Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА

Работа №46713

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

криминология

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость5708 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
581
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава первая. Понятие и социально-правовая характеристика экологических преступлений 7
§ 1. Общественная опасность экологических преступлений 7
§ 2. Регламентация ответственности за экологические преступления в истории российского законодательства 17
§ 3. Регулирование ответственности за экологические преступления в международном законодательстве 27
§ 4. Понятие и признаки экологических преступлений 32
Глава вторая. Уголовно-правовая характеристика отдельных групп экологических преступлений 39
§ 1. Классификация экологических преступлений по УК РФ 39
§ 2. Объективные и субъективные признаки общих составов экологических преступлений 45
§ 3. Объективные и субъективные признаки специальных составов экологических преступлений 59
Заключение 87
Список использованной литературы и источников 92
Приложения

Актуальность темы исследования. Многие века природные ресурсы казались безбрежными и неограниченными. Безответственно используя и потребляя их, человек боролся с природой, пытался подчинить ее себе, не ждал от нее милостей.
Постепенно она начала ему «мстить»: массовая вырубка лесов привела к образованию оползней, оврагов, смыву почвы, уменьшению кислорода вокруг Земли; сброс загрязняющих веществ в водоемы резко понизил питьевые качества воды; разведанных минеральных ресурсов хватит человечеству на 30 - 50 лет; увеличение автотранспорта, индустриализация, урбанизация лишают атмосферу необходимого количества кислорода; химизация и интенсификация сельского и иных отраслей хозяйства приводят к накоплению и остаткам вредных веществ в продуктах питания; сокращается биологическое разнообразие на планете.
С каждым годом экологические правонарушения все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
В настоящее время правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности за экологические преступления недостаточно отработана. Высока и латентность указанных преступлений, а последствия, наступающие в результате преступных деяний, абсолютно не соразмерны с наказаниями за них.
К примеру, в Республике Татарстан в 2014-2015 гг. из числа зарегистрированных экологических преступлений более 36% уголовных дел прекращены либо приостановлены, что свидетельствует о необходимости исследований на предмет выявления причин и условий, вследствие которых уголовные дела не были доведены до стадии судебного рассмотрения . Очевидно, что причины эти связаны, с одной стороны, с особенностями и недостатками регламентации статей УК РФ, предусматривающих ответственность за данные преступления, с другой - ошибками в понимании и применении этих норм. В то же время обращает внимание высокий процент фактов посягательства на экологию. В 2015 г. было привлечено к уголовной ответственности 17495 лиц, в 2016 г. - 14253, в 2017 г. - 18134. При весьма высоком числе посягательств до суда доводится незначительное число уголовных дел. Их число за 2015-2017 гг. составило соответственно 159, 82 и 82 (см. приложение 2).
Более 50% из всех экологических преступлений зарегистрированы за незаконную добычу рыбы по ст.256 УК РФ, что, в принципе, объяснимо наличием значительных по размерам рыбохозяйственных водоемов. Всего же в Республике Татарстан экологические преступления составляют лишь 0,7% от числа всех зарегистрированных, что подтверждает их высокую латентность.
Все это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить рост экологических правонарушений невозможно, что говорит о необходимости повышения правосознания граждан.
Необходимость комплексного решения проблемы охраны российской и мировой экосистем свидетельствует о том, что в этих целях должны быть максимально задействованы все правовые средства противодействия посягательствам на общественные отношения по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, сохранению экологического равновесия, прежде всего - уголовно-правовые. Именно правовое регулирование, адекватное сложившейся ситуации, должно стать основным рычагом эффективной борьбы с преступными деяниями такого рода.
Задачей общегосударственной важности является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе. Здесь не меньше, чем в экономике, все люди, тем более должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны стать рачительными хозяевами, живущими не только сегодняшним днем, но и думающими о будущем, о том, какая природная среда будет оставлена потомкам 1.
Возникшие перед человечеством, перед конкретными странами и каждым поселением экологические проблемы обусловливают появление новой науки- экологии и учебной дисциплины под названием «экологическое право» 2.
Проблема экологии в Российской Федерации, как и в подавляющем большинстве других стран мира сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных экономических и социальных проблем. Повышенное внимание к экологическим вопросам можно объяснить тем, что, по мнению мировых ученых, безответственное и потребительское отношение к окружающей нас природе поставило мир на грань экологической катастрофы.
Экологические преступления относятся к той категории преступных посягательств, социальная опасность которых, как правило, подтверждается официальными статистическими данными.
Таким образом, полагаем, настоящая работа позволит изучить истоки понятия и системы экологических преступлений и тем самым понять историю развития данного правового института и направление его развития.
Цель исследования. Целью настоящего исследования выступает выявление дискуссионных проблем в теории и анализ правоприменительной практики в сфере уголовно - правовой охраны окружающей природной среды.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие экологических преступлений;
1 Викторов Д.В. Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды - М.: Юристъ, 2016.
2 Боголюбов С.А. «Экологическое право» - М.: Юрайт, 2011.- С. 10.
- определить круг составов экологических преступлений по УК РФ;
- классифицировать виды экологических преступлений;
- дать общую уголовно-правовую характеристику составов экологических преступлений;
- рассмотреть характерные особенности отдельных (специальных) видов экологических преступлений по УК РФ.
Эмпирической базой исследования выступают нормы действующего уголовного отечественного и зарубежного законодательства, труды исследователей в теории (специальная литература) и материалы практики.
Настоящее исследование структурно состоит из введения, двух глав, заключивших в себе семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несомненно, огромная роль в разработке и развитии международного права экологической среды принадлежит системе Организации Объединенных Наций, особенно ЮНЕП. Программа ООН по рекомендации Стокгольмской Конференции по окружающей человека среде. Основная цель создания ЮНЕП - прогрессивное развитие международного права окружающей среды, разработка его принципов, помощь в создании проектов международных соглашений. Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций - специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные
неправительственные организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы. Все международные организации можно разделить на три группы: природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП),
комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранного профиля (охран перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.). Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами.
В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая).
Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.
Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание
государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.
Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривали меры ответственности. Как правило, в них не устанавливались конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно.
В современной России с учетом включенных в него новелл права действующий УК РФ по сути можно признать «революционным», он в значительной мере отличается от соответствующего законодательства прошлых периодов. Более того, институт ответственности за экологические преступления продолжает активно развиваться с тем, чтобы соответствовать современным реалиям состояния окружающей среды. Свидетельством революционности и развития рассматриваемого института является проводившаяся на протяжении почти пяти лет работа по кодификации уголовно -правовых норм, определяющих составы экологических преступлений и наказания за их совершение, которая вылилась в выделение экологических преступлений в самостоятельную главу 26 Уголовного кодекса РФ. В целом в УК РФ усиливается наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств; но все же имеются существенные пробелы в экологическом законодательстве (свидетельствуют об этом социологические исследования и данные природоохранительных органов, которые демонстрируют низкий уровень знаний законодательства об охране окружающей среды должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий), а значит вероятность снижения деяний со значительной общественной опасностью в сфере экологии мала.
В связи с изложенным важное значение приобретает политика усиления наказуемости как в части законодательной пенализации за совершение экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности этих деяний, так и назначения наказания с учетом значимых обстоятельств - его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.
Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись.
В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вреда природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14).
На основе проведенного анализа представляется возможным раскрыть понятие экологического преступления следующим образом: экологическое преступление - противоправное, виновное, общественно опасное деяние, посягающее на утвердившийся в обществе экологический правопорядок, причиняющее вред здоровью и имуществу людей, природным ресурсам и окружающей среде, за которое наступает уголовное наказание, определяемое Уголовным кодексом Российской Федерации.
Анализ составов экологических преступлений УК РФ позволяет сделать вывод, что они обладают родовыми и видовыми признаками, дающими возможность интегрировать их в отдельную главу УК, а также провести разграничение между ними и сходными преступлениями.
Наиболее полно сущность экологического преступления познается через его состав. Существуют элементы состава экологического преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Основные два признака, по которым составы экологических преступлений отличаются от иных составов, предусмотренных уголовным законодательством - это объект и факт причинения вреда природной среде.
В описании конкретных составов преступлений законодателем часто используется выражение «нарушение правил охраны окружающей среды», что предопределяет необходимость обращения к экологическому законодательству, являющемуся, как указывалось, достаточно обширным, сложным по структуре, некодифицированным, в последнее время интенсивно развивающимся и использующим специальную терминологию.
По конструкции составы большинства преступлений в действующем УК РФ относятся к материальным: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ) и др. Составы загрязнения морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ) сконструированы как формальные. Но есть и формальные составы. Они предусмотрены ст. 253 УК РФ - нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, ст. 256 - незаконная добыча вредных животных и растений, ст. 258 - незаконная охота и др. Кроме того, ст. 247 - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, наряду с материальными составами содержит состав оставление в опасности - создание угрозы причинения существенного вреда.
Некоторые составы предусматривают ответственность только в случае угрозы наступления указанных в них последствий («состав угрозы», например нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, - ст. 247 УК РФ). Среди норм об экологических преступлениях встречаются нормы, одновременно содержащие разновидности преступлений как с материальным, так и с формальным составом.
Проведенное исследование позволяет прийти к выводу о необходимости дальнейших исследований с целью совершенствования уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экологии и практики их применения; в то же время очевидна необходимость принятия специальных государственных программ, предусматривающих деятельность государства в лице его органов и с привлечением сил общества для улучшения в целом экологической ситуации и одновременно формирования правосознания граждан в русле более бережного отношения к природным ресурсам отечества.



1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г.
4. Водный кодекс Российской Федерации 2006 г.
5. Лесной кодекс Российской Федерации 2006 г.
6. Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г.
7. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.
9. Федеральный закон Российской Федерации «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.
10. Федеральный закон Российской Федерации «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.
11. Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г.
12. Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.
13. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 г.
14. Федеральный закон Российской Федерации «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.
15. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов » 20 декабря 2004 г.
16. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г.
17. Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г.
18. Приказ Минприроды России от 08 сентября 2014 г. №390 «Об
обеспечении работы Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам»
Специальная литература
1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.0.04-95 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 25 января 1995 г. N 16). М.: Изд-во стандартов, 1995.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право - М.: Юрайт, 2011
3. Борзенков Г.Н. Курс уголовного права - М.: ИКД Зерцало - М, 2002
4. Бринчук М.М. Экологическое право - М.: Юристъ, 2002
5. Веревичева М.И. Понятие и система экологических преступлений. Дисс..., Ульяновск, 2004
6. Викторов Д.В. Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды - М.: Юристъ, 2016.
7. Голубев С.И. Субъективные и объективные признаки экологических преступлений // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - №1
8. Дмитриев О.В. Экологические преступления // Специфика правового регулирования социально-экономических отношений - Омск, 1997
9. Дубовик О.Л. Применение ответственности за экологические правонарушения - М.: Городец, 2007
10. Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 Уголовного Кодекса Российской Федерации - М.: Спарк, 1998
11. Дубовик О.Л. Экологическое право - М.: Юристъ, 2002
12. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления: понятие, виды, проблемы ответственности. Дисс., М., 1991
13. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологический аспекты) - М.: УРАО, 2002
14. Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность - М.: Интел-Синтез, 1997
15. Ипэк-Артамонова М.А. О классификации экологических преступлений: доктринальный и правоприменительные аспекты // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право» - 2015. - №1-2 (17)
16. Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления.- Ульяновск: Проспект, 2009
17. Косаренко Н.Н. Экологическое право - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
18. Кругликов Л.Л. Уголовное право России: часть Особенная: Учебник - М.: Волтерс Клувер, 2005
19. Кузнецова Н.Ф. Комментарий к Уголовному кодексу РФ - М.: Зерцало, 1998
20. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации - М.: Юрайт Издат., 2013
21. Ляпунов Ю.И. Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел - М., 1974
22. Проект Уголовного кодекса 1992 г. // СПС КонсультантПлюс
23. Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации - М.: Вердикт, 1996
24. Рахимов И.И. Основы экологического права - Казань: КЮИ МВД России, 2013
25. Сверчков В.В. Ответственность за экологические преступления по российскому уголовному законодательству - Н.Новгород, 1998
26. Тункин Г.И. Международное право: Учебник - М., 1994
27. Чистяков О.И. Российское законодательство х - хх веков. - М.: Юрид. лит., 1987. - Т.5
28. Чучаев А.И., Васильев Ф.П. История развития законодательства об уголовно-правовой охране леса // Экология и человечество на пороге XXXI века - Ульяновск, 1999
Материалы юридической практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // СПС КонсультантПлюс. (утратило силу)
3. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983г.№4 О практике применения судами законодательства об охране природы с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 16 января 1986г. №2 и от 18 апреля 1986г. №10, а также от 30 ноября 1990г. №9 // СПС КонсультантПлюс. (утратило силу)
4. Постановление Правительства от 29 октября 1992 г. №830 «О государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней из иностранных государств»
5. Архив Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры за 2015¬2017 гг. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ