Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ГЛАМУРА В МЕДИАКУЛЬТУРЕ РОССИИ XXI ВЕКА

Работа №46702

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
597
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Гламур: историко-культурный экскурс 10
1.1. Этимология термина и его экспликация в современном гуманитарном
знании 10
1.2. Гламурный стиль как симулятивная реальность 21
Глава 2. Гламур и его трансляция в медиакультуре России XXI века 31
2.1. Метаморфозы российского гламура 34
2.2. Гламурные образы и их репрезентация 41
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 53
Приложения

современной российской мировоззренческой концепции выработалась устойчивая направленность в усилении влияния феномена, называемого «гламуром». Необходимо отметить, что в отличие от «классического гламура», появившегося в 30-40 гг. XX века в культуре Европы и США, российский гламур - явление более позднее. В течение советского периода России существование гламурного стиля было невозможно, поскольку идеологические установки того времени были ориентированы на человека с неярко выраженной индивидуальностью. Советский человек, это человек коллективный, глубоко преданный общему делу. В период всеобщего дефицита сложно было думать о сверхнормативном потреблении, которое по идеологическим нормам не находило одобрения. Только к концу XX столетия в связи с демократическими реформами в структуре российского общества возникли условия, при которых реализация гламура становится возможной.
С начала XXI века ситуация существенно меняется, появляются люди, благосостояние которых позволяет следовать гламурному стилю.
Гламур становится особым мировоззрением общества массового потребления, поощряющим внешние проявления богатства и роскоши, нарциссизма и гедонизма. Несомненно, они как социально -культурные феномены могут существовать и сами по себе, однако гламурность как проект конституирует бытие человека в контексте интерсубъективности и самоидентификации между принадлежащими к миру гламура и желающими попасть в него. Современные средства и технологии позволяют на качественно новом уровне транслировать установки гламура.
Медиакультура, являясь продуктом информационной эпохи, воздействует на ценности и мировоззрение различных социокультурных групп.
Средства массовой информации являются главными проводниками гламурного образа жизни в российское общество. Трансляция образов, прививание вкусов, создание брендов и идеалов - это работа современных СМИ, которые в качестве инструмента используют гламур.
Интерес и целесообразность обращения к теме исследования «Феномен гламура в медиакультуре России XXI века» продиктованы желанием осмысления влияния гламура на жизнь человека в современном российском обществе, которое находится под давлением гламурных установок медиакультуры. К сожалению, всеобщая «гламуризация» населения страны естественным образом приводит к переоценке ценностей, нивелированию духовных потребностей человека. Проблема актуальна, поэтому гламур может и должен быть эксплицирован как культурный феномен, онтологический потенциал которого может привести к масштабной экспансии. В связи с чем вопрос о сущностной специфике гламура как одного из культурных феноменов российского общества продолжает привлекать внимание исследователей.
Степень изученности вопроса. Современное гуманитарное знание имеет достаточно сложившуюся теоретическую и методологическую базу в изучении российской культуры рубежа XX-XXI веков. Однако существует потребность в более детальном исследовании отдельных феноменов, функционирующих в пространстве современной культуры. К таким феноменам относится и гламур, интерес к которому возник в научной и публицистической мысли на рубеже XX-XXI веков. Первоначально попытки фиксации гламура носили, главным образом, фактологический характер. Для разработки смыслового поля термина «гламур» требовалось использование научных и публицистических источников самого широкого спектра. Первое обращение к гламуру, как значимому феномену культуры, оказывающему значительное влияние на образ жизни человека и до определенной меры структурирующий его по собственным правилам, было сделано в журналистских работах. В российской журналистике в число первых авторов, акцентирующих свое внимание на гламуре, входят М. Ахмедова, Т. Арефьева, О. Балла, В. Зверева, Е. Михайлова, Т. Толстая.
Первым значительным исследованием, раскрывающим феномен гламура во всей его исторической многозначности и своеобразии, стала книга С. Гандла «Гламур» Именно она послужила поводом изучения феномена гламура для российских исследователей. После ее издания на русском языке к данной теме обратились Т. Борисова, А. Ларин, О. Степанова, Ю. Ветошкина, Л. Ефимова, Е. Заровнятных, К. Клингсайс, И. Муратова, Д. Руднева, А. Тимирясова, К. Точилов, Е. Яковлева. В интересы отечественной науки входят темы гламура как культурного и эстетического феномена, симулятивной реальности, гламура в контексте повседневности, а также вопросы власти гламура, его мультимедийного пространства. Обращение к этим работам позволяет нам выявить наиболее полное выражение феномена гламура в российском обществе.
Большое значение для исследования данной темы имеют работы авторов, которые фиксируют изменения в сфере потребления, а также анализируют преобразования в общественной жизни и социальной стратификации Новейшего времени. К их числу можно отнести работы зарубежных ученых Ж. Бодрийяра, Т. Веблена, И. Гофмана , а также исследования отечественных деятелей науки А. Баликоева, В. Ильина, Л. Ростовцевой.
Следующим важным этапом в исследовании гламура является определение границ его понятийно -коммуникативного поля, которое на рубеже XX-XXI веков формировалось в процессе глобализации. Рекламной коммуникации, составляющей значительную содержательную часть коммуникативного поля гламура, посвящены работы Р. Барта . Также рассмотрению особенностей коммуникативного поля гламура посвящены исследования С. Альпериной, В. Гута, Е. Сатарова, В. Сулимова .
Классическая концепция «медиа» изложена М. Маклюэном , который провел теоретический анализ социального и культурного пространства, изменяющегося под воздействием интенсивного развития средств массовой информации. Канадский теоретик констатирует, что медиа опосредуют отношения человека к миру, расширяя само человеческое существо. В отечественной науке тема медиакультуры как особого типа культуры информационного общества освящена в монографии Н. Кирилловой. Автор рассматривает медиакультуру в исторической репрезентации и в качестве знаковой системы и феномена эпохи модерна, подчеркивая, что трансформация медиапространства ставит человечеству задачу поисков новой индентичности.
Анализ достаточно широкого круга работ по культурологии, философии, эстетике, истории и социологии, позволяет сделать вывод о том, что проблема осмысления феномена гламура в медиакультуре России, в частности, форм его репрезентации, не выходила на уровень специального исследования, что и обусловило наше обращение к данной теме.
Объект - гламур как культурный феномен современного российского общества.
Предмет - особенности репрезентации гламура в медиакультуре России.
Цель - провести анализ проявлений гламура в медиакультуре России начала XXI века.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть смысловое поле термина «гламур», выявить специфику его применения и потенциал для культурологического анализа;
- обозначить характерные черты гламура, выявить его симулятивную природу;
- исследовать социокультурные условия гламура, проанализировать ключевые факторы его формирования в России;
- раскрыть особенности гламурного образа на примере современной медиакультуры.
Хронологические рамки исследования определены периодом с начала XXI века по настоящее время. Такой выбор обусловлен временем становления гламура в России и его активного применения в медиакультуре в 2000-2011 годах в качестве универсальной логики при создании продуктов масс медиа.
Источниковая база. В качестве источников мы рассматриваем продукты различных видов средств массовой информации, так или иначе охватывающие все слои населения России. Использованные в данной работе источники можно разделить по видовому признаку:
- визуальные источники: глянцевые журналы «Glamour» и «Cosmopolitan», рекламная компания ЦУМа;
- кино-источники: фильмы «Глянец», «Гламур для дур»;
- источники телевизионных реалити-шоу: «Блондинка в шоколаде», «Полный фэшн с Сергеем Зверевым», «Фабрика звезд»;
- литературно-художественные источники: гламурная проза О. Робски и С. Минаева.
Методологические основания исследования. Работа базируется на подходах комплексного междисциплинарного культурологического исследования, что обусловлено сложностью объекта и предмета исследования. Данный подход, ориентированный на междисциплинарное изучение феномена, позволил систематизировать панораму многообразных форм проявлений гламура. Наиболее значимыми являются следующие методологические подходы:
- сравнительно-исторический подход, который позволяет проследить генезис и эволюцию феномена гламура;
- системный подход, который дает возможность трактовать гламур как целостное явление, изучить его составляющие и характер их взаимосвязи;
- герменевтический подход, который позволяет понимать и интерпретировать различные оттенки смыслов гламура;
- семиотический подход, который раскрывает знаки-элементы гламура, а также закономерности и механизмы создания гламурного образа.
Обоснование структуры исследования. Исходя из поставленных цели и задач, структура данной работы представляет собой планомерное раскрытие темы. Она состоит из введения, двух глав, делящихся на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Первая глава «Гламур: историко-культурный экскурс» раскрывает семантическое поле гламура, гламурного человека, а также симулятивную природа гламурного стиля, в котором внешнее превалирует над внутренним содержанием, форма над сущностью. Вторая глава «Гламур и его трансляция в медиакультуре России XXI века» представляет собой осмысление российских особеностей развития и трансформации гламура, трансляции его образов в медиакультуре.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев смысловое поле и характерные черты гламура, факторы его формирования в России и особенности гламурного образа в современной медиакультуре, мы сделали ряд выводов.
Во-первых, в настоящее время определены основные характеристики гламура, среди которых жизнь напоказ, демонстративное потребление, стремление к совершенству и вечной молодости. Всё это легло в основу философии гламура, которая проникла во многие сферы культуры, среди которых искусство, образование, политика и медиакультура. Появляется социокультурный тип человека - «человек гламурный», который в зависимости от материального достатка является «истинным» или «ложным» представителем гламура.
Во-вторых, гламур как культурный феномен получил окончательное оформление в традициях современной массовой культуры, основывающейся на достижениях постиндустриальной цивилизации, урбанизированной среды и информационного общества. В России после падения «железного занавеса» постсоветское пространство одномоментно оказалось включено в широкий потребительский контекст. На рубеже XX- XXI веков изменился не только образ жизни субъекта культуры, но и способ мышления, ценностные установки, которые создали базис современной эстетики гламура. В ее основе - искусственно навязанные стереотипы массовой культуры и массового потребления. Гламур становится особым мировоззрением общества массового потребления, нивелирующим духовные приоритеты человека и переносящим акцент, прежде всего, на роскошь, гедонизм и внешний блеск. Постоянное потребление отождествляется с бесконечным совершенствованием человека, которое измеряется в количестве и качестве потребляемых товаров и услуг.
В-третьих, гламур - это эстетический симулякр современной массовой культуры, в которой прекрасное исключительно материально, нравственные ценности заменяются ценностями симулятивными. Красота заменяется ее видимостью, важнее не «быть», но «казаться». В основе лежит стремление идеализировать и приукрашать действительность. Как следствие, система ценностных ориентаций и мировоззрение «человека гламурного», более всего ценящего чувственные удовольствия и избегающего любых острых социальных конфликтов, создает барьер симулякров, который защищает его от «нежелательных» влияний реальности. Можно сказать, что реальность гламурного человека симулятивна, поскольку он живет в мире образов-симулякров. Чертой гламурной личности является публичное признание. Не обязательно быть богатым, но непременно - публичным. Кроме того, нужно создавать иллюзию успешной и богатой жизни, образ беззаботности.
В-четвертых, гламур следует считать не просто эстетикой, стилем или идеологией, но универсальной логикой, стратегической культурной идеей. В России, как и в других странах Европы, современную социально - экономическую ситуацию, соглашаясь с Д. Ивановым, мы определили, как «глэм-капитализм», характеризующимся развитием индустрий роскоши, моды и красоты. Глэм-капитализм следует за постиндустриальным капитализмом, который развился в результате процессов виртуализации общества. Общество становится своего рода виртуальной реальностью, когда люди оперируют образами там, где предполагалось создание реальных вещей и совершение реальных действий. Институты капитализма виртуализировались по мере того, как конкуренция между брендами переходила из сферы материального производства в виртуальную реальность коммуникаций, в которой создаются особые качества товара, ценимые потребителями выше, чем реально существующие. Однако конкуренция образов стала настолько интенсивна в борьбе за целевые аудитории, что следующей рациональной стратегией становится создание образов наиболее броскими, яркими и максимально простыми. «Товар должен быть агрессивно красивым, чтобы быть
актуальным» . При таких обстоятельствах произошел сдвиг виртуализации к логике гламура.
Подводя итог, следует заметить, что современный гламур связан, главным образом, со следующими контекстами: миром потребления товаров и услуг, с модой, шоу и стилями жизни. Реализуясь в этих областях культурно-эстетических практик, гламур получает свое идеологическое одобрение в медиапространстве: глянцевых журналах, телевидении, в рекламе, массовой литературе, которые поставляют образы для широкой аудитории. Безусловно, гламурные образы массмедиа влияют на смещение традиционных аксиологических установок, ориентируя на эстетику телесной формы в ущерб духовным потребностям личности. Гламурная продукция структурирует повседневность современного человека, навязывая тенденции в сфере потребительского поведения


1. Блондинка в шоколаде. Реалити-шоу: в 51 сер. Россия, «МузТВ», 2007 2010.
2. Гламур для дур // Реж. А. Узабаев, Р. Сафаров. Казахстан, 567 cinema,
2016.
3. Глянец. Фильм // Реж. А. Кончаловский. Россия, Продюсерский центр Андрея Кончаловского, «uFilm», «uMedia Family», 2007.
4. Фабрика звезд. Реалити-шоу: В 10 сез. Россия, «Продюсерский центр «Иван!», «Студия Татьяны Фониной», «Телекомпания ВИD», «Красный квадрат» по заказу АО «Первый канал», 2002-2012.
5. Минаев С. Духless. Повесть о ненастоящем человеке. М.: АСТ, 2013. 352 с.
6. Полный фэшн с Сергеем Зверевым. Реалити-шоу: в 57 сер. Россия, «МузТВ», 2006-2011.
7. Робски О. Casual. М.: Р-плюс, 2005. 336 с.
8. Робски О. Glамурный Дом. М.: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2006. 240 с.
9. Cosmopolitan. М.: Sanoma Independent Media. Вып. октябрь, 2004.
10. Cosmopolitan. М.: Sanoma Independent Media. Вып. февраль, 2018.
11. Glamour. М.: Conde Nast. Вып. сентябрь, 2004.
12. Glamour. М.: Conde Nast. Вып. февраль, 2018.
II. Литература
1. Альперина С.И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Элль»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ им. Ломоносова, 2003.
2. Арефьева Т. Станем как дети // Русский репортер. 2008. № 41 (71). С. 100105.
3. Арефьева Т. Телевидение будущего // Русский репортер. 2008. № 33 (63).
С. 20-29.
4. Ахмедова М. Нереальный гламур // Русский репортер. 2008. № 42 (72). С. 100-107.
5. Ахмедова М. Сарафанам не везет // Русский репортер. 2008. № 27 (57). С. 78-81.
6. Баликоев A. B. Социоструктуры в эпоху постмодернизма // Вопросы культурологии. 2009. №7. С. 25-28.
7. Балла О. Сияние Homo glamouricus и его свойства // Знание-сила. 2008. №6. С. 97-102.
8. Балла О. Смысл и назначение масскульта // Знание-сила. 2004. №1. С. 1118.
9. Барт Р. Общество, воображение, реклама: пер. с фр., составление и вступительная статья С. Зенкина // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 442-455.
10. Барт Р. Рекламное сообщение: пер. с фр., составление и вступительная статья С. Зенкина // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 410-415.
11. Барт Р. Семантика вещи: пер. с фр., составление и вступительная статья С. Зенкина // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд - во им. Сабашниковых, 2003. С. 416-426.
12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: пер. с франц. Е. Самарской. М.: Республика, 2006. 269 с.
13. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.
14. Бодрийяр Ж. Система вещей: пер. с франц. С. Зенкина. М.: Рудомино,
2001. 172 с.
15. Бодрийяр Ж. Соблазн: пер. с фр. А. Гараджа. М.: AdMarginem, 2000. 303 с.
16. Борисова Т. В., Ларин А. П., Степанова О. С. Гламур под знаком техногенной цивилизации: научно -популярный труд. Самара, 2015. 141 с.
17. Веблен Т. Теория праздного класса: пер. с англ. С. Т. Сорокиной. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
18. Ветошкина Ю. В. Гламур в контексте повседневности (по материалам современной дамской прозы): автореф. дис. ... канд. культурологии. Пермь, 2011.
19. Гандл С. Гламур: пер. с англ. под ред. А. Красильниковой. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 384 с.
20. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: КДУ, 2015. 228 с.
21. Гофман И. Представления себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.
22. Гут В. В. Феноменологический анализ «глянцевого эффекта» // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. №5. С. 179-188.
23. Ефимова Л.В. Симулятивные виды успеха в современном обществе // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 1. С. 97-105.
24.Заровнятных Е. В. Гламур как культурный феномен и модный тренд // Молодежный вестник СПбГИК. 2017. № 1 (7). С. 167-170.
25. Зверева В. Позывные гламура. Гламур: культурная экспансия или новая идеология? // Искусство кино. 2006. № 11. С. 39-54.
26. Иванов Д. В. Глэм-капитализм. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. 176 с.
27. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. 224 с.
28. Кириллова Н. Б. Мудиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд.; перераб. и доп. М.: Академический проект, 2006. 448 с.
29. Клингсайс К. Власть гламура в современном российском обществе. Значение одежды и внешности в городской культуре // Laboratorium. 2011. № 1: 171-177.
30. Конева А. В. Рецепция гламура в постсоветской социальном воображении // Вестник СамГУ. 2012. №8/1. С. 10-18.
31. Конева А. В. Средний класс: мифология успеха // Вестник Самарского государственного университета. Самара: Самарский государственный университет, 2004. С. 30-46.
32. Крысин А. П. Толковый словарь иноязычных слов. Изд. 2-е, доп. М.: Русский язык, 2002. 856 с.
33. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
34. Михайлова Е. В. О слове гламур и его производных // Русский язык в школе. 2005. №4. С. 83-84.
35. Муратова И. А. Имидж человека как текст и его актуальные виды в социально -культурном пространстве: дис. ... канд. филос. наук. Тюмень,
2013. 163 с.
36. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: пер. с исп. М. А. Гелескула. М.: АСТ, 2016. 256 с.
37. Петров В. М. Параметры женской привлекательности // Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информативной культуры. М.: Смысл, 1997. Вып. 4. С. 23-27.
38. Ромах О. В., Слепцова А. А. Содержание и структура глянцевых журналов // Аналитика культурологии. 2008. № 12. С. 36-43.
39. Ростовцева Л. И. Поведение потребителей и потребительская культура. М.: МГУ, 2002. 374 с.
40. Руднева Д. А. Гламур и его презентации в культуре постиндустриального общества на рубеже XX - XXI вв.: автореф. дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2011.
41. Сатарова Е. В. Мультимедийное пространство гламура // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 1, 2010. С. 223-226.
42. Секацкий А. К. Гламурная цивилизация и ее авангард // Философские науки. 2010. № 10. С. 20-29.
43. Сулимов В. А. Литературный текст в интеллектуальном пространстве современной культуры: дис. ... канд. культурологии. Сыктывкар, 2011.
44. Тимирясова А. В., Яковлева Е. Л. Культура и образование как забота о себе современной личности // Вестник КазГУКИ. 2017. № 1. С. 69-73.
45. Толстая Т. Н. День: личное. М.: Эксмо-Пресс, 2010. 464 с.
46. Точилов К. Ю. Гламур как эстетический феномен: генезис и исторические модификации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М: МГУ, 2011.
47. Уилсон Э. Облаченные мечты: мода и современность: пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой. М.: Новое литературное обозрение,
2010. 288 с.
48. Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. Э. Телятниковой. М.: АСТ, 2007. 320 с.
49. Щелкунов М. Д. Образование в эпоху гламура // Вестник экономики, права и социологии. 2011. №2. С. 269-274.
50. Яковлева Е. Л. Гламур как культурная революция: Революция и традиция. V Садыковские чтения: материалы междунар. науч. -образ. конф., Казань, 16-18 ноября 2017 г. / под. ред. Г.К. Гизатовой, О.Г. Ивановой, А.Р. Каримова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. С. 180-186.
51. Mirzoeff N. Introduction to Visual Culture. London: Routledge, 2005.
III. Интернет-ресурсы
1. Без дураков / Радиостанция «Эхо Москвы»: Программа от 5 апреля 2007 г. / Гл. ред. А.А. Венедиктов. Россия, 2010. [Эфир от 5 апреля 23.08]. URL: https://echo. msk.ru/programs/korzun/50789/.
2. «Вести» телеканала «Россия -1»: Программа от 22 января 2007 г. / Гл. ред. Ю. Быстрицкая. Россия, 2007. [Эфир от 22 января. 20:00]. URL: http ://www. vesti. ru/bro adcasts/show/id/42432/.
3. Голынко-Вольфсон Д. Агрессивно-пассивный гламур. [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2005. URL: http://xz.gif.ru/numbers/60/glamur (дата обращения: 17.02.2018).
4. Словарь терминов изобразительного искусства с иллюстрациями: сайт Н.
Агафонова. [Электронный ресурс]. 2002. Дата обновления: 05. 02. 2018. URL: http://www.artdic.ru/vocabulary/show/id/253/start/%D0%B3 (дата
обращения: 05. 02. 2018)
5. Школа Злословия. Ток-шоу / Ведущие Т. Толстая, А. Смирнова. Россия, «ТОН», 2007. [Эфир от 5 февраля]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WKfRrjuhWWQ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ