Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога (Дошкольная специальная педагогика,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Выпускная квалификационная работа.
Есть приложения .
Экспериментальное исследование проводилось по выборки. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога 9
1.1 Подходы к понятию «личностно-мотивационной готовности к обучению» в научной литературе 9
1.2 Особенности личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 16
1.3 Методы и приемы в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Экспериментальное изучение системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 36
2.1 Организация и методика исследования 36
2.2 Анализ личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 41
2.3 Система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 47
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 55
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения 77
Актуальность исследования. В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе, об окружающем мире [64, с. 4]. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
В последнее время в нормативных документах системы образования Российской Федерации повысилось внимание к готовности дошкольников к школьному обучению. Например, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» отмечается, что необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально мобильную личность, способную к нормальной социализации в обществе, что предполагает сформированность готовности дошкольников к обучению школе [1]. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема личностно-мотивационной готовности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР) к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка с ЗПР в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Степень изученности. Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах ЛС. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.К. Марковой. Н.В. Нижегородцевой, Э. Рыбина, Д.Б. Эльконина и др. Особенности воспитания личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе представлены в исследованиях Л.И. Божович, Б.Ф. Олейник, Ю.В. Терентьевой, Н.Г. Яковлевой и др. Особенности готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проанализированы в трудах В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Л.С. Метлиной и др. Особенности работы дефектолога по воспитанию личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР описаны в исследовании Н.А. Лиман, Е.К. Морозовой, В.В. Хитрюк, Р.О. Юрчик и др.
В настоящее время существует противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на формирование личностно-мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Таким образом, проблема личностно-мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования – изучить особенности формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога.
Объект исследования – личностно-мотивационный компонент готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективно в процессе применения специально подобранного комплекса методов и приемов, которые будут применены дефектологом в образовательной деятельности, если:
- будут созданы учителем-дефектологом специальные условия для проведения занятий с применением комплекса методов и приемов по формированию личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- будут отобраны методы и средства в соответствии с образовательной программой, с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР;
- в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР по формированию личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством будут соблюдены принципы индивидуализации и дифференциации.
Задачи:
1. Раскрыть подходы к понятию «личностно-мотивационной готовности к обучению» в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
3. Определить методы и приемы в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
4. Изучить экспериментальным путем систему работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2017 года – август 2017 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (сентябрь 2017 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни личностно-мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (октябрь 2017 года – ноябрь 2017 года) – технологический. Применение системы методов и приемов в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Четвертый этап (декабрь 2017 года) заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о системе работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Новизна исследования: в работе представлен инновационный подход на содержание работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система методов и приемов формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР быть использована в работе дефектологов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (далее – ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность.
У старших дошкольников с ЗПР, как правило, не развиты качества, которые должны быть у первоклассника на момент поступления в школу. Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.
Важнейшее условие формирование интеллектуальной сферы психологической готовности детей дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению – это систематические занятия с дефектологом. Без помощи дефектолога ребёнок дошкольного возраста не сможет ориентироваться во времени, пространстве, ближайшем социальном окружении, природной среде. Даже при большом наборе знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста не сформируется целостное представление о картине мира. Дефектолог помогает детям дошкольного возраста систематизировать и обобщить уже имеющиеся знания.
С целью изучения системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (далее – ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в отличии от детей с психическим развитием в норме, прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения, а также средний и низкий уровень личностной готовности к обучению в школе. Следовательно, необходимо учителю-дефектологу продумать работу по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР предусматривала коррекционно-развивающую работу по следующим направлениям:
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Консультативная работа с родителями детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для детей старшего дошкольного возраста была разработана коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу». Основной формой работы с дошкольниками с ЗПР и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий. Программа состоит из 10 занятий (1 раз в неделю, смотреть перспективное планирование) продолжительностью 30 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
После апробирования разработанной системы работы учителя-дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
Итак, результаты контрольного этапа экспериментальной работы. Отметим, что в экспериментальной группе – старшие дошкольники с ЗПР – проявляется положительная динамика по всем компонентам личностно-мотивационной готовности к обучению в школе, в контрольной группе – дети с психическим развитием в норме – положительная динамика не значительна.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. // Администратор образования, № 23, 01.12.2014. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 19.12.2017 г.)
2. Алехина, С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно- практической конференции. – М.: МГППУ, 2015. – С. 152-156.
3. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 46-50.
4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. – № 1. – С. 23 – 31.
5. Безменова, Е.И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования / Е.И. Безменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 22-24.
6. Бережнова, О.В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: метод. Пособие / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева. – М.: Цветной мир, 2013. – 144 с.
7. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / Л.И. Божович. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
8. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого- педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие / С.Ю. Бородулина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 352 с.
9. Брызгалова, С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / под ред. С.О. Брызгаловой, Г.Г. Зака // Специальное образование. – 2010. – № 3. –С. 14-20.
10. Буторина, О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г. Буторина // Воспитание школьников. – 2014. – № 7. – С. 40-44.
11. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2015. – 458 с.
12. Григорьева, Е.В. Факторы адаптации детей с ЗПР к школьному обучению / Е.В. Григорьева // Сборник научных трудов. – № 2 – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – С. 63-68
13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2014. – 312 с.
14. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 144 c.
15. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация старших дошкольников / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 7-11
16. Дементьева, И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопырева // Социальная педагогика. – 2012. – 2. – С. 43-48.
17. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2007. – 158 c.
18. Зак, З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей / З.А. Зак. – М.: Академия, 2012. – 358 с.
19. Закрепина, А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному развитию детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 73-78.
20. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 c.
21. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
22. Кочкина, Л.В. Сопровождение ребёнка с ЗПР в образовательном учреждении: методические рекомендации / Л.В. Кочкина // Модель поддержки психически здоровых детей и подростков с эмоциональными, поведенческими и адаптационными проблемами. – Ярославль: Ремдер, 2016. – С. 69–105.
23. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики / Г. Кумарина // Народное образование. – 2015. – № 8. – С. 184-192.
24. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Academia, 2011. – 144 c.
25. Лебединская, КС. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2016. – №3. – С. 12-16.
26. Леонгард, А.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / А.И. Леонгард, Е.Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. – М.: МГППУ, 2011. – 175 с.
27. Лиман, Н.А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 41-44.
28. Локтева, Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших школьников с ЗПР / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 3. – С. 27-35.
29. Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2012. – №2. – С. 74-77.
30. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире: в 2 т. – Т. 1. Европа / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2016. –319 с.
31. Малютина, С.В. Психологическая готовность дошкольников с ЗПР к школьному обучению / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 63-65.
32. Маркова, А.К. Самоконтроль в деятельности дошкольника / А.К. Маркова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
33. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 2013. – 198 с.
34. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
35. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 10-18
36. Метлина, Л.С. Готовность к школьному обучению / Л.С. Метлина. – М.: Эксмо, 2013. – 458 с.
37. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2016. – 144 с.
38. Морозова, Е.К. Воспитание коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / Е.К. Морозова // Дефектология. – 2013. – №2. – С. 51-53.
39. Назарова, Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции / Н.М. Назарова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 5-11.
40. Нижегородцева, Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте: Учебное пособие / ЯГПУ им. К.Д. Ушинского / Н.В. Нижегородцева. – Ярославль, 2012. – 247 с.
41. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е.П. Николаева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 89 с.
42. Олейник, Б.Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста / Б.Ф. Олейник. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
43. Панасенко, К.Е., Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с гиперактивностью: Монография / К.Е. Панасенко, Л.З. Антонова. – Белгород, 2014. – 140 с.
44. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко. – М.: Инфра-М, 2014. – 291 с.
45. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование / авт. сост. О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013. – 233 с.
46. Программа «Преемственность», подготовка к школе / Составитель Н.А. Федосова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва, АПКиПРО, 2013. – 64 с.
47. Ротарь, Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2014. – 156 c.
48. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.
49. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 241 с.
50. Сергеева, О.А. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР / О.А. Сергеева, Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник // ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии. – 2014. – №4. – С. 52-59.
51. Сидорчук, Т. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников с ЗПР / Т. Сидорчук // Учитель. – 2014. – №6. – С. 27–30.
52. Слепович, Е.С. Игровая деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. – М.: Педагогика, 1989. – 263 с.
53. Соколова, Ш.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью / Ш.О. Соколова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 96-101.
54. Стожарова, М.Ю. Актуальные проблемы формирования школьной зрелости дошкольников с ЗПР / М.Ю. Стожарова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 156-161.
55. Сунцова, А.С. Теории и технологии работы с дошкольниками с ЗПР: учебное пособие / А.С. Сунцова. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
56. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
57. Терентьева, Ю.В. К вопросу психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с ЗПР / Ю.В. Терентьева // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 102-106.
58. Токарь, И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития / И.Е. Токарь // Социальная педагогика, 2015. – №5. – С. 93-105.
59. Тыщенко, М.К. Психологическая готовность старшего дошкольника с ЗПР к обучению в школе / М.К. Тыщенко // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 63-69.
60. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
61. Утянова У.Ш. Создание педагогических условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада / У.Ш. Утянова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 11-13.
62. Чистякова, М.А.. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Чистякова // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год. – Челябинск: Цицеро, 2016. – С. 189-192.
63. Чудова, А.В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе учащихся с нарушением интеллектуального развития (по результатам экспериментального исследования) / А.В. Чудова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 42-48.
64. ФГОС ДО 2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2013. – 16 с.
65. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Дефектология. – 2014. – №1. – С. 45-49.
66. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
67. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына. – М.: Эксмо, 2010. – 458 с.
68. Шичанина, О. Наглядные пособия: их роль в формировании познавательной активности детей с задержкой психического развития / О. Шичанина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 71-75
69. Эльконин, Д.Б. Детский возраст / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 554 с.
70. Юнгман, И.В. Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / И.В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 58-60.
71. Юрчик, О.Р. Личностная готовность к обучению в школе и ее составляющие / О.Р. Юрчик // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 12-16.
72. Ягловская, Е.К. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы / Е.К. Ягловская, И.А. Бурлакова. – М.: МГППУ, 2014 – 32 с.
73. Яковлева, Н.Г. Основы дефектологии / Н.Г. Яковлева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 412 с.