Исследования межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом (Нижневартовский Государственный Университет)
Выборка: 14 детей младшего школьного возраста – учащиеся 2-го класса, из них 7 мальчиков и 7 девочек
В приложениях результаты исследования.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом 6
1.1 Понятие и сущность межличностных отношений 6
1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников 9
1.3 Возрастные особенности социометрического статуса младших школьников 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Экспериментальное исследование межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом 22
2.1 Организация и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 1 33
Актуальность исследования. Проблема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку причины таких негативных явлений как жестокость, агрессивность и отчужденность зачастую находятся в младшем школьном возрасте.
Достаточно большое количество детей младшего школьного возраста испытывают трудности в общении со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность младшего школьника и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными.
Взаимоотношения между младшими школьниками являются очень устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль. То, какое место займет в этой системе ребенок, зависит от качеств личности учащегося, а также того, как развито общение в самой группе. Дети к этому возрасту не просто приобретают определенные особенности в поведении, но и каждый из них приобретает свои индивидуальные способы построения взаимоотношений со сверстниками. Это особенно яркая сторона жизни младшего школьника, в которой он раскрывает наиболее полно свою личность. Бывает и так, что отношения у младшего школьника со сверстниками складываются далеко не гармонично. Дети часто участвуют во множестве конфликтов, что является проявлением внутреннего искажения в формировании межличностных отношений. Психологической причиной для развития индивидуальных способов построения взаимоотношений со сверстниками является отличие детей в том, как они осуществляют различные виды деятельности, в том числе и учебную, и какие у них личностные качества. Обычно в результате разногласий между младшими школьниками рождаются тяжелые эмоции, такие как обида, озлобленность или даже страх. Особенно это остро проявляется в тех случаях, когда на первый план выступает предметное начало, то есть дети воспринимают других детей лишь как конкурентов, которых нужно победить для того, чтобы добиться должного к себе отношения и чувствовать себя уверенно. Часто такие ожидания остаются не оправданными, что приводит к негативным эмоциям. В результате даже во взрослом возрасте человек может испытывать серьезные проблемы с самим собой и с окружающими людьми. Перед учителями и родителями лежит важная задача – как можно раньше заметить опасные тенденции в поведении ребенка и помочь их преодолеть на ранних стадиях. Вышесказанное актуализирует тему исследования, сформулированную следующим образом: «Исследования межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом».
Объект исследования – межличностное взаимодействие младших школьников.
Предмет исследования – межличностное взаимодействие детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом.
Цель исследования – изучить особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «межличностные отношения».
2. Определить особенности межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом.
Гипотеза: младшим школьникам с разным социальным статусом характерны разные типы межличностного взаимодействия: лидеры – авторитарный, дружеский, альтруистический типы межличностного взаимодействия; предпочитаемые – эгоистичный, подчиняемый, зависимый типы межличностного взаимодействия.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.А. Реана, А.В. Мудрика, В.В. Столина и др. Сущность понятия «межличностное общение» раскрыто А.К. Марковой, Н.Н. Поддъяковым, Т.Д. Марцинковской и др. Особенности межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте охарактеризованы в трудах А.А. Люблинской, В.С. Мухиной и др. Проблема социометрического статуса младших школьников проанализирована в исследованиях Л.А. Сериковой, Т.И. Тюляевой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученных в ходе экспериментального исследования могут быть использованы в работе психологов, учителей начальных классов по формированию у младших школьников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
В настоящее время межличностные отношения играют особую роль для младших школьников. При общении со сверстниками в младшем школьном возрасте формируются коммуникативные навыки и опыт нравственного поведения. В этом возрасте дети стремятся и нуждаются в общении со сверстниками. Ведь принимая участие в общении со сверстниками, ребенок понимает ценность общения, а также это оказывает положительное влияние, как в физическом, так и в психологическом развитии.
Каждый ребенок – личность. Поэтому в общении у каждого ребенка есть свой подход. Характер взаимодействия со сверстниками определяет его статус в группе, следовательно, происходит формирование коммуникативного навыка и собственного подхода к другим детям. Очевидно, что межличностные отношения являются фактором, влияющим на личностное развитие ребенка.
Межличностные отношения являются основным фактором любого социального процесса, поэтому всегда остаются актуальным предметом для исследований. Школьная среда, в которой находится ребенок, влияет на результаты его обучения. Например, ребенок с низкой успеваемостью может стать предметом насмешек для своих одноклассников, или наоборот – ученики с высокими оценками могут быть отторгнуты группой, в связи с тем, что отличаются от большинства детей в классе.
В младшем школьном возрасте формируются такие важные качества личности, как ответственность и чувство долга. Формируются личностные качества, связанные с отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам. Младшие школьники уже разумно могут объяснять свои поступки. Дети учатся таким эмоциям и чувствам, которые помогают устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. Формируется ответственное отношение к результатам своих действий и поступков.
Социальный статус младшего школьника может быть представлен как процесс, элементами которого яв¬ляются обучение, воспитание и развитие (становление) личности. Мы полагаем, что эффективность данного процесса зависит от активности его подсистем: педагогических условий, деятельности педагога, родителей, самого ученика. На определенном этапе взаимодействия системы ученик – учитель, ученик – родитель переходят на новую фазу развития – самоуправление, самовоспитание, саморазвитие. Значит, статус младшего школьника тесно связан с самооценкой личности, реф¬лексией и формированием самоуправления личности.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что младшим школьникам с разным социальным статусом характерны разные типы межличностного взаимодействия: лидеры – авторитарный, дружеский, альтруистический типы межличностного взаимодействия; предпочитаемые – эгоистичный, подчиняемый, зависимый типы межличностного взаимодействия.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.