Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ОНР 2 уровня (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №46350

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы29
Год сдачи2019
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ «СОШ №31» г. Барнаул.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. У всех младших школьников диагностировано ОНР II уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Понятие «эмоционально-волевая сфера» в научной литературе 5
1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3 Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18
2.1 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 18
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29



Актуальность исследования. За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы. Обращение к заявленной теме обусловлено недостаточностью разработки проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в теории и практике отечественной психологии и педагогике, а так же большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы. Так как в последнее время появляются всё больше детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы и с общим недоразвитием речи, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программой.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данных психологических качеств у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «эмоционально-волевая сфера» личности.
2. Проанализировать сущностные характеристики развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что общее недоразвитие речи оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, А.Н. Лук, М.И. Рожкова, Е.Д. Хомской и др. Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Е.Д. Хомская и др. раскрыли подходы к понятию «эмоции» и «эмоциональная сфера». В исследованиях О.Е. Кучеровой, Е.М. Листик и др. дана характеристика понятия «волевая сфера». Е.Н. Колодич, М.И. Рожковым и др. дана характеристика понятия «эмоционально-волевая сфера». Н.Л. Кряжевой, Ю.М. Миланич и др. проанализированы особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОНР.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «СОШ №31» г. Барнаул.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. У всех младших школьников диагностировано ОНР II уровня.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как эмоционально-волевые качества личности младшего школьника необходимы для полноценного личностного психического развития ребенка, они определяют успешность его обучения в школе.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
Согласно результатам, полученным в экспериментальном исследовании, по методике «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова и Т.И. Шульга) волевые качества у младших школьников с ОНР развиты в основном на среднем (10 детей – 50%) и низком (10 детей – 50%) уровнях. По методике Изучение произвольного поведения» (Г.А. Урунтаева) было установлено, что волевые качества у детей младшего школьного возраста с ОНР развиты в основном на среднем (11 детей – 55%) и низком (9 детей – 45%) уровнях.
Анализ результаты по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмоции» позволил заключить, что эмоциональная сфера у детей младшего школьного возраста с ОНР развита в основном на среднем (9 детей – 45%) и низком (11 детей – 55%) уровнях. Следовательно, общее недоразвитие речи оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. – Москва : Инфра-М, 2015. – 411 с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2015. – №2. – С. 63-69.
3. Витт, Н. В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций [Текст] / Н. В. Витт // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 95-107.
4. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во МГУ, 2015. – 587 с.
5. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.
6. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва : ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
7. Котова, Е. О. О коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ОНР [Текст] / Е. О. Котова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 52-55.
8. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей с ОНР [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Москва : Эксмо, 2013. – 456 с.
9. Кучерова, О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / О. Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
10. Листик, Е. М. Методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний [Текст] / Е. М. Листик. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 120 с.
11. Лук, А. Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – Москва : АСТ, 2015. – 455 с.
12. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ОНР [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва : АСТ, 2015. – 274 с.
13. Путляева, Л. В. О функциях эмоций в мыслительных процессах [Текст] / Л .В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28.
14. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение детей с ОНР: концептуальное осмысление процесса [Текст] / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома : КГУ, 2015. – С. 322–329.
15. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей [Текст] / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 91–105.
16. Соловьева, Л. Г. Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР [Текст] / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – № 1. – 2016. – С. 62-69.
17. Тимофеева, Т. И. Онтогенез эмоций [Текст] / Т. И. Тимофеева // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 52-55.
18. Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции [Текст] / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 356 с.
19. Юрчик, Р. О. Эмоциональная сфера младших школьников с ОНР [Текст] / Р. О. Юрчик // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 24-31.
20. Яковлева, Н. Г. Эмоциональное развитие младших школьников с ОВЗ [Текст] / Н. Г. Яковлева // Дефектология. – 2011. – №2. – С. 36-42.
21. Яцук, И. И. Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников [Текст] / И. И. Яцук // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 74-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ