ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА
|
Введение 3
Глава первая. Понятие и социально-правовая характеристика экологических преступлений 7
§ 1. Общественная опасность экологических преступлений 7
§ 2. Регламентация ответственности за экологические преступления в истории российского законодательства 17
§ 3. Регулирование ответственности за экологические преступления в международном законодательстве 27
§ 4. Понятие и признаки экологических преступлений 32
Глава вторая. Уголовно-правовая характеристика отдельных групп экологических преступлений 39
§ 1. Классификация экологических преступлений по УК РФ 39
§ 2. Объективные и субъективные признаки общих составов экологических преступлений 45
§ 3. Объективные и субъективные признаки специальных составов экологических преступлений 59
Заключение 87
Список использованной литературы и источников 92
Приложения
Глава первая. Понятие и социально-правовая характеристика экологических преступлений 7
§ 1. Общественная опасность экологических преступлений 7
§ 2. Регламентация ответственности за экологические преступления в истории российского законодательства 17
§ 3. Регулирование ответственности за экологические преступления в международном законодательстве 27
§ 4. Понятие и признаки экологических преступлений 32
Глава вторая. Уголовно-правовая характеристика отдельных групп экологических преступлений 39
§ 1. Классификация экологических преступлений по УК РФ 39
§ 2. Объективные и субъективные признаки общих составов экологических преступлений 45
§ 3. Объективные и субъективные признаки специальных составов экологических преступлений 59
Заключение 87
Список использованной литературы и источников 92
Приложения
Актуальность темы исследования. Многие века природные ресурсы казались безбрежными и неограниченными. Безответственно используя и потребляя их, человек боролся с природой, пытался подчинить ее себе, не ждал от нее милостей.
Постепенно она начала ему «мстить»: массовая вырубка лесов привела к образованию оползней, оврагов, смыву почвы, уменьшению кислорода вокруг Земли; сброс загрязняющих веществ в водоемы резко понизил питьевые качества воды; разведанных минеральных ресурсов хватит человечеству на 30 - 50 лет; увеличение автотранспорта, индустриализация, урбанизация лишают атмосферу необходимого количества кислорода; химизация и интенсификация сельского и иных отраслей хозяйства приводят к накоплению и остаткам вредных веществ в продуктах питания; сокращается биологическое разнообразие на планете.
С каждым годом экологические правонарушения все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
В настоящее время правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности за экологические преступления недостаточно отработана. Высока и латентность указанных преступлений, а последствия, наступающие в результате преступных деяний, абсолютно не соразмерны с наказаниями за них.
К примеру, в Республике Татарстан в 2014-2015 гг. из числа зарегистрированных экологических преступлений более 36% уголовных дел прекращены либо приостановлены, что свидетельствует о необходимости исследований на предмет выявления причин и условий, вследствие которых уголовные дела не были доведены до стадии судебного рассмотрения . Очевидно, что причины эти связаны, с одной стороны, с особенностями и недостатками регламентации статей УК РФ, предусматривающих ответственность за данные преступления, с другой - ошибками в понимании и применении этих норм. В то же время обращает внимание высокий процент фактов посягательства на экологию. В 2015 г. было привлечено к уголовной ответственности 17495 лиц, в 2016 г. - 14253, в 2017 г. - 18134. При весьма высоком числе посягательств до суда доводится незначительное число уголовных дел. Их число за 2015-2017 гг. составило соответственно 159, 82 и 82 (см. приложение 2).
Более 50% из всех экологических преступлений зарегистрированы за незаконную добычу рыбы по ст.256 УК РФ, что, в принципе, объяснимо наличием значительных по размерам рыбохозяйственных водоемов. Всего же в Республике Татарстан экологические преступления составляют лишь 0,7% от числа всех зарегистрированных, что подтверждает их высокую латентность.
Все это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить рост экологических правонарушений невозможно, что говорит о необходимости повышения правосознания граждан.
Необходимость комплексного решения проблемы охраны российской и мировой экосистем свидетельствует о том, что в этих целях должны быть максимально задействованы все правовые средства противодействия посягательствам на общественные отношения по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, сохранению экологического равновесия, прежде всего - уголовно-правовые. Именно правовое регулирование, адекватное сложившейся ситуации, должно стать основным рычагом эффективной борьбы с преступными деяниями такого рода.
Задачей общегосударственной важности является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе. Здесь не меньше, чем в экономике, все люди, тем более должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны стать рачительными хозяевами, живущими не только сегодняшним днем, но и думающими о будущем, о том, какая природная среда будет оставлена потомкам 1.
Возникшие перед человечеством, перед конкретными странами и каждым поселением экологические проблемы обусловливают появление новой науки- экологии и учебной дисциплины под названием «экологическое право» 2.
Проблема экологии в Российской Федерации, как и в подавляющем большинстве других стран мира сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных экономических и социальных проблем. Повышенное внимание к экологическим вопросам можно объяснить тем, что, по мнению мировых ученых, безответственное и потребительское отношение к окружающей нас природе поставило мир на грань экологической катастрофы.
Экологические преступления относятся к той категории преступных посягательств, социальная опасность которых, как правило, подтверждается официальными статистическими данными.
Таким образом, полагаем, настоящая работа позволит изучить истоки понятия и системы экологических преступлений и тем самым понять историю развития данного правового института и направление его развития.
Цель исследования. Целью настоящего исследования выступает выявление дискуссионных проблем в теории и анализ правоприменительной практики в сфере уголовно - правовой охраны окружающей природной среды.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие экологических преступлений;
1 Викторов Д.В. Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды - М.: Юристъ, 2016.
2 Боголюбов С.А. «Экологическое право» - М.: Юрайт, 2011.- С. 10.
- определить круг составов экологических преступлений по УК РФ;
- классифицировать виды экологических преступлений;
- дать общую уголовно-правовую характеристику составов экологических преступлений;
- рассмотреть характерные особенности отдельных (специальных) видов экологических преступлений по УК РФ.
Эмпирической базой исследования выступают нормы действующего уголовного отечественного и зарубежного законодательства, труды исследователей в теории (специальная литература) и материалы практики.
Настоящее исследование структурно состоит из введения, двух глав, заключивших в себе семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Постепенно она начала ему «мстить»: массовая вырубка лесов привела к образованию оползней, оврагов, смыву почвы, уменьшению кислорода вокруг Земли; сброс загрязняющих веществ в водоемы резко понизил питьевые качества воды; разведанных минеральных ресурсов хватит человечеству на 30 - 50 лет; увеличение автотранспорта, индустриализация, урбанизация лишают атмосферу необходимого количества кислорода; химизация и интенсификация сельского и иных отраслей хозяйства приводят к накоплению и остаткам вредных веществ в продуктах питания; сокращается биологическое разнообразие на планете.
С каждым годом экологические правонарушения все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
В настоящее время правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности за экологические преступления недостаточно отработана. Высока и латентность указанных преступлений, а последствия, наступающие в результате преступных деяний, абсолютно не соразмерны с наказаниями за них.
К примеру, в Республике Татарстан в 2014-2015 гг. из числа зарегистрированных экологических преступлений более 36% уголовных дел прекращены либо приостановлены, что свидетельствует о необходимости исследований на предмет выявления причин и условий, вследствие которых уголовные дела не были доведены до стадии судебного рассмотрения . Очевидно, что причины эти связаны, с одной стороны, с особенностями и недостатками регламентации статей УК РФ, предусматривающих ответственность за данные преступления, с другой - ошибками в понимании и применении этих норм. В то же время обращает внимание высокий процент фактов посягательства на экологию. В 2015 г. было привлечено к уголовной ответственности 17495 лиц, в 2016 г. - 14253, в 2017 г. - 18134. При весьма высоком числе посягательств до суда доводится незначительное число уголовных дел. Их число за 2015-2017 гг. составило соответственно 159, 82 и 82 (см. приложение 2).
Более 50% из всех экологических преступлений зарегистрированы за незаконную добычу рыбы по ст.256 УК РФ, что, в принципе, объяснимо наличием значительных по размерам рыбохозяйственных водоемов. Всего же в Республике Татарстан экологические преступления составляют лишь 0,7% от числа всех зарегистрированных, что подтверждает их высокую латентность.
Все это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить рост экологических правонарушений невозможно, что говорит о необходимости повышения правосознания граждан.
Необходимость комплексного решения проблемы охраны российской и мировой экосистем свидетельствует о том, что в этих целях должны быть максимально задействованы все правовые средства противодействия посягательствам на общественные отношения по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, сохранению экологического равновесия, прежде всего - уголовно-правовые. Именно правовое регулирование, адекватное сложившейся ситуации, должно стать основным рычагом эффективной борьбы с преступными деяниями такого рода.
Задачей общегосударственной важности является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе. Здесь не меньше, чем в экономике, все люди, тем более должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны стать рачительными хозяевами, живущими не только сегодняшним днем, но и думающими о будущем, о том, какая природная среда будет оставлена потомкам 1.
Возникшие перед человечеством, перед конкретными странами и каждым поселением экологические проблемы обусловливают появление новой науки- экологии и учебной дисциплины под названием «экологическое право» 2.
Проблема экологии в Российской Федерации, как и в подавляющем большинстве других стран мира сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных экономических и социальных проблем. Повышенное внимание к экологическим вопросам можно объяснить тем, что, по мнению мировых ученых, безответственное и потребительское отношение к окружающей нас природе поставило мир на грань экологической катастрофы.
Экологические преступления относятся к той категории преступных посягательств, социальная опасность которых, как правило, подтверждается официальными статистическими данными.
Таким образом, полагаем, настоящая работа позволит изучить истоки понятия и системы экологических преступлений и тем самым понять историю развития данного правового института и направление его развития.
Цель исследования. Целью настоящего исследования выступает выявление дискуссионных проблем в теории и анализ правоприменительной практики в сфере уголовно - правовой охраны окружающей природной среды.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие экологических преступлений;
1 Викторов Д.В. Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды - М.: Юристъ, 2016.
2 Боголюбов С.А. «Экологическое право» - М.: Юрайт, 2011.- С. 10.
- определить круг составов экологических преступлений по УК РФ;
- классифицировать виды экологических преступлений;
- дать общую уголовно-правовую характеристику составов экологических преступлений;
- рассмотреть характерные особенности отдельных (специальных) видов экологических преступлений по УК РФ.
Эмпирической базой исследования выступают нормы действующего уголовного отечественного и зарубежного законодательства, труды исследователей в теории (специальная литература) и материалы практики.
Настоящее исследование структурно состоит из введения, двух глав, заключивших в себе семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Несомненно, огромная роль в разработке и развитии международного права экологической среды принадлежит системе Организации Объединенных Наций, особенно ЮНЕП. Программа ООН по рекомендации Стокгольмской Конференции по окружающей человека среде. Основная цель создания ЮНЕП - прогрессивное развитие международного права окружающей среды, разработка его принципов, помощь в создании проектов международных соглашений. Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций - специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные
неправительственные организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы. Все международные организации можно разделить на три группы: природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП),
комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранного профиля (охран перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.). Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами.
В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая).
Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.
Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание
государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.
Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривали меры ответственности. Как правило, в них не устанавливались конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно.
В современной России с учетом включенных в него новелл права действующий УК РФ по сути можно признать «революционным», он в значительной мере отличается от соответствующего законодательства прошлых периодов. Более того, институт ответственности за экологические преступления продолжает активно развиваться с тем, чтобы соответствовать современным реалиям состояния окружающей среды. Свидетельством революционности и развития рассматриваемого института является проводившаяся на протяжении почти пяти лет работа по кодификации уголовно -правовых норм, определяющих составы экологических преступлений и наказания за их совершение, которая вылилась в выделение экологических преступлений в самостоятельную главу 26 Уголовного кодекса РФ. В целом в УК РФ усиливается наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств; но все же имеются существенные пробелы в экологическом законодательстве (свидетельствуют об этом социологические исследования и данные природоохранительных органов, которые демонстрируют низкий уровень знаний законодательства об охране окружающей среды должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий), а значит вероятность снижения деяний со значительной общественной опасностью в сфере экологии мала.
В связи с изложенным важное значение приобретает политика усиления наказуемости как в части законодательной пенализации за совершение экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности этих деяний, так и назначения наказания с учетом значимых обстоятельств - его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.
Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись.
В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вреда природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14).
На основе проведенного анализа представляется возможным раскрыть понятие экологического преступления следующим образом: экологическое преступление - противоправное, виновное, общественно опасное деяние, посягающее на утвердившийся в обществе экологический правопорядок, причиняющее вред здоровью и имуществу людей, природным ресурсам и окружающей среде, за которое наступает уголовное наказание, определяемое Уголовным кодексом Российской Федерации.
Анализ составов экологических преступлений УК РФ позволяет сделать вывод, что они обладают родовыми и видовыми признаками, дающими возможность интегрировать их в отдельную главу УК, а также провести разграничение между ними и сходными преступлениями.
Наиболее полно сущность экологического преступления познается через его состав. Существуют элементы состава экологического преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Основные два признака, по которым составы экологических преступлений отличаются от иных составов, предусмотренных уголовным законодательством - это объект и факт причинения вреда природной среде.
В описании конкретных составов преступлений законодателем часто используется выражение «нарушение правил охраны окружающей среды», что предопределяет необходимость обращения к экологическому законодательству, являющемуся, как указывалось, достаточно обширным, сложным по структуре, некодифицированным, в последнее время интенсивно развивающимся и использующим специальную терминологию.
По конструкции составы большинства преступлений в действующем УК РФ относятся к материальным: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ) и др. Составы загрязнения морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ) сконструированы как формальные. Но есть и формальные составы. Они предусмотрены ст. 253 УК РФ - нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, ст. 256 - незаконная добыча вредных животных и растений, ст. 258 - незаконная охота и др. Кроме того, ст. 247 - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, наряду с материальными составами содержит состав оставление в опасности - создание угрозы причинения существенного вреда.
Некоторые составы предусматривают ответственность только в случае угрозы наступления указанных в них последствий («состав угрозы», например нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, - ст. 247 УК РФ). Среди норм об экологических преступлениях встречаются нормы, одновременно содержащие разновидности преступлений как с материальным, так и с формальным составом.
Проведенное исследование позволяет прийти к выводу о необходимости дальнейших исследований с целью совершенствования уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экологии и практики их применения; в то же время очевидна необходимость принятия специальных государственных программ, предусматривающих деятельность государства в лице его органов и с привлечением сил общества для улучшения в целом экологической ситуации и одновременно формирования правосознания граждан в русле более бережного отношения к природным ресурсам отечества.
неправительственные организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы. Все международные организации можно разделить на три группы: природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП),
комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранного профиля (охран перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.). Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами.
В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая).
Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.
Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание
государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.
Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривали меры ответственности. Как правило, в них не устанавливались конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно.
В современной России с учетом включенных в него новелл права действующий УК РФ по сути можно признать «революционным», он в значительной мере отличается от соответствующего законодательства прошлых периодов. Более того, институт ответственности за экологические преступления продолжает активно развиваться с тем, чтобы соответствовать современным реалиям состояния окружающей среды. Свидетельством революционности и развития рассматриваемого института является проводившаяся на протяжении почти пяти лет работа по кодификации уголовно -правовых норм, определяющих составы экологических преступлений и наказания за их совершение, которая вылилась в выделение экологических преступлений в самостоятельную главу 26 Уголовного кодекса РФ. В целом в УК РФ усиливается наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств; но все же имеются существенные пробелы в экологическом законодательстве (свидетельствуют об этом социологические исследования и данные природоохранительных органов, которые демонстрируют низкий уровень знаний законодательства об охране окружающей среды должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий), а значит вероятность снижения деяний со значительной общественной опасностью в сфере экологии мала.
В связи с изложенным важное значение приобретает политика усиления наказуемости как в части законодательной пенализации за совершение экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности этих деяний, так и назначения наказания с учетом значимых обстоятельств - его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.
Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись.
В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вреда природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14).
На основе проведенного анализа представляется возможным раскрыть понятие экологического преступления следующим образом: экологическое преступление - противоправное, виновное, общественно опасное деяние, посягающее на утвердившийся в обществе экологический правопорядок, причиняющее вред здоровью и имуществу людей, природным ресурсам и окружающей среде, за которое наступает уголовное наказание, определяемое Уголовным кодексом Российской Федерации.
Анализ составов экологических преступлений УК РФ позволяет сделать вывод, что они обладают родовыми и видовыми признаками, дающими возможность интегрировать их в отдельную главу УК, а также провести разграничение между ними и сходными преступлениями.
Наиболее полно сущность экологического преступления познается через его состав. Существуют элементы состава экологического преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Основные два признака, по которым составы экологических преступлений отличаются от иных составов, предусмотренных уголовным законодательством - это объект и факт причинения вреда природной среде.
В описании конкретных составов преступлений законодателем часто используется выражение «нарушение правил охраны окружающей среды», что предопределяет необходимость обращения к экологическому законодательству, являющемуся, как указывалось, достаточно обширным, сложным по структуре, некодифицированным, в последнее время интенсивно развивающимся и использующим специальную терминологию.
По конструкции составы большинства преступлений в действующем УК РФ относятся к материальным: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ) и др. Составы загрязнения морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ) сконструированы как формальные. Но есть и формальные составы. Они предусмотрены ст. 253 УК РФ - нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, ст. 256 - незаконная добыча вредных животных и растений, ст. 258 - незаконная охота и др. Кроме того, ст. 247 - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, наряду с материальными составами содержит состав оставление в опасности - создание угрозы причинения существенного вреда.
Некоторые составы предусматривают ответственность только в случае угрозы наступления указанных в них последствий («состав угрозы», например нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, - ст. 247 УК РФ). Среди норм об экологических преступлениях встречаются нормы, одновременно содержащие разновидности преступлений как с материальным, так и с формальным составом.
Проведенное исследование позволяет прийти к выводу о необходимости дальнейших исследований с целью совершенствования уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экологии и практики их применения; в то же время очевидна необходимость принятия специальных государственных программ, предусматривающих деятельность государства в лице его органов и с привлечением сил общества для улучшения в целом экологической ситуации и одновременно формирования правосознания граждан в русле более бережного отношения к природным ресурсам отечества.
Подобные работы
- ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Экологические преступления: уголовно-правовая характеристика и проблемы ответственности
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (методологические аспекты)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: УГОЛОВНО-
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Экологические преступления в уголовном праве РФ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Система и виды экологических преступлений
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Экологические преступления
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1090 р. Год сдачи: 2014



