Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная эксклюзия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа №46441

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы183
Год сдачи2018
Стоимость5840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы исследования социальной
эксклюзии 17
§1.1 Социологическая сущность и содержание понятия «социальная эксклюзия» 17
§1.2 Типология социальной эксклюзии 33
Глава 2. Анализ практики социальной эксклюзии семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья 50
§2.1 Социальные проблемы детской инвалидизации в современном российском обществе 50
§2.2 Эмпирическая интерпретация социальной эксклюзии семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья 68
Глава 3. Пути преодоления социальной эксклюзии семей, имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья 96
§3.1 Совершенствование системы социальной защиты населения как способ преодоления социальной эксклюзии семей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровья 96
§3.2 Развитие системы инклюзивного образования в России как способ
интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья 106
Заключение 116
Список литературы 121
Приложения

Актуальность темы исследования. На протяжении последних нескольких лет в Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. По данным Министерства Здравоохранения РФ, в России на 2014 год количество детей с особенностями развития составило 540 тысяч человек. Это плюс 3,7% к 2013 году и плюс 9,2% к 2010 году. В 2016 году данный показатель превысил отметку 616 тысяч, а в 2017 уже - 636 тысяч человек.1
Как взрослые, так и дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой особую социальную категорию населения нашей страны, которая неоднородна по своему составу и дифференцирована по полу, возрасту и социальному статусу, а также занимает основополагающее место в социально-демографической структуре общества. Рождение в семье ребенка с особенностями в развитии представляет собой довольно сильный травмирующий фактор для всей семьи, связанный с изменением семейного уклада и мировосприятия. Сразу же возникает вопрос о необходимости решения многих специфических проблем, возрастает физическая и психологическая нагрузка на родителей и ближайшее окружение ребенка ограниченными возможностями. Помимо этого, тяжелое состояние таких родителей является следствием неудовлетворительного положения в нашем обществе семей, которые воспитывают детей с особенностями в развитии.
Отличительной особенностью данной социальной группы является неспособность самостоятельно осуществить свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд, а также независимую жизнь. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, часто сталкиваются как с физическими, так и с социальными барьерами, которые Федеральная служба Государственной статистики Российской Федерации: Детская инвалидность [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/disabilities. (Дата обращения:15.10.2017).
исключают их из жизни общества и препятствуют активному участию в жизни социума. Такие барьеры в социогуманитарных науках обозначаются термином «социальная эксклюзия».
Социальная эксклюзия оказывает негативное влияние не только на определенную группу людей, но и на всё общество в целом. Поскольку её механизм, который сложился по отношению к лицам, имеющим какие-либо физические ограничения, может быть легко перенесён на иные группы (например, религиозные, половозрастные, социальные, культурные и т.д.). В данном случае феномен социальной эксклюзии, который сложился по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, представляет довольно серьёзную социальную опасность и значительный научный интерес, потому что именно здесь сам ход и последствия этого феномена выступают наиболее ярко. Тем самым, научное исследование социальной эксклюзии семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также способов её преодоления и предотвращения является сегодня весьма актуальной.
Проблема исследования. К сожалению, на сегодняшний день в Российской Федерации существует тенденция на изъятие и исключения ребенка с особенностями в развитии и его семьи из жизни социума. Родители ребенка с каким-либо отклонением уже в родильном доме подвергаются давлению и уговорам со стороны врачей отказаться от ребенка. Согласно данным Министерства Здравоохранения РФ, треть от всего числа детей, рожденных с какими-либо отклонениями, оказываются в Доме ребенка, от них отказываются родители. Помимо этого, согласно данным Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, к усугублению ситуации приводит также нестабильность семейных взаимоотношений, которые связаны с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, семьи детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, вынуждены в одиночестве решать возникающие проблемы. В результате, довольно значительное количество трудоспособных, квалифицированных и перспективных в плане профессионального роста людей оказываются в состоянии социального иждивенчества, что является доказательством отсутствия в обществе механизмов включения данной категории в полноценную социальную и трудовую жизнь.
В России социальная жизнь семьи, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не защищена. Вместе с ребенком родители имеют законные права, однако без профессиональной помощи специалистов, а также юридической поддержки реализовать их довольно сложно. Помимо этого, в России достаточно случаев, когда дети с ограниченными возможностями здоровья, а также их семьи ущемлялись в правах.
Степень разработанности проблемы. Как объект научного изучения явление социальной эксклюзии включает в себя множество аспектов, которые затрагивают разнообразные стороны общественной жизни: экономические, политические, социальные, психологические и многие другие. Теоретические подходы к изучению феномена социальной эксклюзии широко распространились во второй половине ХХ в. в странах Западной Европы. Однако и на сегодняшний день социальная эксклюзия довольно активно изучается, анализируется в различных сферах общественной жизни: как в социально-политических кругах, так и в научных социологических дискуссиях.
Основы изучения социальной эксклюзии были заложены в работах таких ученых, как М. Вебер , Э. Дюркгейм , К. Маркс, Ф. Энгельс и др. Большой вклад в понимание данного феномена, а также в становлении социальной эксклюзии как самостоятельной теории внесли П. Абрахамсон , Р. Ленуар, П. Таузент, Ч. Гор, В. Вилсон, С. Максвелл, Р. Кастель, Х. Сильвер и т.д. Особое внимание стоит уделить классификации разновидностей феномена социальной эксклюзии, которая была предложена выдающимся ученым М. Вольфом.
В зарубежной и российской социологии накоплен богатый теоретический материал по изучению проблем социального неравенства, дискриминации, иерархии общества и бедности. Изучению данной проблемы посвящены работы таких классиков социологии, как К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Сорокин. А также признание в социологической науке приобрели теории таких ученых, как Р. Дарендорф, П. Бурдье, П. Штомпка и др. Среди отечественных социологов, изучающих проблемы бедности и неравенства стоит отметить О. И. Шкаратана, Н. Е. Тихонову, Т. И. Засласкую, В. В. Радаева и т.д.
В отечественной социологии также следует отметить стремление к изучению социальной эксклюзии как феномена современного общества. В данном случае стоит отметить, что в осмыслении социальной эксклюзии значительный вклад внесли такие российские социологи, как Н. Е. Тихонова, Е.Р. Ярская- Смирнова, М. С. Астоянц, Е. А. Демьянов, В. Шмидт, И. Ю. Суворова, А. А. Мельниченко, Ф. М. Бородкин. Эти ученые дали подробный анализ феномена эксклюзии, а также выделили наиболее важные признаки этого явления. Социологи А. С. Балабанов и Н. М. Давыдова уделили внимание существующей связи между феноменом социальной эксклюзии и бедностью, и применили свои взгляды к изучению российского общества.
Поскольку наша работа посвящена изучению проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, то среди теоретических источников также следует отметить те, которые затрагивают непосредственно проблему социальной эксклюзии данной категории населения. Некоторые ученые утверждают, что абсолютно все дети относятся к категории социально исключенных. Так, зарубежные социологи Дж. Миллар, Т. Ридж, М. Хилл, Дж. Дэвис и Э. Праут выдвинули утверждение, которое заключается в том, что категория «дети» представляет собой самую управляемую группу в обществе, поскольку они не имеют возможности социального и политического участия, а также не представлены во властных структурах. Кроме того, исследователи отмечают, что дети подвергаются исключению, исходя из особенностей развития и здоровья, которые и являются причинами их социальной эксклюзии.
Немаловажную роль в изучении данной проблематики играют социологические теории социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. В данном случае следует отметить таких исследователей, как П. Бергер, Л. С. Выгодский и др.
Проблематике инвалидности современности посвящены социологические труды и диссертации В. Р. Шмидт, Т. А. Добровольской и др. Помимо этого, стоит отметить сторонников конструкционизма, которые также рассматривали социальную проблему инвалидизации: Е. Р. Ярская-Смирнова, а также П. В. Романов, и смежные проблемы:
- наркотизации и ВИЧ/СПИДа (П. А. Мейлахс, И. Г. Ясавеев, М. Ю. Ефлова);
- бедности и депривации (М. З. Язмиев);
- здоровья (Ж. В. Савельева) .
Тема социального включения и интеграции людей, которые имеют какие- либо физические ограничения, людей приклонного, а также детей-сирот раскрыта в работах таких исследователей, как М. Д. Абдрахманова, А. Ю. Домбровская, Р. А. Зобова, Л. А. Резниченко, Г. М. Иващенко, и т.д. Исследовательский интерес к изучению социальных проблем лиц, которые имеют ограниченные возможности здоровья, проявлялся в частности в рамках социологии здравоохранения. Е. В. Кулагина, А. В. Федотов, О. В. Новожилова уделили внимание социально-экономическому положению людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а И. Ю. Левченко, Т. А. Смирнова и В. В. Ткачева исследовали социально-психологические аспекты данной проблематики.
В качестве объекта магистерской диссертации выступает феномен социальной эксклюзии в современном обществе.
Предмет исследования - социальная эксклюзия семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель магистерской диссертации - анализ проблемы социальной эксклюзии семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и разработка рекомендаций по совершенствованию работы с ними.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать теоретические подходы к анализу явления социальной эксклюзии;
2. определить механизмы и структурные компоненты, образующие социальную эксклюзию в современном российском обществе;
3. исследовать типы социальной эксклюзии;
4. на основе проведенного в рамках магистерской диссертации эмпирического исследования проанализировать распространенность социальной эксклюзии в отношении к семьям, имеющим детей с особенностями в развитии;
5. выявить причины возникновения социальной эксклюзии данной категории населения ;
6. выявить уровни и сферы проявления социальной эксклюзии семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе этого разработать типологию;
7. определить основные возможные пути предотвращения социальной эксклюзии относительно семей, которые имеют детей с ограниченными возможностями здоровья, разработать рекомендации.
Гипотеза исследования заключается в том, что социальная эксклюзия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, возникает вследствие отсутствия в обществе государственных механизмов по оказанию им медицинской, социальной, реабилитационной и др. помощи, а не вследствие отсутствия толерантного отношения со стороны социума .
Теоретико-методологические основы исследования. Магистерская диссертация базируется на конструкционистском подходе, который хорошо объясняет, почему одни феномены наделены статусом социальных проблем, а другие нет. Помимо этого, данный подход используется в качестве основополагающей технологии создания/конструирования социальных проблем.
Корни конструкционизма, как нам известно, укреплены в: феноменологии, представителями которой являются А. Шюц, П. Бергер, Дж. Дуглас и Т. Лукман; этнометодологии Г. Гарфинкеля; а также символическом интеракционизме И. Гофмана, Дж. Мида и Г. Блумера. Представители данных подходов изучают природу социальной реальности через рассмотрение социального мира как продукта человеческой субъективности. Поскольку, согласно их мнению, люди сами интерпретируют и придают значение миру через свои действия и интеракции.
Кроме того, стоит учесть роль концепции ценностных конфликтов, представителями которой являются такие исследователи, как У. Уоллер, Р. Майерс и др. Сторонники данной школы также признали существование субъективных элементов в социальных проблемах.
С позиции конструкционизма также рассматривают такие социальные проблемы: депривации бедности (М.З.Язмиев), девиантного поведения и
преступности (М. Фишман, С. Коэн, Ю.Ю., И.Г. Ясавеев ), заболевания ВИЧ/СПИДа (И.Г. Ясавеев), здоровья/болезни наркотизма и наркотизаиции (П.А.Мейлахс, Р. Г. Минзарипов, М. Ю. Ефлова ), здоровья и заболеваемости (Ж.В.Савельева ), наконец, инвалидизации (Е.Р.Ярская-Смирнова, Н. Е. Тихонова и др.). В данном случае ученые понимают социальные проблемы как результат по выражению недовольства и выдвижению утверждений относительно некоторых условий. Социальные проблемы, сторонниками данного подхода, рассматриваются как конструкции, которые создаются индивидами или группами, с целью привлечения внимания общественности и социума к тем или иным предполагаемым условиям или ситуациям и, в результате, выступают с требованиями их изменения. По мнению сторонников конструкционизма - Ч.Гора и П.Таузенда, социальная эксклюзия выступает в качестве результата социального конструирования, а также определенного принудительного социального порядка, который направлен на исключение из системы социальной солидарности индивидов и групп, что зачастую выражается в прямой дискриминации .
Эмпирическую базу исследования составляют результаты авторского социологического исследования, проведенного в рамках магистерской
диссертации. При проведении настоящего исследования были использованы такие социологические методы, как:
- анализ документов: Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования РТ (данные за 2016-207 г. - количество общеобразовательных инклюзивных учреждений, реабилитационных центров для детей с особенностями в развитии), Министерства здравоохранения РФ (данные за 2010-2017 г. - статистика по количеству детей с ограниченными возможностями здоровья), Федеральной службы Государственной статистики по РТ (статистика по половозрастным характеристикам населения г. Казани на начало 2017 года);
- вторичный анализ: исследование НИУ ВШЭ «Отношение россиян к детям с ограниченными возможностями здоровья» (2016г.), исследование ВЦИОМ «Социум, дружественный к детям с ограниченными возможностями: результаты исследования» (2010г.), исследование ФОМ «Образование без границ» (2012 г.);
- глубинное интервью с родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья (n=15);
- экспертный опрос - полуформализованное интервью со специалистами, работающими с детьми с особенностями в развитии и их семьями (n=5);
- массовый анкетный опрос населения г. Казани по квотной выборке (n=400). Анализ и обработка полученной информации осуществлялась с помощью программы SPSS.
Теоретическая значимость исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации, заключается в том, что расширены знания о сущности распространенного в современном обществе феномена социальной эксклюзии семей, которые воспитывают детей с особенностями в развитии. Выявлены основные формы и уровни проявления социальной эксклюзии относительно данной категории населения. Таким образом, научное исследование состояния такого феномена, как социальная эксклюзия семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, может поспособствовать совершенствованию и улучшению системы социальной политики со стороны государства, направленной на защиту семей, которые воспитывают детей с особенностями в развитии.
Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты данного социологического исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации, могут быть использованы:
Во-первых, в разработке специальных программ в области государственной социальной политики относительно семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также социальной защиты данной категории населения;
Во-вторых, результаты данного исследования могут быть использованы в работе общеобразовательных учреждений (инклюзивного типа), а также специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно в организации работы с такими детьми, создании благоприятных условий для их обучения, а также в разработке конкретных образовательных программ.
Элементы новизны исследования:
1) Разработана типология семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по уровню подверженности социальной эксклюзии;
2) Выявлены барьеры и проблемы, приводящие к возникновению социальной эксклюзии семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) Описаны рекомендации по преодолению социальной эксклюзии семей, воспитывающих детей с различными особенностями в развитии, согласно разработанной типологии.
Апробация работы. Основное содержание диссертации, главные выводы и обобщения нашли свое отражение в публикациях автора в сборниках, изданных по итогам различных конференций, в том числе, входящих в РИНЦ:
1) Всероссийская научная конференция «Модернизационный потенциал российской молодежи» (г. Ульяновск):
Мингалиева А. Р. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья /А. Р. Мингалиева, Нагимова А. М. // В сборнике: Модернизационный потенциал российской молодежи сборник научных трудов. Ульяновск, 2017. С. 368-372.
2) Казанские студенческие социологические чтения «Социальные процессы в евразийском пространстве: мнения и оценки» (г. Казань). Статья «Проблема социальной эксклюзии семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в СМИ (на примере новостных сюжетов)» принята в печать.
3) Мингалиева А. Р. Формирование жизненных стратегий женщин после рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Мингалиева А.Р, Нагимова А.М. //Электронный экономический вестник Республики Татарстан, 2016 №1
Структура работы. В первой главе «Теоретические и методические основы исследования социальной эксклюзии» были изучены основные теоретические подходы к исследованию социальной эксклюзии в обществе; понятие «социальная эксклюзия» было рассмотрено как самостоятельная социологическая категория; проанализированы процессы формирования эксклюзии; а также изучены подходы к типологизации социальной эксклюзии. В первом параграфе «Социологическая сущность и содержание понятия «социальная эксклюзия»» дается определение термину «социальная эксклюзия» с позиции различных теоретиков (Рене Ленуар, Э. Дюркгейм, Э. Гидденс, Н. Луман, С. Поган, М. Кастельс и др.).
В отечественной социологии отмечаются работы Ф. М. Бородкина, М. Ю. Ефловой, Н. В. Черниной, И. Ю. Суворовой и т.д. Во втором параграфе первой главы под названием «Типология социальной эксклюзии» изучаются различные подходы к типологизации эксклюзии. Значительный вклад в разработку типологии социальной эксклюзии канадский исследователь Маршалл Вольф, а также вице-президент Санкт-Петербургской Ассоциации социологов Светлана Ярошенко. Таким образом, дается следующее определение социальной эксклюзии - это процесс вытеснения, исключения и изъятия индивида или определенных групп из социума. Тем самым, социальную эксклюзию можно классифицировать по различным основаниям и характеристикам индивидов (пол, возраст, происхождение, национальность и т.д.).
Во второй главе «Анализ практики социальной эксклюзии семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» представлены результаты социологических исследований, проведенных автором магистерской диссертации, и формируются основные выводы по их результатам. В данной главе исследуются формы проявление социальной эксклюзии семей, поспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В первом параграфе «Социальные проблемы детской инвалидизации в современном российском обществе» представлены статистические данные (вторичный анализ исследований ВЦИОМ), а также социальные проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья и их семьи. Помимо этого, в данном параграфе представлены результаты, проведенного автором магистерской диссертации, дискурс анализа, который проводился с целью изучения того, как конструируется проблема эксклюзии таких детей и их семей в СМИ, на примере новостных сюжетов. Во втором парграфе «Эмпирическая интерпретация социальной эксклюзии семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья» представлены результаты исследований: глубинное интервью с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, экспертный опрос, а также анкетный опрос населения. В данном параграфе проанализированы мнения родителей и экспертов относительно существования социальной эксклюзии. Изучены барьеры, проблемы, препятствующие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. А также изучено отношение общества к данной категории населения.
В третьей главе «Пути преодоления социальной эксклюзии семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья» изучена существующая на сегодняшний день система социальной защиты семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также предложены рекомендации для совершенствования социальной политики в отношении таких семей. В первом параграфе третьей главы
«Совершенствование системы социальной защиты населения как способ преодоления социальной эксклюзии семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» изучена существующая на сегодняшний день социальная помощь таким семьям со стороны государства, а также были предложены рекомендации для совершенствования социальной политики государства в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, для их успешной социальной адаптации. Во втором параграфе «Развитие системы инклюзивного образования в России как способ интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья» представлен анализ официальных источников о положении инклюзивного образования в Республике Татарстан на сегодняшний день, его сильные и слабые стороны. Проанализировано число дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений, в которых созданы благоприятные условия для совместного обучения детей с ограниченными возможностями со своими сверстниками. Опираясь на мнения экспертов, сделаны выводы относительно реальной картины данного вопросы, а также предложены рекомендации для его улучшения.
В Заключении подводятся итоги исследования, обобщаются полученные результаты в ходе теоретического анализа и эмпирических исследований. В
Приложениях представлены образцы анкеты и гайдов для проведения интервью, а также графические материалы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По мнению исследователей, любое общество, несмотря на самые распространенные декларации о стремлении к системе равных прав и возможностей для всех групп населения, независимо от происхождения, состояния здоровья, качества жизни и т.п., основано на социальном неравенстве. Тем самым, в этой ситуации приходят к возникновению группы, представители которых «исключаются, изымаются из общества». Данный процесс исключения из общества по какому-либо признаку в данной магистерской диссертации обозначился термином «социальная эксклюзия». Автором понятия «социальная эксклюзия» или «социальное исключение» принято считать государственного секретаря правительства Франции Рене Ленуара. Понятие «социальная эксклюзия» Рене Ленуар определяет как любые лишения, препятствующие полноценному включению человека в систему социальных отношений.
Современные ученые уделяют внимание множеству аспектов эксклюзии. Каждый из авторов предлагает собственную позицию в понимании социальной эксклюзии. Следовательно, наличие различных точек зрения указывает на сложность и специфичность данного вопроса изучения.
Научное исследование явления социальной эксклюзии семей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, актуально, поскольку в условиях трансформации современного общества и проведения важнейших социально-экономических преобразований, изученной нами категории населения уделяется недостаточно внимания со стороны органов государственного управления, средств массовой информации и общества в целом. Между тем, дети с особенностями в развитии и их семьи являются одной из самых уязвимых категорий населения Российской Федерации, помимо этого , данная категория населения самая многочисленная из групп уязвимых в социальном и психологическом плане.
Стоит отметить, что в последние годы в нашей стране государство стало уделять все больше внимания проблемам людей (взрослых и детей) с ограниченными возможностями здоровья. Создаются условия для доступной окружающей среды, инклюзивного образования, оборудуется общественный транспорт специальными подъемниками и т.п. Помимо этого, растет число некоммерческих организаций, различных фондов, которые занимаются оказанием помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Однако по результатам как качественного, так и количественного этапов социологического исследования в рамках магистерской диссертации, выяснилось, что эти мероприятия, проводимые государством - малоэффективны и недостаточно качественно разработаны. По мнению информантов, в нашей стране все-таки не созданы благоприятные условия для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, для их интеграции в социум. Дети с особенностями в развитии и их семьи вынуждены преодолевать огромное количество трудностей и проблем, связанных с получением медицинского, социального обслуживания, образования. Помимо этого, по их словам, они постоянно сталкиваются со сложностями, которые вызваны распространением в обществе стереотипов. Несмотря на то, что массовый опрос не показал явное их наличие, эксперты и родители таких детей указали на стереотипное мышление общества по отношению к детям с ограниченными возможностями. Жалость, сочувствие и сострадание к детям с ограниченными возможностями здоровья сочетаются с равнодушием, избеганием контакта с такими детьми. Результатом этого является желание большей части населения сохранять дистанцию, выбирать материальную форму помощи таким семьям, чтобы не взаимодействовать с ними непосредственно. Показательной ситуацией эксклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья являются также случаи, когда медицинские работники в родильных домах предлагают отказаться от детей с ограниченными возможностями.
Помимо этого, стоит отметить и нежелание некоторых самих родителей детей с ограниченными возможностями взаимодействовать с обществом.
Эксперты объясняют это страхом родителей осуждения и негативного отношения со стороны окружающих. Тем самым, такое дистанцирование ребенка с особенностями в развитии от общества обусловлено не только какими-либо неблагоприятными условиями внешней среды, общества, но и внутренними установками близкого окружения таких детей, их родителей.
Таким образом, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, ждут от общества в первую очередь равных возможностей, уважения, а также отсутствия дискриминации во всех сферах. Однако, как мы выявили, первоочередными чувствами, которые испытывает население к таким семьям, это жалость, сочувствие, сострадание, что совсем неприемлемо, по мнению экспертов. Отношение населения г. Казани в целом к детям с ограниченными возможностями здоровья можно охарактеризовать как толерантное, но не дружественное. Данная проблема заключается в том, что в настоящее время ни политика государственных органов, ни отношение общества по отношению к таким семьям и их детям не соответствуют тому пониманию дружественности, которое задано самими семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, что является доказательством истинности выдвинутой нами основной гипотезы.
Формирование в современном социуме дружественного отношения со стороны общества, а также благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья потребует немало усилий и времени со стороны всех участников этого процесса: государство, общество, родители, специалисты. В первую очередь необходима дальнейшая эффективная деятельность со стороны государства по преодолению материально-технических проблем окружающей среды: пандусы, подъемники, специализированный транспорт, лифты и т.д. Помимо этого, немаловажную роль играют и общественные организации, особенно в плане разрушения стереотипов и правильного информирования населения о проблемах таких семей. Как показывает опыт западных стран, формирование дружественного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья - весьма длительный и сложный процесс. Россия на сегодняшний день пока только вступила на этот путь.
Итак, цель нашего исследования - анализ проблемы социальной эксклюзии семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и разработка рекомендаций по совершенствованию работы с ними - достигнута. Мы выявили, в каких сферах проявляется социальная эксклюзия семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь это экономическая сфера, которая характеризуется финансовым положением семьи, затем - социальная сфера, в виде оказания услуг социально и медицинской помощи, наконец, психологическая сфера, которая характеризуется представлениями об окружающей действительности, представлениями о себе, отношением общества и т.д.
Помимо этого, в рамках магистерской диссертации, нами были выделены следующие уровни подверженности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, социальной эксклюзии:
1) Первый уровень, который мы назвали как «зона инсайдеров/мейнтрим», характеризуется тем, что семья, которая воспитывает ребенка с особенностями в развитии, при любом удачном случае сохраняет возможность предотвратить данное явление, а также замедляет развитие социальной эксклюзии.
2) Вторая - промежуточная стадия или «серая зона» (по Тихоновой) -
семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями, объективно отличается от остальных семей. В данном случае проявляются внешние факторы эксклюзии. Важным в данном случае является то, что «промежуточная стадия» является переходящей и предшествует глубокой эксклюзии;
3) Наконец, последний уровень - глубокая социальная эксклюзия характеризуется ощущением безысходности, чувством, что «выбраться» из этого состояния уже невозможно.
Стоит отметить, что феномен социальной эксклюзии также связан с функционированием различных социальных институтов, которые в свою очередь являются основополагающими для тех или иных социальных групп, подверженных социальной эксклюзии. В нашем случае, для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, таким институтом, к примеру, является государственная поддержка детства. Однако стоит указать, что немаловажную роль в данном случае играют социальный, культурный и экономические капиталы индивидов, подверженных социальной эксклюзии, которые могут выступать в качестве ресурсов по преодолению социального исключения, что в дальнейшем может служить потенциалом для расширения противоположного явления - социального включения.
В рамках магистерской диссертации мы разработали и предложили рекомендации по совершенствованию государственной социальной политики, социальной защиты семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Как нам известно, работы государства по социальной защите с данной категорией населения в основном ведется в плоскости материальной помощи, хотя работа с семьями, воспитывающими детей с особенностями в развитии, многоаспектна. Таким образом, сложившаяся ситуация требует введения специальных мер для предотвращения социальной эксклюзии семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.



1. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность / П. Абрахамсон // Общественные науки и современность. 2001. №6. С. 148 -160.
2. Андреев Л. В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России / Л. В. Андреев, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлокова. - СПб. Изд-во РГПУ им. А. Герцена, 2007. - С 81.
3. Астоянц М. С. Социальное сиротство : условия, механизмы и динамика эксклюзии (социокультурная интерпретация) : автореф. д-ра социолог. наук./ М. С. Астоянц // Ростов-на-Дону, 2007.
4. Балабанов А.А. Социальное неравенство: факторы углубления депривации / А. А. Балабанова // Социологические исследования, 2003. № 7. C. 52-64.
5. Давыдова Н.М. Депривационный подход в оценках бедности / Н. М. Давыдова // Социологические исследования, 2003. № 6. С. 88-96.
6. Большой толковый социологический словарь. Определение термина геницид [Электронный ресурс]. - иВЕ:ййрз://ди1Ь.ше/б1с1/зос1а1_б1с1/Геноцид. (Дата обращения: 10.12.2017).
7. Большой толковый социологический словарь. Определение термина расизм [Электронный ресурс]. - URL: ййрз://диЮ.ше/Фс1:/зос1а1_Шс1/Расизм. (Дата обращения: 07.01.2018).
8. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2009. С 673.
9. Бородкин Ф.М. Преодоление социальной эксклюзии: новые
подходы / Ф. М. Бородкин // Социологический журнал, 2000. № 3. С. 5 -17.
10. Бородкин Ф. М.Социальная эксклюзия[Электронный ресурс]/Ф.М.Бор одкин//Социологический журнал,2000.№3/4.и^:ййрз://’№№№.сМзЬоок.ги/111ез/Р11е /Вогобк1п_8ос_7Йиг_2000_3.рбР(Дата обращения: 20.11.2017).
11. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; перевод с немец. общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П.П.Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - С. 808 .
12. Возрастно-половой состав населения городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан на начало 2017г. [Электронный
ресурс]. - URL: http://tatstatgks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/pop ulation/ (Дата обращения: 13.04.2018).
13. Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka. pdf (Дата обращения: 10.03.2018).
14. Всемирный форум по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля
2000 г.) [Электронный ресурс]: Дакарские рамки действий. URL:
http://unesdoc.unesco.org/images/ 0012/001211/121147R.pdf (Дата обращения: 14.03.2018).
15. Григорьева И. А. Развитие теоретических подходов к социальной политике в 1990-2000-х годах / И. А. Григорьева // Общественные науки и современность, 2012. №3. С.145-155.
16. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс //
Социологические исследования: ежемесячный научный и общественно¬
политический журнал Российской Академии наук, 1992. - № 9. -С. 112-123.
17. Гончарова, М. Н., Гринина, А. В., Мирзоева, И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата / М. Н. Гончарова, А. В. Гринина, И. И. Мирзоева. // JI. : Медицина, 1974. - С. 208.
18. Горшков М. К. Российское общество в социологическом измерении / М. К. Горшков // Социологические исследования, 2009. - № 3. - С. 15-26.
19. Демьянов Е. А. Эксклюзия в сфере местного самоуправления //Регионология, 2001. № 2. С. 54 -67.
20. Детская инвалидность [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabil ities. (Дата обращения: 15.10.2017).
21. Донкан И.М. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в обществе / И. М. Донкан // В сборнике: Актуальные проблемы психологии профессиональной деятельности в системе транспорта Труды Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 40-летию начала строительства БАМа и 20-летнему юбилею организации Психологической службы ДвостЖД. Дальневосточный государственный университет путей сообщения; под редакцией М.В. Сокольской, 2014. С. 100-105.
22. Донкан И. М. Социальная эксклюзия детей-инвалидов в обществе: феномен инвалидности/И. М. Донкан// Вестник Тихоокеанского государственного университета.-2009. -№ 2 (13). -С. 277 -282.
23. Донкан И. М. Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и семей, имеющих детей-инвалидов: проблема эксклюзии /И. М. Донкан// Власть и управление на Востоке России.-2008.-№ 4(45). -С. 137 -145.
24. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм; перевод с франц. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - С. 124 .
25. Ефлова М. Ю., Минзарипов Р. Г. Концептуализация феномена социального исключения в социологических теориях / М. Ю. Ефлова, Р. Г. Минзарипов // Казанский социально-гуманитарный вестник, 2017. №3 (26). С.30¬34.
26. Ефлова, М.Ю. Социальное исключение в российском обществе: экономические, социальные и правовые аспекты исследования / М.Ю. Ефлова // Современная наука: актуальные проблемы и перспективы развития: монография. Книга 2 / Под ред. Проф. И.Н. Титаренко. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. - C. 54-79.
27. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества / И. Т. Заславская // Социологические исследования, 2001. №8. С. 3-11.
28. Инклюзивное образование: путь в будущее: материалы
международной конференции [Электронный ресурс]. URL: www.ibe.unesco.org/fir/ ice/48th-session-2008.html. (Дата обращения: 21.02.2018).
29. Материалы республ. науч.-практ. конф. «Комплексный подход к
проблемам реабилитации инвалидов: медицинские, социальные и
профессиональные аспекты. Опыт и перспективы»: Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС(Я), 2002.- С 144.
30. Куярова П. И. Интерпретация понятия «Социальный
конструкционизм» в социологии [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-ponyatiya-sotsialnyy-konstruktsionizm- v-sotsiologii. (Дата обращения: 12.11.2017).
31. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество / Н. Луман // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. - М, 1998. - С. 102.
32. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории)/ Ред. перевода М. Н. Греский. M., 1966 г. - С 872.
33. Модернизационный потенциал российской молодежи [Электронный ресурс]. - URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2017/199.pdf (Дата обращения: 24.04.2018).
34. Мохов Д. Б. Социальная эксклюзия пенсионеров как объект управления [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/sociologia- upravlenia/socialnaj a-j ekskljuzij a-pensionerov-kak-obekt-socialnogo-upravlenij a.html. (Дата обращения: 12.12.2017).
35. Мухаметзянова А. Р. Инклюзивное образование инвалидов:
социолого-психологический аспект [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/inklyuzivnoe-obrazovanie-invalidov-sotsiologo- psihologicheskiy-aspekt (Дата обращения: 16.03.2018).
36. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : ФЗ от 24 ноября, 1995 г. № 181-ФЗ (ред. ФЗ от 8 августа2001 г. № 123-Ф3)// Москва, Кремль.
37. Овчарова Л.Н. Бедность и экономический рост в России / Л. Н. Овчарова // Журнал исследований социальной политики, 2008. № 4. Т. 6. С. 439¬456.
38. П. Сорокин. Социальная стратификация и мобильность. // П. Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373.
39. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс // Науч. ред. М.С. Ковалева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - С. 270 .
40. Почему общество не принимает инвалидов? [Электронный ресурс]. - URL: http://tvoishag.com/pochemu-zhe-obshhestvo-ne-prinimaet-invalidov.html. (Дата обращения: 24.12.2017).
41. Радаев, В.В., Шкаратан, О.И. Власть и собственность / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан // Социологические исследования., 1991. - С. 50-61.
42. Рамон Ш., Шмидт В. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия / Ш. Рамон, В. Шмидт // Социальная эксклюзия в образовании. М., 2003. - С 183.
43. Савельева, Ж.В. «Здоровье» и «болезни» россиян как социальные конструкции / Ж.В. Савельева // Власть. , 2009. - №8. - С. 115-118.
44. Социальная эксклюзия пенсионеров как объект социального управления [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/sociologia- upravlenia/socialnaj a-j ekskljuzij a-pensionerov-kak-obekt-socialnogo-upravlenij a.html (Дата обращения: 11.01.2018).
45. Социальное исключение: как и зачем человека вытесняют из общества
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.miloserdie.ru/article/socialnoe-
isklyuchenie-kak-i-zachem-cheloveka-vytesnyayut-iz-obshhestva.html. (Дата
обращения :03.01.2018).
46. Суворова И. Ю. Социальная эксклюзия как социально-психологический феномен / И. Ю. Суворова // Социальная психология и общество, 2014. Т.5. №4. С. 29-43.
47. Тихонова Н. Е. Социальная эксклюзия в российском обществе / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность, 2002. №6. - С. 5-17.
48. Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России / Н. Е. Тихонова // Мир России, 2003. № 1. - С. 36-84.
49. Федорова Е.П. Жизненные стратегии человека как проявление ценностного отношения к жизни / Е. П. Федорова //Гуманитарный вектор. 2008, № 4. - С. 49 - 54.
50. Шкаратан О.И. Социальное неравенство: теория и реальность/О.И. Шкаратан, 2012, М. - С. 80.
51. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании [Электронный ресурс]. - URL: https://refdb.ru/look/1065985.html. (Дата обращения: 25.11.2017).
52. Эксклюзия как феномен жизни общества [Электронный ресурс]. - URL: http://son-net.info/eksklyuziya-kak-fenomen-zhizni-obshhestva. (Дата
обращения: 13.01.2018).
53. Якимова Е. В., Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе / Е. В. Якимова, Г. Торнстон // Социальная геронтология: современные исследования. - М .: ИНИОН РАН, 1994. — С. 58-68.
54. Ярская-Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид / Е. Р. Ярская- Смирнова // Социологические исследования. №1, 1997. - С.83-90.
55. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии
депроблематизации ситуаций / И. Г. Ясавеев // Журнал социологии и социальной антропологии, 2006. № 1. - С. 91-102.
56. Ясавеев И.Г. СМИ и ситуация с ВИЧ/СПИДом в России / И. Г. Ясавеев // Социологические исследования, 2006. № 12. - С89-94.
57. Ясавеев И.Г. Конструкционистский подход к социальным проблемам / И. Г. Ясавеев // Казань, 2004. Т. 2. №4. - С. 533-546.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ