Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования групповой сплоченности у младших школьников 9
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: сплоченность,
групповая сплоченность 9
1.2. Особенности становления групповой сплоченности в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования групповой сплоченности младших школьников 33
2.1. Организация и методика исследования 33
2.2. Исследование уровня развития групповой сплоченности у детей
младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) 38
2.3. Реализация программы формирования групповой сплоченности у
младших школьников (формирующий эксперимент) 43
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение
Актуальность исследования формирования сплоченности коллектива - одна из важнейших проблем современной педагогики. Обусловленный определенными взаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания коллектив является важным фактором и средством воспитания, развития и формирования личности человека.
Значимость межличностного общения и факторов групповой деятельности обусловлена пониманием коммуникативной природы психики человека, при этом общение оказывает чрезвычайно важное влияние на интеллектуальное, эмоциональное, и нравственное развитие личности, также все социально психологические черты приобретаются через личный опыт общения.
Главными показателями, отражающими особенности межличностных отношений в малой группе, является социометрический статус и групповая сплоченность, где групповая сплоченность - это показатель прочности единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Классный коллектив, как малая группа во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственные. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.
Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью [7].
В качестве экспериментального поля не случайно выбран младший школьный возраст, в основе данного выбора лежат следующие особенности данного возрастного периоде, это:
- возраст, в котором приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка младшего школьного возраста;
- младший школьный возраст - период наиболее активного формирования личности, то есть наиболее сенситивный к различному роду коррекционным мероприятиям;
- от сформированности личностных качеств зависит успешность дальнейшей учебной деятельности младших школьников, следовательно, результаты исследования могут носить профилактический характер.
Высочайшие преимущества классного коллектива: будучи микросредой для младшего школьника, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.
Изучению проблемы групповой сплоченности уделяло внимание немало зарубежных и отечественных исследователей, таких как Ю.Л. Неймер [30], Л. Фестингер [43], B.C. Агеев [2], А.И. Донцов [9], Р.Л. Кричевский [18] и другие.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем, что отражено в трудах Н.К. Крупской [19], А.С. Макаренко [25] и других.
Но, несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в социальной психологии групп, возникают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива в начальных классах, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Для работы педагога по созданию коллектива в начальных классах главной целью является воспитание личности, однако на сегодня недостаточно изучены содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить следующие противоречия:
- между достаточной изученностью вопроса сплочения коллектива в теории и нерегулярном применении теоретических основ при организации деятельности, направленной на сплочение классного коллектива в начальной школе;
- между необходимостью создания в современной школе условий, обеспечивающих успешное сплочение коллектива и недостаточным применением различных форм и методов по сплочению ученического коллектива младших школьников в практике образовательного учреждения.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в разработке эффективных форм и методов, направленных на сплочение коллектива детей младшего школьного возраста.
На основании вышесказанного, проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс формирования групповой сплоченности младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования групповой сплоченности младших школьников повысится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «групповая сплоченность»;
- учитывать возрастные особенности формирования групповой сплоченности младших школьников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс программу формирования групповой сплоченности «Дружный класс», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: игровая, тренинг, беседа, арт-терапия, сказкотерапия, КТД.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «сплоченность», «групповая сплоченность».
2. Определить возрастные особенности становления групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
3. Изучить формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Дружный класс» по формированию групповой сплоченности младших школьников.
Методологическую основу исследования составили психологические, педагогические концепции в зарубежной и отечественной педагогике и психологии, раскрывающие:
- сущность понятия «групповая сплоченность» таких авторов, как Дж. Морено [27], Ю. Л. Неймер 30], Л. Фестингер [43], B. C. Агеев [2], А. И. Донцов [10], Р. Л. Кричевский [18] и другие;
- особенности межличностных отношений младших школьников таких авторов, как Е.П. Ильин [16], Я.Л. Коломинский 17], М.И. Лисина [23] и другие;
- количественные характеристики малых групп, такие как сплоченность, экспансивность, комфортность, ценностно-ориентационное единство, референтность, которые нашли описание в исследованиях В.С. Агеева [2], С.А. Багрецова [5], М.И. Еникеева [14], Я.Л. Коломинского [17], Н.Н. Обозова [23] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент; диагностическое тестирование с использованием таких методик, как: социометрический тест (по Дж. Морено) [12]; шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора - Ханина) [23];
- математико-статистические методы обработки полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ Гимназия №36. Выборку составили школьники 3 «А» и 3 «Б» класса: 60 школьников 9-10 лет, из них 32 мальчиков и 28 девочек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогического воздействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования групповой сплоченности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Дружный класс».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что позволила углубить и систематизировать представления об особенностях взаимоотношений младших школьников, выявлены психолого - педагогические основы становления сплоченности в коллективе младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования и разработанная программа «Дружный класс» могут быть использованы в практике образовательных организаций начального звена: в работе преподавателей, психологов и социальных педагогов.
Структура работы: состоит из введения, 2 глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Выделяют следующие факторы становления групповой сплоченности младших школьников, это: совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации младших школьников, гомогенность состава группы, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; привлекательность ведущего, как образца, модели оптимально функционирующего участника; профессионализм учителя, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности и наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении.
В работе с учащимися третьего класса важно учитывать следующие психолого-педагогические особенности данного возраста:
1) резкое снижение адекватности восприятия своего социального статуса следствием чего дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым;
2) высокая потребности занять определенное положение в группе сверстников, в результате высокая напряженность данной потребности влияет на повышение значимости мнения сверстников, что также становится причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
Выбор форм и методов по формирования групповой сплоченности младших школьников должен быть ориентирован на достижение следующих результатов, это: формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей, развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач, формирование взаимной эмоциональной притягательностью членов группы, осознание себя командой, получение эмоционального и физического удовольствия от результатов совместной деятельности, формирование прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и межличностных взаимоотношений, формирование общей удовлетворенностью группой.
Для проверки выдвинутой гипотезы мы проели опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ Гимназия №36. Выборку составили школьники 3 «А» и 3 «Б» класса: 60 школьников 9-10 лет.
В ходе эмпирического исследования мы выявили следующее:
- на начало исследования коэффициент групповой сплоченности соответствует среднему уровню с тенденцией к низкому: в 3 «А» классе (ЭГ) выявлен 13,97, в 3 «Б» классе (КГ) - 13,63 балла.
- в 3 «А» классе (ЭГ) выявлены 10% школьников - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 7% - звезды, 7% предпочитаемых и 66% принятых; в 3 «Б» классе (КГ) также были выявлены непринятые и отвергнутые учащиеся: 7% младших классов - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 3% - звезды, 7% предпочитаемых и 70% принятых;
- выявлен средний уровень взаимных выборов с тенденцией к низкому: в 3 «А» классе (ЭГ) - 36%, в 3 «Б» классе (КГ) - 35% взаимных выборов.
- наличие выявленных «отверженных» и «непринятых», с уровнем менее 50% взаимных выборов может свидетельствовать, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.
По результатам диагностики была составлена экспериментальная программа «Дружный класс», направленная на формирование и усиление общего командного духа, осознание себя командой, получение эмоционального и физического удовольствия от результатов через сплочение группы за счет подвижных командных игр, КТД; развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач посредством КТД, формирование взаимной эмоциональной притягательностью членов группы через тренинговые упражнения; формирование прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий, единства и устойчивости межличностных взаимоотношений и формирование общей удовлетворенностью группой через КТД, подвижные игры, сказкотерапию, беседу с младшими школьниками.
Результаты диагностики по методикам констатирующего этапа после апробации экспериментальной программы показали следующие результаты: коэффициент групповой сплоченности составляет в 3 «А» классе (ЭГ) 20,5, что соответствует среднему уровню, в 3 «Б» классе коэффициент групповой сплоченности составляет 15,7;
- в 3 «А» классе (ЭГ) не выявлены отвергнутые и непринятые учащиеся, 3% - звезды, 7% предпочитаемых и 90% принятых; в 3 «Б» классе (КГ) были выявлены непринятые и отвергнутые учащиеся: 3% младших школьников - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 3% - звезды, 10% предпочитаемых и 74% принятых.
- проверка по 1 критерию Стьюдента для зависимых выборок для 3 «А» класса (ЭГ) показала достоверность различий результатов диагностики групповой сплоченности на уровне 7,308 (по результатам контрольного и констатирующего этапов исследования (при 0,01)).
В КГ не выявлены достоверные различия (0,029) по результатам диагностики по методике Шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора - Ханина)
Таким образом, гипотеза, согласно которой эффективность процесса формирования групповой сплоченности младших школьников повысится, при опоре на сущностные характеристики понятий «сплоченность», «групповая сплоченность», учете возрастных особенностей младших школьников, разработке и внедрения в воспитательный процесс программы формирования групповой сплоченности «Дружный класс», включающей разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия (игровая, тренинг, беседа, арт-терапия, сказкотерапия, КТД), - подтверждена.
1. Авдеев В.В Формирование команды / В.В. Авдеев. - М.: Сфера, 2014. - 542 с.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы / В. С. Агеев. - М.: Просвещение, 2000. - 383 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. «Психология» / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
4. Арт-терапия в психиатрической практике: материалы науч. практ. конф. (Москва, нояб. 2012 г.) / Департамент здравоохранения г. Москвы, психиатр. клинич. больница № 1 им. Н.А. Алексеева, Регион. обществ. орг. «Клуб психиатров»; под ред. А.Л. Шмиловича, Е.А. Загряжской. - М.: Арт, 2012. - 280 с.
5. Багрецов С.А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С.А. Багрецов. - СПб.: Питер, 1999. - 640 с.
6. Баер У. Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности) / У. Баер. - М.: Класс, 2013. - 552 с.
7. Балакина Ю. А. Зависимость групповой сплоченности от количества членов коллектива / Ю. А. Балакина, А. В. Соколова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2017. - Том 7. - № 1. - С.69-72.
8. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗа / О. Б. Дарвиш. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2013. - 263 с.
9. Донцов А. И. Группа: психология и этимология / А. И. Донцов. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2003. - 133 с.
10. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности / А. И. Донцов. - М.: Владос-Пресс, 2009. - 374 с.
11. Доценко Е. Л. Глубинная семантика межличностного общения // Психология субъективной семантики: Истоки и развитие / под ред. И. Б. Ханиной, Д. А. Леонтьева. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 170 с.
12. Дресвянина А. М. Игры на сплочение детского коллектива / А.М. Дресвянина, Ю. В. Хамидулина // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1150-1151.
13. Гордеева Т. О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин. - М.: Педагогика, 2009. - 91 с.
14. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
15. Иванов И.П. Коллективное творческое воспитание / И.П. Иванов // Семья и школа. - 2009. - №8. - 478 с.
16. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 472 с.
17. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: АСТ, 2013. - 336 с.
18. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 318 с.
19. Крупская Н.К. О политическом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф.С. Озерская. - М.: Просвещение, 2012. - 197 с.
20. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
21. Левин К. Динамическая психология / К. Левин. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
22. Лепнева О. Коллектив класса - «классный коллектив»? / О. Лепнева, Е. Тимошко // Народное образование. - 2013. - № 8. - С. 246-256.
23. Лисина М.И. Потребность в общении // Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2006. - 304 с.
24. Мазаева Л.Ю. Групповая сплоченность в младшем школьном возрасте / Л.Ю. Мазаева, М.Б. Исаева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 107-109.
25. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко // Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2003. - Т.1. - С. 267-329.
26. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю.В. Макаров // Психологический журнал. - 2013. - №4. - С.39-43.
27. Морено Дж. Театр спонтанности / Дж. Морено. - Красноярск, Фонд ментального здоровья, 2008. - 302 с.
28. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. - М.: Академический проект, 2001. - 110 с.
29. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 370 с.
30. Неймер Ю.Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение / Ю.Л. Неймер // Социол. исслед. - 2005. - № 2. - С.39-44.
31. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт.: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 с.
32. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н.Н. Обозов. - М.: Облик, 2000. - 212 с.
33. Омарова М. А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 80-82.
34. Петровский В.А. Личность. Деятельность. Коллектив / В.А. Петровский. - Ростов-н/Д, 2012. - 512 с.
35. Петровский В. В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов / В. А. Петровский, В. В. Шпалинский. - М.: Просвещение, 2008. - 217с.
36. Почебут Л.Г. Индустриальная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: СПбГУ, 2007. - С. 68-69.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб: Издательство «Питер», 2007. -712 с.
38. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / сост. Е. Е. Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 207 с.
39. Суслова Ю.А., Николаева И. А. Групповая сплоченность в студенческих группах 1-2 и 4-5 курсов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 4(31).
40. Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М.: Владос-ПРЕСС, 2014.- 489 с.
41. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 2001. - С. 59.-63.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2014. - 42 с.
43. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - СПб.: Речь, 2000. - 299 с.
44. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. - 490 с.
45. Хушмуродова И. Б. Понятие о групповой сплоченности / И.Б. Хушмуродова // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 822-824.
46. Чернышев А. С. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития / А.С. Чернышов, С.В. Сарычев // Ученые записки. - 2009. - № 11. - С. 39-45.
47. Шанина Л. Ю. Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы) / Л.Ю. Шанина, Н.Ю. Мандрыгина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 1-5.
48. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 с.
49. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 6-8.
50. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.Р. Ясницкая. - М.: Академия, 2009. - 348 с.