Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мышления младших школьников

Работа №46592

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
670
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мышления младших школьников 10
1.1. Сущность характеристики понятия «мышление»
1.2. Особенности мышления младших школьников 23
1.3. Формы и методы развития мышления младших школьников 30
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мышления младших школьников 41
2.1. Организация и методики исследования 41
2.2. Изучение исходного уровня развития мышления младших
школьников 47
2.3. Педагогическое обеспечение процесса развития мышления младших
школьников 54
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию мышления
младших школьников 67
Выводы по главе 2 81
Заключение 84
Список литературы 88

Актуальность проблемы исследования. Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучение пока не в полной мере.
Мышление является формой человеческого познания. Дж. Брунер подчеркивает, что мышление - это процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях [8].
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог О.К. Тихомиров отмечал, что мышление младшего школьника - это обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира [51].
Обучение в школе существенно меняет содержание приобретаемых ребенком знаний и способы оперирования ими. Это ведет к перестройке мыслительной деятельности детей. Огромную роль играет освоение родного языка - чтения и письма, освоение числа и математических действий с числами. Первоклассники знакомятся со знаками, символами, условными обозначениями: буква - это обозначенный звук, цифра - это знак числа, количества чего-то. Все действия с такими знаками требуют абстрагирования, отвлечения и обобщения. В процессе освоения правил (орфографических и математических) происходит их постоянная конкретизация в примерах и упражнениях. Дети учатся рассуждать и сравнивать, анализировать и делать выводы.
Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» [54, с. 67].
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?
Психологические исследования (М.К. Акимов [2], В.Г. Асеев [6], М.В. Гамезо [12], В.В. Зеньковский [22], Е.И. Кикоин [28], А.А. Люблинская [35] и др.) показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка, усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире изменяет сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а начало процесса школьного обучения способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся формах.
Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д.Б. Эльконина «... память становится мыслящей, а восприятие - думающим» [53, с. 43]. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, развитие теоретического мышления способствует возникновению к концу младшего школьного возраста важнейших новообразований: рефлексии, которая преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и самим себе, произвольности и способности к саморегуляции [15].
Уровень сформированности мышления служит показателем умственного развития ребёнка. По мнению В.В.Давыдова такими показателями служат: доказательность мышления; критичность; гибкость мышления [13].
З.И. Калмыкова добавляет к ним: экономичность; самостоятельность мышления [26].
Мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Л.М. Веккер [10], М. Вертгеймер [11], Р. Гайсон [16], М. Гольдстейн [19], Э. Нойман [43] и др.) и отечественные (К.А. Абульханова-Славская [1], Б.Г. Ананьев [3], Д.И. Божович [7], А.В. Брушлинский [9], Л.С. Выготский , П.Я. Гальперин [17], А.В.Запорожец,З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев ,Ю.В. Микадзе, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров ,Т.И.Шамова [52] и др.) исследователи.
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника - очень ответственная задача.
Таким образом, анализ литературы позволяет нам констатировать сложившееся противоречие между тем, что на сегодняшний день обществу необходимы люди с развитым мышлением, способные быстро переключаться 6
с одного вида деятельности на другой и недостаточным использованием разнообразных форм и методов развития мышления у младших школьников в современной начальной школе.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития мышления младших школьников?
Цель исследования - теоретически изучить и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития мышления младших школьников.
Объект исследования - процесс развития мышления младших школьников.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития мышления младших школьников.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику понятия «мышление» .
2. Раскрыть особенности мышления младших школьников.
3. Выявить формы и методы развития мышления младших школьников.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию мышления младших школьников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития мышления младших школьников будет эффективным если:
- опираться на общую характеристику понятия «мышление» ;
- учитывать особенности мышления младших школьников;
- на основе выявленных форм и методов разработать и реализовать программу развития мышления младших школьников «МыслиЛогик».
Методологической и теоретической основой исследования является важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых и их научные идеи, касающиеся вопросов изучения, развития памяти в младшем школьном возрасте (К.А. Абульханова-Славская [1], Б.Г. Ананьев [3], Д.И. Божович [7], А.В. Брушлинский [9], Л.М. Веккер 7
[10], М. Вертгеймер [11], Л.С. Выготский [14; 15], Р. Гайсон [16], П.Я. Гальперин [17], М. Гольдстейн [19], А.В.Запорожец [21], З.И. Калмыкова [26], А.Н. Леонтьев [33; 34], Ю.В. Микадзе [38], Э. Нойман [43], С.Л. Рубинштейн [46; 47], O.K. Тихомиров [51], Т.И.Шамова [52] и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, тестирование; методики: «Исключение понятий», определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, «Последовательность событий», «Сравнение понятий»;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития мышления младших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ «ООШ №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г.Казани, в исследовании приняли участие 26 детей младшего школьного возраста, учащиеся 3 класса.
Научная новизна: в исследовании разработана программа развития мышления младших школьников «МыслиЛогик», доказана ее эффективность в работе с детьми младшего школьного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены ключевые понятия исследования, особенности мышления, его виды, операции, формы мышления, выявлена эффективность программы «МыслиЛогик», предполагающей применение таких форм и методов педагогического воздействия, как игра, дидактическая игра, викторина, упражнение, тренинг
Собранные и апробированные материалы могут использоваться в работе педагогов-психологов, социальных педагогов с целью развития мышления младших школьников; при подготовке студентов к семинарским занятиям, для подготовки к прохождению практики.
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование по проблеме развития мышления у младших школьников, позволило нам сделать следующие выводы:
1. Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
2. Мышление - высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
3. Мышление младшего школьника характеризуется высокими темпами его развития; происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.
4. Развитие мышления младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные формы и методы, которые мы выявили в ходе анализа литературы, к ним мы отнесли игру, дидактическую игру, викторину, упражнение, тренинг, именно эти формы и методы будут использованы нами в разработке программы по развитию мышления детей младшего школьного возраста «МыслиЛогик».
5. Диагностическая программа включила в себя следующие методики: «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу; определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов; «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению; «Сравнение понятий» для определения уровня сформированность операции сравнения у младших школьников.
6. На констатирующем этапе исследования мы выявили, что в исследуемой группе доминирует низкий уровень способности к классификации и анализу и составляет 50% (13 человек) испытуемых
В ходе исследования уровней определения понятий, выяснения причин, выявления сходства и различий в объектах на констатирующем этапе исследования мы выявили, что в экспериментальной группе доминирует низкий и средний уровни и составляет 42,3% (11 человек) испытуемых.
Доминирующим уровнем развития логического мышления в данной группе испытуемых является средний уровень и составляет 57,7% (15 человек) испытуемых.
В группе испытуемых преобладает средний уровень сформированности операций сравнения на констатирующем этапе и составляет 53,8% (14 человек) испытуемых. Учащиеся, которые выполнили задание, обладают сформированностью операции сравнения.
Изучая общий показатель развития мышления в экспериментальной группе, мы выявили, что в группе на констатирующем этапе исследования доминирует низкий уровень развития мышления и составляет 57,7% (15 человек) испытуемых, это говорит о том, что уровень развития всех операций мышления у этих испытуемых не достаточный.
7. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие мышления младших школьников эффективно осуществляется в случае использования различных игр, дидактических игра, упражнений, тренинга, викторин, эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований. Использование t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям внимания.
8. На контрольном этапе исследования доминирует средний уровень
способности к классификации и анализу и составляет 57,7% (15 человек) испытуемых. Высокий уровень способности к классификации и анализу выявлен у 38,8% (8 человек) детей. Низкий уровень способности к классификации и анализу выявлен у 11,5% (3 человека) испытуемых.
В ходе исследования уровней определения понятий, выяснения причин, выявления сходства и различий в объектах на контрольном этапе исследования мы выявили, что в экспериментальной группе доминирует средний уровень и составляет 57,7% (15 человек) испытуемых.
Доминирующим уровнем развития логического мышления в данной группе испытуемых на контрольном этапе исследования является средний уровень и составляет 65,4% (17 человек) испытуемых.
Высокий уровень логического мышления на контрольном этапе исследования составил 26,9% (7 человек) испытуемых.
В группе испытуемых на контрольном этапе исследования преобладает средний уровень сформированности операций сравнения и составляет 61,5% (16 человек) испытуемых.
В группе испытуемых на контрольном этапе исследования доминирует средний уровень развития мышления и составляет 61,6% (16 человек) испытуемых.
9. Таким образом, полученные нами результаты говорят о том, что проведенная нами работа оказалась эффективной, программа «МыслиЛогик» эффективна для развития мышления детей младшего школьного возраста, применение данной программы позволило повысить уровень мышления, развить способности к классификации и анализу, развить умения определять понятия, выяснять причины, выявлять сходства и различия в объектах, развить умения формировать операции сравнения, высокий уровень мотивации к обучению.



1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1986. - 321 с.
2. Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников / М. К.Акимова, В.Т. Козлова. - Обнинск: ОСМ, 2013. - 214с.
3. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека/ Б.Г. Ананьев //Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1982. - 243 с.
4. Арнхейм Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Ч. I. - Душанбе, изд. Таджикского гос. ун¬та им. В. И. Ленина, 1971. - 167 с.
5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. - М.: Прометей, 2014. - 233 с.
6. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г. Асеев. - Иркутск: Маски, 1999. - 222 с.
7. Божович Д.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Д.И. Божович. - М.: АСТ-Пресс, 2014. - 267 с.
8. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 2009. - 219 с.
9. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Логико¬психологический анализ / А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 2009. - 190 с.
10. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 2011. - 231 с.
11. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс,
2007. - 178 с.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. - М.: Варгус, 2004. - 218 с.
13. Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Сверт, 2009. - 234 с.
14. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т.3/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 356 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 325 с.
16. Гайсон Р. Психоаналитические теории развития/ Р.Гайсон, Ф.Тайсон. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 215 с.
17. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П. Я.Гальперин. - М.: Сфера,
2010. - 217 с.
18. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным / С.В. Герасимов. - М.: Варгус, 2013. - 211 с.
19. Гольдстейн М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания / М. Гольдстейн, И.Ф. Гольдстейн. - М.: Знание, 2013. - 167 с.
20. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения / В. В.Давыдов. - М.: Знание, 2003. - 154 с.
21.Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-х т. Т.1 / А.В.Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с.
22. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Открытая книга, 2005. - 167 с.
23. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей / А.Я.Иванова. - М.: Сфера, 2011. - 211 с.
24. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Знание, 2014. - 222 с.
25. Кабанова-Меллер Е.П. Формирование приемов умственной деятельности
и умственное развитие учащихся / Е.П. Кабанова-Меллер. - М.:
Просвещение, 1968. - 134 с.
26. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И.Калмыкова. - М.: Знание, 1981. - 167 с.
27. Карпова Е.В. Дидактические игры / Е.В.Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 234 с.
28. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания / Е.И. Кикоин. - М.: Сфера, 2013. - 153 с.
29. Кларин М. В. Игра в учебном процессе / М. В.Кларин. - М.: Сфера, 2009. - 133 с.
30. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон. - М.: Наука, 2010. - 178 с.
31. Крэйг Г. Психология развития / Г.Крэйг. - СПб.: Питер, 2010. - 342 с.
32. Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М.Кучинский. - Минск: Университетское, 2012. - 144 с.
33. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н.Леонтьев. - М.: Сфера,
2011. - 321 с.
34. Леонтьев А.Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2013. - 216 с.
35. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - М.: Смысл, 2010. - 245 с.
36. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления /
М.К.Мамардашвили. - М.: Высшая школа, 2011. - 216 с.
37. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А. К.Маркова, А. Г.Лидере, Б. Л.Яковлева. - Петрозаводск, 2012. - 144 с.
38. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников / Ю. В.Микадзе, Н. К.Корсакова. - М.: Сфера, 2014. - 232 с.
39. Минкин Е.М. От игры к знаниям / Е.М.Минкин. - М.: Гардарики, 2013. - 145 с.
40. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С.Мухина. - М.: Знание, 2013. - 231 с.
41. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2010.
42. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: Гардарики, 2010. - 156 с.
43. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Э.Нойманн. - М.: Рефлбук, 2014. - 143 с.
44. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2012. - 234 с.
45. Потебня А.А. Мысль и язык / А. А.Потебня. - М.: СИНТО, 2014. - 217 с.
46. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М.: Сфера, 2014. - 235 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2014. - 543 с.
48. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н.Соколов. - М.: Просвещение, 2012. - 231 с.
49. Спиваковский А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковский. - М.: Знание, 2014. - 154 с.
50. Талызина И.Ф. Управление процессом усвоения знаний / И.Ф.Талызина. - М.: Гардарики, 2013. - 254 с.
51. Тихомиров O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 109 с.
52. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И.Шамова. - М.: Просвещение, 2009. - 154 с.
53.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Гардарики, 2013. - 342 с.
54. Энциклопедия. Российская педагогическая энциклопедия. - М.:
Гардарики, 2012. - 543 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ