Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения у старших подростков
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «девиантное поведение» 9
1.2 Особенности проявления девиантного поведения у старших подростков 23
1.3 Формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного
поведения у старших подростков 32
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2 Изучение показателей девиантного поведения у старших подростков на
констатирующем этапе исследования 49
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции девиантного поведения
у старших подростков 53
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков...58
Выводы по главе 2 62
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «девиантное поведение» 9
1.2 Особенности проявления девиантного поведения у старших подростков 23
1.3 Формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного
поведения у старших подростков 32
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2 Изучение показателей девиантного поведения у старших подростков на
констатирующем этапе исследования 49
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции девиантного поведения
у старших подростков 53
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков...58
Выводы по главе 2 62
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Проблема девиантного поведения и его коррекции всегда была одной из важнейших в педагогике, психологии, криминологии, но сегодня она носит массовый характер и требует особого внимания. Девиантные формы нарушения поведения или отклонения от общепринятых норм в среде несовершеннолетних выявляют в последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения и представляют собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе и требуют своего безотлагательного решения. При этом характер нарушений поведения несовершеннолетних может быть самым разнообразным. Чаще всего они проявляются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, употреблении наркотических и токсических веществ, суицидальных тенденциях. Сегодня такое социальное явление, как девиация поведения несовершеннолетних, не только стало объектом пристального внимания отечественной науки (педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и т.д.), но и социум ставит конкретные задачи по решению этой проблемы.
Согласно данным МВД РФ, за последние 10 лет возросло число преступлений, совершенных подростками, фактически на 20%, а количество подростков, принимавших участие в преступлениях - на 30% [48]. Данные негативные и тревожные тенденции предполагают усиление профилактической и воспитательной работы, создание программ коррекции девиантного поведения современных подростков. Ведущая роль в воспитании и формировании личности школьников принадлежит, как известно, семье и школе.
Рост числа неблагополучных семей в нашей стране приводит к увеличению подростков с девиантным поведением, ввиду чего педагогам и психологам необходимо проводить серьезную работу по коррекции девиантного поведения подростков, причем не только с учениками, но и с их семьями.
Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков - один из ведущих факторов деятельности образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростков (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Трудности, которые испытывают старшие подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация молодежи, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
Теоретическая изученность проблемы исследования. Среди различных теорий и концепций девиантного поведения важное место занимают исследования психоаналитической ориентации, которые в основном базируются на трудах З. Фрейда [83].
В трудах его последователей (А. Адлер [2], Э. Фромм [85], К. Хорни [87] и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался вместе с такими другими формами атипичного поведения как неврозы, психастения, сексуальные расстройства и др.
В отечественной психологии (Л.М. Зюбина [30], А.Н. Леонтьев [42], А.Р. Лурия [44] и др.) и криминологии (В.Т. Кудрявцев [39], М.Г. Миньковский [50] и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», оно обусловлено социально- психологическими причинами, а также характером микросреды, недостатками воспитания.
Исследованию пропедевтики девиантного поведения посвящены работы С.А. Беличева [9], В.П. Кащенко [33] и др.
Несмотря на объем и глубину накопленного научно-практического опыта по исследуемой проблеме, возникает необходимость разрешения противоречий между широким спектром отклонений в поведении молодежи и недостаточной степенью разработанности и внедрения современных форм и методов психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у молодежи.
Названное противоречие указывают направление научного поиска и позволяют обозначить проблему исследования: каково содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков?
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения у старших подростков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков будет более эффективным, если:
- определить сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «девиантное поведение», его особенности и содержание;
- учитывать особенности проявления девиантного поведения у старших подростков;
- на основе выявленных форм и методов психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков «Я свободен!».
Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, решаются следующие задачи исследования:
Раскрыть сущностно-содержательную характеристикуа ключевого понятия исследования «девиантное поведение».
Изучить особенности проявления девиантного поведения у старших подростков.
Выявить формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Провести опытно-экспериментальную работу по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- положения деятельностного подхода к развитию личности (Л.С. Выготский [14], В.В. Давыдов [19], А.Н. Леонтьев [42], С.Л. Рубинштейн [65]);
- положения системного подхода в психологических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская [1], В.М. Бехтерев [10], В.И. Долгова [21], Н.В. Кузьмина [40], Д.И. Фельдштейн [80] и др.);
- гуманистический подход (А.А. Леонтьев [42], А. Маслоу [48], К. Роджерс [64], В. Франкл [82] и др.);
- основополагающие подходы к проблеме девиантного поведения (С.А. Беличева [9], Я.И. Гилинский [14], А. Коэн [36], В.Н. Кудрявцев [39] и др.)
- труды отечественных ученых, посвященные проблеме девиантного поведения, его профилактике и коррекции (А.А. Александров [4], В.Д. Менделевич [49], А.П. Краковский [38] и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, тестирование;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г.Казани, в эксперименте приняли участие 15 старших подростков.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана эффективность программы «Я свободен!», направленной на психолого-педагогическую коррекцию девиантного поведения у старших подростков.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены ключевое понятие исследования «девиантное поведение», его специфика, особенности, их сущностно-содержательная характеристика, выявлена эффективность программы «Я свободен!», предполагающей применение разнообразных форм и методов психолого¬педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Разработанная программа психолого-педагогической коррекции девиатного поведения у старших подростков может быть использована педагогами и психологами образовательных учреждений с целью психолого¬педагогической коррекции девиантного поведения, результаты исследования могут быть использованы при подготовке студентами к практике и семинарским занятиям.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Согласно данным МВД РФ, за последние 10 лет возросло число преступлений, совершенных подростками, фактически на 20%, а количество подростков, принимавших участие в преступлениях - на 30% [48]. Данные негативные и тревожные тенденции предполагают усиление профилактической и воспитательной работы, создание программ коррекции девиантного поведения современных подростков. Ведущая роль в воспитании и формировании личности школьников принадлежит, как известно, семье и школе.
Рост числа неблагополучных семей в нашей стране приводит к увеличению подростков с девиантным поведением, ввиду чего педагогам и психологам необходимо проводить серьезную работу по коррекции девиантного поведения подростков, причем не только с учениками, но и с их семьями.
Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков - один из ведущих факторов деятельности образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростков (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Трудности, которые испытывают старшие подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация молодежи, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
Теоретическая изученность проблемы исследования. Среди различных теорий и концепций девиантного поведения важное место занимают исследования психоаналитической ориентации, которые в основном базируются на трудах З. Фрейда [83].
В трудах его последователей (А. Адлер [2], Э. Фромм [85], К. Хорни [87] и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался вместе с такими другими формами атипичного поведения как неврозы, психастения, сексуальные расстройства и др.
В отечественной психологии (Л.М. Зюбина [30], А.Н. Леонтьев [42], А.Р. Лурия [44] и др.) и криминологии (В.Т. Кудрявцев [39], М.Г. Миньковский [50] и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», оно обусловлено социально- психологическими причинами, а также характером микросреды, недостатками воспитания.
Исследованию пропедевтики девиантного поведения посвящены работы С.А. Беличева [9], В.П. Кащенко [33] и др.
Несмотря на объем и глубину накопленного научно-практического опыта по исследуемой проблеме, возникает необходимость разрешения противоречий между широким спектром отклонений в поведении молодежи и недостаточной степенью разработанности и внедрения современных форм и методов психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у молодежи.
Названное противоречие указывают направление научного поиска и позволяют обозначить проблему исследования: каково содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков?
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения у старших подростков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков будет более эффективным, если:
- определить сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «девиантное поведение», его особенности и содержание;
- учитывать особенности проявления девиантного поведения у старших подростков;
- на основе выявленных форм и методов психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков «Я свободен!».
Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, решаются следующие задачи исследования:
Раскрыть сущностно-содержательную характеристикуа ключевого понятия исследования «девиантное поведение».
Изучить особенности проявления девиантного поведения у старших подростков.
Выявить формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Провести опытно-экспериментальную работу по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- положения деятельностного подхода к развитию личности (Л.С. Выготский [14], В.В. Давыдов [19], А.Н. Леонтьев [42], С.Л. Рубинштейн [65]);
- положения системного подхода в психологических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская [1], В.М. Бехтерев [10], В.И. Долгова [21], Н.В. Кузьмина [40], Д.И. Фельдштейн [80] и др.);
- гуманистический подход (А.А. Леонтьев [42], А. Маслоу [48], К. Роджерс [64], В. Франкл [82] и др.);
- основополагающие подходы к проблеме девиантного поведения (С.А. Беличева [9], Я.И. Гилинский [14], А. Коэн [36], В.Н. Кудрявцев [39] и др.)
- труды отечественных ученых, посвященные проблеме девиантного поведения, его профилактике и коррекции (А.А. Александров [4], В.Д. Менделевич [49], А.П. Краковский [38] и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, тестирование;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г.Казани, в эксперименте приняли участие 15 старших подростков.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана эффективность программы «Я свободен!», направленной на психолого-педагогическую коррекцию девиантного поведения у старших подростков.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены ключевое понятие исследования «девиантное поведение», его специфика, особенности, их сущностно-содержательная характеристика, выявлена эффективность программы «Я свободен!», предполагающей применение разнообразных форм и методов психолого¬педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков.
Разработанная программа психолого-педагогической коррекции девиатного поведения у старших подростков может быть использована педагогами и психологами образовательных учреждений с целью психолого¬педагогической коррекции девиантного поведения, результаты исследования могут быть использованы при подготовке студентами к практике и семинарским занятиям.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Проведенное нами исследование по проблеме психолого-педагогической коррекции девиантного поведения старших подростков позволил нам придти к следующим выводам:
1. В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимается:
- поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали»;
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
2. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
3. Применительно к нашему исследованию девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.
Девиантное поведение имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, медико¬биологические факторы.
4. Особенности проявлений девиантного поведения у старших подростков: сопротивление просьбам; сопротивление требованиям; сопротивление советам; сознательное нежелание правильно (морально) вести себя; немотивированное, неразумное сопротивление; противодействие просьбам, советам; нежелание, неумение понимать себя; игнорирование препятствий на пути самоутверждения; сознательное, намеренное нарушение норм поведения у подростков; грубое, циничное нарушение прав других (подростков).
5. У девиантных подростков волевые усилия имеют отрицательную направленность. Как правило, правовое сознание у девиантных подростков искажено, они не знают требований закона, не признают нравственных норм общежития, не имеют правильных представлений о наказании за противоправные действия, и поэтому не задумываются над ответственностью. Предпосылки возникновения отклонения в поведении школьников обусловлены не только возрастными особенностями, но и обстоятельствами при которых формируется личность подростка.
6. Нами выделены такие формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков: культурно- досуговая деятельность, художественные формы - массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми, просветительные формы - лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии, познавательно развлекательная форма - «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», дискотека клуб, психолого¬педагогические формы (тренинг).
7. Вторая глава была посвящена опытно-экспериментальной работе по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения старших подростков. Предложенная коррекционная программа состояла из 10 занятий, направленные на развитие навыков общения, формирование чувства близости с другими людьми, снижение психо-эмоционального напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, развитие умения чувствовать настроение.
8. После проведения коррекционной программы у старших подростков произошли следующие изменения. По опроснику показателей склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) была выявлена положительная динамика по всем шкалам:
- по шкале «Установка на социальную желательность»: 53% (8 человек) не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Ответы 47 % (7 человек), свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.
- по шкале «Склонность к преодолению норм и правил» ответы 100% (15 человек) свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
- по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» результаты 60% (9 человек) свидетельствуют либо о скрытости предрасположенности испытуемого к уходу от реальности, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций, остальные 40% (6 человек) стали очень близки к этому порогу результатов.
- по шкале «Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» результаты 80% (12 человек) свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях, остальные 20% (3 человека) стали очень близки к этому порогу результатов.
- по шкале «Склонности к агрессии и насилию» результаты исследования свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем у 100% (15 человек).
- по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций» у 87% (13 человек) не выражена слабость волевого контроля эмоциональной сферы. Подростки стали способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
- по шкале «Склонность к делинквентному поведению» у 100% (15 человек) наблюдается не выраженность делинквентных тенденций, а также у них повысился уровень социального контроля.
9. По опроснику А. Басса - А. Дарки: у подростков снизился уровень проявления агрессивности, раздражения. Более 50% подростков показали результаты среднего уровня. По сравнению с первичной диагностикой, повторная диагностика показала уменьшение числа детей с высоким уровнем агрессивности и увеличение - со средним уровнем.
10. По результатам проведенной коррекционной работы, при повторном проведении диагностики по методике «ДАП-П», видно, что подростки, у которых была отмечена высокая склонность к девиантному поведению, перешли в категорию значительной предрасположенности к девиантному поведению. Стоит отметить, что результаты подростков приблизились к значениям низкой склонности к девиантному поведению.
11. Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью метода математической статистики - Т-критерия Стьюдента. В экспериментальной группе получены достоверно преобладающие по интенсивности положительные сдвиги на уровне значимости (р< 0,01) по методике «ДАП- П». Следовательно, психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения старших подростков оказалась эффективной.
1. В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимается:
- поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали»;
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
2. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
3. Применительно к нашему исследованию девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.
Девиантное поведение имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, медико¬биологические факторы.
4. Особенности проявлений девиантного поведения у старших подростков: сопротивление просьбам; сопротивление требованиям; сопротивление советам; сознательное нежелание правильно (морально) вести себя; немотивированное, неразумное сопротивление; противодействие просьбам, советам; нежелание, неумение понимать себя; игнорирование препятствий на пути самоутверждения; сознательное, намеренное нарушение норм поведения у подростков; грубое, циничное нарушение прав других (подростков).
5. У девиантных подростков волевые усилия имеют отрицательную направленность. Как правило, правовое сознание у девиантных подростков искажено, они не знают требований закона, не признают нравственных норм общежития, не имеют правильных представлений о наказании за противоправные действия, и поэтому не задумываются над ответственностью. Предпосылки возникновения отклонения в поведении школьников обусловлены не только возрастными особенностями, но и обстоятельствами при которых формируется личность подростка.
6. Нами выделены такие формы и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения у старших подростков: культурно- досуговая деятельность, художественные формы - массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми, просветительные формы - лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии, познавательно развлекательная форма - «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», дискотека клуб, психолого¬педагогические формы (тренинг).
7. Вторая глава была посвящена опытно-экспериментальной работе по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения старших подростков. Предложенная коррекционная программа состояла из 10 занятий, направленные на развитие навыков общения, формирование чувства близости с другими людьми, снижение психо-эмоционального напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, развитие умения чувствовать настроение.
8. После проведения коррекционной программы у старших подростков произошли следующие изменения. По опроснику показателей склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) была выявлена положительная динамика по всем шкалам:
- по шкале «Установка на социальную желательность»: 53% (8 человек) не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Ответы 47 % (7 человек), свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.
- по шкале «Склонность к преодолению норм и правил» ответы 100% (15 человек) свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
- по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» результаты 60% (9 человек) свидетельствуют либо о скрытости предрасположенности испытуемого к уходу от реальности, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций, остальные 40% (6 человек) стали очень близки к этому порогу результатов.
- по шкале «Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» результаты 80% (12 человек) свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях, остальные 20% (3 человека) стали очень близки к этому порогу результатов.
- по шкале «Склонности к агрессии и насилию» результаты исследования свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем у 100% (15 человек).
- по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций» у 87% (13 человек) не выражена слабость волевого контроля эмоциональной сферы. Подростки стали способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
- по шкале «Склонность к делинквентному поведению» у 100% (15 человек) наблюдается не выраженность делинквентных тенденций, а также у них повысился уровень социального контроля.
9. По опроснику А. Басса - А. Дарки: у подростков снизился уровень проявления агрессивности, раздражения. Более 50% подростков показали результаты среднего уровня. По сравнению с первичной диагностикой, повторная диагностика показала уменьшение числа детей с высоким уровнем агрессивности и увеличение - со средним уровнем.
10. По результатам проведенной коррекционной работы, при повторном проведении диагностики по методике «ДАП-П», видно, что подростки, у которых была отмечена высокая склонность к девиантному поведению, перешли в категорию значительной предрасположенности к девиантному поведению. Стоит отметить, что результаты подростков приблизились к значениям низкой склонности к девиантному поведению.
11. Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью метода математической статистики - Т-критерия Стьюдента. В экспериментальной группе получены достоверно преобладающие по интенсивности положительные сдвиги на уровне значимости (р< 0,01) по методике «ДАП- П». Следовательно, психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения старших подростков оказалась эффективной.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЁЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Анализ пенитенциарных учреждений г. Казани
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



