Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №46597

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профилактики агрессивности
подростков в коллективе 9
1.1. Сущность понятия «агрессивность» 9
1.2. Особенности проявления агрессивности подростков в коллективе 18
1.3. Формы и методы профилактики агрессивности подростков в коллективе
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенности форм и методов профилактики агрессивности подростков в коллективе 39
2.1. Исследование уровня агрессивности подростков (констатирующий
эксперимент) 39
2.2. Программа профилактики агрессивности подростков в
коллективе 49
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по 2 главе 66
Заключение 68
Список литературы 73
Приложения

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность современных подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна подростковой преступности и увеличение числа несовершеннолетних, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения данного феномена, факторов вызывающих эти опасные явления и эффективную профилактику агрессивности как дезадаптивного поведения [39].
Актуальность изучение агрессии в подростковом возрасте обусловлена тем, что данный период характеризуется эмоциональной нестабильностью, сопровождающийся резким возрастанием агрессивного поведения. При этом способность подростка строить конструктивные отношения с окружающими, достаточный уровень самоконтроля для совместного разрешения конфликтных ситуаций - является важным показателем адаптивного развития личности подростка.
Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей в раннем детстве как отражение слабой социализированности личности и отсутствия более сложных коммуникативных навыков. Постепенно на смену агрессии приходят социализированные формы поведения, и только у некоторых подростков агрессия сохраняется, а иногда развивается и трансформируется в агрессивность - устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим, не соответствующее социальным нормам поведения.
Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Проблему агрессивного поведения и агрессивности личности исследовали такие ученые, как А. Бандура [2], Л. Берковиц [4], К.Лоренц [16], Я.Л. Коломинский [15], Л.М. Семенюк [31], А.А. Реан [25] и другие.
Согласно исследованиям, агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность. Пик проявления агрессивности наблюдается в подростковом возрасте, который характеризуется, как «трудный», «переломный» период в жизни подростков. В поведении подростков наблюдаются физическая, вербальная агрессия, ярко выраженный негативизм и тому подобное.
Изучение агрессивности в коллективе обусловлена значимостью межличностных отношений в этот период взросления, когда взаимоотношения со сверстниками находятся в центре внимания подростка и определяют их поведение, деятельность, успешную социализацию и развитие личностных качеств. Для этого подростку важно занять высокое положение среди сверстников. Однако в любом коллективе формируется иерархия организованной группы, между которыми возникают межличностные конфликты, при этом в силу отсутствия условий для реализации своего потенциала процесс самоутверждения может проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям, к различным девиациям, вследствие чего возникает опасность выбора агрессивной линии поведения. Происходит формирование агрессивности в связи с несоответствием ожиданий и реального положения в группе и других факторов.
Поскольку агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Однако на сегодня в образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется к решению данной проблемы. Зачастую на увеличение количества дезадаптированных подростков влияет примирение в средних школах с проявлениями агрессивности подростков, ставшими чуть ли нормой поведения в школьном коллективе.
Также на сегодня в практике образовательных организаций недостаточно разработаны содержание, формы и методы воспитательно-профилактической работы агрессивности среди подростков.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на повышение социальной адаптированности личности подрастающего поколения с одной стороны и недостаточной разработанностью форм и методов профилактики агрессивности подростков в коллективе, - с другой.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики агрессивности среди подростков в коллективе?
Объект исследования: процесс профилактики агрессивности в коллективе.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики агрессивности подростков в коллективе.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику агрессивности подростков в коллективе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса профилактики агрессивности подростков в коллективе может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики «агрессивности»;
-учитывать возрастные особенности проявления агрессивности подростков в коллективе;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс профилактическую программу «Мир и гармония», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: беседы, игры, тренинги и другие.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета данного исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «агрессивность», «агрессивное поведение».
2. Определить возрастные особенности проявления агрессивности подростков в коллективе.
3. Раскрыть содержание, формы и методы профилактики агрессивности подростков в коллективе.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Мир и гармония» профилактики агрессивности подростков в коллективе.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: научные концепции отечественной и зарубежной педагогики и психологии, раскрывающие общенаучные категории «агрессивности» таких авторов, как Л. Г. Агеева [1], Н.Л. Коломинский [15], А.А. Реан [25] и другие;
- концепция влияния социума и культуры на формирование и развитие личности таких авторов, как Г. Салливан [30], Э. Фромм [37], К. Хорни [38], и другие;
- труды, направленные на изучение особенностей проявления агрессивности в подростковом возрасте таких авторов, как А. Бандура [2], Л. Берковиц [4], К. Лоренц [16], А.А. Реан [25], Л.М. Семенюк [31] и другие;
- исследования основ профилактики и коррекции агрессивности таких авторов, как К.А. Воробьева [7], В.В. Глебов [9], Е.В. Гребенкин [10] и другие.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стала Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района РТ. Выборку составили 60 школьников 7 «А» и 7 «Б» классов в возрасте 12¬13 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме агрессивности в коллективе, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы педагогического взаимодействия с подростками с целью профилактики агрессивности в коллективе.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики агрессивности в коллективе подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Мир и гармония».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Мир и гармония» может использоваться в практике образовательных организаций в среднем звене с целью профилактики агрессивности подростков в коллективе.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Решая первую задачу, мы определили, что агрессивность - это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения. Агрессивность как черта личности характеризуется устойчиво присущей человеку готовностью к враждебным действиям.
2. Решая вторую задачу мы выявили, что особенностями проявления агрессивности в подростковом возрасте являются следующие:
1) агрессивное преследование - буллинг, проявляющееся в форме физической агрессии - прямое насилии, вербальной - обзывание, ругательства, косвенной - травля и порча имущества, вымогательство;
2) фрустрация потребности в признании и уважении референтной группы как фактор проявление агрессии, характеризующейся более высоким уровнем раздражительности, физической агрессии и обиды;
3) агрессивные подростки не идентифицируют себя с собственными родителями: негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности - высокой агрессивности личности;
4) сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной формам агрессии. В межличностных отношениях для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная - физическая», сколько выражение её в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим.
3. Изучение содержания, форм и методов профилактики агрессивности подростков позволило выделить, что данная психолого-педагогическая работа включает диагностику психоэмоциональной среды, консультативно-образовательную работу с педагогическими кадрами и родителями, информационно-образовательную работа с подростками, формирование психоэмоциональной среды класса, включающая систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса. Необходимо проведение мероприятий, направленных на улучшение психологического климата в классе, повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов), повышение уровня коммуникативной культуры подростков, профилактика, коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков и снижение их асоциального поведения, развитие стрессоустойчивых качеств личности и формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем, осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
4. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ №» пгт Джалиль Республики Татарстан среди учащихся 7 «А» (ЭГ) и 7 «Б» (КГ) классов. Выборку составили 60 подростков 12-13 лет. На констатирующем этапе были определены особенности агрессивности подростков и измерен социометрический статус в коллективе исследуемых групп.
5. Результаты показали, что среди подростков преобладает «вербальная агрессия», «физическая агрессия», «негативизм» и «косвенная агрессия». Социометрия позволила выявить в ЭГ «звезды» - 10%, «предпочитаемые» - 10%, «принятые» - 67%. Также в 7 «А» (ЭГ) выявлены 10% «непринятых» и 3% «отвергнутых»; в КГ сходная картина: звезды» - 7%, «предпочитаемые» - 13%, «принятые» - 63%. Также выявлены 13% «непринятых» и 3% «отвергнутых». Коэффициент взаимных выборов также показал низкие результаты 33% в экспериментальной и 34% в контрольной группах. Таким образом, для исследуемых классов характерно отсутствие коллективе, а высокий уровень агрессивности и враждебности является фактором формирования социально-психологической дезадаптации подростков в коллективе.
6. По результатам теоретического анализа психолого-педагогической литературы и результатов диагностики констатирующего этапа была разработана и апробирована программа профилактики агрессивности подростков в коллективе, в которой определили следующие направления работы:
- работа с родителями (педагогическое просвещение);
- работа с педагогами (консультирование по проблеме агрессивности и педагогическое просвещение);
- работа с подростками средствами тренинга, КТД, ролевых и спортивных игр, беседы (формирование навыков коммуникативного взаимодействия, сплочение коллектива, формирование навыков конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, навыков адаптивного проявления агрессии, умения и мотивации самовоспитания и саморазвития, обучение конструктивному выражению чувств, повышению уровня самоконтроля и саморегуляции).
7. Для определения эффективности экспериментальной программы мы провели повторную диагностику по методикам констатирующего этапа: определи социометрический статус и взаимность выборов в исследуемых группах, а также особенности и выраженность агрессивности и враждебности. Социометрия показала, что в ЭГ - 7% «звезд», 17% «предпочитаемых», 73% «принятых» и 3% «непринятых», «отвергнутых» в 7 ЭГ не выявлено. При этом в КГ в классе определяются 13% «непринятых», «отвергнутых» - 3%, а также 7% «звезд», 13% «предпочитаемых», 63% «принятых». В ЭГ выявлено повышение с 32% до 44% взаимных выборов, что свидетельствует о положительной динамике межличностных отношений в коллективе подростков экспериментальной группы. В КГ изменения в межличностных отношений в коллективе составили с 34% до 35% на контрольном этапе исследования.
8. Выявлены достоверные различия по следующим факторам агрессивности: «раздражение» (9,59), «подозрительность» (2,56), «вербальная агрессия» (4,28) и «чувство вины» (7,41). Наиболее выражено при этом снижение такой формы поведения как «раздражительность» подростков. Наименее - «косвенная агрессия», поэтому при дальнейшей работе с подростками необходимо разрабатывать занятия, направленные на формирование адаптивных форм проявления агрессии.
8. Снижение агрессивности подростков 7 «А» (ЭГ) класса имеет достоверные различия (3,78) по сравнению с данными констатирующего этапа. Также достоверны различия по индексу враждебности на уровне 8,01. В КГ достоверных различий по результатам исследования на начало и конец исследования не выявлены.
9. Таким образом, программа позволила «сгладить» отношения между подростками. Отсутствие «отвергнутых» подростков в коллективе позволяет предположить, что школьников приняли в свои группы остальные учащиеся, повышение взаимности выборов также свидетельствует о благоприятных межличностных отношениях. Однако подростки, в данном направлении необходимо продолжение работы. В ходе наблюдения, подростки стали менее враждебно относиться к своим одноклассникам, не выявлены проявления физической агрессии, направленной на сверстников. В конфликтных ситуациях школьники предпочитают диалог, при этом вербальная агрессия присутствует. Принимают ответственность за собственное поведение, стали менее раздражительными. Между подростками проявляются отношения взаимоподдержки.
10. Таким образом, гипотеза исследования, согласно которой эффективность процесса профилактики агрессивности подростков в коллективе может повыситься, если опираться на сущностные характеристики «агрессивность», учитывать возрастные особенности проявления агрессивности подростков в коллективе и разработать и внедрить в воспитательный процесс профилактическую программу «Мир и гармония», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия, - подтверждена.



1. Агеева Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины / Л.Г. Агеева; под общ. ред. проф. Ю.А. Клейберга. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 180 с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния
воспитания и семейных отношений / пер. с англ. - М.: Владос, 2009. - 409 с.
3. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии враждебности / А. Басс,
A. Дарки. - Екатеринбург, 2003. - 231 с.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2012.- 400 с.
6. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 672 с.
7. Воробьева К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2013. - №6. - С. 55-61.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология [под ред. В. В. Давыдова]. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 536 с.
9. Глебов В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков /
B. В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №5. - С. 16-17.
10. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учеб. - методич. комплекс / Е.В. Гребенкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160 с.
11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. ВУЗа. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2013. - 263 с.
12. Долгова В.И. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / В.И. Долгова, Н.В. Цветкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 7. - С. 89-98.
13. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2014. - 388 с.
14. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - Ростов/н/Д.: Феникс, 2005. - 279 с.
15. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: АСТ, 2010. - 446 с.
16. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 2004. - 272 с.
17. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 582 с.
18. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Питер, 2009. - 377 с.
19. Нерода О.В. КТД - основное средство воспитания / О.В. Нерода // Классный руководитель. - 2016. - №8. - С. 112-113
20. Огородник С.И. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте / С.И. Огородник, Л.В. Лященко // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 296-299.
21. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов / А.Г. Шмелева. - М.: «Феникс», 2006. - 544 с.
22. Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Владос, 2002. - 467 с.
23. Педченко В.В. Критерии и показатели социально¬психологической дезадаптации старшего подростка / В.В. Педченко // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 405-410.
24. Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса / А.И.
Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2007. - №1. - С. 39-45.
25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 2006. - Т. 17. - №5. - С. 3-18.
26. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 374 с.
27. Реан А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. -2009. - №3. - С.5-6.
28. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2014. - 145 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. т.2. - М.: Педагогика, 2009. - 475 с.
30. Салливан Г.С. «Интерперсональная теория психиатрии» / Г.С. Салливан. - М.- СПб «Ювента», 2009. - 210 с.
31. Семенюк Л.М. Проявление агрессивности в поведении подростков / Л.М. Семенюк // Открытая школа. - 2002. - №3. - С. 43-46.
32. Сиражетдинова З.Д. Коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта / З.Д. Сиражетдинова // Концепт. - 2015. - № 1. - C.1-6.
33. Сухов А.Н. Социальная психология /А.Н. Сухов, А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2012. - 350 с.
34. Уварина Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4 (263). - С. 34-37.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 42 с.
36. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Педагогика, 2012. - 170 с.
37. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. А. Лактионова. - М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2009. - 297 с.
38. Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2007. - 224 с.
39. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 139-150.
40. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 24-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ