ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Понятие профессионального самоопределения и мотивационных
потребностей личности в научной литературе 7
1.2. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 16
1.3. Особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте 23
1.4. Психологическая характеристика юношеского возраста 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Организация исследования. Описание методик 36
2.2. Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Понятие профессионального самоопределения и мотивационных
потребностей личности в научной литературе 7
1.2. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 16
1.3. Особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте 23
1.4. Психологическая характеристика юношеского возраста 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Организация исследования. Описание методик 36
2.2. Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Природа человеческого труда потерпела большие изменения и в преобразовании личности человека занимает одну из центральных проблем. Изменения, которые происходили в общественной жизни, дали шанс для личности расширить свои возможности выбора жизненного пути. Выбор профессии в таких условиях, как безработица и нарастающая конкуренция на рынке труда, для личности является нелегким процессом.
На сегодняшний день основной задачей среди других является подготовка школьников к выбору будущей профессии. По причине того, что происходят социально-экономические изменения в обществе, появляются новые взгляды на приоритетность и престижность тех или иных профессий, привело к тому, что школьники особенно нуждаются в советах, в консультациях педагогов, взрослых и в профориентационных занятиях в школе.
Теории профессионального самоопределения, разработанные нашими отечественными психологами, во многом опередили современные подходы к этой проблеме. Значимый вклад в развитие основных теорий профессионального самоопределения и профориентации внесли такие ученые, как Е.А. Климов, Ю. Забродин, В.Д. Шадриков, К.М. Гуревич В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов и др.
Для успешного определения жизненного пути одним из условий выступает изучение и формирование мотивов выбора профессии учащихся юношеского возраста. Исследования по данной проблеме говорят о том, что школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования мотивации выбора профессии. Отношение личности к труду, к определенной профессии определяет и характеризует мотив. Мотив является той частью личности, которая стимулирует личность, заставляет ее идти к цели.
Такие исследователи, как О. Альтуинджи, Л.И. Божович, В.И, Жуковская, В.Г.Леонтьев, В.С. Мерлин, И. Мольцман, И.С. Неймарк, Е.М. Павлютенков, Г.В. Сорокоумова, Т.В. Фомичева, П.А. Шавир, С.В. Янкявичюс, В.В. Ярошенко уделили немалое внимание исследованию роли мотивов как важнейших побудителей активной деятельности личности. Мотивы выбора профессии привлекли внимание в связи с особенностями формирования профессиональной направленности, профессионального самоопределения, интересов и потребностей личности.
Бесспорно, мотивы выбора профессии изучались исследователями достаточно интенсивно. И с уверенностью можно сказать, что выбранная нами тема является актуальной. Ведь общество и его требования со временем изменились. Предпочтения личности, которые были до наших дней, сменились иными представлениями о выборе профессии.
Цель исследования: выявить особенности мотивационных потребностей личности и ее профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме профессионального самоопределения и мотивационных потребностей личности;
- рассмотреть профессиональное самоопределение в юношеском возрасте;
- рассмотреть особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте;
- исследовать мотивационные потребности личности;
- исследовать профессиональное самоопределение в юношеском возрасте;
- рассмотреть особенности юношеского возраста;
- сделать анализ полученных результатов.
Объект исследования: учащиеся юношеского возраста.
Предмет исследования: мотивационные потребности и профессиональное самоопределение учащихся старших классов.
Гипотеза исследования: мотивационные потребности определяют тип профессиональной направленности личности.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
- методика «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой;
- Тест Дж. Голланда на определение профессиональных направленности личности.
Практическая значимость: результаты нашего исследования в дальнейшем могут использоваться школьными психологами и учителями на уроках профориентации старшеклассников, так же для повышения мотивации по предметам, которые связаны с выбором будущей профессии.
На сегодняшний день основной задачей среди других является подготовка школьников к выбору будущей профессии. По причине того, что происходят социально-экономические изменения в обществе, появляются новые взгляды на приоритетность и престижность тех или иных профессий, привело к тому, что школьники особенно нуждаются в советах, в консультациях педагогов, взрослых и в профориентационных занятиях в школе.
Теории профессионального самоопределения, разработанные нашими отечественными психологами, во многом опередили современные подходы к этой проблеме. Значимый вклад в развитие основных теорий профессионального самоопределения и профориентации внесли такие ученые, как Е.А. Климов, Ю. Забродин, В.Д. Шадриков, К.М. Гуревич В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов и др.
Для успешного определения жизненного пути одним из условий выступает изучение и формирование мотивов выбора профессии учащихся юношеского возраста. Исследования по данной проблеме говорят о том, что школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования мотивации выбора профессии. Отношение личности к труду, к определенной профессии определяет и характеризует мотив. Мотив является той частью личности, которая стимулирует личность, заставляет ее идти к цели.
Такие исследователи, как О. Альтуинджи, Л.И. Божович, В.И, Жуковская, В.Г.Леонтьев, В.С. Мерлин, И. Мольцман, И.С. Неймарк, Е.М. Павлютенков, Г.В. Сорокоумова, Т.В. Фомичева, П.А. Шавир, С.В. Янкявичюс, В.В. Ярошенко уделили немалое внимание исследованию роли мотивов как важнейших побудителей активной деятельности личности. Мотивы выбора профессии привлекли внимание в связи с особенностями формирования профессиональной направленности, профессионального самоопределения, интересов и потребностей личности.
Бесспорно, мотивы выбора профессии изучались исследователями достаточно интенсивно. И с уверенностью можно сказать, что выбранная нами тема является актуальной. Ведь общество и его требования со временем изменились. Предпочтения личности, которые были до наших дней, сменились иными представлениями о выборе профессии.
Цель исследования: выявить особенности мотивационных потребностей личности и ее профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме профессионального самоопределения и мотивационных потребностей личности;
- рассмотреть профессиональное самоопределение в юношеском возрасте;
- рассмотреть особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте;
- исследовать мотивационные потребности личности;
- исследовать профессиональное самоопределение в юношеском возрасте;
- рассмотреть особенности юношеского возраста;
- сделать анализ полученных результатов.
Объект исследования: учащиеся юношеского возраста.
Предмет исследования: мотивационные потребности и профессиональное самоопределение учащихся старших классов.
Гипотеза исследования: мотивационные потребности определяют тип профессиональной направленности личности.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
- методика «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой;
- Тест Дж. Голланда на определение профессиональных направленности личности.
Практическая значимость: результаты нашего исследования в дальнейшем могут использоваться школьными психологами и учителями на уроках профориентации старшеклассников, так же для повышения мотивации по предметам, которые связаны с выбором будущей профессии.
Целью данной работы является выявить особенности мотивационных потребностей личности и ее профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Поставленная нами цель, была достигнута, решив следующие задачи: проанализировать научную литература по проблеме профессионального самоопределения и мотивационных потребностей личности; рассмотреть профессиональное самоопределение в юношеском возрасте; рассмотреть особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте; рассмотреть особенности юношеского возраста; исследовать мотивационные потребности личности; исследовать профессиональное самоопределение в юношеском возрасте; сделать анализ полученных результатов.
Проанализировав научную литературу по проблеме профессионального самоопределения личности, мы узнали, что профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью жизни юношеского возраста. Профессиональное самоопределение - важный фактор самореализации юношей и девушек в конкретной профессии и в культуре в целом. Находясь в постоянном поиске своего места в мире профессий позволяет им найти сферу деятельности для полной реализации.
Потребности личности являются причиной побуждения к действию. Потребность реализуется в мотивах, а так же находит себя в этих мотивах. Лица юношеского возраста прилагают усилия тому, чтобы они были приняты другими и в тоже время хотят быть самим собой.
Главная черта юношеского возраста это то, что в этом возрастном периоде происходит завершение формирования черт личности и выполняется переход к ее зрелости. В юношеском возрасте черты детства проявляются крайне мало и за время этого периода исчезают конкретно. В течение этого возраста полностью достигается личностная и социальная зрелость.
Нами были выявлены профессиональные направленности личности. Выяснилось, что большинство юношей и девушек относятся к таким типам, как интеллектуальный, артистический и социальный. Далее мы выявили доминирующие потребности в юношеском возрасте. Ими являются потребность в самореализации, потребность в материальном положении и в уважении со стороны.
В ходе исследования была выявлена связь между потребностью в безопасности и конвенциальным типом, а так же между потребностью в уважении со стороны и интеллектуальным типом.
Таким образом, из вышесказанного можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Проанализировав научную литературу по проблеме профессионального самоопределения личности, мы узнали, что профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью жизни юношеского возраста. Профессиональное самоопределение - важный фактор самореализации юношей и девушек в конкретной профессии и в культуре в целом. Находясь в постоянном поиске своего места в мире профессий позволяет им найти сферу деятельности для полной реализации.
Потребности личности являются причиной побуждения к действию. Потребность реализуется в мотивах, а так же находит себя в этих мотивах. Лица юношеского возраста прилагают усилия тому, чтобы они были приняты другими и в тоже время хотят быть самим собой.
Главная черта юношеского возраста это то, что в этом возрастном периоде происходит завершение формирования черт личности и выполняется переход к ее зрелости. В юношеском возрасте черты детства проявляются крайне мало и за время этого периода исчезают конкретно. В течение этого возраста полностью достигается личностная и социальная зрелость.
Нами были выявлены профессиональные направленности личности. Выяснилось, что большинство юношей и девушек относятся к таким типам, как интеллектуальный, артистический и социальный. Далее мы выявили доминирующие потребности в юношеском возрасте. Ими являются потребность в самореализации, потребность в материальном положении и в уважении со стороны.
В ходе исследования была выявлена связь между потребностью в безопасности и конвенциальным типом, а так же между потребностью в уважении со стороны и интеллектуальным типом.
Таким образом, из вышесказанного можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников и студентов ССУЗов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - Динамика и соотношение мотивационно—потреБностнык характеристик в структуре личностный свойств
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ДИНАМИКА И СООТНОШЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Изучить особенности профессионального самоопределения у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В
УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2013



