ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы управления финансами организации 7
1.1. Понятие финансов организации 7
1.2. Методы анализа финансов предприятия 11
1.3. Политика управления финансами предприятия 24
2. Анализ системы управления финансами в ООО «ТАТРЕКЛАМА» 33
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ООО «ТАТРЕКЛАМА» 33
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 39
2.3. Оценка системы управления финансами организации 58
3. Совершенствование управления финансами ООО «ТАТРЕКЛАМА» 62
3.1. Основные направления или мероприятия совершенствования управления финансами 62
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий по
совершенствованию управления финансами 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Экономика России в течение предшествующих лет испытывала структурный кризис, который проявлялся в спаде производства и продаж, в развале финансово-денежной сферы; в инфляционном повышении цен и падении курса рубля; в нарушении соотношения массы денег и товаров; в неоправданном снижении уровня влияния государства на экономику. Перечисленные условия хозяйствования негативно отразились на функционировании отечественных предприятий [22, с.41].
Финансы предприятий занимают ведущее место в системе общественного воспроизводства и являются основой эффективного функционирования бизнеса в современных условиях.
Управление финансами предприятий предполагает управление в сфере денежных отношений относительно формирования, распределения и использование денежных доходов, накоплений и финансов с целью наиболее эффективного их использования и повышения платежеспособности предприятия.
Анализ финансов предприятия содержит комплекс показателей, характеризующих наличие финансов по видам, уровень конкурентоспособности, финансовой устойчивости, способности выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Анализ финансового состояния является частью финансового анализа, который в свою очередь включает в себя анализ формирования прибыли, себестоимости продукции и другие показатели [20, с.81].
Актуальность темы исследования обоснована тем, что грамотная система управления финансами организации с использованием современных финансовых инструментов и технологий финансового менеджмента позволяет руководителю своевременно решить задачи по повышению стоимости и конкурентоспособности организации. В том числе, результатом построения грамотной системы управления финансами организации станут:
- профессиональное управление ликвидностью и рентабельностью организации;
- планирование оптимальной налоговой нагрузки;
- нахождение инструментов привлечения инвестиций и оценки инвестиционных проектов;
- умение предвидеть риски и управлять финансовыми потоками;
- расширение деловых связей;
- развитие управленческих компетенций.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование финансового состояния предприятия ООО «ТАТРЕКЛАМА», выявление недостатков в работе финансовой деятельности указанного предприятия и разработка основных направлений совершенствования системы управления финансами.
Для достижения цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие финансов организации и определить их роль в управлении;
- рассмотреть методы анализа финансов предприятия;
- изучить политику управления финансами предприятия;
- проанализировать финансовое состояние предприятия
- провести оценку системы управления финансами ООО «ТАТРЕКЛАМА»
- предложить основные направления совершенствования системы управления финансами предприятия ООО «ТАТРЕКЛАМА».
Предметом исследования является система управления финансами предприятия. Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью ООО «ТАТРЕКЛАМА».
При проведении анализа управления финансами предприятия были применены такие приемы и методы как горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.
Информационной базой финансового анализа являлась бухгалтерская отчетность предприятия ООО «ТАТРЕКЛАМА» за 2016-2017 гг.
При написании выпускной квалификационной работы были изучены работы современных исследователей финансовой науки по теории и практике управления финансами: Л.И. Гончаренко, Г.В. Савицкой, И.Т. Балабанова, М.И. Баканова, А.Д. Шеремета, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, М. В. Романовского и других.
В учебном пособии «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» Г.В. Савицкой подробно рассмотрен анализ финансовой деятельности предприятия. Однако наиболее полно управление финансами рассматривается в учебных пособиях под редакцией И.А. Бланка «Управление прибылью» и «Основы финансового менеджмента».
Помимо учебных изданий управление финансами предприятия широко рассматривается в периодической печати, в таких журналах как: «Генеральный директор», «Инвестиционный банкинг», «Главбух», « Менеджмент в России и за рубежом», «Управление компанией», «Финансовый директор», «Финансовый менеджмент».
Финансы предприятий занимают ведущее место в системе общественного воспроизводства, формировании собственных средств государства. Для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений руководители и специалисты должны владеть определенными навыками управления финансами, формирования и рационального использования финансов с целью обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия. Финансовый механизм и финансовые инструменты охватывают самый важные и главные параметры субъектов экономической деятельности, к которым относятся формирование и управление капиталом, затратами и результатами, разработка амортизационной, инвестиционной, налоговой и учетной политики, обоснование финансовых и других управленческих решений и плановых показателей развития предприятия.
Кроме того, нами было выявлено, что методы анализа финансового состояния предприятия позволяют решить следующие основные задачи - диагностику финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования, поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
Составив общую характеристику деятельности ООО «ТАТРЕКЛАМА», мы проанализировали динамику основных технико-экономических показателей за период 2015, 2016, 2017 гг. ООО «ТАТРЕКЛАМА», мы пришли к следующим выводам.
Выручка на протяжении 2015-2017 г.г. имеет четкую тенденцию к росту, это является положительным фактором.
Себестоимость также на протяжении анализируемого периода возросла с 121 233 тыс. рублей до 140 050,50 тыс.рублей. При этом темп роста выручки выше темпа роста себестоимости, это говорит о том, что рост выручки произошел благодаря экономической активности анализируемого предприятия, а не из-за роста затрат на основной вид деятельности.
Чистая прибыль предприятия к концу 2017 года увеличилась практически в два раза, то является положительной тенденцией.
Среднегодовая стоимость оборотных средств рекламного агентства «ТАТРЕКЛАМА» в 2015-2017 г.г. находится примерно на одном уровне.
Однако в 2016 году отметился резкий скачок данного показателя на 11%. Это является следствием резкого увеличения дебиторской задолженности предприятия. Это является не совсем положительной тенденцией, так как в таком случае средства предприятия как бы «замораживаются» на счетах покупателей и прочих контрагентов. Поэтому особенно тщательно необходимо контролировать размер дебиторской задолженности и соблюдение сроков ее погашения.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая рентабельность планомерно увеличивалась в течение 2015-2017 гг. Это говорит об эффективном использовании имущества предприятия и увеличении объемов реализации. Все эти технико-экономические показатели свидетельствуют о положительной тенденции развития рекламного агентства «ТАТРЕКЛАМА» (ООО «ТАТРЕКЛАМА»).
Также мы проанализировали динамику и структуру имущества ООО «ТАТРЕКЛАМА» и источников его формирования и пришли к следующим выводам.
За 2015 год валюта баланса возросла на 1 361 000 руб., или на 60,7%, в том числе за счет увеличения внеоборотных активов на 185 000 руб. и оборотных средств на 1 176 000 руб.
За 2016 год валюта баланса возросла на 965 000 руб., или на 26,7%, в том числе за счет увеличения внеоборотных активов на 270 000 руб. и оборотных средств на 695 000 руб.
Если сравнивать изменения за 2015 и 2016 годы, то в целом абсолютные изменения кредиторской задолженности будет составлять 629 000 руб. Это увеличение произошло за счет роста задолженности перед поставщиками - 579 000 руб., за счет роста задолженности по налогам - 79 000 руб., по внебюджетным платежам - 371 000 руб., задолженности перед прочими кредиторами - 200 000 руб.
Если сравнивать изменения за 2016 и 2017 годы, то в целом абсолютные изменения кредиторской задолженности составляют 2 109 000 руб.
Сокращение показателя произошло за счет уменьшения долга перед поставщиками, по внебюджетным платежам и прочими кредиторами.
Исходя из вышесказанного, должны проводиться мероприятия по снижению кредиторской задолженности и финансовой устойчивости.
Таким образом, уменьшение доли наиболее ликвидной части оборотных средств в активе и рост удельного веса краткосрочных обязательств в пассиве позволяет сделать вывод о негативных тенденциях в изменении структуры баланса, что может привести к снижению платежеспособности и ухудшению финансового состояния. Поэтому на следующем этапе анализа необходимо дать оценку платежеспособности, используя для этого систему обобщающих показателей.
Кроме того, мы провели оценку системы управления финансами организации. Планирование и аналитический анализ используется почти во всех сферах деятельности рекламного агентства «ТАТРЕКЛАМА» - выбор кредитных линий, контрагентов, оптимизация налогообложения, анализ основных показателей финансовой устойчивости предприятия, анализ рентабельности (для определения слабых сторон основной деятельности, совершенствования номенклатуры и т.д.). Ежегодно в рекламном агентстве «ТАТРЕКЛАМА» (ООО «ТАТРЕКЛАМА») утверждается финансовый план.
1. Абдукаримов, И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебное пособие / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 215 с.
2. Адамов Н.А., Климова Н.В. и др. Финансовый менеджмент / Н.А. Адамов, Н.В. Климова. - М.: ЗАО ИД «Экономическая газета», 2014, - 792 с.
3. Алешин В.А., Зотова А.Г. Финансы / В.А. Алешин, А.Г. Зотова. - М.: Феникс, 2014. - 352 с.
4. Архипов А.И., Погосов И.А., Караваева И. В. Финансы / Учебник / А.И. Архипова, И.А. Погосова - М.: Проспект, 2014. - 627 с.
5. Бочаров, В. В. Финансовый анализ : Учеб. пособие / В. В. Бочаров - СПб. : Питер, 2014. - 240 с.
6. Варламова, М.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.А. Варламова. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 304 с.
7. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие для Вузов / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - М.: Проспект, КноРус, 2015. - 597 с.
8. Герасимова, В.Д. Анализ и диагностика финансово¬хозяйственной деятельности промышленного предприятия: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013. - 360 с.
9. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 462 с.
10. Дыбаль, А.Г. Финансовый анализ: (теория и практика) учебное пособие 4-е изд. - М.: Бизнес-Пресса, 2015. - 336 с.
11. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный
инструментарий для принятия экономических решений: Учебник. - 3-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2015. - 316 с.
12. Ивасенко, А.Г. Финансы организаций: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2014. - 208 с.
13. Ионова, А. Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. - М.: Проспект, 2014. - 623 с.
14. Киров, А.В. Финансы предприятий: учебник / А.В. Киров, И.В. Леванович. - М.: Инфра-М, 2014. - 255 с.
15. Кирьянова, З. В. Анализ финансовой отчетности: учебник для бакалавров / З. В. Кирьянова, Е. И. Седова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 428 с.
16. Клишевич, Н.Б. Финансы организаций: учебное пособие / Н.Б. Клишевич. - М.: Проспект, КноРус, 2014. - 304 с.
17. Ковалев, В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью : учебно-практическое пособие / В. В. Ковалев. - М. : Проспект, 2014. - 336 с.
18. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых [и др.]. - М.:
Издательство Юрайт, 2014. - 651 с. - Бакалавр. Академический курс.
19. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров/ В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 349 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.
20. Корпоративные финансы : учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2014. - 655 с. - Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
21. Климова Н.В. Финансовый капитал: сущность и методы оценки / Н.В. Климова // Аудит и финансовый анализ. - 2015.- №2. - С. 61-95
22. Кондратьева, Е. А. Анализ финансового состояния компании как основа управления бизнесом / Е. А. Кондратьева, М. С. Шальнева // Финансовый вестник: финансы, страхование, бухгалтерский учет. - 2016. - № 8. - с. 78-86 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 07.04.2018).
23. Щедров В.И. К вопросу о сущности и функциях финансов /Финансы. - 2015. - №3. - С. 60-62.
24. Зайцев В.Ю., Федчишин Ю.И. Основные аспекты теории финансов корпораций / Проблемы и перспективы развития экономической науки в XXI веке: Материалы VIII Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, 23-24 ноября 2012 г. М.: «Аналитический центр «Экономика и финансы», 2015. - С. 40-43).