Развитие лидерских качеств у современной молодежи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития лидерских качеств у современной молодежи
1.1. Сущностная характеристика понятий "лидерство", "лидерские качества» 7
1.2. Роль лидерства для современной молодежи 17
1.3. Тренинг лидерства как средство развития лидерских качеств у
современной молодежи 24
Вывод по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лидерских качеств у современной молодежи
2.1. Этапы и методика опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
лидерских качеств у современной молодежи 44
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Используемая литература 60
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития лидерских качеств у современной молодежи
1.1. Сущностная характеристика понятий "лидерство", "лидерские качества» 7
1.2. Роль лидерства для современной молодежи 17
1.3. Тренинг лидерства как средство развития лидерских качеств у
современной молодежи 24
Вывод по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лидерских качеств у современной молодежи
2.1. Этапы и методика опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
лидерских качеств у современной молодежи 44
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Используемая литература 60
Приложение
Актуальность исследования: Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Общество нуждается в гражданах, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди современной молодежи, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. В настоящее время старшекласснику необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности.
Актуальность исследования связана с возникшей в условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности - человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Задача отбора и подготовки социально перспективных юношей и девушек, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является чрезвычайно насущной.
Методологические и теоретические аспекты интересующей проблемы рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов В.И. Зацепина [33], Р.Л. Кричевского [21], К.Левина [22], А.В. Мудрика [26], Б.Д. Парыгина [29] и др.
Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства. Теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина [24], А.В. Петровского [31], Л.И. Уманского [39]. Стили лидерства раскрыты в работах Г.М. Андреевой [3], Е.В. Андриенко [4], А.В. Запорожца [17], А.В. Петровского [31]. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях Р.Л. Кричевского [21], Б.Д. Парыгина [29], М.В. Удальцовой [38].
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме и проведенный анализ практики работы образовательных учреждений позволил выявить следующее противоречие: между потребностью современного общества в лидерах и недостаточно разработанностью содержания, форм, методов формирования лидерских качеств современной молодежи.
Наличие данного противоречия позволило сформулировать проблему исследования: каково содержание тренинга лидерства,
направленного на формирование лидерских качеств современной молодежи?
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности программы тренинга лидерства для развития лидерских качеств современной молодежи.
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств современной молодежи.
Предмет исследования: содержание тренинга лидерства как средства развития лидерских качеств современной молодежи.
Гипотеза исследования: процесс развития лидерских качеств современной молодежи будет более успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «лидерские качества»,
- определить роль лидерства для современной молодежи, -теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы тренинга лидерства «Все в наших руках», ориентированного на старшеклассников.
Задачи исследования:
содержательную характеристику понятия
2) Выявить роль лидерских качеств в юношеском возрасте.
3) Выявить педагогический потенциал тренинга лидерства в развитии лидерских качеств современной молодежи.
4) Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности содержания тренинга лидерства «Все в наших руках» по развитию лидерских качеств современной молодежи.
Теоретическую базу исследования составили работы, рассматривающие различные аспекты развития лидерских качеств (Е.В.Горохова [29], Д. Лори [28], А.Н. Лутошкин [24], Т.В. Махина [12], Л.И. Уманский [39], Р. Хейфетц [22], А.Г. Шмелев [29] и др.), а также методическая литература по проблеме изучения лидерских качеств современной молодежи.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось с января 2018 г. по июнь 2018 г. Исследование проводилось на базе школы №50 г. Казани, в 2 классах. В 10 «А» классе - экспериментальный класс - количество учащихся - 15, и в 11 «А» классе - контрольный класс - в количестве 12 человек.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение.
-Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
-Методы математической и статистической обработки результатов (качественный и количественный анализ).
Исследование проводилось в естественных условиях в 3 этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа тренинга лидерства, ориентированного на юношеский возраст.
На третьем (обобщающем) этапе проводились систематизация и обработка результатов исследования, формулировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная значимость проведённого исследования заключается в том, что разработано содержание программы тренинга лидерства «Все в наших руках», направленного на развитие лидерских качеств современной молодежи.
Практическая значимость исследования: полученные результаты можно использовать педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями в индивидуальной работе со старшеклассниками; при разработке тренинговых программ с целью формирования лидерских качеств старшеклассников.
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Актуальность исследования связана с возникшей в условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности - человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Задача отбора и подготовки социально перспективных юношей и девушек, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является чрезвычайно насущной.
Методологические и теоретические аспекты интересующей проблемы рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов В.И. Зацепина [33], Р.Л. Кричевского [21], К.Левина [22], А.В. Мудрика [26], Б.Д. Парыгина [29] и др.
Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства. Теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина [24], А.В. Петровского [31], Л.И. Уманского [39]. Стили лидерства раскрыты в работах Г.М. Андреевой [3], Е.В. Андриенко [4], А.В. Запорожца [17], А.В. Петровского [31]. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях Р.Л. Кричевского [21], Б.Д. Парыгина [29], М.В. Удальцовой [38].
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме и проведенный анализ практики работы образовательных учреждений позволил выявить следующее противоречие: между потребностью современного общества в лидерах и недостаточно разработанностью содержания, форм, методов формирования лидерских качеств современной молодежи.
Наличие данного противоречия позволило сформулировать проблему исследования: каково содержание тренинга лидерства,
направленного на формирование лидерских качеств современной молодежи?
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности программы тренинга лидерства для развития лидерских качеств современной молодежи.
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств современной молодежи.
Предмет исследования: содержание тренинга лидерства как средства развития лидерских качеств современной молодежи.
Гипотеза исследования: процесс развития лидерских качеств современной молодежи будет более успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «лидерские качества»,
- определить роль лидерства для современной молодежи, -теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы тренинга лидерства «Все в наших руках», ориентированного на старшеклассников.
Задачи исследования:
содержательную характеристику понятия
2) Выявить роль лидерских качеств в юношеском возрасте.
3) Выявить педагогический потенциал тренинга лидерства в развитии лидерских качеств современной молодежи.
4) Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности содержания тренинга лидерства «Все в наших руках» по развитию лидерских качеств современной молодежи.
Теоретическую базу исследования составили работы, рассматривающие различные аспекты развития лидерских качеств (Е.В.Горохова [29], Д. Лори [28], А.Н. Лутошкин [24], Т.В. Махина [12], Л.И. Уманский [39], Р. Хейфетц [22], А.Г. Шмелев [29] и др.), а также методическая литература по проблеме изучения лидерских качеств современной молодежи.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось с января 2018 г. по июнь 2018 г. Исследование проводилось на базе школы №50 г. Казани, в 2 классах. В 10 «А» классе - экспериментальный класс - количество учащихся - 15, и в 11 «А» классе - контрольный класс - в количестве 12 человек.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение.
-Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
-Методы математической и статистической обработки результатов (качественный и количественный анализ).
Исследование проводилось в естественных условиях в 3 этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа тренинга лидерства, ориентированного на юношеский возраст.
На третьем (обобщающем) этапе проводились систематизация и обработка результатов исследования, формулировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная значимость проведённого исследования заключается в том, что разработано содержание программы тренинга лидерства «Все в наших руках», направленного на развитие лидерских качеств современной молодежи.
Практическая значимость исследования: полученные результаты можно использовать педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями в индивидуальной работе со старшеклассниками; при разработке тренинговых программ с целью формирования лидерских качеств старшеклассников.
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Проведенное нами исследование показывает, что мы выбрали проблему, которая действительно актуальна у современной молодежи. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или творческая - нам везде нужны лидеры. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью и организовать пространство вокруг себя.
В нашей работе было поставлено несколько задач, которые мы решили.
Задача 1. Дать сущностно - содержательную характеристику понятия «лидерские качества».
Под лидерскими качествами следует понимать совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
Задача 2. Выявить роль лидерских качеств у современной молодежи.
Нами было выявлено, что у современной молодежи выражены потребности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. У них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность в изменении социально¬экономической и нравственной ситуации к лучшему.
К сожалению, у юношей и девушек формируются и отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родителям они не хотят следовать их советам. Нереализованные надежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность на быстром и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития ответственной самостоятельности, у старшеклассников отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности. Именно в этом выступает проблема отделения «хороших» лидерских качеств от «плохих».
В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как стратегическая государственная задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества, поэтому столь актуально развитие лидерских качеств у современной молодежи.
Задача отбора и подготовки социально перспективных старшеклассников, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе - взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.
Проведенный нами констатирующий эксперимент, позволил нам увидеть необходимость проведения социально-психологического тренинга на развитие лидерских качеств у юношей и девушек.
Задача 3. Выявить педагогический потенциал тренинга лидерства в развитии лидерских качеств современной молодежи.
Формирующая часть нашего исследования показала эффективность социально-психологического тренинга, направленного на развитие у старшеклассников коммуникативных навыков, анализ собственных внутренних ресурсов и состояний, коррекцию межличностных отношений в группе сверстников, способствующего повышению уровня лидерских качеств.
Задача 4. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности содержания тренинга лидерства «Все в наших руках» по развитию лидерских качеств современной молодежи.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что тренинг лидерства «Все в наших руках» оказал эффективное влияние на развитие лидерских качеств современной молодежи. В экспериментальном классе показатели возросли, что было доказано проверкой статистическими критериями.
Таким образом, основываясь на вышесказанном, правильно организованный социально-психологический тренинг развивает важные черты человеческой индивидуальности, способствующие самосовершенствованию и развитию личности, направленные на формирование лидерских качеств у старшеклассников.
Подводя итог можно еще раз напомнить, что сложный мир старшеклассника, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки. Поэтому психологу или педагогу надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.
В нашей работе было поставлено несколько задач, которые мы решили.
Задача 1. Дать сущностно - содержательную характеристику понятия «лидерские качества».
Под лидерскими качествами следует понимать совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
Задача 2. Выявить роль лидерских качеств у современной молодежи.
Нами было выявлено, что у современной молодежи выражены потребности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. У них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность в изменении социально¬экономической и нравственной ситуации к лучшему.
К сожалению, у юношей и девушек формируются и отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родителям они не хотят следовать их советам. Нереализованные надежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность на быстром и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития ответственной самостоятельности, у старшеклассников отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности. Именно в этом выступает проблема отделения «хороших» лидерских качеств от «плохих».
В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как стратегическая государственная задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества, поэтому столь актуально развитие лидерских качеств у современной молодежи.
Задача отбора и подготовки социально перспективных старшеклассников, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе - взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.
Проведенный нами констатирующий эксперимент, позволил нам увидеть необходимость проведения социально-психологического тренинга на развитие лидерских качеств у юношей и девушек.
Задача 3. Выявить педагогический потенциал тренинга лидерства в развитии лидерских качеств современной молодежи.
Формирующая часть нашего исследования показала эффективность социально-психологического тренинга, направленного на развитие у старшеклассников коммуникативных навыков, анализ собственных внутренних ресурсов и состояний, коррекцию межличностных отношений в группе сверстников, способствующего повышению уровня лидерских качеств.
Задача 4. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности содержания тренинга лидерства «Все в наших руках» по развитию лидерских качеств современной молодежи.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что тренинг лидерства «Все в наших руках» оказал эффективное влияние на развитие лидерских качеств современной молодежи. В экспериментальном классе показатели возросли, что было доказано проверкой статистическими критериями.
Таким образом, основываясь на вышесказанном, правильно организованный социально-психологический тренинг развивает важные черты человеческой индивидуальности, способствующие самосовершенствованию и развитию личности, направленные на формирование лидерских качеств у старшеклассников.
Подводя итог можно еще раз напомнить, что сложный мир старшеклассника, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки. Поэтому психологу или педагогу надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.
Подобные работы
- Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И
ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОББЕДИНЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



