), в контрольной группе- у 6 человек (33,3%).
С помощью методики "Звуковые прятки" выявлено, что фонематический слух у старших дошкольников у большинства испытуемых развит на низком уровне (45% и 44,4% в ЭГ и КГ соответственно),
В целом психологическая готовность к школьному обучению оказалась в обеих группах на низком уровне.
После внедрения комплекса игр на занятиях ЭГ, было обнаружено, что в КГ существенных и статистически достоверных изменений не произошло.
В ЭГ выявлены статистически достоверные различия по всем показателям и по итоговому показателю - психологическая готовность к школе в сравнении с результатами констатирующего эксперимента.
Наибольшие сдвиги выявлены по таким показателям как образные и пространственные представления и тонкая моторика (на 55% сократился низкий уровень), развитие речи (улучшение на 45%), формирования познавательных мотивов на 40% и в целом, улучшение по итоговому показателю на 55% (снижение низкого уровня).
Гипотеза исследования подтвердилась полностью, что было подтверждено математической и статистической обработкой данных (t - критерий Стьюдента и G - критерий знаков).
Подобные работы
- Формирование психологической готовности к школьному обучению средствами игры
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Управление процессом формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Работа педагога-психолога по формированию психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУ ЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГО-КОНСТРУ ИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018



