ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Товарные знаки и знаки обслуживания как объекты
интеллектуальной собственности
§1. Понятие, основные функции товарного знака и знака
обслуживания, становление правового регулирования отношений, связанных с их использованием
§2. Место товарного знака и знака обслуживания в системе
интеллектуальной собственности
§3. Виды и способы использования товарных знаков и знаков обслуживания
Глава 2. Соотношение охраны товарного знака и знака обслуживания с другими объектами интеллектуальной собственности
§1. Соотношение товарных знаков (знаков обслуживания) с
фирменными наименованиями
§2. Соотношение товарных знаков (знаков обслуживания) и
наименований мест происхождения товаров
Глава 3. Гражданско-правовая защита исключительных прав на
товарный знак и знак обслуживания при неправомерном использовании
§1. Нарушение исключительных прав на товарный знак (знак
обслуживания) и их гражданско-правовая защита
§2. Ответственность за незаконное использование исключительных
прав на товарный знак (знак обслуживания)
Заключение 78
Список использованных нормативно-правовых актов, специальной
литературы и судебной практики
Приложение 1
Глава 1. Товарные знаки и знаки обслуживания как объекты
интеллектуальной собственности
§1. Понятие, основные функции товарного знака и знака
обслуживания, становление правового регулирования отношений, связанных с их использованием
§2. Место товарного знака и знака обслуживания в системе
интеллектуальной собственности
§3. Виды и способы использования товарных знаков и знаков обслуживания
Глава 2. Соотношение охраны товарного знака и знака обслуживания с другими объектами интеллектуальной собственности
§1. Соотношение товарных знаков (знаков обслуживания) с
фирменными наименованиями
§2. Соотношение товарных знаков (знаков обслуживания) и
наименований мест происхождения товаров
Глава 3. Гражданско-правовая защита исключительных прав на
товарный знак и знак обслуживания при неправомерном использовании
§1. Нарушение исключительных прав на товарный знак (знак
обслуживания) и их гражданско-правовая защита
§2. Ответственность за незаконное использование исключительных
прав на товарный знак (знак обслуживания)
Заключение 78
Список использованных нормативно-правовых актов, специальной
литературы и судебной практики
Приложение 1
Актуальность темы исследования.
В условиях развития экономических отношений в Российской Федерации и в мире в целом, на рынке товаров и услуг представлено невероятное количество продукции и оказываемых услуг, выполняемых работ. Среди такого множества предложений производителям товаров и организациям, оказывающим услуги, выполняющим работы, приходится вкладывать большие ресурсы в маркетинг и выделение своей продукции среди прочих. Для того, чтобы свою продукцию или услуги отличать от продукции или услуг конкурентов активно используются товарные знаки (знаки обслуживания), которые стали неотъемлемой частью современного мира и гражданского оборота. Товарные знаки (знаки обслуживания) ежедневно, ежесекундно, окружают нас, потребителей.
В предпринимательской деятельности роль товарных знаков (знаков обслуживания) стала выше самих производимых товаров или оказываемых услуг, выполняемых работ. На сегодняшний день товарные знаки не только отличают товары или услуги компаний, они являются частью современной культуры.
Согласно официальным статистическим данным Роспатента (ФИПС)1 за 5 месяцев 2017 года на государственную регистрацию обозначений в качестве товарных знаков (знаков обслуживания) было подано 27 628 заявок, за тот же период 2016 года было подано 23 328 заявок, за полгода 2010 года - 13 481 заявок. Показателен рост активности в данной области более, чем в два раза.
Федеральный Институт Промышленной Собственности: [сайт]. URL: http://new.fips.ru/about/deyatelnost (дата обращения: 01.02.2018).
Представители предпринимательской среды в последние годы стали повышать свою юридическую грамотность в целом и в понимании важности защиты прав на интеллектуальную собственность, в частности.
Ввиду активности предпринимателей (только индивидуальные предприниматели и юридические лица могут иметь права на товарный знак) в желании защитить свои права на средства индивидуализации посредством их регистрации в качестве товарных знаков (знаков обслуживания), растет спрос услуг на правовое сопровождение бизнеса в сфере регистрации и защиты прав на товарные знаки.
С даты вступления в силу части четвертой Г ражданского кодекса РФ прошло десять лет, но судебная практика, связанная с защитой исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания) постоянно находится в динамике, кроме того, и законодательство претерпевает различные изменения.
Степень разработанности темы исследования.
В целом, о товарных знаках (знаках обслуживания) написано не мало трудов, но не так много, как об иных институтах гражданского права. Следует отметить, что при исследовании темы магистерской диссертации, было сложно найти ответы на вопросы, касающиеся видов товарных знаков; соотношения товарных знаков с фирменными наименованиями и наименованиями мест происхождения товаров; момента возникновения исключительного права на товарный знак (знак обслуживания); о возможности и способах регистрации аббревиатур в качестве товарных знаков; практики взаимодействия с Роспатентом при регистрации товарных знаков и разрешении возникающих спорных моментов; оснований для отказа в регистрации товарных знаков и практики оспаривания решений Роспатента; стратегии защиты исключительных прав на товарные знаки; соотношения «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496 понятия «товарный знак» с понятиями «торговая марка». Данные вопросы мы постараемся раскрыть в ходе их исследования и написания данной работы.
Цель настоящего исследования - обобщить и выработать теоретические и практические знания в сфере гражданско-правового регулирования отношений, связанных с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи.
1. Дать понятие и определить основные функции товарного знака и знака обслуживания, а также сделать анализ становления правового регулирования отношений, связанных с ними.
2. Определить место товарного знака и знака обслуживания в системе интеллектуальной собственности.
3. Выявить виды и способы использования товарных знаков и знаков обслуживания.
4. Определить соотношение товарных знаков (знаков обслуживания) с фирменным наименованием.
5. Выявить конкуренцию и определить соотношение товарных знаков (знаков обслуживания) с наименованиями мест происхождения товаров.
6. Выявить основные аспекты, касающихся нарушения прав на товарный знак (знак обслуживания) и их гражданско-правовой защиты.
7. Рассмотреть меры ответственности за незаконное использование прав на товарный знак (знак обслуживания).
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе использования товарных знаков и знаков обслуживания.
Предметом исследования являются законодательство, правовая доктрина, а также правоприменительная практика в сфере гражданско-правового регулирования отношений, связанных с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Методологической основой диссертационной работы являются общенаучный метод, включающий анализ, аналогию, дедукцию, индукцию, логический метод, синтез, системный метод; частно-научный метод, включающий метод технико-юридического анализа, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод и др.
Теоретическая основа диссертационного исследования включает работы авторов по данной тематике и интеллектуальной собственности в целом. В их состав входят корифеи Казанского Федерального Университета - Шершеневич Г.Ф., Никитина М.И., Ситдикова Р.И., Абдуллин А.И., Арсланов К.М., Барышев С.А., Челышев М.Ю., Огородов Д.В., Хасанов Р.А., а также такие специалисты, как Новоселова Л.А., Гришаева С.П., Рожкова М.А., Судариков С. А., Давыдов Р. Н., Панкова М. Н., Бирюлина В. И., Розен Я. С., Рагулина А.В., Никитова А.А., Никулина В.С., Грибанов А.В., Городов О.А., Андреев Ю.Н., Пирогова В.В. и др.
Нормативную основу диссертационного исследования составляют, Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации, а также иные российские и международные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере использования товарных знаков.
Эмпирическая основа исследования включает правоприменительную практику, а именно: акты арбитражных судов, Суда по интеллектуальным правам, Верховного суда РФ и решения Палаты по патентным спорам при Роспатенте.
Результаты исследования.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
1. Товарный знак (знак обслуживания) является субинститутом самостоятельного института прав на средства индивидуализации, который входит в систему интеллектуальной собственности, а не является элементом группы нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
2. Фирменное наименование индивидуализирует субъект гражданских правоотношений, а товарный знак (знак обслуживания) - объект.
3. Судебная практика по вопросам разрешения споров, связанных с использованием товарных знаков, развивается динамично, принятые решения и вынесенные постановления судами за 2017-2018 гг. основаны на системном толковании норм.
Теоретическая значимость работы.
Данная работа может быть использована как основа для более глубокого изучения вопросов, связанными с правами на товарный знак (знак обслуживания). Материалы работы могут быть использованы в преподавательской деятельности в отдельных дисциплинах, на которых изучается интеллектуальная собственность.
Практическая значимость работы.
Данный материал может быть использован в качестве базового источника практикующими юристами, которые хотят расширить свои познания в интеллектуальном праве и начать практиковать в области регистрации и защиты исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания.
Апробация результатов исследования.
Некоторые основные положения магистерской диссертации нашли свое применение в ходе прохождения практики в Обществе с ограниченной ответственностью «Дивизион
В условиях развития экономических отношений в Российской Федерации и в мире в целом, на рынке товаров и услуг представлено невероятное количество продукции и оказываемых услуг, выполняемых работ. Среди такого множества предложений производителям товаров и организациям, оказывающим услуги, выполняющим работы, приходится вкладывать большие ресурсы в маркетинг и выделение своей продукции среди прочих. Для того, чтобы свою продукцию или услуги отличать от продукции или услуг конкурентов активно используются товарные знаки (знаки обслуживания), которые стали неотъемлемой частью современного мира и гражданского оборота. Товарные знаки (знаки обслуживания) ежедневно, ежесекундно, окружают нас, потребителей.
В предпринимательской деятельности роль товарных знаков (знаков обслуживания) стала выше самих производимых товаров или оказываемых услуг, выполняемых работ. На сегодняшний день товарные знаки не только отличают товары или услуги компаний, они являются частью современной культуры.
Согласно официальным статистическим данным Роспатента (ФИПС)1 за 5 месяцев 2017 года на государственную регистрацию обозначений в качестве товарных знаков (знаков обслуживания) было подано 27 628 заявок, за тот же период 2016 года было подано 23 328 заявок, за полгода 2010 года - 13 481 заявок. Показателен рост активности в данной области более, чем в два раза.
Федеральный Институт Промышленной Собственности: [сайт]. URL: http://new.fips.ru/about/deyatelnost (дата обращения: 01.02.2018).
Представители предпринимательской среды в последние годы стали повышать свою юридическую грамотность в целом и в понимании важности защиты прав на интеллектуальную собственность, в частности.
Ввиду активности предпринимателей (только индивидуальные предприниматели и юридические лица могут иметь права на товарный знак) в желании защитить свои права на средства индивидуализации посредством их регистрации в качестве товарных знаков (знаков обслуживания), растет спрос услуг на правовое сопровождение бизнеса в сфере регистрации и защиты прав на товарные знаки.
С даты вступления в силу части четвертой Г ражданского кодекса РФ прошло десять лет, но судебная практика, связанная с защитой исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания) постоянно находится в динамике, кроме того, и законодательство претерпевает различные изменения.
Степень разработанности темы исследования.
В целом, о товарных знаках (знаках обслуживания) написано не мало трудов, но не так много, как об иных институтах гражданского права. Следует отметить, что при исследовании темы магистерской диссертации, было сложно найти ответы на вопросы, касающиеся видов товарных знаков; соотношения товарных знаков с фирменными наименованиями и наименованиями мест происхождения товаров; момента возникновения исключительного права на товарный знак (знак обслуживания); о возможности и способах регистрации аббревиатур в качестве товарных знаков; практики взаимодействия с Роспатентом при регистрации товарных знаков и разрешении возникающих спорных моментов; оснований для отказа в регистрации товарных знаков и практики оспаривания решений Роспатента; стратегии защиты исключительных прав на товарные знаки; соотношения «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496 понятия «товарный знак» с понятиями «торговая марка». Данные вопросы мы постараемся раскрыть в ходе их исследования и написания данной работы.
Цель настоящего исследования - обобщить и выработать теоретические и практические знания в сфере гражданско-правового регулирования отношений, связанных с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи.
1. Дать понятие и определить основные функции товарного знака и знака обслуживания, а также сделать анализ становления правового регулирования отношений, связанных с ними.
2. Определить место товарного знака и знака обслуживания в системе интеллектуальной собственности.
3. Выявить виды и способы использования товарных знаков и знаков обслуживания.
4. Определить соотношение товарных знаков (знаков обслуживания) с фирменным наименованием.
5. Выявить конкуренцию и определить соотношение товарных знаков (знаков обслуживания) с наименованиями мест происхождения товаров.
6. Выявить основные аспекты, касающихся нарушения прав на товарный знак (знак обслуживания) и их гражданско-правовой защиты.
7. Рассмотреть меры ответственности за незаконное использование прав на товарный знак (знак обслуживания).
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе использования товарных знаков и знаков обслуживания.
Предметом исследования являются законодательство, правовая доктрина, а также правоприменительная практика в сфере гражданско-правового регулирования отношений, связанных с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Методологической основой диссертационной работы являются общенаучный метод, включающий анализ, аналогию, дедукцию, индукцию, логический метод, синтез, системный метод; частно-научный метод, включающий метод технико-юридического анализа, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод и др.
Теоретическая основа диссертационного исследования включает работы авторов по данной тематике и интеллектуальной собственности в целом. В их состав входят корифеи Казанского Федерального Университета - Шершеневич Г.Ф., Никитина М.И., Ситдикова Р.И., Абдуллин А.И., Арсланов К.М., Барышев С.А., Челышев М.Ю., Огородов Д.В., Хасанов Р.А., а также такие специалисты, как Новоселова Л.А., Гришаева С.П., Рожкова М.А., Судариков С. А., Давыдов Р. Н., Панкова М. Н., Бирюлина В. И., Розен Я. С., Рагулина А.В., Никитова А.А., Никулина В.С., Грибанов А.В., Городов О.А., Андреев Ю.Н., Пирогова В.В. и др.
Нормативную основу диссертационного исследования составляют, Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации, а также иные российские и международные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере использования товарных знаков.
Эмпирическая основа исследования включает правоприменительную практику, а именно: акты арбитражных судов, Суда по интеллектуальным правам, Верховного суда РФ и решения Палаты по патентным спорам при Роспатенте.
Результаты исследования.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
1. Товарный знак (знак обслуживания) является субинститутом самостоятельного института прав на средства индивидуализации, который входит в систему интеллектуальной собственности, а не является элементом группы нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
2. Фирменное наименование индивидуализирует субъект гражданских правоотношений, а товарный знак (знак обслуживания) - объект.
3. Судебная практика по вопросам разрешения споров, связанных с использованием товарных знаков, развивается динамично, принятые решения и вынесенные постановления судами за 2017-2018 гг. основаны на системном толковании норм.
Теоретическая значимость работы.
Данная работа может быть использована как основа для более глубокого изучения вопросов, связанными с правами на товарный знак (знак обслуживания). Материалы работы могут быть использованы в преподавательской деятельности в отдельных дисциплинах, на которых изучается интеллектуальная собственность.
Практическая значимость работы.
Данный материал может быть использован в качестве базового источника практикующими юристами, которые хотят расширить свои познания в интеллектуальном праве и начать практиковать в области регистрации и защиты исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания.
Апробация результатов исследования.
Некоторые основные положения магистерской диссертации нашли свое применение в ходе прохождения практики в Обществе с ограниченной ответственностью «Дивизион
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы.
В процессе решения задачи №1 нами было дано определение товарному знаку и установлено, что понятия «товарный знак» и «знак обслуживания» приравнены друг другу законодательством, различаются лишь тем, что товарные знаки индивидуализируют товары, а знаки обслуживания - услуги и работы.
Итак, товарный знак или знак обслуживания - это во-первых, обозначение; во-вторых, его основной функцией является индивидуализировать товары или услуги, работы (для знака обслуживания) его правообладателя, которым в свою очередь является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя не может быть правообладателем товарного знака или знака обслуживания); в-третьих, на товарные знаки признаются исключительные права, то есть никто не вправе пользоваться товарным знаком или знаком обслуживания без прямого на то разрешения правообладателя; в-четвертых, товарные знаки и знаки обслуживания подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.
Также можно сделать вывод о том, что законодательно существуют только понятия «товарный знак» и «знак обслуживания», однако не стоит пренебрегать иными понятиями в правовой доктрине, например, как: производственная марка, торговая марка, учитывая опыт регулирования и их использования в других странах и в истории России.
Основными функциями товарных знаков (знаков обслуживания) являются: индивидуализирующая; рекламная; охранительная.
При решении задачи №2 был сделан вывод о том, что товарный знак (знак обслуживания) является средством индивидуализации, объектом права интеллектуальной собственности. Право на товарный знак является
субинститутом института права на средства индивидуализации, который, в свою очередь, является составной частью системы права интеллектуальной собственности. Для наглядности, нами составлена схема, определяющую место товарного знака в системе интеллектуального права (Рис. 2).
Решая задачу №3, были выявлены следующие виды товарных знаков: словесные; изобразительные; объемные; звуковые; световые; изменяющиеся; голографические; осязательные; позиционные; обонятельные; вкусовые; обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов; комбинированные. Считаем, что с развитием и удешевлением технологий, а также с развитием маркетинга, количество видов товарных знаков будет только увеличиваться. Однако каким бы ни был товарный знак (знак обслуживания), законодательные требования к регистрации товарных знаков всех видов в России едины, где центральную позицию правового регулирования занимает ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решив задачу №4, было определено, что товарные знаки (знаки обслуживания) и фирменные наименования относятся к одной категории - средства индивидуализации. Однако товарные знаки (знаки обслуживания) индивидуализируют товары (услуги, работы) - объекты гражданских правоотношений, а фирменные наименования - коммерческих юридических лиц (субъектов гражданских правоотношений). Круг правообладателей у фирменных наименований уже (только коммерческие юридические лица), у товарных знаков - индивидуальные предприниматели и любые юридические лица. Правообладатель фирменного наименования не вправе распоряжаться исключительными правами на него, в то время, как распоряжение исключительными правами на товарный знак в законодательстве предусмотрено. При возникновении споров между правообладателями товарных знаков и фирменных наименований, суд будет руководствоваться принципом приоритета даты регистрации фирменного наименования или приоритета товарного знака.
Помимо данного вывода, решая данную задачу, возник вопрос о сравнении момента возникновения исключительных прав на фирменное наименование и на товарный знак. С моментом возникновения исключительного права на фирменное наименование все предельно ясно - это дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С товарными знаками оказалось все запутаннее.
Согласно положениям ст. 1491 Гражданского кодекса РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию.
Из логики данной статьи следует, что у заявителя, подавшего заявку на регистрацию товарного знака, уже возникло исключительное право на незарегистрированный товарный знак, и он может им распоряжаться: отчуждать, передавать права по лицензии или в рамках коммерческой концессии и так далее.
Считаем, это недоработкой действующего законодательства.
Ранее суды руководствовались прямым толкованием данной нормы вплоть до 2017 года.
Начиная с 2017 года, судебная практика стала более логично толковать нормы Гражданского кодекса, применяя системное толкование норм. На основе практики следует вывод о том, что исключительное право на товарный знак возникает с момента его государственной регистрации. А такое понятие, как приоритет товарного знака, устанавливаемая датой подачи заявки, может применяться лишь при возникновении споров о первенстве использования обозначения.
Для того, чтобы четко регламентировать момент возникновения исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) мы предложили в ст. 1491 ГК внести изменения и изложить в альтернативной редакции, приведенной на стр. 60-61 настоящей магистерской диссертации.
В ходе решения задачи №5 был сделан вывод о том, что так же, как и товарные знаки, наименования места происхождения товаров призваны индивидуализировать товары. Отличие заключается в том, что НМПТ - это широко известное и имеющее определенную репутацию наименование товара, обладающее присущими только ему свойствами, содержащее указание на географическую местность, такое, как «Тульский пряник» (свидетельство о регистрации №32).
По окончании решения задачи №6 было установлено, что нарушение исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания) заключается в его неправомерном использовании. Мы предложили в число мер защиты внести мониторинг нарушений, которая является превентивной мерой, претензионную защиту и судебную защиту, которая включает защиту посредством возмещения убытков или выплату компенсации. Меры защиты напрямую зависят от мер ответственности.
При решении задачи №7 определено, что в число мер гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания) по требованию правообладателя входят: изъятие из оборота, а также уничтожение нарушителем за свой счет контрафактных товаров, упаковок, печатной продукции и иных носителей товарного знака или обозначений, сходных до степени смешения с таким товарным знаком, исключительные права на который принадлежат иному лицу; возмещение убытков правообладателю; выплата компенсации.
Выплата компенсации является более предпочтительной мерой ответственности, так как истцу не придется доказывать конкретный размер понесённых убытков.
Также в работе приведены примеры из личной практики взаимодействия и ведения споров с Роспатентом.
Помимо предложенной альтернативной редакции ст. 1491 Гражданского кодекса РФ, предлагаю законодателю более детально регламентировать институт товарных знаков, учитывая наработанную за десять лет практику. Предлагаю:
- разработать четкий алгоритм определения суммы компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак, отменив предельный размер компенсации с учетом принципов соразмерности и справедливости для организаций, являющихся субъектами крупного бизнеса при спорах прямых конкурентов;
- обязать Роспатент при внесении сведений в Государственный реестр товарных знаков включать данные о неохраняемых элементах при регистрации неохраняемых аббревиатур, выполненных в оригинальном художественном исполнении;
- уменьшить сроки предоставления государственной услуги по регистрации товарного знака (на сегодняшний день срок составляет до 18 месяцев и 2 недель), так как бизнес динамичен, а Роспатент за ним не поспевает;
- ввести в законодательство понятия «франчайзинг» и принять федеральный закон о данном институте, так как ввиду больших сроков регистрации товарного знака, передавать права по модели франчайзинга, используя институт коммерческой концессии и лицензии крайне сложно, так как распоряжаться правами на товарный знак можно лишь после его государственной регистрации.
В завершение предлагаем обратиться к статистике рассмотрения дел в судах, связанных со спорами о защите исключительных прав на товарные знаки (Приложение 1).
В процессе решения задачи №1 нами было дано определение товарному знаку и установлено, что понятия «товарный знак» и «знак обслуживания» приравнены друг другу законодательством, различаются лишь тем, что товарные знаки индивидуализируют товары, а знаки обслуживания - услуги и работы.
Итак, товарный знак или знак обслуживания - это во-первых, обозначение; во-вторых, его основной функцией является индивидуализировать товары или услуги, работы (для знака обслуживания) его правообладателя, которым в свою очередь является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя не может быть правообладателем товарного знака или знака обслуживания); в-третьих, на товарные знаки признаются исключительные права, то есть никто не вправе пользоваться товарным знаком или знаком обслуживания без прямого на то разрешения правообладателя; в-четвертых, товарные знаки и знаки обслуживания подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.
Также можно сделать вывод о том, что законодательно существуют только понятия «товарный знак» и «знак обслуживания», однако не стоит пренебрегать иными понятиями в правовой доктрине, например, как: производственная марка, торговая марка, учитывая опыт регулирования и их использования в других странах и в истории России.
Основными функциями товарных знаков (знаков обслуживания) являются: индивидуализирующая; рекламная; охранительная.
При решении задачи №2 был сделан вывод о том, что товарный знак (знак обслуживания) является средством индивидуализации, объектом права интеллектуальной собственности. Право на товарный знак является
субинститутом института права на средства индивидуализации, который, в свою очередь, является составной частью системы права интеллектуальной собственности. Для наглядности, нами составлена схема, определяющую место товарного знака в системе интеллектуального права (Рис. 2).
Решая задачу №3, были выявлены следующие виды товарных знаков: словесные; изобразительные; объемные; звуковые; световые; изменяющиеся; голографические; осязательные; позиционные; обонятельные; вкусовые; обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов; комбинированные. Считаем, что с развитием и удешевлением технологий, а также с развитием маркетинга, количество видов товарных знаков будет только увеличиваться. Однако каким бы ни был товарный знак (знак обслуживания), законодательные требования к регистрации товарных знаков всех видов в России едины, где центральную позицию правового регулирования занимает ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решив задачу №4, было определено, что товарные знаки (знаки обслуживания) и фирменные наименования относятся к одной категории - средства индивидуализации. Однако товарные знаки (знаки обслуживания) индивидуализируют товары (услуги, работы) - объекты гражданских правоотношений, а фирменные наименования - коммерческих юридических лиц (субъектов гражданских правоотношений). Круг правообладателей у фирменных наименований уже (только коммерческие юридические лица), у товарных знаков - индивидуальные предприниматели и любые юридические лица. Правообладатель фирменного наименования не вправе распоряжаться исключительными правами на него, в то время, как распоряжение исключительными правами на товарный знак в законодательстве предусмотрено. При возникновении споров между правообладателями товарных знаков и фирменных наименований, суд будет руководствоваться принципом приоритета даты регистрации фирменного наименования или приоритета товарного знака.
Помимо данного вывода, решая данную задачу, возник вопрос о сравнении момента возникновения исключительных прав на фирменное наименование и на товарный знак. С моментом возникновения исключительного права на фирменное наименование все предельно ясно - это дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С товарными знаками оказалось все запутаннее.
Согласно положениям ст. 1491 Гражданского кодекса РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию.
Из логики данной статьи следует, что у заявителя, подавшего заявку на регистрацию товарного знака, уже возникло исключительное право на незарегистрированный товарный знак, и он может им распоряжаться: отчуждать, передавать права по лицензии или в рамках коммерческой концессии и так далее.
Считаем, это недоработкой действующего законодательства.
Ранее суды руководствовались прямым толкованием данной нормы вплоть до 2017 года.
Начиная с 2017 года, судебная практика стала более логично толковать нормы Гражданского кодекса, применяя системное толкование норм. На основе практики следует вывод о том, что исключительное право на товарный знак возникает с момента его государственной регистрации. А такое понятие, как приоритет товарного знака, устанавливаемая датой подачи заявки, может применяться лишь при возникновении споров о первенстве использования обозначения.
Для того, чтобы четко регламентировать момент возникновения исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) мы предложили в ст. 1491 ГК внести изменения и изложить в альтернативной редакции, приведенной на стр. 60-61 настоящей магистерской диссертации.
В ходе решения задачи №5 был сделан вывод о том, что так же, как и товарные знаки, наименования места происхождения товаров призваны индивидуализировать товары. Отличие заключается в том, что НМПТ - это широко известное и имеющее определенную репутацию наименование товара, обладающее присущими только ему свойствами, содержащее указание на географическую местность, такое, как «Тульский пряник» (свидетельство о регистрации №32).
По окончании решения задачи №6 было установлено, что нарушение исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания) заключается в его неправомерном использовании. Мы предложили в число мер защиты внести мониторинг нарушений, которая является превентивной мерой, претензионную защиту и судебную защиту, которая включает защиту посредством возмещения убытков или выплату компенсации. Меры защиты напрямую зависят от мер ответственности.
При решении задачи №7 определено, что в число мер гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на товарный знак (знак обслуживания) по требованию правообладателя входят: изъятие из оборота, а также уничтожение нарушителем за свой счет контрафактных товаров, упаковок, печатной продукции и иных носителей товарного знака или обозначений, сходных до степени смешения с таким товарным знаком, исключительные права на который принадлежат иному лицу; возмещение убытков правообладателю; выплата компенсации.
Выплата компенсации является более предпочтительной мерой ответственности, так как истцу не придется доказывать конкретный размер понесённых убытков.
Также в работе приведены примеры из личной практики взаимодействия и ведения споров с Роспатентом.
Помимо предложенной альтернативной редакции ст. 1491 Гражданского кодекса РФ, предлагаю законодателю более детально регламентировать институт товарных знаков, учитывая наработанную за десять лет практику. Предлагаю:
- разработать четкий алгоритм определения суммы компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак, отменив предельный размер компенсации с учетом принципов соразмерности и справедливости для организаций, являющихся субъектами крупного бизнеса при спорах прямых конкурентов;
- обязать Роспатент при внесении сведений в Государственный реестр товарных знаков включать данные о неохраняемых элементах при регистрации неохраняемых аббревиатур, выполненных в оригинальном художественном исполнении;
- уменьшить сроки предоставления государственной услуги по регистрации товарного знака (на сегодняшний день срок составляет до 18 месяцев и 2 недель), так как бизнес динамичен, а Роспатент за ним не поспевает;
- ввести в законодательство понятия «франчайзинг» и принять федеральный закон о данном институте, так как ввиду больших сроков регистрации товарного знака, передавать права по модели франчайзинга, используя институт коммерческой концессии и лицензии крайне сложно, так как распоряжаться правами на товарный знак можно лишь после его государственной регистрации.
В завершение предлагаем обратиться к статистике рассмотрения дел в судах, связанных со спорами о защите исключительных прав на товарные знаки (Приложение 1).
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских
прав
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Право на товарный знак и знак обслуживания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ: ВИДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (1992-- 2016 гг.)
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Диссертация , административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Диссертация , теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



