Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития Я- концепции подростка 9
1.1. Исторический экскурс в проблему Я- концепции как психолого-педагогического феномена 9
1.2. Сущностная характеристика понятия "Я-концепция" 16
1.3. Психолого-педагогические условия развития Я-концепции в подростковом возрасте 22
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно- экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий направленных на развитие позитивной Я-концепции в подростковом возрасте 38
2.1 Организация и методики исследования уровня Я - концепции в
подростковом возрасте 38
2.2 Апробация психолого-педагогических условий по развитию позитивной
Я- концепции у подростков 48
2.3. Анализ и результат психолого-педагогических условий по развитию позитивной Я-концепции у подростков 62
Выводы по II главе 69
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение
Актуальность проблемы исследования. Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Психология Я - концепции как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии и в незначительной степени психоанализа. Я - концепция - это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я - концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение и формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.
В изучении Я-концепции накоплен значительный теоретический и экспериментальный материал. Данной проблемой занимались следующие ученые: Р. Бернс [5], У. Джеймс [10], Х.Ремшмидт [35], К. Роджерс [36], отечественные психологи Б. Г. Ананьев [1], И. С. Кон [17], Д. А. Леонтьев [22], А. А. Реан [34], В. В. Столин [43].
В научных трудах Б.С Волков [7] обосновывается идея, что процесс возникновения и осознания человеком своего собственного «Я» (Я- концепции) есть взаимосвязь, с одной стороны социокультурных условий существования индивида, с другой- активный процесс познавательного, эмоционального, волевого осмысления, как окружающей действительности, так и своего собственного «Я».
В.С. Магун [24] определяет происхождение «Я-концепции», как результат общения ребенка с взрослым.
Вклад В.М. Полконского [33] в изучаемую проблему заключается в рассмотрении Я-концепции как организованную когнитивную структуру, извлеченную из собственных переживаний своего собственного Я.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по вопросу развития позитивной Я-концепции в подростковом возрасте, мы ознакомились с научной работой О.Б. Дутчиной [11] на тему «Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции», где автор подчеркивает важность и необходимость данного процесса в подростковом возрасте. Эту необходимость О.Б. Дутчина объясняет тем, что именно в подростковом возрасте ребенок начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Постепенно у подростка формируется Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Однако анализ педагогической и психологической литературы показывает, что в школе вопросам формирования Я- концепции уделяется недостаточное внимание, роль как механизма произвольной психической саморегуляции недооценивается. Они формируется, как правило, стихийно, вне целенаправленных воздействий со стороны воспитателей. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между потребностью общества в формировании адекватных представлений человека о себе, своих личных качеств, с одной стороны, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по развитию позитивной Я - концепции подростков в условиях общеобразовательной школы, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития позитивной Я- концепции в подростковом возрасте?
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Психолого-педагогические условия развития позитивной Я - концепции в подростковом возрасте» является актуальной.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий, обеспечивающих позитивное развитие Я - концепции в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс развития позитивной Я - концепции в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития позитивной Я-концепции.
Гипотеза исследования основывается на том, что развитие Я- концепции подростков будет позитивной, если:
- опираться на сущностные характеристики Я - концепции подростка;
- учитывать возрастные особенности развития Я - концепции в подростковом возрасте;
- теоретически обосновать и опытно экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования позитивной Я - концепции у подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты возникновения Я - концепции.
2. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «Я - концепция», ее компоненты.
3. Теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий по развитию позитивной Я - концепции в подростковом возрасте. Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие проблемы «Я-концепции», направленности как центральных, системообразующих психических образований личности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Бруишинский, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, М.Г, Ярошевский); концепция закономерностей процесса становления «Я-концепции» (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.Н. Куницына, Дж. Липсиц, Дж. Марсиа, Д.И. Фельдштейн, Л.А. Флеготова, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон); теории интегративного подхода к исследованию Я-концепции (B.C. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко), теории трехкомпонентного строения Я-концепции (Р. Берне, У. Джемс, Н.И. Сарджвеладзе); особенности становления самосознания и Я-концепции в подростковом возрасте (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина, Р.В. Овчарова, Э. Эриксон).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация;
-эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;
- методы математической обработки данных (качественный и количественный).
Опытно - экспериментальной базой стала Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 40» Приволжского района г.Казани. Выборку составили 20 учащихся 7А и 20 учащихся 7Б классов в возрасте 14-15 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий эксперимент исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались психолого-педагогические условия развития позитивной Я - концепции среди подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике психолого-педагогические условия развития позитивной Я - концепции подростков; разработана программа «Путь к себе — пусть к успеху!», направленная на развитие позитивной Я - концепции в подростковом возрасте.
Практическая значимость. Проведенная нами работа доказала, что выявленные нами психолого-педагогические условия могут с успехом использоваться педагогами и психологами для развития позитивной Я - концепции среди подростков, также материалы данного исследования могут использоваться студентами при подготовке к практике в школе.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на психолого-педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Результаты научной работы были апробированы:
1) На II Международной научно-практической конференции (25 августа 2017, г. Чебоксары), по результатам которой была опубликована статья «Особенности развития Я - концепции в подростковом возрасте» / Научные исследования: теория, методика и практика: материалы II Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив плюс», 2017. -№2. - С. 135-138.
2) На V Всероссийской научно-практической конференции (1415 декабря 2017, г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет ) по результатам которой была опубликована статья «Формы и методы развития позитивной Я - концепции в подростковом возрасте» / Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы V Всероссийской научно-практической конференции / ; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2017. - С. 444447.
3) Опубликована статья «Сущностные характеристики и особенности Я - концепции подростков» /Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов. Выпуск 20./ Под ред. Р.А. Валеевой.- Казань: Изд-во «Отечество», 2017. - С. 133-137.
4) На Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (4 апреля 2018,г. Казань, Казанский федеральный университет), по результатам которой были опубликованы тезисы «Развитие Я - концепции у подростков».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающей шесть параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование развития позитивной Я-концепции в подростковом возрасте, осуществлялась на трех этапах - констатирующем, формирующем и контрольном.
В ходе работы были реализованы следующие задачи.
Решая первую задачу, мы изучили исторические аспекты возникновения Я - концепции.
Осуществив анализ психолого-педагогических источников, теорий и концепций по проблеме развития Я-концепции у подростков, мы выявили, что понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии. Основоположником изучения «Я - концепции» принято считать У. Джемса. В отечественной науке изучение проблемы Я-концепции сложилось на рубеже XIX и XX веков и связано с именами таких ученых, как
А.И. Галич, Д.А. Дриль, С.С. Корсаков, И.А. Сикорский .
2 задача состояла в раскрытии сущностно-содержательной характеристики понятия «Я - концепция», ее компоненты. На основе анализа психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «Я- концепция», в значение которой входит относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе и включает в себя 3 основных компонента:
- когнитивный компонент
- эмоционально-оценочный компонент
- поведенческий компонент
Решая третью задачу, мы дали теоретическое обоснование и опытно-экспериментальным путем проверили эффективность психолого-педагогических условий по развитию позитивной Я - концепции в подростковом возрасте.
На теоретической и практической основе психолого-педагогических исследований были раскрыты и определены психолого-педагогические условия развития позитивной Я-концепции у учащихся подросткового возраста. Наиболее эффективными условиями для развития позитивной Я- концепции у подростка являются: 1. Учитывать в процессе формирования позитивной Я-концепции у подростков их возрастные особенности. 2. В процессе формирования позитивной Я-концепции использование авторской программы «Путь к себе — пусть к успеху!», ориентированную на подростков.
В опытно-экспериментальной работе была осуществлена апробация психолого-педагогических условий, направленных на развитие позитивной Я-концепции в подростковом возрасте.
На констатирующем этапе был выявлен низкий уровень самоотношения (Я-концепции) и ее основных факторов у подростков обоих групп. Было выявлено, что самооценка интеллекта и школьной успешности у учащихся среднего уровня, а самооценка внешности, физических качеств, самооценка популярности среди сверстников, умения общаться - низкого. Учащиеся чувствовали переживание неудовлетворенности жизненной ситуацией. Данные показатели Я-концепции выявили необходимость подбора и апробации психолого-педагогических условий, способствующих развитию позитивной Я-концепции и ее основных факторов.
На этапе формирующего эксперимента мы апробировали выявленные психолого-педагогические условия среди подростков экспериментальной группы, учитывая возрастные особенности подростков, применяли групповые формы работы, которая включала в себя наиболее эффективные методы работы в данном возрасте, с учетом субъектов, влияющих на формирования Я-концепции в подростковом возрасте (семья, сверстники). Была разработана и проведена авторская программа по развитию позитивной Я-концепции в подростковом возрасте. Вся система заданий и занятий программы «Путь к себе - путь к успеху!» проводилась с использованием различных форм и методов развития Я-концепции, адаптированных под возрастные особенности учащихся.
После апробации психолого-педагогических условий по развитию позитивной Я-концепции общий уровень ее проявления улучшился по сравнению с показателями до апробации психолого-педагогических условий у подростков экспериментальной группы. Статистический анализ различий по t-критерию показал высокий уровень эффективности выявленных нами психолого-педагогических условий по развитию Я-концепции у подростков. Анализ результатов развития позитивной Я-концепции в подростковом возрасте выявил значительные положительные изменения основных факторов Я-концепции и повышение ее общего уровня. Цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: монография/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Андреева Е.Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: монография/ Е.Н. Андреева. - СПб, Питер, 2003. - 354 с.
3. Анцыферова Л. И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности: монография / Л.И. Анцыферова. - М.: Изд-во Академии Наук , 201 4. - 152 с.
4. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и
методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА
ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: многорафия / О.Е. Баксанский,
В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография /Р. Бернс Пер. с англ. под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1990. - 422 с.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогический Энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада Б. М. Большая Российская энциклопедия. -М.: Норма, 2002. -528 с.
7. Волков Б.С. Психология педагогического общения: учеб. для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 335 с.
8. Гайнутдинова Е.В. Проблема потребностей в свете психологии поведения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - № 7. - С. 71 - 77.
9. Гриммак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции: монография/ Из наследия Л. П. Гримака. -М.: УРСС, 2010. -368 с.
10. Джеймс У. Психология : монография/ W.James. Psychology: Briefer Course. N.Y.: H.Holt & Co, -М.: Педагогика, 1991. -542 с.
11. Дутчина О.Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента// Сборник научных статей по материалам Международного Симпозиума «Социальная психология XXI столетия» / под ред.В.В. Козлова. - Ярославль, 2015. - С. 213 - 218.
12. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений: монография/ Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
14. Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь /Л.Ф. Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.Н. Ковалёв и др.М: Мысль, 2012, - 840 с.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Прогресс, 2005, - 448 с.
16. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: монография/ И.С. Кон. - М: Просвещение, 1979. -175 с.
17. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание: монография: / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
18. Кошелева А.А. Формирование Я-концепции старших подростков/ А.А. Кошолева// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2016. №7. - С. 47-50.
19. Крайг Г. Психология развития: монография/ Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2003. - 378 с.
20. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: монография/ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: Академия, 2011.- 543 с.
21. Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций: монография / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 с.
22. Леонтьев Д. А. Деятельность. Сознание. Личность: монография/ А.Д. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1995. -445 с.
23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии : монография / Б.Ф. Ломов. - М.: Академия, 2016. - 444 с.
24. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности: монография / В.С. Магун. - М.: Наука, 2007. - 176 с.
25. Маслоу А. Мотивация и личность:монография / Перевод А.М.Татлыбаевой. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality - N.Y.: Harper & Row. - СПб.: Евразия, 1990. - 385 с.
26. Медведская Е. И. Дипломные работы по психологии: подготовка, оформление, защита: учеб. метод. пособие / Е. И. Медведская. - Брест: БрГУ,
2014. - 76 с.
27. Михайлов Ф.Г. Проблемы метода культурно-исторической психологии / Ф.Г. Михайлов// Культурно-историческая психология. -2017. №5. - С.17-19
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:монография/ В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
29. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды : монография / Пер. с англ. - М.: Смысл, 2016. - 480с.
30. Петровский А.В. Основы теоретической психологи: монография/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М:Инфра , 2009. -528 с.
31. Платонов К.К. Структура и развитие личности: монография/ -М: Наука, 2014. - 254 с.
32. Подростковая Я-концепция в системе факторов наркориска/ На пути к практической психологии: междисциплинарные исследования: сб. науч.ст. / сост. Самыкина Н. Ю. - Самара: СамГУ, 2017. -154 с.
33. Полонский В.М. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы // Материалы Всероссийского семинара по методологи: сб. науч. Тр./ под ред. В.М. Полонского. - М.: ИТИП, 2016. -
С.59-64.
34. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти: монография / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак , 2010. - 523 с.
35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: монография / Х. Ремшмид, пер. с нем. - Москва : Мир, 1994. - 320 с.
36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: монография/ К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 560 с.
37. Розенберг М. Теории личности: монография/ М.Розенберг. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн - СПб: Изд-во «Питер», 2015.-253 с.
39. Синчурина М.Г. Структура Я-концепции: интеграция научных
представлений : монография/ - СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. - 442 с.
40. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособие / С.Д. Смирнов. - М.: Academia, 2014. - 400 c.
41. Станиславская И. Г. Психология: основные отрасли: учеб. пособие / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. - М: Человек, 2014. - 322 с.
42. Стейнс Дж. Теории личности : монография / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2014. - 608 с.
43. Столин В. В. Самосознание личности: монография/ В.В. Столин. - М.: Академия, 1993. - 270 с.
44. Семенов Л.А. Я-концепция как фактор выбора профессии
старшеклассниками общеобразовательных школ
: диссертация кандидата пед. наук. СПб, 2013.- 217 с.
45. Титова Е. В. Если знать, как действовать:монография/ Е.В. Титова. - М.: Просвещение, 2016. - 103 с.
46. Толстых А.А. Опыт конкретно-исторической психологии личности: монография / А.А. Толстых - М.: Алетейя, 2015. - 288 с.
47. Формирование Я-концепции как проблема педагогической психологии/ Научные проблемы гуманитарных исследований: сб.науч.ст. / сост. Баранова Ю.М. -М.:Юнити, 2014. -145 с.
48. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: монография / К. Хорни. - СПб.: Речь, 2000. - 326 с.
49. Щуркова Н. Е. Классный час и его организация: метод. Рекомендации/ Н.Е. Щуркова. - М.: Просвещение, 2014. - 64 с.
50. Эриксон Э. Детство и общество : монография / Э. Эриксон. - СПб.: ЛЕНАТО, 2011. - 592 с.