Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: эмоциональное выгорание 9
1.2. Специфика проявления эмоционального выгорания у работников образования 25
1.3. Формы и методы профилактики эмоционального выгорания педагогов 34
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов профилактики эмоционального выгорания у работников образования
2.1. Организация и методика исследования 44
2.2. Исследование уровня эмоционального выгорания у педагогов
(констатирующий эксперимент) 48
2.3. Реализация программы профилактики эмоционального выгорания
педагогов (формирующий эксперимент) 52
2.4. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной работы 62
Выводы по 2 главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение
Актуальность работы обусловлена тем, что эмоциональное выгорание - частая проблема педагогов. Оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к личностному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда - неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения.
Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого. Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей профессиональной деятельности неожиданно начинали терять к ней интерес, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам, злоупотреблять алкоголем. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства[1].
Еще в 70-ые годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, педагогического коллективов).
Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание».
Проблема появления эмоционального выгорания у работников образования является предметом исследований. Среди этих исследований необходимо отметить, прежде всего, труды К.Маслач [1], С.Джексон [5], А.Пинес [5], Е.Аронсон [27], Дж.Джонес [1], В.Франкл [1], Г.С.Абрамова [28], Ю.А.Юдчиц [26], В.Е.Орел [27], Дж.Фрейденберг [9], В.В.Бойко [12] и многих других [3].
Первые описания синдрома эмоционального выгорания включали обычно в себя следующие характеристики: отказ от карьерного роста, падение интереса к работе и жизни, бессонница, головные боли, чрезмерное употребление лекарственных средств[9]. Развитие этого синдрома было обусловлено необходимостью работать в строго нормированном и однообразно - напряженном режиме дня, с большой эмоциональной насыщенностью личностного взаимодействия с трудными пациентами, клиентами и т.п. Отмечалось также, что у лиц с синдромом эмоционального выгорания наблюдалось нарушение профессиональных этических принципов и трудовой дисциплины.
По определению Maslach &Jackson (1981) синдром выгорания характеризуется: эмоциональным опустошением, безразличием и даже циничным отношением к пациентам и негативным отношением к себе, чувством неудовлетворенности от своей работы и недооценкой профессиональных достижений, нарушением взаимоотношений с коллегами, в семье, ухудшением качества жизни и состояния физического и психического здоровья[12].
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагогов, относят:
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работу с «трудными» детьми.
Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности педагога, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «педагог - коллеги», так и в системе «педагог - ребёнок» [32].
Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.
По мнению специалистов в области стресс-менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации[14]. Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания педагогов необходимо проводить в двух направлениях[34]:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Анализ состояния данной проблемы, в педагогической и психологической литературе и практике, позволил выявить противоречие между объективной потребностью общества в компетентных педагогах, которые были бы не подвержены эмоциональному выгорания и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики эмоционального выгорания у работников образования, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики эмоционального выгорания у работников образования?
Объект исследования: процесс профилактики эмоционального выгорания у работников образования.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики эмоционального выгорания у работников образования.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику эмоционального выгорания у работников образования.
Гипотеза исследования: эффективность процесса профилактики эмоционального выгорания у работников образования может быть необходим, если:
-опираться на сущностные характеристики эмоционального выгорания у педагогов;
-учитывать факторы возникновения эмоционального выгорания у работников образования;
-разработать и внедрить в педагогический процесс формирующую программу «Слушай себя», включающую разнообразные формы и методы психологического взаимодействия: беседы, лекции, игры, тренинги и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «эмоциональное выгорание», «профилактика эмоционального выгорания у педагогов».
2. Определить факторы появления эмоционального выгорания у работников образования.
3. Раскрыть формы и методы профилактики эмоционального выгорания у работников образования.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы профилактики эмоционального выгорания у работников образования.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции отечественной и зарубежной педагогики и психологии, раскрывающие общенаучные категории «эмоциональное выгорание» и «профилактика эмоционального выгорания у работников образования» [15], исследования различных аспектов данной проблемы [3], включающие вопросы по профилактике эмоционального выгорания у работников образования[11].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
наблюдение, беседы, лекции, тренинг;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стало МАОУ «Гимназия-интернат №4» Кировского района г. Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 40 педагогов и воспитателей в возрасте от 20-40 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа[35]:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме профилактики эмоционального выгорания у работников образования, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы педагогического взаимодействия с работниками образования с целью профилактики у них эмоционального выгорания.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики эмоционального выгорания у работников образования, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Слушай себя».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Слушай себя» может использоваться в практике образовательных учреждений среднего образования с целью профилактики эмоционального выгорания у работников образования.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, литературы и приложений.
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.
Под синдромом эмоционального выгорания в выпускной квалификационной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность воспитателя отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность воспитателя характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Ответственный характер деятельности работника образования обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14,447].
В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что своевременная профилактика эмоционального выгорания у работников образования, может служить предрасполагающими факторами не формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы сбора и обработки информации: методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко; методы математической статистики - параметрические критерии Стьюдента для независимых и зависимых выборок, Методологической основой исследования стали работы К. Маслач и С. Е. Джексона, В.В. Бойко, согласно которым синдром эмоционального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт.
В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у работников образования в процессе выполнения профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности - эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам - строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям - подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам - зависимость от мнения других.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
Результаты исследования были заслушаны на совещании при администрации МАОУ «Гимназии-интерната №4» и могут быть использованы в практической работе психолога системы здравоохранения для разработки мероприятий по профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей в процессе выполнения профессиональной деятельности.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. -261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц.- М.: Наука, 1998. - С. 231-244.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. - М.: Наука, 1985. - Т. 6. - № 6. - С. 107-115.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М.
Авхименко//Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С. 25¬29.
5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.
6. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123 с.
7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры
клинического мышления/М.С. Афанаскина//Медицинская сестра. - М.:
Русский врач, 2001. - №6. - С. 34.
8. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С. 32-38.
9. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. - С. 54.
10. Белов В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 1997. - 231 с.
11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко.- М.: Наука, 1996. - 154 с.
13. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. -№ 11. - С. 28.
14. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С. 443-463.
15. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е.
Водопьянова//Стоматолог. -М.: Медицина, 2002. - № 7. - С. 12.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 512 с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 752 с.
18. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 108 с.
19. Караванов Г., Коршунова В. Индивидуально-психологические особенности личности врача-хирурга/Г. Караванов, В. Коршунова. - Львов: Вища Школа, 1974.- 84 с.
20. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. -Прага: Авиценум, 1974. - 405 с.
21. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С. 27-38.
22. Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии/Т. Крон. - Прага: Авиценум, 2014.-258 с.
23. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е.Лешукова. Спб.: Питер, 2015. - 168 с.
24. Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. - М.: Наука, 1976. -235 с.
25. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/Т.А. Немчин. - Л.:Издательство Ленинградского университета, 1983. - 187 с.
26. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2012. -256 с.
27. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. - М.: Наука, 2001. - Т. 20. -№ 1. - С. 16-21.
28. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Барабаш - Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 2015. - 245 с.
29. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная деятельность лечебно-профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей/Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - М.: Медиа Сфера,2002. - № 4. - С. 3-8.
30. . Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина - В 2х-т. - Т. 1. - М.:ВЛАДОС, 2003. - 312 с
31. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей/А.А. Реан, А.А. Баранов//Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1997. - № 1. - С.45-53.
32. . Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.
33. Сандомирский М.Е. Выгорание - профессиональная болезнь фармацевта/М.Е.Сандомирский/://шагкз.оп.и1апе1.ги/КЕ3ТХТ.НТМ
34 Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания/А. Сергеева//Интернет: http: www.tsale. ru/index.htm
35. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Трунов//Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8.- С. 84-89.
36. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. - М.:Медицина, 2004. - № 3. - С. 8-13
37 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
38. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы психологии. -М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С. 57-63.
39.. Burisch M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout/M. Burisch//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. - London: Taylor and Francis, 1993. - P. 75-93.
40. Burke R.J., Richardsen A.M. Stress, burnout and health/R.J. Burke, A.M.Richardsen//In Handbook of stress, medicine and health/Ed. C. Cooper. - London: CRC Press, 1996. - P. 101-117
41. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional ЬигпонР recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. - London: Taylor and Francis, 1993. - P. 135-149.
42. Hobfoll S.E., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. Freedy//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T.
Marek. - London: Taylor and Francis, 1993. - P. 115-129.
43. Pines A. Burnout an existential perspective/A. Pines//In Professional urnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. aslach, T. Marek. - London: Taylor and Francis, 1993. - P. 35-51.