ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСТВЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «родитель», «родительство» 9
1.2. Особенности процесса формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 14
1.3. Формы и методы формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2.Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Исследования уровня развития формирования представлений о
родительстве среди старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) 39
2.3. Разработка и реализация программы формирования представлений о
родительстве среди старшеклассников (формирующий этап эксперимента) 42
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 47
Выводы по главе II 52
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «родитель», «родительство» 9
1.2. Особенности процесса формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 14
1.3. Формы и методы формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2.Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Исследования уровня развития формирования представлений о
родительстве среди старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) 39
2.3. Разработка и реализация программы формирования представлений о
родительстве среди старшеклассников (формирующий этап эксперимента) 42
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 47
Выводы по главе II 52
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения
Проблемы семьи и родительства в настоящее время приобретают особую актуальность, ввиду того, что сам институт семьи переживает кризис, который проявляется, в первую очередь, в сфере детско- родительских отношений, в том числе в ослаблении социальных связей между родителями и детьми, росте внутрисемейной конфликтности и агрессии, снижении качества семейного воспитания и ответственности родителей за своих детей. Пропагандируются гостевые, однополые браки и другие маргинальные формы создания семьи.
Очевидно, что в данных условиях родителям уже недостаточно стихийных педагогических знаний. Им требуется осознание ценности выполняемых функций, овладение смыслами родительства. Выработка такого отношения к родительству возможна, если только работа над ним ведется задолго до его наступления. Не случайно, современными исследователями, такими как Овчарова Р.В.[31], Филиппова Г.Г. [43], делается вывод, согласно которому общая картина всей семейной жизни в значительной степени определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до принятия функций родителя.
Современная реальность свидетельствует о кризисе родительства и отсутствии эффективных действий со стороны общественности и правительства по его преодолению. Так, интенсивно проводимая в стране работа по увеличению рождаемости сочетается с отсутствием целенаправленной, грамотно выстроенной психолого-педагогической подготовки будущих родителей к вдумчивому, ответственному исполнению родительских обязанностей. Проявляемая в ряде случаев естественная родительская любовь сочетается с педагогической неграмотностью родителей, с их неумением полноценно выстраивать отношения с собственными детьми. Многие родители, не желая утруждать себя, перекладывают воспитательные обязанности на школу. В результате обнаруживаемых по отношению к детям равнодушии и жестокости рвутся внутрисемейные связи, утрачивается контроль над детьми, нарушаются процессы их социализации, разрушается процесс становления их личности, снижается психическое благополучие молодого поколения.
На наш взгляд, изучение формирования представления молодежи о будущем материнстве и отцовстве актуально в силу сложной демографической ситуации в нашей стране, инфантильности значительной части молодежи, большого числа разводящихся семей с детьми, в которых дисгармоничны как супружеские, так и детско-родительские отношения. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности.
Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы свидетельствуют о трансформации социальных представлений о семье, требующих серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.
Родительство относится к числу маргинальных феноменов. В настоящее время оно исследуется в социологии (Антонов А.И.[1], Богачёва Н.В.[5], Гурко Т.А.[16], Кон И.С[23], и др.), в философии (Панкова Л.М. [33] и др.) и других отраслях научного знания. К настоящему времени утвердилось понимание того, что родительство не сводится к простой совокупности материнства и отцовства, а находится на более высоком надличностном уровне, являясь качественной характеристикой отдельной человеческой личности (Антонов А.И.[1], Архангельский В.Н. [2], Вишневский А.Г. [12], Медков В.М. [27] и др.).
Основные подходы к пониманию психологических аспектов родительства заложены в трудах Выготского Л.С. [13], обозначившего его культурно - историческую обусловленность. В современных исследованиях родительство изучается в единстве родительских установок и ожиданий, родительских позиций, родительского отношения, родительских чувств, родительской ответственности и стилей семейного воспитания (Овчарова Р.В.[31], Филиппова Г.Г. [42] и др.). Наиболее разработанной является проблема детско-родительских отношений (Варга А.Я.[8], Захаров А.В. [21], и др.). При этом акцент делается на выявлении влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка.
В проблемном пространстве психологии детско-родительских отношений все очевиднее выделяется проблематика психологии родительства как раздела психологии семьи. В круг современных исследований включены такие проблемы психологии родительства, как вопросы психологической готовности женщины к материнству (Филлипова Г.Г. [43], Мещерякова С.Ю. [28]), содержание родительских установок, позиций (Прохорова О.Г. [34], Спиваковская А.С. [39]), чувств Овчарова Р.В.[31].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между увеличением количества разводящихся семей с детьми, в которых дисгармоничны как супружеские, так и детско-родительские отношения и социальным заказом общества на подготовку физически и психически здоровой семьи, которая гармонично развивается и способна передавать традиционные представления о родительстве с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования представлений о родительстве у старшеклассников?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование представлений о родительстве у старшеклассников.
Объект: процесс формирования представлений о родительстве.
Предмет: содержание, формы и методы формирования представлений о родительстве.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования представлений о родительстве может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «родитель», «родительство»;
- учитывать характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников;
-организовать формирующие мероприятия, на основе специальной коррекционно-развивающей программы «Я - родитель».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «родитель», «родительство»;
2) выявить характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников;
3) разработать содержание программы формирования представлений о родительстве у старшеклассников, содержащую разнообразные формы и методы «Я-родитель»;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы по формированию представлений о родительстве у старшеклассников.
Методологическую основу данного исследования составили: труды, посвященные определению сущности и структурно- содержательным особенностям феномена родительства (Ариеса Ф., Ермихина М.О., Кон И.С., Леонтьев А.А., Мид М., Рамих В.А., Филиппова Г.Г. и др.), его психологическим составляющим (Дружинин В.Н., Прохорова О.Г., Собкин В.С.) и этапности (Антонов А.И., Овчарова Р.В., Сысенко В.А.), диагностические материалы по теме «Семейные ценности» Мартынова М.В., методист Константинова М.С..
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, ситуативное
проигрывание ролей, диагностическое тестирование с использованием методики Мартынова М.В. «Семейные ценности».
- статистические: применение t - критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Школа № 80» города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 24 человек в возрасте 15-16 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики формирования представлений о родительстве у старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Я - Родитель».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Я- родитель» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами-педагогами, социальными педагогами для профилактики формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих, семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Очевидно, что в данных условиях родителям уже недостаточно стихийных педагогических знаний. Им требуется осознание ценности выполняемых функций, овладение смыслами родительства. Выработка такого отношения к родительству возможна, если только работа над ним ведется задолго до его наступления. Не случайно, современными исследователями, такими как Овчарова Р.В.[31], Филиппова Г.Г. [43], делается вывод, согласно которому общая картина всей семейной жизни в значительной степени определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до принятия функций родителя.
Современная реальность свидетельствует о кризисе родительства и отсутствии эффективных действий со стороны общественности и правительства по его преодолению. Так, интенсивно проводимая в стране работа по увеличению рождаемости сочетается с отсутствием целенаправленной, грамотно выстроенной психолого-педагогической подготовки будущих родителей к вдумчивому, ответственному исполнению родительских обязанностей. Проявляемая в ряде случаев естественная родительская любовь сочетается с педагогической неграмотностью родителей, с их неумением полноценно выстраивать отношения с собственными детьми. Многие родители, не желая утруждать себя, перекладывают воспитательные обязанности на школу. В результате обнаруживаемых по отношению к детям равнодушии и жестокости рвутся внутрисемейные связи, утрачивается контроль над детьми, нарушаются процессы их социализации, разрушается процесс становления их личности, снижается психическое благополучие молодого поколения.
На наш взгляд, изучение формирования представления молодежи о будущем материнстве и отцовстве актуально в силу сложной демографической ситуации в нашей стране, инфантильности значительной части молодежи, большого числа разводящихся семей с детьми, в которых дисгармоничны как супружеские, так и детско-родительские отношения. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности.
Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы свидетельствуют о трансформации социальных представлений о семье, требующих серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.
Родительство относится к числу маргинальных феноменов. В настоящее время оно исследуется в социологии (Антонов А.И.[1], Богачёва Н.В.[5], Гурко Т.А.[16], Кон И.С[23], и др.), в философии (Панкова Л.М. [33] и др.) и других отраслях научного знания. К настоящему времени утвердилось понимание того, что родительство не сводится к простой совокупности материнства и отцовства, а находится на более высоком надличностном уровне, являясь качественной характеристикой отдельной человеческой личности (Антонов А.И.[1], Архангельский В.Н. [2], Вишневский А.Г. [12], Медков В.М. [27] и др.).
Основные подходы к пониманию психологических аспектов родительства заложены в трудах Выготского Л.С. [13], обозначившего его культурно - историческую обусловленность. В современных исследованиях родительство изучается в единстве родительских установок и ожиданий, родительских позиций, родительского отношения, родительских чувств, родительской ответственности и стилей семейного воспитания (Овчарова Р.В.[31], Филиппова Г.Г. [42] и др.). Наиболее разработанной является проблема детско-родительских отношений (Варга А.Я.[8], Захаров А.В. [21], и др.). При этом акцент делается на выявлении влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка.
В проблемном пространстве психологии детско-родительских отношений все очевиднее выделяется проблематика психологии родительства как раздела психологии семьи. В круг современных исследований включены такие проблемы психологии родительства, как вопросы психологической готовности женщины к материнству (Филлипова Г.Г. [43], Мещерякова С.Ю. [28]), содержание родительских установок, позиций (Прохорова О.Г. [34], Спиваковская А.С. [39]), чувств Овчарова Р.В.[31].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между увеличением количества разводящихся семей с детьми, в которых дисгармоничны как супружеские, так и детско-родительские отношения и социальным заказом общества на подготовку физически и психически здоровой семьи, которая гармонично развивается и способна передавать традиционные представления о родительстве с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования представлений о родительстве у старшеклассников?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование представлений о родительстве у старшеклассников.
Объект: процесс формирования представлений о родительстве.
Предмет: содержание, формы и методы формирования представлений о родительстве.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования представлений о родительстве может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «родитель», «родительство»;
- учитывать характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников;
-организовать формирующие мероприятия, на основе специальной коррекционно-развивающей программы «Я - родитель».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «родитель», «родительство»;
2) выявить характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников;
3) разработать содержание программы формирования представлений о родительстве у старшеклассников, содержащую разнообразные формы и методы «Я-родитель»;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы по формированию представлений о родительстве у старшеклассников.
Методологическую основу данного исследования составили: труды, посвященные определению сущности и структурно- содержательным особенностям феномена родительства (Ариеса Ф., Ермихина М.О., Кон И.С., Леонтьев А.А., Мид М., Рамих В.А., Филиппова Г.Г. и др.), его психологическим составляющим (Дружинин В.Н., Прохорова О.Г., Собкин В.С.) и этапности (Антонов А.И., Овчарова Р.В., Сысенко В.А.), диагностические материалы по теме «Семейные ценности» Мартынова М.В., методист Константинова М.С..
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, ситуативное
проигрывание ролей, диагностическое тестирование с использованием методики Мартынова М.В. «Семейные ценности».
- статистические: применение t - критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Школа № 80» города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 24 человек в возрасте 15-16 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики формирования представлений о родительстве у старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Я - Родитель».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Я- родитель» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами-педагогами, социальными педагогами для профилактики формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих, семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В заключение нашего исследования необходимо сделать следующие выводы:
Решая первую задачу мы на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыли сущность понятия «родитель», «родительство», определили виды родительского поведения и выявили причины и факторы его формирования у старшеклассников.
Родительство - интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство - это феномен, трудно поддающийся формализации.
Системные характеристики феномена родительства:
1. Родительство представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Родительство многогранно. Оно рассматривается на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надиндивидуальное целое. Эти уровни являются этапами формирования родительства.
3. Родительство имеет сложную структуру. Оно включает несколько сторон: индивидуальную (индивидуально-личностные особенности женщины и мужчины, влияющие на родительство); микросемейную (родительство как подсистема семьи); мезосемейную (родительство как феномен, связанный с родительскими семьями); социальную (родительство по отношению к системе общества).
4. Факторы, влияющие на формирование родительства иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистемном, мезосистемном, микросистемном, личностном.
5. Феномен родительства - явление динамическое, включающее процесс становления и развития.
Решая вторую задачу мы выделили характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников, образование процесса формирования представлений о родительстве недопустимо рассматривать как одномоментное или кратковременное событие. Оно происходит под влиянием ряда факторов, детерминирующее влияние которых распределено во времени. Данные факторы рассматриваются по макро,- мезо - и микро уровням. К уровню макросистемы, влияющему на отношение к родительству, относят уровень общественных влияний, осуществляемых путем социальных стереотипов, норм, ожиданий и т.д.
Факторы мезосистемы представлены влиянием родительской семьи посредством ценностей родительской семьи, установок и ожиданий родительской семьи, авторитета родителей и т.д. Микросистема формирования родительского отношения образуется уровнем собственной семьи, включающей осознанность исполнения родительской роли, особенности межличностных отношений и т.д.
Факторы, определяющие формирование представлений о родительстве подразделяются также на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести влияние всего многообразия общественных установок, как направленных, так и стихийных, как положительных, так и деструктивных, а также воздействие родительской и собственной семьи. Внутренние факторы - это факторы индивидуального уровня, то есть характеризующие индивидуальность человека, особенности его личности.
Решая третью задачу, мы разработали содержание формирующей программы «Я - родитель», направленную на формирование представлений о родительстве у старшеклассников, которая включает такие формы и методы, как: беседа, упражнение, игра, проигрывание ситуаций и др.
Решая четвертую задачу, мы провели опытно-экспериментальную работу и выявили эффективность разработанной нами коррекционно-развивающей программы «Я - родитель». Наша программа по формирования представлений о родительстве, способствовала изменению мировосприятия подростков, сформировать положительное представление о родительстве, выработать свою точку зрения, переоценки межличностных взаимоотношений в социуме.
По результатам сравнения первичной и вторичной диагностики, (эмп. находилось в зоне значимости по таким шкалам как: «Продолжение рода», «Почитание родителей».
Опытно - экспериментальное исследование позволило нам сделать вывод о достаточной эффективности проделанной работы по формирования представлений о родительстве у старшеклассников. Мы получили достоверные данные того, что разработанная нами программа способствует формированию высокоэффективных поведенческих результатов и личностных ресурсов подростков. Это свидетельствует о том, что респонденты стали лучше относиться к родительству и семейным ценностям.
Результаты проделанной работы доказывают достоверность выдвинутой гипотезы. Разработанная нами программа «Я - родитель» с использованием различных форм и методов способствуют эффективности процесса формирования представлений старшеклассников.
Решая первую задачу мы на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыли сущность понятия «родитель», «родительство», определили виды родительского поведения и выявили причины и факторы его формирования у старшеклассников.
Родительство - интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство - это феномен, трудно поддающийся формализации.
Системные характеристики феномена родительства:
1. Родительство представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Родительство многогранно. Оно рассматривается на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надиндивидуальное целое. Эти уровни являются этапами формирования родительства.
3. Родительство имеет сложную структуру. Оно включает несколько сторон: индивидуальную (индивидуально-личностные особенности женщины и мужчины, влияющие на родительство); микросемейную (родительство как подсистема семьи); мезосемейную (родительство как феномен, связанный с родительскими семьями); социальную (родительство по отношению к системе общества).
4. Факторы, влияющие на формирование родительства иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистемном, мезосистемном, микросистемном, личностном.
5. Феномен родительства - явление динамическое, включающее процесс становления и развития.
Решая вторую задачу мы выделили характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников, образование процесса формирования представлений о родительстве недопустимо рассматривать как одномоментное или кратковременное событие. Оно происходит под влиянием ряда факторов, детерминирующее влияние которых распределено во времени. Данные факторы рассматриваются по макро,- мезо - и микро уровням. К уровню макросистемы, влияющему на отношение к родительству, относят уровень общественных влияний, осуществляемых путем социальных стереотипов, норм, ожиданий и т.д.
Факторы мезосистемы представлены влиянием родительской семьи посредством ценностей родительской семьи, установок и ожиданий родительской семьи, авторитета родителей и т.д. Микросистема формирования родительского отношения образуется уровнем собственной семьи, включающей осознанность исполнения родительской роли, особенности межличностных отношений и т.д.
Факторы, определяющие формирование представлений о родительстве подразделяются также на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести влияние всего многообразия общественных установок, как направленных, так и стихийных, как положительных, так и деструктивных, а также воздействие родительской и собственной семьи. Внутренние факторы - это факторы индивидуального уровня, то есть характеризующие индивидуальность человека, особенности его личности.
Решая третью задачу, мы разработали содержание формирующей программы «Я - родитель», направленную на формирование представлений о родительстве у старшеклассников, которая включает такие формы и методы, как: беседа, упражнение, игра, проигрывание ситуаций и др.
Решая четвертую задачу, мы провели опытно-экспериментальную работу и выявили эффективность разработанной нами коррекционно-развивающей программы «Я - родитель». Наша программа по формирования представлений о родительстве, способствовала изменению мировосприятия подростков, сформировать положительное представление о родительстве, выработать свою точку зрения, переоценки межличностных взаимоотношений в социуме.
По результатам сравнения первичной и вторичной диагностики, (эмп. находилось в зоне значимости по таким шкалам как: «Продолжение рода», «Почитание родителей».
Опытно - экспериментальное исследование позволило нам сделать вывод о достаточной эффективности проделанной работы по формирования представлений о родительстве у старшеклассников. Мы получили достоверные данные того, что разработанная нами программа способствует формированию высокоэффективных поведенческих результатов и личностных ресурсов подростков. Это свидетельствует о том, что респонденты стали лучше относиться к родительству и семейным ценностям.
Результаты проделанной работы доказывают достоверность выдвинутой гипотезы. Разработанная нами программа «Я - родитель» с использованием различных форм и методов способствуют эффективности процесса формирования представлений старшеклассников.
Подобные работы
- Популяризация семейных ценностей среди молодежи (на примере деятельности ММАУ «Центр моделирования здорового образа жизни «Веста»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Представления о материнстве как фактор родительского стресса у женщин
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Представления современных студентов о своей родительской роли в предполагаемых брачных отношениях (Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - Фототерапия как инструмент формирования семейных ценностей у
студенческой молодежи
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РУССКОЙ И ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК
У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024



