Введение 3
1. Теоретические основы региональной поддержки занятости граждан 7
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию проблемы занятости в РТ 7
1.2. Принципы, формы и методы регулирования занятости на уровне региона 20
1.3. Зарубежный опыт региональной поддержки незанятого трудоспособного населения 29
2. Механизмы воздействия государства на процессы занятости и безработицы в РТ 43
2.1. Анализ уровня безработицы в РТ 43
2.2. Анализ уровня занятости населения в РТ 48
2.3. Проблемы регулирования занятости в РТ 57
3. Направления повышения эффективности региональной поддержки
незанятого трудоспособного населения 64
3.1. Региональный опыт решения проблем занятости 64
3.2. Выработка практических рекомендаций по совершенствованию
механизма государственного регулирования занятости и безработицы 68
Заключение 72
Список литературы 76
Значительным элементом, характеризующим стабильность рыночной экономики, является занятость населения, которая понимается как численность трудоспособных граждан, занимающихся определенным видом деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей и, как правило, для получения заработка - трудового дохода. Но по данным статистики не все работоспособное население имеет рабочее место, есть и безработные. Таким образом, с макроэкономической позиции численность рабочей силы можно разделить на 2 группы:
- занятые, то есть это те люди, которые имеют место работы;
- безработные - согласно Международной организации труда (МОТ).
Безработица в настоящее время является одной из наиболее острых проблем в мировой экономике и современного общества. Показатели глобальной безработицы как и прежде остаются на кризисно высоком уровне - в 2017 году она преодолеет отметку в 200 миллионов человек и достигнет 202 миллионов.
Особую актуальность проблема формирования политики занятости приобретает на региональном уровне. Именно в регионах, где в условиях децентрализации управления страной формируется на новых принципах рынок труда, претерпевают серьезные изменения структура экономики и система занятости, а безработица все больше выступает в качестве фактора социального риска, именно в регионах особенно велика потребность в разработке и реализации данной политики, как практического инструмента регулирования сферы трудовых отношений.
На фоне ярко проявляющейся территориальной дифференциации российской безработицы, актуальна постановка данной задачи применительно к Республике Татарстан, имеющей свою специфику.
Проблема регулирования ситуации с занятостью в Республике Татарстан приобретает значительную остроту и требует проведения глубоких научных исследований. Эти исследования могли бы значительно помочь как в выработке общей стратегии регионального регулирования занятости, так и в определении ситуации в конкретных условиях.
Практическое значение и высокая актуальность вопроса определили выбор темы настоящей диссертационной работы.
В процессе исследования выявлены экономические и социальные проблемы и перспективы политики занятости в Республике Татарстан, а также обусловлена необходимость разработки механизмов региональной поддержки занятости граждан на примере РТ.
Это тем более актуально, если учесть, что, несмотря на многолетнюю работу по исследованию проблем занятости, проводившуюся целым рядом отечественных ученых (Л.Н. Абалкиным, H.A. Волгиным, А.З. Дадашевым, Г.М. Зущиной, Л.А. Костиным, Р.Г. Колосовой, И.С. Масловой, Ф.Г. Прокоповым, Г.Э.Слезингером и др.) региональные аспекты управления трудовыми ресурсами раскрыты недостаточно, а публикации по управлению социально-трудовыми процессами, в частности по социально-трудовой системе обеспечения занятости, появились относительно недавно.
Актуальность и многогранность стоящих перед регионами проблем по разработке и осуществлению политики занятости и недостаточная их разработанность в нашей литературе, по сути, и предопределили выбор темы научного исследования, его цель и задачи.
Цель работы: изучить механизмы региональной поддержки занятости граждан на примере РТ, а так же разработать рекомендации по его совершенствованию.
Для этого в процессе работы ставились и решались следующие задачи:
1. Анализ теоретических и практических аспектов механизмов региональной поддержки занятости граждан на примере РТ.
2. Анализ теоретических подходов к исследованию проблемы занятости в РТ.
3. Изучение принципов, форм и методов регулирования занятости на уровне региона
4. Изучение зарубежного опыта региональной поддержки незанятого трудоспособного населения
5. Изучение механизмов воздействия государства на процессы занятости и безработицы в РТ
6. Выявление направления повышения эффективности региональной поддержки незанятого трудоспособного населения.
Объект исследования: региональная поддержка занятости граждан в Республике Татарстан.
Предмет исследования: механизмы региональной поддержки занятости граждан.
Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов, содержащие фундаментальные положения по рынку труда и занятости, законы Российской Федерации, нормативные документы, статистические материалы, отчеты о деятельности Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области и другие материалы по проблематике рынка труда.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы; изучение и обобщение передового опыта в сфере регулирования занятости; социологическое исследование.
Практическая значимость исследования: Предложения и выводы, сформулированные в работе в виде методических подходов по созданию механизмов регулирования занятости населения в Республике Татарстан могут быть использованы практическими работниками не только Департамента службы занятости населения данной области, но и работниками других региональных служб занятости.
Разработанный автором механизм регулирования занятости населения может быть также применен и в первичном звене государственной службы
Большая часть предложений и выводов, сформулированных в работе в виде методических подходов по выработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы. С их использованием составляется и корректируется программа содействия занятости населению региона. Указанные разработки используются также администрацией города Набережные Челны и области при формировании экономической политики в регионе.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Целью работы является изучение механизмов региональной поддержки занятости граждан на примере РТ. Проблемой занятости занимались следующие ученые: Л.Н. Абалкиным, H.A. Волгиным, А.З. Дадашевым, Г.М. Зущиной, Л.А. Костиным, Р.Г. Колосовой, И.С. Масловой, Ф.Г. Прокоповым, Г.Э.Слезингером и др. По их мнению, занятость - это совокупность мер и действий, направленных на расширение спроса на рабочую силу (обеспечение масштабов, условий и форм включения в полезную деятельность, формирование, распределение, использование, высвобождение, переподготовка и перераспределение занятых работников).
Анализ занятости населения в странах Европы показал, что в промышленно-развитых странах (ПРС) существует проблема безработицы. На начало XXI в. численность безработных в странах с развитой рыночной экономикой, прежде всего в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), оценивалась в 27 млн. человек (~ 7 % совокупной рабочей силы стран-членов), и более половины армии «лишних» людей приходится на страны ЕС - 14 млн. человек (7,2 %). Другими словами, каждый четырнадцатый западноевропеец лишен возможности трудиться. Изменились не только количественные, но и качественные характеристики безработицы: сегодня она помолодела, стала менее образованной. Резко возросла ее тяжесть: у половины безработных отчуждение от работы длится более года. От безработицы страдают не только люди, лишившиеся работы, но и их ближайшие родственники, друзья. Страдают и занятые, испытывающие как страх перед безработицей, так и усиливающуюся конкуренцию на рынке труда.
По данным за 2016 год, Республика Татарстан находится на 7 месте по уровню безработицы, который составил 4.7%, тогда как средний уровень по стране составил 6.6%.
В Татарстане продолжает наблюдаться тенденция по снижению уровня безработицы. На данный момент в целом по республике этот показатель составляет 1,28%. Традиционно самый высокий уровень безработицы показывает моногород Камские поляны, где он находится на отметке в 8,74%, но при этом следует отметить, что по сравнению с предыдущим отчётным периодом этот показатель постепенно снижается.
Также большое количество безработных зафиксировано в моногородах Чистополь и Зеленодольск, здесь уровень безработицы составил 4,01% и 3,94% соответственно. Наименьшего же показателя добились в Апастовском районе - 0,4%.
На многих предприятиях наблюдается наличие вакантных рабочих мест. Наибольшее их число отмечается на предприятиях, осуществляющих финансовую деятельность (1,6% к списочной численности), предприятиях социального обеспечения (1,7%), предприятиях, предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги (0,9%). Это связано с динамичным развитием сферы услуг и ростом спроса на рабочую силу в данном секторе экономики.
Регулирование занятости как социального явления на региональном рынке РТ направлена на снижение показателя безработицы, на популяризацию рабочих специальностей, на быстрое трудоустройство безработных лиц, на доступность переквалификации безработных граждан и т.д. Государственная программа содействие занятости населения является эффективным инструментом активной политики государства, которая позволяет в установленные сроки сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей.
Несмотря на значительную нормативно-правовую базу по регулированию отношений, возникающих в сфере занятости, необходимо дальнейшее совершенствование правовых, экономических и организационных основ политики государства о содействии занятости населения, в их числе гарантий государства по исполнению конституционных прав граждан РФ на трудовую деятельность и социальную защиту от безработицы.
Произведенный анализ принципов, форм и методов регулирования занятости на уровне региона позволил выделить основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Татарстан:
1) Совершенствование оплаты труда работающих и других форм вознаграждения на основе эффективного противодействия «серым».
2) Увеличение занятости за счет развития программ быстрой переподготовки кадров.
3) Формирование рынка труда в соответствии с потребностями экономики в кадрах.
4) Совершенствование условий труда за счет ужесточения ответственности работодателей за несоблюдение норм безопасности труда.
5) Развитие инфраструктуры рынка труда.
По совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы необходимо:
1. Усовершенствовать программу содействия трудоустройству незанятых инвалидов в Республике Татарстан.
2. Повышение интереса абитуриентов к получению профессий в учреждениях СПО региона.
3. Активизация ранней профориентации.
Таким образом, цель работы достигнута, решены задачи работы.
1. Алтынбаева Э.Р. Некоторые методологические подходы к исследованию проблем инновационной экономики // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2013. №11-12. С. 116-120.
2. Антюшина Н.М. Североевропейские страны в контексте европейской интернационализации // Труд за рубежом. - М.: НИИ труда. - 2013. - № 3. - С. 21-36.
3. Базаров Р. Т., Тишкина Т.В. К вопросу регулирования инвестиционных процессов деятельности НКО // Горизонты экономики. - 2015. - № 2 (21). - С. 50-54.
4. Базаров Р.Т. К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан // Сегодня и завтра российской экономики. - М., 2014. - С. 90-93.
5. Базаров Р.Т. Современное состояние и перспективы совершенствования методов инвестирования и финансирования в некоммерческие организации // Горизонты экономики. - М., 2014. - № 6. - С. 104-109.
6. Базаров Р.Т. Некоторые аспекты реализации принципов менеджмента качества в некоммерческих организациях // Сегодня и завтра российской экономики. - М., 2011. - № 49. - С. 63-65.
7. Басырова Э.И., Теоретические основы управления трудовым потенциалом промышленного предприятия // Горизонты экономики. - 2015. - № 2(21). - С. 84-87.
8. Басырова Э.И., Методические аспекты оценки эффективности использования трудового потенциала // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 47(398). - Р. 34-44.
9. Безработных в России становится все больше [Электронный ресурс]. url: http://www.rosbalt.ru/2010/12/20/802689.htm.
10. Болотин Б. Социально-экономические показатели Запада и
России // Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 2009. - № 8,
Стат. прил. - С. 114-128.
11. Болотин Б. Социально-экономиеские показатели Запада и России // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2009. - № 8. - Стат. прил. - С. 114-128.
12. Гаврилава А.Н., Попов А. А. Финансы организации (предприятий).- М.:Кнорус,2010.-606с.
13. Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости // Там же. - 2013. - N 4. - C. 30-40.
14. Генеральное соглашение между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями
работодателей и Правительством РФ на 2015-2017 гг. // Социальное партнерство. 2018. № 1. С. 60-61.
15. Голосова Е.С. Проблемы трудоустройства женщин с детьми // Традиционное, современное и переходное в российском обществе: сборник статей Х Всероссийской научнопрактической конференции. Пенза: ПДЗ, 2012. С.59-61
16. Государственная программа «Содействие занятости населения
Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы» (ред.13.03.2017) [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/463304205 (дата обращения 17.04 - 22.05.2018 г.)
17. Гуничева Н.Э. Современные тенденции в государственно-монополистическом регулировании занятости в странах Западной Европы: Дис. канд. экон. наук МГУ им. Ломоносова, экон. фак., 2009 - 193 с.
18. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18.06.2017 // Российская газета. 2017.
19. Доклад о состоянии занятости в мире, 2017. - М.: Бюро МОТ. 2017. (Сер. публ. по социал.-труд. вопр. в странах Вост. Европы и Сред. Азии; Вып.. 3.) - 232 с.
20. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009 № 367-ФЗ).
21. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит:учеб.пособие для бакалавров /Г.М.Колпакова.-4-е изд.,перераб. И доп.- М.:Юрайт,2012.-538с.
22. Некипелов Д.С. Частные агентства по трудоустройству на рынке труда // Труд за рубежом. - М., 2009. - № 1. - С. 15-30.
23. Нестандартные формы занятости в промышленно развитых странах / РАН. ИНИОН. - М., 2009. - 192 с. - (Актуал. пробл. Европы: Сб. обзоров; № 4.
24. Нугуманова Л.Ф., Кашина Н.В., Филина О.В., Маркова С.В.
Теоретический анализ поведения домашних хозяйств на факторных рынках в условиях инновационной экономики // Горизонты экономики. Научно-аналитический журнал №2 (7). 2013, ЗАО «Издательство «Экономика»,
Москва.
25. Отчёт о занятости и безработице в РФ в декабре 2016 г. «Срочные информации и справки Росстата по актуальным вопросам. - Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/Main.htm (Дата обращения: 04.05.2018 г.)
26. Официальный портал госпрограмм РФ. Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/site/index (дата обращения: 17.03. - 22.03. 2018 г.)
27. Попов С.И. Особенности механизмов взаимодействия институтов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Москва, 2010. - 184 с.
28. Постановление о государственной программе «Регулирование
рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс] // Минтруд. - Режим доступа:
http://mintrudrb.ru/upload/docs/progr_reg_sod.pdf(дата обращения 27.04.2018 г.)
29. Постановление Администрации Алтайского края от 26.01.2010 № 21 «Об утверждении порядка реализации краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году»; постановление Администрации Алтайского края от 19.01.2010 № 13 «О создании в составе межведомственной рабочей группы по мониторингу экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края подгруппы по осуществлению антикризисных мер в части определения целесообразности участия работодателей в реализации краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году».
30. Постановления главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 31.01.2008 № 424 «О проведении мероприятий по организации занятости молодежи в 2008 году», от 31.01.2008 № 430 «Об организации оплачиваемых общественных работ», от 30.05.2008 № 3137 «О выделении денежных средств на временную занятость школьников» // Социальное партнерство. 2009. № 1. С. 54.
31. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28. 11. 2008 № 682 «О
проведении мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников» [Электронный ресурс]. url: http: //www.minzdravsoc.ru;
32. Примерная Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъекта РФ (Методические рекомендации Мин здравсоцразвития РФ от 30.01.2009 по основным требованиям к разработке и предоставлению региональных программ поддержки занятости) [Электронный ресурс]. url: http://www.labourmarket.ru/crisis_actions.php.
33. Промышленно развитые страны: Перестройка рынка труда и активная политика занятости / РАН. ИНИОН. - М., 2016. - 231 с.
34. Развитые капиталистические страны: Влияение НТР на
содержание и условия труда: Науч.-аналит. Обзор // АН СССР ИНИОН. - М. 2010 г. - 91 с.
35. Синетова Р.Г., Формирование интегрированной системы непрерывного образования вуз-предприятие // Горизонты экономики. - 2015 - № 2(21). - С. 80-83.
36. Синетова Р.Г., Финансовый инжиниринг с использованием ценных бумаг в современных условиях // Горизонты экономики. - 2013. - № 6 (11). - Р. 105-107.
37. Службы трудоустройства в промышленно развитых странах: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. - М., 2013. - 48 с.
38. «Трудовые ресурсы в странах капитала (2000-2010 гг.)» // Мировая экономика и междунар. отношения - М., 2013. - №11 - С. 150-157.
39. Тишкина Т. В. Совершенствование оценки системы управления на предприятиях деревообработки // Горизонты экономики. - 2015. - № 2 (21). - С. 88-90.
40. Современный капитализм: изменение в структуре и положении рабочего класса / Отв. ред. Любимова В.В. - М.: Наука. 2017. - 207 с.
41. Тарханова Е.С., Романовский Г.Б. Гендерные аспекты безработицы на региональном рынке труда // Известия Высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 3 (23). С.103¬109.
42. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» от 21.04.1993 № 471 (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 № 1129); Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации (в ред. указов Президента РФ от 05.08.1995 № 819, от 05.10.2002 № 1129) // Российская газета. 2002. 9 октября.
43. Финансы: учебное пособие/Н.Г.Кабанцева.-Ростов
н/Д:Феникс,2012.-348,[1]с.- (Высшее образование).
44. Чаадаева А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для бакалавров/под.ред. Л. А.Чалдаевой.-М.:Юрайт,2012.-540с.