Введение 3
1. Общая характеристика мирового автомобильного рынка 7
1.1 Экономическая характеристика мирового автомобильного рынка 7
1.2 Роль мирового автомобильного рынка в мировом хозяйстве 19
1.3 Конкуренция на мировом автомобильном рынке 23
2. Динамика спроса на автомобили 29
2.1 Сравнительный анализ 29
2.2 Азиатский автомобильный рынок 49
2.3 Российский автомобильный рынок 52
3. Тенденции развития мирового автомобильного рынка 55
3.1 Инновации в мировом автомобильном рынке 55
3.2 Пути повышения конкурентоспособности России на автомобильном рынке 58
3.3 Практическая часть. Сотрудничество Германии с Россией в сфере
автомобильного транспорта на примере дилерского салона «МОТОМ ПРЕМИУМ» 65
Заключение 75
Список использованной литературы
Автомобильный рынок развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового рынка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового рынка - легковые и на их долю приходится более 60% пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта.
Помимо тех неоспоримых удобств, которые легковой автомобиль создает в жизни человека, очевидно общественное значение массового пользования личными автомобилями: увеличивается скорость сообщения при поездках; сокращается число штатных водителей; облегчается доставка городского населения в места массового отдыха, на работу и т. д.
Однако процесс автомобилизации не ограничивается только увеличением рынка автомобилей. Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы, для решения которых требуется научный подход и значительные материальные затраты. Основными из них являются:
• увеличение пропускной способности улиц;
• строительство дорог и их благоустройство;
• организация стоянок и гаражей;
• обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды;
• строительство станций технического обслуживания автомобилей, складов, автозаправочных станций и других предприятий.
Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны.
По сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства автомобилестроение не имеет аналогов среди других отраслей современного машиностроения. С этой особенностью связана высокая степень концентрации капиталов в автомобильном производстве, а также быстрое сокращение числа фирм - самостоятельных продуцентов.
Вышеуказанные факторы обусловили обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. В условиях такой жёсткой конкуренции некоторые государства принимают ряд мер, ограничивающих влияние крупных зарубежных компаний на внутренний автомобильный рынок.
В наши дни, когда в обществе расширяется дискуссия о путях экономического развития страны, представляется полезным еще раз вернуться к этой теме. В том влиянии, которое автомобильный сектор оказывает на экономику в целом, мы видим, по меньшей мере, три важных составляющих:
- повышение мобильности населения - повышение экономической активности людей, содействие развитию малого предпринимательства;
- мультипликативный эффект - на каждое рабочее место на автозаводах 10-20 рабочих мест в смежных отраслях, обеспечение массовой занятости;
- инновационный эффект - востребованность инженерных и научных кадров, сбережение и развитие интеллектуального потенциала страны. «78 из 85 отраслей мирового хозяйства связаны с производством автомобилей» , поэтому банкротства здесь могут вызвать опустошительный эффект в смежных отраслях. Основная тенденция автопромышленности: повышение роли развивающихся центров. Россия, Индия и особенно Китай имеют все шансы выйти в лидеры мирового автомобилестроения на фоне кризиса.
Исследование проблем развития мирового автомобильного рынка в условиях глобализации мировой экономики представляет значительный научный и практический интерес, учитывая возрастающее значение автомобилестроительного сектора для экономики России и усиление конкуренции на мировом автомобильном рынке. В этой связи особую значимость приобретает всесторонний анализ маркетинговых инструментов и основных тенденций развития мирового и российского автомобильных рынков легковых автомобилей.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование мирового и национального (российского) рынка, как элемента мирового авторынка.
Для достижения поставленной цели нам необходимо будет решить ряд задач:
1. Исследовать мировой автомобильный рынок с его проблемами и перспективами на современном этапе;
2. Проанализировать авторынок, как ключевое звено мировой экономики;
3. Рассмотреть российский автомобильный рынок, как составную часть мирового авторынка;
4. Определить перспективы развития российского авторынка. Объектом исследования в работе являются мировой автомобильный рынок.
Предмет исследования в работе - российский автомобильный рынок, как элемент интеграции в мировой авторынок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, в которых рассматриваются основные вопросы темы. В первой главе раскрывается общая характеристика мирового автомобильного рынка. Во второй главе произведен сравнительный анализ. В третьей главе рассмотрен тенденции развития мирового автомобильного рынка. Завершают работу заключение, в котором приводятся основные выводы исследования и список используемых источников.
Таким образом, мировой и отечественной экономической наукой, автомобильный рынок описывается в качестве ключевого звена в экономике развитых стран, который является локомотивом движения, как рынка машиностроения, так и простого потребительского рынка, в контексте особенностей циркулирующих на нем товаров и услуг.
В ходе написания выпускной квалификационной работы на тему «Мировой автомобильный рынок. Проблемы и перспективы», можно сделать следующие выводы.
К началу 2010 года уже практически завершился процесс разделения мира на самые могущественные автомобильные регионы. В то же время явственно намечаются и новые тенденции автомобильной промышленности - образовываются новые рынки сбыта и производства, некоторые автогиганты уже начинают терять свои позиции.
Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм. Несколько лет назад 70% мирового авторынка контролировали полтора десятка компаний, а сегодня ведущих игроков осталось всего шесть: американские GeneralMotors и Ford, немецкая Volkswagen, японская Toyota, немецко-американская DaimlerChrysler и франко-японская Renault-Nissan.
Также важный вывод работы заключается в том, что в настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры. Это процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства.
В заключении необходимо отметить, что в начале ХХ! в. мировая автомобильная промышленность характеризуется двумя тенденциями: усилением конкуренции и распространением влияния глобализации.
При этом спрос на автомобили не падает, а в отношении экологически безопасных автомобилей продолжает расти.
1. А.Г. Мовсесян - «Мировая экономика» г. изд. «Финансы и статистика» - 2014 - 364 с.
2. Амелина А.Н. Динамика товарных рынков. - М.: Литера, 2012 - 320 с.
3. Андрусенко, Кравченко - «Аналитический справочник Полпред». - Москва. «Пик Винити», 2015 - 515с.
4. Арабов П. Автомобиль - снова роскошь// Известия (Москва), №N40, 12.10.2014 С. 4
5. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование.: Учеб. пособие /А.С. Баздникин. - М.: Юрайт-Издат, 2016. - 336 с.
6. Белкиов Д. Россия встает с колес.//Коммерсантъ, № 43, 10 .011. 2014 С. 7,
7. Белов В.А. Современная конкуренция на мировом рынке легковых автомобилей: автореф. дисс. канд. экон.наук.08.00.14. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2015. 48 с.
8. Белов В.А. Условия повышения конкурентоспособности России на мировом рынке легковых автомобилей. // Горный информационно-аналитический бюллетень.—№ 3 2015 С. 15 - 17
9. Беляева, И.Ю. Ценообразование: учебное пособие. 2-е изд. доп./ О.В. Беляева, В.В. Панина и др. - М.: КНОРУС, 2015. - 176 с
10. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник. - М.: Экономика, 2010- 220 с.
11. Буров А.С. Конъюнктура мировых товарных рынков и услуг. - М.: Экзамен, 2012.- 320 с.
12. Владимирский И. Вновь шикуем. // АвтоРевю - №3 (489), 2012. С. 11 - 14
13. Владимирский И., Добровольский В. Перелом. // АвтоРевю
- №5 (468), 2011. С 15 - 16
14. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М; Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2011.
15. Грис Т. - «Мировая экономика, экономическая интеграция, глобализация рынков», С-Пб., 2015 - 428 с.
16. Данилец А.В. На автомобиле, за мечтой. // Геополитический мониторинг России Вып. 18. СПб: 2016 - С. 39 - 52
17. Данилец А.В. Предпосылки образования и формы развития стратегических альянсов [Текст] / А.В. Данилец // Геополитический мониторинг России. - 2015. - Вып. 28 - С. 24 -36.
18. Дмитриев С.А. Рынок автомобилей. - М.: Смарт, 2012 - 480 с.
19. Зубкова С.В. Совершенствование механизмов управления
развитием комплексов предприятий автомобилестроения:
Синергетический подход: автореф.дис. ... канд. экон. наук. 08.00.05. - Набережные Челны, 2011. 52 с.
20. Капустин А.Н. Аналитика. Т.4 - Авторынок. - М.: Манускрипт, 2014 - 180 с.
21. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 280 с.3
22. Конахина Н.А. Анализ инновационных технологий в мировой отрасли автомобилестроения // Инновации. - 2016. - No2(112). С.18 - 21
23. Конахина Н.А. Роль автомобилестроения в мировой экономике // Экономические реформы в России: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С.24 - 28
24. Конахина Н.А. Тенденции и процессы в мировой автомобильной промышленности // Проблемы современной экономики.
- 2015. - No3(23). С.56 - 57
25. Кондратов Д.Е. Рынок легковых автомобилей: вчера, сегодня, завтра. // Журнал институциональных исследований - Т.2 №3, 2010 С. 56 - 72.
26. Королев П.А. Конкурентные стратегии ТНК Японии на мировом рынке автомобилей: автореф.дисс.канд.экон.наук.08.00.14. - М.: ГУУ, 2014.
27. Кубышкин В.А., Гачинский Э.А. «Технико-экономическая оценка новых видов наземного транспорта» №3 2010;
28. Ломакин В.К. Мировая экономика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
29. Маховикова, Г.А., Желтякова, И.А., Пузыня, Н.Ю. Цены и ценообразование. Учебное пособие. / Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н. Ю. Пузыня. - СПб: Издательство «Питер». 2014. - 176 с.
30. Международные экономические отношения / Под ред.
проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
31. Международные экономические отношения / Рыбалкин
В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.Д. и др.; Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
32. Мировая экономика и международные отношения [в 2-х ч]
ч. I: учебник под ред. чл-корр. РАН, д-ра экон. наук., проф. Хасбулатова Р.И.—М.: Гардарики. 2014 - 420 с.
33. Пасько А.В. Современные стратегии развития ТНК на мировом рынке легковых автомобилей (на примере шведской компании Volvo): автореф.дисс.канд.экон.наук.08.00.14. - М.: ГУУ, 2015 - 48 с.
34. Петрова М.А. Развитие внешнеэкономической политики на
развитие автомобильного рынка России:
автореф.дисс.канд.экон.наук.08.00.14. - М.: МГИМО(У), 2013 48 с.
35. Портер М. Международная конкуренция. / Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 2010. - 320 с.
36. Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. / Аналитическое пособие. - М.: Восток-Запад, 2015 - 320 с.
37. Семенова А.Н. Развитие автомобильного рынка. - М.: Манускрипт, 2012 - 320 с.
38. Спичак Е.А. Маркетинговая деятельность ТНК на мировом
автомобильном рынке: автореф.дисс.канд.экон.наук.08.00.14. - М.:
ФАПРФ, 2016. - 48
39. Стэнли Р. Обзор рынка автомобилей в России и прогнозы его развития. - М.: PwC, 2012 - 230 с.
40. Тимофеева Н.А. Маркетинговая политика
транснациональных компаний на российском автомобильном рынке // Торгпредство. 2016. № 3 С. 12 - 14
41. Тимохина Г.С. Маркетинговое управление процессом принятия решений потребителями легковых автомобилей: автореф. дисс. канд. экон. Наук, 08.00.05. - Екатеринбург, УрГЭУ, 2011 - 48 с.
42. Хохлов А.В. Мировые товарные рынки: учебник. - М.: ВАВТ, 2015. - 220 с.
43. Хрусталева Н.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в автомобильную промышленность России: автореф.дисс.канд.экон.наук.08.00.05. - М.: РГСУ, 2013. - 48 с.
44. Хубиев А.П. Реструктуризация российской автомобильной промышленности в контексте современного мирового опыта слияний и поглощений: автореф.дисс.канд.экон.наук.08.00.14. - М.: ГУУ, 2012. - 48 с.
45. Шувалова Н.А. Особенности транснационализации
легкового автомобилестроения на современном этапе:
автореф. дисс. канд. экон. наук. 08.00.14. - М.: РУДН, 2013. - 48 с.
46. Яковлев П.А. История мирового автомобильного рынка. - М.: Олма-пресс, 2014 - 420 с.
Электронные ресурсы
47. Автомобильный рынок России и стран СНГ: Аналитический отчет. - Ernst&Young;, 2015 - 430 с.
48. Автостат. Аналитическое агентсво URL:
https://www.autostat.ru/infographics/24534/
49. Проблемы и перспективы мирового автомобильного рынка PricewaterhouseCoopers (PwC), Официальный сайт URL: http://www.pwc.com/gx/en/industries/automotive.html
50. Рынок легковых автомобилей в России. Итоги года:
тенденции и перспективы развития. - М.: Аналитическое агентство «АВТОСТАТ», 2015 - 320 с.
PricewaterhouseCoopers (PwC), ОфициальныйсайтиРТ:
http://www.pwc.com