Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ОНР 2 уровня (Алтайский государственный педагогический университет)
|
База исследования: МБОУ «СОШ №31» г. Барнаул.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. У всех младших школьников диагностировано ОНР II уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Понятие «эмоционально-волевая сфера» в научной литературе 5
1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3 Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18
2.1 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 18
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. У всех младших школьников диагностировано ОНР II уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Понятие «эмоционально-волевая сфера» в научной литературе 5
1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3 Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18
2.1 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 18
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность исследования. За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы. Обращение к заявленной теме обусловлено недостаточностью разработки проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в теории и практике отечественной психологии и педагогике, а так же большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы. Так как в последнее время появляются всё больше детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы и с общим недоразвитием речи, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программой.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данных психологических качеств у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «эмоционально-волевая сфера» личности.
2. Проанализировать сущностные характеристики развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что общее недоразвитие речи оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, А.Н. Лук, М.И. Рожкова, Е.Д. Хомской и др. Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Е.Д. Хомская и др. раскрыли подходы к понятию «эмоции» и «эмоциональная сфера». В исследованиях О.Е. Кучеровой, Е.М. Листик и др. дана характеристика понятия «волевая сфера». Е.Н. Колодич, М.И. Рожковым и др. дана характеристика понятия «эмоционально-волевая сфера». Н.Л. Кряжевой, Ю.М. Миланич и др. проанализированы особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОНР.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «СОШ №31» г. Барнаул.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. У всех младших школьников диагностировано ОНР II уровня.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данных психологических качеств у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «эмоционально-волевая сфера» личности.
2. Проанализировать сущностные характеристики развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что общее недоразвитие речи оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, А.Н. Лук, М.И. Рожкова, Е.Д. Хомской и др. Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Е.Д. Хомская и др. раскрыли подходы к понятию «эмоции» и «эмоциональная сфера». В исследованиях О.Е. Кучеровой, Е.М. Листик и др. дана характеристика понятия «волевая сфера». Е.Н. Колодич, М.И. Рожковым и др. дана характеристика понятия «эмоционально-волевая сфера». Н.Л. Кряжевой, Ю.М. Миланич и др. проанализированы особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОНР.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «СОШ №31» г. Барнаул.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. У всех младших школьников диагностировано ОНР II уровня.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как эмоционально-волевые качества личности младшего школьника необходимы для полноценного личностного психического развития ребенка, они определяют успешность его обучения в школе.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
Согласно результатам, полученным в экспериментальном исследовании, по методике «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова и Т.И. Шульга) волевые качества у младших школьников с ОНР развиты в основном на среднем (10 детей – 50%) и низком (10 детей – 50%) уровнях. По методике Изучение произвольного поведения» (Г.А. Урунтаева) было установлено, что волевые качества у детей младшего школьного возраста с ОНР развиты в основном на среднем (11 детей – 55%) и низком (9 детей – 45%) уровнях.
Анализ результаты по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмоции» позволил заключить, что эмоциональная сфера у детей младшего школьного возраста с ОНР развита в основном на среднем (9 детей – 45%) и низком (11 детей – 55%) уровнях. Следовательно, общее недоразвитие речи оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
Согласно результатам, полученным в экспериментальном исследовании, по методике «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова и Т.И. Шульга) волевые качества у младших школьников с ОНР развиты в основном на среднем (10 детей – 50%) и низком (10 детей – 50%) уровнях. По методике Изучение произвольного поведения» (Г.А. Урунтаева) было установлено, что волевые качества у детей младшего школьного возраста с ОНР развиты в основном на среднем (11 детей – 55%) и низком (9 детей – 45%) уровнях.
Анализ результаты по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмоции» позволил заключить, что эмоциональная сфера у детей младшего школьного возраста с ОНР развита в основном на среднем (9 детей – 45%) и низком (11 детей – 55%) уровнях. Следовательно, общее недоразвитие речи оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушениями речи (Психолого-педагогическая диагностика, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Исследование особенностей словообразовательных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня при синдроме алалия (Психология, педагогика, Алтайск государственного педагогического университет
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022



