Одной из основных обязанностей любого социального государства, к которым, безусловно, относится Российская Федерация, является зашита людей, в общем, и граждан в частности, окружающей среды от различного рода опасностей, в т.ч. от опасностей, вызываемых обращением на внутреннем рынке недоброкачественной продукции. Для решения данной задачи государством устанавливаются требования безопасности к продукции и услугам, представляющим потенциальную опасность, контролируется выполнение указанных требований. Вместе с тем, промышленники и предприниматели как отечественные, так и зарубежные всячески противо-стоят необоснованным, чрезмерно завышенным требованиям, воспринимая их как барьеры на пути движения продукции от производителя к потребителю. В этой связи, задачей государства является поиск таких оптимальных мер, которые бы обеспечивали безопасность граждан, окружающей среды без необоснованного вмешательства в деятельность бизнес-сообщества.
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что в рост объемов промышленного производства и отходов промышленных предприятий, увеличение количества автотранспорта, аварии на атомно-энергетических установках и нефтегазопроводах, сокращение облесенности территорий, неадекватное применение средств химизации (минеральные удобрения, пестициды) оказывают существенное влияние не только на окружающую среду, но и условия производства продукции.
Сертификация продуктов в нашей стране введена в практику в соответствии с «Законом Российской Федерации о защите прав потребителей» и «Законом Российской Федерации о сертификации продукции и услуг», принятыми Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году.
Под сертификацией понимают деятельность государственных органов, направленную на поддержание соответствующего качества продукции установленным требованиям.
Целью работы рассмотреть понятие и преимущества сертификации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие и виды сертификации;
2. охарактеризовать преимущества сертификации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере сертификации.
Предметом исследования является федеральное законодательство, а также научная и учебная литература, касающаяся вопросов сертификации.
Методологическую основу работы составили следующие методы: логический, нормативны, метод анализа.
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон РФ «О техническом регулировании», а также др. федеральное законодательство.
Теоретическую основу работы составили научные труды следующих авторов: И.М. Лифиц, Г.Д. Крылова, А.М. Медведев, Г.Н. Воробьева и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Итак, подведем итоги.
Только на основе применения органами по сертификации единых методических подходов к оценке соответствия, в сегодняшних условиях можно добиться быстрого и реального повышения качества процесса сертификации и динамичного разви¬тия в Российской Федерации рынка услуг по подтверждению соответствия программной продукции.
Создание указанного комплекса принципов, моделей, процессов и методик должно, в конечном счете, способствовать повышению качества и конкурентоспособности про¬граммной продукции на внутреннем и международном рынках.
Завершая характеристику системы сертификации, созданной в Рос¬сии необходимо отметить ее значительную роль в:
обеспечении доверия внутренних и зарубежных потребителей к ка-честву продукции;
облегчении и упрощении выбора необходимой продукции потреби-телями;
обеспечении потребителей объективной информацией о качестве продукции;
обеспечении успеха и повышении конкурентоспособности добросо-вестных производителей в конкуренции с изготовителями сертифициро¬ванной продукции;
уменьшении импорта в Россию аналогичной зарубежной продук¬ции;
предотвращении поступления в Россию низкокачественной им-портной продукции;
повышении качества нормативно-технической документации путем установления в ней более прогрессивных требований;
повышении организационно-технического уровня производства;
стимулировании научно-технического прогресса.
Следует отметить, что введение в действие законов, а также ряда подзаконных актов позволило на начальном этапе перехода России к рыночной экономике обеспечить приемлемый уровень защиты населения страны и окружающей среды от негативного воздействия опасной продук¬ции, в том числе посредством ее сертификации.
Сертификация по определению должна доказать соответствие продукции требованиям. Поэтому для успешного прохождения сертификации, а также для предотвращения в дальнейшем возможных разногласий с потребителем или с органом по сертификации поставщик должен:
знать (достаточно точно оценивать) качество продукции и следить за ним в процессе производства;
быть уверенным в достаточной точности результатов измерений, которые он сам проводит, и знать количественную оценку этой точности, как и точности стандартизованных измерений;
обеспечивать необходимый «запас по качеству» относительно требований как с учетом возможной погрешности измерений, так и с учетом вариации самого показателя качества «от образца к образцу».
Эти вопросы могут оказаться болезненными, им тех поставщиков, которые сами не производят продукцию, а закупают ее. В таком случае необходимо обеспечить передачу поставщикам полной информации о показателях качества, сформированных у производителя.
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] // Консультант плюс. –URL.: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.12.2017 г.)
2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» [Электронный ресурс] // Консультант плюс. –URL.: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.12.2017 г.)
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // Консультант плюс. –URL.: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.12.2017 г.).
4. Постановление Правительства РФ от 18.09.2012 № 943 «Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит» [Электронный ресурс] // Консультант плюс. –URL.: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.12.2017 г.).
5. Приказ Минпромэнерго РФ от 22.03.2006 № 53 (ред. от 21.04.2009) «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов» (вместе с «Рекомендациями по заполнению формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.05.2006 № 7825) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. –URL.: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.12.2017 г.).
6. Письмо Росстандарта от 30.09.2016 № АШ-14817/06 «О разъяснении положений Федерального закона «О техническом регулировании» [Электронный ресурс] // Консультант плюс. –URL.: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 13.12.2017 г.)
7. Воробьева Г.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и качество. -2012. - № 1. - С 30-34.
8. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.:ЮНИТИ,2013.-465 с.
9. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М.:Юрайт, 2015. - 270с.
10. Медведев A.M. О техническом законодательстве ЕС // Стандарты и качество. - 2016. - № 5. - С. 27.
11. Троянова Е.Н. Особенности добровольной сертификации в российской федерации // Инфраструктурные отрасли экономики. - 2017. - № 4. - С. 160-162.