ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ
ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 История исследований толерантности в контексте
междисциплинарного подхода 7
1.2 Психологическая характеристика особенностей подросткового
возраста 12
1.3 Психолого-педагогические условия формирования толерантности
подростков 15
Выводы по первой
главе 23
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Описание хода и результатов констатирующего эксперимента 28
2.2 Описание содержания и хода реализации программы по
формированию толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации 28
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной
работы по формированию толерантности подростков 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время современный человек является культурным тогда, когда он не только образован, но и обладает такими чувствами как уважение к окружающим и самоуважение. В связи с этим вопрос формирования толерантности у подрастающего поколения является актуальным.
Будущее страны зависит от воспитания подрастающего поколения. Поэтому важно не упустить момент в воспитании и обучении, формировании навыков общения, взаимопонимания умения строить взаимоотношения с окружающими. Главная помощь в развитии подростка должна исходить от школы. Именно школа должна ставить перед собой задачи, которые помогут формировать у обучающихся не только знания, умения и навыки, но и социально ценные личностные качества, в том числе и толерантность в отношении окружающих.
Подростковый возраст - наиболее подходящий период для воспитания толерантности. Его особенностями являются положительная динамика поведенческих и личностных изменений, активность процессов
социализации и адаптации, усвоения социокультурных норм и ценностей, образцов поведения, но и в то же время возникновение часто деструктивных проявлений вследствие нарушений в сфере отношений к другим и себе. Все это требуют организации деятельности, определения способов, принятия мер, направленных на снижение влияния негативных факторов как на личность, так и на её социальное окружение.
Школа - социальный институт, который обладает большими возможностями для организации систематического воспитания толерантности учащихся. Задачу воспитания толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших для современной школы.
В научно-теоретических и прикладных исследованиях исследуемая нами проблема освещена в достаточном объеме. Единого подхода к пониманию феномена толерантности мы не обнаружили. Также нами не были обнаружены конкретные эффективные способы воспитания толерантности в условиях современной школы, что говорит об актуальности нашей исследовательской работы и определяет потребность в их выявлении и целесообразность проведения исследования в рассматриваемой области.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Объект исследования: воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Гипотеза исследования: воспитание толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации будет происходить эффективнее, если:
- своевременно проведена диагностика и выявлены уровни её развития;
- разработана специальная программа с учетом уровня развития толерантности учащихся, включающая адекватные содержание, формы и методы воспитательной работы в соответствии с возрастом школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и содержание понятия «толерантность», особенности её проявления у подростков.
2. Выявить особенности воспитания толерантности у подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий с целью выявления уровня сформированности толерантности у подростков в рамках констатирующего эксперимента.
5. Разработать и реализовать социально-педагогическую программу, направленную на развитие толерантности подростков в рамках формирующего эксперимента.
6. Провести диагностику результатов формирующего эксперимента, проанализировать и обобщить полученные данные.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: Теоретические методы: анализ литературы, теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: тестирование, педагогический эксперимент.
Были использованы диагностические методики:
- «Методика изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса, направленная на изучение эмоционального компонента толерантности;
- Методика «Сломанный карандаш», направленная на изучение поведенческого компонента толерантности.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний, обобщении теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования в школьной практике разработанной социально-педагогической программы, способствующей формированию толерантности у подростков в условиях современной школы.
Базой исследования послужил лицей №2 города Дюртюли Республики Башкортостан. Выборку исследования составили учащиеся в возрасте 13-14 лет в количестве 25 человек.
Апробация результатов исследования проводилась путем участия автора в студенческой научно-образовательной конференции Елабужского института КФУ, в секции «Проектирование развивающей среды образовательной организации», тема доклада «Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы». Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
1) Муратова Л.Л. Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы / Л.Л. Муратова // Международный научный журнал «Молодой ученый»: г. Казань. - №22(208), июнь 2018 года. 2) Муратова Л.Л. Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков / Л.Л. Муратова // Международный научный журнал «Молодой ученый»: г. Казань. - №22(208) июнь 2018 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.
Первая глава содержит теоретические основы изучения проблемы формирования толерантности у подростков.
Во второй главе рассматриваются практические аспекты исследуемой проблемы, определяются методы исследования толерантности подростков, приводятся результаты и анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у подростков.
Заключение содержит основные выводы по проведенному исследованию.
Анализ исследований позволяет сделать вывод об отсутствии единства в подходах к пониманию содержания понятия «толерантность», а также многоаспектности феноменологии толерантности. В работах разных авторов толерантность определяется как терпимость, способность, отношение, стремление решать конфликты, антипод агрессивности, снисходительность, уважение прав, адаптация, устойчивость, допущение, принятие, социальная норма, качество в структуре личности, жизненная позиция, интегральная характеристика индивида, добродетель, компетентность.
В ходе проведённого исследования нами были изучены особенности ее проявления у подростков. Необходимо отметить, что с одной стороны, подростковый возраст - это наиболее оптимальный и сенситивный возраст для формирования самых важных личностных новообразований. С другой стороны, в силу многих социальных рисков, способных негативно воздействовать на развитие личности в этом возрасте, требуется постоянное внимательное взаимодействие взрослых с подростками.
В работе по воспитанию толерантности необходимо использовать широкий спектр таких методов как этическая беседа, дискуссия, диспут, убеждение, творческое задание, соревновательная ситуация, упражнение, игра, тренинг и др. Необходимо входить с ними в личностный диалог, признавать их мнения, и рассуждать вместе с ними о самых сложных, противоречивых ситуациях современной жизни. Именно в таких формах создаются условия для формирования толерантности личности.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы послужило достижение значимой положительной динамики развития толерантности у подростков по итогам формирующего педагогического эксперимента.
Нами был проведен констатирующий эксперимент и выявлены уровни сформированности толерантности у подростков. С помощью «Методики изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса мы определили уровни развития эмоционального компонента толерантности подростков. Было выявлено, что в классе преобладающее большинство подростков имеет высокий и средний уровень сформированности толерантности по данному компоненту: они умеют проявлять сочувствие, всегда готовы прийти на помощь, а также готовы к дружеским и приятельским отношениям с окружающими 72 %. Также в классе были выявлены подростки с низким уровнем - 28%: они показали предвзятое отношение к окружающим, явно демонстрировали протест и нежелание слушать задание.
При помощи методики «Сломанный карандаш», определяющей развитие поведенческого компонента толерантности, мы установили следующее: высокий уровень показали учащиеся (40%), они дали положительные ответы по поводу готовности помочь своему однокласснику (-це) («дам свой карандаш», «помогу поточить карандаш», «дам запасной»). Средний уровень показали 28% подростков: они решили помочь советом «порисуй своим запасным карандашом». А также были дети, которые показали низкий уровень и дали грубые ответы («так ему и надо», «ни за что не поделюсь с ним своим карандашом»). Подобные высказывания допустили (32%).
Теоретическое обоснование проблемы воспитания толерантности у подростков в условиях современной школы, а также проведение диагностики, направленной на выявление уровня сформированности толерантности, позволили нам разработать социально - педагогическую программу «Между нами больше общего, чем мы думаем», направленную на развитие данных компонентов толерантности подростка. Программа предполагала проведение 9 занятий, взаимосвязанных между собой и объединены в определенную логическую структуру.
В процессе реализации социально-педагогической программы «Между нами больше общего, чем мы думаем» подростки проявляли активность на всех занятиях, поскольку были использованы активные и интерактивные методы их проведения, учтены возрастные особенности, создана благоприятная психологическая атмосфера.
По окончании эксперимента нами была проведена контрольная диагностика, анализ результатов которой показал, что большая часть группы имеет средний и высокий уровни сформированности толерантности.
По «Методике изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса, количество подростков, у которых уровень сформированности толерантности был низким, уменьшилось. Несмотря на это, у трех человек (Лиана М., Ильшат Х., Азат Г.) данный показатель остался низким. Это можно объяснить тем, что формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающим, мнению другого - сложный процесс, требующий длительного времени. Наша программа ввиду своей краткосрочности не гарантирует быстрого положительного результата. Большая часть подростков (80%) имеют высокий и средний уровни сформированности эмоционального компонента толерантности. Это говорит о готовности подростков к дружественным и приятельским отношениям с окружающими.
На основании полученных данных видно, что после проведённого формирующего эксперимента наблюдаются положительные изменения. Низкий уровень сформированности поведенческого компонента показали 20% учащихся. Айдар Н. проявлял активность во время занятий только работая индивидуально. Можно предположить, что подросток плохо адаптирован в коллективе, поэтому ему необходимо больше времени для достижения результата. Подобная ситуация и у Зилии Ф. Большая часть подростков (80%) продемонстрировала средний и высокий уровень сформированности толерантности. Таким образом, реализованная нами социально-педагогическая программа «Между нами больше общего, чем мы думаем» показала свою продуктивность.
Теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследование позволили выявить следующие психолого-педагогические условия, которые могут позитивно влиять на формирование толерантности подростков:
- создание цельного толерантного пространства класса, школы;
- формирование установки учителей и учеников на толерантность и равный диалог;
- обеспечение ориентированного на личность взаимодействия между педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе, которое способствует формированию навыков толерантности в коммуникативной сфере и создаёт предпосылки для успешного развития толерантных качеств;
- организация образовательного процесса таким образом, чтобы повысить информированность учащихся по проблемам толерантности;
- вариативное использование активных и интерактивных методов обучения и воспитания, актуализирующих развитие толерантности обучающихся.
1. Аджиева] Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания||голерантности» Т олерантное Сознаниееи формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. - метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: 2003. - С. 85-92
2. Асмолов Л.Г. Толерантность: от утопии к реальности/А.Г. Асмолов //На пути к толерантному сознанию. - 2014. - С. 149-152.
3. Асмолов А.Г О смыслах понятия толерантность/А.Г. Асмолов,
Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: научно¬
публицистический вестник. - М.: Логос, 2014. - С. 35-36.
4. Бакулин, С.Д. Толерантность от истории понятия к современным социокультурным смыслам / С.Д. Бакулин, - М.:Наука, 2016. - 112с.
5. Безюлевас Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение: психология педагога - М.: Вербум- М, 2003. - 168 с.
6. БондареватГ. ФормированиепголерантнойбличностиаШкольника]/ Г. Бондарева // ИсторияВкПервоеЭсентября». - 2002. - № 3. - С. 13-15. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200202008.-
7. Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? / Р.Р. Валитова // Вестник Моск. ун-та. - 2011. - № 1. - С. 160-165.
8. Выготский Л.С. Педагогическая (психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс,1999. - 536 с.
9. Григорьев, Д.В. Формирование российской идентичности школьников потенциал воспитательного пространства / Д.В. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2015. - №9. - С. 24-29.
10. Дударев М. И., Демьянюк И. Ю., Полторак, Д. И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности/ М. И. Дударев И. Ю. Демьянюк Д. И. Полторак. - М. : Вентана - Граф, 2007. - 192 с.
11. Зайналова, Б.Г. Воспитание патриотизма, толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма у детей через книгу и библиотеку / Б.Г. Зайналова // Школьная библиотека. - 2009. - №4/5. - С. 41-43.
12. ИвановасН.М.Толерантность как проблема воспитания / Н.М.
Иванова!// Тендерные основания механизмов»! профилактика Девиантного поведения личности в малых группах в XXI веке: материалы
международного|симпозиума]27-28 октября, Кострома. - Кострома, 2014. - С. 119 - 122.
13. Ильинская рГ. Толерантность / С.Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2012. - С.286.
14. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности /Е.Ю. Клепцова. - М.: Акад. Проект, 2004. - 174 с.
15. Кожурина Л.В лабиринтах [толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание|и терпимость // ПервоеЦентября. - М., 2004. - Вып. 53. - С. 20 - 34.
16. Коломенский Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я.Л.Коломенский, Б.П. Живнявский.- М., 1990. - № 2. - С.37-42.
17. Лалиев Б.К., Кочисов В.К. Проблемы Формирования
Толерантности®/ Подростков!/ Б.К Лалиев, В.К. Кочисов // Международный Студенческий Научный Вестник - 2014. - № 4.;
Url:Http://Www.Eduherald.Ru/Ru/ Article/View?Id=11902.-(Дата Обращения: 13.06.2018).
18. Мещанинова Т. Философия толерантного воспитания Я.А. Коменского: материалы международной научно - практической конференции «К идеалам мира - через культуру и образование молодежи» / Т. Мещанинова. - Алматы: Эверо, 2004. - 35 с.
19. Мчедлова|М.П. Толерантность / Общ. ред. - М.: Республика, 2004. - 416 с.
20. НерознакЦД.А., Элиасберг[Т.И., Сунгурова|Т.Л. К толерантности шаг за шагом: учеб. пособиеВдля учащихсяЦснов. шк. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Перспектива: Союз, 2008. - 203 с.
21. Нижегородцева! Н.В. Психологические механизмы и условия
развитияХголерантности|В детскоммозрасте: культурно-историческийбтодход / Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных
исследований. Ярославль, 2011. - С. 22-23.
22. Николаева! Э.Ф. Возможности формирования толерантности личности / Толерантность: социально-гуманитарные аспекты: монография/ под ред. Т.Н. Андреюшкиной. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - С. 210-215
23. Поддубная|И.В., Зеленина|Е.И. Формирование толерантности|у детей [дошкольного розраста!в условиях образовательного [учреждения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
24. ПоштареваИГ.В. ФормированиеиэтнокультурнойИюмпетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 35-42.
25. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и
практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /. — М.:
Издательский центр «Академия», 2008. URL:http://psychlib.ru/mgppu/PPs-2008/PPs-320.htm#.-
26. Пчелинцева И.Г. Толерантность|bечевогоTдоведения!|тудентов|В ходе дискуссии/ И.Г. Пчелинцева // Высшее образование|bегодня. - 2006. - №
5. -С. 58 - 60.
27. Реан А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология/ А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: ПитерВСом, 1999. - 416 с.
28. Риэрдон|ъ.Э. Толерантность^ дорогаж миру/ Б. Э. Риэрдон|М. : «Бонфи», 2001. - 304 с.
29. Семашко М.А. Развитие термина! «толерантность» в
гуманитарных науках/ М.А. Семашко // Emissia: Электронный научно-педагогический журнал. - 2007. - октябрь. - режим доступа:
http://www.emissia.org/offline/2007/1204.htm.-
30. Сиволобова И.В. Ценностные ориентации как личностное измерение толерантности// Воспитание толерантности и взаимодействие различий / сост. А.М. Байбаков. - Волгоград: изд-во ВГИК РО, 2004.
31. Симановский А.Э. Педагогическая Психология: учеб. Пособие / А. Э. Симановский. -М.: МПСИ, 2008. - 304 с.
32. Скрипкина! Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? / Социология. 1994. - № 3.
33. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости / Г.У. Солдатова. М.: Смысл, 1998.
34. Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать?/ П.В. Степанов // Народное образование. - 2001. - № 6. - С. 152.
35. Степанов П. В. Воспитание детей в духе толерантности/ П. В. Степанов // Классный руководитель. - 2002. - № 2. - С. 18 - 20.
36. Строганова, Л.В. Классные часы, беседы для школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л.В. Строганова //М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
37. ТишковВВ.А. Толерантность» согласиеар трансформирующихся обществах/ В.А. Тишковь/ Толерантности» культурная||градиция|/ под ред. М. Ю. Мартыновой. - М.: изд-во РУДН, 2002. - С. 9 -31.
38. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики вформировании психолого-педагогических оснований организациисовременного образования / Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - C. 7-22 , 2010
39. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы/ Л.Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2006. - 128 с.
40. ФилатоваМЙ.Н. Воспитание и толерантность/ М. Н. Филатова!// ВысшееЬбразованиеарегодня. - 2002. - № 11. - С. 12 - 16.
41. Черепанова! Е.С. Педагогика! толерантности [Электронный ресурс]: прогр. повышения квалификации / Е.С. Черепанова; Уральский государственный университет имени А.М. Горького. - Режим доступа: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/1533/4/1332204 program.pdf.-
42. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) / В.В. Шалин.- Краснодар: Периодика|Кубани, 2000. - 256 с.
43. Шустоват Л.П. Воспитание толерантности: приёмы для
индивидуальной и групповой работы/ Л.П. Шустова // Классный руководитель. - 2006.- № 4. - С. 77 - 80.