Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Работа №46248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
376
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Понятие профессионального самоопределения и мотивационных
потребностей личности в научной литературе 7
1.2. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 16
1.3. Особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте 23
1.4. Психологическая характеристика юношеского возраста 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Организация исследования. Описание методик 36
2.2. Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Природа человеческого труда потерпела большие изменения и в преобразовании личности человека занимает одну из центральных проблем. Изменения, которые происходили в общественной жизни, дали шанс для личности расширить свои возможности выбора жизненного пути. Выбор профессии в таких условиях, как безработица и нарастающая конкуренция на рынке труда, для личности является нелегким процессом.
На сегодняшний день основной задачей среди других является подготовка школьников к выбору будущей профессии. По причине того, что происходят социально-экономические изменения в обществе, появляются новые взгляды на приоритетность и престижность тех или иных профессий, привело к тому, что школьники особенно нуждаются в советах, в консультациях педагогов, взрослых и в профориентационных занятиях в школе.
Теории профессионального самоопределения, разработанные нашими отечественными психологами, во многом опередили современные подходы к этой проблеме. Значимый вклад в развитие основных теорий профессионального самоопределения и профориентации внесли такие ученые, как Е.А. Климов, Ю. Забродин, В.Д. Шадриков, К.М. Гуревич В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов и др.
Для успешного определения жизненного пути одним из условий выступает изучение и формирование мотивов выбора профессии учащихся юношеского возраста. Исследования по данной проблеме говорят о том, что школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования мотивации выбора профессии. Отношение личности к труду, к определенной профессии определяет и характеризует мотив. Мотив является той частью личности, которая стимулирует личность, заставляет ее идти к цели.
Такие исследователи, как О. Альтуинджи, Л.И. Божович, В.И, Жуковская, В.Г.Леонтьев, В.С. Мерлин, И. Мольцман, И.С. Неймарк, Е.М. Павлютенков, Г.В. Сорокоумова, Т.В. Фомичева, П.А. Шавир, С.В. Янкявичюс, В.В. Ярошенко уделили немалое внимание исследованию роли мотивов как важнейших побудителей активной деятельности личности. Мотивы выбора профессии привлекли внимание в связи с особенностями формирования профессиональной направленности, профессионального самоопределения, интересов и потребностей личности.
Бесспорно, мотивы выбора профессии изучались исследователями достаточно интенсивно. И с уверенностью можно сказать, что выбранная нами тема является актуальной. Ведь общество и его требования со временем изменились. Предпочтения личности, которые были до наших дней, сменились иными представлениями о выборе профессии.
Цель исследования: выявить особенности мотивационных потребностей личности и ее профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме профессионального самоопределения и мотивационных потребностей личности;
- рассмотреть профессиональное самоопределение в юношеском возрасте;
- рассмотреть особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте;
- исследовать мотивационные потребности личности;
- исследовать профессиональное самоопределение в юношеском возрасте;
- рассмотреть особенности юношеского возраста;
- сделать анализ полученных результатов.
Объект исследования: учащиеся юношеского возраста.
Предмет исследования: мотивационные потребности и профессиональное самоопределение учащихся старших классов.
Гипотеза исследования: мотивационные потребности определяют тип профессиональной направленности личности.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
- методика «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой;
- Тест Дж. Голланда на определение профессиональных направленности личности.
Практическая значимость: результаты нашего исследования в дальнейшем могут использоваться школьными психологами и учителями на уроках профориентации старшеклассников, так же для повышения мотивации по предметам, которые связаны с выбором будущей профессии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы является выявить особенности мотивационных потребностей личности и ее профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Поставленная нами цель, была достигнута, решив следующие задачи: проанализировать научную литература по проблеме профессионального самоопределения и мотивационных потребностей личности; рассмотреть профессиональное самоопределение в юношеском возрасте; рассмотреть особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте; рассмотреть особенности юношеского возраста; исследовать мотивационные потребности личности; исследовать профессиональное самоопределение в юношеском возрасте; сделать анализ полученных результатов.
Проанализировав научную литературу по проблеме профессионального самоопределения личности, мы узнали, что профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью жизни юношеского возраста. Профессиональное самоопределение - важный фактор самореализации юношей и девушек в конкретной профессии и в культуре в целом. Находясь в постоянном поиске своего места в мире профессий позволяет им найти сферу деятельности для полной реализации.
Потребности личности являются причиной побуждения к действию. Потребность реализуется в мотивах, а так же находит себя в этих мотивах. Лица юношеского возраста прилагают усилия тому, чтобы они были приняты другими и в тоже время хотят быть самим собой.
Главная черта юношеского возраста это то, что в этом возрастном периоде происходит завершение формирования черт личности и выполняется переход к ее зрелости. В юношеском возрасте черты детства проявляются крайне мало и за время этого периода исчезают конкретно. В течение этого возраста полностью достигается личностная и социальная зрелость.
Нами были выявлены профессиональные направленности личности. Выяснилось, что большинство юношей и девушек относятся к таким типам, как интеллектуальный, артистический и социальный. Далее мы выявили доминирующие потребности в юношеском возрасте. Ими являются потребность в самореализации, потребность в материальном положении и в уважении со стороны.
В ходе исследования была выявлена связь между потребностью в безопасности и конвенциальным типом, а так же между потребностью в уважении со стороны и интеллектуальным типом.
Таким образом, из вышесказанного можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум
для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002. - С. 41-42.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: НПО МОДЭК, 2009. - 314 с.
4. Выготский Л.С. Педология подростка. - М., 2004. - 428 с.
5. Грачева Ю.В. Гендерные особенности как фактор профессионального самоопределения и трудового выбора студентов // Институт стратегических исследований. - 2014. - № 2. - 99 с.
6. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. - 132 с.
7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов - 2-е издание - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003. - 336 с.
9. Жуковская. Характеристика мотивов выбора профессии учащимися 9-10 классов// Психология. Вып.1. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. Ред. Ф.И. Иващенко. - Минск, 2001. - 206 с.
10. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002. - 360 с.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. - 247 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионального
самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
14. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления. - М., 2008. - 63 с.
15. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.:
Педагогика, 2007. - 239 с.
16. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. — М.: Смысл, 2002. — 343 с.
17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 2005. - 126 с.
18. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./Пер. с анг. - СПб.: Питер, 2008. - 352с.
19. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ. - 4-е междунар. изд. - М.: Прайм-Еврознак; Олма Пресс, 2004. - 510 с.
20. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 544 с.
21. Мещеряков Б.Г. Зинченко В.П. Большой психологический словарь 4-е изд., дополн. и испр. - М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 868 с.
22. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - 276 с.
23. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - М., Киев, 2000. - 286 с.
24. Прощинская Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для старших классов. - М., 2006. - 192 с.
25. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: «Академия», 2007. - 501 с.
26. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
27. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М., 2005. - 232 с.
28. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2005 - 183 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.:
Педагогика, 2009. - 277 с.
30. Семеняка О.Н. Особенности профессиональной
направленности в структуре личности профессионала //Психологический журнал (РБ). - 2007. - №3. - С.57-67.
31. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие для СПО. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 227 с.
32. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных
различий. Избранные психологические труды. - М.: Московский
психолого-социальный университет (МПСУ), 2009. - 253 с.
33. Формирование личности в переходный период: от
подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. - С. 130-146.
34. Хеккаузен Х. Мотивация деятельность. - М., 2006. - 166 с.
35. Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб. Пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 176 с.
36. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. - 320 с.
37. Шаповаленко И.В. Возрастна психология (Психология
развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
38. Щедровицкий Г.М. На досках. Публичные лекции по
философии Г. П. Щедровицкого. - М., 2004. - 196 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ