Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследования межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №46539

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы34
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
385
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка: 14 детей младшего школьного возраста – учащиеся 2-го класса, из них 7 мальчиков и 7 девочек
В приложениях результаты исследования.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом 6
1.1 Понятие и сущность межличностных отношений 6
1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников 9
1.3 Возрастные особенности социометрического статуса младших школьников 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Экспериментальное исследование межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом 22
2.1 Организация и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 1 33


Актуальность исследования. Проблема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку причины таких негативных явлений как жестокость, агрессивность и отчужденность зачастую находятся в младшем школьном возрасте.
Достаточно большое количество детей младшего школьного возраста испытывают трудности в общении со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность младшего школьника и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными.
Взаимоотношения между младшими школьниками являются очень устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль. То, какое место займет в этой системе ребенок, зависит от качеств личности учащегося, а также того, как развито общение в самой группе. Дети к этому возрасту не просто приобретают определенные особенности в поведении, но и каждый из них приобретает свои индивидуальные способы построения взаимоотношений со сверстниками. Это особенно яркая сторона жизни младшего школьника, в которой он раскрывает наиболее полно свою личность. Бывает и так, что отношения у младшего школьника со сверстниками складываются далеко не гармонично. Дети часто участвуют во множестве конфликтов, что является проявлением внутреннего искажения в формировании межличностных отношений. Психологической причиной для развития индивидуальных способов построения взаимоотношений со сверстниками является отличие детей в том, как они осуществляют различные виды деятельности, в том числе и учебную, и какие у них личностные качества. Обычно в результате разногласий между младшими школьниками рождаются тяжелые эмоции, такие как обида, озлобленность или даже страх. Особенно это остро проявляется в тех случаях, когда на первый план выступает предметное начало, то есть дети воспринимают других детей лишь как конкурентов, которых нужно победить для того, чтобы добиться должного к себе отношения и чувствовать себя уверенно. Часто такие ожидания остаются не оправданными, что приводит к негативным эмоциям. В результате даже во взрослом возрасте человек может испытывать серьезные проблемы с самим собой и с окружающими людьми. Перед учителями и родителями лежит важная задача – как можно раньше заметить опасные тенденции в поведении ребенка и помочь их преодолеть на ранних стадиях. Вышесказанное актуализирует тему исследования, сформулированную следующим образом: «Исследования межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом».
Объект исследования – межличностное взаимодействие младших школьников.
Предмет исследования – межличностное взаимодействие детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом.
Цель исследования – изучить особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «межличностные отношения».
2. Определить особенности межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом.
Гипотеза: младшим школьникам с разным социальным статусом характерны разные типы межличностного взаимодействия: лидеры – авторитарный, дружеский, альтруистический типы межличностного взаимодействия; предпочитаемые – эгоистичный, подчиняемый, зависимый типы межличностного взаимодействия.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.А. Реана, А.В. Мудрика, В.В. Столина и др. Сущность понятия «межличностное общение» раскрыто А.К. Марковой, Н.Н. Поддъяковым, Т.Д. Марцинковской и др. Особенности межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте охарактеризованы в трудах А.А. Люблинской, В.С. Мухиной и др. Проблема социометрического статуса младших школьников проанализирована в исследованиях Л.А. Сериковой, Т.И. Тюляевой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученных в ходе экспериментального исследования могут быть использованы в работе психологов, учителей начальных классов по формированию у младших школьников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время межличностные отношения играют особую роль для младших школьников. При общении со сверстниками в младшем школьном возрасте формируются коммуникативные навыки и опыт нравственного поведения. В этом возрасте дети стремятся и нуждаются в общении со сверстниками. Ведь принимая участие в общении со сверстниками, ребенок понимает ценность общения, а также это оказывает положительное влияние, как в физическом, так и в психологическом развитии.
Каждый ребенок – личность. Поэтому в общении у каждого ребенка есть свой подход. Характер взаимодействия со сверстниками определяет его статус в группе, следовательно, происходит формирование коммуникативного навыка и собственного подхода к другим детям. Очевидно, что межличностные отношения являются фактором, влияющим на личностное развитие ребенка.
Межличностные отношения являются основным фактором любого социального процесса, поэтому всегда остаются актуальным предметом для исследований. Школьная среда, в которой находится ребенок, влияет на результаты его обучения. Например, ребенок с низкой успеваемостью может стать предметом насмешек для своих одноклассников, или наоборот – ученики с высокими оценками могут быть отторгнуты группой, в связи с тем, что отличаются от большинства детей в классе.
В младшем школьном возрасте формируются такие важные качества личности, как ответственность и чувство долга. Формируются личностные качества, связанные с отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам. Младшие школьники уже разумно могут объяснять свои поступки. Дети учатся таким эмоциям и чувствам, которые помогают устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. Формируется ответственное отношение к результатам своих действий и поступков.
Социальный статус младшего школьника может быть представлен как процесс, элементами которого яв¬ляются обучение, воспитание и развитие (становление) личности. Мы полагаем, что эффективность данного процесса зависит от активности его подсистем: педагогических условий, деятельности педагога, родителей, самого ученика. На определенном этапе взаимодействия системы ученик – учитель, ученик – родитель переходят на новую фазу развития – самоуправление, самовоспитание, саморазвитие. Значит, статус младшего школьника тесно связан с самооценкой личности, реф¬лексией и формированием самоуправления личности.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что младшим школьникам с разным социальным статусом характерны разные типы межличностного взаимодействия: лидеры – авторитарный, дружеский, альтруистический типы межличностного взаимодействия; предпочитаемые – эгоистичный, подчиняемый, зависимый типы межличностного взаимодействия.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2016. – 533 с.
3. Гаврилычева, Г.Ф. Младший школьник и его ценности / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 13-18.
4. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2013. – 572 с.
5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2012. – 521 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2011. – 464 с.
7. Лебедкин Н.Д. Трудности подросткового возраста // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 3-4. – С. 120-121.
8. Лещенко, Н.В. Особенности личностного развития младших школьников / Н.В, Лещенко // Интеграция образования. – 2012. – № 3 / 4. – С. 119-122.
9. Люблинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие / А.А. Люблинская. – М.: Эксмо, 2015. – 267 с.
10. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. – М.: АСТ, 2015. – 256 с.
11. Маркова, А.К. Самоконтроль в деятельности младшего школьника / А.К. Маркова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 471 с.
12. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2017. – 544 с.
13. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / Мухина В.С.. – СПб.: Питер, 2012. – 658 с.
15. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г Ярошевский. – М.: Академия, 2015. – 512 с.
16. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.– 2017.– № 9.– С. 68-75.
17. Равич-Щербо, И.В. Психологические предикторы индивидуального развития / И.В. Равич-Щербо // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 42-53.
18. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие / А.А. Реан. – СПб.: СПб ун-т, 2016. – 224 с.
19. Серикова, Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности / Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6. – С. 136–141.
20. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Инфра-М: 2014. – 344 с.
21. Терентьева, Ю.В. Базовые компетенции младшего школьника / Ю.В. Терентьева // Современные психологические исследования. – 2013. – №4. – С. 45-48.
22. Тюляева, Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски / Т.И. Тюляева // Методист. – 2015. – № 7. – С. 7 – 12.
23. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М.: ИП и КП, 2012. – 544 с.
24. Холодкова, О.Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте / О.Г. Холодкова // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 6. – С. 53–58.
25. Шинкарева, Л.В. Формирование самосознания у детей младшего школьного возраста / Л.В. Шинкарева // Мир психологии. –2014. – № 6. – С. 67-73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ