Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования
групповой сплоченности в младшем школьном возрасте 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«сплоченность», «сплоченность группы, коллектива», основные показатели сплоченности в младшем школьном возрасте 10
1.2. Возрастные особенности взаимодействия в группе младших школьников 16
1.3. Формы и методы формирования групповой сплоченности в
младшем школьном возрасте 22
Выводы по I главе 36
Глава 2 Педагогическое обеспечение процесса формирования сплоченности в младшем школьном возрасте 39
2.1. Изучение групповой сплоченности младших школьников
(результаты констатирующего этапа исследования) 39
2.2. Реализация программы по формированию групповой сплоченности
у детей младшего школьного возраста 45
2.3. Организация и апробация программы по формированию групповой
сплоченности у детей младшего школьного возраста «Мы вместе!» 47
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию групповой сплоченности у детей младшего школьного возраста (контрольный этап эксперимента) 54
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения
Актуальность данного исследования состоит в том, что в любом коллективе (учебном, самодеятельном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
Поскольку коллективная жизнь предполагает общение, вначале ответим на вопрос, что подразумевают под этим понятием психологи и философы. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга, и как информационный процесс.
Именно младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения. Также у ребенка в этом возрасте меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни.
Задача педагогов в системе базового и дополнительного образования создать условия не только для реализации творческого потенциала детей и сделать их досуг познавательным, но и обратить внимание на сплочённость самодеятельного коллектива. Важнейшими условиями успеха эстетического воспитания подрастающего поколения является сегодня системность и комплексность педагогических воздействий, планомерное осуществление задач формирования эстетической культуры всеми доступными средствами, во всех звеньях учебно-воспитательного процесса, тесная связь эстетического воспитания с нравственным, экономическим, политическим, правовым, экологическим, физическим воспитанием.
Говоря о степени научной разработанности проблемы, следует отметить, что понятиям «коллектив», «сплочённость» в научной и философской литературе посвящено необозримое количество работ.
А. С. Макаренко [19] отмечал, что труд педагога должен заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу, наибольшей дружбе с ним, воспитании на основе сотрудничества. Приближение к детскому коллективу придает силу педагогическому влиянию.
Н. К. Крупская [25] предлагала включать детей, которая вызывала бы у них коллективные переживания и постоянное стремление работать сообща. Опыт педагогической деятельности А. С. Макаренко [19] показал, что детский коллектив совершенствуется и сплачивается не вообще в любой деятельности, а в той, которая составляет основное содержание его жизни. В педагогической литературе подчеркивается, что коллективная деятельность - важнейшее условие воспитания личности, что организация различных праздников, концертов, спектаклей, все детское творчество должны представлять коллективное действие.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что групповая сплоченность - такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Основным показателем сплоченности в рамках данного подхода является уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, т. е., чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность (автор А. и Б. Лотт) [28].
По определению А. В. Петровского [25] сплоченность является ценностно-ориентационным единством. Данный подход разработан в теории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе/ Групповая сплоченность - это сумма всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. Показателем сплоченности в рамках данного подхода является степень привлекательности (полезности) группы для ее членов, т. е. чем больше количество тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе (тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий), тем выше ее сплоченность.
В младшем школьным возрасте приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми начальной школы по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Различные психологические факторы по-разному влияют на формирование, сплоченность коллектива и психологический климат в нем. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. От положения ребенка или от его статуса в группе, так же и от построения взаимоотношений с взрослыми и сверстниками зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в коллективе дает возможность ребенку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Человек психологически формируется, личностно развивается не только под воздействием коллектива, но и под влиянием других социальных факторов. Но сказанное не отрицает ценности коллектива для становления человека как личности. Высокоразвитые коллективы во многом полезны для формирования личности. Коллектив способен оказать на личность разное, не только положительное воздействие. Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном влиянии группы на индивида.
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенных в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития [4, с. 56].
Проблема формирование сплоченности детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет найти взаимопонимание, установить контакт со своими сверстниками. Совсем по-другому чувствуют себя дети, которые умеют найти общий язык, подружиться со своими одноклассниками. Эти дети легче вписываются в процесс обучения. И поэтому необходимо формировать у детей сплоченность, т. е. направлять внимание на интересные игры, упражнение. Для этого необходимо проводить специально организованную работу с использованием различных форм и методов педагогического воздействия для развития сплоченности.
Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между необходимостью формирования сплоченности у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием в практике учебных заведений форм и методов формирования сплоченности у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте» является актуальной.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования сплоченности в младшим школьным возрасте?
Объект исследования: процесс формирования сплочённости в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: содержание, формы, методы формирования сплоченности в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность содержания, методов и форм формирования сплоченности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: формирование сплоченности в младшем школьном возрасте будет эффективным если:
- опираться на ключевые характеристики и свойства групповой сплоченности;
- учитывать возрастные особенности взаимодействия в группе младших школьников;
- на основе выявленных методов и форм разработать и реализовать программу формирования групповой сплоченности младших школьников «Мы вместе!».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «сплоченность», свойства и факторы формирования групповой сплоченности младших школьников.
2. Выявить возрастные особенности взаимодействия в группе младших школьников.
3. На основе выявленных методов и форм разработать и реализовать программу формирования групповой сплоченности младших школьников «Мы вместе!».
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные особенностям формирования сплоченности детского коллектива (В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин и др.). Родоначальниками концепции групповой сплочённости являются американские психологи К. Левин, Л. Фестингер, Д. Картрайт, А. Зандер и их последователи. В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским, Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович.
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование, педагогический эксперимент; методы статистической и математической обработки данных.
Методики исследования: «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора и «Социометрия: исследование межличностных отношений в группе» Дж. Леви Морено.
Экспериментальная база исследования. В исследовании принимало участие 31 человек, учащиеся 3 «В» класса МБОУ "Гимназия №40" Приволжского района г. Казани.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа «Мы вместе!» по формирование сплоченности у детей младшего школьного возраста, в основу, которой легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы и формы формирование сплоченности у детей младшего школьного возраста, которые нашли отражение в программе «Мы вместе!».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Мы вместе!» по формирование сплоченности у детей младшего школьного возраста с помощью выявленных методов и форм педагогического воздействия, может использоваться в практике образовательных учреждений в начальной школе, выявлена положительная динамика в формирование сплоченности. Выявленные нами методы и формы формирование сплоченности могут с успехом использоваться педагогами и психологами в процессе формирование сплоченности у детей младшего школьного возраста. Также материалы данного исследования могут использоваться студентами при подготовке к практике в школе, к практическим занятиям при изучении курсов «Теория и методика воспитания», «Педагогическая психология», «Общая психология», «Психология развития».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сплоченности группы младших школьников и проведя экспериментальное исследование, можно говорить о том, что сплочение группы младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем.
В связи с этим целью нашего исследования было выявить эффективные формы и методы по формированию сплоченности у детей младшего школьного возраста. И вслед за целью мы наметили ряд задач.
Далее мы более подробно остановимся на освещении результатов нашего исследования.
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «сплоченность группы». Решая эту задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что под сплоченностью группы подразумевается групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Основным показателем сплоченности в рамках данного подхода является уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, т. е., чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность.
Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что наиболее эффективными методами и формами сплоченности группы у детей младшего школьного возраста являются игры и упражнения. Эффективность данных форм и методов была проверена в ходе формирующего эксперимента, где была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Так же эти данные подтверждает проведенная математическая обработка данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям сплоченности группы.
Решая четвертую задачу, мы разработали программу «Мы вместе!», направленную на формирование сплоченности группы детей младшего школьного возраста. После формирующего этапа, на котором происходила апробации программы, мы выявили следующие изменения: на контрольном этапе исследования мы выявили, что после эксперимента среднее арифметическое значение по индексу групповой сплоченности Сишора стало равным 15,62 и находится на высоком уровне.
Полученные результаты дают нам основания считать, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась. Разработанная программа может использоваться работе по формированию сплоченности группы младших школьников.
1. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания / Г.М. Андреева // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. С. 125 - 130.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. "Психология" / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
3. Бабаян А. В. , И. А. Сикорский о нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика.-2004.-№10. - С. 66-74.
4. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», Издательский дом Шалвы Амонашвили 1998.- 76 с.
5. Денисова Т. Н. Практикум по социальной психологии: раздел «Специализированные социально - психологические методы» / Т. Н. Денисова, М. Н. Крутцова, О. К. Соколовская; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. Гос. Пед. ун-т. - Вологда, 2011. - 36 с.
6. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические
проблемы исследования: учеб. пособие / А. И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.
7. Кадры, «Психологические особенности сплочённости коллектива» Довыдов К. Д. №4.2005г.
8. Киричук А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. В кн.: Проблемы общения и воспитание / под ред. Л. А. Буевой. - Тарту, 1974. - 197 с.
9. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.
10. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб.пособие / Я. Л. Коломенский. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2013.
12. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.
13. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения / И.Я. Лернер, М.Н.Скаткина. // Советская педагогика. - М.: Просвещение, 2015. - № 3. - С. 16-20.
14. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. / А.Н. Лутошкина. - М.: Просвещение,2009. - 378 с.
15. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
16. Психологическая характеристика коллектива Межличностные отношения в коллективе. М.: Аспект Пресс, 2007.
17. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко; сост. и автор вступ. ст. В.В. Кумарин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. - 261с.
18. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.:
Педагогика, 2011. - 334 с.
19. Макаренко А.С., Педагогические сочинения: В 8 т.-М., 1983 г.
20. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков, переиздание.
- Спб.: Речь, 2014. - 332 с.
21. Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002.
22. Немов Р.С. Социальная психология / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина.
- М.: Издательство Юрайт, 2011. - 427 с.
23. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и
цели воспитания. // Школа. 2002. № 4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,
Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 1998.
- 640 с.
24. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский. - М.:Просвещение, 1979. - С.312.
25. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива /А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - М.: Просвещение, 1978. - 320 с.
26. Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый - М.: Просвещение, 2003. - 398 с.
27. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания] / С.Д.Поляков. - М.: Новая школа, 1996. - С.231.
28. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998.- С.79.
29. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - Кн. 2: Процесс воспитания./256ил.
30. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.
- СПб.: Питер, 2000.
31. Селевко Г.К. Воспитание технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
32. Селиванов В.Ч Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина., испр. - М.: Издательский цент «Академия», 2002.
33. Сластенин В. А. Педагогика: учебник по дисциплине
"Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 576 с.
34. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А.
Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. - C.78-81
35. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.
36. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1
37. Уманский Л.И. «Личности. Организаторская деятельность. Коллектив» (Избранные труды) - Кострома: КГУ, 2001. - 208 с.
38. Учебное пособие / А. И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.
39. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: В 2 т. / К.Д.Ушинский. // Избр. пед. тр. - М.: Эксмо, 2014. - 344 с.
40. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 30 с.
41. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем / Н.Е. Щуркова. М.:Просвещение, 2004.- С.352.
42. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики /Н.Е. Щуркова // Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: Педагогический поиск,1997.- С.62-75.
43. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. / И.М. Юсупов. - Казань: Татрск. книж. изд-во, 2011. - 156 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.