ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие, сущность бизнес-процессов организации 7
1.2 Методы оценки эффективности организации бизнес-процессов организации 13
1.3 Подходы к оптимизации бизнес-процессов организации 17
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 27
2.2 Анализ эффективности деятельности организации 31
2.3 Оценка эффективности организации бизнес-процессов организации 35
3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ООО «ГРАНД РЕСУРС» 42
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 68
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что для обеспечения конкурентной и эффективной деятельности предприятия в целом, необходимо совершенствовать бизнес-процессы, составляющие его деятельность.
В условиях современной экономики и постоянно изменяющихся внешних и внутренних факторов, от которых напрямую зависит деятельность предприятия, остро встает вопрос о необходимости новых современных методов оптимизации деятельности предприятия. В связи с этим, российские компании все чаще прибегают к различным методам оптимизации деятельности и процессов, происходящих в них, среди которых немаловажную роль играет оптимизация бизнес-процессов. Действительно, от эффективности происходящих бизнес-процессов организации, зависит вся ее деятельность в целом, ее конкурентоспособность и прибыльность.
Важное значение в процессе организации работ играет управление бизнес-процессами. Постоянно повышающиеся требования к качеству работы приводят к необходимости построения более совершенных систем управления. Особенно это ощущается на крупных промышленных и научных предприятиях, где в производственный процесс вовлечены сотни подразделений и смежных субподрядных предприятий. В этой связи особую актуальность представляет исследование и совершенствование подходов и методов управления, алгоритмизации и систематизации бизнес-процессов. Одним из инструментов управления, особенно в крупных предприятиях, являются локальные нормативные документы, которые призваны обеспечить корректное и эффективное функционирование подконтрольных им процессов.
Эффективное управление бизнес-процессами позволит более быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды, вовремя отслеживать возникающие или имеющиеся неполадки и принимать
необходимые решения по совершенствованию и улучшению бизнес-процессов и всей деятельности предприятия в целом.
Бизнес-процессы содержат информацию, необходимую как руководителям, так и сотрудникам, непосредственно в них участвующих. Они включают в себя информацию о всех видах ресурсах, необходимых на конкретном этапе деятельности организации, а именно финансовых, имущественных, трудовых, информационных, временных, инновационных ресурсах.
Оптимизация бизнес-процессов позволит предприятию сократить затраты времени, финансовых ресурсов, оптимизировать работу трудовых ресурсов и использование имущественных ресурсов, которые обеспечивают процесс производства предприятия.
Эффективная деятельность предприятия обеспечивается за счет постоянного проведения анализа, выявления недочетов, которые имеются в его деятельности или возникают в результате изменения внешних и внутренних условий функционирования. Своевременное выявление проблем позволит в кратчайшие сроки найти и принять необходимое оптимальное решение для оптимизации деятельности. Этому же способствует и оптимизация бизнеспроцессов. Данный метод не так часто применяется на практике в отечественных предприятиях, но практика его применения постоянно увеличивается.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью работы анализ бизнес-процессов организации и прогнозирование объемов реализации продукции с учетом оптимизации бизнес-процессов. В связи поставленной целью можно выявить следующие задачи:
1. Изучение понятия и сущности бизнес-процессов организации;
2. Изучение методов оценки эффективности организации бизнес-процессов организации;
3. Изучение подходов к оптимизации бизнес-процессов;
4. Анализ организационной и экономической деятельности организации;
5. Анализ эффективности деятельности организации;
6. Оценка эффективности бизнес-процессов организации;
7. Прогнозирование объемов реализации продукции с учетом изменений бизнес-процессов и разработка мероприятий по их оптимизации.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «ГРАНД РЕСУРС». Предметом исследования выступают бизнес-процессы организации и их оптимизация.
Методы исследования, которые использовались для написания данной курсовой работы включают в себя: горизонтальный, вертикальный,
сравнительный, коэффициентный, экспертный, статистический методы анализа.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Введение включает в себя актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, описывает методы исследования, структуру работы, анализ используемых источников и практическую значимость.
Первая глава выпускной квалификационной работы носит теоретический характер, в ней рассматривается понятие бизнес-процессов, методы оценки эффективности бизнес-процессов, понятие и пути оптимизации бизнеспроцессов.
Вторая глава носит аналитический характер и включает в себя анализ организационной и экономической деятельности предприятия, описание и оценку эффективности бизнес-процессов, происходящих в организации.
В третьей главе проводится аналитическое прогнозирование объемов реализации с учетом изменений бизнес-процессов предприятия и разрабатываются мероприятия по оптимизации бизнес-процессов организации.
Заключение включает в себя общие выводы и рекомендации разработанные в работе.
Список использованных источников включает в себя учебники и учебные пособия, которые подробно раскрывают теоретические аспекты понятия бизнес-процессы, оптимизацию и реинжиниринг бизнес-процессов. Периодические издания рассматривают некоторые примеры практического использования оценки бизнес-процессов и методов их совершенствования.
Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые мероприятия могут быть использованы в деятельности ООО «ГРАНД РЕСУРС» с целью оптимизации бизнес-процессов и деятельности организации в целом.
Бизнес-процесс - это выполнение логически взаимосвязанных функций с использованием имеющихся ресурсов для достижения запланированного результата. К основным методам совершенствования бизнес-процессов относят упрощение, статистическое управление, реинжиниринг, бенчмаркинг.
Для анализа эффективности бизнес-процессов используются различные показатели, которые можно подразделить на три основные труппы: удовлетворенность потребителей, организационно-технические показатели и экономические показатели. По-нашему мнению, экономические показатели более наглядно и качественно характеризуют эффективность осуществляемой деятельности предприятия. В связи с этим, для анализа эффективности необходимо проводить анализ формирования прибыли предприятия, рентабельности, эффективности использования ресурсов.
Для совершенствования бизнес-процессов на предприятии должна быть выстроена эффективно функционирующая система управления бизнеспроцессами. Целью совершенствования бизнес-процессов будет выступать сокращение затрат времени, финансовых, трудовых и других видов ресурсов, необходимых для процесса производства, увеличение рентабельности и прибыльности деятельности предприятия. Существует пять основных методов, которые применяются для совершенствования бизнес-процессов: метод
быстрого анализа, бенчмаркинг, обратный инжиниринг, прямой инжиниринг, реинжиниринг.
ООО «ГРАНД РЕСУРС» является современным и развивающимся предприятием, которое занимается оптовой и розничной продажей запчастей и ремонтом автотранспортных средств. Показатели имущества предприятия увеличиваются на рассматриваемом периоде, увеличивается выручка от продаж и себестоимость проданных товаров. Однако, в 2018 году темп прироста себестоимости превысил темп прироста выручки от продаж. Динамика коэффициента автономии и коэффициента соотношения заемных и собственных средств свидетельствуют о проблемах с финансовой устойчивостью предприятия. Коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного значения, что говорит о проблемах с платежеспособностью предприятия.
Управлением бизнес-процессами в ООО «ГРАНД РЕСУРС» никто не занимается, бизнес процессы не описаны, графической схемы нет. В связи с этим, наблюдается множество проблем, связанных с несогласованностью действий, оформлением текущей документации, наличием актуальной информации и т.д. Руководству предприятия необходимо обратить внимание на выявленные недочеты и принять меры по составлению графической схемы бизнес-процессов, что сразу же позволит выявить проблемы в должностных инструкциях и совершенствовать деятельность предприятия в целом.
Анализ бизнес-процессов ООО «ГРАНД РЕСУРС» свидетельствует о наличии проблем в их осуществлении, что отрицательно сказывается на эффективности использования ресурсов предприятия, показателях рентабельности, которые характеризуют эффективность осуществления текущей деятельности. В частности, были выявлены такие проблемы, как увеличение затрат на единицу выпускаемой продукции предприятия; снижение финансовой устойчивости, в связи с превышением заемного капитала над собственным, что отрицательно влияет и на конечную величину прибыли предприятия за счет процентов к уплате за пользование заемным капиталом.
В качестве направлений для проведения совершенствования бизнеспроцессов были разработаны следующие рекомендации:
- автоматизация работы подразделений предприятия
- увеличение собственного капитала за счет чистой прибыли предприятия, что будет способствовать повышению его финансовой устойчивости;
- снижение суммы дебиторской задолженности за счет применения факторинговых операций, что будет способствовать снижению заемного капитала, следовательно, увеличению финансовой устойчивости и
платежеспособности;
- заменить некоторых имеющихся поставщиков на поставщиков с более низкими ценами.
В результате внедрения данных мероприятий будет совершенствоваться вся деятельность предприятия. Прогнозное значение объема реализации продукции в 2019 году увеличится до 138426,94 тыс. руб.
1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление. Монография / Д. Аакер. - СПб: Питер, 2011. - 296 с.
2. Абдикеев, Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник / Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев. - М.: Эксмо, 2016. - 592 с.
3. Аренков, И.А. Трансформация системы управления предприятием при переходе к цифровой экономике / И.А. Аренков, С.А. Смирнов, Д.Р. Бардаков, А.А. Реинжиниринг бизнес-процессов сбытового подразделения промышленного предприятия за счет внедрения двухуровневой архитектуры отдела продаж / А.А. Бардаков, Д.А. Корнилов // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №9. - С.39-54.
4. Батова, Т.Н. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие / Под ред. О.В. Васюхина. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2015. - 248 с.
5. Биннер, Х. Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному / Х. Биннер. - М.: Альпина- Паблишер, 2010. - 282 с.
6. Блинов, А.О. Реинжиниринг бизнес-процессов. Учебник / А.О. Блинов, О.С. Рудакова, В.Я. Захаров, И.В. Захаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 344 с.
7. Блинов, А.О. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие / А.О. Блинов, О.С. Рудакова, В.Я. Захаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 341 с.
8. Варзунов, А.В. Механизм рыночно ориентированной
реструктуризации предприятий промышленности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ СПб, 2013. - 209 с.
9. Варюха, Ю.Е. Формирование бизнес-процессов организации / Ю.Е. Варюха // Международный научный журнал «Символ науки». - 2017. - №2-1. - С.35-37.
10. Васюхин, О.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие / О.В. Васюхин. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2017. - 196 с.
11. Васяйчева, В.А. Управление модернизацией ОАО «Алтайвагон» / В.А. Васяйчева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - №4. - С.41-45.
12. Галямина, И.Г. Управление процессами: Учебное пособие / И.Г. Галямина. - СПб: Питер, 2016. - 304 с.
13. Гританс, Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов. Экономические, управленческие и правовые аспекты / Я.М. Гританс. - М.: Волтерс Клувер,2014. - 224 с.
14. Гутгарц, Р.Д. Возможны ли инновации при автоматизации управления на промышленных предприятиях? / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С.60-67.
15. Даутов, С.Д. Анализ и оценка корпоративного управления внутренним аудитом как метод повышения эффективности бизнес-процессов организации / С.Д. Даутов // Аудиторские ведомости. - 2017. - №10. - С.33-39.
16. Друкер, П. Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2009. - 400 с.
17. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
18. Ершова, М.В. Теоретические аспекты концепции реинжиниринга производственных процессов / М.В. Ершова // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №11. - С.50-57.
19. Инновационный менеджмент: учебник для академического
бакалавриата / под общ. Ред. Л.П. Гончаренко. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 487 с.
20. Исайченкова, В.В. Современные методы оценки бизнес-процессов в системе стратегического управления машиностроительным предприятием. Диссертация. Брянск, 2015. - 157 с.
21. Когденко, В.Г. Анализ интегрированной отчетности: интеллектуальный капитал / В.Г. Когденко // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №10. - С.53-67.
22. Колесова, С.Б. Развитие бизнес-процессов обеспечения
производства нефтеперерабатывающих предприятий. Монография. Под ред. Волкова А.Я. - ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2012. - 168 с.
23. Ладышина, Е.Е. Концептуальная модель формирования и оценки уровня клиентоориентированности предприятий / Е.Е. Ладышина // Вестник МГСУ. - 2017. - №3. - С.284-292.
24. Ластовка, И.В. Совершенствование бизнес-процессов на
предприятии / И.В. Ластовка, Н.Л. Попов, М.В. Аркания // Известия СПбГЭУ. - 2015. - №3(93). - С.94-97.
25. Лафта, Д.К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 2015. - 320 с.
26. Менеджмент организации / Учебное пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин, Р.З. Акбердин. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 432 с.
27. Мешалкин, В.П. Методика эффективного реинжиниринга бизнеспроцессов на хлебопекарных предприятиях / В.П. Мешалкин, М.Ю. Катерищук, А.Ю. Белозерский // Российское предпринимательство. - 2014. - №12. - С.79- 91.
28. Митрович, С.С. Направления и перспективы развития информационного обеспечения экономического анализа в России / С.С. Митрович // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №9. - С.100- 112.
29. Набоков, А.Б. Кризис: что делать с бизнесом, что делать с персоналом? / А.Б. Набоков // Финансовый менеджмент. - 2015. - №2. - С.32-
36.
30. Ойхман, Е.Г. Реинжениринг бизнес: Реинжиниринг организаций и современные информационные технологии / Е.Г. Ойхман. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
31. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю.М. Осипова. - М.: Гуманитарное знание, 2013. - 409 с.
32. Полухина, Э.И. Конфликт и бизнес-процессы / Э.И. Полухина //
Управление персоналом. - 2016. - №20. - С.25-27.
33. Поляков, Н.А. Управление инновационными проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Поляков. - М.: Юрайт, 2016. - 330 с.
34. Попов, Е.В. Развитие человеческого капитала в условиях формирования цифровой экономики / Е.В. Попов, К.А. Семячков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - №3. - С.91-99.
35. Попов, Э.В. Статистические и динамические экспертные системы / Э.В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 343 с.
36. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Ирикова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 414 с.
37. Репин, В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 с.
38. Робсон, М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнеспроцессов. Пер. с англ. /М. Робсон. - М.: Аудит, 2014. - 224 с.
39. Рыкалина О.В. Организационно-структурные модели регионального логистического кластера / О.В. Рыклина, В.И. Степанов, И.В. Шарова // Российское предпринимательство. - 2018. - Т19. - №4. - С. 1213-1228.
40. Солодар, М.А. Бизнес-процессы, а не топы - так надо строить эффективный бизнес / М.А. Солодар, О.Б. Кошарная // Управление персоналом. - 2017. - №3. - С.26-30.
41. Стребкова, Л.Н. Маркетинговые аспекты сервисного менеджмента / Л.Н. Стребкова // Российское предпринимательство. - Т18. - №21. - С.3327- 3333.
42. Тельнов, Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие / Ю.Ф. Тельнов. - М.: МЭСИ, 2014. - 116 с.
43. Трифонов, Ю.В. Виды связанности бизнес-процессов многопрофильного предприятия / Ю.В. Трифонов, А.Н. Визгунов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - №4. - С.53-59
44. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Бинки и биржи, 2009. - 199 с.
45. Уросова, А.А. Оптимизация внутреннего контроля приема металлоема с помощью разработки бизнес-процессов / А.А. Уросова, Л.Ф. Шилова // Аудиторские ведомости. - 2016. - №8. - С.55-68.
46. Федонникова, Т.А. Бизнес-процессы надо настраивать постоянно / Т.А. Федонникова // Управление персоналом. - 2016. - №15. - С.27-32.
47. Хаммер, М. Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов: пер. с анг. / М. Хаммер. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 274 с.
48. Хахонова, Н.Н. Применение контрольных карт для совершенствования внутреннего контроля бизнес-процессов движения материалов / Н.Н. Хахонова, И.А. Рубинчик // Аудиторские ведомости. - 2017. - №7. - С.103-110.
49. Шарафутдинов, Д.В. Ябурова // Российское предпринимательство. -
2018. - Т19. - №5. - С.1711-1722.
50. Яблочников, Е.И. Реинжиниринг бизнес-процессов проектирования и производства. Учебное пособие / Е.И. Яблочников, В.И. Молочник, Ю.Н. Фомина. - СПб: СПбГУИТМО, 2008. - 199 с.