Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ

Работа №46498

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость5820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социализации детей в неблагополучной семье.
1.1. Понятие, сущность и типы неблагополучной семьи 11
1.2. Неблагоприятные факторы семейного воспитания, влияющие на
социализацию детей 25
Глава 2. Социализация детей в неблагополучных семьях в РТ (опыт эмпирического исследования).
2.1. Влияние неполной семьи на социализацию личности 48
2.2. Пример социализации ребенка в неблагополучной семье
(стратегия кейс-стади) 65
Заключение 83
Библиография 90
Приложения

Актуальность темы исследования. Проблема, внимание которой уделяют множество наук, ярко выделившаяся в настоящее время в российском обществе - это кризис семьи и семейных ценностей. Семья больше не исполняет в полной мере функции, которые должна исполнять. Конечно, распространение этого процесса обусловлено проявлением таких элементов, как массовая алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, рост преступлений на фоне агрессии и жесткого обращения, слабое финансовое положение. Неблагоприятная демографическая ситуация отражается на состоянии российской семьи. Дополнительными проблемами к тому же создает рост насилия в семье. Внимание исследователей данный перечень проблем фиксирует уже долгое время, однако выхода из ситуации кризиса так и не удалось найти.
Исходя из множества выделенных факторов и причин, появляется неблагополучная семья. Специалисты считают, что в группе риска в основном находятся неполные и многодетные семьи. Семьи, в которых один или несколько членов семьи обладают зависимостью от алкоголя и/или наркотиков так же не могут полноценно воспитать ребенка. Соответственно, семьи с очень низким доходом чаще всего не исполняют в полной мере возложенные на них функции. Неблагополучные семьи сегодня - одна из острых проблем современного общества. И данная проблема не может не отражаться на состоянии всего общества, на состоянии социальных институтов - неблагополучие распространяется на все стороны жизни в глобальном масштабе.
Есть несколько причин актуальности выбранной темы в рамках социологии. Во-первых, можно сказать, что неблагополучная семья является неким зеркалом общего социального неблагополучия. И, рассматривая проблему неблагополучных семей с точки зрения социологии, мы получаем максимально точную картину состояния общества в целом. Во-вторых, на данный момент изучением неблагополучных семей занимается психология, педагогика, демография и другие общественные дисциплины. Однако, все еще не найдены продуктивные методики, которые решили бы проблему постоянного роста числа неблагополучия в семьях. Проблема обладает в настоящее время особой актуальностью, не только в научно-теоретическом, но и в социально-практическом плане. Это значит, что проблема семей изучается во всех аспектах жизни и деятельности человека.
Степень научной разработанности проблемы. В данной теме скрещиваются научные интересы представителей множества гуманитарных наук. Собственно социологическое изучение указанных проблем также является комплексным. В первую очередь стоит отметить вклад П. Сорокина, который изучал институт семьи как базовую социальную группу, лежащую в основе абсолютно всех структур общественной жизни. П. Сорокин считал семью социальной группой, которая стоит наравне с государством, школой и церковью. По его мнению, «семья - это первая мастерская, куда он (человек) поступает для переделки. Она наносит первые и неизгладимые черты будущего человека».
Особое влияние произвел Э.Гидденс исследованием исторических этапов развития форм семьи. Гидденс описал свою интерпретацию мотивов вступления в брак и мотивов развода, а так же проанализировал альтернативные семейные формы.
В отечественной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблемам семейной социализации С. П. Иваненков, А.И. Антонов, М.С. Мацковский, С.И. Голод, А.Г. Харчев, и др. Современное состояние российской семьи наиболее полно отражается в исследованиях таких авторов, как Ф.А. Игебаева, М.М. Прокопьева, О.В. Устинова, И.В. Пивоварова и других. А.Г. Харчев раскрыл сущность таких понятий как брак и семья в контексте социального явления. М.С. Мацковский придерживался функционального подхода к пониманию семьи и ее функций в обществе. Он провел множество исследований в теме связи между экономической жизнедеятельностью и функциональной спецификой семьи. С.И. Голод был одним из первых, среди социологов, решивший обратиться к проблеме выживания моногамной нуклеарнойсемьив современном обществе. И.С. Кон выделил классификацию семейных ценностей с позиций социологического подхода, его исследованиями, а так же в работах С.В. Ковалева был описан такой аспект, как гармония супружеских отношений, что сегодня составляет особую ценность.Негативные факторы в социализации ребенка в неполной семье выделяют В.М. Закирова 1, С.А. Фролов , Н.И.Иванова . Проблеме семьи и социализации в семье уделяли внимание такие авторы, как А.Г. Вишневский, А.Г. Харчев, С.И. Голод и др. В исследованиях Л.В. Лебедевой, Т.М. Афанасьева подробно описано состояние современной российской семьи.
Неблагополучную семью как аспект дестабилизации отношения в семье раскрывали в своих работах такие авторы, как Ушатиков В.С., частично в работах С.С. Сидельниковой. Неблагополучную семью как агента неправильной социализации рассматривают такие авторы, как Панкратов В.В., Дементьева И.Ф., Крюкова Н.И., Ермаков В.Д., Демьянов Г.С. и другие. Неблагополучие в семье, по мнению выделенных авторов, связано с насилием и проявлением в семье жестокости. Основным фактором, на анализ которого делают упор другая часть исследователей, является развод, его проблемы и роль. Такие авторы как Антонов А.И., Донченко Е.Е. отмечают, что развод - единственная причина дальнейшего разрушения не только семейных отношений, а так же семейных ценностей, которые должны быть привиты детям в семье.
Несмотря на то, что есть достаточно много авторов, раскрывающих проблемы неблагополучных семей, можно отметить недостаточное количество работ, направленных именно на анализ неблагополучных семей во множестве аспектов их существования.
Объектом исследования является неблагополучная семья.
Предметом исследования является социализация детей в
неблагополучной семье.
Цель магистерской диссертации заключается в определении факторов влияния неблагополучной семьи на детей. Для реализации цели было поставлено несколько задач:
• Определить понятие неблагополучной семьи и раскрыть ее сущностные характеристики.
• Рассмотреть типы неблагополучной семьи и
определить их влияние на социализацию детей
• Определить факторы, которые неблагополучно
влияют на характер социализации личности в семье.
• Провести эмпирическое исследование неполных
семей в РТ, осуществить анализ новостных роликов, провести наблюдение за неблагополучной семьей.
Теоретико-методологическую основу нашей работы составляют подходы к изучению социализации детей, развиваемые современной социологией. В целом работа написана на основе структурно-функционального подхода, так как именно он дает возможность рассмотреть семью с точки зрения выполнения ею функции социализации и других базовых функций. Однако, специфика предмета работы требовала так же опоры на работу авторов не только в области социологии, но также социальной психологии и педагогики. В процессе проведения исследования использовались различные общенаучные и частно-научные методы, в том числе методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, формально - логический, статистический анализ, методы системного и сравнительного анализа, наблюдения и интервьюирования.
Эмпирическую базу исследования составили
• Вторичный анализ результаты проведенного в г. Тюмень исследования на тему «Особенности социализации детей в современной семье» 2015 года, Выборочная совокупность 384 человека, среди них мужчины (171) и женщины (213) в возрасте от 20 лет и старше.
В рамках работы были использованы количественная (статистическая) и качественная (гуманистическая) стратегии исследования. Были проведены следующие виды исследований:
Анкетный опрос людей, воспитанных в полных семьях, проведенный в рамках дипломной работы 2016 года, выборочная совокупность в количестве 412 человек, старше 18 лет, воспитанные в полных семьях. Среди них 206 мужчин и 206 женщин от 18 до 64 лет.
Анализ видеороликов (18), длительность каждого составляет 2-3 минуты. Сюжеты взяты с центрального городского канала нескольких городов РТ за 2017 год.
Интервью с представителями неблагополучных семей, а так же рассмотрение случая каждой неблагополучной семьи - кейс-стади. Количество семей - 7, каждая из них имеет статус неблагополучной, по разным причинам: алкоголизм родителей или близких родственников, психическое заболевание, ссоры и драки между родителями в присутствии детей, безразличное отношение к ребенку и др.
Апробация:
• Статья на тему «Неполная семья и ее влияние на брачно-семейные отношения у молодежи» ;
• Участие во Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию высшего нефтегазового образования в Республике Татарстан и 60-летию АГНИ «VIII Адлеровские социологические чтения»;
• Финалист республиканского общественно-политического
проекта «Политзавод» сезона 2016-2017 группы общественные лидеры. Защита проекта введения предмета этики и психологии семейных отношений в школах .
Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении описывается актуальность выбранной темы, анализируется степень ее разработанности как отечественными, так и зарубежными авторами, формулируется цель, ставятся задачи, выделяется основная гипотеза исследования, а так же описываются методы, которые были использованы в ходе работы.
Первая глава «Теоретико-методологические подходы к изучению социализации детей в неблагополучной семье». В главе обозначены два параграфа. «Понятие, сущность и типы неблагополучной семьи», в которой раскрыты основные понятия, необходимые в ходе работы, различные типологии неблагополучных семей в работах популярных авторов. Второй параграф «Неблагоприятные факторы семейного воспитания, влияющие на социализацию детей» включает в себя сущность процесса социализации, роль воспитания как социального института и как процесса социализации. Определяются основные причины негативной социализации детей в неблагополучной семье. Раскрываются основные модели родительского поведения, а так же факторы, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи. Описываются концепция А. Халлера, Э. Дюркгейма, Н. Смелзера и других авторов. Рассматривается проблема кризиса семьи в современных условиях, а так же функции неблагополучной семьи и их изменения.
Вторая глава «Социализация детей в неблагополучных семьях в РТ» так же включает в себя два параграфа. Первый - «Влияние неполной семьи на социализацию личности» - содержит свежие статистические данные, а так же анализ проведенного исследования в рамках нашей дипломной работы в 2016 году. Данный параграф так же включает в себя анализ новостных роликов, для того, чтобы понять, как средства массовой информации понимают понятие неблагополучной семьи, как это описывает «картинка» и какие меры СМИ используют для того, чтобы помочь неблагополучным семьям. Второй параграф - «Пример социализации ребенка в неблагополучной семье» - описываются проведенные наблюдение и интервью, описываются результаты кейс-стади. Эти исследования описывают взгляд на проблему изнутри, обстановку внутри семьи, а так же частные случаи социализации ребенка из неблагополучной семьи, ограничения которые он испытывает во взаимодействии с другими людьми и обществом в целом. В конце параграфа предлагается один из возможных вариантов минимизации роста числа неблагополучных семей.
В заключении описываются основные выводы по главам и исследованию, описываются пути минимизации вероятностных отклонений в социализации ребенка в неблагополучной семье.
Приложения содержат в себе описание программы исследования, лист интервью, дневник наблюдений, матрицу определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенных исследований и анализа данных, мы можем сделать несколько выводов по нашей теме.
Современная неблагополучная семья - это семья, не исполняющая функций правильной социализации, не обладающая культурой отношений между людьми. Это те семьи, в которых чаще всего есть страдающий алкогольной или наркотической зависимостью, семьи, не имеющие стабильного дохода, работы и имущества, привыкшие к насилию (в различных его проявлениях). Неблагополучная семья приобрела сегодня распространение, и продолжает набирать обороты, в связи с этим общество все больше лишается целостности и традиций.
Последние два десятилетия семейно-брачные отношения имеют множество проблем, некоторые из них:
• Увеличение числа неполных семей, возникших по причине незапланированной беременности, и вследствие развода родителей.
• Обесценивание семейных взаимоотношений.
• Увеличение числа ранних браков, непонимание трудностей семейной жизни среди молодежи.
• Алкоголизм и алкоголизация населения, что подрывает семейные устои, ведет к семейным проблемам, а так же к рождению детей в таких семьях с болезнями и дефектами.
Тему социализации детей в неблагополучных семьях затрагивало множество исследований в различных отраслях. Однако, с каждым годом, число неблагополучных семей растет, и выход из сложившейся ситуации до сих пор не найден. В рамках нашей работы нам удалось отметить основные компоненты процесса социализации в неблагополучной семье:
• Познавательный. В неблагополучной семье развитию ребенка уделяется мало времени, и зачастую, попадая в общественную среду, ребенок не знает, как строятся отношения, как можно или как нельзя себя вести.
• Ценностно-ориентационный. В семье, обреченной ролью неблагополучия, в процессе развития ребенка формируются и устанавливаются такие мотивы поведения, которые побуждают ребенка к совершению проступков.
• Деятельностный. Ребенок из неблагополучной семьи не может быстро и без проблем включиться во взаимодействие с другими детьми.
При проведении анкетного опроса в рамках дипломной работы на тему «неполная семья глазами людей из полной семьи», мы выделяли несколько гипотез, часть из которых были подтверждены:
1. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, имеют серьезные проблемы с взаимоотношениями в коллективе, они замкнуты и малообщительны.
Гипотеза подтверждена частично. В ходе опроса мы смогли выделить четыре типа детей из неполной семьи. В основе первого типа лежат такие качества, как вежливость, способность, искренность. Исходными определениями второго типа считаются ранимость, недоверие, жадность. Третий тип определяет ребенка излишней крикливостью, упрямством и беспокойством. Четвертый тип, в основе которого ловкость, активность и яркость ребенка.
2. Для решения проблем социализации ребенка в неполной семье должны быть задействованы социальные службы.
Гипотеза подтверждена. Анализ данных по этому вопросу достаточно прост: большая часть респондентов считает, что социальные службы могут наблюдать за социализацией детей в неполной семье. Это должная реакция государства к проблеме. Без внимания государства к проблеме неполных семей, мы не сможем найти выход из ситуации.
У большей части респондентов в окружении достаточно много неполных семей и это значит, что они осведомлены о возможных ограничениях неполных семей в их социализации и видят недостатки воспитания. Можно сделать вывод, что ребенок из неполной семьи совсем не обязательно вырастет замкнутым, вероятнее всего, ребенок ничем не отличится от детей, воспитанных в полной семье. Однако, это нельзя сказать о неблагополучных семьях.
В рамках исследования неблагополучных семей, мы предположили, что социализация ребенка в указанной семье реализуется через преодоления множества проблем, касающихся нестабильности экономических, психологических и социальных условий, что, в свою очередь влияет на становление личности ребенка. Согласно проведенному исследованию, у каждого из числа представленных семей уже наблюдаются недостатки социализации ребенка, хотя в некоторых случаях, мы наблюдали детей младшего школьного возраста. Нам удалось увидеть, какие роли исполняют в семье отец, мать, прародители, сестры и братья, и как осуществляется смена ролей в неблагополучной семье. Отцу и матери в неблагополучных семьях редко можно отвести главную роль. Просматривается несостоятельность отца и матери в родительской роли - чаще всего это значит, что им не хватило примера поведения отца/матери в родительских семьях. Отсутствие одного, или даже обоих родителей в семье неблагоприятно отражается в нем в большинстве рассмотренных случаев. И мы подтвердили свои предположения.
Большинство проанализированных неблагополучных семей вообще не выделяют ценности семейных отношений, не стараются изменить свою жизнь и жизнь своих детей только потому, что не видят в этом своей вины, и даже, вообще не видят проблемы в своей неблагополучности. Но, спустя время, проблемы, которые родители стараются сегодня не замечать, раскроются и доставят множество проблем, и что еще хуже - дети из неблагополучной семьи, не получившие навыков обращения с ребенком, навыков уважения родителей, гармонию могут разрушить не только свою, но и чужую жизнь.
Воспитательный потенциал семьи составляют четыре жизненно необходимых пункта:
1) личный пример родителей, их авторитет, основанный на поведении и месте родителя в обществе;
2) образ жизни, которого придерживаются члены семьи, жизненный уклад, традиции, отношения внутри семьи;
3) эмоционально-нравственная составляющая семьи;
4) общие интересы семьи, общая досуговая деятельность.
Не раскрывая ни один из представленных пунктов, неблагополучная семья в ситуации сегодняшних дней, не исполняя основных функций и не представляя пример для своих детей, ставит детей в неблагоприятную ситуацию. Одной из важных составляющих семейного благополучия отмечается взаимоотношение между членами семьи, или семейные отношения. Важен состав семьи, пример нравственного поведения родителей, и степень ответственности за социализацию детей. Позиция ребенка в семье имеет важное место, так как именно оно определяет степень самостоятельности личности в будущей жизни, а так же обеспечивает степень независимости от других в принятии личных решений. Стиль воспитания может существенно сузить или увеличить степень отчужденности ребенка от семьи или, наоборот, степень включенности в семейный круг. Все это невозможно сделать в неблагополучной семье. Чтобы семья могла исполнять все возлагаемые на нее функции и стандарты, необходимо найти выход из сложившейся ситуации неблагополучия.
Неблагополучная семья в современном обществе - результат институционального кризиса семьи и низкого уровня жизни, жилищных проблем, которые в свою очередь ведут за собой множество нарушений не только в семейных, но и общественных отношениях. Происходит детрадиционализация семейного уклада, смена семейных ролей, распад семейных ценностей. Отношения в современной семье далеки от традиционных, понятных всем, с каждым днем становится больше методик воспитания ребенка: от вседозволенности до абсолютных запретов. Все больше неполных семей показывает нам смену семейных ролей, мать в семье берет на себя сразу две роли - и отцовскую, и материнскую. Происходит обесценивание брака, становится меньше семейных ценностей и традиций. Все это вкупе не может не влиять на общее состояние семей.
Неблагополучная семья воспроизводит множество дисфункций, это происходит посредством механизмов социализации. В условиях современного кризиса воспроизводство семейного неблагополучия стремительно обретает всесторонний характер.В первой семье отец страдает алкогольной зависимостью, и происходит не просто игнорирование ребенка отцом, а ненависть, обвинение в любом проступке. Ввиду отсутствия в семье матери, алкоголизм отца, а так же воспитание бабушкой - девочка совсем не знает, каково это - иметь семью. Семья №2 продемонстрировала ребенку умение развлекаться, собирать компании друзей, выпивать и драться друг с другом. В третьей семье отец не раз учил сына бить маму, демонстрировал, как нужно требовать все, что хочешь, а так же как не работать и жить за счет жены. Семья под номером 4, в которой алкоголизм дедушки и ссоры между родителями не прекращаются ни днем, ни вечером - держат ребенка в абсолютном испуге. Или две семьи 6 и 7, которые доверяют своим детям все, и считают, что они должны учиться на своих ошибках - делают ли родители детей самостоятельными таким образом? Прививая свою манеру поведения своим детям, родители воспитывают в ребенке такого же себя. Ребенку будет сложно создать свою семью, и в будущем он создаст себе такую же семью. Не прививая абсолютно никаких ценностей семейным отношениям, не зная, что такое любовь и забота - в неблагополучных семьях республики растут тысячи детей. Воспитывая ребенка, родители прививают ему ложные функции, которые ребенок обязательно воспроизведет в ближайшем будущем в своей семье.
Условия жизни в неблагополучной семье, превращаясь в негласную норму семейного образа жизни, воспроизводится через механизмы социализации, формируя у детей определенные навыки поведения. Алкоголизм родителей может переносится на детей? Посмотрев на проблему с точки зрения генетики, Александр Кибитов, руководитель лаборатории молекулярной генетики национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития России отметил, что память человека безгранична. Клинический анализ показал, что у люди, страдающие алкогольной зависимостью, в 70% случаев имеют отягощенную наследственность. Чаще всего это раскрывается в неблагополучности семейного воспитания . Так как мы не наблюдали семьи, в которых неблагополучие передалось по наследству от родителей к детям - сегодня мы не можем полностью подтвердить гипотезу. Однако, как нам удалось заметить, неблагополучная семья чаще не понимает причины своего неблагополучия, и продолжает воспитывать детей в рамках установленных правил, формируя у детей тот же взгляд на жизненные ценности, семейный уклад, и навыки поведения.
Можно предположить, что неблагополучная семья, чаще всего, воспроизводит уже заданную старшим поколением схему воспитания, родители в неблагополучной семье в большинстве случаев сами воспитывались в неблагополучной или неполной семье. Неблагополучную семью мы представляли как семью, созданную асоциальными личностями.
Но сегодня неблагополучной семьей может стать даже вполне образованная, нормальная семья. К примеру, в исследовании наших случаев были семьи, родители которых росли в полных, благополучных семьях. Этому способствует снижение уровня жизни, отсутствие работы, проблемы с жилищными условиями, что так же способствует развитию алкоголизма и наркомании. И это в конечном итоге приводит к разочарованию в жизни, росту агрессии и злости в отношениях с близкими людьми.
Рост неблагополучных семей может привести к распространению деформаций в структуре и функционировании семьи как социального института. Данная идея приводит к тому, что семья как социальный институт не перестанет функционировать, но будет делать это неправильно. Неблагополучная семья все же, так или иначе, но продолжает решать задачи социализации, но путем прививания дисфункций. В результате различных процессов у ребенка, воспитанного в подобной семье нарушается традиционный процесс воспроизводства. Неблагополучная семья может воспроизвести только неблагополучие, она способна создать только искаженные отношения между людьми, превращая их в норму. Модели таких отношений и поведения, многократно наблюдаемые индивидами в детстве в родительской семье, становятся привычкой, и далее просто воспринимаются как нормальное, единственно возможное поведение, а так же переносятся уже на дальнейшие семьи, становясь достоинством последующих поколений.Проблематика неблагополучной семьи в республике, как и во всей стране, представляет несомненный интерес и актуальность для изучения и является актуальной по ряду причин, описанных в данной работе. Исследования на тему неблагополучных семей имеют перспективы и включают множество важных для общества и его функционирования направлений.



1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. - М, 1994.
2. Андреева, Г.В. Социальная психология семейных отношений, СПб, 1997.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология, гл. 16. Социализация. М.: Аспект Пресс. 2001.- 378 С.
4. Бурова, С.Н. Социология семьи. Цикл лекций. Минск, 2011, 195 с.
5. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: том 8: социализация и образование. - М.:ИНФРА-М, 2005. с. 1040.
6. Закирова, В.М. Развод и насилие в семье. - феномены семейного благополучия./ В.М. Закирова // СоцИс. - 2002. - №12.
7. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1996.
8. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб, 2003. с. 8-9.
9. Иванова Е.И., Захаров С.В. Рождаемость и брачность в России / Е.И.
10. Иванова, С.В. Захаров //СоцИс. - 1997. - №7.
11. Колесников,Г.И.Стандарт третьего поколения. Учебное пособие для вузов. / Колесников Г.И. // Издательский дом "Питер" 2017 г. - 157 с.
12. Новикова, Е.В. О некоторых характеристиках общения между
супругами//семья и формирование личности. М, 1981. с. 49 .
13. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьии семейного
консультирования/под общей ред. Н.Н. Посысоева // М.: изд-во
«Академия», 2004 г. - 328 с.
14. Особенности социализации детей в современной семье. Вестник
Челябинского государственного университета. 2015. № 9
(364).Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. с. 125-130.
15. Прокопьева М.М. Психология семьи / М.М. Прокопьева, М.Д. Находкина // Якутск: ИД СВФУ, 2013. - с. 88.
16. Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 ФЗ (в ред. от 30.11.2011 №363ФЗ).
17. Смелзер, Н. Социология, глава 4. Социализация. / Научный ред. проф. Ядов В.А. // М.: ФЕНИКС, 1994, с. 109-149.
18. Столин, В.В. Психологические основы семейной
психотерапии//вопросы психологии. №4. 1982. - с. 104-105.
19. Танаева, З.Р. Семейное неблагополучие как фактор виктимизации несовершеннолетних. Виктимология 2(4) /2015, с. 31-33.
20. Терентьева, А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. - М.: изд-во «Прогресс», 2016 г. - №3 - 70 с.
21. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000 г. - 179 с.
22. Устинова, О.В. V. Преодоление кризиса института семьи в
современной России. / Устинова О.В., Пивоварова И.В. // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. Тюмень, 2014, №1, с. 78-82.
23. Фролов, С.А., Иванова, Е.И. Типы семей с повышенным риском формирования наркозависимой личности. / С.А. Фролов, Е.И. Иванова // Вестник Московского университета. - 2002. - №1. - С. 98-108.
24. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979, с. 75.
25. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2004 г. - 312 с.
26. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи. Ростов-на-Дону, изд-во «Владос-Пресс», 2006 г. - 272 с.
27. Шибутани, Т. Социальная психология. М, 1969.с. 50-51.
28.Э. Дюркгейм о социальном значении воспитания. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.socioera.ru/soces-890-1.html - (дата
обращения: 12.01.2018)
29. Здоровье семьи, 2014. - [электронный ресурс]. - URL:
http://fom.ru/Zdorove/11492 (дата обращения 10.05.2018)
30. Работа и дом, 2016. - [электронный ресурс]. - URL:
http://fom.ru/Rabota-i-dom/11315(gaTa обращения 10.05.2018)
31. Министерство Информатизации и Связи Республики Татарстан, без даты. - [электронный ресурс]. - URL: http://www.mic.tatarstan.ru (дата обращения 10.02.2018)
32. Жизнь. Алкоголизм - генетическое заболевание? - [электронный ресурс]. - URL: http://www.aif.ru/health/life/25990 (дата обращения: 15.03.2018)
33. Верещагина, А.В. Незащищенное детство в социальном государстве:
парадоксы российской действительности и угрозы социальной безопасности, 2016. - [электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nezaschischennoe-detstvo-v-sotsialnom- gosudarstve-paradoksy-rossiyskoy-deystvitelnosti-i-ugrozy-sotsialnoy- bezopasnosti (дата обращения 11.02.2018)
34. Кризисные семьи. [Электронный ресурс] - URL: http://social-
kr.jimdo.com/кризисные-семьи/ - (дата обращения: 18.02.2018)
35. Культурология. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.studfiles.ru/preview/1633025/page:5/- (дата обращения 18.02.2018)
36. Научный форум. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.scienceforum.ru/2013/301/6041 (дата обращения 22.02.2018)
37. Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и
инновации, 2015. - URL: https://interactive-plus.ru/e-publications/e-
publication-159.pdf (дата обращения 11.02.2018)
38. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних", [электронный ресурс].
URL:http://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 02.02.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ