ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Методологические основы профориентационной работы 5
Глава 2. Анализ проблем профориентации. Исследования зарубежной и отечественной практики развития профориентационной работы 15
Глава 3. Техническое задание по созданию комплексный центр профориетации на базе
Казанского (Приволжского) федерального университета 24
3.1 Паспорт проектной работы 24
3.2 Краткая аннотация проекта 26
3.3 Актуальность проекта 28
3.4 Предпосылки создания проекта. 30
3.5 Нормативно-правовые основания для создания проекта 32
3.6 Особенности проекта 35
3.7 Описание проекта.: стратегия и механизмы достижения поставленных целей 37
3.8 Конкуренты 41
3.9 Жизненный цикл и этапы реализации проекта 45
3.10 Риски. и возможности их минимизации 50
3.11 Финансовая модель проекта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Профориентация рассматривается как научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных умений личности и пути ее реализации.
В этой связи актуальным становится создание комплексного центра профориентации на базе Казанского (Приволжского) федерального университета - объединение кадровых ресурсов, наличие брендового имени, авторов многих профессиональных методик, которые могли бы квалифицированной комплексной услугой оказать помощь в определении и продвижении своего профессионального и карьерного пути.
Цель проекта- создание комплексного центра профориентации на базе Казанского (Приволжского) федерального университета для поддержки личности в профессиональном формировании и развитии, с учетом их потребностей, интересов, способностей, умений и навыков.
Задачи:
2. Разработать модель, включающую в себя структуру, содержание, формы, методы работы центра профессиональной ориентации.
3. Провести апробацию методического комплекса на базе МБОУ «СОШ №114» города Казани.
4. Сделать оценку экономической привлекательности проекта.
5. Социальная значимость проекта.
Казанский (Приволжский) федеральный университет является опорным образовательным учреждением для проведения обучающих семинаров, мастер- классов, региональных курсов повышения квалификации для жителей города Казани. Кадровый персонал университета является активным организатором, лектором, участником данных обучающих мероприятий. Профориентационная работа в университете ведется как с абитуриентами и студентами, так и с более взрослым контингентом Казани. С 2007 года в Республике Татарстан на базе Казанского (Приволжского) федерального университета стартовал жизнеутверждающий проект «Университет третьего возраста».
Практическая значимость данного научного исследования заключается в возможности использования данного проекта на практике, основываясь на базе Казанского (Приволжского) федерального университета.
Профориентация рассматривается как научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Развитие профессиональной ориентации в любом возрасте имеет свои достоинства. Начинать узнавать о мире профессий предпочтительнее в малом возрасте, когда ты можешь охватить больше информации и быстро воспринимаешь всю действительность.
Основная цель профессионального воспитания — формирование личности, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего, нравственными, высокими и профессиональными качествами.
В целом стоит отметить, что экономически и культурно развитые страны отводят профориентации важную роль, это объясняется тем, что в процессе профориентации формируются навыки и компетенции, которые необходимы для трудоустройства и трудовой мобильности. Именно поэтому российской системе образования следует уделять больше внимания профессиональной ориентации учащихся.
Главная цель проекта - создание комплексного центра профориентации на базе Казанского (Приволжского) федерального университета для поддержки личности в профессиональном формировании и развитии, с учетом их потребностей, интересов, способностей, умений и навыков.
Реализация данного проекта позволит создать условия и стимулы для положительных качественных изменений в интеллектуальной, личностной области деятельности, повысить продуктивность профориентационного процесса.
Так как центр профориентации будет находиться на базе Казанского (Приволжского) федерального университет, это нам дает огромное преимущество перед другими центрами.
- Бренд самого университета - это мощная структура узнаваемости на территории Республики Татарстан;
- Квалифицированность сотрудников в университете - взаимодействие многих профессионалов в своем деле;
- Сотрудничество с мировыми университетами и компаниями;
- Взаимодействие с центрами занятости и самими работодателями города Казани;
- Привлечение общеобразовательных и средних
общеобразовательных учреждений;
- Оказание помощи министерству образования в повышении
квалифицированности специалистов;
- Создание цепочки «Школа-Вуз(Суз)- Работодатель».
1. О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон от 19.04.1991 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №17. - Ст. 1915.
2. О профессиональной и психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996// Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти. - 1996. - №10. - С. 685.
3. Гафурова, Н.В. Интегральная модель интеллектуально-личностного развития учащихся в системе образования / Н.В. Гафурова. - М.: Макс Пресс, 2004. - 220 с.
4. Гендин, А.М., Осетрова, И.Г., Сергеев, М.И., Шабунина, Л.И. Опыт реализации инновационной программы в общеобразовательной школе (по материалам социологического исследования) / А.М. Гендин, И.Г. Осетрова, М.И. Сергеев, Л.И. Шабунина. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 214 с.
5. Джиоев, С.Х. профориентация как форма содействия трудовой занятости: некоторые вопросы теории правового регулирования / С.Х. Джиоев // Государство и право. - 2005. - №11. - С. 39 - 46.
6. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М.:, 1994. - 127 с.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - М.:
Академический проект, 2005. - 336 с.
8. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., СадовниковаН.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Академический проект, 2004. - 192 с.
9. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
10. Копылова, Т.Г., Лашина, О.Л. Систем! профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида / Т.Г. Копылова, О.Л. Лашина // Дифектология. - 2006. - №5. - С. 75 - 78.
11. Лукин, В., Тихонова, Е., Лаптев, А. Психологическая помощь как элемент профориентации молодежи / В. Лукин, Е. Тихонова, А. Лаптев // Человек и труд. - 2001. - №3. - С. 56 - 58.
12. Лукин, Н.Н. Культурно-историческое творчество и профессиональное
образование (социально-философский анализ): Науч.-метод. пособие /
Н.Н. Лукин. - Красноярск: КГАУ, 2004. - 160 с.
13. Маслов, Е.В. управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 312 с.
14. Митрофанова, Я.А., Баранов, П.М., Черкашина, Е.Ю. «Портфолио» как мотивирующий фактор профессионального выбора школьника / Я.А. Митрофанова, П.М. Баранов, Е.Ю. Черкашина // Молодежь Сибири - науке России. Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции / Сост. М.А. Малышкова. - Красноярск: СИБУП, 2005. - 413 с.
15. Моргун, В.Ф. Методика многомерного анализа достижений ученика с целью профилирования и профориентации / В.Ф. Моргун // Школьные технологии. - 2005. - №6. - С. 134 - 141.
16. Носкова, О.Г. Психология труда: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
17. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: в 4-х ч. / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии, 1997.
18. Пряжников, Н.С. Направления и методы профориентации //
http://profession.krsnet.ru
19. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: Учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 496 с.
20. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Флинта, 1998. - 184 с.
21. Психологические трудности и ошибки при выборе профессии // http: //www.prof-centr.ru
22. Пурлушкина, Л.Н. Методика проведения индивидуальной
профконсультации // http://profession.krsnet.ru
23. Собчик, Л., Волкова, Т. «Все работы хороши. Выберу ль на вкус?» или психодиагностика на службе кадровика / Л. Собчик, Т. Волкова // Управление персоналом. - 2001. - №1. - С. 39 - 44.
24. Тарасюк, О.А. Профориентационная карта учащихся как форма психологического сопровождения в выборе профессии / О.А. Тарасюк// http: //rcpom.edu.by
25. http://slovari.yandex.ru