ГЛАВА 1. Теоретико-методические предпосылки исследования 6
1.1. Содержание психологической подготовки легкоатлетов 6
1.2. Особенности предстартовых состояний у легкоатлетов
и средства их регуляции 15
1.3. Психодиагностика спортсменов-легкоатлетов и
психологические рекомендации по повышению спортивных
результатов 21
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 28
2.1.Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 30
ГЛАВА 3. Обсуждение результатов исследования 34
ВЫВОДЫ 62
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1. Теоретико-методические предпосылки исследования 6
1.1. Содержание психологической подготовки легкоатлетов 6
1.2. Особенности предстартовых состояний у легкоатлетов
и средства их регуляции 15
1.3. Психодиагностика спортсменов-легкоатлетов и
психологические рекомендации по повышению спортивных
результатов 21
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 28
2.1.Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 30
ГЛАВА 3. Обсуждение результатов исследования 34
ВЫВОДЫ 62
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
1. В представленной к защите выпускной квалификационной работе проведено теоретическое обоснование и раскрытие сущности некоторых проблем изучения психики спортсменов, управления ею, организации психологической подготовки.
2. Мировой спортивный опыт показывает, что кроме хорошей физической подготовки, индивидуального спортивного мастерства для максимального использования морально-волевого потенциала в достижении высоких спортивных результатов существенную роль играет психологический настрой спортсмена.
3. Систематические тренировки и участие в соревнованиях вырабатывают у спортсменов способность «управлять» своим предстартовым состоянием. Психологический контроль заключается в систематическом проведении психологических обследований, сопоставлении получаемых данных с имеющимися критериями и нормативными показателями подготовленности.
4. Практическое исследование представляло собой: интервьюирование, двукратное предъявление набора методик: до формирующего эксперимента в осенне-зимний подготовительный период (2008-2009 г.г.) и после него в весенне-летнем подготовительном периоде, а также непосредственное проведение формирующего эксперимента.
5. По результатам интервьюирования все испытуемые исследуемой выборки – 13 человек - являются кандидатурами для проведения нашей исследовательской работы. Равенство после интервьюирования дает возможность одну группу – экспериментальную (7 человек) пустить в формирующий эксперимент, а другую группу – оставить контрольной (6 человек).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Т.Ф., Никитина Т.М., Кочеткова Н.И. Направления научно-исследовательской работы лаборатории спортивной антропологии, морфологии и генетики ВНИИФКа // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 10, с. 39-41.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1985. - 166 с.
3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 231 с.
4. Бабушкин Г.Д., Назаренко Ю.Ф. Методика развития психических функций, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности легкоатлетов //Тез. 2-го международного конгресса по спортивной психологии. - М.: Прогресс, 1995. - 287 с.
5. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 32-33.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.
7. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности. – Омск: Психология в спорте, 2004. - 327 с..
8. Бондарчук А. Еще раз о спортивной форме. // "Легкая атлетика", 1991 -№1, с 11-13.
9. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 319 с.
10. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте, 1994, - № 1, с. 5 - 10.
11. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 217 с.
12. Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2001.- 2128 с.
13. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Пресс, 2000. – 245 с.
14. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986.- 182 с.
15. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие. - Краснодар: КГИФК, 1995. - 176 с.
16. Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 3, с. 2-4.
17. Дрижика А.Г. Психодиагностика одаренности к скоростно-силовым видам спорта. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1996. - 37 с.
18. Евсеев Ю.И.Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание третье. - Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 367 с.
19. Езерский В.В. Биомеханическая концепция систематизации критериев успешности спортивной деятельности // Систематизация критериев одаренности в виды спорта скоростно-силовой направленности: Сб. науч. тр. - Омск: ОГИФК, 1987, с. 11-18.
20. Ивочкин В. В. Нормативные требования к многолетней подготовке юных бегунов на средние дистанции. – М.: Сфера, 2000. - с. 318
21. Ивочкин В. В. Структура тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации у юных бегунов на средние дистанции. – М.: Сфера, 2006. - с. 374
22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - с. 464.
23. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 320 с.
24. Илюта В. Методологические аспекты разработки психограмм видов спорта.// Психология и современный спорт. – М.: 1982, с.21-24.
25. Иорданская Ф. А. Возрастные особенности воспитания выносливости у юных спортсменов. – Спб.: Питер, 2002. – 176 с.
26. Кашеф Иззат Влияние ролевого поведения тренера во взаимоотношениях со спортсменом в условиях соревнований. – СПб.: Питер, 2005. – 265 с.
27. Киселев Ю.Я. «Победи!» Размышления и советы психолога спорта. – М.: Прогресс, 2002. – 178 с.
28. Ковальчук Г.И., Лузгин В.Н., Захарова О.В. Системный комплексно-типологический подход к диагностике спортивной одаренности.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- М.: 2000, № 2, с. 2-6.
29. Кулаков В. Н. Построение годичного цикла тренировки юных бегунов на средние дистанции.- М.: Прогресс, 2003. – 240 с.
30. Куник М.С. Тренировка на выносливость и некоторые параметры работоспособности у начинающих бегунов на средние дистанции. – М.: Прогресс, 2004. – 267 с.
31. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.
32. Линец М.Е. Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства в беге на средние дистанции. // "Легкая атлетика" 1990. - №9, с. 80.
33. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.
34. Лях В.И. Учебник. Физическая культура. – Спб.: Питер, 2004. – 245 с.
35. Некрасов В.П. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1995. - 132 с.
36. Никитина Е.Д., Шубина Г.Л., Блинова А.В. Социально-сихологический тренинг как метод обучения в вузах физической культуры. – М.: Прогресс, 2006. – 315 с.
37. Плетнева З.П., Дерючева В.А. Значение свойств внимания в психологической подготовке волейболистов. – М.: Сфера, 2003. – 348 с.
38. Пригоровская Т.А. Толерантность и психологические особенности личности спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 236 с.
39. Психология и современный спорт: сборник научных статей психологии спорта социалистических стран. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 210с.
40. Психология: Учеб. для институтов физ. культ. / Под ред. В.М. Мельникова.- М.: Физкультура и спорт, 1999. - 275 с.
41. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 318 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Прогресс, 2001. - 460 с.
43. Сальников В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 7, с. 2-9.
44. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - с. 411.
45. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов./ Хрестоматия под ред. И.П.Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 567 с.
46. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. – Спб.: Питер, 1999. – 324 с.
47. Травин Ю. Г. Оптимизация тренировки в группах спортивного совершенствования по бегу на выносливость. М.: Смена, 1996. - с. 158.
48. Учебник для институтов физической культуры. /Под редакцией Дягтерева А.К. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 321 с.
49. Шемет Ж.К., Мельник Е.В. Особенности взаимодействия спортивного психолога с тренером в процессе изучения его личности и деятельности. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2003. - с. 270.
50. Шомер Х.Х. Программа психологической подготовки марафонцев. // Спортивный психолог. 2007. - №1 (10) – с. 84-88.