Отраслевые рынки: мировой рынок образовательных услуг (Мировая экономика и международные экономические отношения, Тюменский Государственный Университет)
Введение 2
1.Рынок образовательных услуг, как отрасль мирового хозяйства 5
1.1 Понятие, характеристика и сущность образовательной услуги 5
1.2 Мировой рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития 7
2.Мировой рынок образовательных услуг в начале XXI века 13
2.1. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг 13
2.2 Россия на мировом рынке образовательных услуг 17
Заключение 23
Список использованных источников 25
Международный рынок образовательных услуг в современном мире – это сегмент рынка, который пользуется все большей популярностью и развивается с каждым днем. Он зародился во второй половине ХХ столетия, и с тех пор его развитие не останавливалось, а только принимало все большие масштабы. На арене мирового рынка образовательных услуг лидируют такие страны как Соединенные Штаты Америки и Великобритания, которые сегодня имеют лучшие образовательные системы в мире, лучших специалистов во всех сферах, получая экономическую и политическую выгоду от привлечения зарубежных студентов.
В ХХI веке к гонке за первенство в этой области рынка присоединилось также множество других высокоразвитых стран, среди которых Германия, Франция, Испания, Китайская Народная Республика, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Понимая важность всех плюсов данной области рынка услуг, его начинают осваивать всё больше и больше стран, разрабатывая различные программы по внедрению своих образовательных услуг на мировой рынок, поднимая уровень образования у себя в стране и улучшая общие показатели внутри страны. Россия также не остается в стороне, хоть и сейчас данная сфера рынка услуг недостаточно развита. Однако есть понимание того, что это один из наиболее перспективных рынков услуг, поэтому Россия имеет свою специфику в этом плане, но держится в том же направлении.
Актуальность темы исследования заключается в том, что мировой рынок образовательных услуг – это очень быстро развивающийся сегмент рынка услуг, от которого Россия, ввиду экономических потрясений отстает. Поэтому следует провести анализ теоретических данных о том, что из себя представляет мировой рынок образовательных услуг, какие стратегии проникновения образовательных услуг на мировой рынок существуют. На примере опыта стран Западной Европы и Северной Америки стоит проанализировать собственные пробелы и ошибки в государственной политике по предложению своих образовательных услуг на мировом рынке.
При написании курсовой работы были использованы работы таких ученых, исследователей и публицистов, как АлешинаИ.Г., Багиев Г.А., Бортник Е.М., Ващекин Н.П., Гейц И.В., Егоршин А.П., Клещевский Ю.Н., Литвинюк А.А., Панкрухин А.П., Царегородцев Ю.Н. и другие.
Цель работы заключалась в исследовании современного состояния и перспектив развития мирового рынка образовательных услуг и положения России на рассматриваемом отраслевом рынке.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
- раскрыть сущность образовательных услуг;
- охарактеризовать понятие мирового рынка образовательных услуг;
- исследовать современное состояние мирового рынка образовательных услуг;
- показать место и роль России на мировом рынке образовательных услуг.
Объект исследования – мировой рынок образовательных услуг.
Предмет исследования – современное состояние и перспективы развития мирового рынка образовательных услуг.
При написании контрольной работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, обобщение, метод статистической группировки, формально-логический.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В настоящее время образование является одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами. Объем торговли образовательными услугами на мировом рынке в настоящее время превышает 100 млрд. долл. Образование — это важнейшая структурная составляющая экономического и социального развития общества, мировой культуры, играющая важнейшую роль в сохранении и передаче знаний, накопленных человечеством. Мировой рынок образования не только растет количественно, но и стремительно меняется качественно. Свою роль в этом процессе играют такие факторы его развития, как глобализация информационных сетей, рост доступности информационных и интеллектуальных коммуникаций, способствующей созданию новых условий для развития личности; универсализация требований к профессионализму рабочей силы; формирование социально-ориентированного типа экономики во многих странах, перенос центра тяжести в стратегии социально-экономического развития ведущих стран на усиление их интеллектуального потенциала; интенсификация международной академической мобильности; признание зарубежных дипломов; политика дерегулирования национальных систем образования со стороны ряда стран, сопровождаемая сокращением бюджетного финансирования и появлением немалого числа частных, корпоративных университетов и другие.
Наряду со старыми «игроками», такими, как США, Великобритания, Германия, Франция, на рынке образования появились «молодые» региональные лидеры – Китай, «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии, Австралия и некоторые другие, достигающие несомненных успехов в подготовке квалифицированных специалистов. Их привлекательность объясняется также относительной дешевизной получения образования и проживания в сравнении с США и европейскими государствами.Широкое использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий открывает доступ к образованию, прежде всего, высшему для маломобильных, проживающих в отдаленных регионах и не очень обеспеченных граждан из разных стран
Российская образовательная система для повышения привлекательности и улучшения имиджа страны нуждается в модернизации. На повестке дня должны стоять: обновление содержания высшего образования и его адаптация к научно-техническому прогрессу и реалиям сегодняшнего дня; совершенствование структуры образования с целью сохранения в условиях массовизации высшего образования лучших традиций подготовки профессиональных элит и гибкого ответа на требования рынка труда; обновление ресурсного обеспечения образования, административного управления, материальной базы, технологии и организации обучения.
1. Амиров Р.А. Экспорт образовательных услуг как важнейший фактор повышения конкурентоспособности и экономического развития страны // Управленческое консультирование. 2018. № 8. С. 71-81.
2. Балкизова Х.Ю. Мировой рынок образовательных услуг высшей школы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 6. С. 130-133.
3. Де Вит Х. Последние тенденции и проблемы международной мобильности студентов // Международное высшее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59
4. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. – 2017. - № 5. С. 33-52.
5. Клименок О.С. Международный рынок образовательных услуг // Наука сегодня: вызовы и решения: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 118-120.
6. Кочкина М.А., Коврижкина Л.Н. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. 2016. Т. 1. № 1. С. 426-429.
7. Кречетников К.Г., Щуковский В.А. Рынок образовательных услуг - динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 4. С. 9-14.
8. Ораева Ш.А. Мировой рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития // Экономическая среда. 2018. № 2 (24). С. 51-56.
9. Панкрухин А.П. Реклама образовательных услуг // AlmaMater. - 2017. - № 8. С. 55-64. 28
10. Чинаева Т.И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг // Статистика и Экономика. 2017. № 1. С. 60-68.
11. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy(Дата обращения 2.12.2018).
12. Официальный сайт государственного комитета статистики // gks.ru
13. Российский вуз вошел в топ-20 университетов мира с лучшим образованием // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/07/11/rossijskij-vuz-voshel-v-top-20-universitetov-mira-s-luchshim-obrazovaniem.html(Дата обращения 2.12.2018).
14. Стратегии проникновения на рынок образовательных услуг [Электронный ресурс] // marketing.rbc.ru [2018]. URL: https:// marketing.rbc.ru/5725394/page:21/ (Дата обращения 01.12.18)
15. «WorldDevelopment Indicators» - мировое информационное агентство [Электронный ресурс] URL: https:// https://worlddevelopmentindicators.com