Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО КУРСА

Работа №46261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1 Содержательная характеристика механизмов психологической защиты в
научной литературе 7
1.2 Понятие и классификация стратегий совладания в психологической
науке 14
1.3 Состояние научной разработанности исследования защитного поведения
студентов 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО КУРСА 26
2.1 Организационно-методическое исследование защитного поведения
студентов 26
2.2 Анализ и интерпретация динамики защитного поведения
студентов 31
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ

Как только человек рождается, он попадает с мир социального взаимодействия. Жизнь его переполнена всевозможными переживаниями, тревогами. В своей жизни он соприкасается с различными неприятными ситуации, сталкивается с проблемами, находиться в состоянии напряженности, волнения и тревоги. Чувство тревоги «включает» специальные защитные механизмы, которые направлены на уменьшение отрицательных переживаний и устранение волнение и дискомфорта.
Защитные механизмы, такие как механизмы психологической защиты и стратегии совладания, помогают человеку справиться со стрессовыми ситуациями и адаптироваться в трудных условиях [9, с. 167].
Механизмами психологической защиты называются определенные изменения содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта. Защитный механизм направлен на сокращение чувства тревоги, связанного с конфликтом [12, с. 62].
В свое время, психолог Зигмунд Фрейд, впервые ввел термин и описал механизмы защиты как борьбу человеческого бессознательного против невыносимых мыслей и влияний, которые имеют отношение к внутриличностным конфликтам человека. Они, в свою очередь, появляются в итоге столкновения собственных желаний человека и требований внешней среды, общества [52, с. 42].
По А. Фрейд, защитные механизмы врожденные, запускаются в сложных ситуациях и выполняют функцию «удаления» внутреннего конфликта [51, с. 87]. В настоящее время имеется целый ряд защитных механизмов, но самыми распространенными и изученными являются: вытеснение, отрицание, реактивное образование, регрессия, компенсация, изоляция, идентификация, проекция, замещение (смещение), рационализация, сублимация, интеллектуализация [14, с. 69].
В данный момент нельзя недооценивать понятие «психологическая защита» и формы его проявления, так как они окружают нас повсюду - в семейной жизни, в трудовой деятельности, в учебном процессе и в повседневной жизни [39, с. 76].
Автором концепции стратегий совладания (копинг-поведения) является Р. Лазарус, который посвятил ряд исследований этому явлению, пытаясь объяснить его специфические особенности и механизмы развития. Копинг, с точки зрения Р. Лазаруса, динамический процесс, преодоления стрессовых ситуаций и жизненных трудностей социальной среды [23, с. 28].
Совладающее поведение, или копинг - это сознательное целенаправленное поведение в отличие от механизмов психологической защиты. Оно образует фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптации [42, с. 54].
Копинг - стабилизирующий фактор, помогающий человеку осуществить психологическую адаптацию во время переживаемого напряжения. Совладающее поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией, - через сознательные стратегии действий. Это осознанное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, которая поддается контролю, или приспосабливается к ней, если ситуация не поддается контролю [27, с. 102].
К копинг-стратегиям относятся конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство, планирование решения проблем, положительная переоценка и др.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что динамика защитного поведения являются одной из наиболее изучаемых вопросов современной науки. Данную проблему ученые изучают с различных сторон: с психодиагностической стороны - неосознанные механизмы защиты, с социально-психологической - осознанные стратегии защитного поведения. Основным все же является, что механизмы психологической защиты человек всегда защищает свою психику от нагрузок. В личности присутствует сразу несколько механизмов, обеспечивающих преодоление проблемных ситуаций, стрессовых событий и т. д. Одни из них носят бессознательный характер и направлены скорее на первичное уменьшение напряженности ситуации. Другие носят сознательный характер и, соответственно, личность может регулировать их и оказывать влияние на интенсивность проявления непроизвольных механизмов [40, с. 22].
Целью дипломной работы явилось изучение динамики защитного поведение студентов младшего курса.
Объект исследования: студенты младшего курса факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета.
Предмет исследования: динамика защитного поведения студентов младшего курса.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что защитное поведение является устойчивым психическим образованием и не подвергается изменению у людей юношеского возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть механизмы психологической защиты в научной литературе;
2. Изучить стратегии совладания в психологической науке;
3. Раскрыть состояние научной разработанности исследования защитного поведения студентов;
4. Организовать эмпирическое исследование защитного поведения студентов;
5. Дать анализ и интерпретацию проведенного исследования.
Методы исследования: анализ психологической литературы;
психодиагностический метод с использованием методик: опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» и методика «Копинг-тест» Р. Лазаруса, анализ эмпирических данных, математическая статистика с использованием t-критерия Стьюдента.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе Елабужского института Казанского Федерального Университета. В нем принимали участие 30 студентов факультета психологии и педагогики.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретико-методологического аспектов изучения защитного поведения студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, проведенного исследования будут полезны в работе кураторов учебных групп, воспитательного отдела института. Проведенное исследование может быть интересно психологам, специалистам, работающим в области коммуникаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В тексте дипломной работы имеется 6 таблицы, 2 диаграмма, 1 рисунок. Общий объем дипломной работы составляет 65 страниц.
Апробация работы состоялась при публикации основных результатов исследования в статьях: «Механизмы защитного поведения студентов первого курса» [17] и «Стратегии совладания студентов первого курса» [18].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы является изучение динамики защитного поведения студентов младшего курса.
Поставленная нами цель была достигнута, решив следующие задачи: рассмотреть механизмы психологической защиты в научной литературе; изучить стратегии совладания в психологической науке; раскрыть состояние научной разработанности исследования защитного поведения студентов; организовать эмпирическое исследование защитного поведения студентов; дать анализ и интерпретацию проведенного исследования.
Проанализировав научную литературу мы узнали много интересного и о механизмах психологической защиты и о копинг-стратегиях.
Мы выяснили, что механизмы психологической защиты действуют в подсознании, индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают, фальсифицируют действительность, они действуют в ситуации конфликта, фрустрации, стресса. Цель психологической защиты заключается в снижении эмоциональной напряженности и преодолении дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение. В этом участвуют все психологические функции личности, но каждый раз в качестве механизма психологической защиты выступает преимущественно одна из них, которая и берет на себя основную часть работы по преодолению негативных переживаний.
Каждый механизм защиты отнимает психологическую энергию, вследствие чего ограничивается гибкость и сила его. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. З. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности [24, с. 330].
Копинг стратегии - это форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то, чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса [43, с. 90].
Р. Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом [14, с. 105].
Таким образом, копинг - это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда».
В ходе исследования мы получили, что у студентов младшего курса постоянные, избранные механизмы психологической защиты и стратегии совладания. Это свидетельствует о том, что защитные механизмы устойчивые формы реагирования, продолжающие свое действие на долгий срок жизнь. Это происходит в следствии того, что защитные механизмы, когда - то в детстве помогли ребенку справится со стрессовой ситуацией и позже никуда не исчезают и укореняются во взрослом человеке.



1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Прама, 2009. - 190 с.
2. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Просвещение. 1987. - 176 с.
3. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал - № 3. - 1996. - С.78-87.
4. Берн Э. Психика в действии. - М.: Попурри, 2013. - 233 с.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. - 528 с.
6. Грановская Р.М. Защита личности. - М.: Знание, 1999. - 352 с.
7. Грановская P. M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та. 1988. - 650 с.
8. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие. — Барнаул, 2003. - 152 с.
9. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Юрайт, 2000. - 344 с.
10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов - 2-е издание - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта,
2003. - 336 с.
11. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии № 4. 2009. - 122 с.
12. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. — СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2010. - 192 с.
13. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. Издательство Питер. 2006. - 944 с.
14. Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М.: Смысл, 2000. - 182 с.
15. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
16. Ковалева Е. Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - Иркутск. 2008. - 46 с.
17. Конокпаева И. С. Механизмы защитного поведения студентов первого курса // Актуальные вопросы современной науки. - Томск, 2018 - [Электронный ресурс]. UKL: https://docviewer.yandex.ru/view/232463037/?*=mVgy926Sg1D%2FowUuVZz66tWViZh7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay%2FQl9Cw0LPRgNGD0LfQutC4L9CaLTMtMigwNF8xOCkucGRmIiwidGl0bGUiOiLQmi0zLTIoMDRfMTgpLnBkZiIsInVpZCI6IjIzMjQ2MzAzNyIsInl1IjoiODgyODU5ODEzMTUyNzMzODM0MiIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidHMiOjE1MjkwMDk3MDYwNTd9(дата обращения: 28.04.2018)
18. Конокпаева И. С. Стратегии совладания студентов первого курса // Международный научно-практический журнал. [Электронный ресурс] URL:http: //forum-nauka. ru(18.06.2018)
19. Константинов В. В. Особенности связи механизмов психологической защиты с копинг-стратегиями у иностранных студентов Российского вуза // Электронный научный журнал. - 2016 [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-svyazi-mehanizmov-psihologicheskoy-zaschity-s-koping- strate giyami-u-ino strannyh- studentov-rossiyskogo-vuza(дата обращения 12.03.2018)
20. _Крюкова Т. Л., Куфляк Е. В. Опросник способов совладания/ Журнал практического психолога №3. М.: 2007. - 120 с.
21. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. - 236 с.
22. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения, М.: Институт психологии РАН, 2008. - 95 с.
23. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. Под ред. Л. Леви. 2000. - 221 с.
24. Лапин И. П. Зачем «копинг», когда есть совладание? // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. 57 -59 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Academia,
2004. 240 с.
26. Либина А. В. Совладающий интеллект - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
27. Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. Психосоматика. - М.: Эксмо, 2005. 265 с.
28. Механизмы психической защиты З. Фрейда [Электронный ресурс]. URL:http://1vc0.ru/lichnost/samopoznanie/metody-psixicheskoj-zashhity-z-frejd.html(дата обращения: 11. 01. 2018)
29. Морозова И. С. Взаимосвязь механизмов психологических защит с
копинг-стратегиями у студентов-первокурсников // Электронный научный журнал. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mehanizmov-psihologicheskih-zaschit-s-koping-strategiyami-u-studentov-pervokursnikov(дата обращения: 12. 04.2018)
30. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - 68 с.
31. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. - Казань. 2013. - 101 с.
32. Новикова К. В. Специфика совладающего поведения студентов вуза //
Психологический портал. - 2018 [Электронный ресурс] URL:
http: //www.b17.ru/article/97910/ (дата обращения: 12.02.2018)
33. Овчаренко В. И. О некоторых возможностях развития концепции «защитных механизмов личности» // Педагогические аспекты социальной психологии. - Минск, 1978. - 39 с.
34. Петросянц В. Р. Особенности проявления механизмов психологической защты студентов-психологов в вузе в зависимости от жизнестойкости // Научный психологический журнал [Электорнный журнал] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-mehanizmov-psihologicheskoy-zaschity-studentov-psihologov-v-vuze-v- zavisimosti-ot-zhiznestoykosti (дата обращения: 19.04.2018)
35. Перре Майнрад, Антон-Руперт Лайрейтер, Урс Бауман; «Стресс и копинг как факторы влияния» // Клиническая психология - СПБ.: Питер, 2007. - 156 с.
36. Попова М. Л., Петрушина С. В. Зарубежная практическая психология. Учебное пособие. - Казань: КГУ, 2000. - 176 с.
37. Психологический словарь / Под общ. науч. ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007. - 234 с.
38. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2001. - 168 с.
39. Райгородский Д. Я. Самосознание и защитные механизмы личности - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.
40. Рогов Е. И. Психология человека // Электронный учебник. 2012. - 320 с.
41. Самосознание личности / Ред. Д. Я. Василюк. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.
42. Сергиенко Е. А. Субъективная регуляция совладающего поведения. РАН. 2008. - 120 с.
43. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. // Дисс. докт. мед. наук. - СПб. 1994. - 283 с.
44. Соколова Е. Т. Феномен психологической защиты. // Вопросы психологии. 2007. - 44 с.
45. Солынин Н. Э. Особенности защитного и совладающего поведения
студентов с разным уровнем прокрастинации // Электорнный психологический журнал. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zaschitnogo-i-sovladayuschego-povedeniya-studentov-s-raznym-urovnem-prokrastinatsii(дата обращения 19.04.2018)
46. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во московского университета, 1983. - 139 с.
47. Суркова Е. Г. Проективные методы диагностики. - М.: Аспект Пресс. 2008. - 120 с.
48. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и с психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей. - СПб.: Ин¬т усоверш. Врачей. 1992. - 102 с.
49. Романова Е. С., Гребенникова Л.Р. Механизмы психологической защиты. - Мытищи: Талант, 1996. - 56 с.
50. Урсано Р. Сопротивление и защита. / В кн. Тайны сознания и бессознательного. Хрестоматия. - Мн.: Харвест. 1998. с. 450-465
51. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика - Пресс. 1993. - 142 с.
52. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение. 2009. - 290 с.
53. Холл К. С., Линдсей Г. М. Теория личности. - М.: КСП , 1997. - 96 с.
54. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. // Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 212 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ