Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Работа №46257

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 6
1.1 Понятие системы универсальных учебных действий учащихся
младших классов 6
1.2. Характеристика регулятивных учебных действий 13
1.3 Психологические особенности младшего школьника 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИНЕРЕАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1 Организация исследования. Описание методик 34
2.2. Результаты исследования 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
- подготовки, учащихся к реальной жизни;
- готовности к тому, чтобы занять активную позицию;
- успешно решать жизненные задачи;
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД), которые могут быть определены как способности детей к саморазвитию и самосовершенствованию благодаря сознательному и активному приобретению нового опыта. Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Ключевое место в формировании умения учиться принадлежит регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Соответственно, целью нашего исследования стало изучение формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Соответственно цели, перед нами были поставлены следующие задачи, а именно:
- изучить понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов;
- дать характеристику регулятивным учебным действиям;
- выявить уровень сформированности регулятивных УУД.
Объект исследования - младшие школьники, а предмет исследования — регулятивные УУД.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали труды и научные исследования ученых, занимающихся изучением данного вопроса, а именно труды П.И. Пидкасистого [33, с.342], А.Г. Асмолова[1, с.209], Е.Л. Мельниковой [24, с.184], Н.И. Емельяновой[13, с.61-67], Д.Б. Эльконина[40, с.149] и многих других.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования:
- общетеоретические (анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (наблюдение, тестирование);
- статистические (количественный и качественный анализ данных исследований).
Были использованы следующие методики для исследования сформированности регулятивных УУД:
- Методика «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой - оценка таких регулятивных действий, как целеполагание, контроль,
- методика «Тест простых поручений» И.И. Аргинской, данной методикой оценивается способность понимать и действовать по заданной инструкции; волевая саморегуляция.
- Методика открытого наблюдения за учащимися во время занятий - Кушнер Ю.З. - с целью выявления аспектов регулятивных УУД в процессе занятий - целеполагания, планирования, контроля собственной деятельности.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Елабуги.
Практическая значимость: анализ данной работы позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей, родителей, направленные на формирование регулятивных УУД младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приоритетные положения новых ФГОС заключены в формировании интереса к учебе, в формировании самостоятельности. Для этого у учащихся должны быть сформированы УУД - универсальные учебные действия - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Формирование умения учиться означает овладение всеми компонентами учебной деятельности, такими, как познавательные и учебные мотивы, учебные цели; учебные задачи; учебные действия, и операции (целеполагание, преобразование материала, контроль и оценка).
Основные функции УУД - самостоятельная реализация деятельности учения, гармоничное развитие личности, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Принято выделять такие УУД, как Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные.
Регулятивные УУД играют важную роль в формировании учиться, ведь благодаря регулятивным УУД может быть обеспечена организация, регуляция и коррекция учебной деятельности.
Благодаря развитию и формированию регулятивных УУД происходит формирование таких компетенций, как целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, определение последовательности промежуточных целей, учитывая конечный результат, прогнозирование, контроль.
При формировании регулятивных УУД необходимо использование таких технологий, как технология уровневой дифференциации, обучение на основе учебных ситуаций, проектной деятельности, информационные и коммуникативные технологии.
Для подтверждения всего вышеуказанного нами было проведено исследование, цель которого была заключена в выявлении уровня сформированности регулятивных УУД.
Для достижения данной цели нами были использованы методики, а именно: наблюдение за анализом деятельности учащихся при помощи наблюдения, также нами были использованы методика «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, методика «Тест простых поручений» И. И. Аргинской.
Подведя итоги анализа сформированности аспектов регулятивных УУД по данному классу, мы видим, что наиболее развит такой аспект, как способность работать по инструкции, по предложенному педагогом плану. Педагогом данного класса необходима дальнейшая работа над формированием регулятивных УУД учащихся.



1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. -
- М.: Просвещение, 2008. - 35-44 с., 209 с.
2. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 с.
3. Ануфриев А.Ф, Костромина С.Н. Как преодолеть трудности обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство «Ось-89», 2009.- 272 с.
4. Аразамцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М.: Просвещение, 2001. - 232 с.
5. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Вербум-М, 2004.- 463 с.
6. Васильева М.С. Теоретические и практические вопросы, связанные с проблемой содержания классного чтения // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальные классах. - Педагогика, 2007. - 9-17 с.
7. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: РосТип, 2010. - 539 с.
8. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, 2004. - 505 с.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2008. - 309 с.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2008. - 309 с.
11. Гаркунова И.Л. Обучение чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 2001. - 14-13 с.
12. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Программа для чтения школьниками 1-4 классов. УМК «Школа России». - М.: Просвещение, 2010. - 235 с.
13. Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Педагогика. - М.: Наука, 2010. №11. - 61-67с.
14. Железнякова Е.А. Азбука вежливости: Учебное пособие для детей, начинающих осваивать русский язык. - М.: КноРус, 2013. - 104 с.
15. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. - М.: Просвещение,2008. - 177 с.
16. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. - М.: Педагогика, 2010. - 133-150 с.
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 509 с.
18. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
19. Лебедев В.В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов». Русский язык. 4 класс. Тетрадь. Срезовые работы. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 44 с.
20. Леонтьева М.Р. Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия. - М.: Педагогика, «Учительская газета», № 12. - 23-26 с.
21. Лукьянович А.К. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная роботехника». - М.: Начальная школа плюс до и после. - № 2, 2013. - 60¬63 с.
22. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2007 - 265 с.
23. Мандель Б.Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 267 с.
24. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М.: Наука, 2006. - 184 с.
25. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(5). - 41-47 с.
26. Немов Р.С. Психология. Т.1 - М.: Владос, 2008. - 356 с.
27. Панфилов А.Н., Льдокова Г.М., и др.; науч. ред. Льдокова Г.М. Психология младшего школьника: учебное пособие/ -Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2013. - 314с.
28. Педагогика. Курс лекций. Под ред. Лихачева Б.Т. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика, 2001. - 607 с.
29. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000». - М.: Наука, 2002. - 201 с.
30. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 56 с.
31. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
32. Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов школьников. Учебное пособие. - Минск: МГУ, 2004. - 349 с.
33. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебн. пособ. для студентов. - М.: Наука, 2011. - 342 с.
34. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2011. - 124 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2008. - 167 с.
36. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Владос, 2005. - 178 с.
37. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. - М.: Наука, 2009. - №12. - 42-45 с.
38. Фролова Л.А. Обучение русскому языку и литературному чтению в современной начальной школе: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2002. - 192 с.
39. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: ЕдиториалУРСС, 2004. — 432 с.
40. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для
студентов вузов. - М.: Академия, 2004.- 149 с.
41. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий» - [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://www.ug.ru/method article/260(дата доступа 25.02.2018)
42. Педагогическая страничка. Сайт для педагогов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://experiment. (дата доступа 20.02.2018)
43. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://nsportal.ru.(дата доступа 21.02.2018)
44. Федеральный Государственный образовательный стандарт. - Электронный ресурс]- Режим доступа: http://standart.edu.ru/(дата доступа - 24.02.2018)
45. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://experiment. (дата доступа 25.02.2018)
46. Школа России. Сайт для учителей. Методические разработки [Электронная публикация]: http://www.prosv.ru/umk/schola rossii/2015 (дата доступа 24.02.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ