ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ 7
1.1 Проблема отношения детей к материальным ценностям в
современных психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Понятие о собственности в отношении младших школьников к
материальным ценностям 15
1.3 Особенности процесса формирования бережного отношения
младших школьников к материальным ценностям 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ 31
2.1 Организация исследования. Методики исследования. Выявление исходного уровня сформированности бережного отношения младших школьников к материальным ценностям 31
2.2 Программа формирования бережного отношения младших
школьников к материальным ценностям 39
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования 43
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Современный ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли - продажи, овладевая таким образом определенными способами действия в отношении окружающих его материальных ценностей. Тем не менее, в силу самих особенностей своего возраста ребенок не всегда еще проявляет адекватное отношение к таким ценностям, не понимая необходимости беречь их, не замечая труда, вкладываемого в их приобретение и создание взрослыми.
Вместе с тем, экономическое воспитание детей младшего школьного возраста как направление современной педагогики в качестве приоритетных определяет такие морально-психологических качества, как экономность, бережливость, ответственное отношение к материальным ценностям. Младший школьный возраст требует к себе особого внимания и отношения со стороны всех основных социальных институтов, способствующих становлению социально адаптированной личности в ее ценностных отношениях к социальной действительности, и в частности к миру материальных ценностей.
Привитие детям младшего школьного возраста бережного отношения к материальным ценностям и формирование у них нравственно - ценностных ориентаций в данной области способствует дальнейшему формированию социально-активной личности, соответствующей современным изменяющимся экономическим процессам и способной самостоятельно и творчески принимать решения (в том числе, и экономические).
Цель исследования: раскрыть содержание, формы и методы формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы отношения детей к материальным ценностям в современных психолого-педагогических исследованиях;
- рассмотреть понятие о собственности в отношении младших школьников к материальным ценностям;
- выявить особенности процесса формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям;
- провести экспериментальное исследование формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Объект исследования: формирование бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ теоретической литературы и синтез имеющейся информации по проблеме исследования), практические (описание, педагогический эксперимент), методы математической обработки экспериментальных данных.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в предположении о том, что формированию бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям способствует осуществление систематической работы в данном направлении.
Проблема формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям является, на наш взгляд, недостаточно изученной в современной педагогике. Тем не менее, сегодня существуют исследования, затрагивающие отдельные аспекты данной проблематики или поднимающие близкие к ней вопросы.
В частности, методологическим основанием проведенного исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные:
- проблемам экономического воспитания младших школьников (Е.В. Анкундинова [3], М.Б. Володина[11], Е.А. Воротникова [26], Т.П. Шевырева [41], С.Г. Юсупова [44] и другие авторы);
- вопросам формирования ценностно-нравственного отношения детей к окружающей действительности (Н.В. Архангельский [4], П. Бавин [6], Л.И. Божович [8], Е.А. Голоюс [13], А.В. Кирьякова [22], И.Е. Лукьянова [23], Е.А. Сухаревская [31] и другие);
- проблемам формирования адекватного, бережного отношения к материальным ценностям (Ю. Василькина [10], И.В. Воробьева [12], О.В. Дыбина [15], Р.И. Жуковская [17], Е. Иваницкая [18], С.О. Кропивянская [46], С.А. Уфимцева [37], Е.В. Чуканов [39], А.Ш. Шабалина [40]и другие исследователи);
- проблемам формирования личности ребенка в современном обществе потребления (М.Р. Гриф [14], О.Н. Есина [16], Е.В. Камнева [21], Д.К. Тихадзе [34; 35], С.А. Тихомиров [36], L.Gottzen [50], R.Woerdahl [51] и другие).
Тем не менее, проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что проблема формирования бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям является малоизученной в отечественной педагогике. Данное обстоятельство обусловливает значимость проведения соответствующего исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней производится систематизация отдельных взглядов на поставленную проблему, а также в том, что на его основе могут быть подготовлены лекционные или семинарские занятия для студентов высших учебных заведений психолого-педагогической направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней осуществляется разработка и экспериментальная апробация программы формирования бережного отношения младших школьников к материальным ценностям.
Структура работы определена порядком решения обозначенных выше задач и представлена введением, двумя главами (теоретической и экспериментальной), заключением, списком использованной литературы и приложениями.
В настоящее время в российской системе образования и воспитания происходят существенные изменения, связанные с масштабными изменениями в современном обществе, вызванными общественно-экономическими преобразованиями последних десятилетий. В результате, перед современным педагогом встает задача не только «насыщения» школьника необходимыми знаниями, но и формирования личности человека, способного осуществлять успешную жизнедеятельность в изменяющихся условиях социальной среды.
Одним из аспектов воспитания такой личности является формирование у нее бережного отношения к материальным ценностям. Поэтому так важно, чтобы ребенок уже в младшем школьном возрасте достиг определенного базового уровня бережного отношения к материальным ценностям, который необходим для дальнейшего формирования личности, осуществляющей свою жизнедеятельность в современном обществе потребления.
Проведенное исследование дает основание для следующих основных выводов:
1. Отношение детей младшего школьного возраста к материальным ценностям в современных исследованиях изучается в социальном, историческом, семейном контекстах с использованием этнографического метода. В российской психологии и педагогике данная проблема исследуется чаще всего в аспекте общего развития личности ребенка либо как элемент экономического воспитания.
2. Понятие о собственности связано с ценностью, которой обладает та или иная вещь в сознании младшего школьника. Различие между «моим» и «чужим» в отношении детей к той или иной вещи, обладающей материальной ценностью, позволяет сделать вывод о том, что личную собственность младшие школьники чаще всего осознают, как ценность, в то время как по отношению к чужим вещам такое осознание в большинстве случаев отсутствует.
3. Решающим фактором формирования у ребенка младшего школьного возраста бережного отношения к материальным ценностям являются значимые для ребенка люди, на чье мнение он ориентируется. Критериями сформированности бережного отношения к материальным ценностям являются: гностический; эмоционально-ценностный; рефлексивный; социально-коммуникативный; позиционно-поведенческий.
4. В ходе экспериментального исследования была проведена работа по формированию бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям. Школьники получили базовые представления о разновидностях материальных ценностей, о собственности, разумных тратах, о деньгах, о труде как о средстве создания материальных ценностей. Внимание учащихся акцентировалось на нравственном аспекте изучаемых понятий мира материальных ценностей.
5. В результате проделанной работы произошли существенные позитивные изменения в уровне бережного отношения детей младшего школьного возраста к материальным ценностям. Если на констатирующем этапе исследования в отношении к принадлежащим им вещам, высокий уровень бережного отношения к материальным ценностям был характерен для 5 детей (16,7%); средний уровень - для 19 детей (63,3%); низкий - для 6 младших школьников (20%), то на контрольном этапе высокий уровень данного показателя характерен уже для 16 детей (53,3%, то есть на 36,6% больше); средний уровень - для 14 детей (46,7%, то есть на 16,7% больше); низкий уровень не характерен ни для одного из младших школьников (0%, то есть на 20% меньше).
6. Если на констатирующем этапе высокий уровень бережного отношения младших школьников к не принадлежащим им материальным ценностям был характерен для 6 детей (20%); средний уровень - для 20 учащихся (66,7%); низкий уровень проявили 4 ребенка (13,3%), то на контрольном этапе высокий уровень данного показателя характерен для 14 детей (46,7%, то есть на 26,7% больше); средний уровень - для 14 учащихся (46,7%, то есть на 20% меньше); низкий уровень проявили 2 ребенка (6,7%, то есть на 6,7% меньше).
7. На контрольном этапе исследования большинство детей бережно относятся к принадлежащим им вещам, не только сами не допуская их порчи, но и не позволяя делать этого другим. В ходе проделанной работы школьники осознали ценность материальных предметов, значение того труда, который вкладывают взрослые в их создание или приобретение. Кроме того, большинство младших школьников стали гораздо более бережно относиться к материальным ценностям, принадлежащим другим людям. Многие дети поняли, что порча чужого имущества не является нормальным поступком, даже если никто этого не видит. Большинство детей теперь не только сами не допускают порчу чужих материальных ценностей, но и адекватно относятся к подобным действиям окружающих, порицая их.
8. Выявленные в результате исследования различия в уровне отношения младших школьников к материальным ценностям различия являются статистически значимыми как по отношению к принадлежащим детям вещам (на уровне р < 0,01), так и по отношению к материальным ценностям, не являющимся их собственностью (на уровне р < 0,05). То есть, предложенная нами программа формирования бережного отношения школьников к материальным ценностям на практике доказала свою эффективность.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута, а гипотеза - подтверждена.
1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании //Воспитание и обучение детей младшего возраста - М.: МГПУ, 2011. - С. 151 - 169.
2. Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Этнокультурная и региональная специфика отношения молодежи к материальным ценностям // Сибирский философский журнал. -2015.- № 1.- С. 85 - 91.
3. Анкундинова Е.В. Экономическая социализация как
психологический феномен // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 11. - С. 126 - 130.
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
5. Бабаева Т.И. Образовательная область «Социализация». - М.:
Детство-Пресс, 2013. - 38 с.
6. Бавин П. Координаты духовности: от храма до кошелька // Социальная работа. - 2017. - № 2. - С. 24 - 29.
7. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: Питер, 2008.-304 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 352 с.
9. Буянова С.М. Становление представлений о себе в младшем школьном возрасте // Известия ТГУ. - 2015. - №2. - С. 352 - 360.
10. Василькина Ю. Детская жадность // Мама и малыш: журнал для современной мамы. - 2006. - №9. - С. 34 - 39.
11. Володина М.Б. Формирование экономических представлений у
младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 684 - 685.
12. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Роль детско-родительских отношений в формировании готовности к вандальному поведению в младшем школьном возрасте // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. - 2014. - № 9. - С. 230 - 237.
13. Голоюс Е.А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 1188 - 1193.
14. Гриф М.Р. Сущность и содержание процесса формирования культуры потребительского поведения личности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 1. - С. 277 - 281.
15. Дыбина О.В. Вещный мир как средство развития творчества детей // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 157 - 159.
16. Есина О.Н. Воспитание основ культуры потребления в системе экономического воспитания младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2000. - 197 с.
17. Жуковская Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1968. - 368 с.
18. Иваницкая Е. Синдром скупого рыцаря // Первое сентября. - 2008. - №8. - С. 19.
19. Иванцова Е.А. Психология и педагогика. - Ростов/н/Д: Феникс, 2014. - 245 с.
20. Иркутова З.Л. Буйнова О.В., Лебедева Е.Л., Гуляев А.З. Воспитание школьника в труде // Вестник АГУ. - 2014. - № 9. - С. 115 - 117.
21. Камнева Е.В., Анненкова Н.В. На пороге жизни: отношение к деньгам и карьерная ориентация // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. - 2014. - № 3. - С. 65 - 68.
22. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, 2015. - 578 с.
23. Лукьянова И.Е. Проблемное поле и узловые вопросы духовно¬
нравственного развития современной молодежи // Психолого-педагогическая аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Псков: Псковский
государственный университет, 2011. - 368 с.
24. Малунова Г.С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе. - М.: Академия, 2010. - 207 с.
25. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Владос, 2001. - 256 с.
26. Поротникова Е.А. Формирование положительного отношения детей младшего дошкольного возраста к труду взрослых // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2015. - Том 1. - С. 56 - 57.
27. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реан А.А. - СПб: Питер, 2005. - 694 с.
28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Академия, 2014. - 365 с.
29. Слободчиков В.И. Духовно-нравственное становление и развитие человека // Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции
(16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной. -
Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИИКПК, 2011. - С. 117 - 120.
30. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - Биробиджан: Издательство БГПИ, 2015. - 272 с.
31. Сухаревская Е.А. Особенности отношения младших школьников к личной собственности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 115. - С. 421 - 426.
32. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. - М.: Апрель-пресс, 2008. - 224 с.
33. Телегин М.В. Воспитательный диалог. - М.: МГ11ПУ, 2009. - 288 с.
34. Тихадзе Д.К., Курилова А.С. Вещь как объект потребления в обществе потребления // Дети и общество: социальная реальность и новации. - 2014. - Т. 1. - С. 121 - 128.
35. Тихадзе Д.К., Курилова А.С. Дети и потребительская культура в современных социологических концепциях // Дети и общество: социальная реальность и новации. - 2014. - Т. 1. - С. 208 - 213.
36. Тихомиров С.А. Общество потребления: знак, символический обмен, гиперреальность, гипербола // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2014. - №. - 3. - С. 97 - 106.
37. Уфимцева С.А. Ценности и смыслы. Монография. - СПб.: Питер, 2014. - 230 с.
38. Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Гардарики, 2014. - 520 с.
39. Чуканов Е.В. Формирование отношения к собственности в процессе социализации личности // Ученые записки РГСУ. - 2016. - № 3. - С. 30 - 37.
40. Шабалина А.Ш. Отношение к собственности в младшем школьном возрасте // Мир науки, культуры и образования. - 2016. - № 6. - С. 143 - 147.
41. Швалб Ю.М., Муханова И.Ф. Возрастная психология. - Донецк: Норд-Пресс, 2015. - 303 с.
42. Шевырева Т.П. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания // Вестник ЧГПУ. - 2011. № 6. - С. 146 - 153.
43. Щедрина Е.В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С. 157.
44. Юдина Н.А. Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте: основные проблемы // Концепт. - 2013. - № 12. - С. 114 - 118.
45. Юсупова С.Г. Экономическое воспитание личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 36. - С. 79 - 80.
46. Кропивянская С.О. Важные вещи: как научить ребенка беречь свое и
уважать чужое // Мой ориентир. - М.: Академия-Медиа, 2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: ййр://мой-
ориентир.рф/vazhnye-veshchi-kak-nauchit-rebenka/(17.08.2017).
47. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: ЬЬр://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/роор_поо_геез1г.йос (09.10.2017).
48. Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9& ved=0ahUKEwjVgoix6rDWAhWiNpoKHTBJBM4QFghRMAg&url=sch ools.ru%2F44%2Fim%2Fd_186.docx&usg=AFQjCNGfoSujHSxBsKl9N G8eZN1V436uEQ (12.09.2017).
49. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (1 - 4 классы). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС НОО.pdf(09.1 0.2017).
50. Gottzen L. Money talks: children’s consumption and becoming in the
family // Children, childhood, and everyday life. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
https: //books .google.ru/books/about/Children_Childhood_and_Everyday_ Life.html (29.08.2017).
51. Woerdahl R. The Dao of consumer socialization // Childhood and consumer culture. - New York: Palgrave Macmillan. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.palgrave.com/us/book/9780230227835 (27.08.2017).