Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни средствами спортивных игр у младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущностная характеристика понятий «здоровье», «здоровый образ
жизни» 8
1.2. Особенности развития здорового образа жизни у младших
школьников 15
1.3. Формы и методы развития здорового образа жизни у младших
школьников 26
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенности форм и методов развития здорового образа жизни у младших школьников 40
2.1. Организация и методы исследования здорового образа жизни у детей
младшего школьного возраста 40
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 43
2.3. Программа развития здорового образа жизни у младших
школьников 47
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 52
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения
Актуальность исследования. На сегодня важнейшей социальной задачей является здоровье подрастающего поколения, и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения. Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
Образование, построенное без учета основополагающих здоровьесберегающих принципов, является малопродуктивным и носит преимущественно превентивный характер, так как практически не реализованной остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача - формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Социально-педагогическая проблема, как развитие здорового образа жизни детей, является актуальной на сегодняшний день, поскольку определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
Здоровье есть «степень приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции, при этом это динамичный процесс, что допускает возможность целенаправленного им управления.
Организация здорового образа жизни позволяет активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящие к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности. Создание традиций здорового образа жизни - это то, что должно лежать в основе здоровьесберегающего педагогического процесса в образовательных учреждениях и являться главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни.
В этой связи любое общеобразовательное учреждение должно стать школой здорового стиля жизни детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая и другие) будет носить оздоровительно - педагогическую направленность, а также способствовать воспитанию у них привычек, потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по проблеме здоровья человека, по валеологизации школьного учебно-методического процесса.
Важным фактором развития здорового образа жизни признается содержание образования, построенное на интегративной основе - синтезе знаний различных учебных дисциплин: физической культуры, валеологии, психологии, педагогике, биологии, технологии и других традиционных учебных предметов.
Проблемы развития ценностного отношения к здоровью рассматривались в педагогике достаточно давно, их исследовали В.И.Климова [15], А.С. Курбатова [16], Ю.П. Лисицын [19], Т. Ф. Орехова [24] и многие другие.
Однако, несмотря на теоретическую разработанность данной темы, на сегодня отсутствует у подрастающего поколения заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, поскольку рекомендации по
здоровому образу жизни насаждаются чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на развитие здорового поколения и недостаточной разработанностью форм и методов для формирования положительных эмоциональных реакций в развитии здорового образа жизни младших школьников, - с другой.
Таким образом, проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста?
В соответствии с этим цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие здорового образа жизни у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития здорового образа жизни у младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития здорового образа жизни у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие здорового образа жизни у младших школьников будет эффективно, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «здоровый образ жизни»;
- учитывать особенности развития здорового образа жизни в младшем школьном возрасте;
- разработать и апробировать программу «Геркулес» на формирующем этапе эксперимента для развития здорового образа жизни младших школьников, включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: спортивные игры, беседы.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1) Раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни».
2) Определить особенности развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
3) Рассмотреть формы и методы развития здорового образа жизни младших школьников.
4) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы развития здорового образа жизни у младших школьников «Геркулес».
Методологическую основу данного исследования составили:
- по проблеме психологического здоровья детей работы таких авторов, как И.В. Дубровина [10], А.В. Запорожец [11], С.Я. Рубинштейн [25], О.В.Ткаченко [31] и других; разработке способов сохранения и укрепления здоровья учащихся средствами самого образования таких авторов, как: А.Г. Аслаева [2], В.В. Борисов [4], М. Я. Виленский [6], А.С. Курбатова [16] и других; обоснование связи физического и психического состояния человека в исследованиях В.М. Бехтерева [3]; важность проблемы формирования представлений у детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования Л.В. Грасимчик [7] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися, диагностическое тестирование с использованием методик диагностики: Методика «Знания о здоровье» (Н.С. Гаркуша), методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н. С. Гаркуши), методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н. С. Гаркуши);
- методы обработки данных (t- критерий Стьюдента для зависимых выборок).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №124» Советского района г. Казани. Выборку исследования составили 58 учеников: 29 учеников 4 «А»
класса и 29 учеников 4 «Б» класса, из них 28 мальчиков и 32 девочки 9-10 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития здорового образа жизни младших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развитии здорового образа жизни младших школьников, которые в совокупности нашли свое отражение в разработанной программе «Геркулес».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа развития здорового образа жизни может быть использованы в практике образовательных организаций в работе педагогов, социальных педагогов и психологов по развитию здорового образа жизни у детей начальных классов. Достигнута положительная динамика в развитии здорового образа жизни у младших школьников.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
1. Решая первую задачу мы определили, что здоровый образ жизни - это активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. Результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья.
2. При решении второй задачи мы определили следующие особенности развития здорового образа жизни у младших школьников:
1) нервная система не зрелая, предел истощаемости нервных клеток довольно низок в младшем школьном возраста, а также необходимость адаптации к физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам, что приводит необходимости соблюдения режима дня;
2) развитие ЗОЖ в младшем школьном возрасте обусловлен тем, что в этот период складывается основные черты характера и формируются привычки поведения, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми;
3) развитие ЗОЖ является главным направлением предупреждения развития аддикций в младшем школьном возрасте: эмоциональная сфера младшего школьника наиболее уязвима к неблагоприятным условиям и агрессивной среде, что приводит к искаженному развитию некоторых других сфер психики и личности в целом: в возрасте 6-8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9-10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей, поэтому формируются различные аддикции: тобако-, алкогольная и другие химические аддикции, кибераддикции).
3. В развитии здорового образа жизни у младших школьников используются следующие формы и методы: спортивные игры, подвижные игры, беседа, литературное чтение, арт-терапия, игры. Особенно мы выделили спортивные игры, которые способствуют развитию физических, эстетических и нравственных качеств личности обучающегося. Подвижная игра способствует организации общественно полезной деятельности, досуга, профилактики заболеваний, физической и психо-эмоциональной тренировки, является зрелищем и средством развития коммуникации.
4. Для решения четвертой задачи мы провели опытно¬экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №124» Советского района г. Казани. Выборку исследования составили 58 учеников: 29 учеников 4 «А» класса и 29 учеников 4 «Б» класса, из них 28 мальчиков и 32 девочки 9-10 лет.
Цель экспериментального исследования состоит в изучении процесса развития здорового образа жизни у младших школьников.
Для определения когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационно-потребностного компонентов ЗОЖ мы применили следующие исследования: Методика «Знания о здоровье» (Н.С. Гаркуша) для определения уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни, Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н. С. Гаркуши) для определения наличия у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н. С. Гаркуши) для изучения уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.
В ходе исследования мы получили на констатирующем этапе: средний уровень по группе гармоничный образ жизни (95,66 баллов), в КГ выявлен также средний уровень по группе - 95,79 баллов.
Средний балл по группе 60,24 баллов, что соответствует среднему уровню владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья, в КГ выявлен 61,45 баллов, что также соответствует среднему уровню.
В ЭГ выявлен 7,48 баллов (среднее значение по группе), что соответствует среднему уровню знаний о здоровье и ЗОЖ. В КГ - среднее значение соответствует среднему уровню - 7,31 баллов.
На основе полученных данных нами была разработана и апробирована программа развития ЗОЖ. Целью программы стало развитие потребности к здоровому образу жизни, формирования знаний и навыков и умений ЗОЖ. В программ опиралась на следующие формы и методы: анализ сказок, групповое сочинение историй, арт-терапия (свободное и тематическое рисование), спортивные игры, игровые методы, беседа.
После формирующего этапа мы провели повторное исследования уровня развития ЗОЖ по методикам констатирующего этапа. Были получены следующие значения: В результате осуществления формирующей программы, направленной на развитие здорового образа жизни младших школьников, можно утверждать, что произошли существенные изменения: «Гармоничность образа жизни школьников» (5,41), «Знания о здоровье» (6,33) и «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (5,94). При этом наиболее выражены различия по компоненту знания о ЗОЖ (когнитивный компонент). Проведенная экспериментальная программа позволила развить когнитивный компонент ЗОЖ, мотивационно - потребностный компонент. Однако необходима дальнейшая работа по развитию ЗОЖ, чтобы сформировать привычку к ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в ходе исследования цель была достигнута, гипотеза - подтверждена.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2011. - 341 с.
2. Аслаева А.Г. Пути разработки системы психолого¬педагогического сопровождения младшего школьного возраста / А.Г. Аслаева // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2009. - № 2. - С.17-19.
3. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции / В.М. Бехтерев. - Казань, 2003. - 378 с.
4. Борисов В.В. Формирование физической культуры и культуры здорового образа жизни в современном образовательном пространстве / В.В. Борисов // Общественные и гуманитарные науки / В.В. Борисов. - 2013. - №7. - С. 32-37.
5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М.: Аист-пресс, 2013. - 277 с.
6. Виленский М.Я. Физическая культура как образовательная дисциплина в современной высшей школе / М. Я. Виленский // Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного пространства современного вуза: сб. материалов науч.-практ. конф. / под ред. Ю. И. Евсеева, Б. А. Кабаргина. - Ростов н/Д: Рост. гос. экон. ун-т., 2001. - С. 16-19.
7. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности / Л.В. Грасимчик // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 686¬687.
8. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся / С.М.Громбах. - М.: Медицина, 2008. - 272 с.
9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ.
ВУЗа / О.Б. Дарвиш. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2013. - 263 с.
10. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с.
11. Запорожченко В.Г. К понятию здоровый образ жизни / В.Г.Запорожченко // Международная научная конференция «Здоровый образ жизни». - Новгород, 2013. - 26 с.
12. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки / В.Г.Запорожченко. - М.: Медицина, 2014. - 32с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2010. - 297 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 344 с.
15. Климова В.И. Человек и его здоровье / В.И. Климова. - М.: Знание, 2013. - 192 с.
16. Курбатова А.С Формирование здорового образа жизни в рамках ФГОС НОО / А.С. Курбатова, Г.Н. Шкода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С.35-41.
17. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника / Н.Т. Лебедева. - Минск: Народная асвета, 2010. - 144 с.
18. Ленехт Г. И. Спортивные игры и упражнения для детей / Г. Ленехт, И. Лахман. - М.: «Ф и С», 2002. - 100 с.
19. Лисицын Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. - М.: Просвещение, 2009. - 231 с.
20. Матвеев Г.Н. Направления развития ЗОЖ современном образовании / Т. В. Пономарчук, М. И. Хаткевич, М. А. Чудновский // Тезисы международного форума «Интеллектуальное обеспечение охраны здоровья населения». - Турция, Кемер, 2002. - С.114-119.
21. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: учебное пособие / Л.Ф.Обухова. - М.: Академия, 2008. - 409 с.
22. Орехова Т. Ф. Здоровое поколение. Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы : учеб.пособие / авт.-сост. Т. Ф. Орехова, Т. В. Кружилина. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 66 с.
23. Орехова Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе: практикоориентированная монография / Т. Ф. Орехова.
- 2-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 355 с.
24. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов у педагогического процесса в системе современного общего образования / Т. Ф. Орехова. - М.: «ФЛИНТА», 2016.
- 203 с.
25. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов / С.Я. Рубинштейн. - М.: Институт практической психологии, 2010. - 441с.
26. Смагин Н. И. Физическая культура - как основополагающий фактор укрепления здоровья / Н. И. Смагин // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки- Веди, 2014. - С. 206-208.
27. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие / под общ. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 224 с.
28. Спортивные игры. Техника, тактика, методика.: Учеб для студ. высш. пед. учеб заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 520 с.
29. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. - Изд. 6-е; стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 541 с.
30. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В.Л. Страковская. - М.: Новая школа, 2014. - 288 с.
31. Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте / О.В.Ткаченко // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 1. - С.98-103.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2015. - 42 с.
33. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2011. - 377 с.
34. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 473 с.