Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога (Дошкольная специальная педагогика,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Есть приложения .
Экспериментальное исследование проводилось по выборки. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога 9
1.1 Подходы к понятию «личностно-мотивационной готовности к обучению» в научной литературе 9
1.2 Особенности личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 16
1.3 Методы и приемы в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Экспериментальное изучение системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 36
2.1 Организация и методика исследования 36
2.2 Анализ личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 41
2.3 Система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 47
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 55
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения 77
Есть приложения .
Экспериментальное исследование проводилось по выборки. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога 9
1.1 Подходы к понятию «личностно-мотивационной готовности к обучению» в научной литературе 9
1.2 Особенности личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 16
1.3 Методы и приемы в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Экспериментальное изучение системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 36
2.1 Организация и методика исследования 36
2.2 Анализ личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 41
2.3 Система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 47
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 55
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения 77
Актуальность исследования. В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе, об окружающем мире [64, с. 4]. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
В последнее время в нормативных документах системы образования Российской Федерации повысилось внимание к готовности дошкольников к школьному обучению. Например, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» отмечается, что необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально мобильную личность, способную к нормальной социализации в обществе, что предполагает сформированность готовности дошкольников к обучению школе [1]. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема личностно-мотивационной готовности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР) к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка с ЗПР в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Степень изученности. Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах ЛС. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.К. Марковой. Н.В. Нижегородцевой, Э. Рыбина, Д.Б. Эльконина и др. Особенности воспитания личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе представлены в исследованиях Л.И. Божович, Б.Ф. Олейник, Ю.В. Терентьевой, Н.Г. Яковлевой и др. Особенности готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проанализированы в трудах В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Л.С. Метлиной и др. Особенности работы дефектолога по воспитанию личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР описаны в исследовании Н.А. Лиман, Е.К. Морозовой, В.В. Хитрюк, Р.О. Юрчик и др.
В настоящее время существует противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на формирование личностно-мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Таким образом, проблема личностно-мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования – изучить особенности формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога.
Объект исследования – личностно-мотивационный компонент готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективно в процессе применения специально подобранного комплекса методов и приемов, которые будут применены дефектологом в образовательной деятельности, если:
- будут созданы учителем-дефектологом специальные условия для проведения занятий с применением комплекса методов и приемов по формированию личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- будут отобраны методы и средства в соответствии с образовательной программой, с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР;
- в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР по формированию личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством будут соблюдены принципы индивидуализации и дифференциации.
Задачи:
1. Раскрыть подходы к понятию «личностно-мотивационной готовности к обучению» в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
3. Определить методы и приемы в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
4. Изучить экспериментальным путем систему работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2017 года – август 2017 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (сентябрь 2017 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни личностно-мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (октябрь 2017 года – ноябрь 2017 года) – технологический. Применение системы методов и приемов в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Четвертый этап (декабрь 2017 года) заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о системе работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Новизна исследования: в работе представлен инновационный подход на содержание работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система методов и приемов формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР быть использована в работе дефектологов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (далее – ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В последнее время в нормативных документах системы образования Российской Федерации повысилось внимание к готовности дошкольников к школьному обучению. Например, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» отмечается, что необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально мобильную личность, способную к нормальной социализации в обществе, что предполагает сформированность готовности дошкольников к обучению школе [1]. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема личностно-мотивационной готовности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР) к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка с ЗПР в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Степень изученности. Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах ЛС. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.К. Марковой. Н.В. Нижегородцевой, Э. Рыбина, Д.Б. Эльконина и др. Особенности воспитания личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе представлены в исследованиях Л.И. Божович, Б.Ф. Олейник, Ю.В. Терентьевой, Н.Г. Яковлевой и др. Особенности готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проанализированы в трудах В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Л.С. Метлиной и др. Особенности работы дефектолога по воспитанию личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР описаны в исследовании Н.А. Лиман, Е.К. Морозовой, В.В. Хитрюк, Р.О. Юрчик и др.
В настоящее время существует противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на формирование личностно-мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Таким образом, проблема личностно-мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования – изучить особенности формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога.
Объект исследования – личностно-мотивационный компонент готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективно в процессе применения специально подобранного комплекса методов и приемов, которые будут применены дефектологом в образовательной деятельности, если:
- будут созданы учителем-дефектологом специальные условия для проведения занятий с применением комплекса методов и приемов по формированию личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- будут отобраны методы и средства в соответствии с образовательной программой, с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР;
- в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР по формированию личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством будут соблюдены принципы индивидуализации и дифференциации.
Задачи:
1. Раскрыть подходы к понятию «личностно-мотивационной готовности к обучению» в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
3. Определить методы и приемы в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
4. Изучить экспериментальным путем систему работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2017 года – август 2017 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (сентябрь 2017 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни личностно-мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (октябрь 2017 года – ноябрь 2017 года) – технологический. Применение системы методов и приемов в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Четвертый этап (декабрь 2017 года) заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о системе работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Новизна исследования: в работе представлен инновационный подход на содержание работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система методов и приемов формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР быть использована в работе дефектологов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (далее – ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность.
У старших дошкольников с ЗПР, как правило, не развиты качества, которые должны быть у первоклассника на момент поступления в школу. Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.
Важнейшее условие формирование интеллектуальной сферы психологической готовности детей дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению – это систематические занятия с дефектологом. Без помощи дефектолога ребёнок дошкольного возраста не сможет ориентироваться во времени, пространстве, ближайшем социальном окружении, природной среде. Даже при большом наборе знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста не сформируется целостное представление о картине мира. Дефектолог помогает детям дошкольного возраста систематизировать и обобщить уже имеющиеся знания.
С целью изучения системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (далее – ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в отличии от детей с психическим развитием в норме, прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения, а также средний и низкий уровень личностной готовности к обучению в школе. Следовательно, необходимо учителю-дефектологу продумать работу по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР предусматривала коррекционно-развивающую работу по следующим направлениям:
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Консультативная работа с родителями детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для детей старшего дошкольного возраста была разработана коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу». Основной формой работы с дошкольниками с ЗПР и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий. Программа состоит из 10 занятий (1 раз в неделю, смотреть перспективное планирование) продолжительностью 30 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
После апробирования разработанной системы работы учителя-дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
Итак, результаты контрольного этапа экспериментальной работы. Отметим, что в экспериментальной группе – старшие дошкольники с ЗПР – проявляется положительная динамика по всем компонентам личностно-мотивационной готовности к обучению в школе, в контрольной группе – дети с психическим развитием в норме – положительная динамика не значительна.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность.
У старших дошкольников с ЗПР, как правило, не развиты качества, которые должны быть у первоклассника на момент поступления в школу. Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.
Важнейшее условие формирование интеллектуальной сферы психологической готовности детей дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению – это систематические занятия с дефектологом. Без помощи дефектолога ребёнок дошкольного возраста не сможет ориентироваться во времени, пространстве, ближайшем социальном окружении, природной среде. Даже при большом наборе знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста не сформируется целостное представление о картине мира. Дефектолог помогает детям дошкольного возраста систематизировать и обобщить уже имеющиеся знания.
С целью изучения системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (далее – ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в отличии от детей с психическим развитием в норме, прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения, а также средний и низкий уровень личностной готовности к обучению в школе. Следовательно, необходимо учителю-дефектологу продумать работу по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР предусматривала коррекционно-развивающую работу по следующим направлениям:
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Консультативная работа с родителями детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для детей старшего дошкольного возраста была разработана коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу». Основной формой работы с дошкольниками с ЗПР и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий. Программа состоит из 10 занятий (1 раз в неделю, смотреть перспективное планирование) продолжительностью 30 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
После апробирования разработанной системы работы учителя-дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
Итак, результаты контрольного этапа экспериментальной работы. Отметим, что в экспериментальной группе – старшие дошкольники с ЗПР – проявляется положительная динамика по всем компонентам личностно-мотивационной готовности к обучению в школе, в контрольной группе – дети с психическим развитием в норме – положительная динамика не значительна.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



