Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ
ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 История исследований толерантности в контексте
междисциплинарного подхода 7
1.2 Психологическая характеристика особенностей подросткового
возраста 12
1.3 Психолого-педагогические условия формирования толерантности
подростков 15
Выводы по первой
главе 23
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Описание хода и результатов констатирующего эксперимента 28
2.2 Описание содержания и хода реализации программы по
формированию толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации 28
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной
работы по формированию толерантности подростков 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ
ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 История исследований толерантности в контексте
междисциплинарного подхода 7
1.2 Психологическая характеристика особенностей подросткового
возраста 12
1.3 Психолого-педагогические условия формирования толерантности
подростков 15
Выводы по первой
главе 23
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Описание хода и результатов констатирующего эксперимента 28
2.2 Описание содержания и хода реализации программы по
формированию толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации 28
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной
работы по формированию толерантности подростков 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время современный человек является культурным тогда, когда он не только образован, но и обладает такими чувствами как уважение к окружающим и самоуважение. В связи с этим вопрос формирования толерантности у подрастающего поколения является актуальным.
Будущее страны зависит от воспитания подрастающего поколения. Поэтому важно не упустить момент в воспитании и обучении, формировании навыков общения, взаимопонимания умения строить взаимоотношения с окружающими. Главная помощь в развитии подростка должна исходить от школы. Именно школа должна ставить перед собой задачи, которые помогут формировать у обучающихся не только знания, умения и навыки, но и социально ценные личностные качества, в том числе и толерантность в отношении окружающих.
Подростковый возраст - наиболее подходящий период для воспитания толерантности. Его особенностями являются положительная динамика поведенческих и личностных изменений, активность процессов
социализации и адаптации, усвоения социокультурных норм и ценностей, образцов поведения, но и в то же время возникновение часто деструктивных проявлений вследствие нарушений в сфере отношений к другим и себе. Все это требуют организации деятельности, определения способов, принятия мер, направленных на снижение влияния негативных факторов как на личность, так и на её социальное окружение.
Школа - социальный институт, который обладает большими возможностями для организации систематического воспитания толерантности учащихся. Задачу воспитания толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших для современной школы.
В научно-теоретических и прикладных исследованиях исследуемая нами проблема освещена в достаточном объеме. Единого подхода к пониманию феномена толерантности мы не обнаружили. Также нами не были обнаружены конкретные эффективные способы воспитания толерантности в условиях современной школы, что говорит об актуальности нашей исследовательской работы и определяет потребность в их выявлении и целесообразность проведения исследования в рассматриваемой области.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Объект исследования: воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Гипотеза исследования: воспитание толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации будет происходить эффективнее, если:
- своевременно проведена диагностика и выявлены уровни её развития;
- разработана специальная программа с учетом уровня развития толерантности учащихся, включающая адекватные содержание, формы и методы воспитательной работы в соответствии с возрастом школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и содержание понятия «толерантность», особенности её проявления у подростков.
2. Выявить особенности воспитания толерантности у подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий с целью выявления уровня сформированности толерантности у подростков в рамках констатирующего эксперимента.
5. Разработать и реализовать социально-педагогическую программу, направленную на развитие толерантности подростков в рамках формирующего эксперимента.
6. Провести диагностику результатов формирующего эксперимента, проанализировать и обобщить полученные данные.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: Теоретические методы: анализ литературы, теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: тестирование, педагогический эксперимент.
Были использованы диагностические методики:
- «Методика изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса, направленная на изучение эмоционального компонента толерантности;
- Методика «Сломанный карандаш», направленная на изучение поведенческого компонента толерантности.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний, обобщении теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования в школьной практике разработанной социально-педагогической программы, способствующей формированию толерантности у подростков в условиях современной школы.
Базой исследования послужил лицей №2 города Дюртюли Республики Башкортостан. Выборку исследования составили учащиеся в возрасте 13-14 лет в количестве 25 человек.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия автора в студенческой научно-образовательной конференции Елабужского института КФУ, в секции «Проектирование развивающей среды образовательной организации», тема доклада «Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы». Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
1) Муратова Л.Л. Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы / Л.Л. Муратова // Международный научный журнал «Молодой ученый»: г. Казань. - №22(208), июнь 2018 года. 2) Муратова Л.Л. Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков / Л.Л. Муратова // Международный научный журнал «Молодой ученый»: г. Казань. - №22(208) июнь 2018 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.
Первая глава содержит теоретические основы изучения проблемы формирования толерантности у подростков.
Во второй главе рассматриваются практические аспекты исследуемой проблемы, определяются методы исследования толерантности подростков, приводятся результаты и анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у подростков.
Заключение содержит основные выводы по проведенному исследованию.
Будущее страны зависит от воспитания подрастающего поколения. Поэтому важно не упустить момент в воспитании и обучении, формировании навыков общения, взаимопонимания умения строить взаимоотношения с окружающими. Главная помощь в развитии подростка должна исходить от школы. Именно школа должна ставить перед собой задачи, которые помогут формировать у обучающихся не только знания, умения и навыки, но и социально ценные личностные качества, в том числе и толерантность в отношении окружающих.
Подростковый возраст - наиболее подходящий период для воспитания толерантности. Его особенностями являются положительная динамика поведенческих и личностных изменений, активность процессов
социализации и адаптации, усвоения социокультурных норм и ценностей, образцов поведения, но и в то же время возникновение часто деструктивных проявлений вследствие нарушений в сфере отношений к другим и себе. Все это требуют организации деятельности, определения способов, принятия мер, направленных на снижение влияния негативных факторов как на личность, так и на её социальное окружение.
Школа - социальный институт, который обладает большими возможностями для организации систематического воспитания толерантности учащихся. Задачу воспитания толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших для современной школы.
В научно-теоретических и прикладных исследованиях исследуемая нами проблема освещена в достаточном объеме. Единого подхода к пониманию феномена толерантности мы не обнаружили. Также нами не были обнаружены конкретные эффективные способы воспитания толерантности в условиях современной школы, что говорит об актуальности нашей исследовательской работы и определяет потребность в их выявлении и целесообразность проведения исследования в рассматриваемой области.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Объект исследования: воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Гипотеза исследования: воспитание толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации будет происходить эффективнее, если:
- своевременно проведена диагностика и выявлены уровни её развития;
- разработана специальная программа с учетом уровня развития толерантности учащихся, включающая адекватные содержание, формы и методы воспитательной работы в соответствии с возрастом школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и содержание понятия «толерантность», особенности её проявления у подростков.
2. Выявить особенности воспитания толерантности у подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий с целью выявления уровня сформированности толерантности у подростков в рамках констатирующего эксперимента.
5. Разработать и реализовать социально-педагогическую программу, направленную на развитие толерантности подростков в рамках формирующего эксперимента.
6. Провести диагностику результатов формирующего эксперимента, проанализировать и обобщить полученные данные.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: Теоретические методы: анализ литературы, теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: тестирование, педагогический эксперимент.
Были использованы диагностические методики:
- «Методика изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса, направленная на изучение эмоционального компонента толерантности;
- Методика «Сломанный карандаш», направленная на изучение поведенческого компонента толерантности.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний, обобщении теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования в школьной практике разработанной социально-педагогической программы, способствующей формированию толерантности у подростков в условиях современной школы.
Базой исследования послужил лицей №2 города Дюртюли Республики Башкортостан. Выборку исследования составили учащиеся в возрасте 13-14 лет в количестве 25 человек.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия автора в студенческой научно-образовательной конференции Елабужского института КФУ, в секции «Проектирование развивающей среды образовательной организации», тема доклада «Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы». Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
1) Муратова Л.Л. Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы / Л.Л. Муратова // Международный научный журнал «Молодой ученый»: г. Казань. - №22(208), июнь 2018 года. 2) Муратова Л.Л. Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков / Л.Л. Муратова // Международный научный журнал «Молодой ученый»: г. Казань. - №22(208) июнь 2018 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.
Первая глава содержит теоретические основы изучения проблемы формирования толерантности у подростков.
Во второй главе рассматриваются практические аспекты исследуемой проблемы, определяются методы исследования толерантности подростков, приводятся результаты и анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у подростков.
Заключение содержит основные выводы по проведенному исследованию.
Анализ исследований позволяет сделать вывод об отсутствии единства в подходах к пониманию содержания понятия «толерантность», а также многоаспектности феноменологии толерантности. В работах разных авторов толерантность определяется как терпимость, способность, отношение, стремление решать конфликты, антипод агрессивности, снисходительность, уважение прав, адаптация, устойчивость, допущение, принятие, социальная норма, качество в структуре личности, жизненная позиция, интегральная характеристика индивида, добродетель, компетентность.
В ходе проведённого исследования нами были изучены особенности ее проявления у подростков. Необходимо отметить, что с одной стороны, подростковый возраст - это наиболее оптимальный и сенситивный возраст для формирования самых важных личностных новообразований. С другой стороны, в силу многих социальных рисков, способных негативно воздействовать на развитие личности в этом возрасте, требуется постоянное внимательное взаимодействие взрослых с подростками.
В работе по воспитанию толерантности необходимо использовать широкий спектр таких методов как этическая беседа, дискуссия, диспут, убеждение, творческое задание, соревновательная ситуация, упражнение, игра, тренинг и др. Необходимо входить с ними в личностный диалог, признавать их мнения, и рассуждать вместе с ними о самых сложных, противоречивых ситуациях современной жизни. Именно в таких формах создаются условия для формирования толерантности личности.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы послужило достижение значимой положительной динамики развития толерантности у подростков по итогам формирующего педагогического эксперимента.
Нами был проведен констатирующий эксперимент и выявлены уровни сформированности толерантности у подростков. С помощью «Методики изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса мы определили уровни развития эмоционального компонента толерантности подростков. Было выявлено, что в классе преобладающее большинство подростков имеет высокий и средний уровень сформированности толерантности по данному компоненту: они умеют проявлять сочувствие, всегда готовы прийти на помощь, а также готовы к дружеским и приятельским отношениям с окружающими 72 %. Также в классе были выявлены подростки с низким уровнем - 28%: они показали предвзятое отношение к окружающим, явно демонстрировали протест и нежелание слушать задание.
При помощи методики «Сломанный карандаш», определяющей развитие поведенческого компонента толерантности, мы установили следующее: высокий уровень показали учащиеся (40%), они дали положительные ответы по поводу готовности помочь своему однокласснику (-це) («дам свой карандаш», «помогу поточить карандаш», «дам запасной»). Средний уровень показали 28% подростков: они решили помочь советом «порисуй своим запасным карандашом». А также были дети, которые показали низкий уровень и дали грубые ответы («так ему и надо», «ни за что не поделюсь с ним своим карандашом»). Подобные высказывания допустили (32%).
Теоретическое обоснование проблемы воспитания толерантности у подростков в условиях современной школы, а также проведение диагностики, направленной на выявление уровня сформированности толерантности, позволили нам разработать социально - педагогическую программу «Между нами больше общего, чем мы думаем», направленную на развитие данных компонентов толерантности подростка. Программа предполагала проведение 9 занятий, взаимосвязанных между собой и объединены в определенную логическую структуру.
В процессе реализации социально-педагогической программы «Между нами больше общего, чем мы думаем» подростки проявляли активность на всех занятиях, поскольку были использованы активные и интерактивные методы их проведения, учтены возрастные особенности, создана благоприятная психологическая атмосфера.
По окончании эксперимента нами была проведена контрольная диагностика, анализ результатов которой показал, что большая часть группы имеет средний и высокий уровни сформированности толерантности.
По «Методике изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса, количество подростков, у которых уровень сформированности толерантности был низким, уменьшилось. Несмотря на это, у трех человек (Лиана М., Ильшат Х., Азат Г.) данный показатель остался низким. Это можно объяснить тем, что формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающим, мнению другого - сложный процесс, требующий длительного времени. Наша программа ввиду своей краткосрочности не гарантирует быстрого положительного результата. Большая часть подростков (80%) имеют высокий и средний уровни сформированности эмоционального компонента толерантности. Это говорит о готовности подростков к дружественным и приятельским отношениям с окружающими.
На основании полученных данных видно, что после проведённого формирующего эксперимента наблюдаются положительные изменения. Низкий уровень сформированности поведенческого компонента показали 20% учащихся. Айдар Н. проявлял активность во время занятий только работая индивидуально. Можно предположить, что подросток плохо адаптирован в коллективе, поэтому ему необходимо больше времени для достижения результата. Подобная ситуация и у Зилии Ф. Большая часть подростков (80%) продемонстрировала средний и высокий уровень сформированности толерантности. Таким образом, реализованная нами социально-педагогическая программа «Между нами больше общего, чем мы думаем» показала свою продуктивность.
Теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследование позволили выявить следующие психолого-педагогические условия, которые могут позитивно влиять на формирование толерантности подростков:
- создание цельного толерантного пространства класса, школы;
- формирование установки учителей и учеников на толерантность и равный диалог;
- обеспечение ориентированного на личность взаимодействия между педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе, которое способствует формированию навыков толерантности в коммуникативной сфере и создаёт предпосылки для успешного развития толерантных качеств;
- организация образовательного процесса таким образом, чтобы повысить информированность учащихся по проблемам толерантности;
- вариативное использование активных и интерактивных методов обучения и воспитания, актуализирующих развитие толерантности обучающихся.
В ходе проведённого исследования нами были изучены особенности ее проявления у подростков. Необходимо отметить, что с одной стороны, подростковый возраст - это наиболее оптимальный и сенситивный возраст для формирования самых важных личностных новообразований. С другой стороны, в силу многих социальных рисков, способных негативно воздействовать на развитие личности в этом возрасте, требуется постоянное внимательное взаимодействие взрослых с подростками.
В работе по воспитанию толерантности необходимо использовать широкий спектр таких методов как этическая беседа, дискуссия, диспут, убеждение, творческое задание, соревновательная ситуация, упражнение, игра, тренинг и др. Необходимо входить с ними в личностный диалог, признавать их мнения, и рассуждать вместе с ними о самых сложных, противоречивых ситуациях современной жизни. Именно в таких формах создаются условия для формирования толерантности личности.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы послужило достижение значимой положительной динамики развития толерантности у подростков по итогам формирующего педагогического эксперимента.
Нами был проведен констатирующий эксперимент и выявлены уровни сформированности толерантности у подростков. С помощью «Методики изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса мы определили уровни развития эмоционального компонента толерантности подростков. Было выявлено, что в классе преобладающее большинство подростков имеет высокий и средний уровень сформированности толерантности по данному компоненту: они умеют проявлять сочувствие, всегда готовы прийти на помощь, а также готовы к дружеским и приятельским отношениям с окружающими 72 %. Также в классе были выявлены подростки с низким уровнем - 28%: они показали предвзятое отношение к окружающим, явно демонстрировали протест и нежелание слушать задание.
При помощи методики «Сломанный карандаш», определяющей развитие поведенческого компонента толерантности, мы установили следующее: высокий уровень показали учащиеся (40%), они дали положительные ответы по поводу готовности помочь своему однокласснику (-це) («дам свой карандаш», «помогу поточить карандаш», «дам запасной»). Средний уровень показали 28% подростков: они решили помочь советом «порисуй своим запасным карандашом». А также были дети, которые показали низкий уровень и дали грубые ответы («так ему и надо», «ни за что не поделюсь с ним своим карандашом»). Подобные высказывания допустили (32%).
Теоретическое обоснование проблемы воспитания толерантности у подростков в условиях современной школы, а также проведение диагностики, направленной на выявление уровня сформированности толерантности, позволили нам разработать социально - педагогическую программу «Между нами больше общего, чем мы думаем», направленную на развитие данных компонентов толерантности подростка. Программа предполагала проведение 9 занятий, взаимосвязанных между собой и объединены в определенную логическую структуру.
В процессе реализации социально-педагогической программы «Между нами больше общего, чем мы думаем» подростки проявляли активность на всех занятиях, поскольку были использованы активные и интерактивные методы их проведения, учтены возрастные особенности, создана благоприятная психологическая атмосфера.
По окончании эксперимента нами была проведена контрольная диагностика, анализ результатов которой показал, что большая часть группы имеет средний и высокий уровни сформированности толерантности.
По «Методике изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса, количество подростков, у которых уровень сформированности толерантности был низким, уменьшилось. Несмотря на это, у трех человек (Лиана М., Ильшат Х., Азат Г.) данный показатель остался низким. Это можно объяснить тем, что формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающим, мнению другого - сложный процесс, требующий длительного времени. Наша программа ввиду своей краткосрочности не гарантирует быстрого положительного результата. Большая часть подростков (80%) имеют высокий и средний уровни сформированности эмоционального компонента толерантности. Это говорит о готовности подростков к дружественным и приятельским отношениям с окружающими.
На основании полученных данных видно, что после проведённого формирующего эксперимента наблюдаются положительные изменения. Низкий уровень сформированности поведенческого компонента показали 20% учащихся. Айдар Н. проявлял активность во время занятий только работая индивидуально. Можно предположить, что подросток плохо адаптирован в коллективе, поэтому ему необходимо больше времени для достижения результата. Подобная ситуация и у Зилии Ф. Большая часть подростков (80%) продемонстрировала средний и высокий уровень сформированности толерантности. Таким образом, реализованная нами социально-педагогическая программа «Между нами больше общего, чем мы думаем» показала свою продуктивность.
Теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследование позволили выявить следующие психолого-педагогические условия, которые могут позитивно влиять на формирование толерантности подростков:
- создание цельного толерантного пространства класса, школы;
- формирование установки учителей и учеников на толерантность и равный диалог;
- обеспечение ориентированного на личность взаимодействия между педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе, которое способствует формированию навыков толерантности в коммуникативной сфере и создаёт предпосылки для успешного развития толерантных качеств;
- организация образовательного процесса таким образом, чтобы повысить информированность учащихся по проблемам толерантности;
- вариативное использование активных и интерактивных методов обучения и воспитания, актуализирующих развитие толерантности обучающихся.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2013 - Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном
процессе современной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Групповое психологическое консультирование как средство развития толерантности подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как* способ формирования толерантных качеств подростков сельской школы
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности и позитивных стереотипов
поликультурного взаимодействия на уроках истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



