ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия
саморегуляции 9
1.2 Психологические особенности саморегуляции младшего
школьного возраста 15
1.3 Психолого-педагогические условия формирования
саморегуляции младших школьников 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Организация исследования и программа формирования навыков
саморегуляции у младших школьников 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 42
2.3 Анализ и интерпретация результатов формирующего
эксперимента 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия
саморегуляции 9
1.2 Психологические особенности саморегуляции младшего
школьного возраста 15
1.3 Психолого-педагогические условия формирования
саморегуляции младших школьников 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Организация исследования и программа формирования навыков
саморегуляции у младших школьников 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 42
2.3 Анализ и интерпретация результатов формирующего
эксперимента 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Наиболее значимой и актуальной задачей для общеобразовательных учреждений на современном этапе является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Приоритетным направлением образования на данный момент становится обучение, которое в свою очередь ориентировано на самореализацию и саморазвитие личности учащегося. На смену идеологии «образование- преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.
На сегодняшний день целью образования стало личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся. Для реализации данной цели необходимо формирование в процессе учебной деятельности такой ключевой компетенции как - «умение учиться» Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В такой системе каждый ученик сам должен научиться выстраивать собственный образовательный процесс. Это требует создания в образовательной практике определенных психолого-педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.
Важнейшим условием для формирования гармонично развитой личности является ее участие в деятельности, ведь в ней складываются мотивы поведения и черты характера. В школе ведущей деятельностью для ребенка становится учебная деятельность.
Формирование у учащихся системы саморегуляции, которая необходима для эффективного выполнения учебной или другой деятельности на современном этапе является наиболее сложной задачей обучения. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с точки зрения различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного. Недостаточный уровень сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте зачастую влечет за собой такие нарушения как дезадаптивное поведение, ухудшение психосоматического здоровья, а также снижение успеваемости, что доказывает высокую значимость её формирования именно в данном возрастном периоде.
В настоящее время достаточно исследована регуляция различных видов деятельности, отдельных психических состояний и процессов, регуляция личности и ее поведения. Так же в настоящее время имеется обширный материал результатов экспериментальных и теоретических исследований в этой области у таких ученых как А.Г. Асмолов, Л.М. Веккер, В.А. Иванников, Е.Г. Ксенофонтова, Н.А. Ратинова.
Принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли сознательной активности субъекта в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др. Большой вклад в изучение собственно психологических механизмов саморегуляции внесли такие отечественные психологи как П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Т.В. Захарова, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, Н.С. Лейтес, Б.Ф. Ломов, А.А. Смирнов, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.
В работах, посвященных изучению развития детей саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, О.С. Орлова), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, С.Д. Максименко и др.). Вместе с тем, проблема развития и формирования саморегуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников.
Объект исследования: саморегуляция младших школьников.
Предмет исследования: эффективные формы и методы формирования саморегуляции младших школьников.
Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования саморегуляции младших школьников может быть обеспечено в процессе реализации специально разработанной развивающей программы.
Исходя из темы и цели данного исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «саморегуляция» в психолого - педагогической литературе.
2. Выявить особенности саморегуляции младших школьников.
3. Подобрать стандартизированный и валидный диагностический инструментарий для проведения исследования.
4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5. Составить и апробировать программу формирования саморегуляции младших школьников.
6. Проанализировать результаты реализации программы формирования саморегуляции младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: наблюдение, тестовые методики (моделирование, построение «дерева целей», наблюдение, тестирование, эксперимент), а также методики: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенковой, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса);
- статистические: качественный и количественный анализ
данных (первичная математическая обработка, Т - критерий Вилкоксона).
Этапы исследования:
1 этап: Подготовительный (анализ литературных источников по проблеме, формулировка основной идеи исследования, определение гипотезы, задач, методов, подбор диагностических методик) - сентябрь - октябрь 2017 г.
2 этап: Основной (теоретическое и эмпирическое исследование, проведение констатирующего эксперимента, математическая и статистическая обработка полученных результатов) - ноябрь 2017г. - март 2018 г.
3 этап: Заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов по итогам проведенного исследования) - апрель - май 2018 г.
4 этап: Апробация результатов исследования - май-июнь 2018 г.
База исследования: МБОУ СОШ №13 города Набережные Челны. Выборку исследования составили учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов в возрасте 8-9 лет в составе 51 человека, среди которых 24 мальчика и 27 девочек. Ученики 2 «Б» класса являются контрольной группой.
Новизна исследования состоит в том, что разработана новая эффективная модель, направленная на повышение уровня развития саморегуляции младшего школьника.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования саморегуляции младшего школьника.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и психологов в целях формирования саморегуляции младшего школьника в школе.
По своей структуре работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические положения и основы формирования саморегуляции в младшем школьном возрасте. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию, рассматриваются данные констатирующего и формирующего экспериментов.
Приоритетным направлением образования на данный момент становится обучение, которое в свою очередь ориентировано на самореализацию и саморазвитие личности учащегося. На смену идеологии «образование- преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.
На сегодняшний день целью образования стало личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся. Для реализации данной цели необходимо формирование в процессе учебной деятельности такой ключевой компетенции как - «умение учиться» Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В такой системе каждый ученик сам должен научиться выстраивать собственный образовательный процесс. Это требует создания в образовательной практике определенных психолого-педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.
Важнейшим условием для формирования гармонично развитой личности является ее участие в деятельности, ведь в ней складываются мотивы поведения и черты характера. В школе ведущей деятельностью для ребенка становится учебная деятельность.
Формирование у учащихся системы саморегуляции, которая необходима для эффективного выполнения учебной или другой деятельности на современном этапе является наиболее сложной задачей обучения. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с точки зрения различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного. Недостаточный уровень сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте зачастую влечет за собой такие нарушения как дезадаптивное поведение, ухудшение психосоматического здоровья, а также снижение успеваемости, что доказывает высокую значимость её формирования именно в данном возрастном периоде.
В настоящее время достаточно исследована регуляция различных видов деятельности, отдельных психических состояний и процессов, регуляция личности и ее поведения. Так же в настоящее время имеется обширный материал результатов экспериментальных и теоретических исследований в этой области у таких ученых как А.Г. Асмолов, Л.М. Веккер, В.А. Иванников, Е.Г. Ксенофонтова, Н.А. Ратинова.
Принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли сознательной активности субъекта в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др. Большой вклад в изучение собственно психологических механизмов саморегуляции внесли такие отечественные психологи как П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Т.В. Захарова, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, Н.С. Лейтес, Б.Ф. Ломов, А.А. Смирнов, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.
В работах, посвященных изучению развития детей саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, О.С. Орлова), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, С.Д. Максименко и др.). Вместе с тем, проблема развития и формирования саморегуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников.
Объект исследования: саморегуляция младших школьников.
Предмет исследования: эффективные формы и методы формирования саморегуляции младших школьников.
Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования саморегуляции младших школьников может быть обеспечено в процессе реализации специально разработанной развивающей программы.
Исходя из темы и цели данного исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «саморегуляция» в психолого - педагогической литературе.
2. Выявить особенности саморегуляции младших школьников.
3. Подобрать стандартизированный и валидный диагностический инструментарий для проведения исследования.
4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5. Составить и апробировать программу формирования саморегуляции младших школьников.
6. Проанализировать результаты реализации программы формирования саморегуляции младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: наблюдение, тестовые методики (моделирование, построение «дерева целей», наблюдение, тестирование, эксперимент), а также методики: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенковой, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса);
- статистические: качественный и количественный анализ
данных (первичная математическая обработка, Т - критерий Вилкоксона).
Этапы исследования:
1 этап: Подготовительный (анализ литературных источников по проблеме, формулировка основной идеи исследования, определение гипотезы, задач, методов, подбор диагностических методик) - сентябрь - октябрь 2017 г.
2 этап: Основной (теоретическое и эмпирическое исследование, проведение констатирующего эксперимента, математическая и статистическая обработка полученных результатов) - ноябрь 2017г. - март 2018 г.
3 этап: Заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов по итогам проведенного исследования) - апрель - май 2018 г.
4 этап: Апробация результатов исследования - май-июнь 2018 г.
База исследования: МБОУ СОШ №13 города Набережные Челны. Выборку исследования составили учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов в возрасте 8-9 лет в составе 51 человека, среди которых 24 мальчика и 27 девочек. Ученики 2 «Б» класса являются контрольной группой.
Новизна исследования состоит в том, что разработана новая эффективная модель, направленная на повышение уровня развития саморегуляции младшего школьника.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования саморегуляции младшего школьника.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и психологов в целях формирования саморегуляции младшего школьника в школе.
По своей структуре работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические положения и основы формирования саморегуляции в младшем школьном возрасте. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию, рассматриваются данные констатирующего и формирующего экспериментов.
В современном мире нетерпеливость стала наиболее сильным качеством, присущая современному человеку, человечество желает достичь быстрых результатов при минимальных действиях, но в частности умение контролировать свои чувства и эмоции является качества, которые помогают достигать намеченных целей, преодолевая на своем жизненном пути сложности и препятствия. В частности, поэтому развитие способности к произвольной регуляции собственного поведения и деятельности необходимо уделять внимание непосредственно в дошкольном возрасте, чтобы ребенок, когда поступил на учебу в начальную школу учился целенаправленно работать над собой. В младшем школьном возрасте огромную роль выполняют навыки саморегуляции, самоорганизации и самоконтроля, так как в данный возрастной период жизни ученика у него развиваются многие индивидуальные особенности в различных сферах отношений. Необходимо не упустить резервы этого возраста, найти такое образование в структуре личности младшего школьника, которое способствовало бы его возрастным полномочиям.
Для поиска этих резервом в обучении можно использовать:
- диагностирование школьником своей познавательной потребности в расширении, углублении полученных знаний;
- определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей;
- определение цели самостоятельной учебной работы - ближайшей и отдаленной (для чего она нужна);
- самостоятельный выбор обучаемым объекта изучения и его обоснование для себя;
- разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы;
- определение форм и времени самоконтроля.
В ходе нашего исследования нами была достигнута поставленная первоначально цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников.
Исходя из данных, полученных в ходе первичной математической обработки, можно отметить, что есть различия в уровне саморегуляции и школьной тревожности учащихся 2 «А» класса - экспериментального, и 2 «Б» класса - контрольной группы. Данные экспериментальной группы показали положительную динамику, в то время как в контрольной группе показатели практически не изменились. Для проверки нашей гипотезы мы использовали Т - критерий Вилкоксона:
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по компоненту регуляции действия по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенковой - различия на уровне тенденций (р=0,05);
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по волевому компоненту саморегуляции по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого - различия статистически значимы (р=0,01);
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по эмоциональному компоненту саморегуляции по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Диагностика уровня школьной тревожности», по фактору общей тревожности по шкале Б.Н. Филлипса - различия статистически значимы (р=0,01).
Реализация программы формирования саморегуляции младших школьников способствовала развитию компонента регуляции действия респондентов, также в ходе реализации программы мы добились успеха в развитии эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Программа формирования саморегуляции младших школьников помогла оптимизировать процесс развития компонентов саморегуляции младших школьников.
Для поиска этих резервом в обучении можно использовать:
- диагностирование школьником своей познавательной потребности в расширении, углублении полученных знаний;
- определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей;
- определение цели самостоятельной учебной работы - ближайшей и отдаленной (для чего она нужна);
- самостоятельный выбор обучаемым объекта изучения и его обоснование для себя;
- разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы;
- определение форм и времени самоконтроля.
В ходе нашего исследования нами была достигнута поставленная первоначально цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников.
Исходя из данных, полученных в ходе первичной математической обработки, можно отметить, что есть различия в уровне саморегуляции и школьной тревожности учащихся 2 «А» класса - экспериментального, и 2 «Б» класса - контрольной группы. Данные экспериментальной группы показали положительную динамику, в то время как в контрольной группе показатели практически не изменились. Для проверки нашей гипотезы мы использовали Т - критерий Вилкоксона:
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по компоненту регуляции действия по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенковой - различия на уровне тенденций (р=0,05);
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по волевому компоненту саморегуляции по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого - различия статистически значимы (р=0,01);
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по эмоциональному компоненту саморегуляции по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Диагностика уровня школьной тревожности», по фактору общей тревожности по шкале Б.Н. Филлипса - различия статистически значимы (р=0,01).
Реализация программы формирования саморегуляции младших школьников способствовала развитию компонента регуляции действия респондентов, также в ходе реализации программы мы добились успеха в развитии эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Программа формирования саморегуляции младших школьников помогла оптимизировать процесс развития компонентов саморегуляции младших школьников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



