Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития лидерских качеств у современной молодежи
1.1. Сущностная характеристика понятий "лидерство", "лидерские качества» 7
1.2. Роль лидерства для современной молодежи 17
1.3. Тренинг лидерства как средство развития лидерских качеств у
современной молодежи 24
Вывод по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лидерских качеств у современной молодежи
2.1. Этапы и методика опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
лидерских качеств у современной молодежи 44
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Используемая литература 60
Приложение
Актуальность исследования: Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Общество нуждается в гражданах, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди современной молодежи, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. В настоящее время старшекласснику необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности.
Актуальность исследования связана с возникшей в условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности - человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Задача отбора и подготовки социально перспективных юношей и девушек, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является чрезвычайно насущной.
Методологические и теоретические аспекты интересующей проблемы рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов В.И. Зацепина [33], Р.Л. Кричевского [21], К.Левина [22], А.В. Мудрика [26], Б.Д. Парыгина [29] и др.
Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства. Теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина [24], А.В. Петровского [31], Л.И. Уманского [39]. Стили лидерства раскрыты в работах Г.М. Андреевой [3], Е.В. Андриенко [4], А.В. Запорожца [17], А.В. Петровского [31]. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях Р.Л. Кричевского [21], Б.Д. Парыгина [29], М.В. Удальцовой [38].
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме и проведенный анализ практики работы образовательных учреждений позволил выявить следующее противоречие: между потребностью современного общества в лидерах и недостаточно разработанностью содержания, форм, методов формирования лидерских качеств современной молодежи.
Наличие данного противоречия позволило сформулировать проблему исследования: каково содержание тренинга лидерства,
направленного на формирование лидерских качеств современной молодежи?
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности программы тренинга лидерства для развития лидерских качеств современной молодежи.
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств современной молодежи.
Предмет исследования: содержание тренинга лидерства как средства развития лидерских качеств современной молодежи.
Гипотеза исследования: процесс развития лидерских качеств современной молодежи будет более успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «лидерские качества»,
- определить роль лидерства для современной молодежи, -теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы тренинга лидерства «Все в наших руках», ориентированного на старшеклассников.
Задачи исследования:
содержательную характеристику понятия
2) Выявить роль лидерских качеств в юношеском возрасте.
3) Выявить педагогический потенциал тренинга лидерства в развитии лидерских качеств современной молодежи.
4) Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности содержания тренинга лидерства «Все в наших руках» по развитию лидерских качеств современной молодежи.
Теоретическую базу исследования составили работы, рассматривающие различные аспекты развития лидерских качеств (Е.В.Горохова [29], Д. Лори [28], А.Н. Лутошкин [24], Т.В. Махина [12], Л.И. Уманский [39], Р. Хейфетц [22], А.Г. Шмелев [29] и др.), а также методическая литература по проблеме изучения лидерских качеств современной молодежи.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось с января 2018 г. по июнь 2018 г. Исследование проводилось на базе школы №50 г. Казани, в 2 классах. В 10 «А» классе - экспериментальный класс - количество учащихся - 15, и в 11 «А» классе - контрольный класс - в количестве 12 человек.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение.
-Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
-Методы математической и статистической обработки результатов (качественный и количественный анализ).
Исследование проводилось в естественных условиях в 3 этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа тренинга лидерства, ориентированного на юношеский возраст.
На третьем (обобщающем) этапе проводились систематизация и обработка результатов исследования, формулировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная значимость проведённого исследования заключается в том, что разработано содержание программы тренинга лидерства «Все в наших руках», направленного на развитие лидерских качеств современной молодежи.
Практическая значимость исследования: полученные результаты можно использовать педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями в индивидуальной работе со старшеклассниками; при разработке тренинговых программ с целью формирования лидерских качеств старшеклассников.
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Проведенное нами исследование показывает, что мы выбрали проблему, которая действительно актуальна у современной молодежи. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или творческая - нам везде нужны лидеры. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью и организовать пространство вокруг себя.
В нашей работе было поставлено несколько задач, которые мы решили.
Задача 1. Дать сущностно - содержательную характеристику понятия «лидерские качества».
Под лидерскими качествами следует понимать совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
Задача 2. Выявить роль лидерских качеств у современной молодежи.
Нами было выявлено, что у современной молодежи выражены потребности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. У них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность в изменении социально¬экономической и нравственной ситуации к лучшему.
К сожалению, у юношей и девушек формируются и отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родителям они не хотят следовать их советам. Нереализованные надежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность на быстром и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития ответственной самостоятельности, у старшеклассников отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности. Именно в этом выступает проблема отделения «хороших» лидерских качеств от «плохих».
В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как стратегическая государственная задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества, поэтому столь актуально развитие лидерских качеств у современной молодежи.
Задача отбора и подготовки социально перспективных старшеклассников, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе - взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.
Проведенный нами констатирующий эксперимент, позволил нам увидеть необходимость проведения социально-психологического тренинга на развитие лидерских качеств у юношей и девушек.
Задача 3. Выявить педагогический потенциал тренинга лидерства в развитии лидерских качеств современной молодежи.
Формирующая часть нашего исследования показала эффективность социально-психологического тренинга, направленного на развитие у старшеклассников коммуникативных навыков, анализ собственных внутренних ресурсов и состояний, коррекцию межличностных отношений в группе сверстников, способствующего повышению уровня лидерских качеств.
Задача 4. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности содержания тренинга лидерства «Все в наших руках» по развитию лидерских качеств современной молодежи.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что тренинг лидерства «Все в наших руках» оказал эффективное влияние на развитие лидерских качеств современной молодежи. В экспериментальном классе показатели возросли, что было доказано проверкой статистическими критериями.
Таким образом, основываясь на вышесказанном, правильно организованный социально-психологический тренинг развивает важные черты человеческой индивидуальности, способствующие самосовершенствованию и развитию личности, направленные на формирование лидерских качеств у старшеклассников.
Подводя итог можно еще раз напомнить, что сложный мир старшеклассника, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки. Поэтому психологу или педагогу надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.
1. Адаир Д. Психология лидерства.- М.: Изд-во: Эксмо, 2005. - 352 с.
2. Адаир Д. Эффективное лидерство: Как развивать и применять лидерские навыки / Джон Адаир. - М.: Изд-во: Эксмо, 2003. - 177 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 с.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 с.
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. - 271 с.
6. Бендас Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с: ил. - (Учебное пособие). - тверд. обл.
7. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 2014. - №1. - С. 25 - 34.
8. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ПИТЕР, 2012. - 138 с.
9. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Изд. Педагогическое общество России, 2011. - 340 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология DJVU. Издательство: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.
11. Дж. Льюис. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
12. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория
и практика. — СПб.: Речь, 2007. - 238 с.
13. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: Монография. — СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
14. Егорзин А.П. Управление персоналом. - 2-е изд. - Н.Новгород: 1999. - 129 с.
15. Ефимова В.М., Гавриленко Ю.М. Психофизиологические особенности подростка. - Симферополь: АнтиквА, 2006. - 48 с.
16. Жариков Е., Крушельницкий Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1 М.: Педагогика, 1986. — 323 с. — (Избранные психологические труды. В двух томах).
18. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. / Под ред. С.В. Тетерского. - М.: АРКТИ, 2014.- 96 с.
19. Кипнис М. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с. (Действенный тренинг)
20. Кон И.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 2014. - 178 с.
21. Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. С. 122 - 126.
22. Левин К. - Динамическая психология: Избранные труды (2001) Перевод с нем. и англ. Е.Патяевой, Д.Леонтьева Автор: Курт Левин Издательство: М.: Смысл, 2001. - 572 с.
23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с.
24. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы.- М.: Просвещение, 1978.- 159 с.
25. Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. М.: Изд.
Просвещение, 2014. - 142 с.
26. Мудрик А. В. Социализация человека. — 3-е, перераб. и
расшир. — М.- Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. — 624 с.
27. Олпорт Г. Личности в психологии (теории личности). - М.; СПб.: 1998. - С. 64 - 78.
28. Основы менеджмента : Пер. с англ. / Майкл Мескон, МайклАльберт, Франклин Хедоури. - М. : Дело, 2005. - 719 с.
29. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с.
30. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: 1992. - 58 с.
31. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 29 - 41.
32. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2011. - 348 с.
33. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. В.И. Зацепин, Л.М. Бучинская, И.Н. Гавриленко и др.,: Справочник. - К.: Политиздат, 1989. - 255 с.
34. Серёжкина А.Е. Руководство по математической обработке данных дипломных работ: Учебное пособие/ Казанский гос. технолог. ун-т, 2001. - 64 с.
35. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические
рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с.
36. Тигрова И.В. Создание педагогических условий для развития лидерских качеств учащихся в технологическом образовании. // Вестник университета Российской академии образования. - 2008. - №1(39). - С. 57
37. Тришкина А. Педагогический опыт "Я - лидер". // Дополнительное образование и воспитание. 2014. - № 4(78). С. 38-46.
38. Удальцова М.В. Социология управления Учебное пособие. М.- Новосибирск: Инфра-М, НГАЭиУ, 2001. - 144 с.
39. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие / Л.И. Уманский. - Москва : Просвещение, 1980. - 160 с.
40. Федорова М.Ю. Лидерство как объект социального исследования. - М.: 1997. - 63 с.
41. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. - СПб.: 2003. - С. 65 - 71.