ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СПОРТИВНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Теоретический анализ понятий «конфликт» и «межличностный конфликт», «межличностный конфликт в спортивном коллективе» 9
1.2. Возрастные особенности профилактики межличностных конфликтов
среди подростков в спортивном коллективе 19
1.3. Формы и методы профилактики межличностных конфликтов подростков в спортивном коллективе 29
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 38
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СПОРТИВНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация и методики исследования ....41
2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по профилактике межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе .... 49
2.3 Разработка и реализация программы профилактики межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе . .55
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 60
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования: Каждый человек на протяжении всей своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. При конфликте человек испытывает напряжение и дискомфорт, что может привести к стрессовым ситуациям, выйти из которых бывает сложно. Для большинства подростков характерно неумение находить достойный выход из конфликтной ситуации, поскольку, как правило, умению разрешать конфликты не обучают. Поэтому огромную роль играет профилактика межличностных конфликтов. Это очень важно, так как современная молодежь испытывает трудности в общении из- за эмоциональной несдержанности, неумения и нежелания считаться с нормами коллектива.
Всем известно, что в жизни подростка большую роль играет общение со сверстниками. Одни проводят с ними почти все свое свободное время, что вызывает неодобрение родителей, другие не знают, как найти с ними общий язык, сторонятся и уходят в себя, у третьих часто случаются конфликты, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего друга, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной агрессии подростков.
Конфликт, как социально-психологический феномен, является естественной и закономерной характеристикой социальных отношений. В научной литературе проблема конфликтов и их разрешения посвящено много исследований, направленных на изучение различных аспектов данного вопроса.
Большинство ученых считает, что конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативны¬ми эмоциями, выходящий за рамки правил и норм [3].
Конфликт реален для подростка прежде всего в спортивной деятельности, где доминирует момент игрового конфликта, во время которого он актуализирует личные, нравственные и волевые качества.
В структуре межличностных конфликтов подростков, наряду с соперничеством и сотрудничеством, существует и соревновательное поведение, как особая стратегия в спортивной среде.
Соревновательное поведение является поведением, где происходит развитие новообразований, связываемых со сферой межличностного общения.
Основным моментом в формировании оптимальных межличностных отношений в спортивной команде является целенаправленная педагогическая деятельность. Она включает комплекс методов психолого-педагогического воздействия, которые складываются в процессе профессиональной подготовки и неформальных отношений. Такие действия позволяют совершенствовать подготовку спортсменов, разрешать межличностные конфликты и исключать реальное противоборство, направленное на достижение индивидуально значимых личностных целей.
Многие отечественные и зарубежные психологи, говоря о кризисности переходного периода, указывают на различные проблемы в межличностном взаимодействии подростков (Г.М. Андреева [1], И.В. Вачков [8], Н.В. Гришина [13], В.Г. Казанцева [22], И.С. Кон [29], К.С. Лисецкий [33], Г.В. Пиханова [38], Ф. Райс [39], Л.М. Фридман [43] и др.).
Вопреки расхождениям в исследованиях подросткового возраста, психологи солидарны в одном, что конфликты данного периода и их конструктивное либо деструктивное завершение оказывают важное влияние на формирование личности и ее социализацию.
Детальному изучению конфликтов в спортивно-игровой деятельности посвящены исследования А. В. Дмитриева [17] , В. С. Келлера [24], Ю. А. Коломейцева [27], в которых авторы определяют понятие конфликта в спорте, выделяют основные причины, обусловливающие его возникновение, разрабатывают пути предупреждения, управления или разрешения конфликтов. Отдельные аспекты теории спортивного конфликта представлены в работах Г. Д. Бабушкина [7], А. С. Горбатенко
Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической практике вы-явил противоречие между необходимостью профилактики межличностных конфликтов с одной стороны и недостаточной разработанности форм и методов профилактики конфликтов у подростков в спортивном коллективе.
Выявленное противоречие обусловливает проблему исследования: каковы содержание формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе?
Объект исследования: процесс профилактики межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики меж-личностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов, которые обеспечивают эффективность профилактики конфликтов среди подростков в спортивном коллективе.
Гипотеза исследования: процесс профилактики межличностного конфликта будет эффективным если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «конфликт», «межличностный конфликт», «межличностный конфликт в спортивном коллективе»;
- учитывать особенности проявления межличностного конфликта подростков в спортивном коллективе;
- разработать и внедрить программу «Конфликту Нет!», которая будет включать разные формы и методы.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, были формулированы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия «конфликт», «межличностный конфликт», «межличностный конфликт в спортивном коллективе»
2. Определить возрастные особенности проявления межличностного конфликта в спортивном коллективе.
3. Раскрыть содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов в подростковом возрасте.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность работы программы «Конфликту Нет!» по профилактике межличностных конфликтов подростков в спортивном коллективе.
Методологическую основу исследования составили труды А.Я.
Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» [2]; «Психология конфликта» под редакцией Н.В. Гришиной [15]. К тому же, дан¬ной проблеме посвящали свои работы многие отечественные и зарубежные авторы: Н.В. Гришина [14], А.В. Дмитриев [17], В.И. Журавлев [20], Г.И. Козырев [25], Х. Корнелиус [30], В.С. Мухина [36], Дж.Скотт [40].
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, логический анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, сравнение, терминологический анализ, педагогическое моделирование;
- эмпирические: целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, педагогическая интерпретация результатов исследования;
-методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала Академия художественной гимнастики «Динамо» г. Казани. Республики Татарстан. Выборку составили 25 человек, возраст 14-15 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы и формы профилактики межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе, которые нашли отражение в программе «Конфликту Нет!» Практическая значимость. Проведенная нами работа доказала, что вы-явленные нами методы и формы могут с успехом использоваться в деятельности педагогов-психологов, для профилактики межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретический анализ исследования по проблеме профилактики межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе показал, что межличностный конфликт - это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, которые выступают в виде противоположных целей, не совместимых в какой-либо конкретной ситуации. Межличностная несовместимость может являться причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который, в свою очередь, может стать одной из самой сложной и трудно разрешаемой формой межличностного конфликта.
Подростковый возраст является самым трудным и сложным из всех детских возрастов. Мы определили, что важной особенностью является личностная нестабильность подростка. Противоречивые стремления, черты, интересы, тенденции уживаются и борются друг с другом, определяя неустойчивость характера и поведения подростков. Именно это зачастую и является особо конфликтной стороной при взаимодействии подростков со сверстниками и со взрослыми.
Профилактическая работа с подростками, бесспорно, способствует формированию высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов среди подростков, снижению уровня конфликтности в коллективе, а также общему улучшению успеваемости.
По своему содержанию, форме организации и методам проведения профилактическая работа чрезвычайно разнообразна. Выделяют как индивидуальные, так и групповые виды работы по профилактике межличностных конфликтов среди подростков.
Результаты констатирующего эксперимента выявили, что большинство подростков имеют средний показатель конфликтности (32%), 28% имеют показатель выше среднего, 20%-ближе к среднему, 16% ближе к высокому и у 4% испытуемых показатель ниже среднего. Анализ полученных данных, свидетельствует о том, что большинство подростков имеют средний показатель с тенденцией к высокому. Можно заключить, что на этой основе может происходить формирование межличностных конфликтов.
Проанализировав данные по второй методике, мы выявили, что большинство респондентов выбирают при разрешении конфликтов такую стратегию как компромисс - 40%, а также стратегию соперничества - 36%. Однако стратегия сотрудничества, одна из наиболее эффективных стратегий, используется реже остальных - 4%.
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. По-другому ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Этому стилю вполне соответствует пословица «лучше синица в руке, чем журавль в небе».
Также среди подростков преобладает такой тип межличностных отношений как авторитарный - 40%, зависимый тип же вовсе отсутствует. Низкие показатели по типу агрессивный и подозрительный говорят о том, что в коллективе наблюдается слабый уровень агрессии, подростки общительны и стараются идти на контакт. Дружелюбны 24% испытуемых.
Представители авторитарного типа уверенные в себе люди, упорные, настойчивые, доминантны и энергичны, но в то же время могут быть властными, деспотичными, не склонными принимать советы других. А так же любят давать советы, но могут быть резкими и нетерпимыми к критике.
Экспериментальное исследование позволило нам сделать вывод о достаточной эффективности проделанной работы по профилактике меж-личностных конфликтов среди подростков. Мы получили достоверные данные того, что разработанная нами программа способствует формированию высокоэффективных поведенческих стратегий в ситуациях конфликта и личностных ресурсов у подростков.
После проведения эксперимента в группе мы получили следующие результаты: 40% (32% на 1 этапе) имеют средний показатель конфликтности и лишь 10% (16% на 1 этапе) имеют показатель ближе к высокому. Конфликтность с высокой степенью неблагоприятностью отсутствует. Это свидетельствует о том, что респонденты стали лучше находить общий язык между собой.
При разрешении конфликтов респонденты выбирают стратегию компромисса - 36%, а также стратегию сотрудничества - 24% (на 1 этапе 8%). Респонденты вовсе отказались от такой стратегии как избегание.
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Она не только не усугубляет межличностные отношения, но и оказывает благоприятное воздействие на их развитие.
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на личные интересы, так и на интересы оппонента. Эта стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, соперничество).
В группе испытуемых преобладает такой тип межличностных отношений как авторитарный - 32% и дружелюбный тип - 32% (на 1 этапе 24%).
Представители авторитарного типа уверенные в себе люди, упорные, настойчивые, доминантны, но могут быть властными, деспотичными, не склонными принимать советы других.
Представители дружелюбного же типа склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и конфликтных ситуаций. Такие люди стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативны в достижении целей группы, стремятся помогать, заслужить внимание и любовь, общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.
Контрольное исследование испытуемых выявило, что существует устойчивая тенденция к снижению уровня конфликтности в коллективе, к изменению стратегии поведения в конфликтах и типов межличностных отношений.
Результаты проделанной работы доказывают достоверность выдвинутой гипотезы. Разработанная нами программа «Конфликту Нет!» с использованием различных форм и методов способствуют эффективности процесса профилактики межличностных конфликтов у подростков в спортивном коллективе.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 362 с.
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе./ А.Я. Анцупов. - М: Академия, 2007. - 208 с.
3. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология./ А.Я. Анцупов,
А.И.Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 409 с.
4. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология./ А.Я. Анцупов,
А.И.Шипилов. - СПб .: Питер, 2008. - 490 с.
5. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография./ А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 534 с.
6. Бабосов, Е.М. Конфликтология./Е.М. Бабосов. - М.: ТетраСистемс, 2000. - 462 с.
7. Бабушкин Г.Д. Конфликты в деятельности тренера по спорту // Тезисы научных сообщений сов. психологов к 6 Всесоюзному съезду общ. Психологов СССР, 4.3. М., 1983. - С. 537 - 539.
8. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников./ И.В. Вачков, М.Р. Битянова.- СПб.: Питер, 2010. - 234 с.
9. Винокуров, Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно- психических нарушений у детей и подростков./ Л.Н.Винокуров.- Кострома: Изд-во Костром, 2004. - 250 с.
10. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: Владос, 2000. - 216 с.
11. Гидденс Э. Социология. /Гиденс Э.- М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 667 с.
12. Горбатенко A.C. Динамика интерперсональных конфликтов в спортивных группах различного уровня развития // Управление процессом подготовки спортсменов: Материалы Всесоюзной научно-методической конференции. -Ленинград, 1978.- С. 34.
13. Гришина, Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты./ Н.В.Гришина.- СПб: Питер, 2000. - 203 с.
14. Гришина, Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. - Психические состояния. (Экспериментальная и при-кладная психология)./ Н.В.Гришина. - Л.: Наука, 1995. - 92 с.
15. Гришина, Н.В. Психология конфликта./ Н.В.Гришина. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.
16. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук./ Н.В.Гришина. -СПб, 1995. - 361 с.
17. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие./А.В.Дмитриев - М.: Гардарики, 2009. - 320 с.
18. Дэна, Д. Преодоление разногласий./Д.Дэна. - СПб.: ЛЕНАТО, 1994. - 234 с.
19. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение./А.А.Ершов- Л.: Наука, 2007. - 174 с.
20. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии./ В.И. Журавлев- М.: Российское педагогическое агентство, 2008. - 264с.
21. Иванова, Е.Н. Эффективное общение и конфликты./Е.Н.Иванова - СПб. -Рига: Эксперимент, 2007. - 217 с.
22. Казанцева, В.Г. Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное./ В.Г.Казанцева. -СПб.: Питер, 2008. - 289 с.
23. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя./В.П.Кащенко- М.: Просвещение,2007. - 348 с.
24. Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. Киев: Здоровье, 1977. - 184 с.
25. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию./Г.И.Козырев.- М.: ВЛАДОС, 2008. - 176 с.
26. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.
27. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1973.-213 с.
28. Коломейцев Ю.А. Социально психологический анализ деятельности тренера спортивной группы // Теория и практика физической куль-туры, 1976, №6.-С. 13- 16.
29. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М. : Изд-во Просвещение, 1999. - 234 с.
30. Корнелиус, Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый./Х.Корнелиус, Ш.Фэйр. -М.: Стрингер, 2009. - 128 с.
31. Кутасов, Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. / Т.В.Кутасов. - М.: Мждунар. Пед. акад., 2003. - 238 с.
32. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов./ К.Левин. -Спб.: Речь, 2010. - 231 с.
33. Лисецкий, К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте./К.С.Лисецкий. - Самара.: СИУ, Поволжский филиал института развития личности РАО, 2006. - 318 с.
34. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия./А.Е.Личко. - Д.: Медицина, 1999. - 322 с.
35. Морозов, А.В.Социальная конфликтология: Учеб. пособие.
/А.В.Морозов. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
36. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4- е издание, стереотипное/. В.С. Мухина. -М.: Академия, 2011. -368 с.
37. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха/Г.Орме. -М.: КСП+, 2003. - 48 с.
39. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ. / Ф.Райс, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 314 с.
40. Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления./ДЖ.Скотт. - Киев: Внешторгиздат, 2007. - 191с.
41. Спиваковская, А.С. Популярная психология для родителей./А.С.Спиваковская. - М.: Союз, 1997. - 210 с.
42. Сулимова, Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов./Т.С.Сулимова.- М.: Изд-во ин-та практической психо-логии, 2006. - 175 с.
43. Фридман, Л.М. Психология воспитания./Л.М. Фридман. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 423 с.
44. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции./О.В.Хухлаева. - М.: Академия, 2007. - 376 с.
45.Черняк, Т.В. Конфликтология: Хрестоматия./Т.В.Черняк. - Новосибирск: СибАГС, 2003. - 171 с.
46.Якунин, В.А. Педагогическая психология./В.А.Якунин.- СПб.: Пи¬тер, 1998. - 270 с.