Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «родитель», «родительство» 9
1.2. Особенности процесса формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 14
1.3. Формы и методы формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2.Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования представлений о родительстве среди старшеклассников 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Исследования уровня развития формирования представлений о
родительстве среди старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) 39
2.3. Разработка и реализация программы формирования представлений о
родительстве среди старшеклассников (формирующий этап эксперимента) 42
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 47
Выводы по главе II 52
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения
Проблемы семьи и родительства в настоящее время приобретают особую актуальность, ввиду того, что сам институт семьи переживает кризис, который проявляется, в первую очередь, в сфере детско- родительских отношений, в том числе в ослаблении социальных связей между родителями и детьми, росте внутрисемейной конфликтности и агрессии, снижении качества семейного воспитания и ответственности родителей за своих детей. Пропагандируются гостевые, однополые браки и другие маргинальные формы создания семьи.
Очевидно, что в данных условиях родителям уже недостаточно стихийных педагогических знаний. Им требуется осознание ценности выполняемых функций, овладение смыслами родительства. Выработка такого отношения к родительству возможна, если только работа над ним ведется задолго до его наступления. Не случайно, современными исследователями, такими как Овчарова Р.В.[31], Филиппова Г.Г. [43], делается вывод, согласно которому общая картина всей семейной жизни в значительной степени определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до принятия функций родителя.
Современная реальность свидетельствует о кризисе родительства и отсутствии эффективных действий со стороны общественности и правительства по его преодолению. Так, интенсивно проводимая в стране работа по увеличению рождаемости сочетается с отсутствием целенаправленной, грамотно выстроенной психолого-педагогической подготовки будущих родителей к вдумчивому, ответственному исполнению родительских обязанностей. Проявляемая в ряде случаев естественная родительская любовь сочетается с педагогической неграмотностью родителей, с их неумением полноценно выстраивать отношения с собственными детьми. Многие родители, не желая утруждать себя, перекладывают воспитательные обязанности на школу. В результате обнаруживаемых по отношению к детям равнодушии и жестокости рвутся внутрисемейные связи, утрачивается контроль над детьми, нарушаются процессы их социализации, разрушается процесс становления их личности, снижается психическое благополучие молодого поколения.
На наш взгляд, изучение формирования представления молодежи о будущем материнстве и отцовстве актуально в силу сложной демографической ситуации в нашей стране, инфантильности значительной части молодежи, большого числа разводящихся семей с детьми, в которых дисгармоничны как супружеские, так и детско-родительские отношения. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности.
Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы свидетельствуют о трансформации социальных представлений о семье, требующих серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.
Родительство относится к числу маргинальных феноменов. В настоящее время оно исследуется в социологии (Антонов А.И.[1], Богачёва Н.В.[5], Гурко Т.А.[16], Кон И.С[23], и др.), в философии (Панкова Л.М. [33] и др.) и других отраслях научного знания. К настоящему времени утвердилось понимание того, что родительство не сводится к простой совокупности материнства и отцовства, а находится на более высоком надличностном уровне, являясь качественной характеристикой отдельной человеческой личности (Антонов А.И.[1], Архангельский В.Н. [2], Вишневский А.Г. [12], Медков В.М. [27] и др.).
Основные подходы к пониманию психологических аспектов родительства заложены в трудах Выготского Л.С. [13], обозначившего его культурно - историческую обусловленность. В современных исследованиях родительство изучается в единстве родительских установок и ожиданий, родительских позиций, родительского отношения, родительских чувств, родительской ответственности и стилей семейного воспитания (Овчарова Р.В.[31], Филиппова Г.Г. [42] и др.). Наиболее разработанной является проблема детско-родительских отношений (Варга А.Я.[8], Захаров А.В. [21], и др.). При этом акцент делается на выявлении влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка.
В проблемном пространстве психологии детско-родительских отношений все очевиднее выделяется проблематика психологии родительства как раздела психологии семьи. В круг современных исследований включены такие проблемы психологии родительства, как вопросы психологической готовности женщины к материнству (Филлипова Г.Г. [43], Мещерякова С.Ю. [28]), содержание родительских установок, позиций (Прохорова О.Г. [34], Спиваковская А.С. [39]), чувств Овчарова Р.В.[31].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между увеличением количества разводящихся семей с детьми, в которых дисгармоничны как супружеские, так и детско-родительские отношения и социальным заказом общества на подготовку физически и психически здоровой семьи, которая гармонично развивается и способна передавать традиционные представления о родительстве с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования представлений о родительстве у старшеклассников?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование представлений о родительстве у старшеклассников.
Объект: процесс формирования представлений о родительстве.
Предмет: содержание, формы и методы формирования представлений о родительстве.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования представлений о родительстве может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «родитель», «родительство»;
- учитывать характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников;
-организовать формирующие мероприятия, на основе специальной коррекционно-развивающей программы «Я - родитель».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «родитель», «родительство»;
2) выявить характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников;
3) разработать содержание программы формирования представлений о родительстве у старшеклассников, содержащую разнообразные формы и методы «Я-родитель»;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы по формированию представлений о родительстве у старшеклассников.
Методологическую основу данного исследования составили: труды, посвященные определению сущности и структурно- содержательным особенностям феномена родительства (Ариеса Ф., Ермихина М.О., Кон И.С., Леонтьев А.А., Мид М., Рамих В.А., Филиппова Г.Г. и др.), его психологическим составляющим (Дружинин В.Н., Прохорова О.Г., Собкин В.С.) и этапности (Антонов А.И., Овчарова Р.В., Сысенко В.А.), диагностические материалы по теме «Семейные ценности» Мартынова М.В., методист Константинова М.С..
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, ситуативное
проигрывание ролей, диагностическое тестирование с использованием методики Мартынова М.В. «Семейные ценности».
- статистические: применение t - критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Школа № 80» города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 24 человек в возрасте 15-16 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики формирования представлений о родительстве у старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Я - Родитель».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Я- родитель» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами-педагогами, социальными педагогами для профилактики формирования представлений о родительстве у старшеклассников.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих, семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В заключение нашего исследования необходимо сделать следующие выводы:
Решая первую задачу мы на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыли сущность понятия «родитель», «родительство», определили виды родительского поведения и выявили причины и факторы его формирования у старшеклассников.
Родительство - интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство - это феномен, трудно поддающийся формализации.
Системные характеристики феномена родительства:
1. Родительство представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Родительство многогранно. Оно рассматривается на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надиндивидуальное целое. Эти уровни являются этапами формирования родительства.
3. Родительство имеет сложную структуру. Оно включает несколько сторон: индивидуальную (индивидуально-личностные особенности женщины и мужчины, влияющие на родительство); микросемейную (родительство как подсистема семьи); мезосемейную (родительство как феномен, связанный с родительскими семьями); социальную (родительство по отношению к системе общества).
4. Факторы, влияющие на формирование родительства иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистемном, мезосистемном, микросистемном, личностном.
5. Феномен родительства - явление динамическое, включающее процесс становления и развития.
Решая вторую задачу мы выделили характерные особенности формирования представлений о родительстве у старшеклассников, образование процесса формирования представлений о родительстве недопустимо рассматривать как одномоментное или кратковременное событие. Оно происходит под влиянием ряда факторов, детерминирующее влияние которых распределено во времени. Данные факторы рассматриваются по макро,- мезо - и микро уровням. К уровню макросистемы, влияющему на отношение к родительству, относят уровень общественных влияний, осуществляемых путем социальных стереотипов, норм, ожиданий и т.д.
Факторы мезосистемы представлены влиянием родительской семьи посредством ценностей родительской семьи, установок и ожиданий родительской семьи, авторитета родителей и т.д. Микросистема формирования родительского отношения образуется уровнем собственной семьи, включающей осознанность исполнения родительской роли, особенности межличностных отношений и т.д.
Факторы, определяющие формирование представлений о родительстве подразделяются также на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести влияние всего многообразия общественных установок, как направленных, так и стихийных, как положительных, так и деструктивных, а также воздействие родительской и собственной семьи. Внутренние факторы - это факторы индивидуального уровня, то есть характеризующие индивидуальность человека, особенности его личности.
Решая третью задачу, мы разработали содержание формирующей программы «Я - родитель», направленную на формирование представлений о родительстве у старшеклассников, которая включает такие формы и методы, как: беседа, упражнение, игра, проигрывание ситуаций и др.
Решая четвертую задачу, мы провели опытно-экспериментальную работу и выявили эффективность разработанной нами коррекционно-развивающей программы «Я - родитель». Наша программа по формирования представлений о родительстве, способствовала изменению мировосприятия подростков, сформировать положительное представление о родительстве, выработать свою точку зрения, переоценки межличностных взаимоотношений в социуме.
По результатам сравнения первичной и вторичной диагностики, (эмп. находилось в зоне значимости по таким шкалам как: «Продолжение рода», «Почитание родителей».
Опытно - экспериментальное исследование позволило нам сделать вывод о достаточной эффективности проделанной работы по формирования представлений о родительстве у старшеклассников. Мы получили достоверные данные того, что разработанная нами программа способствует формированию высокоэффективных поведенческих результатов и личностных ресурсов подростков. Это свидетельствует о том, что респонденты стали лучше относиться к родительству и семейным ценностям.
Результаты проделанной работы доказывают достоверность выдвинутой гипотезы. Разработанная нами программа «Я - родитель» с использованием различных форм и методов способствуют эффективности процесса формирования представлений старшеклассников.
1. Антонов, А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. - М.: Изд. -1992. - С. 11-27.
2. Архангельский В.Н . Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. - 1981. - №1. - С. 3 - 17.
3. Белоус, О.В. Проблема содержания семейных отношений и отношения молодежи к феномену семьи/ О.В. Белоус, Л.В. Саркисян // Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей Международной научной конференции: в 2 ч.; г. Москва, 16 - 18 октября 2007 г. - М.: -2007. - Ч. 1. - 536 с.
4. Беребин М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория
психической адаптации личности // Вестник ЮУрГУ. - 2008. - №3. - С. 26.
5. Богачёва, Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Казань.: 2005. - 19 с.
6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. -СПб.: -1999. -Т. -20. - №5. -С. 44
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: - 2001. - 144 с.
8. Варга А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. - Самара.: - 1997. - 480 с.
9. Василенкова, Т.О. Особенности родительского отношения матерей с разным уровнем творчества и уровнем рефлексивности // Альманах современной науки и образования. - 2011. - №11. - С. 38.
10. Виниченко, Е.А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли // Вестник КемГУКИ. - 2012. - №18. - С. 189.
11. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери: учеб.пособие по специальности "Психотерапия и медицинская психология". М.: -1998. -171-174с.
12. Вишневский А.Г. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли // Вестник КемГУКИ. - 2012. - №18. -С. 189.
13. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, -1984. - Т. 4. - 432 с.
14. Гордилов, В.А. Идентификация и самооценка как факторы формирования ценностных ориентаций молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. - М.: Социум, - 1994. - С. 81.
15. Горлова, Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию // Вестник РГГУ. - 2010. - №17. - С. -224.
16. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2000. - №10. - С. 97.
17. Девятых, С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий. Минск.: РИВШ, -2007. - 160 с.
18. Девятых, С.Ю. Семья и родительство в структуре жизненных целей юношей и девушек // Перспективы науки. - 2010. - 189 -№3. - С. 33.
19. Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально - психологический аспект: монография. Витебск.: -2004. - №2. - С. 97.
20. Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - С. 101
21. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. - СПб.: -2000. - 224 с.
22. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики// Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - №5. - С. 57.
23. Кон И.С. Отцовство как компонент мужской идентичности // - М.:
-2004. - С. 94.
24. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.: Уч.пед.гиз., -1955.¬320 с.
25. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие -М.: Педагогика -1984. 380с
26. Мартынова М. В., Константинова М. С. Диагностические материалы по теме «Семейные ценности»// Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие/ С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова и др.; - СПб.: Свое издательство, -2014. -403 с
27. Медков В.М. Ситуационные детерминанты отцовства // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. -М.: - 2011. - № 1. - Вып. 2. - С. 239 - 250.
28. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству// Вопросы психологии. - 2000. - №5.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов - М.: -2002. - 254 с.
30. Обуховский К. Галактика потребностей: психология влечений человека. -СПб.: -2003. -295 с.
31. Овчарова Р.В., Психология родительства. - М.: Академия, -2005. - 107 с.
32. Павлова Т.В. Особенности представлений о родительских установках в рамках изучения социальных проблем современной России // Человеческий капитал. -М.: -2010. -№10. -С. 148
33. Панкова, Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно - семейных отношений. - СПб., -2003. - 385 с.
34. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье- Спб: Каро, -2007. - 160 с.
35. Прохорова О.Г. Подготовка молодежи к родительству // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2008. - №1. - С. 5 - 13.
36. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего - СПб.: Речь, -2003. - 351 с.
37. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. -2000. -№3. - С. 15.
38. Смирнова А.А., Чернова Е.П. Особенности образа будущего ребенка у современной молодежи // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. -2011. -№1. -Вып.2. -С. 202-220.
39. Спиваковская, А.С. Психотерапия. Игра, детство, семья - М.:
ЭКСМО - Пресс, -2000. - 304 с.
40. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. -М.: -1988. -304 с.
41. Сысенко, В.А. Молодежь вступает в брак - М.: Мысль, -1986. - 255 с.
42. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 22-22.
43. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М.: изд-во Института Психотерапии, -2002. - 240 с.