Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция компьютерной и интернет зависимости у подростков

Работа №46637

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
484
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования «компьютерная зависимость», «интернет зависимость» 10
1.2 Возрастные особенности компьютерной и интернет зависимости у
подростков 23
1.3 Формы и методы психолого-педагогической коррекции компьютерной и
интернет зависимости у подростков 30
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование психолого¬педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков 47
2.1 Организация и методики исследования 47
2.2 Изучение исходного уровня компьютерной и интернет зависимости у
подростков 50
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции компьютерной и
интернет зависимости у подростков 54
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков 65
Выводы по главе 2 73
Заключение 76
Список литературы 81


Актуальность проблемы исследования. Ещё 10 лет назад мы и не могли представить, насколько эта проблема будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растёт. Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером. В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества проблема патологического использования Интернета стала болезнью, обозначенная в зарубежной литературе Айвеном Голдбергом [46], Кимберли Янг [45] еще в конце 80-х идёт «интернет-зависимостью».
Однако при определении исследователями данного феномена возникают ряд несоответствий. Встречаются такие названия как «Патологическое использование Интернета», «Зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция», «Проблематичное использование Интернета». Но такое положение вещей - обычное явление на ранних стадиях изучения нового психологического явления. Зависимость от Интернета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием - в классификатор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.
Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. В отличии от России, на Западе проблема интернет- зависимости осознана и изучается. Но, как считает А. Войскунский, многие психологи вообще скептически относятся к употреблению выражения «Интернет-зависимость»: «пристрастие к Интернету это - проблема, это феномен, с которым надо разбираться и организовывать помощь тем людям, которые уже, вероятно, подвержены феномену чрезмерного применения компьютера и Интернета. Феномен - есть, заниматься им надо. Но зависимостью называть это очень неосторожно. Возможно, это никакая не зависимость. Зависимость - это медико-психологический термин. Она подразумевает целый ряд проверяемых факторов» [10, с. 44].
Негативным следствием неуправляемого использования Интернет- технологий, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков), является Интернет-аддикция - феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.
Многие исследователи пришли к выводу о том, что наиболее опасным в плане приобщения к аддиктивному поведению является возраст 12-18 лет. Поэтому в современных условиях, на наш взгляд, большую значимость имеет выявление причин возникновения аддиктивного поведения подростков в Интернет-среде, изучить последствия злоупотребления современными информационными технологиями для того, чтобы открыть дорогу к первичной профилактике, психолого-педагогической коррекции и реабилитации Интернет-зависимых подростков.
Теоретический анализ литературы выявил недостаточное количество педагогических исследований, связанных с коррекцией нехимических (поведенческих) аддикций, в частности, Интернет-аддикции подростков. Среди русскоязычных источников преобладают популярные статьи. Из научных публикаций могут быть названы статьи В.А. Войскунского [10], различные варианты перевода и дополнения статей К. Мюррей [27] и К.Янг [45], исследования В.Буровой [9].
О.Ю. Калиниченко осуществила системный анализ социальных и психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте [17].
В немногочисленных психологических исследованиях основное внимание направлено на изучение личности аддикта (зависимого) и ведущих мотивов приобщения к Интернет-аддикции, причем в качестве объектов исследования преимущественно рассматривались лица юношеского и зрелого возрастов. Так, например, А.Е. Жичкина исследовала взаимосвязь социальной идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста [14].
Социально-психологические особенности Интернет-коммуникации изучала Е.П. Белинская [4]. Она рассматривала социальные корни возникновения Интернет-аддикции, при этом особо отметила атмосферу семьи как почву возникновения Интернет-аддикции.
Теме манипулирования сознанием в системе виртуальной реальности пока посвящено немного научных работ, среди которых необходимо выделить исследование А.Е. Войкунского, который поднимает вопрос психологического статуса виртуальной реальности и потенциальной связанности ее с проблематикой измененных состояний [10].
В настоящее время основное внимание исследователей при изучении психологических аспектов компьютерной и интернет зависимости сосредоточено на поисках причин компьютерной и интернет зависимости, факторов личностной предрасположенности к компьютерной и интернет зависимости (Ю.Д. Бабаева [3], А.Е. Войскунский [10], К. Янг [45] и др.), а также психологических последствий компьютерной и интернет зависимости для индивида (И.В. Бурлаков [8], А.Е. Войскунский [10], К.Янг [45] и др.).
Компьютерная и интернет зависимость подростков как одно из проявлений отклоняющегося поведения, представляющее угрозу для общественного и личного благополучия, приобретает в последнее время признаки социальной болезни. Это связано с общим социально¬экономическим и социально-культурным контекстом жизнедеятельности школьников, противоречиями процесса их социализации [3].
Большой поток новой информации, применение в образовательном процессе школы компьютерных технологий, широкое распространение компьютерных игр оказывают влияние на детей подросткового возраста. Поэтому у большинства современных школьников уже начиная с начальной школы формируется компьютерная и интернет зависимость.
Склонность к компьютерной и интернет зависимости в среде детей подросткового возраста связана с рядом причин: мода, доступность любой информации, наличие разного рода развлекательных программ. Современное общество предоставляет подростку выбор миров: виртуальный или реальный. Родители и ближайшее окружение зачастую не могут помочь ребенку ориентироваться в окружающем, реальном мире. Вместо этого они часто сами подталкивают подростка к уходу в виртуальную среду: одновременно по причине усталости и желания отдохнуть в одиночестве и по причине страха за ребенка, находящегося вне поля зрения родителей.
Личностные особенности школьников-аддиктов анализируют в своих работах отечественные и зарубежные исследователи Ц.П. Короленко [18], К. Янг [45] и др.
Таким образом, теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования позволил нам выявить следующие противоречия: между стремительной эволюцией возможностей Интернет- ресурсов и низкой мобильностью осуществления теоретического анализа положительных и отрицательных аспектов массовой информатизации населения; между постоянным увеличением числа подростков - пользователей российского сектора Интернета, компьютерных игр и т.д., и слабой информированностью субъектов учебно-воспитательного процесса о негативных последствиях интенсивного информационного взаимодействия в Интернет-среде; между возросшей необходимостью оказания помощи подросткам при патологическом использовании Интернета, компьютера и недостаточной разработанностью специальных коррекционно¬профилактических программ коррекции Интернет-аддикции и компьютерной зависимости в сфере общего образования.
Проблема исследования: каково содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную психолого-педагогическую коррекцию компьютерной и интернет зависимости у подростков.
Объект исследования - процесс психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков.
Предмет исследования - содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков будет более эффективным и успешным, если:
- опираться на причины, типы, признаки, последствия компьютерной и интернет зависимости;
- учитывать возрастные особенности проявления компьютерной и интернет зависимости в подростковом возрасте;
- на основе выявленных форм и методов психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков разработать и реализовать программу «Психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «компьютерная зависимость», «интернет зависимость».
2. Выявить возрастные особенности проявления компьютерной и интернет зависимости у подростков.
3. Раскрыть формы и методы психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков «Психолого-педагогическая коррекция компьютерной и интернет зависимости».
Методологическую основу данного исследования составили: концепция психологической зависимости от Интернета (К. Янг [45]); теоретические исследования психологических причин компьютерной зависимости (И.В. Бурлаков [8], В.А. Бурова [9] и др.), анализ факторов личностной предрасположенности к компьютерной и интернет зависимости, а так же психологических последствий компьютерной и игровой зависимости для индивида (А.В. Беляев [6], А.Е. Войскунский [10], Л.П. Гурьева [11], М. Коул [6], В.Н. Мотирин [26], Т.Д. Стерледева [36], С.А. Шапкин [41], К. Янг [45] и др.).
В соответствии с целями и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, медицинской литературы по проблеме компьютерной и интернет зависимости, обобщение;
- эмпирические: формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ), методы математической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ГАУСО «КЦСОН «Гармония» МТЗ СЗРТ Буинского муниципального района, экспериментом было охвачено 29 детей подросткового возраста (учащиеся пятых классов).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществляется анализ проблемы в педагогической, психологической, медицинской литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проверялась эффективность выявленных форм и методов психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации эффективной программы по психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков «Психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости», которая включает в себя разнообразные формы и методы психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, результаты данного исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, социальных педагогов для психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости у подростков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что феномен компьютерной и интернет зависимости и его психолого-педагогической коррекции рассматривался многими исследователями. Большой вклад в изучение процесса психолого-педагогической коррекции внесли К. Янг, Д. Гринфилд, А. Жичкина, Е. Щепилина, О. Генисаретский, Н. Носов, А.Е. Войскунский, С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева, А.Ю. Егоров и др.
На основе анализа литературы мы сделали следующие выводы:
1. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.
Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение.
2. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости: навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам); страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм; виртуальные знакомства; киберсекс (увлечение порносайтами); компьютерные игры.
3. Первое определение Интернет-зависимости дал Иван Голдберг в 1996 году. Под Интернет-зависимостью он понимал - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера.
К.Кандел дополнил к этому, что понятие «Интернет-зависимость» включает в себя любой вид деятельности в сети. Большая часть ученых согласна, что изучаемое расстройство имеет несколько источников.
В настоящее время «Интернет-зависимость» трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы - «Интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «нетаголизм».
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
4. Для интернет-аддиктов характерны: проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию, нарушения социальной адаптации в реальной жизни. При длительном воздействии аддиктивного агента у интернет-зависимых возникают коморбидные состояния.
При интернет-зависимости формируется классический аддиктивный континуум, поэтому когда данный аддиктивный агент перестает оказывать желаемое действие, существует вероятность смены способа аддиктивной реализации на другие нехимические или химические аддикции.
5. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
Компьютерно-зависимое поведение подростков определяется совокупностью внешних (влияние референтной группы; недостатки семейной педагогики; недостатки в педагогической деятельности; равнодушие взрослых; деформации в общении и взаимодействии; бегство от реальной жизни; пассивная социальная жизненная позиция) и внутренних (несформированность мотивации достижения успеха; дисгармония функционирования эмоциональной сферы; индивидуальная пассивная жизненная позиция; низкий уровень коммуникативных способностей. Основные факторы и этапы интернет-зависимого поведения делятся на: психологические (получение эмоционального удовольствия, эмоционально¬волевые нарушения, психической зависимость, безграничная возможность создавать новые образы собственного «Я» и вербализовывать представления и фантазии, нарушения психофизиологического состояния, возможна угроза возникновения психических расстройств и суицидального поведения), социально-психологические (мощное расширение границ общения личности; легкость нахождения единомышленников и эмоционально близких людей, возможность уйти от реальности) и социальные (необходимость существования современного человека в информационно насыщенной среде: агрессивность подачи информации в СМИ, деформация системы норм, неадекватная оценка национальных, культурных и исторических традиций, появление новых средств воздействия на сознание).
Интернет-зависимое поведение в подростковой среде имеет свои отличия благодаря возрастным особенностям формирования личности молодого человека (несоответствие между субъективной готовностью к взрослой жизни и объективной ограниченностью ее возможностей, гипертрофированная потребность в общении, неадекватное желание социального признания, юношеский максимализм).
6. Анализ форм и методов психолого-педагогической коррекции компьютерной и интернет зависимости позволил выявить нам наиболее действенные из них в работе с подростками: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности, альтернативной зависимому поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий зависимого поведения. Среди ведущих форм и методов психолого-педагогической коррекции: информирование (беседа), игровые тренинги, разыгрывание ролей, метод воспитывающих ситуаций, психотерапевтические методы (арт-терапия, игротерапия), психогимнастика.
7. Констатирующий эксперимент показал, что у 27,6% подростков (8 человек) имеется явно выраженная компьютерная зависимость, 31% подростков (9 человек) находятся в зоне риска, 41,4% подростков (12 человек) не страдают компьютерной зависимостью, но расположены к ней.
Среди показателей отношения к Интернету доминирует восприятие Интернета в целом (3,69), на втором месте находятся два показателя - это положительные свойства Интернета (2,69) и Я в интернете (2,69), информация в интернете находится на третьем месте (2,66), отрицательные свойства Интернета занимают четвертое место (2,62), на пятом месте - Люди в интернете (2,41).
Также мы выявили, что в группе подростков до эксперимента доминирует средний уровень интернет зависимости - 37,9% испытуемых (11 человек), низкий уровень интернет зависимости у 34,5% испытуемых (10 человек), высокий уровень интернет зависимости присутствует у 27,6% подростков (8 человек).
8. Формирующий этап нашего эксперимента заключался в проведении коррекционной программы «Психолого-педагогическая коррекция компьютерной и интернет зависимости у подростков», направленной на психолого-педагогическую коррекцию компьютерной и интернет зависимости у подростков, включающей в себя использование различных форм и методов таких, как информирование (беседа), игровые тренинги, разыгрывание ролей, метод воспитывающих ситуаций, психотерапевтические методы (арт-терапия, игротерапия), психогимнастика.
9. На контрольном этапе исследования мы получили следующие данные: показатели компьютерной зависимости у подростков существенно изменились: показатель явно выраженной зависимости снизился с 27,6% до 10,4% (изменения на 17,2%), показатель подростков, находящихся в зоне риска снизился с 31% до 24,1% (изменения на 6,9%), показатель того, что подростки расположены к зависимости, но не страдают ей повысился с 41,4% до 65,5% (изменения на 24,1%).
Среди показателей отношения к Интернету по-прежнему доминирует восприятие Интернета в целом (2,38), второй по значимости показатель - это Я в интернете (1,72), информация в интернете (т.е. отношение к ее получению и ее наличию) занимает после эксперимента третье место (1,69), отрицательные свойства интернета занимают четвертое место (1,62), следующий показатель - люди в интернете (1,59), на последнем месте находится показатель положительные свойства интернета (1,48).
Так же мы выяснили, что высокий уровень интернет зависимости у подростков понизился с 27,6% до 17,3% (изменения на 10,3%), средний уровень интернет зависимости повысился с 37,9% до 44,8% (изменения на 6,9%), низкий уровень повысился с 34,5% до 37,9% (изменения на 3,4%).
Контрольное обследование подростков показало, что использование коррекционной программы «Психолого-педагогическая коррекция компьютерной и интернет зависимости у подростков», направленной на коррекцию компьютерной и интернет зависимости у подростков, является эффективной. Данный вывод подтвержден методами математической статистики, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. - М.: Просвещение, 1990. - 437 с.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации / Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский // Психологический журнал. - том 19. - №1. - 1998. - С. 12-23
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: Воздействие на личность// Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000, С. 11-39
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Проспект, 2004. - 213 с.
5. Белокрылова М.Ф., Семке В.Я. Привязанность. Зависимость. Симбиоз / М.Ф.Белокрылова, В.Я. Семке. - Томск, 2001. - 104 с.
6. Беляева А.В., Коул М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития / А.В.Беляева, М.Коул // Психологический журнал. - 1991. - № 2. - С. 145-152
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Пси-хологическое исследование) / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
8. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр / И.В.Бурлаков. - М.: Класс. - 2000. - С. 38-49
9. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет- зависимости http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
10. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е.Войскунский // Психологический журнал. - том 25. - №1, 2004. - С. 23-29
11. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации:
функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л.П.Гурьева // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С.5-16
12. Дюндик H.H., Федоренко Е.Ю. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н.Н.Дюндик, Е.Ю.Федоренко // Журнал практического психолога. - 1999. - № 2. - С. 46-53
13. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю.Егоров. - Спб.: Речь, 2007. - 190 с.
14. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А.Е.Жичкина // Психологический журнал. - том 21. - № 2. - 2000. - С. 11-23
15. Ивленкова Н.В. Виртуальная реальность / Н.В.Ивленкова. - Калининград: КГТ, 1998. - 53 с.
16. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. - 279 с.
17. Калиниченко О.Ю. Аддиктивное поведение: определение, модели, факторы риска / О.Ю. Калиниченко, В.Л. Малыгин // Вестник новых медицинских технологий. - 2005. - № 3. - С. 36-38
18. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе / Ц.П.Короленко, Т.А.Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 234 с.
19. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность / В.В.Красных. - М.: изд-во АО Диалог МГУ, 1998. - 352 с.
20. Кулаков С.А. Диагностика аддиктивного поведения / С.А.Кулаков // Журнал практического психолога. - 1996. - № 3. - С. 33-44
21. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2005. - 511 с.
22. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / В.А.Лоскутова. - Новосибирск: Берег, 2004. - 123 с.
23. Луков В.А. Компьютер и школа. Социокультурные последствия компьютеризации / В.А.Луков. - М.: Сфера, 1998. - 185 с.
24. Маркон A.C. Личностная зависимость / А.С.Маркон. - М.: Сфера, 1997. - 114 с.
25. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности или подросток в окружении соблазнов / В.Д.Менделевич. - Йошкар-Ола: ПНР, 2002. - 239 с.
26. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В.Н.Моторин //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12. - С.11-21
27. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной
психологии / Под ред. А Е. Войскунского. - М.: Сфера, 2000. - С.132¬140
28. Немов P.C. Психология / Р.С.Немов. - М.: Владос, 1995. - 496 с.
29. Носов H.A. Виртуальная психология / Н.А.Носов. - М.: Сфера, 2000. - 430 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. - М.:
Педагогическое общество России, 2004. - 442 с.
31. Оськина Н.Г. Профилактика интернет-зависимости у младших школьников: новая модель / Н.Г.Оськина // Начальная школа плюс: до и после. - 2012. - №7. - С. 3-13.
32. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М.: Класс, 2000. - 240 с.
33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И.Рогов. - М.: Владос, 2004. - 384 с.
34. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя / В.В.Рубцов // Основы социально-генетической психологии. - М.: Воронеж, 1996. - 23 с.
35. Свит К. Соскочить с крючка / К.Свит. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 256 с.
36. Стерледева Т.Д. Мир человека в виртуальной реальности / Т.Д.Стерледева. - Пермь: изд-во Пермский гос-ный ун-т, 2003. - 231 с.
37. Титов В.Г. Игра в жизнь: размышления о виртуальной реальности / В.Г.Титов. - М.: из-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. - 254 с.
38. Хентхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х т., т. 2 / Х.Хентхаузен. - М.: Педагогика. 1986. - 325 с.
39. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности / В.Э.Чудновский. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
40. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» /
H. В.Чудова // Психологический журнал. - том 23. - № 1. - 2002. - С. 5-14
41. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А.Шапкин // Психологический журнал. - том 20. - №I. - 1999. - С. 8-15
42. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 342 с.
43. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л.Н.Юрьева, Т.Ю.Больбот. - Днепропетровск, 2006. - 196 с.
44. Яковлев А.Г. Виртуальная реальность новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия / А.Г.Яковлев. - М.: Владос. - 1999. - 173 с.
45. Янг К.С. Диагноз: интернет-зависимость / К.С.Янг // Мир Internet. - №
2. - 2000. - С. 3-12
46. Goldberg I. Internet addictive Disorder (IAD) diagnostic criteria. (http: //web .urz.uniheidelberg. de/Netzdienste/anleitung/wwwtips/8/addict.ht ml).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ