Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №46569

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «эмпатия» 10
1.2. Особенности развития эмпатии у студентов колледжа 23
1.3. Формы и методы формирования эмпатии у студентов колледжа
в условиях инклюзивного образования 34
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования
2.1. Этапы и методики исследования 47
2.2. Уровень развития эмпатии у студентов колледжа (констатирующий этап) 53
2.3. Реализация развивающей программы «Попутчик» у студентов
колледжа (формирующий этап) в условиях инклюзивного образования 59
2.4. Анализ и обобщение результатов исследования (контрольный этап)...69
Выводы по II главе 74
Заключение 76
Список литературы 80
Приложение

Актуальность исследования. Сегодня, в современном мире, который ориентируется на гуманизацию общества, специалистами психологами и педагогами очень часто поднимается вопрос об эмпатии - процессе ее формирования и развития. Термин «эмпатия» появился на рубеже 19-20 вв. сначала в философии, потом использовался психологией, в дисциплинах, касающихся восприятия искусства. Понятие «эмпатия» произошло от понятия «симпатия». Оно описывает феномены подлинной человеческой близости, общности, альтруизма, познания мира, другого человека, природы, искусства.
Большая часть специалистов (А.А. Бодалёв [5], С.Б. Борисенко [8], Т.П. Гаврилова [13], А.Г. Ковалёв [18], К. Роджерс [32], Л.П. Стрелкова [37],3. Фрейд [39], М. Хоффман [41] и др.) совмещают исследование вопросов эмпатии с эстетическими и нравственными чувствами. Есть достаточно много психологов: А.П. Василькова [10], Л.П. Выговская [11], В.П. Кузьмина [20] и другие, которые считают, что эмпатия это важнейший элемент человеческих отношений. По мнению З. Фрейда [39] эмпатия есть понимание психического состояния собеседника, когда, постановив себя на его место, человек одновременно сравнивает свои и чужие переживания. Эмпатия предполагает личностное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его чувств, переживаний, мыслей. Эмпатия и ее компоненты, являются неотъемлемой частью взаимодействия между людьми и успешной социализации человека в обществе. На сегодняшний день в психологических исследованиях ощущается недостаток разработанности проблемы формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования.
Эмпатия, как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между
людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента.
За последние тридцать лет формы совместной деятельности подрастающего поколения, претерпели существенные изменения. Также заметно изменилось отношение к окружающему миру, к другим людям, к самим себе. Усиление влияния телеинформационной среды, новые возможности коммуникаций, существенные изменения, наблюдаемые в современной семье и детском сообществе как естественных институтах социализации, приводят, как констатируют специалисты, к серьезным деформациям внутрисемейных отношений, к отчужденности детей и родителей, к разрыву теплых эмоциональных связей между поколениями. Одной из важнейших проблем в современном обществе остается проблема формирования отношения к другому человеку как уникальному, признание человека, его жизни как высшей ценности. Изменения, наблюдаемые в современном обществе, отход от гуманистических традиций народной педагогики, привели к осознанию необходимости гуманизации образования и поиска на этой основе образовательных и воспитательных подходов. Эмпатия является одним из важнейших условий гуманизации личностных связей человека с окружающим миром, его гармоничных отношений с другими людьми. Уровень развития эмпатии опосредует эффективность воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов, что необходимо учитывать при планировании и организации учебно - воспитательного процесса.
Наряду с этим, соучастие людей в проблемах друг друга, возможность и стремление разделить с другим духовное и практическое бытие составляют главное содержание интимно-личностного общения, которое приобретает особое значение в юношеском возрасте и является тем видом деятельности, который в основном и главном определяет развитие личности на данном возрастном этапе. Этот вид взаимоотношений во многом обеспечивается эмпатией, которая способствует проявлениям сострадания, сорадования, содействия, играет большую роль в установлении и поддержании интимно - личностных отношений между людьми. Как показывают исследования В.В. Абраменкова [1] в настоящее время юноши и девушки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.
Важность этого процесса возрастает в условиях инклюзивного образования, так как формы взаимодействия студентов с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, педагогами, куратором группы и другими людьми в образовательном учреждении должны быть благоприятными для них. А это во многом зависит от уровня развития эмпатии всех участников инклюзивного образовательного учреждения.
В современной психолого-педагогической литературе проводились исследования проблемы проявления и развития эмпатии у взрослых такими учеными, как: С.Б. Борисенко [8], А.П. Василькова [10], и гораздо меньше исследований проводилось по проблеме формирования эмпатии у детей школьного возраста, такими учеными как: В.П. Кузьмина [19], Л.П. Выговская [11], Т.П. Гаврилова [13], М.А. Пономарева [31] и др. Процессу развития эмпатии у студентов колледжа в инклюзивном образовании уделено недостаточно внимания. В психолого-педагогической литературе по этой теме мало раскрыты компоненты формирования эмпатии личности студента. Это приводит к тому, что целенаправленно методы формирования эмпатии студентов колледжа в условиях инклюзивного образования используются в недостаточной степени.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между крайней необходимостью формирования эмпатии у студентов колледжа в инклюзивном образовании и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития эмпатии в раннем юношестве.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: процесс формирования эмпатии у студентов колледжа.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования эмпатии у студентов может повыситься, если:
-опираться на сущностные характеристика понятия «эмпатия»;
- учитывать возрастные особенности формирования эмпатии в период раннего юношества;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Попутчик».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия эмпатия.
2. Определить возрастные особенности формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования.
3. Разработать содержание программы «Попутчик», направленной на формирование эмпатии у студентов колледжа.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, и педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные подходы к понятию «эмпатия»:
- определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.Б. Карамуратова, М.М. Муканов, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов и др.);
- изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, О.В. Дашкевич, С.А. Ершов, М.А. Пономарева, Л.П. Стрелкова, О.П. Санникова, И.М. Юсупов и др.);
- исследование процессуального характера эмпатии (С.Б. Борисенко, А.Г. Ковалев, М.И. Пашукова, Л.П. Стрелкова и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, социальной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
-эмпирические: тестирование, с использованием методики «Тест
эмпатийного потенциала личности» (И.М. Юсупов), педагогический эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стало частное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр образования» города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 21 студентов второго курса факультета среднего профессионального образования «Университета управления «ТИСБИ» в возрасте 16-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбиралась методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия со студентами с целью формирования у них социальной сензитивности, то есть эмпатии.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Попутчик».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Попутчик» может использоваться в практике образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Апробация результатов исследования была осуществлена на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Проблемы гуманизации образования» с докладом «Развитие эмпатии младших школьников в условиях инклюзивного образования” Т.О. Семченко, В.Д. Парубина Об итогах интерактивных семинаров по основам инклюзивного образования в Казахстане и Молдове // Инклюзия в образовании». - 2016. - №4. - С.61-67.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе нами была освещена тема «Формирование эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования». Одной из важнейших проблем в современном обществе остается проблема формирования отношения к другому человеку как уникальному, признание человека, его жизни как высшей ценности. Эмпатия предполагает личностное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его чувств, переживаний, мыслей. Эмпатия и ее компоненты, являются неотъемлемой частью взаимодействия между людьми и успешной социализации человека в обществе. Наряду с этим, соучастие людей в проблемах друг друга, возможность и стремление разделить с другим духовное и практическое бытие составляют главное содержание интимно¬личностного общения, которое приобретает особое значение в юношеском возрасте и является тем видом деятельности, который в основном и главном определяет развитие личности на данном возрастном этапе. Важность этого процесса возрастает в условиях инклюзивного образования, так как формы взаимодействия студентов с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, педагогами, куратором группы и другими людьми в образовательном учреждении должны быть благоприятными для них. А это во многом зависит от уровня развития эмпатии всех участников инклюзивного образовательного учреждения. На сегодняшний день в психологических исследованиях ощущается недостаток разработанности проблемы формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования.
1. Решая первую задачу на основе анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы мы выяснили следующее. Проблема эмпатии в трудах ученых рассматривается неоднозначно. Самое полное определение эмпатии состоит в том, что эмпатия это социально-психологическая сторона личности, состоящая из нескольких способностей: эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; различать эмоциональные состояния другого и мысленно проецировать себя в его мысли, чувства и действия и давать адекватный эмпатийный ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого. Эмпатия состоит из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Динамика формирования эмпатии - однонаправленный процесс: от сопереживания до сочувствия, через импульс к содействию к реальному действию.
2. Решая вторую задачу по определению возрастных особенностей формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования мы установили, что характерные для юношеского возраста процессы: формирование собственных взглядов и отношений, эмоциональное открытие собственного внутреннего мира, появление чувства одиночества и потребность в общении со сверстниками и взрослыми формируются успешнее при наличии эмпатийных способностей. Отрочество обладает наибольшей сензитивностью к развитию эмпатии. Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения студента колледжа. А также, устанвлено наличие взаимосвязи между низким уровнем развития эмпатии и агрессивным отношением к социальному окружению.
Высокий уровень эмпатии позволяет студенту быть более убедительным, защищенным в эмоциональном плане, обогащает эмоциональный опыт, развивает систему ценностей и расширяет представление о жизни других. Учет принципов инклюзивного образования ставит наличие эмпатийных способностей непременным условием успешной интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в учебную группу. С другой стороны, инклюзивные условия обучения оказывают влияние на развитие эмпатии всех участников образовательного процесса.
Самой эффективной формой работы со студентами колледжа в условиях инклюзивного образования по формированию эмпатии является социально - психологический тренинг, в рамках которого целесообразнее всего использовать такие методы и формы, как ролевые игры, групповые дискуссии, упражнения, игры-разминки и другие.
3. Исследовав психолого-педагогическую литературу на тему форм и методов формирования эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования, мы выяснили, что самая эффективная форма для юношеского возраста это тренинг. Действенными методами тренинга являются: дискуссии, ролевые игры, диалогическое общение, упражнения, творческие задания и другое. На основе этого исследования мы разработали программу «Попутчик», направленную на развитие таких качеств как развитие социальной восприимчивости, доверия, способности к эмпатии и терпимости к индивидуальным особенностям личности. Программа представляет собой 18 занятий со студентами, длительностью от полутора до двух часов. Занятия рассчитаны на встречи 1 или 2 раза в неделю, во время учебного года.
4. Проверяя эффективность разработанной программы по формированию эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования, в опытно-экспериментальной работе мы установили, что после формирующего этапа эксперимента в уровне эмпатийного потенциала студентов колледжа произошли следующие изменения. По результатам «Теста на определение эмпатийного потенциала» (И.М. Юсупова), в шкале «эмпатия к старикам» средний уровень эмпатийного потенциала в группе увеличился на 43%. До начала формирующего эксперимента средний показатель баллов по этой шкале составлял 3,76 баллов, это показатель низкого уровня развития эмпатии к старикам, после эксперимента этот показатель составил 5,33 баллов - это средний уровень. Можно сказать, что изменения очевидны. По шкале «эмпатия к детям» средний уровень увеличился на 19%. По шкале «эмпатия к посторонним» средний уровень эматийного потенциала увеличился на 28%. Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований. Использование критерия Стьюдента показало, что после эксперимента существуют различия по трем шкалам показателей эмпатии, а именно - шкала «эмпатии к старикам», шкала «эмпатии к детям» и шкала «эмпатии к посторонним». Не подтвердились заметные различия по общему уровню эмпатии, а так же по шкалам - «эмпатия к родителям», «эмпатия к животным» и «эмпатия к героям литературных произведений».
Подведя итог, можно сказать, что результаты, полученные в ходе нашего исследования, частично подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и именно опора на сущностные характеристики понятия «эмпатия»; учет особенностей формирования эмпатии в юношеском возрасте; разработка и реализация программы «Попутчик», направленной на формирование эмпатии у студентов, повышают эффективность процесса развития эмпатии у студентов колледжа в условиях инклюзивного образования. Гипотеза исследования частично подтвердилась.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учеб. пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕРСЭ, 2008. — 431 с.
2. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека / пер. с англ. Е.А. Цыпина. - 3-е изд., - М.: Академический Проект, 2014. - 253 с.
3. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
4. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учеб. пособие / М.Р. Битянова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 575 с.
5. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико - методологические аспекты изучения эмпатии в книге // Групповая психотерапия при неврозах и психозах / под ред. Б.Д Карвасарского, В.А. Музеренко. - Л.: ЛНИПИ, 1975, - С.11-19.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций: [Эмоции в общении. эмоции в проявлениях личности. созидающая и разрушающая сила эмоций. методики для изучения эмоций] / В.В. Бойко. - 2-е изд., - М. : [Питер и др.], 2004 (ГП Техн. кн.). - 473 с.
7. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - 4-е изд., - М.: АСТ, 2009. - 816 с.
8. Борисенко С.Б. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей: автореф. канд. дис. / С.Б. Борисенко. - Ворошиловград, 1988.
9. Бронфенбреннер, У. Два мира детства : Дети в США и СССР / пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. - 167 с.
10. Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: дис. ... канд. психол. наук / А. П. Василькова. — СПб., 1998. - 166 с.
11. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореферат дис. ... канд. психол. Наук/ НИИ психологии. - Киев, 1991
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.
13. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-157.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 61-73
15. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография / Долгова В.И., Мельник Е.В. - М.: Издательство «Перо», 2014. - 185 с.
16. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой/ В. К. Зарецкий. - 2¬е изд. - М.: Форум, 2011. - 63 с.
17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: 1 том. /А.В. Запроржец; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - 323 с.
18. Ковалев А. Г. Психология личности: учебное пособие / А.Г. Ковалев. - 3¬е издание, переработанное и дополненное. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
19. Кузьмина В.П. Эмпатия как условие реализации принципов инклюзивного образования // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - № 8. - С. 138-142.
20. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: автореф. дис. ... канд. психол. Наук /В.П. Кузьмина. - Н.Новгород: НГПУ,
1999.
21. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 1999. - 192 с.
22. Липпс Т. Основные вопросы этики / Т. Липпс. - СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1905 - 392 с.
23. Макарова И. А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения / И.А. Макарова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 129-132.
24. Мартин Р. Психология юмора / пер. с англ. под ред. Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2009. — 480 с.
25. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю.А. Менджерицкая // Прикладная психология. - 1999. - №4. - С. 54-65.
26. Муканов М.С. Возрастная и педагогическая психология / М.С. Муканов.
- Алма-Ата: Кайнар, 1981. - 223 с.
27. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. - 398 с.
28. Неверович Я.З. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада / Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
29. Обозов Н.Н. Межличностные отношения: монография / Н.Н. Обозов. - Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1979. - 150 с.
30. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А.Б. Орлов. - М.: Academia, 2002. - 270 с.
31. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
32. Рождерс К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 235 - 237.
33. Снегирёва Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: сборник трудов АПН СССР,
1987. - С. 92-96.
34. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн. - М.: АН СССР, 1957. - 330 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2007. - 688 с.
36. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с.
37. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Л.П. Стрелкова // Эмоционально¬личностное развитие дошкольника: хрестоматия / сост. Е.К. Ягловская. - М.: АНО ПЭБ, 2008. - С. 210-237.
38. Титченер Э.Б. Очерки психологии / пер. со 2-го англ. издания М. Чепинской. - СПб.: Типография Т-ва «Общественная польза», 1898. - 286 с.
39. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. - М.: Азбука классика, 2005. - 224 с.
40. Френе C. Формирование личности ребенка и подростка / С. Френе // Воспитательная работа в школе. - 2004. -№ 6. - С. 5-14.
41. Хоффман Л. Влияние материнской занятости на детей - обзор исследований / Л. Хоффман // Возрастная психология. - 1974. - № 10. - С. 204-218.
42. Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; послесл. Л. А. Чухиной. — М.: Гнозис, 1994. - 490 с.
43. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
44. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн // Психология дошкольника: хрестоматия: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. Г.А.
Урунтаева. - 2-е издание, переаботанное и дополненное. - М.: Академия, 2000. - 399 с.
45. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 142с.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология: (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
47. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): дис. д-ра. психол. Наук / И.М. Юсупов. - СПб. Гос. Ун-т., 1995. - 252 с.
48. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - М.: Гардарики, 2003. - 314 с.
49. Murphy L.B. Social behavior and child personality: an exploratory study of some roots of sympathy. - N.Y., Colambia Univ. Press, 1937.
50. Ting-Toomey S. Communicating Across Cultures. The Guilford Press, 1999. — 310 p.
51. Stotland E. at al. Empathy and birth order. Some experimental explorations. - Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 1971.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ