ДИНАМИКА ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО КУРСА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1 Содержательная характеристика механизмов психологической защиты в
научной литературе 7
1.2 Понятие и классификация стратегий совладания в психологической
науке 14
1.3 Состояние научной разработанности исследования защитного поведения
студентов 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО КУРСА 26
2.1 Организационно-методическое исследование защитного поведения
студентов 26
2.2 Анализ и интерпретация динамики защитного поведения
студентов 31
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1 Содержательная характеристика механизмов психологической защиты в
научной литературе 7
1.2 Понятие и классификация стратегий совладания в психологической
науке 14
1.3 Состояние научной разработанности исследования защитного поведения
студентов 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО КУРСА 26
2.1 Организационно-методическое исследование защитного поведения
студентов 26
2.2 Анализ и интерпретация динамики защитного поведения
студентов 31
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как только человек рождается, он попадает с мир социального взаимодействия. Жизнь его переполнена всевозможными переживаниями, тревогами. В своей жизни он соприкасается с различными неприятными ситуации, сталкивается с проблемами, находиться в состоянии напряженности, волнения и тревоги. Чувство тревоги «включает» специальные защитные механизмы, которые направлены на уменьшение отрицательных переживаний и устранение волнение и дискомфорта.
Защитные механизмы, такие как механизмы психологической защиты и стратегии совладания, помогают человеку справиться со стрессовыми ситуациями и адаптироваться в трудных условиях [9, с. 167].
Механизмами психологической защиты называются определенные изменения содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта. Защитный механизм направлен на сокращение чувства тревоги, связанного с конфликтом [12, с. 62].
В свое время, психолог Зигмунд Фрейд, впервые ввел термин и описал механизмы защиты как борьбу человеческого бессознательного против невыносимых мыслей и влияний, которые имеют отношение к внутриличностным конфликтам человека. Они, в свою очередь, появляются в итоге столкновения собственных желаний человека и требований внешней среды, общества [52, с. 42].
По А. Фрейд, защитные механизмы врожденные, запускаются в сложных ситуациях и выполняют функцию «удаления» внутреннего конфликта [51, с. 87]. В настоящее время имеется целый ряд защитных механизмов, но самыми распространенными и изученными являются: вытеснение, отрицание, реактивное образование, регрессия, компенсация, изоляция, идентификация, проекция, замещение (смещение), рационализация, сублимация, интеллектуализация [14, с. 69].
В данный момент нельзя недооценивать понятие «психологическая защита» и формы его проявления, так как они окружают нас повсюду - в семейной жизни, в трудовой деятельности, в учебном процессе и в повседневной жизни [39, с. 76].
Автором концепции стратегий совладания (копинг-поведения) является Р. Лазарус, который посвятил ряд исследований этому явлению, пытаясь объяснить его специфические особенности и механизмы развития. Копинг, с точки зрения Р. Лазаруса, динамический процесс, преодоления стрессовых ситуаций и жизненных трудностей социальной среды [23, с. 28].
Совладающее поведение, или копинг - это сознательное целенаправленное поведение в отличие от механизмов психологической защиты. Оно образует фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптации [42, с. 54].
Копинг - стабилизирующий фактор, помогающий человеку осуществить психологическую адаптацию во время переживаемого напряжения. Совладающее поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией, - через сознательные стратегии действий. Это осознанное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, которая поддается контролю, или приспосабливается к ней, если ситуация не поддается контролю [27, с. 102].
К копинг-стратегиям относятся конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство, планирование решения проблем, положительная переоценка и др.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что динамика защитного поведения являются одной из наиболее изучаемых вопросов современной науки. Данную проблему ученые изучают с различных сторон: с психодиагностической стороны - неосознанные механизмы защиты, с социально-психологической - осознанные стратегии защитного поведения. Основным все же является, что механизмы психологической защиты человек всегда защищает свою психику от нагрузок. В личности присутствует сразу несколько механизмов, обеспечивающих преодоление проблемных ситуаций, стрессовых событий и т. д. Одни из них носят бессознательный характер и направлены скорее на первичное уменьшение напряженности ситуации. Другие носят сознательный характер и, соответственно, личность может регулировать их и оказывать влияние на интенсивность проявления непроизвольных механизмов [40, с. 22].
Целью дипломной работы явилось изучение динамики защитного поведение студентов младшего курса.
Объект исследования: студенты младшего курса факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета.
Предмет исследования: динамика защитного поведения студентов младшего курса.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что защитное поведение является устойчивым психическим образованием и не подвергается изменению у людей юношеского возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть механизмы психологической защиты в научной литературе;
2. Изучить стратегии совладания в психологической науке;
3. Раскрыть состояние научной разработанности исследования защитного поведения студентов;
4. Организовать эмпирическое исследование защитного поведения студентов;
5. Дать анализ и интерпретацию проведенного исследования.
Методы исследования: анализ психологической литературы;
психодиагностический метод с использованием методик: опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» и методика «Копинг-тест» Р. Лазаруса, анализ эмпирических данных, математическая статистика с использованием t-критерия Стьюдента.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе Елабужского института Казанского Федерального Университета. В нем принимали участие 30 студентов факультета психологии и педагогики.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретико-методологического аспектов изучения защитного поведения студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, проведенного исследования будут полезны в работе кураторов учебных групп, воспитательного отдела института. Проведенное исследование может быть интересно психологам, специалистам, работающим в области коммуникаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В тексте дипломной работы имеется 6 таблицы, 2 диаграмма, 1 рисунок. Общий объем дипломной работы составляет 65 страниц.
Апробация работы состоялась при публикации основных результатов исследования в статьях: «Механизмы защитного поведения студентов первого курса» [17] и «Стратегии совладания студентов первого курса» [18].
Защитные механизмы, такие как механизмы психологической защиты и стратегии совладания, помогают человеку справиться со стрессовыми ситуациями и адаптироваться в трудных условиях [9, с. 167].
Механизмами психологической защиты называются определенные изменения содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта. Защитный механизм направлен на сокращение чувства тревоги, связанного с конфликтом [12, с. 62].
В свое время, психолог Зигмунд Фрейд, впервые ввел термин и описал механизмы защиты как борьбу человеческого бессознательного против невыносимых мыслей и влияний, которые имеют отношение к внутриличностным конфликтам человека. Они, в свою очередь, появляются в итоге столкновения собственных желаний человека и требований внешней среды, общества [52, с. 42].
По А. Фрейд, защитные механизмы врожденные, запускаются в сложных ситуациях и выполняют функцию «удаления» внутреннего конфликта [51, с. 87]. В настоящее время имеется целый ряд защитных механизмов, но самыми распространенными и изученными являются: вытеснение, отрицание, реактивное образование, регрессия, компенсация, изоляция, идентификация, проекция, замещение (смещение), рационализация, сублимация, интеллектуализация [14, с. 69].
В данный момент нельзя недооценивать понятие «психологическая защита» и формы его проявления, так как они окружают нас повсюду - в семейной жизни, в трудовой деятельности, в учебном процессе и в повседневной жизни [39, с. 76].
Автором концепции стратегий совладания (копинг-поведения) является Р. Лазарус, который посвятил ряд исследований этому явлению, пытаясь объяснить его специфические особенности и механизмы развития. Копинг, с точки зрения Р. Лазаруса, динамический процесс, преодоления стрессовых ситуаций и жизненных трудностей социальной среды [23, с. 28].
Совладающее поведение, или копинг - это сознательное целенаправленное поведение в отличие от механизмов психологической защиты. Оно образует фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптации [42, с. 54].
Копинг - стабилизирующий фактор, помогающий человеку осуществить психологическую адаптацию во время переживаемого напряжения. Совладающее поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией, - через сознательные стратегии действий. Это осознанное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, которая поддается контролю, или приспосабливается к ней, если ситуация не поддается контролю [27, с. 102].
К копинг-стратегиям относятся конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство, планирование решения проблем, положительная переоценка и др.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что динамика защитного поведения являются одной из наиболее изучаемых вопросов современной науки. Данную проблему ученые изучают с различных сторон: с психодиагностической стороны - неосознанные механизмы защиты, с социально-психологической - осознанные стратегии защитного поведения. Основным все же является, что механизмы психологической защиты человек всегда защищает свою психику от нагрузок. В личности присутствует сразу несколько механизмов, обеспечивающих преодоление проблемных ситуаций, стрессовых событий и т. д. Одни из них носят бессознательный характер и направлены скорее на первичное уменьшение напряженности ситуации. Другие носят сознательный характер и, соответственно, личность может регулировать их и оказывать влияние на интенсивность проявления непроизвольных механизмов [40, с. 22].
Целью дипломной работы явилось изучение динамики защитного поведение студентов младшего курса.
Объект исследования: студенты младшего курса факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета.
Предмет исследования: динамика защитного поведения студентов младшего курса.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что защитное поведение является устойчивым психическим образованием и не подвергается изменению у людей юношеского возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть механизмы психологической защиты в научной литературе;
2. Изучить стратегии совладания в психологической науке;
3. Раскрыть состояние научной разработанности исследования защитного поведения студентов;
4. Организовать эмпирическое исследование защитного поведения студентов;
5. Дать анализ и интерпретацию проведенного исследования.
Методы исследования: анализ психологической литературы;
психодиагностический метод с использованием методик: опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» и методика «Копинг-тест» Р. Лазаруса, анализ эмпирических данных, математическая статистика с использованием t-критерия Стьюдента.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе Елабужского института Казанского Федерального Университета. В нем принимали участие 30 студентов факультета психологии и педагогики.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретико-методологического аспектов изучения защитного поведения студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, проведенного исследования будут полезны в работе кураторов учебных групп, воспитательного отдела института. Проведенное исследование может быть интересно психологам, специалистам, работающим в области коммуникаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В тексте дипломной работы имеется 6 таблицы, 2 диаграмма, 1 рисунок. Общий объем дипломной работы составляет 65 страниц.
Апробация работы состоялась при публикации основных результатов исследования в статьях: «Механизмы защитного поведения студентов первого курса» [17] и «Стратегии совладания студентов первого курса» [18].
Целью данной работы является изучение динамики защитного поведения студентов младшего курса.
Поставленная нами цель была достигнута, решив следующие задачи: рассмотреть механизмы психологической защиты в научной литературе; изучить стратегии совладания в психологической науке; раскрыть состояние научной разработанности исследования защитного поведения студентов; организовать эмпирическое исследование защитного поведения студентов; дать анализ и интерпретацию проведенного исследования.
Проанализировав научную литературу мы узнали много интересного и о механизмах психологической защиты и о копинг-стратегиях.
Мы выяснили, что механизмы психологической защиты действуют в подсознании, индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают, фальсифицируют действительность, они действуют в ситуации конфликта, фрустрации, стресса. Цель психологической защиты заключается в снижении эмоциональной напряженности и преодолении дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение. В этом участвуют все психологические функции личности, но каждый раз в качестве механизма психологической защиты выступает преимущественно одна из них, которая и берет на себя основную часть работы по преодолению негативных переживаний.
Каждый механизм защиты отнимает психологическую энергию, вследствие чего ограничивается гибкость и сила его. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. З. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности [24, с. 330].
Копинг стратегии - это форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то, чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса [43, с. 90].
Р. Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом [14, с. 105].
Таким образом, копинг - это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда».
В ходе исследования мы получили, что у студентов младшего курса постоянные, избранные механизмы психологической защиты и стратегии совладания. Это свидетельствует о том, что защитные механизмы устойчивые формы реагирования, продолжающие свое действие на долгий срок жизнь. Это происходит в следствии того, что защитные механизмы, когда - то в детстве помогли ребенку справится со стрессовой ситуацией и позже никуда не исчезают и укореняются во взрослом человеке.
Поставленная нами цель была достигнута, решив следующие задачи: рассмотреть механизмы психологической защиты в научной литературе; изучить стратегии совладания в психологической науке; раскрыть состояние научной разработанности исследования защитного поведения студентов; организовать эмпирическое исследование защитного поведения студентов; дать анализ и интерпретацию проведенного исследования.
Проанализировав научную литературу мы узнали много интересного и о механизмах психологической защиты и о копинг-стратегиях.
Мы выяснили, что механизмы психологической защиты действуют в подсознании, индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают, фальсифицируют действительность, они действуют в ситуации конфликта, фрустрации, стресса. Цель психологической защиты заключается в снижении эмоциональной напряженности и преодолении дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение. В этом участвуют все психологические функции личности, но каждый раз в качестве механизма психологической защиты выступает преимущественно одна из них, которая и берет на себя основную часть работы по преодолению негативных переживаний.
Каждый механизм защиты отнимает психологическую энергию, вследствие чего ограничивается гибкость и сила его. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. З. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности [24, с. 330].
Копинг стратегии - это форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то, чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса [43, с. 90].
Р. Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом [14, с. 105].
Таким образом, копинг - это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда».
В ходе исследования мы получили, что у студентов младшего курса постоянные, избранные механизмы психологической защиты и стратегии совладания. Это свидетельствует о том, что защитные механизмы устойчивые формы реагирования, продолжающие свое действие на долгий срок жизнь. Это происходит в следствии того, что защитные механизмы, когда - то в детстве помогли ребенку справится со стрессовой ситуацией и позже никуда не исчезают и укореняются во взрослом человеке.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом формирования адекватной самооценки у студентов средствами танцевально-двигательной терапии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020



