Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО КУРСА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №46650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
402
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Общая характеристика школьного курса основ безопасности жизнедеятельности 6
1.2 Структура построения школьного курса основ безопасности
жизнедеятельности 11
1.3 Особенности преподавания школьного курса основ безопасности
жизнедеятельности 17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента и его
резлуьтаты 26
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 28
2.3 Анализ результатов исследования 38
2.4 Рекомендации по выстраиванию структуры построения школьного курса основ безопасности жизнедеятельности и особенностям его
преподавания 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Актуальность исследования. На сегодняшний день, современное общество находится на этапе перехода с индустриального общества на постиндустриальное. Индустриальное общество выступало в роли огромной машины, а человек был творцом этой машины и важной частью его составляющих. Милитаризация, погоня за максимальной прибылью и монополистическое развитие экономики, присущие индустриальному периоду развития, постепенно уступают место новой общественной формации - постиндустриальному обществу.
В настоящее время каждый человек может подвергаться различному виду воздействий, как природному, так и техногенному. Одной из важнейшей задачей, стоящей перед государством, является защита населения от множества видов воздействия, вне зависимости от характера и местности воздействия, на производстве, на отдыхе, в быту и в других жизненных ситуациях. Знания, опыт и готовность людей к адекватным действиям в разных экстремальных ситуациях являются важным элементом в обеспечении их безопасности.
Главными задачами модернизации образования считаются повышение его доступности, качества и эффективности. Сюда входят не только масштабные структурные, экономические и институциональные изменения, а в первую очередь значительное обновление образования, прежде всего общего образования. Оно должно соответствовать требованиям времени и задачам современного общества. Самое важное условие для решения данной проблемы - это введение государственного стандарта общего образования. Благодаря данному стандарту, детям дается гарантия на реализацию их конституционных прав, то есть на бесплатное полноценное общее среднее образование, и во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
Объект нашего исследования - школьный курс ОБЖ.
Предметом исследования является структура школьного курса ОБЖ и особенности его преподавания в средней школе.
Цель исследования - определить структуру школьного курса ОБЖ и особенности его преподавания в средней школе.
Задачи исследования:
> Провести анализ литературы по теме исследования;
> Охарактеризовать школьный курс основ безопасности жизнедеятельности;
> Определить структуру построения школьного курса основ безопасности жизнедеятельности;
> Выявить особенности преподавания школьного курса основ безопасности жизнедеятельности;
> Провести педагогический эксперимент и анализ его результатов;
> Разработать рекомендации по выстраиванию структуры построения школьного курса основ безопасности жизнедеятельности и особенностям его преподавания.
Разработанные нами методики использования информационных на уроках ОБЖ окажут положительное влияние на качество обучаемости учащихся основам ОБЖ, это является гипотезой исследования.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, проведение эмпирического исследования, анализ результатов.
Исследование подразумевает 3 этапа, в каждой из которых стоят определенные цели.
На первом этапе проводится анализ литературы по нашей теме, разрабатывается методика исследования, и анализируется педагогический опыт по проблеме исследования.
Второй этап содержит в себе опытно-экспериментальную работу.
На заключительном этапе проводится анализ результатов исследования, формирование основных выводов, оформление полученных результатов и разработка практических рекомендаций.
Научная новизна работы обусловлена тем, что использование полученных в ходе исследования материалов позволит разработать эффективную модель структуры школьного курса основ БЖ и особенности его преподавания в средней школе.
Наше исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главными свойствами современного образования являются гуманизация, гуманитаризация, диверсификация, стандартизация, компьютеризация, информатизация, непрерывность.
Критерии оценивания качества образования следующие:
S соответствие целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
S соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и
ценностных ориентации);
S степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в
постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании.
Ориентация на современные образовательные технологии
реализуется путем отражения в программах новаций: в принципах обучения (модульное обучения, различные варианты сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуальное обучение); в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение ); в методах контроля и управления образовательным процессом
(распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.); в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, тренажеры).
Данное исследование было в три этапа: разработка контрольного среза, проведение исследования, анализ и подведение итогов, по результатам исследования.
Эксперимент проводился в СОШ №5 города Елабуги.
В нашем эксперименте были задействованы ученики 8х классов. Всего участвовало 50 человек. Для проведения формирующего эксперимента, учащиеся были поделены на равные группы по 25 человек, контрольную и экспериментальную. Целью нашего исследования было выявление уровня обученноти учащихся по предмету ОБЖ, для этого был разработан контрольый срез, состоящий из 10 вопросов.
Результаты были обработаны, и проанализированы.
После формирующего эксперимента в контрольной группе 4% человек имеют очень высокий уровень обученности, 16% человек - высокий уровень, 68% человек - средний уровень, 8% человек - низкий уровень и 4% человек - очень низкий уровень обученности. В экспериментальной группе 16% человек имеют очень высокий уровень обученности, 24% человек - высокий уровень, 52% человек - средний уровень, 8% человек - низкий уровень и 0% человек - очень низкий уровень обученности.
Явно видно, что в обеих группах по-прежнему преобладает средний уровень обученности основам ОБЖ.
В контрольной группе после формирующего эксперимента увеличилось количество человек с высоким уровнем обученности на 4 %, увеличилось количество человек со средним уровнем обученности на 8 % и уменьшилось количество человек с низким уровнем на 8 % и количество человек с очень низким на 4 %.
Можно сказать о том, что в контрольной группе произошли незначительные изменения.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента увеличилось количество человек, имеющих очень высокий уровень обученности основам ОБЖ на 12 %, увеличилось количество человек, имеющих высокий уровень обученности основам ОБЖ на 16 %, уменьшилось количество человек, имеющих низкий уровень обученности на 16 % и количество человек, имеющих очень низкий уровень обученности на 12 %.
Явно видно, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения.
Следовательно, можно говорить о том, что разработанная нами методики использования информационных на уроках ОБЖ, оказала положительное влияние на уровень обученности учащихся основам БЖД в школе.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. -№ 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
02.03.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: режим доступа
http: //www.pravo .gov .ru
3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О пожарной безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации: режим доступа http://www.pravo.gov.ru-
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Официальный интернет-портал правовой информации: режим доступа http://www.pravo.gov.ru
5. Письмо Минобрнауки РФ от 27.04.2007 № 03-898 О Методических рекомендациях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» // Вecтник образования, 2007.- № 12.-С.15- 20
6. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 23.06.2016) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
7. Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 № 1235 «Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования»
8. Абаскалова Н. П., Казин Э. М., Шинкаренко А. С. Проблемы и перспективы программно-методичecкого обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 183-185.
9. Барышова Т.Л. Организация занятий по изучению правил пожарной и электробезопасности для детей разных возрастных групп [Текст] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2015. - №4. - С.72-81.
10. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. Пособие [Текст] / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 272 с.
11. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений / С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.; под. общ. ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа; НМЦ СПО, 2016 . - 108 с.
12. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: Издательство ДиК, М.: Издательство АСТ- ЛТД, 2017.- 704 с.
13. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. Л.А. Муравья. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 144 с.
14. Белов С., Девисилов В. Концепция непрерывного образования в области БЖД/ С. Белов, В. Девисилов / С. Белов, В. Девисилов // ОБЖ. 2016.- №7.- С.15-30
15. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса. / Г.А.Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю.Трапеции. СПб.: Изд-во РГПУ им. АИ.Герцена, 2017.- 359 с.
16. Бурмистрова Н. Если возникнет чрезвычайная ситуация (алгоритмы поведения учащихся и студентов). /Н. Бурмистрова // Основы безопасности жизнедеятельности. 2016.- № 4.- С.25-30
17. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого
педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.И.Загвязинский, Р.А.Атаханов. М.: Академия, 2016.- 208 с.
18. Казимиров Ю. Б., Лутаенко В. Ф., Шипачева А. Д. Роль курса ОБЖ в гуманизации общего образования [Текст] // Успехи современного естествознания. - 2016. - № 6. - С. 25-29.
19. Казин Э. М., Абаскалова Н. П. Роль предмета Основы
безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. -2016. - С. 205211.
20. Купцова В. Г., Чикенева И. В. Использование игровых
технологий в учебном процессе, как способ формирования знаний младших школьников по пожарной безопасности [Текст] // Концепт. - 2017.-№ 6.- С. 1-7
21. Козловская И.А. Организация занятий по обучению
школьников безопасному поведению на улице [Текст] / Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. - 2015. - № 6.- С. 29-34.
22. Ляшко В. Г. Теоретические основы безопасности
жизнедеятельности человека [Текст] // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2017. - №4.- С.114-116
23. 21. Макарова Е. В., Савченко С. В. Наиболее актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС [Текст] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - №5 (21). - С. 35-41
24. Малов-Гра А. Г. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности [Текст]- АСТ, Астрель, 2017.- 88 с.
25. 23. Михайлов, Л.А. Групповая форма организации работы на уроках ОБЖ [Текст] / Л.А. Михайлов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2015. - №8. - С. 6-12.
26. Мошки В. Воспитание культуры личной безопасности [Текст] // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2016. - № 8. - С. 13-16.
27. 25. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов 68 общеобразовательных учреждений [Текст] / Авт.- Козловская Е.А., Козловский Е.А. - М.: Изд. Дом Третий Рим, 2017. - 48 с.
28. Науменко, ЮЛ. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников [Текст] / ЮЛ. Науменко //Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. - М.: Академия педагогических и социальных наук, 2016. - 169 с.
29. Неимышев А. В. Формирование навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков через систему дополнительного образования [Текст]: автореф. дис...канд. пед. наук - Екатеринбург, 2016. -25 с.
30. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 класс [Текст] / Под ред. А.Т. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.
31. Репин Ю. В. ОБЖ фундамент качественного образования [Текст] // Педагогическое образование в России - №1, 2016 - С. 50-58
32. Смирнов А. Т. Роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] // Технологии гражданской безопасности. - 2017. - №4.- С.31-33.
33. Склянова, Н.А., Плющ И.В., Шелегин Н.Н. и др. Современные тенденции развития курса Основы безопасности жизнедеятельности [Те кст] //Сибирский учитель. - 2016. - № 4 - С. 10 -14.
34. Сорокина, Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ [Текст] / Л. Сорокина // Основы безопасности жизни. - 2016. - №12. - С .13-15.
35. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] // Под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2017. - 358 с.
36. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: уч. пособ. [Текст] /сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина - Оренбург: ОГПУ, 2016. - 268 с.
37. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимо вич, 2016.- 98 с.
38. Цукерман Г.А. Инновации в мировой педагогике[Текст] - М.: 2016. - 180 с.
39. Черный С. П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся образовательных школ [Текст]: автореф. дис...канд. пед. наук- Красноярск, 2017. -28 с.
40. Якупов А. М. Школа, семья и среда в подготовке школьников основам пожарной безопасности [Текст] // Технологии гражданской безопасности. 2016. - №3. - С. 113-117 I

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ