ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ 7
1.1 Проблема отношения детей к материальным ценностям в
современных психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Понятие о собственности в отношении младших школьников к
материальным ценностям 15
1.3 Особенности процесса формирования бережного отношения
младших школьников к материальным ценностям 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ 31
2.1 Организация исследования. Методики исследования. Выявление исходного уровня сформированности бережного отношения младших школьников к материальным ценностям 31
2.2 Программа формирования бережного отношения младших
школьников к материальным ценностям 39
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования 43
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ 7
1.1 Проблема отношения детей к материальным ценностям в
современных психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Понятие о собственности в отношении младших школьников к
материальным ценностям 15
1.3 Особенности процесса формирования бережного отношения
младших школьников к материальным ценностям 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ 31
2.1 Организация исследования. Методики исследования. Выявление исходного уровня сформированности бережного отношения младших школьников к материальным ценностям 31
2.2 Программа формирования бережного отношения младших
школьников к материальным ценностям 39
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования 43
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Современный ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли - продажи, овладевая таким образом определенными способами действия в отношении окружающих его материальных ценностей. Тем не менее, в силу самих особенностей своего возраста ребенок не всегда еще проявляет адекватное отношение к таким ценностям, не понимая необходимости беречь их, не замечая труда, вкладываемого в их приобретение и создание взрослыми.
Вместе с тем, экономическое воспитание детей младшего школьного возраста как направление современной педагогики в качестве приоритетных определяет такие морально-психологических качества, как экономность, бережливость, ответственное отношение к материальным ценностям. Младший школьный возраст требует к себе особого внимания и отношения со стороны всех основных социальных институтов, способствующих становлению социально адаптированной личности в ее ценностных отношениях к социальной действительности, и в частности к миру материальных ценностей.
Привитие детям младшего школьного возраста бережного отношения к материальным ценностям и формирование у них нравственно - ценностных ориентаций в данной области способствует дальнейшему формированию социально-активной личности, соответствующей современным изменяющимся экономическим процессам и способной самостоятельно и творчески принимать решения (в том числе, и экономические).
Цель исследования: раскрыть содержание, формы и методы формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы отношения детей к материальным ценностям в современных психолого-педагогических исследованиях;
- рассмотреть понятие о собственности в отношении младших школьников к материальным ценностям;
- выявить особенности процесса формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям;
- провести экспериментальное исследование формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Объект исследования: формирование бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ теоретической литературы и синтез имеющейся информации по проблеме исследования), практические (описание, педагогический эксперимент), методы математической обработки экспериментальных данных.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в предположении о том, что формированию бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям способствует осуществление систематической работы в данном направлении.
Проблема формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям является, на наш взгляд, недостаточно изученной в современной педагогике. Тем не менее, сегодня существуют исследования, затрагивающие отдельные аспекты данной проблематики или поднимающие близкие к ней вопросы.
В частности, методологическим основанием проведенного исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные:
- проблемам экономического воспитания младших школьников (Е.В. Анкундинова [3], М.Б. Володина[11], Е.А. Воротникова [26], Т.П. Шевырева [41], С.Г. Юсупова [44] и другие авторы);
- вопросам формирования ценностно-нравственного отношения детей к окружающей действительности (Н.В. Архангельский [4], П. Бавин [6], Л.И. Божович [8], Е.А. Голоюс [13], А.В. Кирьякова [22], И.Е. Лукьянова [23], Е.А. Сухаревская [31] и другие);
- проблемам формирования адекватного, бережного отношения к материальным ценностям (Ю. Василькина [10], И.В. Воробьева [12], О.В. Дыбина [15], Р.И. Жуковская [17], Е. Иваницкая [18], С.О. Кропивянская [46], С.А. Уфимцева [37], Е.В. Чуканов [39], А.Ш. Шабалина [40]и другие исследователи);
- проблемам формирования личности ребенка в современном обществе потребления (М.Р. Гриф [14], О.Н. Есина [16], Е.В. Камнева [21], Д.К. Тихадзе [34; 35], С.А. Тихомиров [36], L.Gottzen [50], R.Woerdahl [51] и другие).
Тем не менее, проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что проблема формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям является малоизученной в отечественной педагогике. Данное обстоятельство обусловливает значимость проведения соответствующего исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней производится систематизация отдельных взглядов на поставленную проблему, а также в том, что на его основе могут быть подготовлены лекционные или семинарские занятия для студентов высших учебных заведений психолого-педагогической направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней осуществляется разработка и экспериментальная апробация программы формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Структура работы определена порядком решения обозначенных выше задач и представлена введением, двумя главами (теоретической и экспериментальной), заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Вместе с тем, экономическое воспитание детей младшего школьного возраста как направление современной педагогики в качестве приоритетных определяет такие морально-психологических качества, как экономность, бережливость, ответственное отношение к материальным ценностям. Младший школьный возраст требует к себе особого внимания и отношения со стороны всех основных социальных институтов, способствующих становлению социально адаптированной личности в ее ценностных отношениях к социальной действительности, и в частности к миру материальных ценностей.
Привитие детям младшего школьного возраста бережного отношения к материальным ценностям и формирование у них нравственно - ценностных ориентаций в данной области способствует дальнейшему формированию социально-активной личности, соответствующей современным изменяющимся экономическим процессам и способной самостоятельно и творчески принимать решения (в том числе, и экономические).
Цель исследования: раскрыть содержание, формы и методы формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы отношения детей к материальным ценностям в современных психолого-педагогических исследованиях;
- рассмотреть понятие о собственности в отношении младших школьников к материальным ценностям;
- выявить особенности процесса формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям;
- провести экспериментальное исследование формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Объект исследования: формирование бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ теоретической литературы и синтез имеющейся информации по проблеме исследования), практические (описание, педагогический эксперимент), методы математической обработки экспериментальных данных.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в предположении о том, что формированию бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям способствует осуществление систематической работы в данном направлении.
Проблема формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям является, на наш взгляд, недостаточно изученной в современной педагогике. Тем не менее, сегодня существуют исследования, затрагивающие отдельные аспекты данной проблематики или поднимающие близкие к ней вопросы.
В частности, методологическим основанием проведенного исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные:
- проблемам экономического воспитания младших школьников (Е.В. Анкундинова [3], М.Б. Володина[11], Е.А. Воротникова [26], Т.П. Шевырева [41], С.Г. Юсупова [44] и другие авторы);
- вопросам формирования ценностно-нравственного отношения детей к окружающей действительности (Н.В. Архангельский [4], П. Бавин [6], Л.И. Божович [8], Е.А. Голоюс [13], А.В. Кирьякова [22], И.Е. Лукьянова [23], Е.А. Сухаревская [31] и другие);
- проблемам формирования адекватного, бережного отношения к материальным ценностям (Ю. Василькина [10], И.В. Воробьева [12], О.В. Дыбина [15], Р.И. Жуковская [17], Е. Иваницкая [18], С.О. Кропивянская [46], С.А. Уфимцева [37], Е.В. Чуканов [39], А.Ш. Шабалина [40]и другие исследователи);
- проблемам формирования личности ребенка в современном обществе потребления (М.Р. Гриф [14], О.Н. Есина [16], Е.В. Камнева [21], Д.К. Тихадзе [34; 35], С.А. Тихомиров [36], L.Gottzen [50], R.Woerdahl [51] и другие).
Тем не менее, проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что проблема формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям является малоизученной в отечественной педагогике. Данное обстоятельство обусловливает значимость проведения соответствующего исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней производится систематизация отдельных взглядов на поставленную проблему, а также в том, что на его основе могут быть подготовлены лекционные или семинарские занятия для студентов высших учебных заведений психолого-педагогической направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней осуществляется разработка и экспериментальная апробация программы формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Структура работы определена порядком решения обозначенных выше задач и представлена введением, двумя главами (теоретической и экспериментальной), заключением, списком использованной литературы и приложениями.
В настоящее время в российской системе образования и воспитания происходят существенные изменения, связанные с масштабными изменениями в современном обществе, вызванными общественно-экономическими преобразованиями последних десятилетий. В результате, перед современным педагогом встает задача не только «насыщения» школьника необходимыми знаниями, но и формирования личности человека, способного осуществлять успешную жизнедеятельность в изменяющихся условиях социальной среды.
Одним из аспектов воспитания такой личности является формирование у нее бережного отношения к материальным ценностям. Поэтому так важно, чтобы ребенок уже в младшем школьном возрасте достиг определенного базового уровня бережного отношения к материальным ценностям, который необходим для дальнейшего формирования личности, осуществляющей свою жизнедеятельность в современном обществе потребления.
Проведенное исследование дает основание для следующих основных выводов:
1. Отношение детей младшего школьного возраста к материальным ценностям в современных исследованиях изучается в социальном, историческом, семейном контекстах с использованием этнографического метода. В российской психологии и педагогике данная проблема исследуется чаще всего в аспекте общего развития личности ребенка либо как элемент экономического воспитания.
2. Понятие о собственности связано с ценностью, которой обладает та или иная вещь в сознании младшего школьника. Различие между «моим» и «чужим» в отношении детей к той или иной вещи, обладающей материальной ценностью, позволяет сделать вывод о том, что личную собственность младшие школьники чаще всего осознают, как ценность, в то время как по отношению к чужим вещам такое осознание в большинстве случаев отсутствует.
3. Решающим фактором формирования у ребенка младшего школьного возраста бережного отношения к материальным ценностям являются значимые для ребенка люди, на чье мнение он ориентируется. Критериями сформированности бережного отношения к материальным ценностям являются: гностический; эмоционально-ценностный; рефлексивный; социально-коммуникативный; позиционно-поведенческий.
4. В ходе экспериментального исследования была проведена работа по формированию бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям. Школьники получили базовые представления о разновидностях материальных ценностей, о собственности, разумных тратах, о деньгах, о труде как о средстве создания материальных ценностей. Внимание учащихся акцентировалось на нравственном аспекте изучаемых понятий мира материальных ценностей.
5. В результате проделанной работы произошли существенные позитивные изменения в уровне бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям. Если на констатирующем этапе исследования в отношении к принадлежащим им вещам, высокий уровень бережного отношения к материальным ценностям был характерен для 5 детей (16,7%); средний уровень - для 19 детей (63,3%); низкий - для 6 младших школьников (20%), то на контрольном этапе высокий уровень данного показателя характерен уже для 16 детей (53,3%, то есть на 36,6% больше); средний уровень - для 14 детей (46,7%, то есть на 16,7% больше); низкий уровень не характерен ни для одного из младших школьников (0%, то есть на 20% меньше).
6. Если на констатирующем этапе высокий уровень бережного отношения младших школьников к не принадлежащим им материальным ценностям был характерен для 6 детей (20%); средний уровень - для 20 учащихся (66,7%); низкий уровень проявили 4 ребенка (13,3%), то на контрольном этапе высокий уровень данного показателя характерен для 14 детей (46,7%, то есть на 26,7% больше); средний уровень - для 14 учащихся (46,7%, то есть на 20% меньше); низкий уровень проявили 2 ребенка (6,7%, то есть на 6,7% меньше).
7. На контрольном этапе исследования большинство детей бережно относятся к принадлежащим им вещам, не только сами не допуская их порчи, но и не позволяя делать этого другим. В ходе проделанной работы школьники осознали ценность материальных предметов, значение того труда, который вкладывают взрослые в их создание или приобретение. Кроме того, большинство младших школьников стали гораздо более бережно относиться к материальным ценностям, принадлежащим другим людям. Многие дети поняли, что порча чужого имущества не является нормальным поступком, даже если никто этого не видит. Большинство детей теперь не только сами не допускают порчу чужих материальных ценностей, но и адекватно относятся к подобным действиям окружающих, порицая их.
8. Выявленные в результате исследования различия в уровне отношения младших школьников к материальным ценностям различия являются статистически значимыми как по отношению к принадлежащим детям вещам (на уровне р < 0,01), так и по отношению к материальным ценностям, не являющимся их собственностью (на уровне р < 0,05). То есть, предложенная нами программа формирования бережного отношения школьников к материальным ценностям на практике доказала свою эффективность.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута, а гипотеза - подтверждена.
Одним из аспектов воспитания такой личности является формирование у нее бережного отношения к материальным ценностям. Поэтому так важно, чтобы ребенок уже в младшем школьном возрасте достиг определенного базового уровня бережного отношения к материальным ценностям, который необходим для дальнейшего формирования личности, осуществляющей свою жизнедеятельность в современном обществе потребления.
Проведенное исследование дает основание для следующих основных выводов:
1. Отношение детей младшего школьного возраста к материальным ценностям в современных исследованиях изучается в социальном, историческом, семейном контекстах с использованием этнографического метода. В российской психологии и педагогике данная проблема исследуется чаще всего в аспекте общего развития личности ребенка либо как элемент экономического воспитания.
2. Понятие о собственности связано с ценностью, которой обладает та или иная вещь в сознании младшего школьника. Различие между «моим» и «чужим» в отношении детей к той или иной вещи, обладающей материальной ценностью, позволяет сделать вывод о том, что личную собственность младшие школьники чаще всего осознают, как ценность, в то время как по отношению к чужим вещам такое осознание в большинстве случаев отсутствует.
3. Решающим фактором формирования у ребенка младшего школьного возраста бережного отношения к материальным ценностям являются значимые для ребенка люди, на чье мнение он ориентируется. Критериями сформированности бережного отношения к материальным ценностям являются: гностический; эмоционально-ценностный; рефлексивный; социально-коммуникативный; позиционно-поведенческий.
4. В ходе экспериментального исследования была проведена работа по формированию бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям. Школьники получили базовые представления о разновидностях материальных ценностей, о собственности, разумных тратах, о деньгах, о труде как о средстве создания материальных ценностей. Внимание учащихся акцентировалось на нравственном аспекте изучаемых понятий мира материальных ценностей.
5. В результате проделанной работы произошли существенные позитивные изменения в уровне бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям. Если на констатирующем этапе исследования в отношении к принадлежащим им вещам, высокий уровень бережного отношения к материальным ценностям был характерен для 5 детей (16,7%); средний уровень - для 19 детей (63,3%); низкий - для 6 младших школьников (20%), то на контрольном этапе высокий уровень данного показателя характерен уже для 16 детей (53,3%, то есть на 36,6% больше); средний уровень - для 14 детей (46,7%, то есть на 16,7% больше); низкий уровень не характерен ни для одного из младших школьников (0%, то есть на 20% меньше).
6. Если на констатирующем этапе высокий уровень бережного отношения младших школьников к не принадлежащим им материальным ценностям был характерен для 6 детей (20%); средний уровень - для 20 учащихся (66,7%); низкий уровень проявили 4 ребенка (13,3%), то на контрольном этапе высокий уровень данного показателя характерен для 14 детей (46,7%, то есть на 26,7% больше); средний уровень - для 14 учащихся (46,7%, то есть на 20% меньше); низкий уровень проявили 2 ребенка (6,7%, то есть на 6,7% меньше).
7. На контрольном этапе исследования большинство детей бережно относятся к принадлежащим им вещам, не только сами не допуская их порчи, но и не позволяя делать этого другим. В ходе проделанной работы школьники осознали ценность материальных предметов, значение того труда, который вкладывают взрослые в их создание или приобретение. Кроме того, большинство младших школьников стали гораздо более бережно относиться к материальным ценностям, принадлежащим другим людям. Многие дети поняли, что порча чужого имущества не является нормальным поступком, даже если никто этого не видит. Большинство детей теперь не только сами не допускают порчу чужих материальных ценностей, но и адекватно относятся к подобным действиям окружающих, порицая их.
8. Выявленные в результате исследования различия в уровне отношения младших школьников к материальным ценностям различия являются статистически значимыми как по отношению к принадлежащим детям вещам (на уровне р < 0,01), так и по отношению к материальным ценностям, не являющимся их собственностью (на уровне р < 0,05). То есть, предложенная нами программа формирования бережного отношения школьников к материальным ценностям на практике доказала свою эффективность.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута, а гипотеза - подтверждена.



