Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования групповой сплоченности у младших школьников 9
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: сплоченность,
групповая сплоченность 9
1.2. Особенности становления групповой сплоченности в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования групповой сплоченности младших школьников 33
2.1. Организация и методика исследования 33
2.2. Исследование уровня развития групповой сплоченности у детей
младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) 38
2.3. Реализация программы формирования групповой сплоченности у
младших школьников (формирующий эксперимент) 43
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования групповой сплоченности у младших школьников 9
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: сплоченность,
групповая сплоченность 9
1.2. Особенности становления групповой сплоченности в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования групповой сплоченности младших школьников 33
2.1. Организация и методика исследования 33
2.2. Исследование уровня развития групповой сплоченности у детей
младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) 38
2.3. Реализация программы формирования групповой сплоченности у
младших школьников (формирующий эксперимент) 43
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение
Актуальность исследования формирования сплоченности коллектива - одна из важнейших проблем современной педагогики. Обусловленный определенными взаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания коллектив является важным фактором и средством воспитания, развития и формирования личности человека.
Значимость межличностного общения и факторов групповой деятельности обусловлена пониманием коммуникативной природы психики человека, при этом общение оказывает чрезвычайно важное влияние на интеллектуальное, эмоциональное, и нравственное развитие личности, также все социально психологические черты приобретаются через личный опыт общения.
Главными показателями, отражающими особенности межличностных отношений в малой группе, является социометрический статус и групповая сплоченность, где групповая сплоченность - это показатель прочности единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Классный коллектив, как малая группа во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственные. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.
Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью [7].
В качестве экспериментального поля не случайно выбран младший школьный возраст, в основе данного выбора лежат следующие особенности данного возрастного периоде, это:
- возраст, в котором приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка младшего школьного возраста;
- младший школьный возраст - период наиболее активного формирования личности, то есть наиболее сенситивный к различному роду коррекционным мероприятиям;
- от сформированности личностных качеств зависит успешность дальнейшей учебной деятельности младших школьников, следовательно, результаты исследования могут носить профилактический характер.
Высочайшие преимущества классного коллектива: будучи микросредой для младшего школьника, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.
Изучению проблемы групповой сплоченности уделяло внимание немало зарубежных и отечественных исследователей, таких как Ю.Л. Неймер [30], Л. Фестингер [43], B.C. Агеев [2], А.И. Донцов [9], Р.Л. Кричевский [18] и другие.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем, что отражено в трудах Н.К. Крупской [19], А.С. Макаренко [25] и других.
Но, несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в социальной психологии групп, возникают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива в начальных классах, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Для работы педагога по созданию коллектива в начальных классах главной целью является воспитание личности, однако на сегодня недостаточно изучены содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить следующие противоречия:
- между достаточной изученностью вопроса сплочения коллектива в теории и нерегулярном применении теоретических основ при организации деятельности, направленной на сплочение классного коллектива в начальной школе;
- между необходимостью создания в современной школе условий, обеспечивающих успешное сплочение коллектива и недостаточным применением различных форм и методов по сплочению ученического коллектива младших школьников в практике образовательного учреждения.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в разработке эффективных форм и методов, направленных на сплочение коллектива детей младшего школьного возраста.
На основании вышесказанного, проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс формирования групповой сплоченности младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования групповой сплоченности младших школьников повысится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «групповая сплоченность»;
- учитывать возрастные особенности формирования групповой сплоченности младших школьников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс программу формирования групповой сплоченности «Дружный класс», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: игровая, тренинг, беседа, арт-терапия, сказкотерапия, КТД.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «сплоченность», «групповая сплоченность».
2. Определить возрастные особенности становления групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
3. Изучить формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Дружный класс» по формированию групповой сплоченности младших школьников.
Методологическую основу исследования составили психологические, педагогические концепции в зарубежной и отечественной педагогике и психологии, раскрывающие:
- сущность понятия «групповая сплоченность» таких авторов, как Дж. Морено [27], Ю. Л. Неймер 30], Л. Фестингер [43], B. C. Агеев [2], А. И. Донцов [10], Р. Л. Кричевский [18] и другие;
- особенности межличностных отношений младших школьников таких авторов, как Е.П. Ильин [16], Я.Л. Коломинский 17], М.И. Лисина [23] и другие;
- количественные характеристики малых групп, такие как сплоченность, экспансивность, комфортность, ценностно-ориентационное единство, референтность, которые нашли описание в исследованиях В.С. Агеева [2], С.А. Багрецова [5], М.И. Еникеева [14], Я.Л. Коломинского [17], Н.Н. Обозова [23] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент; диагностическое тестирование с использованием таких методик, как: социометрический тест (по Дж. Морено) [12]; шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора - Ханина) [23];
- математико-статистические методы обработки полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ Гимназия №36. Выборку составили школьники 3 «А» и 3 «Б» класса: 60 школьников 9-10 лет, из них 32 мальчиков и 28 девочек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогического воздействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования групповой сплоченности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Дружный класс».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что позволила углубить и систематизировать представления об особенностях взаимоотношений младших школьников, выявлены психолого - педагогические основы становления сплоченности в коллективе младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования и разработанная программа «Дружный класс» могут быть использованы в практике образовательных организаций начального звена: в работе преподавателей, психологов и социальных педагогов.
Структура работы: состоит из введения, 2 глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Значимость межличностного общения и факторов групповой деятельности обусловлена пониманием коммуникативной природы психики человека, при этом общение оказывает чрезвычайно важное влияние на интеллектуальное, эмоциональное, и нравственное развитие личности, также все социально психологические черты приобретаются через личный опыт общения.
Главными показателями, отражающими особенности межличностных отношений в малой группе, является социометрический статус и групповая сплоченность, где групповая сплоченность - это показатель прочности единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Классный коллектив, как малая группа во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственные. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.
Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью [7].
В качестве экспериментального поля не случайно выбран младший школьный возраст, в основе данного выбора лежат следующие особенности данного возрастного периоде, это:
- возраст, в котором приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка младшего школьного возраста;
- младший школьный возраст - период наиболее активного формирования личности, то есть наиболее сенситивный к различному роду коррекционным мероприятиям;
- от сформированности личностных качеств зависит успешность дальнейшей учебной деятельности младших школьников, следовательно, результаты исследования могут носить профилактический характер.
Высочайшие преимущества классного коллектива: будучи микросредой для младшего школьника, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.
Изучению проблемы групповой сплоченности уделяло внимание немало зарубежных и отечественных исследователей, таких как Ю.Л. Неймер [30], Л. Фестингер [43], B.C. Агеев [2], А.И. Донцов [9], Р.Л. Кричевский [18] и другие.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем, что отражено в трудах Н.К. Крупской [19], А.С. Макаренко [25] и других.
Но, несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в социальной психологии групп, возникают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива в начальных классах, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Для работы педагога по созданию коллектива в начальных классах главной целью является воспитание личности, однако на сегодня недостаточно изучены содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить следующие противоречия:
- между достаточной изученностью вопроса сплочения коллектива в теории и нерегулярном применении теоретических основ при организации деятельности, направленной на сплочение классного коллектива в начальной школе;
- между необходимостью создания в современной школе условий, обеспечивающих успешное сплочение коллектива и недостаточным применением различных форм и методов по сплочению ученического коллектива младших школьников в практике образовательного учреждения.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в разработке эффективных форм и методов, направленных на сплочение коллектива детей младшего школьного возраста.
На основании вышесказанного, проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс формирования групповой сплоченности младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования групповой сплоченности младших школьников повысится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «групповая сплоченность»;
- учитывать возрастные особенности формирования групповой сплоченности младших школьников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс программу формирования групповой сплоченности «Дружный класс», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: игровая, тренинг, беседа, арт-терапия, сказкотерапия, КТД.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «сплоченность», «групповая сплоченность».
2. Определить возрастные особенности становления групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
3. Изучить формы и методы формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Дружный класс» по формированию групповой сплоченности младших школьников.
Методологическую основу исследования составили психологические, педагогические концепции в зарубежной и отечественной педагогике и психологии, раскрывающие:
- сущность понятия «групповая сплоченность» таких авторов, как Дж. Морено [27], Ю. Л. Неймер 30], Л. Фестингер [43], B. C. Агеев [2], А. И. Донцов [10], Р. Л. Кричевский [18] и другие;
- особенности межличностных отношений младших школьников таких авторов, как Е.П. Ильин [16], Я.Л. Коломинский 17], М.И. Лисина [23] и другие;
- количественные характеристики малых групп, такие как сплоченность, экспансивность, комфортность, ценностно-ориентационное единство, референтность, которые нашли описание в исследованиях В.С. Агеева [2], С.А. Багрецова [5], М.И. Еникеева [14], Я.Л. Коломинского [17], Н.Н. Обозова [23] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент; диагностическое тестирование с использованием таких методик, как: социометрический тест (по Дж. Морено) [12]; шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора - Ханина) [23];
- математико-статистические методы обработки полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ Гимназия №36. Выборку составили школьники 3 «А» и 3 «Б» класса: 60 школьников 9-10 лет, из них 32 мальчиков и 28 девочек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогического воздействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования групповой сплоченности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования групповой сплоченности у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Дружный класс».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что позволила углубить и систематизировать представления об особенностях взаимоотношений младших школьников, выявлены психолого - педагогические основы становления сплоченности в коллективе младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования и разработанная программа «Дружный класс» могут быть использованы в практике образовательных организаций начального звена: в работе преподавателей, психологов и социальных педагогов.
Структура работы: состоит из введения, 2 глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Выделяют следующие факторы становления групповой сплоченности младших школьников, это: совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации младших школьников, гомогенность состава группы, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; привлекательность ведущего, как образца, модели оптимально функционирующего участника; профессионализм учителя, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности и наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении.
В работе с учащимися третьего класса важно учитывать следующие психолого-педагогические особенности данного возраста:
1) резкое снижение адекватности восприятия своего социального статуса следствием чего дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым;
2) высокая потребности занять определенное положение в группе сверстников, в результате высокая напряженность данной потребности влияет на повышение значимости мнения сверстников, что также становится причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
Выбор форм и методов по формирования групповой сплоченности младших школьников должен быть ориентирован на достижение следующих результатов, это: формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей, развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач, формирование взаимной эмоциональной притягательностью членов группы, осознание себя командой, получение эмоционального и физического удовольствия от результатов совместной деятельности, формирование прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и межличностных взаимоотношений, формирование общей удовлетворенностью группой.
Для проверки выдвинутой гипотезы мы проели опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ Гимназия №36. Выборку составили школьники 3 «А» и 3 «Б» класса: 60 школьников 9-10 лет.
В ходе эмпирического исследования мы выявили следующее:
- на начало исследования коэффициент групповой сплоченности соответствует среднему уровню с тенденцией к низкому: в 3 «А» классе (ЭГ) выявлен 13,97, в 3 «Б» классе (КГ) - 13,63 балла.
- в 3 «А» классе (ЭГ) выявлены 10% школьников - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 7% - звезды, 7% предпочитаемых и 66% принятых; в 3 «Б» классе (КГ) также были выявлены непринятые и отвергнутые учащиеся: 7% младших классов - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 3% - звезды, 7% предпочитаемых и 70% принятых;
- выявлен средний уровень взаимных выборов с тенденцией к низкому: в 3 «А» классе (ЭГ) - 36%, в 3 «Б» классе (КГ) - 35% взаимных выборов.
- наличие выявленных «отверженных» и «непринятых», с уровнем менее 50% взаимных выборов может свидетельствовать, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.
По результатам диагностики была составлена экспериментальная программа «Дружный класс», направленная на формирование и усиление общего командного духа, осознание себя командой, получение эмоционального и физического удовольствия от результатов через сплочение группы за счет подвижных командных игр, КТД; развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач посредством КТД, формирование взаимной эмоциональной притягательностью членов группы через тренинговые упражнения; формирование прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий, единства и устойчивости межличностных взаимоотношений и формирование общей удовлетворенностью группой через КТД, подвижные игры, сказкотерапию, беседу с младшими школьниками.
Результаты диагностики по методикам констатирующего этапа после апробации экспериментальной программы показали следующие результаты: коэффициент групповой сплоченности составляет в 3 «А» классе (ЭГ) 20,5, что соответствует среднему уровню, в 3 «Б» классе коэффициент групповой сплоченности составляет 15,7;
- в 3 «А» классе (ЭГ) не выявлены отвергнутые и непринятые учащиеся, 3% - звезды, 7% предпочитаемых и 90% принятых; в 3 «Б» классе (КГ) были выявлены непринятые и отвергнутые учащиеся: 3% младших школьников - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 3% - звезды, 10% предпочитаемых и 74% принятых.
- проверка по 1 критерию Стьюдента для зависимых выборок для 3 «А» класса (ЭГ) показала достоверность различий результатов диагностики групповой сплоченности на уровне 7,308 (по результатам контрольного и констатирующего этапов исследования (при 0,01)).
В КГ не выявлены достоверные различия (0,029) по результатам диагностики по методике Шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора - Ханина)
Таким образом, гипотеза, согласно которой эффективность процесса формирования групповой сплоченности младших школьников повысится, при опоре на сущностные характеристики понятий «сплоченность», «групповая сплоченность», учете возрастных особенностей младших школьников, разработке и внедрения в воспитательный процесс программы формирования групповой сплоченности «Дружный класс», включающей разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия (игровая, тренинг, беседа, арт-терапия, сказкотерапия, КТД), - подтверждена.
Выделяют следующие факторы становления групповой сплоченности младших школьников, это: совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации младших школьников, гомогенность состава группы, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; привлекательность ведущего, как образца, модели оптимально функционирующего участника; профессионализм учителя, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности и наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении.
В работе с учащимися третьего класса важно учитывать следующие психолого-педагогические особенности данного возраста:
1) резкое снижение адекватности восприятия своего социального статуса следствием чего дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым;
2) высокая потребности занять определенное положение в группе сверстников, в результате высокая напряженность данной потребности влияет на повышение значимости мнения сверстников, что также становится причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
Выбор форм и методов по формирования групповой сплоченности младших школьников должен быть ориентирован на достижение следующих результатов, это: формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей, развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач, формирование взаимной эмоциональной притягательностью членов группы, осознание себя командой, получение эмоционального и физического удовольствия от результатов совместной деятельности, формирование прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и межличностных взаимоотношений, формирование общей удовлетворенностью группой.
Для проверки выдвинутой гипотезы мы проели опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ Гимназия №36. Выборку составили школьники 3 «А» и 3 «Б» класса: 60 школьников 9-10 лет.
В ходе эмпирического исследования мы выявили следующее:
- на начало исследования коэффициент групповой сплоченности соответствует среднему уровню с тенденцией к низкому: в 3 «А» классе (ЭГ) выявлен 13,97, в 3 «Б» классе (КГ) - 13,63 балла.
- в 3 «А» классе (ЭГ) выявлены 10% школьников - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 7% - звезды, 7% предпочитаемых и 66% принятых; в 3 «Б» классе (КГ) также были выявлены непринятые и отвергнутые учащиеся: 7% младших классов - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 3% - звезды, 7% предпочитаемых и 70% принятых;
- выявлен средний уровень взаимных выборов с тенденцией к низкому: в 3 «А» классе (ЭГ) - 36%, в 3 «Б» классе (КГ) - 35% взаимных выборов.
- наличие выявленных «отверженных» и «непринятых», с уровнем менее 50% взаимных выборов может свидетельствовать, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.
По результатам диагностики была составлена экспериментальная программа «Дружный класс», направленная на формирование и усиление общего командного духа, осознание себя командой, получение эмоционального и физического удовольствия от результатов через сплочение группы за счет подвижных командных игр, КТД; развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач посредством КТД, формирование взаимной эмоциональной притягательностью членов группы через тренинговые упражнения; формирование прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий, единства и устойчивости межличностных взаимоотношений и формирование общей удовлетворенностью группой через КТД, подвижные игры, сказкотерапию, беседу с младшими школьниками.
Результаты диагностики по методикам констатирующего этапа после апробации экспериментальной программы показали следующие результаты: коэффициент групповой сплоченности составляет в 3 «А» классе (ЭГ) 20,5, что соответствует среднему уровню, в 3 «Б» классе коэффициент групповой сплоченности составляет 15,7;
- в 3 «А» классе (ЭГ) не выявлены отвергнутые и непринятые учащиеся, 3% - звезды, 7% предпочитаемых и 90% принятых; в 3 «Б» классе (КГ) были выявлены непринятые и отвергнутые учащиеся: 3% младших школьников - отвергнутые, непринятых выявлено 10%, 3% - звезды, 10% предпочитаемых и 74% принятых.
- проверка по 1 критерию Стьюдента для зависимых выборок для 3 «А» класса (ЭГ) показала достоверность различий результатов диагностики групповой сплоченности на уровне 7,308 (по результатам контрольного и констатирующего этапов исследования (при 0,01)).
В КГ не выявлены достоверные различия (0,029) по результатам диагностики по методике Шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора - Ханина)
Таким образом, гипотеза, согласно которой эффективность процесса формирования групповой сплоченности младших школьников повысится, при опоре на сущностные характеристики понятий «сплоченность», «групповая сплоченность», учете возрастных особенностей младших школьников, разработке и внедрения в воспитательный процесс программы формирования групповой сплоченности «Дружный класс», включающей разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия (игровая, тренинг, беседа, арт-терапия, сказкотерапия, КТД), - подтверждена.
Подобные работы
- Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Формирование сплоченности детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование
сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



